Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Автобиография А. А. Остужева


Сборник автобиографий «Старейшие мастера Малого театра»
Редиздатотдел ВТО, М., 1949 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Родился я 16 апреля 1874 года в Воронеже. Отец мой всю жизнь работал на железной дороге: был смазчиком, сцепщиком, кочегаром на паровозе, помощником машиниста, машинистом и оберкондуктором на товарном поезде.
Детство мое было тяжелым. Учился сначала в уездном, потом в техническом железнодорожном училище. Работал в столярном, слесарном и кузнечном цехах, очень интересовался техникой.
Эта страсть осталась у меня и по сей день: очень увлекаюсь машинами, станками, конструкциями, знакомлюсь с новыми моделями паровозов.
С самых малых детских лет я стремился к сцене. Помню, как еще мальчишкой я произносил перед невидимыми зрителями монолог Фамусова и, что еще удивительнее, Пимена; мне как-то больше импонировали роли стариков.
К этому же времени (мне было лет десять-двенадцать) относится мое первое выступление на настоящей сцене. Мы жили неподалеку от городского театра, и мать сдавала комнату. В ней как-то поселился драматический и опереточный актер Кромский-Сельский, выученик известного провинциального трагика А. К. Любского.
С нашим квартирантом я чуть ли не ежедневно ходил в театр, где шли опереточные спектакли. Однажды я даже участвовал в оперетте «Цыганский барон», изображая цыганенка. Это было мое первое выступление, за которое я получил гонорар — 30 копеек.
В начале 90-х годов я вновь столкнулся с театром. Я уже учился в железнодорожном техническом училище. Помню, как я впервые явился к державшему в тот сезон Воронежский театр знаменитому антрепренеру Медведеву. У него была отличная труппа. Я рассказал Медведеву о себе, о моем страстном желании стать актером, но он запротестовал: «Не возьму грех на душу, — говорил он, — иди тем путем, который открыт перед тобой».
Все же после долгих просьб он согласился меня взять в труппу, и я прослужил у него сезон.
В летнее время в Воронеже обычно были открыты два театра — городской и летний «Эрмитаж». Летом 1895 года городской театр держал П. П. Струйский, а «Эрмитаж» — Соломин. Оба театра состязались, стремясь привлечь публику, расклеивали невероятных размеров афиши и объявляли сногсшибательный репертуар всяких феерий, душераздирающих мелодрам и фантастических пьес.
Все это желанных сборов не давало, и оба театра прогорали. Тогда антрепренеры решили договориться, соединив сначала обе труппы вместе, а потом разбили всех на две группы. Лучших актеров взял Соломин к себе в «Эрмитаж», а остальные попали в городской театр, которым руководил Струйский. К нему же попал и я.
Этот сезон решил всю мою судьбу — с него началась моя основная и серьезная сценическая деятельность. В «Эрмитаж» постоянно приезжали гастролеры. Среди них был и Александр Иванович Южин. Он гастролировал в «Отелло», «Эрнани» Гюго, в своей пьесе «Молодость Грозного».
Гастроли он обычно начинал с «Эрнани». Как раз в день его первого выступления я впервые должен был играть большую роль, не помню в какой пьесе. Я тщательно готовился к этому спектаклю. Вдруг утром вбегает ко мне Соломин и предлагает итти скорее к нему в «Эрмитаж»: «Южин отклонил уже двух актеров, пытавшихся сыграть роль посла. Кроме тебя, играть больше некому». — «А как же здесь?» — «Здесь все уладим»,— ответил Соломин и повел меня к Южину.
Сердце мое трепетало от радости и страха, когда я предстал перед московским гастролером. Он внимательно осмотрел меня со всех сторон и сказал, что я подхожу. У меня была всегда что называется дикая память, и я быстро выучил небольшой монолог посла. Южин посвятил меня в свою трактовку роли, подробно рассказал, чего он от меня хочет, и был вполне удовлетворен репетицией. Я выбрал себе самый лучший костюм, подкупая портных папиросами.
Вечером состоялся спектакль. Я не помню, как он прошел. Когда я разгримировывался, ко мне пришел парикмахер, с которым Южин всегда ездил по провинциям, и сказал, что Александр Иванович просит меня к себе. Южин стал расспрашивать, где я учился, что делают мои родители, где я работаю в настоящее время, какие имею планы на будущее.
Не помню как и что я ему отвечал, только сказал, что моя заветная мечта стать настоящим актером. Южин помолчал, а затем спросил: «Вам кто-нибудь говорил, что вы представляете собой как актер? Нет? Так я вам скажу».
И начал говорить такие слова, что я расплакался. «Без моего ведома ничего не предпринимайте, — просил Южин, — никаких контрактов не подписывайте. Ждите от меня письма и побольше читайте».
Моя работа шла своим чередом: я уже служил в управлении Юго-восточной железной дороги, ездил на паровозе, был чертежником и сотрудником стола личного состава. Надежды на письмо Южина угасали. Однажды, возвращаясь домой, я увидел стоящего на пороге отца, который держал высоко над головой письмо с княжеской короной.
Я боялся вскрыть это письмо. А когда осторожно распечатал и прочел, — в голове совсем помутилось. Александр Иванович писал мне:
«Я говорил с управляющим императорскими театрами Павлом Михайловичем Пчельниковым, Александр Алексеевич, поручился за ваши способности и за ваше трудолюбие. С первого сентября вы будете зачислены на первый курс императорского театрального училища в Москве, а с 1 января 1896 года, то-есть через 4 месяца, вам будет назначена стипендия в размере 300 рублей в год и вы будете освобождены от оплаты за слушание лекций.
По окончании трехлетнего курса вы будете приняты в состав Малого театра на жалованье: первый год — 600 рублей, а дальше вам открыта дорога.
Теперь с материальной стороны вам надо иметь рублей 100, чтобы приехать сюда, внести 50 рублей за первое полугодие и просуществовать до октября. К октябрю я найду средства помочь вам дотянуть до стипендии и вообще помогу вам, сколько я в силах.
Если вы не раздумали итти на сцену, если ваши семейные и домашние дела позволяют вам отдаться вполне вашему призванию, ответьте мне немедленно: до 5 сентября я должен получить от вас категорическое решение, а самое позднее к 10 вы должны быть здесь.
Теперь есть другая, не материальная и важнейшая сторона. Объясняюсь коротко, но вдумайтесь в каждое мое слово, взвесьте его и решите.
Сцена требует, кроме таланта, от актера всех его сил, всего труда, сознательного и серьезного, на который он способен.
Если вы думаете, что достаточно обладать голосом, внешностью и известным огнем, чтобы больше уже ни о чем не заботиться,пожинать легкие лавры и легко зарабатывать, — не идите на сцену.
Если вы готовы отдать ей всю душу и все силы, не ожидая скорого и легкого успеха, работать всю жизнь, не покладая рук и искать совершенства в своей работе,— идите.
Вы — первый человек, которому за всю мою жизнь я советую итти на сцену, потому что вам много дано для нее.
Но много с вас и спросится, Александр Алексеевич. Помните это.
А. Южин».
Мне исполнился двадцать один год, и я поехал в Москву.
А. И. Южин встретил меня очень приветливо, сразу усадил обедать и послал за А. П. Ленским, который жил рядом.
С момента приезда в Москву и поступления в училище я стал посещать три артистических дома, окружение которых очень повлияло на формирование моего характера и сознания — актера и гражданина.
Это были «дома» А. И. Южина, А. П. Ленского и В. И. Немировича-Данченко. Здесь разговоры обычно касались вопросов искусства и литературы. Подвергались критической оценке очередные книжные новинки, какая-нибудь статья в свежем номере «Русской мысли», в котором тогда сотрудничал Владимир Иванович.
Это было время смены направлений в русской литературе. Здесь мы впервые услышали имя А. П. Чехова. В этих домах я приобрел чувство величайшей ответственности и честности в работе, страстное отношение к искусству, умение отдавать себя всего без остатка театру.
Первую роль в Малом театре я получил в 1898 году. Шел спектакль «Лес», я играл Буланова. Затем в «Эгмонте» — Фердинанда и, наконец, первую большую роль — Ромео в трагедии Шекспира.
После этого я сыграл Жадова («Доходное место»), Незнамова («Без вины виноватые»), Любима Торцова («Бедность не порок»), Хлестакова («Ревизор»), Чацкого («Горе от ума»), Карла («Разбойники»), Фердинанда («Коварство и любовь»), Освальда («Привидения»), Антония («Юлий Цезарь»), Уриэля Акосту, Отелло, барона («Скупой рыцарь») и многие другие.
«Художник — в неоплатном долгу перед народом». С сознанием этой истины я начал свою работу на театре. Мысль об этом всегда волновала лучших моих товарищей по сцене и представителей старшего поколения русских актеров, у которых я учился творческому отношению к искусству.
Я хорошо видел до революции разницу между долгом подлинного художника, работника искусства, перед народом и «долгом», о котором так любили распространяться прекраснодушные либералы-интеллигенты. Им не было никакого дела до народа.
Настоящий художник знал, что создателем всех материальных и духовных ценностей является народ. Уметь черпать темы и образы из сокровищниц народного творчества, уметь обогащать рту сокровищницу своим творчеством и своим мастерством — к этому стремился каждый выдающийся русский писатель, художник, актер.
Служить народу — такова была самая сокровенная мечта лучших представителей русского искусства во все эпохи. Игра русских актеров была зачастую насыщена гневом и скорбью, пламенным протестом и глубочайшей человеческой надеждой.
Мы любили наш родной народ, но были бессильны выразить со сцены нашу любовь к нему. Мы произносили с подмостков сцены монологи шиллеровских героев, персонажей шекспировских пьес, и в нашем исполнении был особый подтекст, обращенный к русскому народу.
Однажды меня спросили, что такое счастье?
И я на это ответил: по-моему, счастье — это делать свое любимое дело. Таково мое глубочайшее убеждение, выстраданное и подтвержденное всем моим опытом.
В 1908 году я заболел. Это была болезнь ушного лабиринта, которая обычно приводит к катастрофам. И вот я потерял слух окончательно. Это означало, что я стал как актер полным инвалидом. Выхожу на сцену и не слышу суфлера; не слышу ни одного звука, ни шелеста; ничего не слышу, точно я нахожусь в беззвучной пустыне...
Как же выйти на сцену, когда знаешь, что ты беспомощен? Ужас охватывает при мысли, что вдруг забудешь какое-нибудь слово — забудешь, и никто, никто не сумеет тебе там, на сцене, помочь...
Передо мной стоял выбор: уйти из театра, оставить его навсегда или победить свое несчастье. Но если победить, то как? Разумеется, трудом, только упорным трудом.
Я составил специальный трудовой режим и стал следовать ему со всей доступной точностью. Понадобился огромный труд. А этот труд потребовал почти аскетической жизни.
Так или иначе, я нашел способы, как мне работать на сцене. Потеря слуха оказалась потерей количественного порядка. По сравнению с моими товарищами по работе мне приходилось затрачивать гораздо больше труда и усилий. Ведь мне нужно было выучить текстуально не только свою роль, но и роли всех моих партнеров.
Все, что говорит мой партнер, я должен был знать на память. Это требовало большой работы сердца, нервов. Но я убедился, что всякая победа в труде возможна, если труд одухотворен большой целью.
* * *
Народ никогда в сущности не появлялся на сцене дореволюционного русского театра. Были, правда, в спектаклях «народные» сцены, но по существу они сводились к эффектным массовым «парадам» и не выражали, конечно, ни мыслей, ни чувств народа. Были в ряде пьес и монологи о народе, но спектакля, в котором была бы рассказана вся правда о народной жизни, дореволюционный русский театр не показал.
Не легко было многим актерам изображать в дореволюционном театре народ, не зная его жизни. Когда приходилось играть (что бывало очень редко) какого-нибудь человека из народа, мы изворачивались, мы старались что-нибудь выдумать. Редко это удавалось. Актер не знал, как и чем живет русский народ.
Конечно, иногда прорывались наружу чувства, мысли русского актера о судьбе родного народа!
Оторванность от народа в сильнейшей степени влияла на творчество и мировоззрение русского актера. В актерской среде культивировался индивидуализм, преклонение перед героем, как человеком, стоящим вне общества и над обществом; актер-трагик всегда ассоциировался в представлении зрителя с образом человека, противостоящего «толпе», с образом человека «не от мира сего».
Великая Октябрьская социалистическая революция открыла народу двери театров. Между новым зрителем и актером стали складываться новые взаимоотношения. Народ появился и на сцене театра. И не как безмолвная толпа, бездейственная масса или хор разодетых статистов, а как главное действующее лицо.
До революции актер видел перед собой зрителя, часто такого же бесправного, как он сам. Теперь актер каждый вечер ощущает свою близость со всем народом Советской страны. Актер чувствует всем своим существом, что он нужен родному народу. В мыслях, чувствах, героических поступках своих сограждан советский актер узнает часто мысли и чувства, которые он проповедывал со сцены.
Великая Октябрьская социалистическая революция развязала творческие силы не только русского народа, но и всех многочисленных народов, порабощенных некогда Российской империей. Ознакомление с художественным народным творчеством, о самом существовании которого многие из нас забывали после школьных лет, стало ныне повседневным бытовым явлением. И каждое такое ознакомление неимоверно обогащает и наше знание о жизни и людях, и наши собственные художественные возможности.
В жизни каждого русского актера Великая Октябрьская социалистическая революция — это эпоха, перевернувшая все прежние представления о человеке, о мире, об искусстве, о значении театра для народа и о связи народа с искусством.
Я ощущаю человеческий героизм как бы разлитым повсюду в воздухе, которым я дышу. Обыкновенные люди, имена которых никто даже не запомнит, значительней, весомей, героичней в своем поведении, чем многие герои сыгранных мною драм и трагедий.
Природа героизма нашей социалистической страны — в действенности, в напряженной целеустремленности, в предельной мобилизации всех физических и моральных сил человека в борьбе за коммунизм.
Подлинный герой тот, кто отдает себя целиком на служение идеалам будущего, которое становится уже и частицей его настоящего. Подлинный героизм для меня в беззаветной борьбе всеми доступными средствами за осуществление идеалов Великой Октябрьской революции.
Всю свою жизнь я был страстно влюблен в красоту театрального искусства и стремился безупречно служить своему народу. Этому служению я отдавал все свои силы, помыслы, все чувства, все свое умение. В моем творчестве я по существу лишь возвращал зрителю то, что ему принадлежит, ибо источник пафоса создававшихся мною театральных образов в окружающей меня прекрасной советской действительности.
Играя Уриэль Акосту, я, актер Остужев, был творчески взволнован мыслью, что благородные стремления этого смелого мыслителя уже реально осуществлены в нашей жизни, и это удесятеряло мои силы, когда я произносил его пламенные монологи.
Во все времена вдохновение и труд противопоставлялись одно другому. Лишь в нашей стране эти два понятия слились в одно — ведь самый труд стал вдохновенным.
Весь народ знает имена подлинных художников труда, виртуозных мастеров своего дела. Какое счастье быть артистом в эту эпоху, когда искусство воплощено в жизнь, а жизнь стала прекрасным искусством!
Мы — подлинные хозяева нашей собственной жизни. Народ свободен! Свободен и советский художник, который питается творческими соками народа и отдает ему все горение своей души, весь пафос своего сердца.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +