Я родилась в Москве 20 сентября 1887 года. Мой отец был знаменитый в то время провинциальный драматический артист Рощин-Инсаров. Дворянин по происхождению, гусарский офицер, он бросил военную службу, порвал с семьей, переменил фамилию Пашенный на Рощин-Инсаров и целиком отдался театру.
По свидетельству современников, у отца был огромный талант. Играл он всегда в провинции и только под конец своей недолгой жизни несколько лет работал в Москве в театре Корша. Затем он переехал в Киев, где был убит 38 лет от роду.
Отец не жил вместе с моей матерью и почти ничем не помогал ей, так что детство мое прошло в очень убогой и печальной обстановке. Мать, сестра, я и старенькая бабушка зачастую голодали и перебивались, как говорят, с хлеба на квас.
Моя мать, так же как и отец, обладала большим сценическим дарованием и, если бы не бремя семьи, была бы, наверное, крупной артисткой. Но чтобы кормить семью, ей пришлось использовать свое знание языков и давать уроки. Сцену она принуждена была бросить и только иногда «на разовых» играла в театре.
Сестра была очень болезненной и нервной девочкой. Она не выдержала тяжелой, бедной обстановки, уехала в провинцию к отцу и с четырнадцати лет стала актрисой — Е. Н. Рощиной-Инсаровой. Но вся ее жизнь, и личная и актерская, шла по ложному пути, и наши дороги далеко и навсегда разошлись.
Я обожала свою труженицу-мать. У меня слезы выступают, когда я вспоминаю, как она билась, чтобы дать мне образование. Сколько раз ей говорили: «Да отдайте вы вашу дочь к портнихе куда-нибудь в обучение или в магазин, нечего вам тянуться и учить ее». Но мать все же устроила меня в гимназию.
Немыслимо передать, сколько унижений испытывали мы с ней, упрашивая ежегодно об освобождении от платы, о бесплатных учебниках. Советские ребята и представить себе не могут того, что приходилось испытывать девочке в стоптанных башмаках, в заплатанном платье и зачастую без завтрака в школьной сумке...
С четырнадцати лет, будучи еще в гимназии, я зарабатывала, занимаясь с отстающими детьми. О театре я и не думала. Я ненавидела то, что принес театр в жизнь нашей семьи. Вращаясь часто, особенно летом, в кругу актеров, я видела их творческие радости и успехи, но я больше знала их голодную жизнь. Я не любила эту жизнь, и мне казалось, что я не люблю и театр. Средств на покупку билетов у нас не было, и я редко бывала в театре.
Весной 1904 года я окончила гимназию. На медицинские курсы, куда я очень стремилась, я не могла поступить, потому что мне было шестнадцать лет, а туда принимали не моложе восемнадцати.
Мне казалось, что актрисой я стала случайно. Но если вдуматься, то следует сказать, что к театру меня привело органическое стремление к искусству.
Живя в Москве, я даже не знала, что при Малом театре существует Театральное училище, да и в Малом театре я ни разу не была. Однажды я ехала на конке по Неглинному и увидела надпись: «Театральное училище». Мне казалось, что это и решило мою судьбу.
27 августа 1904 года я держала экзамен. Я была принята сразу как одна из лучших. И с той поры я вся, без остатка, принадлежу театру.
Моим преподавателем был А. П. Ленский. Этот замечательный, талантливый, чуткий и высококультурный человек имел на меня исключительное влияние. Он всегда смело боролся с затхлой чиновничьей рутиной и решительно поддерживал в театре тех, кого считал нужным искусству. Под его руководством я делала первые шаги. Благодаря А. П. Ленскому я стала актрисой. К моему большому горю, он умер через год после того, как я вступила в труппу Малого театра.
Малый театр, как и вся страна, задыхался под гнетом реакции, наступившей после революции 1905 года. Он начал хиреть и блекнуть. Актеры были обезличены. Их всеми мерами разъединяли. Запрещалось выносить не только какое-либо коллективное решение, но нельзя было собираться более трех человек для обсуждения какого-либо творческого — я уже не говорю общественного — вопроса. Старые мастера не могли говорить о своем творческом методе и передавать свой опыт. Их не только не вызывали на это и не поощряли, как поощряет обмен опытом лучших мастеров театра наша великая коммунистическая партия, а, наоборот, всяческими способами глушили в них любое общественное начало. Чиновничья среда казенного театра заглушала таланты.
Словно поток свежего воздуха, новых творческих сил принесла нам Великая Октябрьская социалистическая революция! Правда, мы не сразу осознали и восприняли то новое, что сейчас переродило нас и наполнило счастьем нашу творческую работу. Из года в год работая над собой, углубляя понимание революционного значения искусства, изучая и постигая великое учение Ленина — Сталина, мы, актеры, стали стойкими борцами за наше советское народное искусство. Мы передаем его идущим на смену и твердо знаем, что искусство нашей великой Родины — могущественное средство воспитания советских людей.
Многие актеры без колебаний, сразу включились е стройку новой жизни и полностью отдали себя своей стране, своему народу.
За сорок пять лет моей сценической жизни я переиграла огромное количество ролей.
Работа до революции мало запечатлелась в моем сознании. Не только пустые пьески, но и работа над классиками в то время не оставила глубокого следа во мне как в актрисе. Разумеется, я была молода и не владела еще своим мастерством так, как владею сейчас, но независимо от этого моя работа актрисы была довольно бессодержательна.
Свои первые четыре роли в Малом театре (Вера — «Дельцы», Кэт — «Джентльмен», Маша — «На покое» и Франческа да Римини) я играла при А. П. Ленском. Сознательно работать над ролью я не умела. Я просто не понимала, как это у меня выходит, почему я играю так, а не иначе. Но все кругом хвалили, Александр Павлович был доволен, и, вероятно, для молодой актрисы это было и неплохо.
Но на второй год моей службы в Малом театре Александр Павлович умер, и я осталась без того, кто был для меня абсолютным авторитетом. Не стало чуткого, мудрого учителя. Я уже была «на виду», и мне продолжали поручать большие роли. По инерции я продолжала «гореть» на сцене и пользовать то, что мне было отпущено природой. Но на третий год моей службы мне дают сразу, в один сезон, Марию Стюарт и Катерину в «Грозе», а мне всего двадцать два года, и я не умею и не знаю, как надо работать над ролью, не имею никакого метода. Естественно, я начала искать помощи. Обращалась за советами ко всем. Дошло до того, что меня вызвала к себе Мария Николаевна Ермолова и, от всего сердца желая мне помочь и научить меня, сыграла передо мной все свои сцены из «Марии Стюарт». Забыть этого я не могу и всю жизнь буду вспоминать дивную Марию Николаевну с ее летящей фигурой и вдохновенным, бледным лицом. Я была потрясена, но это мне не могло помочь.
Это только совсем сбило меня, выбило и без того шаткую почву из-под ног. И когда я, совершенно потерявшись, спрашивала, как надо работать над ролью, что надо делать, мне говорили: «Не жалейте себя, отдавайтесь целиком переживанию, живите всеми нервами», «Тормошите себя всячески, возбуждайте себя на сцене, а то от вас нет-нет да и повеет каким-то холодком». Я прямо теряла голову, на репетициях буквально надрывалась. Мне казалось, что с первых же репетиций роль у меня «готова», и я «горела» во всю, но... дело шло все хуже и хуже. И, несмотря на внешний успех, я понимала, что это плохо, что это не то. Возвращаясь из театра после большого иногда успеха, я была неудовлетворена, расстроена, плакала...
К тому, как готовить роль, как надо работать, я пришла путем долгих и неустанных поисков. Началось это с пьесы Островского «Шутники», где я играла, как мне тогда казалось, неинтересную «вторую» роль Анны Павловны. Элементов для героического темперамента, для сильных внешних эффектов не было, и я решила попробовать — вопреки всем советам — не «пыжиться», не «разрываться», а просто подумать, как и чем живет Анна Павловна. И так как мне казалось, что «роли» нет (то-есть негде пользовать голос, показывать темперамент, демонстрировать эффектные позы), то я решила просто жить за других исполнителей. Инстинктивно взяв правильную основу роли, я неожиданно для себя и для других сыграла ее по-иному, чем играла раньше, и сама получила некоторое, почти сознательное удовлетворение. Во всех последующих ролях я продолжала уже итти не путем наименьшего сопротивления, отыскивая внешние эффекты, а старалась прежде всего думать, вскрывать причины поведения героев. И вот ... я вышла на прямую дорогу и теперь смело говорю: «Я умею сознательно работать над ролью». Огромное и доминирующее место в моей актерской биографии занимает работа над советским репертуаром. Первой моей ролью здесь была Татьяна Русских в пьесе Д. Смолина «Иван Козырь и Татьяна Русских». Несмотря на то, что эта пьеса слабая и не вошла в основной фонд советской драматургии, роль Татьяны как первая советская роль глубоко врезалась в мою актерскую память и помогла сформироваться мне как советской актрисе-гражданке. Хотя и не осознавая, возможно, и, во всяком случае, еще не анализируя глубоко и не изучая своей работы над Татьяной Русских, я уже взволновалась идейным смыслом образа и донесла зрителю протест русской девушки, угнетенной и эксплоатируемой французскими и американскими дельцами. В Малом театре пьеса имела огромный успех.
Но действительно поворотным моментом для меня стал спектакль «Любовь Яровая», оказавший значительное воздействие на все театры. Образ Любови Яровой вошел в мою творческую биографию как образ нового, революционного мира. Работая над этой ролью, я начала постигать во всем масштабе историческое значение и величие Октябрьской революции.
Затем последовал ряд других ролей советского репертуара: Варя в «Разгроме» Фадеева, Ирина в «Огненном мосте» Ромашова... Волнующее и безусловное признание и принятие этих и других образов нашим строгим и благодарным за правду зрителем — и я уже навсегда поняла, что вся моя жизнь актрисы принадлежит моей замечательной стране, моей прекрасной Родине, моему родному Малому театру, старейшему национальному русскому театру, которому в этом году исполнилось 125 лет.
Какое преступление совершалось до революции, когда никто не поощрял стремления описать свою работу, свои искания и приемы. Какое богатство мы могли иметь, если бы гиганты нашего сценического искусства, традиции и методы которых дошли до нас по преемственной творческой передаче, записывали и фиксировали свою работу!
С великой радостью, так же как и другие актеры, я учу нашему искусству молодежь. С первых шагов своей артистической жизни я любила заниматься творческой работой не только сама, но и с другими актерами или учениками. Уже в течение сорока лет я непрерывно общаюсь с юностью, стремящейся к искусству, и в этом вижу свою вторую жизнь.
Разница между взаимоотношениями и творческим общением актера-педагога с учащимися в наше и дореволюционное время огромная. Чему и как я учила будущего актера прежде, до революции? Я учила его развивать свои природные творческие данные, учила управлять своим темпераментом, правильно говорить, держаться на сцене. О сценическом методе, об искусстве, как серьезнейшем факторе общественной жизни, об идейной направленности актера, о социальном звучании его работы, о социальном раскрытии образа даже и речи не было. Я была тогда еще очень молода, но утверждаю, что никто из педагогов не касался этих вопросов. Правда, в Художественном театре начал складываться сценический метод, известная творческая система.
Благодаря многолетнему постоянному творческому общению со многими артистами Московского Художественного театра я близко познакомилась с работой его больших артистов и режиссеров. Объединяя метод Художественного театра с методом своего учителя А. П. Ленского, углубляя и изучая его, я разработала свою методику преподавания, которая в далекое время моей молодости, до революции, только еще начинала оформляться в моей творческой мысли.
Прежде работа актера с молодежью состояла лишь в изучении драматического искусства безотносительно к действительной жизни. Теперь, помимо непосредственной работы над мастерством актера, идет огромная общественно-воспитательная творческая работа с учеником. Мы учим теперь нашу молодежь не просто «играть», не развлекать и развлекаться, а учим, как, творя сценические образы, просвещать массы.
...Я безмерно удовлетворена тем, что участвую в воспитании молодых кадров советского театра. В театральные школы идет чудесная молодежь. Прекрасная молодость в нашей замечательной стране!
Весь свой опыт, все свое умение, все свое мастерство я отдаю молодежи, идущей нам смене.
В этом году исполняется восемьдесят пять лет училищу при Малом театре, в котором я преподаю вот уже сорок лет. Училище имени Щепкина, ставшее в советское время всесоюзным высшим учебным заведением, вооружает будущих артистов не только специальными знаниями и навыками, но также и большой общественной культурой; оно учит своих питомцев не только наблюдать жизнь, но быть деятельными строителями этой жизни. Моя награда в том, что очень много хороших, уже крупных — народных и заслуженных — артистов и еще совсем молодых моих учеников-артистов несут нашу правду, наше русское советское реалистическое искусство в широкие массы, и хранят и развивают заветы Щепкина — Ленского, методы и традиции Малого театра. Я бесконечно рада, что мне пришлось не только видеть расцвет искусства в Советском Союзе, но и внести свою долю в это поистине великое дело.
Много удовлетворения получаю я, ежегодно выезжая для обмена опытом на периферию. От далекого острова Диксона и Игарки до ущелий Сардона по Осетинской дороге — везде я работала с моими товарищами, передавая свой опыт... Хочется еще долго и много работать в советском искусстве во славу Родины, во славу Страны Советов!
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.