Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Автобиография В. Н. Пашенной


Сборник автобиографий «Старейшие мастера Малого театра»
Редиздатотдел ВТО, М., 1949 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Я родилась в Москве 20 сентября 1887 года. Мой отец был знаменитый в то время провинциальный драматический артист Рощин-Инсаров.
Дворянин по происхождению, гусарский офицер, он бросил военную службу, порвал с семьей, переменил фамилию Пашенный на Рощин-Инсаров и целиком отдался театру.
По свидетельству современников, у отца был огромный талант. Играл он всегда в провинции и только под конец своей недолгой жизни несколько лет работал в Москве в театре Корша. Затем он переехал в Киев, где был убит 38 лет от роду.
Отец не жил вместе с моей матерью и почти ничем не помогал ей, так что детство мое прошло в очень убогой и печальной обстановке. Мать, сестра, я и старенькая бабушка зачастую голодали и перебивались, как говорят, с хлеба на квас.
Моя мать, так же как и отец, обладала большим сценическим дарованием и, если бы не бремя семьи, была бы, наверное, крупной артисткой. Но чтобы кормить семью, ей пришлось использовать свое знание языков и давать уроки. Сцену она принуждена была бросить и только иногда «на разовых» играла в театре.
Сестра была очень болезненной и нервной девочкой. Она не выдержала тяжелой, бедной обстановки, уехала в провинцию к отцу и с четырнадцати лет стала актрисой — Е. Н. Рощиной-Инсаровой. Но вся ее жизнь, и личная и актерская, шла по ложному пути, и наши дороги далеко и навсегда разошлись.
Я обожала свою труженицу-мать. У меня слезы выступают, когда я вспоминаю, как она билась, чтобы дать мне образование. Сколько раз ей говорили: «Да отдайте вы вашу дочь к портнихе куда-нибудь в обучение или в магазин, нечего вам тянуться и учить ее». Но мать все же устроила меня в гимназию.
Немыслимо передать, сколько унижений испытывали мы с ней, упрашивая ежегодно об освобождении от платы, о бесплатных учебниках. Советские ребята и представить себе не могут того, что приходилось испытывать девочке в стоптанных башмаках, в заплатанном платье и зачастую без завтрака в школьной сумке...
С четырнадцати лет, будучи еще в гимназии, я зарабатывала, занимаясь с отстающими детьми. О театре я и не думала. Я ненавидела то, что принес театр в жизнь нашей семьи. Вращаясь часто, особенно летом, в кругу актеров, я видела их творческие радости и успехи, но я больше знала их голодную жизнь.
Я не любила эту жизнь, и мне казалось, что я не люблю и театр. Средств на покупку билетов у нас не было, и я редко бывала в театре.
Весной 1904 года я окончила гимназию. На медицинские курсы, куда я очень стремилась, я не могла поступить, потому что мне было шестнадцать лет, а туда принимали не моложе восемнадцати.
Мне казалось, что актрисой я стала случайно. Но если вдуматься, то следует сказать, что к театру меня привело органическое стремление к искусству.
Живя в Москве, я даже не знала, что при Малом театре существует Театральное училище, да и в Малом театре я ни разу не была. Однажды я ехала на конке по Неглинному и увидела надпись: «Театральное училище». Мне казалось, что это и решило мою судьбу. 27 августа 1904 года я держала экзамен. Я была принята сразу как одна из лучших. И с той поры я вся, без остатка, принадлежу театру.
Моим преподавателем был А. П. Ленский. Этот замечательный, талантливый, чуткий и высококультурный человек имел на меня исключительное влияние. Он всегда смело боролся с затхлой чиновничьей рутиной и решительно поддерживал в театре тех, кого считал нужным искусству.
Под его руководством я делала первые шаги. Благодаря А. П. Ленскому я стала актрисой. К моему большому горю, он умер через год после того, как я вступила в труппу Малого театра.
Малый театр, как и вся страна, задыхался под гнетом реакции, наступившей после революции 1905 года. Он начал хиреть и блекнуть. Актеры были обезличены. Их всеми мерами разъединяли. Запрещалось выносить не только какое-либо коллективное решение, но нельзя было собираться более трех человек для обсуждения какого-либо творческого — я уже не говорю общественного — вопроса.
Старые мастера не могли говорить о своем творческом методе и передавать свой опыт. Их не только не вызывали на это и не поощряли, как поощряет обмен опытом лучших мастеров театра наша великая коммунистическая партия, а, наоборот, всяческими способами глушили в них любое общественное начало. Чиновничья среда казенного театра заглушала таланты.
Словно поток свежего воздуха, новых творческих сил принесла нам Великая Октябрьская социалистическая революция! Правда, мы не сразу осознали и восприняли то новое, что сейчас переродило нас и наполнило счастьем нашу творческую работу. Из года в год работая над собой, углубляя понимание революционного значения искусства, изучая и постигая великое учение Ленина — Сталина, мы, актеры, стали стойкими борцами за наше советское народное искусство.
Мы передаем его идущим на смену и твердо знаем, что искусство нашей великой Родины — могущественное средство воспитания советских людей.
Многие актеры без колебаний, сразу включились е стройку новой жизни и полностью отдали себя своей стране, своему народу. За сорок пять лет моей сценической жизни я переиграла огромное количество ролей.
Работа до революции мало запечатлелась в моем сознании. Не только пустые пьески, но и работа над классиками в то время не оставила глубокого следа во мне как в актрисе. Разумеется, я была молода и не владела еще своим мастерством так, как владею сейчас, но независимо от этого моя работа актрисы была довольно бессодержательна.
Свои первые четыре роли в Малом театре (Вера — «Дельцы», Кэт — «Джентльмен», Маша — «На покое» и Франческа да Римини) я играла при А. П. Ленском. Сознательно работать над ролью я не умела. Я просто не понимала, как это у меня выходит, почему я играю так, а не иначе. Но все кругом хвалили, Александр Павлович был доволен, и, вероятно, для молодой актрисы это было и неплохо.
Но на второй год моей службы в Малом театре Александр Павлович умер, и я осталась без того, кто был для меня абсолютным авторитетом. Не стало чуткого, мудрого учителя. Я уже была «на виду», и мне продолжали поручать большие роли. По инерции я продолжала «гореть» на сцене и пользовать то, что мне было отпущено природой.
Но на третий год моей службы мне дают сразу, в один сезон, Марию Стюарт и Катерину в «Грозе», а мне всего двадцать два года, и я не умею и не знаю, как надо работать над ролью, не имею никакого метода. Естественно, я начала искать помощи.
Обращалась за советами ко всем. Дошло до того, что меня вызвала к себе Мария Николаевна Ермолова и, от всего сердца желая мне помочь и научить меня, сыграла передо мной все свои сцены из «Марии Стюарт».
Забыть этого я не могу и всю жизнь буду вспоминать дивную Марию Николаевну с ее летящей фигурой и вдохновенным, бледным лицом. Я была потрясена, но это мне не могло помочь.
Это только совсем сбило меня, выбило и без того шаткую почву из-под ног. И когда я, совершенно потерявшись, спрашивала, как надо работать над ролью, что надо делать, мне говорили: «Не жалейте себя, отдавайтесь целиком переживанию, живите всеми нервами», «Тормошите себя всячески, возбуждайте себя на сцене, а то от вас нет-нет да и повеет каким-то холодком».
Я прямо теряла голову, на репетициях буквально надрывалась. Мне казалось, что с первых же репетиций роль у меня «готова», и я «горела» во всю, но... дело шло все хуже и хуже. И, несмотря на внешний успех, я понимала, что это плохо, что это не то. Возвращаясь из театра после большого иногда успеха, я была неудовлетворена, расстроена, плакала...
К тому, как готовить роль, как надо работать, я пришла путем долгих и неустанных поисков. Началось это с пьесы Островского «Шутники», где я играла, как мне тогда казалось, неинтересную «вторую» роль Анны Павловны. Элементов для героического темперамента, для сильных внешних эффектов не было, и я решила попробовать — вопреки всем советам — не «пыжиться», не «разрываться», а просто подумать, как и чем живет Анна Павловна.
И так как мне казалось, что «роли» нет (то-есть негде пользовать голос, показывать темперамент, демонстрировать эффектные позы), то я решила просто жить за других исполнителей.
Инстинктивно взяв правильную основу роли, я неожиданно для себя и для других сыграла ее по-иному, чем играла раньше, и сама получила некоторое, почти сознательное удовлетворение.
Во всех последующих ролях я продолжала уже итти не путем наименьшего сопротивления, отыскивая внешние эффекты, а старалась прежде всего думать, вскрывать причины поведения героев.
И вот ... я вышла на прямую дорогу и теперь смело говорю: «Я умею сознательно работать над ролью».
Огромное и доминирующее место в моей актерской биографии занимает работа над советским репертуаром. Первой моей ролью здесь была Татьяна Русских в пьесе Д. Смолина «Иван Козырь и Татьяна Русских». Несмотря на то, что эта пьеса слабая и не вошла в основной фонд советской драматургии, роль Татьяны как первая советская роль глубоко врезалась в мою актерскую память и помогла сформироваться мне как советской актрисе-гражданке.
Хотя и не осознавая, возможно, и, во всяком случае, еще не анализируя глубоко и не изучая своей работы над Татьяной Русских, я уже взволновалась идейным смыслом образа и донесла зрителю протест русской девушки, угнетенной и эксплоатируемой французскими и американскими дельцами. В Малом театре пьеса имела огромный успех.
Но действительно поворотным моментом для меня стал спектакль «Любовь Яровая», оказавший значительное воздействие на все театры. Образ Любови Яровой вошел в мою творческую биографию как образ нового, революционного мира. Работая над этой ролью, я начала постигать во всем масштабе историческое значение и величие Октябрьской революции.
Затем последовал ряд других ролей советского репертуара: Варя в «Разгроме» Фадеева, Ирина в «Огненном мосте» Ромашова...
Волнующее и безусловное признание и принятие этих и других образов нашим строгим и благодарным за правду зрителем — и я уже навсегда поняла, что вся моя жизнь актрисы принадлежит моей замечательной стране, моей прекрасной Родине, моему родному Малому театру, старейшему национальному русскому театру, которому в этом году исполнилось 125 лет.
Какое преступление совершалось до революции, когда никто не поощрял стремления описать свою работу, свои искания и приемы. Какое богатство мы могли иметь, если бы гиганты нашего сценического искусства, традиции и методы которых дошли до нас по преемственной творческой передаче, записывали и фиксировали свою работу!
С великой радостью, так же как и другие актеры, я учу нашему искусству молодежь. С первых шагов своей артистической жизни я любила заниматься творческой работой не только сама, но и с другими актерами или учениками. Уже в течение сорока лет я непрерывно общаюсь с юностью, стремящейся к искусству, и в этом вижу свою вторую жизнь.
Разница между взаимоотношениями и творческим общением актера-педагога с учащимися в наше и дореволюционное время огромная. Чему и как я учила будущего актера прежде, до революции? Я учила его развивать свои природные творческие данные, учила управлять своим темпераментом, правильно говорить, держаться на сцене. О сценическом методе, об искусстве, как серьезнейшем факторе общественной жизни, об идейной направленности актера, о социальном звучании его работы, о социальном раскрытии образа даже и речи не было.
Я была тогда еще очень молода, но утверждаю, что никто из педагогов не касался этих вопросов. Правда, в Художественном театре начал складываться сценический метод, известная творческая система.
Благодаря многолетнему постоянному творческому общению со многими артистами Московского Художественного театра я близко познакомилась с работой его больших артистов и режиссеров. Объединяя метод Художественного театра с методом своего учителя А. П. Ленского, углубляя и изучая его, я разработала свою методику преподавания, которая в далекое время моей молодости, до революции, только еще начинала оформляться в моей творческой мысли.
Прежде работа актера с молодежью состояла лишь в изучении драматического искусства безотносительно к действительной жизни. Теперь, помимо непосредственной работы над мастерством актера, идет огромная общественно-воспитательная творческая работа с учеником. Мы учим теперь нашу молодежь не просто «играть», не развлекать и развлекаться, а учим, как, творя сценические образы, просвещать массы.
...Я безмерно удовлетворена тем, что участвую в воспитании молодых кадров советского театра. В театральные школы идет чудесная молодежь. Прекрасная молодость в нашей замечательной стране!
Весь свой опыт, все свое умение, все свое мастерство я отдаю молодежи, идущей нам смене.
В этом году исполняется восемьдесят пять лет училищу при Малом театре, в котором я преподаю вот уже сорок лет. Училище имени Щепкина, ставшее в советское время всесоюзным высшим учебным заведением, вооружает будущих артистов не только специальными знаниями и навыками, но также и большой общественной культурой; оно учит своих питомцев не только наблюдать жизнь, но быть деятельными строителями этой жизни.
Моя награда в том, что очень много хороших, уже крупных — народных и заслуженных — артистов и еще совсем молодых моих учеников-артистов несут нашу правду, наше русское советское реалистическое искусство в широкие массы, и хранят и развивают заветы Щепкина — Ленского, методы и традиции Малого театра.
Я бесконечно рада, что мне пришлось не только видеть расцвет искусства в Советском Союзе, но и внести свою долю в это поистине великое дело.
Много удовлетворения получаю я, ежегодно выезжая для обмена опытом на периферию. От далекого острова Диксона и Игарки до ущелий Сардона по Осетинской дороге — везде я работала с моими товарищами, передавая свой опыт...
Хочется еще долго и много работать в советском искусстве во славу Родины, во славу Страны Советов!




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +