Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Автобиография В. Н. Рыжовой


Сборник автобиографий «Старейшие мастера Малого театра»
Редиздатотдел ВТО, М., 1949 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с небольшими сокращениями

Театральной родословной моей уже больше ста лет. Родилась я в Москве в 1871 году.
Моя бабушка, мать моей матери, Варвара Бороздина и ее сестра Евгения, были известными артистками Малого театра. Бабушка играла во всех пьесах А. Н. Островского, которые он в ее годы создал.
Моя мать дебютировала в Малом театре шестнадцати лет от роду, и А. Н. Островский принимал в ней большое участие.
Мой отец Н. И. Музиль, замечательный комик-простак, был любимцем Москвы. Все новые пьесы Островского шли у него в бенефис. Александр Николаевич был большим поклонником и другом моего отца.
Таким образом, воспоминания моего детства тесно связаны с семьей А. Н. Островского, с его детьми мы дружили и часто бывали друг у друга.
Помню, как Островский читал у нас дома пьесу «Таланты и поклонники». Мы с сестрой Еленой, впоследствии тоже артисткой Малого театра, забрались под стол и там, затаив дыхание, не обнаружив себя ни единым шорохом, прослушали всю пьесу.
Она произвела на меня большое впечатление, коснувшись самых чувствительных струн души. В неясных, смутных еще для меня образах она как бы раскрывала и мою сокровенную тайну, говорила о власти непреодолимого чувства призвания, которое уже владело мной.
Все, что окружало меня от рождения, питало мою страсть к театру. Но мы с сестрой не смели настаивать на своем желании итти на сцену, пока учились в гимназии.
Воспитывали нас строго. Мы не знали нравов богемы, не видали вольности отношений, никогда — ни дома, ни у знакомых, ни со сцены — не слышали того, что не положено было слышать в нашем возрасте.
Только в каникулы нам разрешали посещать оперу и балет в Большом театре. Спектакли в Малом театре нам позволяли смотреть со строгим выбором.
Искусство театра, которому принадлежали все интересы и помыслы моих родителей, которому служил своим могучим и таким дорогим мне талантом Островский, было для меня понятием большим, священным. Театр обозначал призвание, долг жизни, честь актерского рода.
О высокой цели искусства я начала догадываться очень рано, слушая, как читали мои родители Пушкина, Крылова, Грибоедова, как читал у нас свои пьесы Островский. Когда Островский читал, мне казалось, что, узнав о судьбе его героев, когда со сцены артисты расскажут о них вот так, как сам Островский, — людям будет стыдно причинять зло и обиды, разрушать человеческое счастье.
Отец завещал нам с сестрой — всю жизнь постигать мудрость произведений Островского, стремиться выразить всю красоту и богатство его языка. Уже тогда я понимала, какие высокие идеалы несут людям творения Островского. И с таким убеждением, которое сложилось у меня очень рано, играла я всю жизнь Островского.
Ни в одной из его пьес мне не довелось сыграть при жизни великого драматурга — он умер, когда я только поступала на драматические курсы при Малом театре, но всю мою жизнь, играя Островского, я ощущала его как бы рядом.
Так каждый из нас, старых и молодых артистов Малого театра, хранит, как самое дорогое, это ощущение «театра Островского» и передает его от поколения к поколению.
Все, что я впитала, как говорится, с молоком матери, впоследствии продолжал развивать во мне и незабвенный мой театральный учитель Александр Павлович Ленский.
Ему, талантливому, тонкому артисту, обязано наше поколение актеров очень многим. И когда я вспоминаю об особенностях его преподавания и воспитания, мне кажется, что вернее всего было бы оказать, что он окрылял своих учеников.
То нескрываемое удовольствие, с которым он встречал в нас все живое, и те муки, которые он испытывал от проявления фальши, безразличия, душевной лености, — открывали нам больше, чем длинные лекции. Он умел непосредственно влиять на творческую сущность учеников как требовательный и вдохновенный артист...
Ленский был настойчивым сторонником широкого образования актера и требовал от нас серьезного изучения курса общей истории, русской и западной литературы, которые вели тогда у нас на курсах профессора Московского университета.
С жадностью продолжали мы, будучи уже артистами Малого театра, учиться у наших выдающихся современников. Помню, с каким трепетом, стоя за кулисами, я ловила каждое слово Ольги Осиповны Садовской, как, не отрываясь, следила за ней через отверстие, проделанное в декорации. А потом спешила домой, чтобы раскрыть пьесу и понять, как достигает эта великая художница необыкновенной убедительности речи.
Первой ролью из репертуара Островского была Евгения («Трудовой хлеб»), второй — Марья Власьевна («Воевода»).
Спектакль «Воевода» имел большое значение в моей жизни. В этой пьесе роль Степана Бастрюкова играл молодой артист Иван Андреевич Рыжов. Играя с ним влюбленную пару, мы и в жизни полюбили друг друга, и я вышла за него замуж. У нас родился сын Николай — ныне артист Малого театра Н. И. Рыжов, являющийся четвертым поколением нашего театрального рода.
Мой первый значительный успех был в роли Акулины во «Власти тьмы» Л. Н. Толстого.
Вспоминаю читку пьесы Толстым. Вот он вошел — скромный, с какой-то тихой, стыдливой улыбкой на лице, и эта простота и скромность еще больше возвысили его в наших глазах.
С первых же слога, прочитанных им, так ярко и так сочно стали вставать перед нами образы действующих лиц, а сцена Акима с Митричем произвела прямо потрясающее впечатление.
Мы сидели ошеломленные, очарованные его чтением. Исключительно он читал Акима. Это знаменитое «тае» Акима он так разнообразно и так удивительно говорил, что в нем читались глубокие мысли.
После чтения все закидали его вопросами относительно своих ролей, и Лев Николаевич так просто, как-то конфузясь, набрасывал нам яркие черточки, одним словом обрисовывая характер, что сразу становилось ясно, чего он хочет, а главное, что надо, чтобы дать живой образ — живого мужика, а не трафарет.
Я с трепетом слушала и записывала каждое слово, относящееся к моей роли. Потом начались репетиции, на которых Льва Николаевича просили присутствовать. Поражала его простота, его необыкновенная деликатность и какая-то почти детская конфузливость. Он всегда приходил как-то незаметно в своей синей блузе и башлыке, пробирался тихонько в темный зрительный зал и смотрел, как мы репетировали.
Лев Николаевич был очень доволен исполнением своей пьесы. Я была бесконечно счастлива, когда получила похвалу из уст самого Льва Николаевича, что даю настоящую деревенскую девку. Лев Николаевич окрылял и поддерживал меня в моем стремлении придать характерность роли Акулины — дать ее тупой, грубой и в то же время дать оправдание ее животной тупости, ее минутами почти звериной жестокости, которая могла родиться в придушенной атмосфере темноты и забитости.
И так, во все время подготовки пьесы, мне пришлось с ним встречаться на репетициях и беседовать, нет, вернее, слушать и впитывать его слова, его указания, потому что они были всегда глубоки, всегда ярки и необычайны...
Когда по настоянию Ленского был открыт Новый театр, я получила возможность сыграть ряд крупных ролей: Липочку («Свои люди — сочтемся»), Глашу («Хрущевские помещики»), Людмилу («Старый закал» Сумбатова), Настасью («Девичий переполох» В. Крылова). В Малом театре я играла Агафью Тихоновну («Женитьба»), Ларису («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Шелавину («Без вины виноватые») и другие.
В сезоне 1902/03 года я играла Лизу в «Горе от ума». В этом спектакле мой учитель А. П. Ленский играл Фамусова. Исполнение мною роли Лизы было очень удачно, и я была отмечена публикой и прессой.
Первую мою роль старухи я получила в пьесе «Сестры из Бишофсберга» (1908 год), роль тетки Эмилии, имела в ней успех, и вслед за этим переиграла массу ролей этого амплуа.
Когда скончалась О. О. Садовская, ко мне перешла большая часть ее ролей. Я переиграла почти всего Островского, причем в некоторых пьесах исполняла по нескольку ролей.
Мои любимые роли — мать в «Поздней любви», Домна Пантелеевна в «Талантах и поклонниках», Глафира Фирсовна в «Последней жертве», нянька Фелицата в «Правда хорошо, а счастье лучше», Жигулина в «Грех да беда на кого не живет».
Я сыграла на сцене больше 250 ролей. И сколько бы я ни играла ту или иную роль, я всегда нахожу все новые и новые краски, иногда даже другие интонации, и всегда отшлифовываю свои роли.
Мне никогда не надоедает играть мои роли, а если бы мне надоела роль, я должна была бы бросить ее, потому что я тогда механически буду произносить свои диалоги. А я не признаю механического. Если мои слова не насыщены чувством, то для меня это мертвые слова, все равно что граммофонная пластинка.
Весь мой сценический опыт убеждает меня в том, что способность к реалистической бытовой речи — прирожденная черта актерской индивидуальности. Ей почти невозможно научиться, если нет пристрастия и обостренного внимания к характерным оттенкам народной речи.
Лично я с детства любила прислушиваться к разному говору и безошибочно различала костромичей, ярославцев, туляков, рязанцев. Самое главное и самое интересное для актера — это наблюдение.
Только тогда актер на сцене правдиво изобразит жизнь, когда его изображение будет основано на наблюдениях жизни.
У нас на сцене очень часто говорят в одном темпе. А ведь в жизни мы подыскиваем слова, они не сразу рождаются. Мы иногда долго ищем то слово, которое нам нужно сказать. Вот так же надо поступать и на сцене.
Я служу в театре пятьдесят шесть лет. Но только при советской власти я почувствовала настоящее внимание к своей работе и своему творчеству, обрела подлинное удовлетворение, которое дало мне сознание, что я служу народу — своему родному народу, своей родной и безгранично любимой стране.
С большим удовольствием играла я в пьесах старейшего советского драматурга — К. А. Тренева. В его известной пьесе «Любовь Яровая» я исполняла роль Марьи - рядовой, обыкновенной крестьянки, прошедшей все «труды и дни» деревенской «бабы». В его же пьесах «Жена» и «Ясный Лог» я играла роли Минадоры и Маланьи.
Горячо люблю я роль Мотыльковой в пьесе В. Гусева «Слава». Мотылькова — мать нескольких сыновей, преданно служащих Родине. Но эта русская мать сама является дочерью великой матери-Родины и призывает всех детей ее трудиться всю свою жизнь ради ее счастья и славы.
Большую радость доставляет мне, актрисе, драматургический талант Л. Леонова. Высоко ценю я его за выразительный и индивидуальный язык, которым говорят его герои.
В дни Великой Отечественной войны я играла роль няньки Демидьевны в его пьесе «Нашествие». Никогда ни к одной роли я не готовилась с таким волнением, как к этой по размеру небольшой роли. Всю мою ненависть к подлым фашистам, всю мою безмерную любовь к родной стране, всю боль за советских людей, попавших в лапы гитлеровских извергов, стремилась я вложить в русское сердце моей Демидьевны.
Моя жизнь в театре протекала в радостных, порой и мучительных, но всегда в желанных поисках сценической правды, в постоянных горячих устремлениях к создаваемым мною образам, которые сроднились со мной и бесконечно близки и дороги мне.
Я очень хотела бы, чтобы и наша счастливая советская молодежь, наша смена всегда помнила, что театр не является средством для легкой жизни. Лишь огромным трудом, горячей любовью к делу можно добиться успехов и побед.
Когда я смотрю на современную молодежь, всегда в моей памяти оживают собственные молодые годы. Молодому артисту дореволюционной эпохи и во сне не снились те исключительные возможности, которые предоставлены нашей молодежи великой партией большевиков и советским правительством.
В мое время начинающий артист рос, как молодое деревцо, питаясь исключительно соками своего таланта. Он был почти целиком предоставлен самому себе. Систематической воспитательной работы с ним никто не проводил.
Можно сказать, что режиссер бросал его, как щенка в воду: он должен был или выплыть или утонуть. И рядовому артисту, не обладавшему яркой творческой индивидуальностью, приходилось трудно: без помощи зрелого мастера он невольно терялся, переходил на штамп, на слепое подражание.
Мы живем в замечательное время для искусства. Но это время возлагает на нас и большую ответственность. Учитесь и учитесь у жизни, наблюдаял познавая ее беспрерывно.
Постоянно работайте над собой, молодые актеры советского театра! Только непрестанным трудом вы оправдаете то доверие, которым дарит вас замечательный советский зритель.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +