В Рязани, в семье повара и дочери живописца, 25 апреля 1869 года родился сын Николай. Три моих брата умерли в раннем возрасте. Как единственный ребенок, оставшийся в живых, я был баловнем деда, отца и особенно матери. Всегда живой, подвижной и веселый, особенно увлекался разными играми и горазд был на выдумки. Любимая игра — в солдаты. В Рязани стояли Фанагорийский, Тульский и другие полки. В городском саду играли военные оркестры. Солдаты с песнями ходили по городу. Ребятишки, предводительствуемые мною, бегали вслед за солдатами на плац и, вооружившись деревянными винтовками, в точности копировали ружейные приемы, штыковой бой. И тоже с песнями расходились домой.
В очень раннем возрасте проявилась у меня способность к искусству. Я лихо пел солдатские песни, а на детской гармонике подбирал те марши и вальсы, что игрались по вечерам в городском саду. Любил хоровое пение, музыку, посещал концерты и спектакли столичных актеров.
Девятилетним мальчиком определили меня в рязанскую классическую гимназию. На первом плане здесь были латинский и греческий языки. Терпеливо преодолевая эту премудрость, я переходил из класса в класс.
В возрасте одиннадцати — четырнадцати лет я очень увлекался цирком. К нам в Рязань часто приезжали цирки братьев Никитиных, Труцци и Робинзона.
Зимой, получая от отца пятачок на завтрак, я денег не тратил: на сбережения можно было сшить клоунские костюмы из двух старомодных теткиных платьев с позументами и бахромой, купить войлочный колпак, обзавестись гримом.
А летом, у себя в саду, вместе с такими же любителями цирка — сверстниками мы давали целые представления, в которых я всегда выступал в роли клоуна. Даровая публика нашего и соседнего домов охотно посещала эти представления и награждала исполнителей дружными аплодисментами.
В пятом классе за неуспеваемость в латыни и греческом я был оставлен на второй год. Виной этому было мое увлечение концертировавшими в Рязани А. И. Южиным, О. А. Правдивым, Л. И. Градовым-Соколовым, И. Ф. Горбуновым.
С этих пор на смену всем стремлениям и страстям пришло заполнившее все мое существо без остатка увлечение театром.
Вместо уроков я стал заучивать комические рассказы Горбунова, куплеты Градова, сценки Мясницкого из воскресных номеров «Московского листка».
Затем я перешел на чтение вслух произведений Гоголя, стихотворений Пушкина, Некрасова, и слушатели уверяли, что я умею хорошо передать характер произведения и что чтение мое производит впечатление.
Чем больше преуспевал я в своей страсти к искусству, тем скромнее становились мои гимназические успехи. На письменных выпускных экзаменах по древним языкам я получил двойку и к устным испытаниям допущен не был. Поэтому вместо аттестата зрелости мне было выдано свидетельство об окончании гимназии без права поступления в университет.
Из последних сил тянулся все эти годы мой отец, чтобы дать сыну образование, «вывести в люди»... И вот — катастрофа, сын подвел...
Чтобы успокоить отца, я поступил в Харьковский ветеринарный институт. Но первое посещение анатомического театра оказалось и последним. Я убедился, что это не по мне, прекратил занятия и вернулся в Рязань. Здесь отец устроил меня на должность помощника регистратора в местном отделении государственного банка.
Среди служащих банка были такие же, как и я, любители театра. Всем нам доводилось выступать в благотворительных концертах, играть в любительских спектаклях, а иногда и в бенефисных спектаклях артистов местной драматической труппы.
Эти выступления приносили мне большой успех. Чувство гордости и какой-то окрыленности охватывало меня, и я бесповоротно решил ехать в Москву и держать экзамен на вновь открывшиеся драматические курсы при Театральном училище Малого театра.
Быстро приближались дни экзаменов. Накануне, испросив в банке отпуск на три дня, я приехал в Люберцы (под Москвой) к двоюродной сестре Н. П. Войновой, которая была провинциальной актрисой, и сообщил ей о своем намерении. Она и ее муж одобрили мое стремление попытать счастья и даже вселили в меня бодрость. Но накануне экзамена со мной приключилась беда, едва не прикончившая разом всё мои радужные надежды и планы: разболелся зуб, раздуло щеку, физиономия моя покривилась и сделалась совершенно неприличной.
Перед экзаминаторами я предстал в самом неприглядном виде — небритый, щека подвязана. А за столом — целый синклит: управляющий конторой Пчельников, инспектор школы Черемухин, артисты А. П. Ленский, О. А. Правдин, И. Н. Греков, профессора...
— Что это с вами, молодой человек? — спросил О. А. Правдин.
— Флюс, — с трудом преодолевая волнение, ответил я.
— Снимите-ка повязку.
При виде перекошенной физиономии с раздувшейся щекой все заулыбались.
— Да, недурен! — сказал Правдин. — Стихи приготовили?
Увы, у меня было приготовлено все, кроме стихов, — и басни, и рассказы, и монологи.
— Ну тогда читайте экспромптом.
Правдин дал мне хрестоматию и указал на стихотворение Шиллера «Кубок».
Откашлявшись, я начал. Вероятно, мой бытовой тон, интонации горбуновских рассказов и пьес Островского, все это мало вязалось с романтикой баллады и образом молодого пажа.
Экзаминаторы улыбались.
— Довольно! Возьмите вот это, — и Правдин развернул четвертую главу из «Мертвых душ».
Глава большая, около тридцати страниц. Экзаминаторы слушали с напряженным вниманием. У всех на лицах одобрительные улыбки, а И. Н. Греков громко смеется...
Через десять минут мне было объявлено, что я принят на курсы. И через несколько дней, прошедших как в чаду, я уже начал учиться в классе О. А. Правдина.
Весь первый курс Осип Андреевич занимался с учениками только дикцией и декламацией. Он требовал четкой, внятной и осмысленной подачи текста. Начали с чтения карамзинских периодов и классических гекзаметров. Потом перешли к чтению поэм, басен, баллад, элегий. Система Правдина — строгая, несколько суховатая, но последовательная и прочная.
Я занимался так успешно, что совет курсов постановил не только освободить меня от платы за право учения, но и зачислить на стипендию. Отец высылал мне 25 рублей в месяц. Мой товарищ и сожитель Г. Первеев не получал и этого. И я отказался от стипендии в его пользу.
Уже с первого курса я стал выступать в школьных спектаклях и с однокурсниками и со старшими учениками.
Драматические курсы давали своим ученикам обширную подготовку. Занятия не ограничивались одним только сценическим искусством. Лучшие профессора того времени читали у нас лекции по истории театра и быта, по русской и иностранной литературе. Но «два ли не самым ценным учебным пособием было регулярное посещение театров, в которых мы могли видеть всех тогдашних корифеев сцены. Каждую пьесу, например, в Малом театре, мы смотрели по нескольку раз и от спектакля к спектаклю все тоньше разбирались в мастерстве своих любимцев.
В мае 1893 года я окончил драматические курсы с аттестатом первого разряда со званием неклассного художника. Сразу же был принят в труппу Малого театра.
Первый мой выход в Малом театре состоялся 8 сентября 1893 года. Из-за болезни артиста Н. М. Падарина я играл роль Малкина в пьесе «Жрица искусства». Но это случайное выступление не было еще дебютом. Дебютировал я в роли Никиты Ульина в пьесе П. Гнедича «Венецианский истукан».
Вскоре мне довелось принять участие в «Орлеанской деве» Шиллера, возобновленной для бенефиса М. Н. Ермоловой в Большом театре. Накануне генеральной репетиции у артиста М. Ф. Багрова, исполнявшего роль короля Карла, скончалась мать. Багров участвовать в спектакле не мог. Перед театром встал вопрос, кем заменить исполнителя. Ермолова сама указала на Яковлева — она запомнила меня по выпускным спектаклям драматических курсов.
Ужас охватил меня при мысли, что придется выйти на сцену Большого театра, играть вместе с Ермоловой, Южиным, Горевым, Правдиным. Что пережил я и испытал, — это невозможно передать словами. Целую ночь учил роль. А наутро привезли меня в театр, одели костюмы Багрова, которые оказались как на меня сшитыми, показали мизансцены... Репетировал я с книгой в руках, боясь запнуться, сбить партнера. После репетиции Мария Николаевна пригласила «короля» к себе и сама прошла со мной всю роль от начала до конца, а затем приказала явиться к ней в гриме.
— Никуда не годится, — с первого же взгляда забраковала Ермолова.
Второй грим оказался удачнее.
— Так и играйте, — сказала Мария Николаевна. — Только поменьше волнуйтесь.
А как тут было не волноваться?!
Сцена громадная, суфлер далеко, помощи ждать неоткуда. И в довершение — король Карл появляется на сцене верхом, а я до этого ни разу не садился на лошадь. Режиссер А. М. Кондратьев нарядил двух пожарников герольдами. Они взяли под уздцы лошадь и благополучно доставили короля к собору, с паперти которого предстояло произнести речь к народу. За полдесятка апельсинов ученик балетной школы В. А. Рябцев, изображавший ребенка в толпе, согласился суфлировать королю, если что будет неладно...
Однако все сошло благополучно.
Как правило, в то время молодых актеров в течение нескольких лет занимали на выходах, во вторых ролях или в водевилях. Сыграть большую роль доводилось немногим и чаще всего случайно.
А. П. Ленский внес предложение о спектаклях с участием молодежи во всех ролях. Дирекция неохотно пошла на реформы, предложенные Ленским. Но благодаря его настойчивости, вере в полезность и нужность этого он добился устройства воскресных утренников, в которых главные роли исполнялись молодыми актерами. Это была для нас и сценическая практика и продолжение школьных занятий, да еще под руководством такого великого мастера сцены, как А. П. Ленский. На утренниках я сыграл Чепурина в «Трудовом хлебе», Кудряша («Гроза»), Ваню («Ночное»), Разлюляева («Бедность не порок»).
1 сентября 1898 года напротив Малого театра открылся так называемый Новый театр, представлявший собой филиал Малого театра. Это было событием огромной важности и в моей биографии и в биографии всех молодых актеров моего поколения: Н. М. Падарина, Н. О. Васильева, П. М. Садовского, И. Н. Худолеева, Е. Д. Турчаниновой, Е. М. Садовской, В. Н. Рыжовой, М. Ф. Ленина, А. А. Остужева, С. В. Айдарова, А. В. Васенина.
Вот тут-то и началась настоящая работа, в этом Театре мы все и получили боевое крещение.
Я сыграл в Новом театре множество ролей. И мой второй учитель — Ленский — занимал меня не только в бытовых пьесах, но и в классических комедиях.
...Более полувека играю я в Малом театре. Играл Белугина и Аркашку, Бальзаминова и Карандышева, Мурзавецкого и Кудряша, Хлестакова и Городничего, Кочкарева и Ноздрева, Загорецкого, Фигаро, Скапена, Василькова и Шуйского и многие другие роли. Люблю все хорошие роли. И никогда сам себе ролей не выбирал, не просил. Только раз изменил этому правилу. В «Мертвых душах» мне дали Чичикова. Репетирую, а сердце щемит — хочется Ноздрева сыграть. Собрался с духом, признался режиссеру... Это единственная роль, на которую сам напросился.
У Меня часто спрашивают, как я работаю над ролью? Творческий метод мой очень прост. Беру пьесу, внимательно читаю несколько раз. Из ремарок автора, из реплик других действующих лиц выписываю все, относящееся к данному персонажу. На основании этого материала составляю характеристику того человека, которого буду играть. Одновременно стараюсь раскрыть идею, мысль автора, вложенную во всю пьесу в целом и, в частности, в мою роль. Изображаемое мною лицо я «ношу» всегда с собой, вернее — оно само «ходит» за мной до тех пор, пока не вьдльется в совершенно определенную форму.
У меня свой подход к назначению режиссера, к его задаче в постановке спектакля, в работе с актерами. А. П. Ленский никогда не навязывал актерам своей трактовки пьесы или роли. Он шел от актера, от его возможностей, от его замысла, и старался только помочь актеру как можно полнее и ярче выявить все это на сцене.
Такой подход к преподаванию и режиссуре положен был и в основу моей многолетней преподавательской деятельности на драматических курсах и в основу постановок, осуществленных мною в Малом театре.
Я воспитал немало актеров. Среди моих учеников заслуженные артисты В. Чиркин, В. Флоринский, О. Фрелих, Е. Уварова, Е. Скульская, А. Тулубьева, Н. Рыжов, А. Сашин-Никольский, Н. Григоровская, заместитель председателя ВТО А. Покровский и многие другие.
Двадцать пять лет моей сценической деятельности исполнилось в сентябре 1918 года — в первый год Великой Октябрьской социалистической революции.
Молодая республика Советов переживала трудное время: гражданская война, топливный и продовольственный кризисы, эпидемии. Все это коснулось и театров. Но с огромной преданностью родному искусству, ясно сознавая свой долг перед Родиной, народом и свою ответственность пред великой эпохой, выдерживали мы все испытания. Я гордо могу заявить, что труппа старейшего русского театра сразу понесла свое искусство в самую гущу новых рабочих аудиторий. Все эти годы мы играли во всех московских клубах, на заводах, в красноармейских казармах.
Малый театр не отставал от жизни советской страны, шел с ней нога в ногу и всегда нес свое искусство и мастерство в пролетарские массы. Правда, трудновато, голодно и холодно было, не было дорог, транспорт был плохой, но это нисколько не мешало и не уменьшало рвения работать все больше и больше. Мы ясно сознавали, что несем культуру своему родному, раскрепощенному народу.
В моих воспоминаниях, в моих думах о прошлом и настоящем Москва и Малый театр неотделимы. «Простонародью», как выражались в дореволюционное время, были доступны только верхние ярусы в зрительном зале. Желающих попасть на спектакль бывала масса, а театры можно было перечесть по пальцам.
И что примечательно — не в партере, не в ложах, где сидели купцы и чиновники, а именно наверху, на галлерее, находились самые горячие поклонники театра: это были прежде всего студенты и рабочие.
Вспоминая об этих далеких годах, невольно провожу сравнение между прежними деревянными балаганами и нашими чудесными дворцами культуры, между единичными любительскими спектаклями и всесоюзными смотрами художественной самодеятельности, между окраинами «ситцевой» Москвы и прекрасными заводскими поселками Москвы индустриальной. Как отрадно нам, артистам, смотреть теперь в переполненный зрительный зал и знать, что рядом с академиком сидит стахановец, по соседству с генералом — колхозник, вблизи министра — рядовой рабочий. И все они составляют нашу аудиторию умных, свободных в своих суждениях советских зрителей, которые требуют от нас, служителей искусства, высокохудожественных, глубоко идейных произведений.
Вот этот-то прекрасный, требовательный зритель, пришедший в театры вместе с Великой Октябрьской социалистической революцией, подсказал нам, актерам старшего поколения, новые, широкие пути в искусстве. Я никогда не расставался с Островским. Я — актер «театра Островского» и до революции переиграл множество ролей в его пьесах. Казалось, Островский понят, узнан, исчерпан до дна. Но нет. Присматриваясь к тому, как зрительный зал после революции слушает пьесы Островского, я начинал видеть и нового Островского: и более сурового судью ушедшего теперь прошлого, и более светлого, озаренного, верящего в неисчерпаемые нравственные силы русского народа. Помню, как это новое восприятие произведений любимого писателя помогло мне сыграть жутким и беспощадным Тита Титыча Брускова в «Тяжелых днях». Образ как будто получился у меня крупный и впечатляющий. То же можно сказать и о гоголевском Городничем да и о других ролях. Для такого чуткого и мудрого зрителя, как наш советский зритель, хочется создавать все новое и новое на театре, чтобы образы звучали сильно и громко, во славу побед нашего народа, во славу нашего социалистического Отечества.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.