Фамилия Яблочкиных около двух столетий служит искусству. Мой прапрадед — Федор Яблочкин — работал старшим музыкантом еще во времена Елизаветы Петровны — дочери Петра I. Прадед Иван Федорович был скрипачом и капельмейстером балетной музыки русского придворного театра при Екатерине II. Дед Александр Иванович — скрипач и капельмейстер балета. Отец мой Александр Александрович был артистом, а затем главным режиссером Александрийского театра. Мать — артистка Александрийского и Малого театра. Я родилась в 1868 году, в Петербурге. Когда мне было пять лет, отец с семьей поехал в Тифлис устраивать там театр русской драмы. В Тифлисе и состоялось мое первое выступление на сцене. Играла я в бенефис О. А. Правдина мальчика Петю в пьесе «Испорченная жизнь». Было мне тогда шесть лет.
С восьми лет я снова в Петербурге, где была отдана на попечение двоюродной тетки — директрисы Ивановского училища, которое было как бы пансионом при Коломенской гимназии.
Шестнадцати лет я окончила гимназию. Занималась я охотно, училась легко; особенно любила литературу, недурно писала сочинения. Этим я обязана своему учителю словесности В. П. Острогорскому и инспектору П. И. Вейнбергу, известному переводчику. В гимназии П. И. Вейнбергом устраивались литературные утра, на которых мы слышали И. А. Гончарова, А. Н. Островского, поэтов А. Майкова, А. Плещеева и других. Учителя часто беседовали с нами о театре и разожгли во мне мечту о сцене.
Моя мать жила в это время в Москве и играла на сцене Малого театра. Она дружила со знаменитой артисткой Г. Н. Федотовой, которая дала мне обещание, как только я кончу курс гимназии, взять в свои ученицы.
И вот этот счастливый день настал. Осенью явилась я в Москву, в класс Федотовой. Читала ей письмо Татьяны, и Гликерия Николаевна, слушая меня, прослезилась.
Я стала ученицей Федотовой. Но спустя три месяца отец решил заниматься со мной сам. Он увез меня в Тифлис, где был режиссером, и, пройдя со мной в течение месяца роль Катарины в «Укрощении строптивой», разрешил сыграть для пробы на сцене Тифлисского театра. Я имела большой успех. Мне было в это время шестнадцать с половиной лет.
Весной 1886 года, вернувшись в Москву, я пошла на пробу, которую устроил А. Н. Островский в Малом театре. Я сыграла акт из «Горя от ума» и акт из «Грозы». Островскому понравилось мое исполнение, и он сказал матери, что берет меня в свой класс. Но
смерть помешала ему осуществить свое обещание. Я получила после этого два приглашения: от О. А. Правдина — вернуться в школу, в его класс, и от Ф. А. Корша — вступить в его труппу. Я выбрала последнее.
Два сезона у Корша, пожалуй, были для меня гораздо лучшей школой, нежели те курсы, на которые звал Правдин. Труппа у Корша в то время была превосходная: В. Н. Давыдов. И. П. Киселевский, Градов-Соколов, Н. П. Рощин-Инсаров, Красовская, Мартынова, Рыбчинская и другие. В первый сезон я выступала на сцене восемьдесят раз, а во второй — свыше ста и за это время совершенно освоилась в театре.
Первый мой выход был в роли Наташи, в комедии Грибоедова, Хмельницкого и Шаховского «Своя семья». Я была принята на сто пятьдесят рублей в месяц, а второй сезон получала уже по двести рублей и бенефис. Первый выдающийся успех был у меня в роли Софьи в «Горе от ума». С каким благоговением и трепетом приступала я к разучиванию этой роли! Фамусова играл В. Н. Давыдов, своим исполнением, как говорили, напоминавший Щепкина; Чацким был Рощин-Инсаров (отец народной артистки СССР В. Н. Пашенной), проходивший свою роль с Самариным, который играл Чацкого со Щепкиным.
В роли Софьи я дебютировала в апреле 1888 года в Малом театре. И с этих пор Малый театр стал моим родным домом, моей семьей. С каждым годом я все больше и больше влюблялась в свое искусство, служа ему всем жаром своего сердца.
Первые годы службы в Малом театре были очень тяжелы. Приходилось бороться за возможность играть, ждать случая, когда из-за отказа или болезни старшей артистки открывалась возможность с одной-двух репетиций сыграть ответственную роль. Если этого не случалось, надо было сидеть без дела или играть одноактные комедии и водевили. Но, подвигаясь с трудом в Малом театре, буквально отвоевывая себе работу, я каждое лето уезжала со своими старшими товарищами в провинцию, где играла уже исключительно первые роли, исполнявшиеся в Малом театре Е. К. Лешковской и даже М. Н. Ермоловой, и играла всегда с неизменным успехом. На гастролях я исполняла ермоловские роли Офелии, леди Анны в «Ричарде III», Настасьи Филипповны («Идиот») и другие. Объездила я многие места России — и юг, и запад, и далекую тогда Сибирь.
Я мечтала о многих ролях, не получая их, но все равно переписывала их и тщательно разучивала для себя. Сколько творчески радостных часов проводила я у себя в комнате, работая над ролями, которые — я это знала — будут играть другие! Я плакала слезами своих героинь, смеялась их смехом, радовалась их радостями. Вместе с ними я испытывала и муки ревности, и злобу, и отчаяние, восторг и любовь, материнские чувства. Здесь, в тиши своей комнаты, в одиночестве, я много пережила, воплощаясь в различные образы.
Мне много раз представлялась возможность уйти в Александрийский театр, куда меня звал В. Н. Давыдов, или на провинциальную сцену, где мне были гарантированы и интересная работа и выгодные материальные условия. Но я предпочитала оставаться рядовой артисткой, только бы работать в прекрасном Малом театре, имевшем в прошлом столько славных художников-творцов, создававших русское театральное искусство. Мне хотелось именно здесь, в Малом театре, добиться такого положения, чтобы иметь право выступать с великими его актерами. Всегда я считала для себя наивысшим счастьем и величайшей честью быть артисткой Малого театра. Постепенно я входила в репертуар, и мне уже не нужно было заботиться о получении ролей: мне давали их сами авторы пьес или назначали режиссеры.
Я переиграла в Малом театре огромный репертуар. В «Горе от ума», например, играла последовательно Софью, Наталью Дмитриевну и Хлестову; в «Ревизоре» — Марью Антоновну и Анну Андреевну; в «Бешеных деньгах» — Лидию Чебоксарову и ее мать; Звездинцеву и толстую барыню — в «Плодах просвещения»; Смельскую и Негину — в «Талантах и поклонниках»; Глафиру и Мурзавецкую («Волки и овцы»), Мамаеву и Турусину («На всякого мудреца»), Гурмыжскую («Лес»), Василису («Василиса Meлентьева), Вышневскую («Доходное место»). Я играла Офелию, Корделию, Елизавету («Мария Стюарт»), Дездемону и Эмилию («Отелло»), Донью Соль («Эрнани»), Рукайю и Зейнаб («Измена») и многие, многие другие роли.
В пьесах А. М. Горького и в пьесах современных советских драматургов я играла Богаевскую («Варвары»), Горностаеву («Любовь Яровая»), Скутаревскую — в пьесе Л. Леонова, Варвару («Богдан Хмельницкий»).
Во время отпуска, полученного мною в Малом театре, я ездила в Одессу, где играла роль Амалии в «Разбойниках» (Моора играл Чарский), Порции — в «Шейлоке», с Ивановым-Козельским, и с ним же — в «Женитьбе Белугина» роль Елены.
Еще в молодости я получила признание гениального трагика Сальвини, с которым я играла во время его гастролей в Москве Дездемону («Отелло») и в пьесе Гальма «Ингомар». Сальвини мечтал, если еще раз вернется в Москву, сыграть со мной «Самсона и Далилу», предназначая мне роль Далилы.
Всю свою долгую артистическую жизнь я беспрерывно и упорно трудилась, памятуя завет великого Щепкина: «Что бы значило искусство, если бы оно давалось без труда!» В начале своей театральной работы, часто выступая в водевилях и малозначительных ролях, я каждую из них тщательно разучивала. И, став одной из ведущих актрис Малого театра, я продолжала работать над развитием своего мастерства и с тем же рвением, с той же горячностью выполняла свой артистический долг, как и восемнадцатилетней девушкой, впервые начавшей свою артистическую карьеру.
...Когда мне дают роль, я прежде всего читаю несколько раз пьесу, вчитываюсь в нее, чтобы вполне отчетливо представить среду, эпоху, образы действующих лиц. Иногда при чтении пьесы выплывает образ, который когда-то, где-то встречала в жизни. У актеров очень развита наблюдательность, и это им помогает в работе. Когда встречаешь чем-нибудь интересного человека, он запечатлевается в сознании и облегчает впоследствии поиски сценического образа.
Каждый драматург своеобразен. Для меня самое главное в роли — овладеть языком автора, его манерой выражения. В тесной связи с языком пьесы я разрабатываю каждую роль. Так, например, играя роль Софьи в «Горе от ума», я представляла ее себе в семнадцать лет властной, самостоятельной, потому что она жила одна, без матери, и являлась хозяйкой дома. У нее манеры не девочки, а женщины. В ней нет распущенности, она строгая, насмешливая, себе на уме, мстительная, с сильным характером. Эти черты Софьи мне раскрыл характер грибоедовского языка.
Мне приходилось играть много новых ролей в одном сезоне. Очень сложио готовить несколько ролей одновременно, ибо надо войти в образ каждой роли, расцветить ее тонкими деталями. В этой связи я хочу рассказать об одном любопытном случае. Когда отец готовил меня к сцене, он давал мне учить роли Софьи и Лизы из «Горя от ума». По языку этих ролей я улавливала характерность образов. Яркость их речи, своеобразные особенности языка каждой роли создавали отчетливое представление об образах Софьи и Лизы, таких различных по своему характеру. Отец считал, что роль Софьи соответствует моим данным, но особенно занимался ролью Лизы для того, чтобы уничтожить во мне некоторую связанность и холодок. Этот урок тонкой шлифовки актерского образа, преподанный отцом, я запомнила на всю жизнь.
Я, например, всегда мало думала о мимике. Если актер верно чувствует роль, то его лицо всегда правильно отражает его душевные переживания. Если актер будет придумывать мимику, получится только гримаса. Правда, иногда, читая монолог дома, я смотрела на себя в зеркало — не искажается ли мое лицо. Но специальной тренировкой в этом направлении никогда не занималась. Я в молодости играла классический репертуар, изучала костюм по книгам, рисункам и статуям. Если мне нравилась какая-нибудь поза, я изучала ее перед зеркалом, стараясь запомнить, и, когда нужно было, воспроизводила на сцене. Долгие годы пребывания на сцене научили меня управлять во время спектакля своими чувствами. Как бы сильно, как бы искренне ни было чувство, сцена требует постоянного самоконтроля, иначе можно выйти из образа, сбиться с тона, сделать неверный жест.
Безумно любя театр, отдавая ему всю душу, я всегда старалась, однако, не замыкаться в круг узкопрофессиональных интересов и живо откликалась на все события окружающей действительности: участвовала в бесконечном количестве бесплатных концертов, сборы с которых шли главным образом на помощь учащейся молодежи и поддержание различных благотворительных учреждений, а в 1905 — 1906 годах — в пользу бастовавших рабочих.
Еще до Октябрьской революции меня в течение двадцати с лишком лет избирали руководителем «Корпорации артистов Малого театра».
Я была избрана и председателем Московского отделения Русского театрального общества, а затем, после кончины М. Г. Савиной, в 1915 году я стала председателем совета Общества. Сознательно взяла я на себя эту трудную обязанность. Я видела, как много облегчения вносило Общество в бесправное в то время положение русского провинциального актерства.
Много трудного и сложного приходилось мне переживать в этой работе. Сейчас, благодаря вниманию и помощи советского правительства, не раз с огромной чуткостью поддерживавшего нас, Всероссийское театральное общество получило громадные возможности для расширения и углубления своей деятельности. Советское правительство дает ВТО то, о чем раньше не приходилось и мечтать. И мне радостно сознавать, что принятое мною после М. Г. Савиной дело я уберегла, сохранила и не только не преуменьшила, а с помощью советского правительства приумножила.
В Малом театре вся моя жизнь, вся моя семья, ибо ко мне, как к своей матери, идут артисты не только московских театров, но и пишут и посещают артисты со всех концов нашей страны. Я всегда откликаюсь на их радости и горести. Я радуюсь вместе с ними успехам советских актеров, печалюсь их неудачами, стараюсь всячески помочь. Какое огромное удовлетворение испытала я, когда наше родное советское правительство дало высокую оценку моей общественной деятельности, наградив меня вторым орденом Трудового Красного Знамени.
После Великой Октябрьской социалистической революции я как бы родилась вновь. Действительно, на очень многое у меня впервые открылись глаза. Для меня началась новая, большая и замечательная жизнь в искусстве. Постепенно отмирали старые взгляды, предрассудки, привычки. Незаметно очень многое из того, что прежде казалось естественным, предстало совсем в ином виде. Я сделалась другим человеком.
Думая о первых шагах по новому пути, я всегда вспоминаю А. В. Луначарского. Как много сделал он для нас! Тончайший знаток искусства, литературы и театра, человек высокой культуры, он первый из представителей великой партии большевиков соприкоснулся с нами. Волей партии и правительства Луначарский был поставлен в начале революции во главе театров. С громадным тактом он сумел заставить нас понять, что партия большевиков и советская власть, как зеницу ока, будут беречь прекрасные достижения прошлого нашего народа, но вместе с тем и будут требовать от нас подлинно творческого отклика на новое. А. В. Луначарский как первый представитель большевистской партии в искусстве сыграл, несомненно, немалую роль в том, что Малый театр с такой готовностью стал отдавать все свои силы на службу делу революции.
Жизнь шла вперед семимильными шагами. Годы сталинских пятилеток неузнаваемо изменили нашу Родину, высоко подняли ее культуру, вырастили новых людей, величайших героев, отдающих все свои силы, знания и способности на благо народу, строящему коммунистическое общество.
В гуще жизни начала я осязать сложившийся у нас новый тип советского героя, такого простого, скромного и вместе с тем такого великого, глубокого и значительного. Каждый день говорил нам о новых, все более замечательных достижениях нашей Родины, каждый день узнавали мы о грандиозных победах, героических подвигах, общественном и культурном росте нашей страны, каждый час поражались гению свободного народа.
Какие широчайшие возможности открылись перед нами! Никогда раньше я так не дорожила своей жизнью, и никогда мне так не хотелось жить, как сейчас. Хочется жить, чтобы видеть, как расцветает и укрепляется наша Родина, как растет ее мощь, как растет человек, приближается прекрасное завтра коммунизма! Хочется жить, чтобы творить и славить тех, кто ведет человечество к счастливой жизни на всей земле.
Я играла на сцене Малого театра с такими замечательными артистами, как Н. М. Медведева, М. Н. Ермолова, О. О. Садовская, Е. К. Лешковская, была постоянной партнершей таких выдающихся актеров, как А. П. Ленский, Ф. П. Горев, М. П. Садовский, К. Н. Рыбаков, А. И. Южин. Я застала в расцвете таланта и сил Н. А. Никулину и Г. Н. Федотову. Игра их была настоящей, глубокой правдой. В нынешнем поколении молодых артистов много талантливых людей. В них я вижу прямых наследников лучших традиций нашего театра. Мне хочется, чтобы они непрестанно изучали нашу многогранную жизнь, чтобы отобразить ее на сцене просто, глубоко, правдиво и искренне, как просто и волнующе совершают свои исторические подвиги советские люди.
Я испытала великое счастье, когда правительство удостоило меня огромной чести и присвоило звание народной артистки СССР, наградило орденами и медалями и присудило Сталинскую премию. Нужно ли говорить о том, какой для меня радостью было всегда отношение коллективов московских и периферийных театров и всей советской общественности к моей работе и ко мне! Это внимание, высокая оценка моего труда, забота дали мне уверенность в том, что жизнь моя прожита не даром.
Мы живем в чудесную эпоху самоотверженного созидательного труда. Мне хочется, чтобы наша молодежь воплощала, на сцене старейшего русского театра образы людей сталинских пятилеток. И я буду счастлива, если наша театральная молодежь продолжит бессмертные традиции Малого театра и станет носительницей великих заветов Щепкина, Ермоловой, Федотовой и Ленского, а самое главное — сумеет быть с нашим веком наравне в борьбе за коммунизм под водительством великого и любимого Сталина.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.