Ранняя весна в Крыму. Все цветет, благоухает, все сияет самыми нежными и одновременно ярчайшими красками.
Юность и щедрость природы так заразительны, что почти не видно хмурых, неулыбчивых лиц. Вот улыбается и эта худая, старая женщина с большим белым зонтиком, что сидит на одной из скамеек ялтинской набережной. У нее резкие, правильные черты все еще очень энергичного лица, седые, совсем белые волосы, темная морщинистая кожа. Но, безусловно, когда-то она была хороша собой.
— Аделина Ивановна, как чудесно, что вы здесь!— окликнула ее моя спутница.
— Надюшка-непоседа, ты одна или с матерью? А я уже две недели здесь: часами сижу вот на скамейке и не могу наглядеться, надышаться,— отозвалась Аделина Ивановна сильным, грудным, совсем молодым голосом.
Когда после взаимных приветствий и вопросов моя спутница распрощалась с Аделиной Ивановной и мы двинулись дальше, я спросила:
«— Какое значительное, необыкновенное лицо у этой Аделины Ивановны! Кто она? Наверное, актриса?
— О, совсем, совсем не то! Это Карсавина, друг нашей семьи, старая большевичка и ей уже более семидесяти лет. У нее интересная биография, совсем как у Даши Чумаловой в романе Гладкова «Цемент». Она жила где-то в Донбассе с мужем-мастером и пятилетней дочуркой, когда началась гражданская война. Муж ушел добровольцем на фронт, был красным командиром; они вынуждены были расстаться, как и Даша с Глебом почти на три года. Без него Аделина стала медсестрой (впоследствии, в 30-х годах, она окончила мединститут), вступила в партию, была на подпольной работе, воевала с белобандитами, а в это время дочурка ее умерла в детдоме, кажется, от гриппа...
Муж вернулся, но Аделина не захотела с ним жить, полагая, что семья будет мешать партийной работе. Муж ее тогда чуть не запил с горя, а потом женился на другой...
Аделина была красавицей, высокая, статная, с ярко-синими глазами, и мать моя, которая дружит с ней с юности, рассказывала, что отбою у нее от женихов и ухажеров не было, но она всем отказывала: * «Не в такое время живем,— говорила,— чтобы личную жизнь устраивать». Откуда у нее этот странный аскетизм, это пренебрежение к личной жизни — никто понять не мог. Мама уговаривала ее опомниться, а Аделина насмешливо: «Баба ты, ну, и оставайся бабой, а у меня дела поважнее».
К Аделине, когда-то, очень шли некрасовские стихи:
Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!
Такая была сильная, смелая да упорная. Еще во время Отечественной войны (ей тогда уже пятьдесят с чем-то было) она врачом-хирургом работала в военном госпитале и орденом была награждена. Мне казалось всегда, что она из нержавеющей стали сделана. А вот этой зимой зашла к ней, а она сидит в кресле старенькая такая, печальная и говорит: «Зря я личную жизнь свою сгубила. Поняла это, к сожалению, слишком поздно — так годам к пятидесяти. Тебе вот тоже поди больше сорока, а в семье у тебя неладно...
Все форсишь: «Работа, работа, а остальное потом». Вот и я так бывало форсила, ломала себя... А к чему это? Что значит «остальное»? Человек един: коли в личной жизни все ладно, красиво — горы перевернуть можно... Это я не столько тебя, сколько себя, свою прожитую жизнь критикую...»
Больше не довелось мне встретить ни Аделину Ивановну, ни случайную мою спутницу по туристской группе в Крыму. Но до сих пор вспоминаю то прекрасную царь-девицу, то одинокую старую женщину на фоне ранней, щедрой крымской весны. Она, эта старая женщина, может гордиться прожитой своей жизнью, но все же... Да, да — это Даша Чумалова, это ее судьба. После «Цемента» Дашина жизнь продолжается в другом романе Гладкова — в «Энергии». Именно этот роман и поможет прояснить столь горестное противоречие в большой и достойной жизни Аделины Ивановны...
Парторг Мирон Ватагин, главный герой «Энергии» — хороший коммунист, умный, честный человек, оказался беспомощным в личной жизни, потерял сына, расстался с женой, и когда возникла новая, большая любовь, почему-то бежал от нее...
Ослепительно яркий летний день. Мирон купается в реке и попадает в водоворот. Молодой инженер Феня, которая тоже купалась неподалеку, заметив, что Мирон тонет, бросается на выручку и спасает утопающего. Вместе со счастьем избавления от смерти к Мирону приходит счастье любви.
«И Мирон впервые в жизни пережил тогда бурное счастье: он еще никогда не видел, чтобы бревно плавилось золотом, а холмы волновались цветущей сиренью, и небо никогда не было таким синим и близким : кажется, взмахни рукою — и достанешь его, и рука погрузится в эту густую, пышную синеву. Он увидел мужиков на берегу, лошадей в постромках, большие штабели бревен. Мужики указывали ему на Феню, скалили зубы и кричали что-то непонятное.
...И вот теперь он шел с Феней, и ему казалось, что он уже никогда не забудет ни ее, ни своей перед ней наготы... Он навсегда связал себя с ней какими-то неустранимыми нитями: он вечно будет у нее в плену, где бы она ни была и куда бы он ни скрылся от нее.
Она лукаво вглядывалась в него.
— Знаешь, ты мне вдруг стал страшно близким... Именно вот сейчас. Точно я узнала тебя всего... Как-то сразу...
Мирон вдруг увидел себя со стороны и удивился: старого Мирона унесла река — он, прежний, утонул, а вот этот Мирон — новый, почти ребенок, который и в простом камне видит чудо и радуется ему.
От белой блузки подбородок и затемненная щека Фени дымились лиловым сиянием, и от этого лицо ее было спелым, как виноград...»
Краски, свет, воздух поэтически подтверждают переживания героев. Вот так, именно так, целомудренно, самозабвенно должны любить Мирон и Феня — это вытекает из основных черт их характеров, волевых, ясных, цельных.
Сцена купания в реке и зарождение любви Мирона к Фене — одна из лучших сцен романа. Здесь все наполнено поэзией молодости, силы, одухотворено красотой нового, внезапного и, казалось бы, навсегда засиявшего чувства.
Мирон не мог не полюбить Феню, которая завоевывает жизнь с невероятным упорством и суровостью и в то же время с пылом молодой, покоряющей жизнерадостности. Феня и мужественна, и рассудительна, и эмоциональна, и женственна.
Она живет в запале творческой работы и, кажется, вся растворена в ней; строительство для нее — живое существо, часть ее сердца, ее мозга. И когда на ее участке происходит катастрофа, она становится похожей на птицу, у которой буря помяла перья. Но это только на один миг: потом с удвоенной энергией она делает все, что в ее силах и выше сил, чтобы ликвидировать прорыв.
Такая слитность со строительством — следствие деятельного гуманизма, огромной любви к людям и к жизни, ибо Феня знает, что строится социализм, то есть жизнь высшего качества, обеспечивающая простор и радость людям. Поэтому работа на заводе не заслоняет, а усиливает ее поэтическое восприятие мира, и она о откровенной радостью переживает и свое влечение к Мирону и красоту окружающей ее природы.
Сцену, где Феня идет рядом с Мироном, плененная внезапной его близостью, великолепно дополняет эпизод у распахнутого окна, где эта чудесная девушка отдается очарованию раннего весеннего утра.
«Она быстро открыла окно, и сразу же хлынула на нее волна утренней свежести: и запах влажной травы, и цветов из палисадника, и чего-то хмельного — не то росы, не то неба. Где-то очень далеко пели петухи. А в саду Кряжича флейточкой всхлипывала птичка. Хотелось броситься навстречу солнцу, в небесную синеву, и засмеяться, а может быть, заплакать от восторга. Феня вздохнула и высунулась из окна. Почему так пахнет детством и почему все кажется крылатым, простым и милым? Почему этот неудержимый, волнующий зов из глубины?»
И все же Мирон и Феня вынуждают себя на разлуку, напрасно, насильственно разрушают свою любовь.
Между ними происходит такого рода горький диалог о счастье:
« — Я завидую тебе, Феня: ты счастлива?
— Конечно, счастлива. Но тебе стыдно завидовать.
— Я не так счастлив, как хотел бы.
— Вероятно, не думаешь о счастье, не знаешь, в чем его суть.
— А в чем его суть?
— Для меня в том, что мое дело — это я, что я чувствую людей, и они меня любят. Когда счастьем дышишь, его не ощущаешь».
Итак, счастье Фени только в работе, иного счастья, кажется ей, и не надо. Это насильственное и ненужное самоограничение противоречит характеру Фени, ее отношению к миру, ее горячей, ясной жизнерадостности.
И Феня и тем более Мирон будут, конечно, продолжать трудиться с не меньшим рвением, чем раньше, и творческий труд в какой-то мере заменит им личное счастье. Но правомерна ли эта замена? Оправдана ли эта ненужная трата душевных сил? Зачем нарушать гармоничность внутреннего строя ненужным, вредным самоограничением?
«Коммунизм,— пишет Ленин,— должен нести с собой не аскетизм, а жизнерадостность и бодрость, вызванную также и полнотой любовной жизни».
Во взаимной любви Мирона и Фени, казалось, было то высокое равенство, при котором не исчезает поэзия отношений, не блекнет красота любимой. Так почему же нет счастья в любви Мирона и Фени?!
После разрыва с Феней личная жизнь Мирона становится трудной и сложной. С семьей у него уже давно не благополучно: жена Ольга живет с ним врозь, ибо не может простить ему внезапного исчезновения сына, который покинул родительский дом.
До встречи с Феней ему удавалось заглушить тоску по семье азартом всепоглощающего, счастливого труда. Но после того как Феня всколыхнула его сердце и навсегда исчезла, Мирон с новой остротой затосковал по личному счастью. И тут на его пути появляется умная, добрая, но внешне некрасивая Паша Погадаева; она сама пошла навстречу Мирону. Между Мироном и Пашей происходит объяснение:
«Паша, нужно ли это? Давай-ка лучше пить чай.
Она подняла лицо, залитое румянцем, и Мирон чувствовал, что он поразил ее. И другое чувствовал: не может он ранить ее сейчас своей рассудочной холодностью — слишком уж она чиста и преданна ему. Он сам виноват, что первый переступил ту грань, которая отделяла его от Паши как от женщины.
«Что ж тут преступного и антиморального, если я дам ей то, что она просит? Я только принесу ей счастье и ничем не нарушу своей свободы и независимости».
Но где-то глубоко внутри тревожно глядели на него немые, осуждающие глаза. Паша оторвалась от стола, усмехнулась и повернулась к нему спиною.
— Хорошо. Будем пить чай. Садись.
Что-то горячее плеснулось в сердце, и ему показалось, что она сейчас умрет для него как милый товарищ, и он останется один среди пустоты и безмолвия ночи.
Он обнял ее и вскинул на руки, и почудилось ему, что она взмахнула крыльями и стала легкой и желанной».
Эта сцена не менее правдива, чем та, первая сцена объяснения Мирона с Феней. Но как различна эмоциональная окраска, какая разная любовь! Да и можно ли то, что произошло у Мирона с Пашей, назвать любовью? Нет, у Мирона это только тоска по любви, а у Паши тоска по материнству. И скоро наступает расплата. Вместо радости Мирон ощущает «нежеланную тяжесть», новый прилив острой тоски по настоящей любви.
Революция освободила человека от оков старых мелкобуржуазных взглядов; но в личных отношениях эти взгляды оказались более живучими, и конфликт между общественно-политическим кругозором человека и его интимной, личной жизнью остается трудным и мучительным не только в 30-е годы, когда создавалась «Энергия», но иногда и по сей день. Гладков заставил своего героя Мирона Ватагина почувствовать боль и стыд, что он коммунист, строящий социализм, небрежен, легкомыслен в своих отношениях к женщине, и этим отдает дань предрассудкам старого мира. А эта небрежность ведет, с одной стороны, к самоограничению, а, с другой — к теории «стакана воды», которую осудил Ленин, то есть к мимолетным, безлюбовныы связям. Это, по существу, две стороны одной и той же медали.
Если отсутствие «полноты любовной жизни» в конце концов осознается Мироном, как явление отрицательное, то знакомая нам еще по «Цементу» Даша Чумало-ва так и остается в романе «Энергия» принципиальным противником этой жизнерадостности и полноты жизни.
Между Мироном и Дашей происходит такого рода психологический поединок:
«— А ведь неплохо бы сейчас, Даша, обзавестись ребятами. Мы иначе бы их воспитали...
— Конечно, это совсем не глупо. Но у меня, Ватагин, этот вопрос снят: опоздала...
— Что за чепуха! Ты же молода, полна сил...
— Опоздала, Ватагин...— настойчиво повторила она.— Мы строим — да. Мы создаем социализм — да. Но, дорогой мой, мы живем и боремся в обстановке войны. Я не могу думать о детях, когда знаю, что враг рвется через наши границы. Я чувствую себя больше воином, чем матерью.
— Одно другому не мешает...
— Мешает. Война идет и внутри страны.
— Но вспомни, что храбрые женщины рожали и на фронте.
— Да, но выбывали из строя.
Она пытливо всмотрелась в его лицо и некоторое время изучала его с недоверием и неприязнью. Мирону стало даже неловко от ее проверяющих глаз. Странно, глаза ее были и холодные, и обжигающие. «Нет,— решил Мирон,— жить она с Глебом не может — безнадежное дело».
В этом психологическом состязании Мирон ощущает какую-то неловкость, а в холодном и обжигающем взгляде Даши сквозит недоверие и неприязнь к нему. В Даше Мирон видит свои ошибки, возведенные в принцип, а Даше чудится, что Мирон изменяет священным заветам гражданской войны. И это происходит в отношениях двух людей, старых проверенных товарищей, участников гражданской войны, великих боев за власть Советов. Так мстит за себя жизнь, когда ее лишают необходимой полноты и простора.
Представительница молодого поколения в романе Гладкова, прелестная девушка Наташа, бросает вызов самоограничителям:
— Надо жить без утайки, дядя Мироша, без насилия над собой. Будем дышать во всю грудь и творить, и работать, и наслаждаться в нашем прекрасном саду... Создавать нашу жизнь под солнцем... .
А в чудесных садах все деревья в цветах.
Жизнь не стоит на месте, илем дальше, тем меньше и меньше остается предрассудков, мешающих полноте счастья.
Наташа в своих взглядах на личную жизнь ушла далеко вперед от Мирона и Ватагина и особенно от старшей своей подруги Даши Чумаловой. Она близка героиням Фадеева Клаве и Уле Громовой. И кто знает, возможно, всем им или таким, как она, и предстоит постичь тайну длительных привязанностей, тайну высокой и верной любви...
Разгадать эту тайну помогут лучшие наши женщины-революционерки, которые дали классические примеры самой высокой и верной любви. И первая из них — Надежда Константиновна Крупская, жизненный путь которой был воедино слит с путем Владимира Ильича Ленина.
С какой большой любовью и заботой относился к ней Ленин и тогда, когда она была уже совсем немолодой, седенькой и болезненной женщиной. Так, в 1918 году (Надежда Константиновна ведала тогда Внешкольным отделом Наркомпроса) вдруг раздался в канцелярии отдела телефонный звонок Ленина; он просил не утомлять, не задерживать Надежду Константиновну: уходя на работу, она чувствовала себя не совсем здоровой! Когда же при Надежде Константиновне заходила речь о Ленине, лицо ее озарялось удивительно доброй и светлой улыбкой, становилось совсем молодым.
В трогательном некрологе, посвященном Надежде Константиновне Крупской и названном «Верность», Лидия Сейфуллина вспоминает, как тихая седая женщина с опустившимися плечами стояла у гроба Ленина: «Стоит часами недвижно, будто из камня эти слабые, уже старые плечи. Тихо стоит и смотрит. С тем, кто в гробу, истоптали много дорог ее ноги. Не было ни венков, ни приветствий, ни хвалы, ни торжественных маршей. Было много хулы, оскорблений, ударов, ушибов, обид и болезней. А она шла, не отстав ни на шаг, по всем горьким дорогам. И когда невытравимая уж пала и в сердце, не только на волосы, седина, стихла молодая яркость глаз, согнулась спина, слабыми стали ноги, пришел победный час для того, кто в гробу, и для всех, кто с ним. Короткий час восхвалений и приветствий. Тихая женщина осталась тихонько стоять за плечом победителя. Без шума, без возгласов поддержала тяжелое плечо героя. Не склонилась, не устала до самого этого красного гроба. И теперь стоит и в дни, и в шумливые траурные ночи. Стоит молчаливая на последних дежурных часах. Имя женщины — Надежда. Потомки дадут ей другое — Верность».
Служение народу, родине не только не мешает любви, но учит верности во всем, в том числе и в любви. Но не надо думать, что в этой верности есть что-то от аскетической жертвенности. Нет, вопреки подчас неимоверно трудным условиям быта, вопреки всем лишениям и обидам, о которых пишет Сейфуллина, были музыка, литература, поэзия природы, большая взаимная любовь, были бодрость и жизнерадостность, та счастливая полнота жизни, о которой говорил Ленин, осуждая ущербность и аскетизм.
Жизнерадостность и бодрость — признак морального и социального здоровья. Коммунистической этике глубоко противоречит ущербное, больное сознание, выраженное в декадентских настроениях некоторой части буржуазной интеллигенции.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.