Абрамович Г. Л. "Введение в литературоведение"
Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»
М., Просвещение, 1979 г. Публикуется с некоторыми сокращениями OCR Detskiysad.Ru
Критический реализм становится ведущим методом передовой литературы XIX века. Расцвет этого художественного метода в прошлом столетии объясняется все большим обострением социальных противоречий и все большим осознанием людьми неблагоприятных для человеческого развития условий жизни в классово антагонистическом обществе. Распад феодальных отношений, с одной стороны, и обнаружение своекорыстной сути буржуазных отношений, с другой, создают почву для развертывания сокрушительной критики всех и всяческих проявлений общественного строя, основанного на эксплуатации человека человеком. Задачей передовой литературы XIX века становится раскрытие враждебности интересам народных масс как феодального, так и буржуазного господства.
Однако развитие и особенности критического реализма в различных странах не были совершенно одинаковыми. Своеобразие условий жизни отдельных народов определяло и своеобразие их литературы.
Критический реализм на Западе и в России. Западноевропейские страны в прошлом столетии в основном уже характеризовались капиталистическими отношениями. Подлинная сущность классово антагонистического общества становилась в условиях господства буржуазии очевидной. Открытая, бесстыдная, прямая, черствая эксплуатация, выдвижение на первый план «бессердечного чистогана» и «эгоистического расчета» заставляли людей, как об этом писали К. Маркс и Ф. Энгельс, «взглянуть трезвыми глазами на свое жизненное положение и свои взаимные отношения».
Писатели-реалисты осуществляли историческую миссию передовой литературы, помогая читателям понять истинное положение вещей. Ф. Энгельс писал, что «социалистический тенденциозный роман целиком выполняет, на мой взгляд, свое назначение, когда, правдиво изображая действительные отношения, разрывает господствующие условные иллюзии о природе этих отношений, расшатывает оптимизм буржуазного мира, вселяет сомнения по поводу неизменности основ существующего...».
В лучших произведениях западного критического реализма были изображены потрясающие проявления капиталистического уклада жизни: нищета масс, попранное человеческое достоинство простых людей, рост преступлений, проституция, нравственное опустошение людей и их «утраченные иллюзии», страшное разъединение людей. Эти произведения внесли огромный вклад в развитие реализма.
Можно сослаться, например, на таких замечательных писателей, как О. Бальзак и Ч. Диккенс. Слабой стороной мировоззрения Бальзака были его монархические взгляды и симпатии к обреченной историей на смерть феодальной аристократии. Понятно, что эти взгляды отрицательно сказывались в его творчестве, определяя в ряде случаев идеализацию отживающих социальных сил (образы маркиза д'Эспара, маркиза д'Эгриньона, монархиста д'Артеза и других). Однако главным, ведущим в мировоззрении и творчестве Бальзака были его ненависть к буржуазной плутократии, к финансовым дельцам, симпатия к подлинным представителям народа, стремление к благу и счастью Франции. Все это и определило сильные стороны произведений Бальзака: гневное разоблачение истинного облика таких угнетателей народа, как финансовые воротилы Нюсинжены, отвратительные стяжатели типа старика Гранде или Сешара, ростовщика Гобсека, сатирическое изображение преобладающей части сходящих с исторической сцены и деградирующих аристократических кругов; любовное отношение к таким простым людям, как вечный труженик Давид Сешар, водонос Буржа, солдат Луи Верньо; раскрытие высокого нравственного облика республиканцев, наиболее ярко представленных в творчестве Бальзака образом Мишеля Кретьена.
Недаром Ф. Энгельс писал о Бальзаке: «Правда, Бальзак по своим политическим взглядам был легитимистом. Его великое произведение—нескончаемая элегия по поводу непоправимого разложения высшего общества; все его симпатии на стороне класса, осужденного на вымирание. Но при всем этом его сатира никогда не была более острой, его ирония более горькой, чем тогда, когда он заставлял действовать именно тех мужчин и женщин, которым он больше всего симпатизировал,— дворян. И единственные люди, о которых он всегда говорит с нескрываемым восхищением,— это его самые ярые политические противники, республиканцы — герои монастыря Сен-Мерри, люди, которые в то время (1830—1836 гг.) действительно были представителями народных масс. В том, что Бальзак таким образом вынужден был идти против своих собственных классовых симпатий и политических предрассудков, в том, что он видел неизбежность падения своих излюбленных аристократов и описывал их как людей, не заслуживающих лучшей участи, и в том, что он видел настоящих людей будущего там, где их в то время единственно и можно было найти,— в этом я вижу одну из величайших побед реализма и одну из величайших черт старого Бальзака».
Противоречивым было мировоззрение и знаменитого английского писателя Диккенса. С одной стороны, Диккенс сурово обличал буржуазный строй жизни и раскрывал лицемерие буржуазной демократии. С другой стороны, он отрицал революционное преобразование общества и проповедовал лишь нравственное исправление людей. И в этом случае ложные взгляды писателя не могли не сказаться в его произведениях. Можно, например, указать на надуманные образы добродетельных буржуа братьев Чирибль, которых Диккенс противопоставляет своекорыстным дельцам и стяжателям, и на идеализацию писателем смиренных, не вступающих на путь борьбы рабочих типа Стивена Блекпула.
Однако, как и у Бальзака, главным у Диккенса были не эти слабые стороны, а понимание неблагоприятного для жизни народа характера господствующего общественного строя, великое сочувствие бедным людям, уважение и любовь к человечности и правде, которые писатель неизменно находил у простых тружеников.
Отсюда и яркость изображения Диккенсом антигуманного поведения таких типичных буржуа, как господин Домби, Джо-нас Чезлвит, мистер Баундерби и многие другие. Отсюда незабываемые картины жизни людей в работных домах, тюрьмах, нищенских лачугах и столь же незабываемые картины школьных лет детей бедняков. Отсюда едкая сатира на современный Диккенсу английский государственный аппарат, олицетворенный писателем в образе «министерства околичностей», на комедию судебного разбирательства, с таким блеском представленную в «Посмертных записках Пикквикского клуба» и «Холодном доме». Отсюда, наконец, такие человечные и пленительные диккенсовские герои, как Давид Копперфильд, Агнеса, Крошка Дор« рит, Николас Никкльби, Флоренс, старый Пеготи, Хэм.
Особенно пышного расцвета достигает критический реализм в России прошлого века. Это объясняется своеобразием русского исторического развития, а тем самым и своеобразием развития русской передовой литературы, неразрывно связанной с поступательным ходом революционного движения в России, которое последовательно проходит в XIX веке через три гениально охарактеризованных В. И. Лениным периода: дворянский, буржуазно-демократический, или разночинский, и пролетарский.
Страшный гнет крепостничества и самодержавия порождал могучий отпор со стороны народа, который с древних времен неизменно проявлял свободолюбие как в борьбе с иноземными захватчиками, так и в борьбе с отечественными притеснителями. Народные восстания в России были исполнены исключительной силы. «Долгое и безраздельное господство самодержавия,— писал В. И. Ленин,— накопило невиданное, пожалуй, в истории количество революционной энергии в народе...».
Общеизвестно, что размах и мощь русского революционного движения поставили Россию еще во второй половине прошлого века в авангард мирового революционного движения. На это указывали К. Маркс и Ф. Энгельс в предисловии ко второму русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» (1882). Теперь, писали они, «Россия представляет собой передовой отряд революционного движения в Европе».
Размах революционного движения в России, его сила и идейная высота нашли отражение в творчестве великих русских
писателей-реалистов. С этим связаны основные черты лучших произведений нашей классической литературы: самобытность,
патриотизм. Тенденции, знаменующие развитие русского критического реализма, отчетливо наметились в литературе XVIII века. Эти тенденции были обусловлены и ростом крестьянских восстаний, приведшим в 70-е годы к движению, возглавленному Пугачевым, и подъемом национального самосознания, вызванным историческими победами русского оружия, и выходом России как могучей державы на международную арену. Больший или меньший вклад в первоначальное формирование русского критического реализма внесли и Кантемир, и Державин, и Новиков, и молодой Крылов, и «сатиры смелый властелин» Фонвизин, и первый русский революционер Радищев. И все же господствующим методом передовой литературы того времени критический реализм еще не стал. Такие замечательные творения, как «Недоросль» Фонвизина и «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, оставались еще единичными, указывавшими блестящий путь развития русской литературы.
Развитие в России критического реализма и революционного романтизма тесно связано с Отечественной войной 1812 года и движением первого поколения русских революционеров. Отечественная война не только выявила силы и величие русского народа, но и с особой отчетливостью раскрыла потрясающее противоречие между огромными возможностями трудящихся масс России и их бесправным положением в самодержавно-полицейском государстве. После 1812 года все яснее вырисовывается уродливость феодально-крепостнического строя, все острее проявляется протест народа против угнетателей. В среде передового русского дворянства формируются будущие декабристы.
К этому времени относятся первые творческие замыслы Грибоедова, Раевского, Рылеева и молодого Пушкина. Уже с конца 10-х годов XIX века Грибоедов напряженно работал над своей бессмертной комедией «Горе от ума». Эта комедия бичевала современный писателю общественный строй, при котором честные патриоты испытывали «мильон терзаний», а карьеристы и подхалимы «блаженствовали на свете».
Внутренне связана с комедией и задуманная драматургом пьеса «1812 год». Герой ее, крепостной крестьянин, принимал участие в спасении отечества от французского нашествия, совершал чудеса храбрости, но после войны вновь возвратился «под палку своего господина».
Вольнолюбивые стихи молодого Пушкина, Рылеева и Раевского были пронизаны мотивами борьбы с «барством диким» и деспотическим самодержавием, исполнены пафоса служения общественному благу. Подлинные патриоты, эти писатели не отделяли любви к родине от борьбы за освобождение и счастье народа: одно предполагало другое.
Декабристским восстанием Россия вступила в первый, дворянский период русского революционного движения. Творчеством Пушкина начинался новый, великий период русского литературного развития.
Русский критический реализм дворянского периода русского революционного движения. Произведения передовых русских писателей, созданные в конце 10-х и первой половине 20-х годов прошлого века, отмечены тем «веселым призраком свободы», о котором писал Пушкин в «Кавказском пленнике». Борцам за вольность слагают гимны Раевский и Рылеев. Честного русского патриота, воодушевленного антикрепостническими идеями, представляет в качестве положительного героя Грибоедов. К борьбе с крепостничеством и тиранией призывает молодой Пушкин. Страстно обличая современные им социально-политические устои, Грибоедов, Пушкин, Рылеев, Раевский воспевали такой общественный строй, при котором каждый человек будет служить «делу, а не лицам», при котором народы обретут «вольность и покой».
Изменения в общественной жизни, вызванные разгромом декабристов, не могли не повлиять и на развитие литературы. Русское общество было обескровлено, вожди декабризма повешены, сто двадцать человек томились в «мрачных пропастях земли» (Пушкин). Людей, хоть сколько-нибудь причастных к декабристскому движению, выслали в отдаленные уголки России.
В данных условиях определилась новая великая миссия передовой литературы: эпоха требовала судей, обличителей самодержавия и крепостничества, воспитателей нового поколения. Великие русские писатели 30—40-х годов блестяще осуществляют поставленные историей задачи.
Отмеченное ранее противоречие между «барством диким» и «рабством тощим» облекается в плоть художественного изображения в «Дубровском» и «Капитанской дочке» Пушкина, в «Вадиме» и юношеских драмах Лермонтова, в «Сороке-воровке» и романе «Кто виноват?» Герцена, в «Записках охотника» Тургенева.
В другом аспекте разрабатывается крестьянская тема Гоголем: он показывает зловещие следствия поместного уклада жизни. Даже кажущееся идиллическим существование старосветских помещиков порождает пьянство, воровство, разврат, лень дворовых крестьян. Крестьяне же «землепашцы» и мастеровые, которым Гоголь отдает все свои симпатии («Иван Федорович Шпонька и его тетушка» и «Мертвые души»), хотя и сохраняют, по его мысли, светлый ум, творческие дарования и горячее сердце, обрекаются на нищету, невежество и бесправие.
О «силах мощных души» русского народа, которые в тех условиях не могли вырваться на волю и получить достойное применение, немало чудесных песен и стихов написал Кольцов.
Начатая Пушкиным и Грибоедовым разработка темы «мертвых душ» получает замечательное развитие в творчестве их преемников. Вслед за пушкинскими беглыми зарисовками Фляновых, Скотининых и Петушковых, вслед за грибоедовскими образами Фамусовых, Скалозубов и Молчаливых в литературе появляется галерея образов людей, порожденных пустотой и одичалостью жизни господствующих классов. Здесь и гоголевские «мертвые души», и «кувшинные рыла», и герценовские Негровы и Скалинские, и тургеневские Стегуновы и Пеночкины.
Большое внимание уделяется писателями теме «бедных людей». Пушкин создает образ Самсона Вырина, Лермонтов рисует чиновника Красинского, Гоголь рассказывает о судьбах Поприщина и Башмачкина. Молодой Салтыков-Щедрин изображает жизненную трагедию Нагибиных и Мичулиных, а молодой Достоевский — трагедию Девушкиных, Горшковых, Покровских.
Враждебность общественного строя николаевской России развитию человеческой личности отчетливо раскрывалась и при воспроизведении трагического конфликта между лучшими русскими людьми и правящими кругами того времени. В ряде произведений Лермонтова (особенно в «Смерти Поэта», «Памяти А. И. Одоевского», «Пророке»), в «Лесе» Кольцова показано столкновение замечательных представителей русского народа с «жадной толпой» придворных, со «светом, завистливым и душным для сердца вольного и пламенных страстей».
Стрелы своей критики передовые писатели направляли и на развивающийся капитализм. XIX век уже тогда, по словам Гоголя, приобрел «скучную физиономию банкира, считающего свои миллионы». Распространялся «холодный и страшный эгоизм», всевозможные «грабители и спекуляторы» цинично попирали почитавшиеся народом священными высокие человеческие чувства. Своекорыстный расчет стал основной пружиной человеческой деятельности. Пушкин создал образ Германна, Гоголь показал приобретателя и афериста Чичикова. Молодой Островский в своей первой комедии изобразил распад человеческих связей там, где они, казалось, были наиболее устойчивыми.
Созданные передовой литературой первого периода русского революционного движения картины нищеты, бесправия и бедствий народных масс, образы «мертвых душ», «бедных людей», «страдающих эгоистов», «героев-приобретателей» явились грозным обвинительным приговором общественным отношениям, основанным на эксплуатации человека человеком.
Критика передовыми писателями современных им общественных отношений имела действенный, творческий характер. Она велась во имя утверждения «общественного блага», во имя свободы и счастья народа. В той или иной мере отражая протест трудящихся масс России против угнетения и произвола, эта критика была исполнена той гневной и в то же время оптимистической силы, которая внушала читателям революционное отношение к действительности.
Связь с народом, все большее осмысление его исторической роли и его потенциальных возможностей — вот что обусловливало социальный оптимизм писателей.
Трагическая отдаленность первого поколения русских революционеров от народных масс начала осмысливаться лучшими деятелями русской литературы того периода еще до разгрома декабристов. Хотя политическая мысль этих деятелей и не выходила еще за рамки идей передового дворянства, тем не менее они делали новые и новые шаги в направлении к демократизму и народности.
Грибоедов в «1812 годе» проницательно отметил подлинно народный характер Отечественной войны 1812 года. Он писал о «всеобщем ополчении без дворян» и противопоставлял «умный, бодрый наш народ», который своей грудью защитил отечество, господствовавшим кругам.
Пушкин в великой трагедии «Борис Годунов», во многом предвосхищая историческую концепцию толстовской эпопеи
«Война и мир», утверждал, что движущей силой истории является народ.
Гоголь требовал от государственных деятелей отчетливого понимания конкретных задач национального развития того или иного народа, осмысления насущных народных нужд. В очерке «Ал-Мамун» он писал, что правители должны не только хотеть служить народу, но и знать его действительные потребности. Восторженно отмечая показанное Пушкиным «простое величие простых людей», Гоголь в свою очередь воспроизвел поэзию и красоту народной жизни в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», создал прекрасный образ Тараса Бульбы, выросшего в обстановке борьбы за «товарищество в Русской земле», воспел «бойкий русский народ», олицетворив его в образе необгонимой тройки.
Чем дальше, тем больше понимал автор «Мертвых душ» несправедливость жизни эксплуататорских классов. И даже в период своего трагического духовного кризиса, вызванного незнанием путей общественного переустройства, он все отчетливее заявлял о необходимости жить и трудиться вместе с народом.
Что «спасение только в народе», понял и другой гениальный русский поэт 30-х годов — Лермонтов. Производя исторический расчет с «немытой Россией, страной рабов, страной господ», Лермонтов в конце своего творческого пути, так безвременно прерванного, обратил исполненные надежды и веры взоры к «печальным» тогда деревням, к многомиллионному русскому крестьянству. О том, чего могла бы ждать Россия от автора «Родины», если бы он не погиб так рано, проникновенно сказал в свое время Добролюбов.
Свидетельством сближения передовой русской литературы с народом была поэзия Кольцова. В произведениях этого поэта зазвучал голос самого народа, ощущавшего могучую силу и стремившегося сбросить с себя оковы рабства. Внутренний мир русского труженика, показанный Пушкиным, Лермонтовым и Гоголем, предстал в стихотворениях и песнях Кольцова в непосредственном лирическом выражении. Тут и молодецкая удаль русского народа, и поэзия его труда, и высота его стремлений.
Так переплетались и взаимодействовали в лучших творениях русской литературы первой половины прошлого века критика господствовавших эксплуататорских классов и утверждение силы, возможностей и исторической роли народных масс. Счастье народных масс провозглашалось необходимым условием счастья отдельной личности.
Передовая русская литература с каждым новым шагом все больше сближалась с народом, все увереннее становилась на путь реализма и народности. Сделанное Пушкиным, Грибоедовым, Рылеевым, Лермонтовым, Гоголем проясняло и несправедливость тогдашних общественных отношений, и необходимость борьбы с ней. Огромное значение имела деятельность Белинского и Герцена. Она явилась не только связующим звеном между двумя поколениями передовых русских писателей XIX века, но и непосредственно положила начало развитию революционно-демократических идей в России.
Русский критический реализм буржуазно-демократического периода русского революционного движения. Новый период нашей литературы был вызван к жизни серьезными изменениями в русской действительности. Рост крестьянских восстаний настолько усилился, что даже царское правительство поняло необходимость отмены крепостного права и решило провести «освобождение» сверху, чтобы предотвратить революционное выступление народных масс. Это «освобождение» было совершено в интересах помещиков и все более крепнущего «господина Купона». Революционная атмосфера в конце 50-х годов и усиление ее в пореформенный период, когда передовым людям стало ясно, что народ обманут царским правительством, обусловили начало нового этапа классовой борьбы в России. Это не могло не сказаться на всех областях идейной жизни русского общества, в том числе и на литературе.
Понять нежизнеспособность господствовавшего общественного строя и его несоответствие задачам национального развития помогла и Крымская война. Героическая оборона Севастополя вновь продемонстрировала несокрушимую силу и высокую доблесть русских солдат и матросов. И на этом фоне особенно отчетливо обнаружились и отсталость технического оснащения русской армии, и поистине трагическое бездорожье, не позволявшее своевременно доставлять осажденным войскам продовольствие и боеприпасы, и бесстыдное воровство всевозможных интендантских чиновников, и карьеризм и интриганство царских приспешников. Сознание необходимости радикального переустройства всей русской жизни стало проникать во все более широкие социальные слои населения.
В этой обстановке развертывается деятельность великих русских революционных демократов, ставших передовой силой русского общества второй половины прошлого столетия. Они выступают как идеологи крестьянской революции, как непримиримые борцы со всяческими консервативными и либеральными охранителями старых порядков. Революционные демократы во главе с Чернышевским дают новое направление русской литературе, сохраняя в то же время преемственную связь с лучшими традициями литературы предшествующего периода.
Главный упор русские революционные демократы делают на раскрытие причин социального зла. Они разъясняют, что ответом на вопрос «Кто виноват?» должно быть разоблачение антинародного характера самодержавно-полицейского государства. В этом был смысл и беспощадных обличительных страниц произведений Чернышевского и Некрасова, и сатиры Салтыкова-Щедрина, и блестящего добролюбовского анализа «темного царства», «обломовщины» и образов «забитых людей».
Революционные демократы не ограничились постановкой и разрешением вопроса «Кто виноват?». Они выдвигали на первый план вопрос «Что делать?». Здесь также проявилось отличие передовых писателей нового периода от их предшественников.
Вопрос «Что делать?» в разных вариациях звучал, конечно, и в передовой русской литературе первой половины XIX столетия. Однако тогда в разрешении этого вопроса проявлялось еще недостаточное понимание революционных возможностей народа и сказывалась иллюзорная надежда на возможность исправления жизни «сверху». Только Белинский и Герцен вплотную подошли к тем идеям, которые затем составили основной пафос «молодых штурманов будущей бури». Но и они, понятно, лишь подготавливали новую систему идей, развить которую выпало на долю второго поколения русских революционеров.
Таким образом, раскрытие антинародного характера царизма и власти помещиков и капиталистов составило критический пафос творений русских революционных демократов, а утверждение крестьянской революции во имя социального освобождения масс — их программу действия.
Эти два момента отличают писателей революционной демократии от их предшественников.
Новые социально-политические условия определили и новые задачи передовой литературы этого периода. Отсюда - и новая тематика, и новые герои, и новое разрешение ряда старых проблем, не утративших актуального значения и в революционно-демократический период. Главная тема литературы революционно-демократического периода — тема народа. Она приобретает теперь, в новых общественных условиях, острый социально-политический смысл.
Все произведения русских революционных демократов, начиная от монументальной народной поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и кончая сказкой Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», исполнены могучего утверждения великих сил и грандиозных возможностей трудящихся масс и гневного обличения обреченных историей на смерть дворянства и буржуазии. Вместе с Рахметовым революционные демократы посылали «проклятие тому, что должно погибнуть, благословение тому, что должно жить».
Свои надежды на революционное преобразование общественной жизни революционные демократы связывали с крестьянскими массами России. Отсюда и то особое внимание, которое уделялось крестьянству. Наиболее полно оно было освещено в творчестве Некрасова. Основную массу крестьянства того времени Некрасов олицетворил в образе Якима Нагого. Яким — представитель многомиллионных крестьянских масс, которые накопили «горы ненависти и злобы» против угнетателей, но которые еще не понимали необходимости революционных действий. Гениальная ленинская характеристика противоречивости сознания патриархального русского крестьянства эпохи пореформенного разорения помогает нам с полной ясностью представить себе смысл образа Якима Нагого.
С грустью отмечая политическую незрелость огромного большинства крестьян, поэт в то же время любовно рисовал скрытые в крестьянстве революционные возможности. Типическое обобщение наиболее сознательной и тем самым наиболее революционной части крестьянства дано в образе Савелия — богатыря святорусского. Образ Савелия красноречиво говорил о наличии «могучих» и «обильных» сил, которые должны были выйти на поверхность и участвовать в уничтожении строя, делавшего Россию «убогой» и «бессильной».
Образы же крестьян, изуродованных крепостничеством, проникнутых рабской психологией (староста Глеб, лакеи Утятина и Переметьева и другие), напротив, знаменовали, по мысли поэта, то мертвое, что еще продолжало «хватать живых», но становилось все более и более исключительным и вызывало все усиливающийся протест со стороны крестьянских масс.
Революционно-демократическое разрешение проблемы народа определило и новый характер воззрений революционных демократов на человеческое счастье. Продолжая и развивая в новых общественных условиях сделанное их предшественниками, революционные демократы утверждают как необходимое условие этого счастья социальное освобождение трудящихся масс. Эта общая для всех русских революционных демократов мысль нашла великолепное выражение в некрасовской формуле: «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг; счастье умов благородных — видеть довольство вокруг». Конкретная разработка темы счастья нашла место в романе Чернышевского «Что делать?», в ряде произведений Некрасова («Песня Ере-мушке», «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо»), в гневной сатире Салтыкова-Щедрина, сокровенный смысл которой разъяснялся такими его лирическими очерками, как «Годовщина» и «Имярек».
В полном соответствии с подобными воззрениями на человеческое счастье разрешалась и проблема положительного героя.
Разрабатывая эту проблему, русские революционные демократы, в частности Добролюбов, разъясняли читателям, что все еще привлекавшие общее внимание «интересные личности» «лишних людей» потеряли свое значение и в новых условиях ни на какую прогрессивную общественную роль претендовать не могут.
Эта мысль была подчеркнута и Некрасовым в произведениях «Саша» и «Медвежья охота». Некрасов показал, что Агарины и подобные им «либералы-идеалисты» выполнили свою историческую миссию, посеяв «доброе семя» и разбудив мысль и чувства молодого поколения, подраставшего в 40-е годы. В эти годы они еще являлись «воплощенной укоризной», своего рода общественной совестью, не мирившейся с застойными и косными социальными порядками, хотя героями и тогда они не были (Некрасов писал о «либерале-идеалисте»: «Не спасал он поги бающих, но и в воду не толкал»). В 50-е годы Россия уже не нуждалась в людях, которые «по свету рыщут, дела себе исполинского ищут, благо наследье богатых отцов освободило от малых трудов». Теперь были нужны люди действия, способные провести решительные преобразования, участвовать в великой борьбе за освобождение и счастье трудового народа. Такие люди и появились в русской жизни 50—60-х годов и стали героями русской литературы (Рахметов, Крот, Григорий Добросклонов).
Все эти герои прежде всего пламенные патриоты. Борьбу за раскрепощение и процветание народа, за «счастье убогого и темного родного уголка» они провозглашают своим высшим счастьем. В таком действенном революционно-патриотическом смысле и проявлялась у них «к родине любовь». В те годы им «судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь», и они бестрепетно шли по этому пути. Чернышевский создал образ Рахметова, беззаветно отдавшегося делу революции, которое стало его личным, кровным делом. Некрасов воспел подвиг Чернышевского («Пророк»), революционное служение родине Добролюбова («Памяти Добролюбова») и Белинского («Белинский», «Медвежья охота») и показал черты революционных борцов в ряде незабываемых образов.
Отличительная особенность этих борцов — их социалистические идеалы. Вождь второго поколения русских революционеров Чернышевский показал их в знаменитом сне Веры Павловны.
Великие русские революционные демократы составили передовой отряд русского общества второй половины XIX века. Они пропагандировали социалистические идеалы, программу революционного переустройства действительности. Они поняли, что центр мирового революционного движения перемещался тогда в Россию (в 1830 г., думает один из героев Чернышевского, буря грянула в одной части Европы, в 1848 г. разразилась в нескольких частях, в следующий раз ее нужно ждать в России).
Русские революционные демократы еще не знали реальных общественных сил, способных возглавить трудящиеся массы России и повести их на штурм власти помещиков и капиталистов. Поэтому программа действия имела у них утопический характер. Но сокрушительная критика ими помещичье-буржуазного государства, величие социально-политических идеалов составили драгоценный вклад в мировую культуру и литературу.
Передовая литература революционно-демократического периода не исчерпывалась творениями великих революционных демократов. В этот период жили и писали знаменитый драматург А. Н. Островский, замечательные романисты Тургенев и Гончаров, гиганты русской и мировой литературы Л. Толстой и Достоевский, чудесный повествователь и драматург Чехов.
А. Н. Островский выступал как представитель широких демократических кругов русского общества, которые все больше осознавали правду и силу труда и человечности и все больше протестовали против господствовавшего тогда общественного порядка. Великий драматург создал незабываемые образы русских купцов, помещиков и чиновников, знакомящие читателей и зрителей с «темным царством» тогдашней жизни, с лесом, «сыр-бором дремучим» человеческих отношений в помещичье-буржуазной России. С любовью и уважением показал он во многих своих пьесах честных тружеников, которыми держится и движется жизнь (учителя Иванова, механика-самоучку Кули-тина, актера Несчастливцева и его собратий из пьес «Без вины виноватые» и «Таланты и поклонники», студента Мелузова и многих других). В отдельных драмах и комедиях («Гроза», «Горячее сердце»), в исторической хронике «Козьма Захарьич Минин-Сухорук», в весенней сказке «Снегурочка» он воспел «горячие сердца» своих любимых героев, страстно ищущих правду, добро, справедливость, любовь. Все это определило большую близость А. Н. Островского к революционно-демократическим писателям и то почетное место, которое он занял в классической русской литературе.
Огромный вклад был внесен в литературу критического реализма Тургеневым. Еще в «Записках охотника» он показал подлинное лицо отжившего свой век крепостного уклада жизни, социальную нежизнеспособность класса помещиков, духовную красоту и силу русского трудового крестьянства. Чутко улавливая современные ему общественные влияния и изменения, наделенный, по словам Добролюбова, «чутьем настоящей минуты», Тургенев явился художественным летописцем русской жизни 40—70-х годов прошлого столетия. В его произведениях перед нами проходят и «лишние люди» 40-х годов, получившие наиболее яркое воплощение в образе Рудина, и «молодая Россия», олицетворенная в Наталье Ласуиской и Елене Стаховой, трепетно ждавшая «сознательно-героических натур», и представитель демократических «детей» Базаров, знаменовавший новую полосу в развитии общественной мысли, и деятели революционного народничества из романа «Новь».
Много общего с Тургеневым было у его современника, также замечательного романиста, И. А. Гончарова. И он в незабываемых романах «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» изобразил значительные общественные явления, раскрыл существенные тенденции общественного развития. Велико типическое значение образов старшего и младшего Адуевых, Обломова и Ольги Ильинской, Райского, названного самим писателем «сыном Обломова», бабушки Татьяны Марковны Бережковой, Марфиньки и Веры. В этих образах выступили, по словам Гончарова, две эпохи: эпоха «сна» и эпоха «пробуждения». Предстало уходящее старое и казавшееся писателю еще неясным нарождающееся в жизни России новое.
Исключительную роль сыграли в развитии русской и мировой литературы Л. Толстой и Достоевский. Проникновение в глубины человеческого сознания и чувства, в сложнейшие процессы общественной жизни, страстный протест против миропорядка, основанного на угнетении человека человеком, на богатстве десятков тысяч и нищете сотен миллионов людей, непрестанные и неутомимые поиски социальной справедливости, путей к ее достижению — все это и составило главнейшие черты гениальных творений Л. Толстого и Достоевского, получившие у каждого из них свое, особое выражение.
Л. Толстой прошел большой и сложный жизненный и творческий путь. Не сразу он впитал в себя думы, чаяния, надежды трудового народа России. Но, великий правдоискатель, еще с молодых лет напряженно вглядываясь в современную ему как дворянскую, так и крестьянскую Россию, он все более и более убеждался в праздности, фальши и несправедливости жизни эксплуататорских классов и в красоте того «русского, доброго, круглого», что он находил у русских крестьян и у людей, близких трудовому народу. В конечном счете он решительно порвал все связи с тем классом, с которым он был связан по рождению и воспитанию, вместе со своим Константином Левиным осудил сверху донизу «личную, тягостную, праздную» жизнь этого класса и утвердил как истинную норму человеческой жизни «общую, трудовую, прелестную» жизнь народа.
Главное, идущее от разума народного, в творчестве Достоевского выразилось в сокрушительной критике эгоцентризма, индивидуалистического сознания, общественных условий, порождавших мучительное разъединение людей, больную, разорванную психику «униженных и оскорбленных», всевозможные социальные язвы и пороки и в первую очередь нищету и проституцию. Гуманистический пафос произведений Достоевского, его великая тоска по высокому, истинно человеческому счастью, по «золотому веку» человечества, к которому необходимо и возможно, несмотря ни на что, прийти, усиливает критическую сторону его произведений и озаряет их светом устремления к правде, гармонии, любви в отношениях между людьми.
Сам Достоевский так определил главную идею прогрессивного искусства прошлого века: «...основная мысль всего искусства девятнадцатого столетия (ярко выраженная, по мнению Достоевского, в «Соборе Парижской богоматери» и «Отверженных» Гюго.- Г. А.) - восстановление погибшего человека, задавленного несправедливо гнетом обстоятельств, застоя веков и общественных предрассудков,- эта мысль - оправдание униженных и всеми отринутых парий общества». В разработке этой «основной мысли» заслуга автора «Бедных людей», «Униженных и оскорбленных», «Преступления и наказания» колоссальны.
Реакционные же взгляды Достоевского нашли свое выражение в отказе от идей социального переустройства современного ему общества, в борьбе с революционным движением, что особенно явно прозвучало в романе «Бесы», в надуманном идеале государства-церкви, в поэтизации человеческих страданий.
Великолепным завершением лучших традиций русского критического реализма наряду с произведениями Л. Толстого и Достоевского явилось творчество Чехова. Хотя Чехов не увидел еще «героя жизни», не понял роли революционного пролетариата, но своими произведениями он осудил основы жизни в «казенной» России накануне революции 1905 года, показал полную несостоятельность таких старых социальных сил, как деградирующее дворянство, хищническая буржуазия, прекраснодушная, но бездействующая интеллигенция. Все они не могут, по мысли создателя «Вишневого сада», выступить в роли строителей жизни. Это или «недотепы», люди «без паспорта», «двадцать два несчастья», или своекорыстные дельцы, стремящиеся лишь к собственному благополучию.
Показывая несостоятельность общественного строя старой России во всех мельчайших проявлениях и признаках, Чехов поднял реалистическое изображение на новую высоту. В то же время, по-своему выражая предреволюционные надежды и устремления передовой части общества, он озарил свои произведения последних лет предчувствием грядущей бури, которая сметет старую жизнь и очистит место для новой. Дальше он не пошел. В творчестве Чехова, как и в творчестве Л. Толстого и Достоевского, сказалась и вся возможная сила критического реализма, и его неизбежная ограниченность, обусловленная незнанием подлинного хода новейшей истории.
Преодолеть эту ограниченность могли уже в новых условиях те люди, которые поняли закономерность новой эры общественного развития и открыто встали на сторону неодолимо развивающегося рабочего движения. С выходом на историческую сцену русского революционного рабочего класса, с формированием великой коммунистической партии критический реализм как художественный метод начинает терять свою ведущую роль. Новые задачи, обусловленные новой обстановкой, определяют рождение нового художественного метода. В период первой революции уже во весь рост предстала фигура «героя истории». Социализм сочетался с рабочим движением. В. И. Лениным был сформулирован принцип партийности пролетарской литературы. Создавалась база для формирования социалистического реализма.
Это, однако, не значит, что утратили свое значение великие творения критического реализма. Они продолжают жить и волновать нас своей красотой и правдой. Все лучшее, чего достиг критический реализм, входит в качестве необходимых элементов в искусство социалистического реализма.
В капиталистических странах критический реализм как художественный метод не теряет почвы для дальнейшего развития и в настоящее время. Он продолжает играть значительную роль, хотя выражением наиболее передовых тенденций литературы нашей эпохи и там стал социалистический реализм.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.