Абрамович Г. Л. "Введение в литературоведение"
Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»
М., Просвещение, 1979 г. Публикуется с некоторыми сокращениями OCR Detskiysad.Ru
От критического реализма к реализму социалистическому. Условия для перехода от эпохи великого осознания враждебности буржуазного мира людям к эпохе великого деяния по его переустройству, а отсюда и к становлению социалистического реализма в литературе сложились впервые в России, которая стала его родиной. Причины возникновения этого художественного метода в России коренятся как в социально-исторической обстановке русской жизни конца XIX - начала XX столетия, так и в великих завоеваниях классической литературы прошлого века. Мысль К. Маркса о социально-исторической почве, на которой вырастают надстроечные явления, и о роли арсенала уже созданных образов, сложившихся идей, накопленных средств художественного изображения и в этом случае получает наглядное подтверждение.
«Почва» определила рождение в нашей стране на рубеже двух последних столетий пролетарской революционности и возможности социалистического преобразования общественного и государственного строя жизни. Революционная ситуация в России выдвигала перед литературой уже иную главную задачу, чем та, какая была решающей у писателей критического реализма: изображение и утверждение сил, способных разрушить старый, ненавистный народам мир и построить новый - коммунистический. Конечно, необходимость критики общественных отношений, основанных на эксплуатации человека человеком, не только не снималась, но становилась еще более настоятельной.
В прошлом прогрессивные писатели, критические реалисты, обращаясь к читателям преимущественно из привилегированных слоев населения, могли выполнять свое назначение, открыто не становясь на чью-либо сторону, но правдиво показывая действительное положение вещей в буржуазном обществе. Принцип партийности литературы, выдвинутый Лениным и ставший душою, пафосом социалистического реализма, предполагал, напротив, обязательность открытого служения делу революции и социализма, ибо свершение социалистической революции и построение социализма уже стало той великой исторической задачей, которая встала перед человечеством и решению которой способствовала теперь передовая литература.
«Арсенал»- дальнейшее могучее развитие русской литературы, опиравшееся на все ее предшествующее развитие и в то же время отвечавшее на новые общественные потребности. К концу прошлого века относятся такие величайшие творения, как творения Л. Толстого, Достоевского, Чехова. В них с огромной силой был показан «лик» старого мира и раскрыта антинародная сущность господствовавших тогда отношений между людьми. С гневом и болью показали великие писатели господствовавшую социальную несправедливость, обрекавшую бедных людей на нищету, воровство, проституцию. В их произведениях предстали картины ужасающего разъединения людей в капиталистическом мире, было выражено стремление трудящихся масс к лучшей жизни, тоска по «золотому веку», всечеловеческому братству. В стихотворении А. Блока, написанном на смерть великой русской артистки Веры Федоровны Комиссаржевской - первой исполнительницы роли Нины Заречной в чеховской «Чайке»,- есть строки, которые в большой мере могут быть отнесены и к самому Чехову:
Пришла порою полуночной На крайний полюс в мертвый край, Не верили. Не ждали. Точно Не таял снег, не веял май. Не верили, а голос юный Нам пел и плакал о весне, Как будто ветер тронул струны Там, в незнакомой вышине... Это ощущение неизбежности изменения жизни, светлая уверенность в приходе «весны» звучали и в словах Тузенбаха о надвигающейся буре, и в мечтах о будущем трех сестер, в упованиях Сони, в символическом образе вишневого сада. Вера в то, что жизнь людей может быть и будет прекрасной, была выражена в ряде произведений Достоевского и Л. Толстого. И они, каждый по-своему, верили в победу сил добра, которые они находили в «простом трудящемся народе». В «арсенале» великих реалистов конца XIX века были и все необходимые средства для художественного выражения содержания их произведений.
Однако у Достоевского, Толстого, Чехова неизбежно сказалась и их историческая ограниченность. Достоевский, страстно мечтая о всечеловеческом братстве, решающим условием создания такого братства считал лишь нравственное перерождение людей («Были бы братья,- будет и братство» - как скажет в «Братьях Карамазовых» старец Зосима). Что касается Л. Толстого, то в качестве своей позитивной программы он выдвинул теорию нравственного самосовершенствования как исходный принцип жизни и поведения каждого человека и теорию непротивления злу насилием как основополагающий принцип в отношениях между людьми. Чехов же, выражая общедемократический протест против всего современного ему общественного и государственного строя русской жизни, не поднялся до необходимых социально-политических выводов, хотя и дал возможность своими творениями сделать такие выводы другим людям, постигшим истинное значение созданных им образов (общеизвестно знаменитое ленинское высказывание о «Палате № 6»), Новое же время - время первой русской революции, ленинской статьи «Партийная организация и партийная литература»- требовало решения задач революционного переустройства русской жизни, что определило содержание и характер социалистического реализма.
Для конкретного представления общего и отличного в пафосе русского критического реализма и реализма социалистического, как это проявилось в лучших творениях русского критического реализма конца прошлого века, с одной стороны, и в первых замечательных произведениях русского социалистического реализма начала нашего века, с другой, рассмотрим художественную разработку одной и той же темы - темы «детей солнца» - у таких великих писателей, как Достоевский и М. Горький.
Особая важность темы для обоих писателей не подлежит сомнению: Достоевский трижды обращался к ней (вначале задумал раскрыть ее в романе «Бесы», а позднее осуществил свой замысел в романе «Подросток» и в рассказе «Сон смешного человека»), а М. Горький свою пьесу «Дети солнца» создал в год первой русской революции.
Общим, что роднит двух разных писателей, является их высокая мечта о воссоединении людей в едином человеческом братстве. Вот как это выражено у Достоевского.
Рассказывая Аркадию Долгорукому, герою романа «Подросток» о своем сне, в котором ему привиделась картина Клода Лоррена «Асис и Галатея», Версилов замечает, что приснилась она ему не как картина, а «будто какая-то быль». Предстал во сне уголок греческого архипелага, «время как бы перешло за три тысячи лет назад, голубые ласковые волны, цветущее прибрежье, волшебная панорама вдали, заходящее зовущее солнце...». «...О, тут,- восклицает Версилов,- жили прекрасные люди! Они вставали и засыпали счастливые и невинные; луга и рощи наполнялись их песнями и веселыми криками; великий избыток непочатых сил уходил в любовь и в простодушную радость... Золотой век - мечта самая невероятная из всех, какие были, но за которую люди отдавали всю жизнь свою и все свои силы, для которой умирали и убивались пророки, без которой народы не хотят жить и не могут даже умереть! И все это ощущение я как будто прожил в этом сне, скалы и море и косые лучи заходящего солнца - все это я как будто еще видел, когда проснулся и раскрыл глаза, буквально омоченные слезами. Помню, что я был рад. Ощущение счастья, мне еще неизвестного, прошло сквозь сердце мое даже до боли; это была всечеловеческая любовь».
Своеобразное продолжение получают мотивы, прозвучавшие в сне Версилова, в рассказе Достоевского «Сон смешного человека». И здесь будет идти речь о «счастливой, безгрешной земле» - земле, на которой все «всюду сияло каким-то праздником и великим, святым, достигнутым, наконец, торжеством». «Дети солнца, дети своего солнца, о как они были прекрасны!»- восклицает рассказчик, повествуя о приснившейся ему планете, где царили любовь, счастье, духовная общность между ее обитателями. Однако «Сон смешного человека», подзаголовком к которому писателем поставлено «фантастический рассказ», основан на мучительной для рассказчика антитезе. Жизни людей этой планеты противопоставлена жизнь Земли, которая характеризуется «смешным человеком» как жизнь, исполненная всеобщей розни, вражды, порока, жестокости. И все же тем не менее рассказ отнюдь не пессимистичен. Рассказчик, проснувшись, ясно осознает, что именно такой, какой явилась ему в его сне жизнь иной планеты, может и должна стать жизнь людей Земли. Он провозглашает: «...я видел истину, я видел и знаю, что люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей».
Чтобы понять внутреннее обоснование оптимистического, а не пессимистического разрешения Достоевским поставленной в рассказе проблемы всечеловеческого братства и счастья, нужно осмыслить значение начальной ситуации, которая описана в «Сне смешного человека», и его концовки.
В начале рассказа «смешной человек» говорит о том, что всю жизнь он был смешон для окружающих, да и сам себя, причем больше всех других, считал непоправимо смешным человеком, узнавая «с каждым годом все больше и больше» о своем «ужасном качестве». Кроме того, в последнее время в нем «нарастала страшная тоска» вследствие возникшего убеждения, «что на свете везде все равно». Жизнь стала для него невыносима, и он уже два месяца вынашивал мысль о самоубийстве. Однажды в один особенно мрачный ноябрьский вечер, возвращаясь домой, он смотрел на «ужасно темное небо», «разорванные облака», «бездонные черные пятна» между ними и на одном из пятен заметил звездочку, которая «дала» ему «мысль» с необходимости теперь, немедленно застрелиться. «А почему звездочка дала мысль - не знаю»,- добавляет рассказчик. Но он «положил, что это будет непременно уже в эту ночь», и осуществил бы это намерение, если бы не «эта девочка»...
Дальше и идет короткий рассказ о восьмилетней девочке в платочке, одном платьишке, в мокрых разорванных башмаках, которая тогда, когда он смотрел на небо, вдруг схватила его за локоть, отчаянно крича: «Мамочка! Мамочка!» в надежде, что
он придет на помощь ее маме. «Смешной человек» продолжал идти, хотел прогнать ее, но, как он рассказывает, «она вдруг сложила ручки и, всхлипывая, задыхаясь, все бежала сбоку и не покидала меня. Вот тогда-то я топнул на нее и крикнул. Она прокричала лишь: «Барин, барин!..», но вдруг бросила меня и стремглав перебежала улицу: там показался тоже какой-то прохожий...»
Чем же объясняет герой рассказа свой поступок, почему он не помог несчастной девочке? Его ответ таков: он ее очень пожалел, «до какой-то даже странной боли». Но перед ним возник вопрос: «Ведь если я убью себя, например, через два часа, то что мне девочка и какое мне тогда дело и до стыда и до всего на свете?.. Ведь я потому-то затопал и закричал диким голосом на несчастного ребенка, что, дескать, не только вот не чувствую жалости, но если и бесчеловечную подлость сделаю, то теперь могу, потому что через два часа все угаснет». Эти вопросы «смешного человека», которые он, придя домой, сев за стол и положив револьвер перед собою, задавал себе, отдалили роковой выстрел, и он, неприметно для себя, заснул и увидел тот сон о иной, блаженной земле, «о детях солнца», который и возвестил ему истину, возвестил «новую, великую, обновленную, сильную жизнь».
Рассказ кончается тем, что «смешной человек», проснувшись, решает идти и возглашать эту истину, которую «не то что изобрел умом, а видел, видел, и живой образ ее наполнил душу мою навеки». «Главное,- восклицает «смешной человек»,- люби других как себя, вот что главное, и это все, больше ровно ничего не надо: тотчас найдешь, как устроиться». Последние слова рассказа: «А ту маленькую девочку я отыскал... И пойду! И пойду!»
Пока отложим наше общее заключение об этом рассказе Достоевского и его характерности для творений русского критического реализма конца прошлого века, а обратимся к рассмотрению горьковской пьесы «Дети солнца», чтобы лучше понять своеобразие в разработке одной и той же темы каждого из названных писателей и в то же время то общее, что присуще обоим.
Пьеса Горького «Дети солнца» создавалась через четверть века после «Подростка» и «Сна смешного человека» Достоевского - в год первой русской революции. Симптоматично, что писатель, о котором несколько позднее проникновенно скажет В. И. Ленин как о «крупнейшем представителе пролетарского искусства», как о писателе, который «крепко связал себя своими великими художественными произведениями с рабочим движением России и всего мира», тогда, в начале 1905 года, писал своих «Детей солнца», будучи заточенным в Петропавловскую крепость «по делу» о 9-м января.
Острое ощущение начала новой эры жизни России, ненависть к прогнившему помещичье-буржуазному строю и светлое утверждение демократического и социалистического идеала определили великое новаторство и в то же время преемственность основоположника литературы социалистического реализма в разработке той же, что и у Достоевского, темы. С одной стороны, и М. Горьким, как ранее Достоевским, выражено могучее устремление к высшим, прекрасным формам человеческой жизни, к истинно человеческим характерам и взаимоотношениям людей, объединенных в общечеловеческом братстве. С другой же стороны, в горьковских «Детях солнца» выражено глубокое и ясное осознание того, что без уничтожения классово антагонистического общественного уклада достижение этих высших человеческих устремлений невозможно.
Первое, т. е. утверждение М. Горьким близких Достоевскому идеалов человеческой жизни, получило свое художественное воплощение в поистине вдохновенной речи центрального персонажа пьесы - профессора Протасова. Именно ему принадлежат слова о людях -«детях солнца», способных создать прекрасную, разумную, свободную человеческую жизнь для всего человечества:
Когда-то,- говорит Протасов,- под лучом солнца вспыхнул к жизни ничтожный и бесформенный кусок белка, размножился, сложился в орла и льва и человека: наступит время, из нас, людей, из всех людей, возникнет к жизни величественный, стройный организм - человечество!..
...Страх смерти - вот что мешает людям быть смелыми, красивыми, свободными людьми!.. Но мы, мы, люди, дети солнца, мы победим темный страх смерти! Мы - дети солнца! Это оно горит в нашей крови, это оно рождает гордые, огненные мысли, освещая мрак наших недоумений, оно - океан энергии, красоты и опьяняющей душу радости.
То, что эти мечты профессора Протасова были и остались близкими самому создателю пьесы «Дети солнца» и в будущем, нетрудно убедиться, сопоставив их со словами самого Горького, произнесенными им в докладе на Первом Всесоюзном съезде советских писателей: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле, которую он сообразно непрерывному росту его потребностей хочет обработать всю как прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью».
Как мы видим, пафос утверждения всечеловеческого братства, единой человеческой семьи является тем общим в разработке темы «детей солнца», что предстает как у Достоевского, так и у М. Горького, хотя весьма своеобразно у каждого. Что же касается другой стороны вопроса - отличия от идей Достоевского основной идеи горьковской пьесы - идеи необходимости для достижения идеалов всечеловеческого братства разрушить классово антагонистическое общество, устранить социальные антагонизмы, то это отличие и определило принципиально новое качество творений М. Горького и, в частности, его «Детей солнца». Если сформулировать в самой общей форме главную идею горьковской пьесы, то можно сказать так: М. Горький утверждает в качестве единственного пути к всечеловеческому счастью путь социалистического преобразования, путь построения коммунистического общества, для чего необходимы классовая борьба, революция, свержение господства эксплуататоров.
Эта другая сторона идейного содержания горьковской пьесы раскрывается в изображаемой писателем трагедийной ситуации. На одном полюсе представлены социальные низы, жившие в царской России темной, страшной жизнью (слесарь Егор и его жена Авдотья, толпа, участвующая в так называемом «холерном бунте»), а на другом полюсе - оторванная от народа группа интеллигентов (профессор Протасов, его жена Елена Николаевна и сестра Лиза, художник Вагин, ветеринарный врач Чепурной) - люди очень разные, но одинаково далекие от народа.
Прежде всего профессор Протасов. Ему присуще, как уже говорилось, стремление к великому будущему людей, к царству разума, свободы и красоты. Однако в то же время Протасов во всех остальных областях жизни, кроме своей научной деятельности, предстает детски наивным, совершенно беспомощным человеком. Общественная жизнь его нимало не интересует, «тревоги времени» не находят отклика в его сознании, «бедствий народных» он просто не замечает.
Елена Николаевна - человек гуманный и решительный, готовый прийти на помощь ближнему: в отличие от других персонажей она, не колеблясь ни минуты, идет оказывать помощь заболевшей холерой жене Егора. Елена Николаевна не терпит какой-либо неправды в отношениях с людьми, с которыми так или иначе соприкасается,- будь то влюбленный в нее художник Вагин, влюбленная в ее мужа Мелания Кирпичева или горничная Фима. Тем не менее и ей чужды общественные нужды и заботы; судьбы народные и ее не волнуют.
Художник Вагин - убежденный индивидуалист. Он прямо заявляет: «Какое мне дело до людей! Я хочу громко спеть свою песню один и для себя».
И его жизненная практика отнюдь не расходится с высказанной им программой поведения.
Чепурной хотя и выступает человеком с сильным и самобытным характером, но эти сила и самобытность проявляются лишь в сфере его личной жизни, определяют уход в свой внутренний мир от враждебного ему мира лжи, корысти, лицемерия, царящих в буржуазном обществе. Его большое чувство к Лизе - единственное, что согревало его сердце и давало силу жить. Не найдя ответного чувства с ее стороны, Чепурной кончает жизнь самоубийством.
Только Лиза, трагически воспринимая бедственное положение народных масс, их нищету и темноту, мучительно страдает, мечтает об их избавлении от непереносимых тягот жизни. Характерно, что именно она сочиняет стихотворение в ответ на речь своего брата о «детях солнца», в котором противопоставляет маленькой кучке интеллигенции с ее замкнутыми в своем кругу интересами жизнь народа.
Таких слов Лиза и другие представители интеллигенции, показанные в пьесе, не знают и, видя растущую «черную злобу, святую злобу» (употребим позднейшее блоковское выражение из «Двенадцати»), накопленную в душе народа против господ, лишь констатируют это положение, искренне страдая, как Лиза, или пугаясь этой злобы, как Борис Николаевич Чепурной, его
сестра Мелания Кирпичева, Елена Николаевна Протасова. Сравним реакции названных действующих лиц пьесы на окружающую их жизнь. Лиза: «Ты лгал, Павел,- обращается она к брату.- Ничего не будет... Жизнь полна зверей... Нужно уничтожить жестокость, победить ненависть...». Чепурной: «Люди грубы и жестоки, это их природа». Мелания: «...скопляется ненависть на земле, растет жестокость». Елена Николаевна: «...вокруг нас дикие люди»...
Пьеса кончается «холерным бунтом». На сцене кучка интеллигентов оказывается перед лицом разъяренной толпы. Слесарь Егор, у которого только что умерла от холеры жена, пытается убить Протасова, видя в нем одного из «отравителей». Причины «холерного бунта» «разъясняет» хозяин дома, в котором живут Протасовы, Назар Авдеевич. Когда участники бунта приближаются к его дому, он приказывает запирать ворота и калитку и так отвечает Протасову, спросившему, зачем это нужно: «Не слыхали разве? Волнение идет в народе... по случаю болезни этой... Народ так понимает, что болезни вовсе нет, а, дескать, господа доктора для практики стараются... известно - народ! Так о нем и выражаются - подлый народ! Выдумывает все, по дикости своей... дескать, докторов много, работы нет им... ну они и того...»
Так была показана Горьким трагедия отчуждения в то время части интеллигенции от народа и непонимания темными слоями народа возможной роли интеллигенции, ее передового отряда, в его судьбах. Позднее, в «Матери», великий писатель уже сможет, опираясь на опыт первой русской революции, показать и ту интеллигенцию, которая крепко свяжет свои судьбы с судьбами трудового народа России и его авангарда - русского рабочего класса.
Своевременность создания Горьким в год первой русской революции «Детей солнца» и постановки этой пьесы («сцен», как ее назвали) в различных театрах России подтверждается тем огромным спросом на нее, о котором говорят весьма красноречивые цифры: в 1905 году состоялось 164 постановки, в 1906 - 467. Лишь в период начавшейся реакции количество постановок резко уменьшается: в 1907 году - 86.
Чрезвычайно характерен для понимания революционной силы горьковской пьесы, злободневности поставленных в ней вопросов и такой эпизод. 13 ноября 1905 года в газете «Баку» (тогда большевистской) были напечатаны стихи Лизы и вслед за финальными двумя строчками, говорящими о необходимости пробуждения сознания «слепых кротов»,-
Скажите - какими словами Могу я увлечь их за мною? -
была поставлена звездочка и тут же напечатан текст революционного гимна.
Горьковская трактовка темы «детей солнца» сохранила тот пафос утверждения светлых идеалов общечеловеческого братства, красоты человеческих отношений, который характеризовал лучшие творения русского критического реализма прошлого века и который получил свое выражение и в разработке этой темы Достоевским. В то же время в «Детях солнца» сказалось великое новаторство основоположника социалистического реализма, призывавшего людей к революционному деянию, цель которого - преобразовать нашу землю в «прекрасное жилище человечества, объединенного в одну семью».
Общее понятие о социалистическом реализме. Понятие социалистического реализма вначале было отнесено только к русской пролетарской литературе дооктябрьского периода, в частности к таким произведениям М. Горького, как «Мещане», «Мать», «Враги» и т. п., и к лучшим произведениям советской литературы. Такое понимание явно устарело. В связи с великими преобразованиями жизни в социалистических странах, все большим проникновением социалистического сознания в народные массы капиталистических стран метод социалистического реализма получил широкое распространение и стал основным художественным методом наиболее прогрессивной литературы всего мира.
Как и другие закономерно возникавшие и развивавшиеся до него важнейшие художественные методы, также отвечавшие в свое время на передовые идейные запросы читателей (например, революционный романтизм и критический реализм), социалистический реализм представляет собою целостную творческую концепцию.
Основное содержание понятия «социалистический реализм» раскрыто в уставе Союза советских писателей. Этот художественный метод предполагает правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии и имеет своей задачей коммунистическое воспитание трудящихся. В данном определении охарактеризованы важнейшие особенности социалистического реализма.
Правдивое, исторически конкретное изображение жизни в ее революционном развитии имеет в виду раскрытие подлинных закономерностей действительности, воспроизведение процессов отмирания старого и роста нового.
Примерами такого изображения могут послужить лучшие произведения советской литературы. Так, Шолохов в «Поднятой целине» рисовал уходящих из жизни, но еще борющихся за свое место в ней белогвардейцев Половцевых и Лятьевских, кулаков Островновых, воспроизвел в лице Давыдова людей нового мира - поколение строителей коммунизма, выпестованных Коммунистической партией, показал на примере Кондрата Майданникова типичную для советских условий социалистическую переделку жизни и сознания крестьянина. Н. Островский в романе «Как закалялась сталь» представил развитие характеров и сознания рабочей молодежи, «рожденной бурей» Великой Октябрьской социалистической революции и закалившейся в борьбе со «свинцовыми мерзостями» старого строя. А. Н. Толстой и В. Шишков в своих исторических романах («Петр I», «Емельян Пугачев») знакомили читателей с борьбой нового со старым, которая имела место в прошлом, но с которой в органической преемственной связи находилась борьба растущего и отмирающего в жизни последующих поколений.
При исторически конкретном изображении жизни в ее революционном развитии не обязательно прямое воспроизведение сталкивающихся социальных групп и течений, принадлежащих к лагерям нового и старого. Революционное развитие жизни во всех действительных «приметах времени» в каждый данный момент проявляется в росте мыслей и чувств героев произведений, во всем их поведении, деяниях, борьбе. Разве, например, не видна борьба нового со старым в запутанных жизненных дорогах Григория Мелехова и разве судьба героя великого шолоховского романа не раскрывает пути и перепутья людские в начале Октябрьской революции? Очень точно сказал об этом академик М. Б. Храпченко в своем докладе на VII Международном съезде славистов «Литература и моделирование действительности»: «...духовная драма Григория Мелехова, его судьба типичны, конечно, не только для определенной части казачества, крестьянства периода Октябрьской революции и Гражданской войны. Ограничение содержания этого большого, очень яркого художественного обобщения рамками лишь данной среды и данного времени крайне сужает его идейно-эстетическое значение».
Подчеркиваемая же в определении социалистического реализма присущая этому художественному методу необходимость сочетать правдивое, исторически конкретное изображение действительности с задачей коммунистического воспитания трудящихся раскрывает самую душу нового художественного метода - его ленинскую воинствующую партийность.
Начальное становление социалистического реализма в России и на Западе. На первом этапе пролетарского революционного движения в России произведения основоположника социалистического реализма М. Горького имели преимущественно революционно-романтический характер. Миру буржуазных обывателей, власти собственников противопоставлялись образы гордых Соколов, предвещающих революцию Буревестников, пламенных человеколюбцев типа Данко, людей несгибаемой воли - Лойко Зобара и Радды. В этих образах выразились еще только прекрасные стремления людей к борьбе за освобождение и счастье человечества,- непосредственного изображения реальных революционных действий, реальных борцов здесь еще не было.
С нарастанием рабочего революционного движения в период подготовки и совершения революции 1905 года историческая перспектива проясняется, фигура «героя истории»- социалистического пролетариата - выступает более отчетливо. Создается возможность реалистического изображения новой социальной силы, призванной освободить человечество. Если образы Сокола, Буревестника, Данко отражали начавшийся подъем революционного пролетариата в романтических формах, то в образах Нила в «Мещанах», Павла Власова и Пелагеи Ниловны в «Матери», рабочих в пьесе «Враги» изображены уже непосредственно сами рабочие. Новые задачи передовой литературы приобретали все более конкретные очертания.
Особенно велико было значение романа «Мать». М. Горький показал в этом произведении начинающееся крушение казавшегося тогда еще прочным буржуазного строя и неизбежность победы рабочих, изобразил духовное оскудение, социально-творческое бессилие буржуазии и противопоставил ей победоносно развивающиеся силы пролетариата, его высокие идеалы.
Все это характеризовало начало становления нового метода. Ведущим методом передовой литературы в нашей стране социалистический реализм станет позднее, после победы Великой Октябрьской социалистической революции.
Но именно в этом - горьковском направлении шло развитие ряда лучших писателей предреволюционного времени. Крепнул и кристаллизовался могучий социальный протест против буржуазного мира в произведениях Серафимовича. Слова большевистской правды несла в народные массы поэзия Демьяна Бедного. Чрезвычайно важен был для последующего развития нового художественного метода - социалистического реализма и свяванного с ним революционного романтизма - и тот огромный вклад, который был внесен в нашу литературу первых десятилетий XX века такими замечательными поэтами, как Блок, Маяковский, Есенин. Хотя они сами еще и не стали социалистическими реалистами, их творчество, несомненно, оплодотворило становление и развитие этого метода, рождавшегося в бурях и битвах великой революции.
Блок услышал в свершившейся в 1917 году Великой Октябрьской социалистической революции ту очищающую мир музыку, которая звала в бой и требовала «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». Эту музыку мы и слышим в «Двенадцати» и «Скифах».
Маяковский все более и более связывал свою гражданскую и поэтическую судьбу с «атакующим классом», которому и отдавал всю свою «звонкую силу поэта». Назовем «Левый марш», стихотворение «Владимир Ильич», поэмы «Владимир Ильич Ленин» и «Во весь голос».
Есенин же страстно откликнулся на Великий Октябрь в таких стихотворениях и поэмах, как «Ленин», «Капитан земли», «Песнь о великом походе», «Поэма о 36».
Трудными и разными путями, различные и по своему возрасту (старший из них - Блок - родился в 1880 г., Маяковский - в 1893-м, Есенин - в 1895-м) пришли эти замечательные поэты к Октябрю, утвердив и воспев его величие, правду и красоту, а тем самым начав и новый период в развитии русской классической поэзии.
Хорошо написал об этом В. О. Перцов: «Дело не только в разнице возрастов. Если говорить о ее (советской поэзии - Г. А.) зачинателях, то разница почти в пятнадцать лет между Александром Блоком, с одной стороны, и Маяковским и Есениным, с другой, не помешала тому, что они с порога Октябрьской революции совместно образовали «современный этап» в русской поэзии; Маяковский и Есенин спорили с Блоком каждый по-своему, спорили друг с другом, отталкивались от Блока, рвали с ним - развивали его революционные традиции. Это известно. Думаю, что без Блока ни Маяковский, ни Есенин не смогли бы стать самими собой. Но взаимодействие было и в том, что Блок «Двенадцати», как это замечали современники, внес в свою гениальную поэму некоторые черты поэтики Маяковского. Долгое дыхание нужно для строительства коммунизма. И это завет всей нашей поэзии».
Уже в 20-е годы появляются произведения, в которых с неотразимой силой и правдой предстает величие идей и дел пламенных большевиков. М. Горький пишет свой знаменитый очерк «В. И. Ленин», Маяковский создает свои поэмы «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!», «Во весь голос» (последняя закончена в 1930 году). Эти же 20-е годы характеризуются многими замечательными творениями и других писателей, причем и таких, которые только вступали на литературное поприще. Следует назвать «Донские рассказы» и начало «Тихого Дона» М. Шолохова, первые два романа из трилогии А. Толстого «Хождение по мукам», «Разгром» А. Фадеева, «Чапаев» и «Мятеж» Д. Фурманова, «Города и годы» и «Братья» Федина, «Цемент» Гладкова, «Барсуки» Леонова, «Любовь Яровую» Тренева, «Разлом» Лавренева, «Бронепоезд № 14-69» Вс. Иванова.
В 30-е годы дальнейшее развитие получает в литературе социалистического реализма образ В. И. Ленина («Человек с ружьем» и «Кремлевские куранты» Н. Погодина), предстает жизнь в ее революционном развитии как на материале современности («Поднятая целина» Шолохова, «Бруски» Панферова, «Страна Муравия» Твардовского), так и на материале исторического прошлого («Петр I» A. H. Толстого и «Емельян Пугачев» В. Шишкова), ставятся проблемы формирования большевиков, воспитания молодежи («Как закалялась сталь» и «Рожденные бурей» Н. Островского, «Педагогическая поэма» А. Макаренко), рисуются картины социалистического строительства и показывается развитие социалистического сознания людей труда («Соть», «Скутаревский», «Дорога на океан» Леонова, «Гидроцентраль» М. Шагинян, «День второй» и «Не переводя дыхания» И. Эренбурга, «Люди из захолустья» А. Малышкина, «Танкер «Дербент» Ю. Крымова). В 30-е годы завершается М. Горьким его роман «Жизнь Клима Самгина», над которым великий писатель работал свыше двадцати лет. Пафос этого романа в раскрытии духовного банкротства индивидуализма, мещанской философии жизни буржуазных интеллигентов, пытающихся укрыться от борьбы, деяний, революции под завесу беспартийности, независимости и способных пойти во имя своего личного благополучия на любую подлость, провокацию, предательство. Это произведение Горького принято называть романом-эпопеей. Подобная квалификация его жанровых особенностей совершенно справедлива, ибо Самгину и «самгинщине» в романе противостоят народ как решающая сила, способная преобразовать мир, и передовой отряд народных масс - коммунисты, представленные в «Жизни Клима Самгина» такими людьми, как Кутузов.
Великая Отечественная война советского народа с фашистскими полчищами получила незабываемое выражение в огромном количестве художественных произведений, исполненных высокого патриотического чувства и характеризующихся теми особенностями, которые составляют сущность социалистического реализма. Особенно следует назвать «Василия Теркина» и стихи военных лет Твардовского, «Молодую гвардию» Фадеева, «Нашествие» Леонова, «Дни и ночи» Симонова, «Фронт» Корнейчука, «Зою» М. Алигер, «Сына» Антокольского, «Киров с нами» Тихонова, «Непокоренные» Горбатова, «Пулковский меридиан» Инбер, «Февральский дневник» Берггольц, пламенную публицистику Эренбурга, А. Толстого, Шолохова.
В послевоенные годы бурно развивающаяся многонациональная советская литература обращается как к дальнейшему развитию тематики Великой Отечественной войны (здесь особо нужно отметить «Судьбу человека» Шолохова), так и труда советских людей на самых разных участках. Во всех случаях она уделяет теперь огромное внимание вопросам нравственным, вопросам долга советских людей перед товарищами, перед Родиной, перед человечеством. Это и понятно: строя коммунизм, люди не могут не совершенствовать жизнь и самих себя. И лучшие творения нашей литературы так или иначе отвечают на вечные и всегда в то же время конкретные для каждого данного времени вопросы: как жить, что делать? Они, эти произведения, помогают делать нужный нравственный выбор, определять свое место и назначение в тех или иных условиях жизни, принципиально и строго оценивать каждый поступок.
Этим и определяется то общечеловеческое, всемирное значение, которое приобрела советская литература, литература социалистического реализма в нашу эпоху, определяется популярность ее классических произведений среди новых и новых поколений читателей. Хорошо сказал об этом Ю. Я. Барабаш: «Разумеется, утверждение должного как прекрасного - одна из важнейших функций реалистической литературы. Что касается советской литературы, то она выросла, окрепла, завоевала мировой авторитет именно тем, что в лучших своих образцах раскрыла глубокое эстетическое содержание социалистической революции, показала рождение нового мира как победу новой красоты. Это, однако, ни в малейшей степени не противоречит другой важнейшей особенности литературы социалистического реализма: она раскрывает прекрасное в действительности, видит воплощение идеала в сегодняшних героях и их делах».
Нет возможности перечислить здесь даже самые выдающиеся в этом отношении творения нашей литературы - такое множество появилось и появляется их. Лишь для примера назовем некоторые, чтобы представить себе лишь самый характер их: «Русский лес» Л. Леонова и «Искатели» Д. Гранина, повести В. Тендрякова и рассказы и повести С. Антонова, «Горячий снег» и «Берег» Ю. Бондарева, «Пядь земли» Г. Бакланова, лирика М. Исаковского, «За далью - даль» и стихи А. Твардовского, «Мой Дагестан» и «Клинок и роза» Р. Гамзатова, «Бунт разума» Д. Кугультинова, «Дневные звезды» О. Берггольц, «Человек» и «Пепел» Э. Межелайтиса, «Сотников», «Обелиск» и «Волчья стая» В. Быкова и т. д.
Итак, социалистический реализм возникает в условиях пролетарского революционного движения и становится ведущим методом передовой литературы в Советской стране после победы Великой Октябрьской социалистической революции, знаменуя собой новую эпоху в литературном развитии человечества.
Пути писателей к социалистическому реализму были разными. Конкретные исторические этапы, индивидуальные человеческие судьбы и характеры определяли различие этих путей.
Одни писатели приходили к социалистическому реализму от критического реализма и революционного романтизма. Можно назвать «Мать» М. Горького, «Железный поток» А. С. Серафимовича, «Цемент», «Повесть о детстве», «Вольницу» и «Лихую годину» Ф. В. Гладкова, «Хождение по мукам» и «Петра Первого» А. Н. Толстого, «Угрюм-реку» и «Емельяна Пугачева» В. Я. Шишкова.
Другие в ранний период своего творчества увлекались символизмом (А. Блок), футуризмом (В. Маяковский), имажинизмом (С. Есенин), но в процессе своего дальнейшего развития, все более и более отчетливо и остро осознавая враждебность буржуазного мира людям, никчемность буржуазной философии жизни, разными путями шли к осознанию великой правды Октябрьской социалистической революции. Маяковский сразу стал поэтом Октября (назовем «Оду революции», «Левый марш», «Мистерию-буфф», «Владимир Ильич Ленин»); А. Блок, услышавший в музыке революции грохот разрушения старого, нечистого, злобного миропорядка и торжественную гармонию созидания истинно человеческих общественных отношений, откликнулся на нее такими своими творениями, как «Двенадцать», «Скифы» и статья «Интеллигенция и революция»; С. Есенин, все яснее видевший отличие «Руси советской» от «Руси уходящей», стал в Советской России «самым яростным попутчиком», готовым отдать «всю душу Октябрю и Маю».
В странах Запада возникновение и развитие литературы социалистического реализма проходило несколько позднее, чем у нас. Тем не менее и на Западе со все большей интенсивностью, вызванной высоким примером революционного движения в России и событиями первой мировой войны уже в первых десятилетиях XX века закладываются основы литературы, которая затем получит название литературы социалистического реализма.
Так, в Дании в 1906-1910 годах создается Мартином Андерсеном-Нексе (1869-1954) роман «Пелле-завоеватель», в котором был изображен с позиций пролетарской революции начальный этап датского рабочего движения. Другим, столь же значительным произведением Андерсена-Нексе явился роман «Дитте - дитя человеческое» (1919-1923), в центре которого образ женщины-пролетарки, роман, проникнутый пафосом утверждения великих сил трудового народа и необходимости борьбы за его свободу и счастье.
Весьма показателен был путь замечательного чешского писателя Ярослава Гашека (1883-1923)- одного из предшественников литературы социалистического реализма, создателя незабываемого, ставшего всемирно известным образа бравого солдата Швейка. Первые опыты сатирических произведений Гашека, героем которых выступает Швейк, относятся к началу десятых годов. Однако в этот период социально-политические взгляды писателя еще достаточно не сложились. Классическим стало позднейшее произведение Ярослава Гашека - «Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны», написанное в 1921-1923 годах. В нем с огромной сатирической силой разоблачалось истинное существо буржуазного мира, необходимо порождавшего эксплуатацию, насилие, войны, а в образе Швейка показывался человек из народа с его сметливостью, юмором и глубоким пониманием враждебности народу господствовавшего тогда общественного и государственного строя.
Огромную роль сыграли в начальном развитии социалистического реализма на Западе и произведения выдающегося французского писателя-коммуниста Анри Барбюса (1873-1935). Освободившись от своих ранних увлечений декадентской поэзией, писатель встает на путь реалистического изображения современной ему жизни. Он показывает подлинное лицо виновников империалистической войны и пробуждение сознания солдатской массы. Писатель призывает и к революционному преобразованию мира, к созданию социалистического общества. Лучшими произведениями Барбюса являются его романы «Огонь» (1916) и «Ясность» (1919), в которых отразились события первой мировой войны (Барбюс участвовал в ней в качестве рядового солдата) и вытекающие из нее следствия. В. И. Ленин писал о Барбюсе: «Одним из особенно наглядных подтверждений повсюду наблюдаемого, массового явления роста революционного сознания в массах можно признать романы Анри Барбюса: «Le feu» («В огне») и «Clarte» («Ясность»)... Превращение совершенно невежественного, целиком подавленного идеями и предрассудками обывателя и массовика в революционера именно под влиянием войны показано необычайно сильно, талантливо, правдиво».
Последующие поколения зарубежных писателей социалистических реалистов имеют в своих рядах немало замечательных дарований. Можно назвать имена Иоганнеса Бехера (1891- 1958), Марии Пуймановой (1893-1958), Луи Арагона (1897), А. Зегерс (1900), Николаса Гильена (1902), Пабло Неруды (1904-1973) и многих других.
Основным художественным методом социалистический реализм стал или становится в странах, строящих социализм. Однако рабочее движение с «перспективой социализма», деятельность коммунистических партий явились и являются питательной почвой для постепенного распространения социалистического реализма и в капиталистических странах. Это красноречиво свидетельствует об органической связи нового художественного метода с жизнью в ее революционном развитии.
Социалистический реализм и модернизм. Нельзя представить себе развитие в современном мире социалистического реализма не знающим никаких трудностей. Социалистическому реализму приходится завоевывать себе место и определять свое значение в борьбе с различными модернистскими течениями, которые широко распространились на Западе. О некоторых из этих течений упоминалось в начале этой книги: об абстракционизме, о различных фрейдистских направлениях, выдвигающих в человеке как главенствующее иррациональное, зоологическое начало, о новых вариациях так называемого «чистого искусства». Все эти направления существуют под флагом модернизма, но не исчерпывают его. Они в большей части воинствующе антигуманистичны, открыто реакционны и прямо противостоят как социалистическому реализму, так и гуманизму классической литературы прошлого. Такие направления поэтому никак не могут ответить на запросы широких кругов и становятся более или менее кратковременной модой среди «золотой молодежи» и ее подражателей. Однако современный модернизм характеризуется и другими направлениями, в которых сказываются гуманистические (хотя, как об этом будет сказано, очень далекие от подлинного гуманизма) тенденции.
Речь идет о весьма популярных на Западе произведениях, в центре которых человек, чувствующий себя игрушкой каких-то непонятных и неизменно враждебных ему социальных сил,- одинокий, несчастный, бессильный. Страшные проявления человеческого разъединения, проницательно и горестно подмеченные Достоевским еще в XIX веке, почитаются этим «маленьким человеком»-мещанином, обывателем - закономерностями неизменного миропорядка. Попытки изменить такой миропорядок кажутся ему совершенно бесплодными. Подобное пессимистическое мироощущение находит себе почву в сознании людей, не понимающих законов социальной жизни. Эти люди не подготовлены к борьбе, задавлены обстоятельствами, устрашены войнами, нищетой, пороками, враждой, неуверенностью в завтрашнем дне - всем тем, что необходимо порождается современным капитализмом.
Чрезвычайно симптоматична судьба Франца Кафки. В его создававшихся в годы первой мировой войны и в последующее за нею время произведениях предстал мучительный и беспросветно мрачный мир, который вызывает в писателе, испытывающем боль за человека и его судьбу, чувство беспредельного ужаса. Однако Кафка не мог по-настоящему подвергнуть этот мир критике, так как не видел и не знал сил, сделавших его таким. Тем более он не мог подняться на борьбу за право человека на счастье.
При жизни Кафка был мало известен. Но после второй мировой войны к нему на Западе пришла шумная слава. Его произведения («Процесс», «Замок», «Превращение», «В исправительной колонии» и другие) проделали триумфальное шествие по послевоенному Западу, а создатель их стал называться вместе с М. Прустом и Д. Джойсом одним из родоначальников современного модернизма. Такая судьба писателя была обусловлена трагическим опытом человечества. Оно уже знало, к чему привел разгул фашизма. Оно прошло через войну, унесшую пятьдесят миллионов человеческих жизней. Его потрясли бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки. В души людей проник страх перед возможной новой ужасающей войной. И те картины, которые создавались Кафкой, те чувства, которые волновали как самого писателя, так и его героев, оказались созвучными многим людям.
Реакционные круги стараются использовать произведения Кафки и других близких ему писателей для того, чтобы внушить людям чувства бессилия, неверия в свои силы и тем самым отвлечь их от острых социальных проблем и задач нашей эпохи.
Социалистический реализм, борясь за принадлежащее ему по праву место на «баррикадах сердец и душ», правдой жизни, высотой идей, силой изображения противостоит всем и всяким реакционным, упадочническим течениям. Он характеризуется глубоким постижением жизни в ее революционном развитии и обладает программой действия, способного преобразовывать и совершенствовать мир. Поэтому именно социалистический реализм может дать людям живую воду осознанного исторического оптимизма, уверенности в творческих силах человека. В этом его огромное и неоценимое значение в великой идеологической битве за понимание подлинных путей очеловечивания жизни и людей. Недаром наиболее восприимчивые к потребностям своего времени и интересам человечества замечательные писатели и поэты, увлекавшиеся в юные годы теми или иными модернистскими течениями, отходили от своих заблуждений в результате напряженного, страстного постижения правды жизни и становились на пути, так или иначе ведущие к социалистическому реализму. Таковы были, например, судьбы Маяковского, расставшегося с футуризмом, И. Бехера, ушедшего из узкого экспрессионистского мира, П. Неруды, преодолевшего свои ранние увлечения сюрреализмом.
Дальнейшая характеристика существенных черт произведений социалистического реализма дается на материале нашей, советской, литературы, так как осветить многообразие становления и развитие данного художественного метода в различных странах на первом курсе невозможно. Рассмотреть это многообразие можно будет лишь в курсах зарубежной литературы, а затем - в обобщающем курсе «Теория литературы» на последнем году обучения в институте.
Однако важнейшие общие свойства социалистического реализма, характерные для всех стран, где он получил условия для своего развития, представить себе будет нетрудно, обратившись к опыту литературы нашей страны, явившейся родиной этого метода и его родоначальника - М. Горького.
Патриотический, интернационалистский и гуманистический пафос произведений социалистического реализма. В предреволюционный период В. И. Ленин, выражая свою горячую любовь к России и высокие патриотические стремления к свободе и счастью своего народа, писал в статье «О национальной гордости великороссов»: «Мы любим свой язык и свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов. Нам больнее всего видеть и чувствовать, каким насилиям, гнету и издевательствам подвергают на« шу прекрасную родину царские палачи, дворяне и капиталисты».
Советский народ законно гордится тем, что во главе с русским рабочим классом начал новую эру в развитии человечества. Он сражался на фронтах Великой Отечественной войны, освобождая не только советские города и села, захваченные оккупантами, но и все народы, над которыми нависла фашистская угроза. Советские люди, занятые созидательным трудом, не только развивают и обогащают свою страну, но и укрепляют мир во всем мире. Всемирная миссия советского народа обусловлена пролетарским интернационализмом. Осознание этой миссии тем более внушает советским людям гордость за свою страну, находящуюся теперь, как об этом когда-то мечтали Белинский, Гоголь, Чернышевский, во главе всего прогрессивного человечества.
Революционная романтика и критическое начало в произведениях социалистического реализма. Особенности социалистического реализма проявляются не только в его идейном пафосе, но и в характере изображения действительности. Опираясь на глубокое знание закономерностей общественной жизни, рассматривая действительность в ее революционном развитии, социалистический реализм имеет все возможности для наиболее последовательного реалистического изображения жизни. Это, в частности, определяет своеобразие революционно-романтического начала в социалистическом реализме.
В классово антагонистическом обществе революционный романтизм направлен на утверждение явлений и характеров, противостоящих основам этого общества. В «жестокий век» Пушкин мог «в тягостных цепях» лишь «мечтать о сладостной свободе». Живя в «стране рабов, стране господ», Лермонтов только на крыльях мечты уносился в «чудный мир тревог и битв» и грезил о «земном общем братстве». Картины прекрасного будущего в сне Веры Павловны («Что делать?» Чернышевского) были прямо противоположны общественному строю старой России.
Это не значит, что революционно-романтические мечты великих писателей прошлого были оторваны от действительности. Наоборот, действенный характер этих мечтаний обусловливался их соприкосновением с жизнью, их связью с ростом передовых социальных сил.
Ошибочно нередко повторяемое положение о противоположности идеала и действительности в прогрессивной литературе досоциалистической эпохи. Оно не учитывает всей сложности вопроса. Враждебной передовым идеалам, выработанным в жизни народных масс прошлых эпох, была не вся действительность (народные массы, их труд, их идеалы, их борьба тоже были фактами этой действительности),- враждебны были господствовавшие общественные отношения. Другое дело, что писатели прошлого не знали реальных путей претворения своих общественных идеалов в жизнь. Именно это обстоятельство и приводило передовых писателей досоциалистической эпохи к неустранимым тогда противоречиям.
Эти противоречия преодолеваются в искусстве социалистического реализма, имеющего своей почвой такой общественный строй, который не только не противостоит воплощению в жизнь народных идеалов, а, напротив, создает условия для их глубокого и всестороннего осуществления.
Усваивая выработанную научной мыслью теорию развития общества, советские писатели имеют возможность увидеть и должным образом оценить появляющиеся в настоящем ростки будущего. Поэтому в лучших произведениях социалистическою реализма строго реалистическое изображение настоящего сочетается с романтическим пафосом будущего. С каждым днем жизнь в нашей стране поднимается на все более высокий уровень и все яснее выступают завтрашние результаты сегодняшних дел. Это и делает романтику органически присущей советской действительности, а тем самым и литературе социалистического реализма.
Потому и были овеяны революционно-романтическим пафосом такие произведения советских писателей, посвященные гражданской войне, как «Железный поток» Серафимовича, «Разгром» Фадеева, «Мятеж» и «Чапаев» Фурманова, «Тихий Дон» Шолохова, что их создатели отразили великое движение народных масс страны, героически борющихся за создание социалистического строя. Потому и присуща революционная романтика «Цементу» Гладкова, роману «Как закалялась сталь» Н. Островского, «Поднятой целине» Шолохова, что в этих произведениях правдиво показаны действительные процессы героического труда и борьбы советских людей, строящих на разных этапах и на разных участках новую, социалистическую жизнь.
То же следует сказать и о ряде выдающихся произведений военных лет и послевоенного времени. Назовем, например, «Молодую гвардию» А. Фадеева, «Василия Теркина» и «За далью - даль» А. Твардовского, «Судьбу человека» М. Шолохова, «Нашествие » Л. Леонова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Джамилю», «Первого учителя» и «Белый пароход» Ч. Айтматова, «Тронку» О. Гончара, трилогию М. Стельмаха «Хлеб и соль», «Кровь людская - не водица» и «Большая родня», «Сибирь» Г. Маркова, «На Иртыше» и «Соленую падь» С. Залыгина.
Революционный романтизм советских писателей продолжает лучшие традиции революционного романтизма классиков. И он опирается на передовое, новое в жизни и знаменуется могучим отрицанием старого, отживающего. Но советские писатели живут в иное время, чем жили их предшественники. То, к чему они стремятся, уже не противостоит основам общественной жизни: эти основы и составляют желаемое, должное. Отсюда и новый тип революционного романтизма в советской литературе, так отчетливо выразившийся в известных стихах поэмы Маяковского «Хорошо!»
Бытовавшая в былые годы теория так называемой бесконфликтности, пропагандисты которой утверждали, что наша советская действительность свободна от противоречий и не может порождать острые конфликты, была решительно отвергнута нашим литературоведением и самими писателями. Подчиняясь задаче жизнеутверждения, критика в произведениях социалистического реализма направлялась на все, что мешало строительству социализма и задерживало рост социалистического сознания советского человека. Писатели выбирали именно острые и сложные конфликты, требующие безотлагательного разрешения. Достаточно вспомнить отрицательных персонажей романов Фадеева «Разгром» и «Молодая гвардия», Н. Островского «Как закалялась сталь», Леонова «Русский лес», Шолохова «Поднятая целина», чтобы ясно представить поставленные в связи с этими персонажами проблемы, и настоятельную необходимость для советских людей преодолеть в своей жизни еще встречающиеся пороки и недостатки.
Герои произведений социалистического реализма. Русская классическая литература прошлого века создала многочисленные и многообразные типы положительных героев, в которых сказался русский народный идеал человека, предстали существенные черты, характеризующие лучших сыновей и дочерей России.
Все эти герои были изображены в органической связи их с мыслями, чувствами, стремлениями своего народа. Таковы усвоившие народные взгляды на жизнь и назначение человека и противостоящие светской мишуре пушкинская Татьяна, гоголевская Уленька Бетрищева, тургеневские Наталья Ласунская, Елена Стахова. Таковы лермонтовский Калашников, гоголевский Тарас Бульба, Козьма Захарьич Минин-Сухорук А. Н. Островского, Кутузов Л. Н. Толстого. Таковы пламенные революционеры-патриоты: Чацкий Грибоедова, «русские женщины», Крот, Григорий Добросклонов Некрасова, Рахметов, Волгин, Левицкий Чернышевского, Марианна и девушка из «Порога» Тургенева.
Однако положительные герои не были и не могли быть основными героями в произведениях критического реализма. Это объяснялось враждебностью господствовавших в ту эпоху общественных отношений передовым идеям и передовой морали. Питательной почвы для формирования и развития высоких человеческих качеств и свойств эти отношения отнюдь не представляли. Героическое начало не имело достаточных возможностей для своего массового проявления, поднималось на поверхность жизни как исключительное.
Преимущественное внимание лучших писателей прошлого сосредоточивалось на изображении людей, тяготящихся пустотой и никчемностью окружающей их дворянской или буржуазной среды, ищущих, но не находящих новых путей в жизни и потому или страдающих и погибающих, или признающих свое бессилие и в конечном счете примиряющихся со своей средой. Центральное место и заняли тогда герои многочисленных жизненных трагедий, несбывшихся надежд и бесплодных поисков и герои комедий человеческого опошления. Русская классическая литература прошлого создала типы «страдающих эгоистов» - Онегина и Печорина, «лишних людей»- Бельтова, Рудина, Обломова, Райского, Иванова, героев «обыкновенных историй» и всевозможных созидателей «мещанского счастья» типа Александра Адуева или Штольца. Немало близких им мы находим и у реалистов Запада. Здесь и люди с «утраченными иллюзиями», показанные Стендалем и Бальзаком, и живущие «без догмата» Леоны Плошовские Сенкевича, и отказывающиеся от мечтаний юности и ассимилирующиеся с буржуазными кругами Кенелмы Чиллингли Бульвера.
Все эти и многие другие родственные им литературные типы красноречиво свидетельствовали о неблагоприятных условиях жизни, лишавших людей нужного поприща для деятельности и обескровливавших человеческие характеры. Путем создания таких типических обобщений писатели с особой убедительностью раскрывали закономерности современной им общественной жизни и выносили ей обвинительный приговор.
Социалистические общественные отношения закономерно обусловливают все более массовое формирование героев труда, новаторов производства и сельского хозяйства, науки и искусства. Прекрасное и героическое теряет в нашей стране свою исключительность, постепенно становясь нормой советской жизни. Поэтому как в самой нашей действительности, так и в литературе основными являются положительные герои.
Герои советской литературы различны по профессии, по занимаемому ими положению, по их специальным интересам. Но все они характеризуются тем общим, что делает их положительными героями. Это общее состоит прежде всего в их творческом, действенном участии в строительстве жизни.
Еще в начале нашего века А. М. Горький противопоставил героев своего романа «Мать», которые борьбой и трудом завоевывали счастье человечества, типам утешителей и утешаемых, показанных в пьесе «На дне». Он показал, что «утешительство» создает лишь иллюзорные надежды и потому творчески бесплодно и опасно для утешаемых. «Утешительство» Луки успокаивает, и то весьма относительно, лишь умирающую Анну, живых же людей оно приводит к катастрофе. Великий смысл названных произведений Горького заключался в пробуждении и укреплении революционной активности трудящихся масс, в утверждении необходимости для людей подлинного знания правды жизни, какой бы суровой подчас эта правда ни оказалась.
С тех пор прошло много лет. Была совершена Великая Октябрьская социалистическая революция. Ряды сверстников Павла Власова пополнились уже несколькими поколениями молодогвардейцев, которые под руководством и при непосредственном участии старой большевистской гвардии работали и сражались, зная, что только их труд и борьба служат средством к осуществлению великих целей коммунизма.
М. Горький писал в своей статье «О пьесах»: «Исторический, но небывалый человек, Человек с большой буквы, Владимир Ленин, решительно и навсегда вычеркнул из жизни тип утешителя, заменив его учителем революционного права рабочего класса. Вот этот учитель, деятель, строитель нового мира и должен быть главным героем современной драмы».
С действенным, творческим отношением к жизни, труду, борьбе неразрывно связано у героев и творцов нашей советской литературы сознание своей ответственности перед Родиной, перед своим народом и человечеством в целом.
В связи с развитием литературы социалистического реализма и усложнением ее задач в период постепенного перехода от социализма к коммунизму вопросы художественного мастерства и, в частности, вопросы многообразия художественных форм и стилей приобретают все большее значение. По этому вопросу хорошо сказал К. Федин. Характеризуя общую для всех писателей социалистического реализма задачу создания образа человека нового мира, он отмечал многообразие средств и способов разрешения этой задачи у различных писателей. «Я говорю,- заявил писатель,- о разновидности приемов реалистического искусства, потому что реализм на протяжении своего развития выработал богатое множество творческих приемов и нисколько не исключает разнообразия формы. Мысль мою легче всего показывает пример советской поэзии, где образ нового человека нашего мира реалистически дан такими несходными стилями, в такой несходной форме, как в поэмах Маяковского, Тихонова, Твардовского. То же самое можно ясно видеть и на примере романов Шолохова и Леонова».
Близкая к этой мысль была высказана и А. Фадеевым. Ему принадлежат строки, характеризующие органическую связь новизны содержания творений социалистического реализма с новаторством в области создания их формы: «Крупные явления социалистического реализма - это всегда неожиданность в области формы. «Жизнь Клима Самгина», «Хождение по мукам», «Тихий Дон», «Железный поток»- они текут как полноводная, мощная река, вне всяких канонов. Это - совершенно своеобразные явления. Попробуйте вскрыть сюжет «Поднятой целины», своеобразны по форме педагогические произведения Макаренко, сказы Бажова. Необычна форма романа К- Федина, В. Катаева, В. Каверина, Ф. Панферова. Какое крупное явление нашей литературы ни возьмешь, можно видеть неожиданное своеобразие формы, происходящее от новизны содержания». Автор «Разгрома» и «Молодой гвардии»- романов, строго выдержанных в классической манере, А. Фадеев сказал тем не менее о закономерности и романтического изображения, сославшись на образ лермонтовского Демона; признал вполне допустимым введение в живую ткань реалистического произведения условной фантастики, приведя пример с шекспировским «Гамлетом»; указал на художественное значение созданных Леоновым в «Золотой карете» образов-символов.
Различны и многообразны формы, стили, средства в произведениях социалистического реализма. И каждая форма, каждый стиль, каждое средство становятся необходимыми, если успешно служат глубокому и впечатляющему изображению правды жизни. При условии выполнения ими этой функции они занимают большое и почетное место в арсенале поэтических средств социалистического реализма.
Одним из неисчерпаемых источников многообразия, непрекращающегося обновления форм литературы социалистического реализма в настоящее время является взаимодействие разных видов искусств, расширяющее эстетические возможности каждого из них.
Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»
.
Магия приворота
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.