Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Понятие о литературном процессе


Абрамович Г. Л. "Введение в литературоведение"
Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»
М., Просвещение, 1979 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Художественная литература имеет многовековую историю. На протяжении тысячелетий шло то поступательное развитие, в результате которого могли появиться великие произведения Гомера и Данте, Шекспира и Сервантеса, Гете и Шиллера, Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Некрасова, Л. Толстого и Достоевского, Горького и Шолохова, Блока и Маяковского... Однако в целом история литературы досоциалистической эпохи не представляет собой единого движения вперед. Не во все времена существовала питательная почва для расцвета искусства, и далеко не все художники способствовали и способствуют этому расцвету. Такое положение объясняется неравномерностью и противоречивостью развития различных областей культуры в классово антагонистическом обществе.
Для развития искусства благоприятна только та социально-историческая почва, которая обеспечивает формирование и обогащение истинно человеческой, по словам К. Маркса, сущности. Непреложность этого положения красноречиво подтверждается, например, расцветом искусства в эпоху Возрождения. Наоборот, во многие эпохи (особенно это относится к эпохе капиталистического господства) сложившиеся общественные отношения неблагоприятны для духовного развития людей и тем самым и для развития искусства и литературы. И если тем не менее и в эти эпохи создаются замечательные художественные произведения, то не благодаря господствующему порядку в обществе, основанном на эксплуатации человека человеком, а вопреки этому порядку. Питательной почвой для создания таких произведений служит жизнь народных масс, великие освободительные движения, все более и более обогащающееся сознание передовых демократических кругов.
Учитывая это, остановимся на общих закономерностях развития искусства и литературы и тех направлениях, по которым это развитие совершается. Исходные моменты для этого были даны классиками марксизма и классиками русской критики. В результате анализа литературного развития они выявили ведущие тенденции этого развития и наметили его дальнейшие перспективы. Так, Энгельс в письме к Лассалю говорил о движении драмы к «полному слиянию большой идейной глубины, осознанного исторического содержания... с шекспировской живостью и богатством действия»1, Добролюбов в статье «Темное царство» писал как об идеале, к которому устремлено развитие литературы, «о свободном претворении самых высших умозрений в живые образы».
Имея в виду общую перспективу развития литературы, намеченную в гениальных прогнозах Энгельса и Добролюбова, рассмотрим некоторые вопросы, связанные с уяснением закономерностей литературного процесса.
Труд как основа искусства. В возникновении и развитии искусства решающую роль сыграл и играет человеческий труд. Ф. Энгельс писал: «...операции, к которым наши предки в эпоху, перехода от обезьяны к человеку на протяжении многих тысячелетий постепенно научились приспособлять свою руку, могли быть вначале только очень простыми. Самые низшие дикари и даже те из них, у которых приходится предположить возврат к более звероподобному состоянию с одновременным физическим вырождением, все же стоят гораздо выше тех переходных существ. Прежде чем первый кремень при помощи человеческой руки был превращен в нож, должен был, вероятно, пройти такой длинный период времени, что в сравнении с ним известный нам исторический период является незначительным. Но решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.
Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его. Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особого развития мускулов, связок и, за более долгие промежутки времени, также и костей, и благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным операциям,— только благодаря всему этому человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини».
На основе труда начался процесс единого поступательного развития искусства. Однако вступление человечества в фазу классового общества нарушило единство этого процесса и обусловило его противоречивый характер. На Первом съезде советских писателей А. М. Горький говорил: «Процесс социально-культурного роста людей развивается нормально только тогда, когда руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга. Этот нормальный процесс культурного развития людей труда был в древности прерван силою известных вам причин. Голова оторвалась от рук, мысль — от земли. В массе деятелей явились созерцатели, объясняющие мир и рост мысли отвлеченно, вне зависимости от процессов труда, которые изменяют мир сообразно интересам и целям людей. Вероятно, вначале они служили организаторами трудового опыта и были такими же «знатными людьми», героями труда, каких мы видим в наши дни в нашей стране. А затем в их среде зарождается источник всех социальных несчастий — соблазн власти одного над многими, стремление к легкой жизни за счет чужой рабочей силы и уродливо возвышенное представление о своей индивидуальной силе,— представление, которое вначале питалось признанием исключительных способностей данной единицы, хотя эти способности были только концентрацией, отражением трудовых достижений рабочего коллектива — рода, племени».
Со времени разделения общества на враждебные классы развитие искусства перестало представлять собой единое поступательное движение. Оно пошло по тем двум направлениям, о которых писал В. И. Ленин, разрабатывая учение о двух культурах. Поступательное движение характеризовало искусство, которое отвечало запросам трудящихся масс, заинтересованных в правдивом воспроизведении жизни. Эксплуататорские же классы отнюдь не стремились к обеспечению культурного роста и жизненных благ трудящегося человечества. Потому они вносили более или менее значительные вклады в развитие искусства и литературы преимущественно в периоды своего первоначального подъема, когда ориентировались на массы (например, буржуазная французская литература периода борьбы «третьего сословия» с феодалами), и в относительно кратковременные периоды соответствия буржуазных отношений развитию производительных сил (например, норвежская литература конца прошлого века).
Только в условиях социализма, на новой, высшей основе восстанавливается и продолжается нормальное взаимодействие человеческого ума и «умных рук» человека и создаются тем самым необходимые благоприятные условия для расцвета искусства.
Исторически конкретное своеобразие произведений искусства и их непреходящее значение. Различные общественные отношения и особенности национального развития так или иначе определяют конкретные судьбы и содержание произведений искусства. Поэтому каждый этап в развитии искусства своеобразен и неповторим. Только в связи с событиями 1812 года и начавшимся движением первого поколения русских революционеров могло возникнуть и развиться такое колоссальное явление искусства, как поэзия Пушкина. Только в условиях подготовки первой русской революции, в обстановке форсированного пореформенного разорения русского крестьянства могли быть созданы гениальные произведения Л. Н. Толстого. Только в годы выступления на историческую арену русского революционного рабочего класса, возглавившего борьбу трудящихся масс против помещиков и капиталистов, мог появиться величайший пролетарский писатель — Горький.
Обусловленность произведений искусства и литературы всегда особенными социально-историческими обстоятельствами и вытекающие отсюда своеобразие и неповторимость самих этих произведений могут привести к мысли о том, что развитие искусства представляет собой простую смену различных преемственно не связанных друг с другом явлений и, вследствие этого, не является движением вперед. Однако такая мысль была бы неверной. Противоречие между исторической относительностью отдельных произведений искусства и его поступательным в основном развитием — мнимое. Ключ к разрешению этого противоречия мы находим в учении классиков марксизма-ленинизма об абсолютной и относительной истине. «С точки зрения современного материализма, т. е. марксизма,— писал В. И. Ленин,— исторически условны пределы приближения наших знаний к объективной, абсолютной истине, но безусловно существование этой истины, безусловно то, что мы приближаемся к ней. Исторически условны контуры картины, но безусловно то, что эта картина изображает объективно существующую модель». Таким образом, относительность человеческого познания на каждом отдельном этапе исторического развития нисколько не исключает того, что результаты относительного познания входят как уже добытые элементы в «сумму абсолютной истины» и что вне их никакого пополнения этой суммы нет и быть не может. Отсюда и преемственная связь между познавательной работой людей различных поколений, и необходимость для новых поколений освоения всего лучшего, что было создано их предшественниками. В. И. Ленин в речи на III Всероссийском съезде Коммунистического союза молодежи говорил: «Без ясного понимания того, что только точным знанием культуры, созданной всем развитием человечества, только переработкой ее можно строить пролетарскую культуру — без такого понимания нам этой задачи не разрешить... Пролетарская культура должна явиться закономерным развитием тех запасов знания, которые человечество выработало под гнетом капиталистического общества, помещичьего общества, чиновничьего общества».
Преемственные связи характеризуют и развитие литературы. Однако есть существенная разница в непосредственной жизни произведений научного и технического творчества, с одной стороны, и художественного — с другой. Первые включаются в последующее развитие, входя как необходимые элементы в новые создания науки и техники, в то время как вторые продолжают самостоятельно жить наряду и наравне с подобными им творениями искусства, созданными в различные эпохи (например, трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида, Шекспира, Корнеля, Расина, Пушкина, комедии Аристофана, Мольера, Фонвизина, Гоголя, Островского и т. д.).
Об условиях нетленной жизни величайших творений искусства и литературы говорил Маркс, характеризуя древнегреческое искусство. Такими условиями являются неповторимость явлений действительности и уровня человеческого сознания, отразившихся в конкретных художественных произведениях, и единство человеческого развития, представляющего собой, несмотря на возможные временные отклонения, восхождение от низших форм к высшим.
Каждый этап истории неповторим. Мысли и чувства людей, сложившиеся на этом этапе, никогда больше не могут предстать именно в таком их содержании и такой форме, как не могут повториться у человека его детство, отрочество, юность. Поэтому обогащение человеческой сущности, о чем говорит Маркс, предполагает непосредственное усвоение людьми всех духовных богатств, накопленных веками и получивших живое художественное воплощение в великих произведениях искусства.
В России 40-х годов прошлого века близкими к мысли Маркса оказались проникновенные строки из письма Гоголя о переводе Жуковским гомеровской «Одиссеи»: «Одиссея» есть именно то произведение, в котором заключались все нужные условия, дабы сделать ее чтением всеобщим и народным. Она соединяет всю увлекательность сказки и всю простую правду человеческого похождения, имеющего равную заманчивость для всякого человека, кто бы он ни был. Обстоятельство слишком важное, особенно если примем в соображение то, что «Одиссея» есть вместе с тем самое нравственнейшее произведение и что единственно затем и предпринята древним поэтом, чтобы в живых образах начертать законы действий тогдашнему человеку...
Народ... извлечет из «Одиссеи» то, что... легло в дух ее содержания и для чего написана сама «Одиссея», т. е. что человеку везде, на всяком поприще, предстоит много бед, что нужно с ними бороться,— для того и жизнь дана человеку,— что ни в каком случае не следует унывать, как не унывал и Одиссей...
Отчего ж так сильно это слышится всем? Оттого, что залегло это глубоко в самую душу древнего поэта. Видишь на всяком шагу, как хотел он облечь во всю обворожительную красоту поэзии то, что хотел бы утвердить навеки в людях... оставить в каждом лице своем пример каждому на его отдельном поприще, а всем вообще оставить пример в своем неутомимом Одиссее на общечеловеческом поприще».
Участие литературы в борьбе классов. Литература наравне с другими формами общественного сознания так или иначе отражает ход борьбы классов и участвует в этой борьбе.
На ранних ступенях развития классового общества эта борьба, естественно, представала в ее еще самых простых и несложных формах. Плеханов, например, справедливо отметил отражение начинающейся борьбы классов в эскимосской сказке о Кагзакзуке. Кагзакзук, передает Плеханов, «был бедняк и много страдал от богатых своих соплеменников... Сделавшись сильным, истребив медведей, он отомстил за себя своим притеснителям, перебив их или изуродовав. Только бедных пощадил он, потому что бедные любили и жалели его». Симпатии к беднякам, утверждение силы народных масс, сатирическое изображение богачей и чиновных лиц — обычные мотивы ряда русских народных сказок, песен и некоторых произведений нашей древней литературы.
С усложнением форм классовой борьбы в современном мире и литературная борьба становится все более сложной и многообразной. Реакционные писатели всячески стремятся подорвать веру в творческие силы человека и тем самым увести от мысли о возможности социальных преобразований жизни. Некоторые из них призывают к новой мировой войне и разжигают у читателей низменные страсти всевозможной авантюрно-детективной или мистико-эротической макулатурой. Напротив, прогрессивные писатели, выражающие интересы трудящихся масс, выступают с идеями борьбы за мир во всем мире, с разоблачением звериной сущности милитаризма и аморализма, с протестом против всякой дискриминации людей и народов. Они утверждают творческие силы человечества, способного, как показал исторический опыт уже многих народов, свергнуть иго эксплуататоров и создать новые, социалистические условия жизни.
Развитие литературы в классово антагонистическом обществе знаменуется борьбой идей и направлений, отражающих классовую борьбу и непосредственно участвующих в ней. Советская литература развивается в условиях творческого соревнования советских писателей. Но это не значит, что и ее развитие не характеризовалось и не характеризуется борьбой с антинародными тенденциями.
Преемственность в литературном развитии. В литературе мы должны различать преемственность идей, типов и средств художественного изображения. Преемственность в каждой из указанных трех областей специфична. Если, например, преемственность идей мы наблюдаем только у писателей, которые по своему мировоззрению близки друг другу, то преемственность в средствах изображения встречается у писателей, стоящих на различных идейных позициях. Это объясняется внутренними законами развития способов и средств литературного изображения, которые, как и язык, могут использоваться в различных идейных целях. Преемственность идей в литературном процессе классового общества прямо отражает общую преемственность в развитии определенных социальных сил. Так, например, нарастание в XVIII и XIX столетиях протеста народных масс России против помещиков и капиталистов, все большее уяснение народом причин социальных бедствий непосредственно определяло развитие идей передовой русской литературы. В конце XVIII века протест русского трудового народа против угнетателей, особенно ярко проявившийся в пугачевском восстании, получил свое литературное выражение в произведениях Фонвизина, Крылова, Новикова и особенно Радищева. Патриотические и освободительные идеи этих писателей вошли в золотой фонд идей передовой русской литературы и непосредственно воздействовали на дальнейшее общественное развитие, связанное с Отечественной войной 1812 года и движением декабристов. В этот новый период распространение патриотических и освободительных идей становится значительно более широким, критика феодально-крепостнического строя углубляется и усиливается. Грибоедов, Пушкин, поэты-декабристы сказали свое новое слово, отвечавшее новым общественным идеалам.
Однако преемственная связь этих писателей с их славными предшествениками несомненна. Они так же продолжали развитие идей Радищева, Фонвизина, Крылова, как последние в свою очередь опирались в своем идейном формировании на передовые традиции предшествующей им литературы, традиции Кантемира и Ломоносова. Преемственность идей является закономерным отражением преемственности в развитии социальных сил. Она характеризуется не повторением в новое время сказанного в предшествующий период, а видоизменением, углублением и восполнением этого старого применительно к новым условиям.
В той или иной национальной литературе мы можем проследить преемственно связанные друг с другом литературные типы.
Во многих произведениях передовой русской литературы предстают типы борцов за свободу и счастье народа: поэты — народные трибуны у Пушкина и Лермонтова; Козьма Захарьич Минин-Сухорук у Островского; Саша, Крот, жены декабристов, Григорий Добросклонов у Некрасова; Рахметов и Волгин у Чернышевского; Нил, Павел Власов и Пелагея Ниловна у Горького; Павел Корчагин у Н Островского: молодогвярдейцы у Фадеева. Или, наоборот, типы различных «мертвых душ»: Скалозубы, Фамусовы, Молчалины у Грибоедова; Скотинины, Пустяковы, Фляновы, Буяновы у Пушкина; представители «водяного общества» у Лермонтова; Плюшкины, Собакевичи, Ноздревы, Маниловы, Коробочки у Гоголя; Негровы и Скалинские у Герцена; Стегуновы, Пеночкины Калломейцевы и Сипягины у Тургенева; Оболты-Оболдуевы и Последыши у Некрасова; Угрюм-Бурчеевы, Органчики, Головлевы у Салтыкова Щедрина.. Создание писателями определенного типа героев вызывается реальным положением вещей. Лермонтов не потому показывал «страдающего эгоиста» Печорина, что Пушкин до него изобразил «страдающего эгоиста» Онегина, а потому, что в лермонтовскую эпоху такой тип человека продолжал развиваться в самой жизни, сохраняя некоторые старые и приобретая новые черты. Тем не менее роль писателей, которые впервые создали какой-либо тип героя или внесли значительный вклад в дальнейшее изображение ранее созданных, велика: их творчество помогло преемникам увидеть и понять существенные черты и общественное значение данных типов.
Это во многом содействовало дальнейшему литературному развитию.
В отличие от преемственности идей преемственность типов людей не всегда является непрерывной. Многие типы, возникнув при определенных исторических обстоятельствах, сходят со сцены при изменении общественной обстановки. Так, столь распространенные в русской литературе прошлого типы «лишних людей» или типы «бедных людей» уже не имеют в Советской стране почвы для своего существования и развития.
Своеобразный характер имеет преемственность в развитии средств художественного изображения. Каждый писатель использует многочисленные языковые средства в целях раскрытия содержания своего произведения. Но сами эти средства, в отличие от идей, могут использоваться в произведениях различных по общественным позициям писателей. Во многом противостоят друг другу по своему содержанию произведения Салтыкова-Щедрина и произведения Достоевского, но язык этих произведений служит писателям средством индивидуализации и типизации изображаемого. В области политических идей Пушкин преимущественно опирался на таких своих предшественников, как Радищев, Фонвизин, Крылов. Однако в развитии языка художественной прозы Пушкин во многом исходил из сделанного Карамзиным, а в развитии лирической поэзии — Жуковским и Батюшковым.
Такой же характер присущ преемственности в развитии стихотворных размеров, видов и способов рифмовки, строф и других элементов стихосложения. Несмотря на идейные различия, поэты часто обращаются к одним и тем же поэтическим средствам: размерам стиха, рифмам, строфам, переносам и т. п. Причина такого положения в неразрывной связи систем стихосложения с формой национальной культуры — языком. Развиваются и укрепляются в стихотворных произведениях лишь те поэтические приемы, которые отвечают грамматическому строю данного национального языка. Поэтому только они и могут применяться в стихотворной практике.
Наиболее сложную картину представляет преемственность в развитии трех способов литературного изображения: эпического, лирического и драматического. Во многих случаях мы наблюдаем прямое развитие уже существующих форм (традегии Еври-пида по отношению к трагедиям Эсхила и Софокла, поэмы Лермонтова по отношению к поэмам Пушкина), иногда — сложный синтез предшествующего опыта (сочетание в романе Л. Толстого «Война и мир» исторического очерка, философского трактата и художественно-беллетристического изображения), порою — совсем новые формы, включающие в себя лишь отдельные элементы литературы прошлого (жанры стихотворного фельетона и стихотворного обозрения у Некрасова).
В каждом отдельном случае осуществление того или иного способа литературного изображения имеет своей целью раскрытие содержания данного произведения в соответствующей ему форме. Но подчас тот же самый способ, те же самые приемы в их общем виде оказываются пригодными и для раскрытия другого содержания. Случается, что художники новой эпохи временно воскрешают уже в основном отжившие формы. Так, Плеханов в работе «Французская драматическая литература и французская живопись XVIII века с точки зрения социологии» пишет с живописи Давида, в частности о его картине «Брут», выставленной в 1789 году, то есть в год начала Французской революции. Революционная живопись Давида была, как и все вообще творения искусства, вызвана к жизни определенными общественными условиями. Освободительный подъем во Франции к 1789 году все более нарастал, и «третье сословие», увлекавшееся ранее жанровой живописью, «слезливой комедией, писанной масляными красками», решительно меняет свои эстетические воззрения, требуя от художника революционной героики, искусства, служащего массам. Художником, который воплотил все это в полотнах, стал Давид. В живописи Давида внешне сказалось противоречие между новым содержанием и старой формой. Давид был убежденным классицистом в области формы и своими произведениями уводил, как пишет Плеханов, «назад от новейших подражателей к античным образцам». Однако Давид сумел использовать эти античные образцы для движения вперед. Вот описание Плехановым картины Давида «Брут». «Ликторы несут тела его (Брута.— Г. А.) детей, только что казненных за участие в монархических происках; жена и дочь Брута плачут, а он сидит, суровый и непоколебимый, и вы видите, что для этого человека благо республики есть в самом деле высший закон. Брут — тоже «отец семейства». Но это отец семейства, ставший гражданином. Его добродетель есть политическая добродетель революционера».
Эта картина была порождена Французской революцией. «Брут» имел потрясающий успех. Он доводил до сознания то, что стало самой глубинной, самой насущной потребностью бытия, т. е. общественной жизни тогдашней Франции». Самые недостатки картины, как отмечал Плеханов, отражали настроения деятелей Французской революции: сходство с древнегреческими статуями, приданное Давидом лицам его картины, подчеркивало в каждом из этих лиц лишь какую-то одну присущую ему страсть. Порожденная Французской революцией живопись Давида, обратившись к глубокой древности, к искусству античного мира, нашла нужные формы. Так конкретные социально-исторические причины определили возможность временного возрождения старых форм.
После революции французская буржуазия, достигнув господства, отворачивается от революционных героев и отвергает классицизм, который «стал казаться ей холодным, полным условности. И он в самом деле сделался таким. Его покинула его великая революционная душа, сообщавшая ему такое сильное обаяние, и у него осталось одно тело — совокупность внешних приемов художественного творчества, ни для чего теперь не нужная, странная, неудобная, не соответствовавшая новым стремлениям и вкусам, порожденным новыми общественными отношениями».
Итак, преемственность в развитии искусства и литературы определяется насущными, живыми, современными для каждого данного художника общественными потребностями. В подлинно художественных творениях искусства использование ранее выработанных людьми средств изображения служит, следовательно, не возвращению к прошлому, а настоящему и будущему.
Преемственность и новаторство. Опираясь на весь опыт художественного развития, включая элементы этого опыта в свои произведения, великие писатели всегда говорили новое слово. Так же как в развитии научной мысли, опыт прошлого осваивался, критически перерабатывался, дополнялся, обогащался, видоизменялся, поднимался на новую ступень. Продолжатели лучших традиций прошлого выступали новаторами, вносившими свой особенный вклад в художественное развитие. Общеизвестны, например, слова, сказанные героем романа Н. Островского «Как закалялась сталь» Павлом Корчагиным: «Самое дорогое у человека - это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире - борьбе за освобождение человечества».
В этих словах - лучшие помыслы и чувства величайших представителей классической русской литературы: светлое пушкинское утверждение радостной связи человека с человечеством и гневное осуждение Лермонтовым бездейственных, творчески бессильных людей. Они провозглашают высшим счастьем борьбу за освобождение народа, воспетую Некрасовым, и произносят беспощадный приговор «бесцельно прожитым годам» всевозможных щедринских «премудрых пескарей», «подленькому и мелочному прошлому» горьковских Самгиных.
Сказанное - не простой сплав мыслей и чувств предшественников Н. Островского, а выражение нового сознания, включившего в себя прогрессивные идеи прошлого. Понятие «освобождение человечества» имеет в романе свой конкретный смысл: оно предполагает осуществление величественных целей коммунизма и основывается на ясном понимании средств к их достижению. Осмысление новаторства писателя и его преемственной связи с предшественниками имеет огромное значение. Без такого осмысления невозможно определить место этого писателя в истории литературы и понять его роль в литературном процессе.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +