Абрамович Г. Л. "Введение в литературоведение"
Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. № 2101 «Рус. яз. и лит.»
М., Просвещение, 1979 г. Публикуется с некоторыми сокращениями OCR Detskiysad.Ru
Литературное развитие неразрывно связано, с одной стороны, со все множащимися и усложняющимися видовыми и жанровыми формами художественных произведений, с другой стороны — с возникновением и сменой художественных методов.
Еще в давние времена были созданы действующие и поныне способы, или родых литературного изображения: эпический, лирический и драматический, определившие пути разрешения тех задач, которые ставились и ставятся человечеством перед литературой. Эпический способ был основан на художественном воспроизведении внешнего по отношению к писателю мира. Лирический — на непосредственном выражении поэтом мыслей и чувств, вызванных теми или иными явлениями жизни. Драматический способ органически сочетал возможности двух первых: характеры самых различных действующих лиц выступают в пьесе в непосредственном лирическом самовыявлении.
Несмотря на взаимодействие всех этих трех способов в литературной практике и многообразие форм их конкретного применения писателями, основные принципы трех родов остаются неизменными и уже на протяжении тысячелетий характеризуют творения литературы. Такая устойчивость родов поэзии легко объяснима. Люди развиваются в конкретных общественных условиях, проявляют себя в определенных действиях, мыслях, переживаниях, выступают в тех или иных отношениях к природе, друг к другу, к самим себе. Эпос, лирика и драма в своей совокупности открывают почти безграничные возможности полного и глубокого воспроизведения жизни и сознания людей, начиная от изображения сложнейших общественных процессов, знаменовавших целые эпохи в жизни народов (например, в таких произведениях, как «Илиада» Гомера, «Гамлет» Шекспира, «Война и мир» Л. Толстого, «Мать» Горького, «Тихий Дон» Шолохова), и кончая передачей какого-либо одного человеческого переживания (например, в таких стихотворениях, как «Я помню чудное мгновенье» Пушкина, «Парус» Лермонтова).
Роды, или способы, поэзии сами по себе отнюдь еще не являются формами литературных произведений: они представляют собой лишь общие принципы изображения. Эти принципы реализуются во множестве возникающих и складывающихся в процессе литературного развития эпических, лирических и драматических форм. Эпическое изображение осуществлялось в эпопее, басне, поэме, балладе, рассказе, повести, романе, очерке, художественных мемуарах. Лирический способ получал применение в оде, элегии, сатире, эпиграмме... Общие принципы драмы находили выражение в трагедии, комедии, драме (в узком значении этого понятия), водевиле, шутке, сценах. Кроме того, некоторые формы каждого из родов поэзии в свою очередь в процессе развития подразделялись на отдельные группы. Так, например, мы знаем такие типы романа, как социально-психологический, семейно-бытовой, философский, сатирический, приключенческий, научно-фантастический, исторический. Исходя из всех этих фактов, теория литературы и оперирует в данной области тремя понятиями: рода, вида и жанра.
Общепринятой трактовки этих понятий до сего времени пока нет. Одни, основываясь на этимологическом значении слова, вместо «род поэзии» говорят «жанр» и называют формы его употребления видами и разновидностями этих видов. Другие придерживаются того деления, которое нами, как более употребительное, и дается. В этом случае под родом понимается способ изображения (эпический, лирический, драматический); под видом — та или иная определенная форма эпической, лирической и драматической поэзии (роман, ода, комедия); под жанром — какая-либо разновидность существующих видов поэзии (исторический роман, сатирическая поэма).
Единый принцип деления родов поэзии на виды и жанры в их развитии не так просто выявить. Многообразие форм эпических, лирических и драматических произведений соответствует многообразию возникающих и развивающихся идейно-познавательных запросов людей. В конечном счете, однако, решающую роль в создании тех или других видов и жанров играет характер предметов изображения. Сравним предметы двух жанров поэмы: героической и сатирической. Героическая поэма изображает какое-либо важное в жизни народа событие, в процессе совершения которого проявляются сила и доблесть представителей этого народа («Слово о полку Игореве», пушкинская «Полтава»). Так, в «Полтаве» Пушкин воспевает как несокрушимую силу русского войска —
...нить полков блестящих, стройных, Послушных, быстрых и спокойных, И ряд незыблемых штыков,
так и огромную роль в победе над шведами «героя Полтавы»— Петра:
............Из шатра
Толпой любимцев окруженный,
Выходит Петр. Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.
Сатирическая поэма, напротив, избирает какое-либо низкое явление, лишь рядящееся в одежды значительности, и подвергает его осмеянию. К таким поэмам можно отнести «Тамбовскую казначейшу» Лермонтова и «Современников» Некрасова. В обоих случаях жанр определяется характером изображаемого.
Вид, или жанр, как и все остальные элементы художественной формы, является одним из средств раскрытия содержания. Однако нельзя допускать при рассмотрении данного вопроса упрощения. Выбор жанра во многом зависит и от характера дарования самого писателя. Немногие поэты могут быть одинаково велики во всех видах поэтического творчества — в романах и повестях, рассказах и сказках, стихотворениях и песнях, поэмах и драмах, свободно выбирать ту или иную форму для своего произведения. Под силу это было лишь Пушкину.
Чаще, наоборот, дарование писателя наиболее ярко сказывается в одном или нескольких поэтических видах. Тургенев, например, начал свой творческий путь с создания стихов и стихотворных поэм, затем написал ряд пьес, одновременно пробуя свои силы и в эпической прозе. Убедившись, что его сила как художника проявляется именно в прозе, знаменитый русский романист и новеллист навсегда оставил стихи и драматургию, но зато в поисках новых малых жанров обогатил русскую литературу своими чудесными стихотворениями в прозе. Некрасов писал и стихи, и прозу, но последняя не шла ни в какое сравнение со стихотворными произведениями поэта, и он в зрелый период своего творчества отказался от воплощения даже наиболее широких замыслов в прозаических жанрах. А. Н. Островский — гениальный драматург, в других областях поэзии он не чувствовал себя полноправным хозяином. Поэтому он не мог, в отличие от автора «Ревизора», переходить по желанию от драматургии к эпическому изображению.
Соответствие жанровой формы произведения его содержанию не позволяет, однако, сказать, что та или другая жанровая форма обязательно соответствует только определенному конкретному содержанию. Одни и те же виды и жанры подчас используются писателями самых различных идейных направлений для осуществления различных же идейных задач. К жанру социально-философско-политического романа относится великий революционный роман Чернышевского «Что делать?», но в этом жанре написан и роман Достоевского «Бесы», в котором сказались и реакционные тенденции его создателя, резко осужденные В. И. Лениным. Жанр баллады использовался в свое время Жуковским для воплощения в нем сказочно-фантастического содержания, но в такой же жанровой форме чудесно сказал о величии дел и характеров большевиков советский поэт Николай Тихонов («Баллада о синем пакете»).
Идейно-художественные особенности того или иного писателя определяют весьма своеобразный характер видов и жанров его произведений. Но это своеобразие тем сильнее оттеняет специфическое использование данным писателем общих свойств того или иного вида или жанра.
Об особенностях видовых и жанровых форм и их назначении хорошо сказал М. Б. Храпченко: «В жанре находят свое выражение те черты литературных явлений, которые имеют непосредственное отношение к структурно-познавательным их особенностям. В самом деле, когда мы называем те или иные жанры, например — ода, элегия, лирическая поэма, бытовая комедия, социально-психологический роман, семейный роман, роман-эпопея, высокая трагедия и т. д., для нас это не только указание на определенные виды построения литературных произведений, но и обозначение специфического подхода к явлениям жизни. Очевидно, что характер охвата процессов жизни, их освещение в бытовой комедии и элегии, лирической поэме и романе-эпопее разный, равно как и во многих других жанрах».
Конкретный социально-исторический характер поэтических видов и жанров. Разделение искусства на его различные виды
и тем более поэзии на ее три рода — результат длительного исторического развития. На ранней стадии художественное творчество характеризовалось еще так называемым первобытным поэтическим синкретизмом, то есть слитностью, нерасчлененностью его различных элементов. В синкретическом искусстве будущие роды поэзии существовали лишь в зародышевом состоянии. Обычная на этом этапе хоровая песня, исполнявшаяся членами какого-либо рода или племени, содержала и передачу отдельных событий (эпический элемент), и непосредственное выражение поющими их переживаний (лирический элемент), и своеобразный диалог между запевалой и хором или между одной частью хора и другой (драматический элемент). Кроме того, пение сопровождалось плясками, жестикуляцией, мимикой и другими, как их потом стали называть, театральными эффектами. В дальнейшем синкретизм исчезает: образуются отдельные самостоятельные виды искусства, внутри же этих видов постепенно складываются различные специальные области.
Поэзия, в частности, разделяется на уже известные нам роды, которые в свою очередь с течением времени получают все более многочисленные видовые и жанровые формы их конкретного осуществления.
Понятно, что не у всех народов художественное творчество развивалось в одинаковой последовательности и имело один и тот же характер. Своеобразие общественных отношений, различный уровень жизни, отличавшие одни народы от других, неизбежно определяли и своеобразие национального художественного развития. Еще Белинский, отмечая последовательность создания родов поэзии у древних греков, указывал на недопустимость механических представлений об обязательности такой последовательности у других народов. «Эпопея,— писал Белинский о развитии искусства древних греков,— предшествовала у них лире, так же как лира предшествовала драме. Такой ход искусства оправдывается и самым умозрением: для младенчествующего народа объективное воззрение на природу и на жизнь, как на предметы сущие по себе, и мысль, как предание о прошедшем, должны предшествовать внутреннему созерцанию и мысли как самостоятельному сознанию. Однако ж из этого отнюдь не следует заключать, чтоб развитие искусства у всех народов должно было совершаться в одинаковой последовательности. Не должно забывать, что вся полнота жизни эллинов выразилась преимущественно в искусстве, так что их национальная история есть по преимуществу история развития искусства, тогда как у других народов искусство было побочным элементом жизни, второстепенным интересом и подчинялось другим стихиям общественной жизни...
У новейших народов Европы, по необъятному богатству содержания их жизни, по неистощимой многочисленности элементов их общественности... существуют все роды поэзии; но они явились у каждого из народов в своей особой последовательности или, лучше сказать, в совершенной смешанности».
Использование в отдельных национальных литературах определенных видов и жанров всегда обусловлено действительными потребностями национального развития. Например, бурный расцвет повествовательных видов и жанров в России 30-х годов прошлого века был вызван конкретными общественными запросами русских демократических кругов. В период реакции, последовавшей за разгромом декабристов, основными задачами передовой литературы становятся тщательный анализ современной жизни и раскрытие подлинного характера общественных отношений в феодально-крепостническом государстве. Нужно было широко и полно показать общественные язвы и пороки, чтобы молодое поколение подготовить к боям за дело народа. В этой обстановке и возникает огромная тяга к реальной жизни, о которой писал Белинский в своей работе «О русской повести и повестях Гоголя» и задачи которой наиболее эффективно разрешались в жанрах романа и повести (см. соответствующие разделы данной главы).
То обстоятельство, что различные жанры повести и романа стали широко применяться и в реакционной литературе того времени, ни в коей мере не колеблет высказанного нами утверждения. Напротив, это обстоятельство только подтверждает ведущую в то время роль повести и романа, определившую необходимость обращения к данным видам эпической поэзии и писателей охранительного направления: логика борьбы закономерно этого требовала.
Национально-историческое своеобразие общественного развития в той или иной стране проявляется и в характере поэтических видов и жанров. Например, тесная связь нашей классической литературы с русским революционным движением обусловила исключительную общественную остроту и страстность этой литературы. В частности, это нашло выражение в особом характере русской классической комедии.
Характеризуя развитие и специфические черты русской комедии, отмеченной уже такими именами его предшественников, как Фонвизин и Грибоедов, Гоголь писал о «Недоросле» и «Горе от ума»: «...их можно назвать истинно общественными комедиями, и подобного выраженья, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов. Есть следы общественной комедии у древних греков; но Аристофан руководился более личным расположеньем, нападал на злоупотребленья одного какого-нибудь человека и не всегда имел в виду истину: доказательством тому то, что он дерзнул осмеять Сократа. Наши комики двигнулись общественной причиной, а не собственной, восстали не противу одного лица, но против целого множества злоупотреблений, против уклоненья всего общества от прямой дороги. Общество сделали они как бы собственным своим телом; огнем негодованья лирического зажглась беспощадная сила их насмешки».
Национально-историческое, классовое и индивидуальное своеобразие отдельных литературных произведений определяет, следовательно, и отличительные особенности их жанровых свойств. Поэтому анализ видов и жанров тех или других творений литературы всегда должен быть максимально конкретным, учитывающим всю неповторимую сложность рассматриваемого явления. Общая закономерность исторического развития видов и жанров определяется соответствием их живым общественным потребностям, насущным познавательным, нравственным, эстетическим запросам людей. Действием этого закона и объясняется значительность одних и незначительность других видов и жанров. Критерием и здесь, как и всегда для творений искусства, является сама жизнь.
Рассмотрение действия сформулированного нами закона на материале всего развития видов и жанров, конечно, невозможно, так как освещение его потребовало бы усилий множества людей и множества томов.
В этом и побочных случаях мы должны руководствоваться мыслью К. Маркса о том, что если трудно представить весь путь развития искусства и характеризующих его противоречий, то зато вполне возможно идти к пониманию общих закономерностей этого развития путем выделения отдельных явлений, определения породившей их почвы и анализа условий их дальнейшего существования. «Трудность,- писал Маркс,- заключается только в общей формулировке этих противоречий. Стоит лишь определить их специфику, и они уже объяснены». Придерживаясь такого подхода к вопросу, мы далее и остановимся на некоторых важнейших формах эпической, лирической и драматической поэзии.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.