Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Развитие театра и искусства в первой половине XIX столетия


И. В. Кузнецов, В. И. Лебедев. Пособие для учителей "ИСТОРИЯ СССР. XVIII - середина XIX вв".
Учпедгиз. Москва, 1958 г.
OCR Detskiysad.Ru
Публикуется с небольшими сокращениями

Вернуться в оглавление книги

В области искусства, какие области художественной литературы, в первую половину XIX в. благодаря творческой деятельности Щепкина, Мочалова, Глинки, Федотова и других гениальных представителей русского национального искусства решающее место занимает демократическое направление. Демократическое направление в искусстве противостояло дворянскому направлению, стоявшему на позициях преклонения перед буржуазной культурой Запада; оно утверждало реализм в театре, музыке и в изобразительном искусстве. Демократическое и реалистическое течение утверждалось в борьбе с официальным направлением, культивировавшимся дворянством, дворцовыми кругами и царизмом.
Так, в театрах в начале XIX в. ставились на сцене пьесы так называемого «высокого жанра», написанные в классическом стиле, на мифологические или исторические темы, например пьесы Озерова «Эдип в Афинах», «Дмитрий Донской» и другие. Затем на театральной сцене шли пьесы: Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла», Н. Полевого «Иголкин - купец Новгородский» и аналогичные им произведения, написанные в «казенно-патриотическом духе».
Такие пьесы питались реакционной идеологией. Они поддерживались царским правительством. Актеры, игравшие в них, свои роли исполняли в напыщенном ложноклассическом стиле. Но с появлением пьес реалистического содержания судьба пьес такого рода была решена. Они были вытеснены со сцены после появления «Горя от ума» Грибоедова, «Ревизора» Гоголя, произведений Островского. Постановка на сцене гениальных произведений Грибоедова, Гоголя, Островского утверждала реализм и демократические тенденции в театральном искусстве. Театр играл в это время большую воспитательную роль, он пробуждал мысль лучших, передовых людей эпохи.
Центром реалистического, демократического направления в театральном искусстве стал Малый театр, основанный в 1806 г. В 1824 г. состоялся первый спектакль Московского Малого театра в доме купца Варгина. С тех пор Малый театр неизменно оставался важнейшим центром национальной культуры, и недаром говорили, что в Москве имеются два университета - один на Моховой, второй на Театральной площади. Хотя Малый театр и именовался императорским, однако, как подчеркивал Луначарский, «русская либеральная и радикальная общественность отвоевала у двора Малый театр».
Малый театр ставил произведения великих русских писателей. С его сцены никогда не сходили «Горе от ума», «Ревизор», произведения Островского. Его постановки будили передовую мысль, заставляли задумываться над социальными противоречиями, социальным злом, страданиями народа, они будили передовых людей. Успехи Малого театра в то время были неразрывно связаны с деятельностью гениального русского актера Михаила Семеновича Щепкина.
Выходец из крепостных крестьян, Щепкин был выкуплен у своего помещика на деньги, собранные по подписному листу. В течение шестнадцати лет М. С. Щепкин выступал в провинциальных труппах, но потом он попадает в Малый театр в Москву и становится его душой.
В Малый театр он попал при следующих обстоятельствах. Его игру увидел чиновник театральной дирекции Головин, набиравший артистов. Посланный для проверки заключения Головина о Щепкине Загоскин написал в дирекцию, что Щепкин «актер - чудо-юдо». Принятый в Малый театр, Щепкин проработал в нем 40 лет, выступая в самых разнообразных ролях - от малых до больших. Он создал замечательные образы Фамусова, Городничего, Подколесина и много, много других.
Щепкин был актером демократического направления, вышедшим из народа, из самой его гущи - крепостного крестьянства, и поэтому он так глубоко и сильно «умеет заинтересовать судьбою простого человека».
Щепкин был тесно связан с Гоголем, Шевченко, Герценом. Его взгляды и настроения примыкали к взглядам революционных демократов.
Щепкин разрывает с установившимися в то время традициями классицизма на сцене, соблюдая которые, актеры говорили неестественным, напыщенным языком, принимали вычурные, деланные позы. Сам Щепкин о такой манере игры писал следующее: «Припоминаю, сколько могу, в чем состояло, по тогдашним понятиям, превосходство игры: его видели в том, когда никто не говорил своим голосом, когда игра состояла из крайне изуродованной декламации, слова произносились как можно громче и почти каждое слово сопровождалось жестами. Особенно в ролях любовника декламировали так страстно, что вспомнить смешно; слова - любовь, страсть, измена - выкрикивались так громко, как только доставало силы в человеке; но игра физиономии не помогала актеру: она оставалась в том же натянутом, неестественном положении, в каком являлась на сцену». Щепкин самым решительным и бесповоротным образом рвет с этой устарелой манерой игры. Он говорит на сцене обычным языком, без ненужного шума, грома и выкриков, он глубоко выражает в своей игре человеческие переживания и этим захватывает зрителей. Словом, Щепкин играл в реалистическом духе, он был основоположником реалистического направления в области театрального искусства. «Он создал правду на русской сцене», - так писал Герцен о Щепкине. Не случайно про него Герцен говорил, что Щепкин «был не театрален на театре».
В своем творчестве Щепкин, примыкавший к революционной демократии, блестяще доносил до зрителей обличительный характер многих произведений, идущих на сцене. Это устанавливало его тесный контакт с передовой молодежью, лучшей частью интеллигенции и другими демократическими кругами. Творческая деятельность Щепкина и других актеров сделала Малый театр одним из лучших театров мира.
Помимо М. С Щепкина, талантливейшим актером демократического направления был Мочалов. Мочалов увлекал своей игрой особенно разночинские круги, он будил протест против реакционной действительности. Герцен писал: «Щепкин и Мочалов, без сомнения, два лучших артиста из всех виденных мною в продолжении тридцати пяти лет и на протяжение всей Европы. Оба принадлежат к тем намекам на сокровенные силы и возможности русской натуры, которые делают незыблемой нашу веру в будущность России». Этим и объясняется их необыкновенный успех. Видным артистом, примыкавшим к демократическим кругам, был Мартынов. Среди аристократических кругов большой популярностью пользовался крупный актер того времени Каратыгин. В целом драматический театр поднялся в это время в России, в лице Малого театра, на небывалую высоту. Александрийский театр, связанный в то время больше с аристократическими кругами, противодействовавшими проникновению на его сцену пьес демократического содержания, не играл такой роли, какую играл Малый театр.
Исключительные успехи наблюдаются в первую половину XIX в. в области музыкального искусства. В области музыки гением Глинки утверждается классическое русское оперное искусство. Еще в XVIII в. Фомин написал свою оперу «Мельник, колдун, обманщик и сват» и другие произведения. Предшественники Глинки, выдающиеся композиторы А. Е. Варламов, А. А. Алябьев, А. Н. Верстовский, создавали не только романсы, но и оперы. Но эти оперы, за исключением оперы «Аскольдова могила» Верстовского, не увидели света.
Эти факты свидетельствуют о том, что оперное искусство в России имело и до Глинки своих видных представителей. Но в лице Глинки оперное искусство достигает необыкновенной высоты. Глинка создает русскую национальную оперу. В 1836 г. он пишет свою знаменитую оперу «Иван Сусанин», имевшую в основе глубоко народную музыку. Для Глинки народность его музыкальных произведений была не случайностью, а неотъемлемой составной частью его творчества. Глинка говорил: «Создает музыку народ, мы же, композиторы, только аранжируем ее». Весьма важно отметить, что глубоко национальный, народный и патриотический характер опер Глинки бросался в глаза не только русским его современникам, но и иностранцам. Один французский критик писал: «Опера Глинки отмечена драгоценной самобытностью... Как драма и музыка - это самое верное резюме всего, что выстрадала Россия, что она пела... Это более чем опера. Это национальная эпопея, это музыкальная драма, восстановленная в своем начальном, благородном назначении, когда она не была легкомысленным... торжеством. Хотя я и иностранец, но всякий раз, слушая ее, я не мог не поддаться самому живому, сочувственному волнению».
Такой национальный характер опера «Иван Сусанин» получила у Глинки не случайно, а в полном соответствии с его замыслами. Еще во время пребывания в Италии, Глинка говорил, что он задумал создать русскую национальную оперу. Он писал: «Я думаю, что смогу предложить нашему театру произведение серьезное по масштабу... Веришь ли ты этому?
Самое важное заключается в сюжете, который я должен избрать. Во всяком случае, я хочу, чтобы все здесь было национальным: и сюжет и музыка». И эти замыслы Глинка блестяще осуществил. Между Глинкой и автором либретто, монархически настроенным бароном Розеном, шла постоянная борьба. Глинка стремился показать народную силу в опере, а барон Розен писал либретто в монархическом духе. Глинка думал не только о музыке, но и о содержании оперы. Ему принадлежал основной замысел ее содержания. Глинка заявлял: «Мое воображение, однако же, предупредило прилежного немца,- как бы по волшебному действию вдруг создался и план оперы». Борьба за направленность оперы «Иван Сусанин» шла до самого конца. Как известно, Глинка назвал оперу именем народного героя - «Иван Сусанин», а царь Николай I перечеркнул его и назвал оперу «Жизнь за царя». Но изменение названия не могло нарушить глубокого замысла, раскрытого в музыке оперы.
Замечательным произведением Глинки была его вторая опера - «Руслан и Людмила», написанная на текст А. С. Пушкина. Эту гениальную оперу Глинки аристократические круги встретили в штыки, называли ее музыку - «кучерской». Николай I ушел со спектакля, не дождавшись конца ее, чем дал сигнал к травле оперы. Царь заявил, что на «Руслана и Людмилу» надо посылать провинившихся солдат и офицеров вместо гауптвахты.
Такое отношение было вызвано народным характером музыки оперы, пренебрежительным отношением аристократических кругов к русской национальной опере.
Глинка написал много романсов, ряд симфонических произведений, в том числе знаменитую оркестровую фантазию «Камаринская». Глинка своим творчеством открыл новые страницы в развитии мирового оперного искусства.
Достойным современником Глинки был А. С. Даргомыжский. В 1843 г. вышел первый сборник его романсов и песен. В его песнях часто звучит острая сатира («Червяк», «Титулярный советник» и др.); с другой стороны, у него глубоко проявляется сочувствие к старому солдату, не стерпевшему обиды офицера и расстрелянному за это («Старый капрал»). Романсы Даргомыжского принесли ему известность. Он стал дирижером музыкального общества. Даргомыжский написал четыре оперы: «Эсмеральда», «Торжество Вакха», «Каменный гость» и «Русалка». Особо значительным произведением из них является «Русалка». В основе оперы «Русалка» лежит сюжет, рисующий социальное неравенство, приведшее к гибели дочери мельника Наташи из-за того, что князь не мог на ней жениться. С необыкновенной силой дан образ сошедшего с ума мельника. Первый раз поставленная на сцене в 1856 г. опера Даргомыжского «Русалка» была провалена, и только после новой постановки в 1865 г. она имела громадный успех. Даргомыжский умер в 1869 г. В последние годы с ним были тесно связаны композиторы, составившие так называемую «могучую кучку», в творчестве которых получили яркое выражение народность и демократическое направление в музыке.
В области живописи, так же как и в литературе и музыке, прокладывает себе дорогу реалистическое направление. В начале XIX в. среди художников господствовала академическая школа. Официальная школа считала, что сюжеты картин должны браться не из реальной жизни, а из преданий, из мифологии, библейских сказаний, военных событий; что сопоставления должны быть эффектны, и т. д. В это время развертывалась деятельность известного художника К. П. Брюллова, который написал картину «Последний день Помпеи» (на ней изображено извержение вулкана, Везувия и гибель города Помпеи), «Всадница» и другие. Брюллов был также крупнейшим портретистом. Брюллов примыкал к официальной академической школе, его последователями были Орлов, Петровский и другие. Видным художником этого времени был Ф. А. Бруни. В области религиозной живописи известны были художники Шебуев, Егоров и другие. Все эти художники были еще далеки от реализма. Реализм начинает прокладывать себе дорогу в творчестве А. Г. Венецианова. Венецианов берет сюжетом своих картин крестьянский быт («Гумно», «Крестьянка с граблями», «Деревенские мальчики» и др.). Но у него еще не было подлинного реализма, так как он приукрашивал деревню. Его «Гумно» - не дырявое, а добротное, крепкое строение; его «Деревенские мальчики» рисуются не полураздетыми, босыми и голодными, какими они были в жизни, а хорошо одетыми детьми. Именно поэтому Венецианов не мог полностью подняться на уровень последовательного реализма. Художником реалистического направления был П. А. Федотов. Отец его был офицером екатерининских времен в отставке. Средства он получал от службы, но так как, по словам Федотова, его отец честностью обладал безмерной, то при небольшом жалованье многочисленное семейство Федотовых жило очень бедно. Сам Федотов тоже был офицером. Затем он в 28 лет бросил военную службу и стал заниматься исключительно живописью. Работал он очень много - утром, вечером, днем и ночью; он не давал себе «ни пощады, ни снисхождения, ни отдыха».
Творчество Федотова было проникнуто критическим духом, в нем ярко выражена склонность к сатире, по преимуществу - на быт купечества, мелкого чиновничества и офицерства и подобных им людей. Федотов был своего рода Островским в области живописи. Его знаменитые картины «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Смерть Фидельки» (любимой собачки барыни) и другие были глубоко реалистическими и сатирическими произведениями. Во время выставки своих картин, наделавших много шуму, Федотов некоторые из них пояснил стихотворным текстом собственного сочинения. Мы приведем лишь последние стихи о майоре, критически раскрывающие идейный смысл и содержание картины. Федотов пишет о майоре:
Карман дырявый,
Крут ус,
Я, дескать, до денежек доберусь.
В этом же тексте в сатирических тонах он рисует быт купечества, который он знал очень хорошо.
К числу значительнейших произведений этой эпохи относится картина художника А. А. Иванова «Явление Христа народу» - громадное полотно, над которым он трудился свыше 20 лет. Эта картина была встречена официальными и аристократическими кругами крайне сухо, так как, несмотря на свою религиозную тематику, она была написана в реалистическом духе. В ней на первом плане стоит не изображение Христа, а изображение страдающих народных масс, что показывало наличие у Иванова демократических тенденций. В последние годы жизни Иванов ищет сближения с кругом Герцена и Чернышевского.
В области архитектуры развертывается деятельность известных архитекторов: А. Н. Воронихина, К. И. Росси, А. Д. Захарова - в Петербурге и Д. И. Жилярди - в Москве. Воронихин построил Казанский собор, Захаров - Адмиралтейство, Росси - здание Главного штаба и Александрийский театр.
В области скульптуры И. П. Мартос создал памятник Минину и Пожарскому, Клодт - скульптуру группы коней на Аничковом мосту, Пименов - статую «Парень, играющий в бабки» и другие произведения.
Таким образом, во всех областях русское национальное искусство достигает в первой половине XIX в. исключительных успехов. Эти успехи были достигнуты благодаря тому, что творчество наиболее видных представителей русского искусства было тесно связано с интересами народа, с революционными, демократическими идеями того времени. Оно стояло на уровне западноевропейского искусства, питалось им и оплодотворяло его, составляя неотъемлемую часть лучших достижений мирового изобразительного искусства.

Продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +