И. В. Кузнецов, В. И. Лебедев. Пособие для учителей "ИСТОРИЯ СССР. XVIII - середина XIX вв".
Учпедгиз. Москва, 1958 г. OCR Detskiysad.Ru Публикуется с небольшими сокращениями
Цари - Александр I и Николай I - и дворяне-крепостники не думали о широком распространении просвещения и считали его вредным для существовавшего феодально-крепостнического строя. Помещики же в своем подавляющем большинстве не только не допускали обучения грамоте своих крепостных, но нередко я сами-то были неграмотными или полуграмотными, так как обучались на манер Митрофанушки. На 40 с лишним миллионов населения обучалось в начале XIX в. в начальных школах только около 20 тыс. человек. Принятый при Александре I в 1804 г. либеральный школьный устав предусматривал создание начальных школ в городах и селах, в уездных городах - уездных училищ, в губернских - гимназий и в учебных округах - университетов. Однако этот план реализовался очень медленно. В последний период царствования Александра I, когда возобладал открыто реакционный курс, меры к реализации этого устава не принимались. Министр просвещения Шишков, сменивший при Александре I Голицына, заявлял: «Обучать грамоте весь народ или несоразмерное число оного количества людей принесло бы более вреда, нежели пользы». Николай I сам не стеснялся открыто выражать свое отрицательное отношение к просвещению. В ответ на записку А. С. Пушкина о развитии просвещения в России он передал ему через Бенкендорфа, что выдвигаемое в записке предложение о широком развитии народного образования опасно для «общего спокойствия». Поэтому царь и помещики-крепостники ставили непреодолимые препятствия на пути развития просвещения и школы в России. Но вместе с этим даже и они не могли совершенно игнорировать те потребности в грамотных людях и образованных специалистах, которые возникли в связи с развитием капиталистической мануфактуры и фабрики, а также потребности для подготовки чиновников для государственной службы, и поэтому вынуждены были все же принимать кое-какие меры к расширению образования в России.
Общее число обучающихся в школах всех видов, в том числе и частных, составляло в 1856 г. 0,7% всего населения. Что касается среднего образования, то здесь картина была еще плачевней. В 1828 г. было 32 гимназии, в которых обучалось всего навсего 3 тыс. учащихся. Конечно, если это сравнивать с концом XVIII в., то известный сдвиг в этом отношении будет заметен. Надо указать также, что среднее образование давалось в дворянских закрытых институтах и также в реальных классах - для детей купцов и состоятельных лиц не из дворян.
Существовавшие тогда духовные семинарии готовили служителей культа (попов), но отдельные семинаристы имели возможность поступать в высшие учебные заведения.
Существование названных средних учебных заведений было известной базой для развития высшего образования, как общего - точнее, гуманитарного,- так и специального, технического. Поскольку в связи с ростом в недрах феодальной формации капиталистической мануфактуры и фабрики потребность в квалифицированных технических кадрах возрастала, постольку и правительство вынуждено было принимать кое-какие меры и для развития высшего образования.
В первую половину XIX в. в стране имелось шесть университетов: Московский (1755), Казанский (1804), Харьковский (1805), Дерптский (Тарту, 1802 г.), Виленский (1803), Петербургский (1819). После закрытия в 1830 г. Виленского университета вместо него был открыт Киевский университет (1834). Близко к университетам по программе стояли лицеи: Царскосельский, Нежинский, Демидовский (Ярославль), Ришельевский (Одесса).
Из технических учебных заведений действовали Институт гражданских инженеров, Технологический институт, Лесной институт, Корпус инженеров путей сообщения. Основано было Московское высшее техническое училище, Горигорецкое сельскохозяйственное училище.
Университеты, особенно Московский как старейший из них, были центрами науки; научная работа велась также в научных обществах и других высших учебных заведениях. Внутри университетов и других центров науки шла борьба вокруг идеологической направленности как преподавания, так и исследовательской работы.
Самодержавие и официальные правительственные круги, преследуя всякую свободную мысль в науке, требовали, чтобы обучение студентов сочеталось с воспитанием людей, преданных царизму и интересам господствующего класса. Шишков говорил, что школа должна «образовать верных сынов церкви и верных подданных, преданных богу и царю». Это же положение при нем было распространено и на университеты.
В инструкции ректору указывалось, что преподавание по кафедре политических наук должно доказывать, «что священная власть монархов в законном наследии и в тех пределах, как возрасту и духу каждого народа свойственны, нисходит от бога» и т. д. Там же говорилось о том, что профессор «теоретической и опытной физики обязан во все продолжение курса своего указывать на премудрость божию и ограниченность наших чувств и орудий для познаний непрестанно окружающих нас чудес». Далее там же требовалось, чтобы профессора медицинских факультетов не впадали в «гибельный материализм». Исходя из этого, в университетах насаждалось богословие вместо философии.
При Николае I преподавание философии фактически было прекращено, отрицательное отношение царских и официальных кругов встречало даже ознакомление студентов с идеалистическими философскими системами Канта, Фихте, Шеллинга и Гегеля, хотя, например, профессор медико-хирургической академии Даниил Велланский, опираясь на Шеллинга, проповедуя идеалистическую немецкую натурфилософию, выдвигал на первый план религиозно-мистическое мировоззрение и отрицал роль опыта и наблюдения в науке. Многочисленные преподаватели богословия со своих кафедр поносили атеизм и материализм. Но несмотря на всяческие преследования, материалистическое мировоззрение находило своих сторонников. К числу их относился физиолог А. М. Филомафитский, который начал читать свой курс лекций в Московском университете в 1835 г.
В 1836 г. он опубликовал первое русское пособие по физиологии, где подвергал критике идеалистические взгляды немецкой натурфилософии и выступал за экспериментальное направление в физиологии. Материалистические взгляды развивал Василий Басов, профессор Московского университета.
Пропаганда материализма велась в педагогической работе известных русских ученых в области естествознания - К. Ф. Рулье и И. Е. Дядьковского. Последний в 1835 г. был изгнан из Московского университета за атеизм. Эволюционную теорию защищал Г. Е. Щуровский.
Несомненно, что на складывание материалистического мировоззрения названных и других представителей науки прямое или косвенное влияние оказывало материалистическое мировоззрение Радищева, ряда декабристов (Одоевского, А. Бестужева, К. Крюкова, Барятинского, К. Рылеева и др.), хотя следует указать, что не все декабристы держались материалистических взглядов. Особое значение имели материалистические идеи Герцена и Белинского. Сторонники материализма в России внимательно изучали также произведения западных философов-материалистов и использовали их.
Против реакционных теорий Мальтуса выступил в России в первую половину XIX в. М. Г. Павлов (1793-1840), который еще тогда доказывал, что биология является основой агрономической науки. Павлов в противовес Мальтусу и его закону убывающего плодородия почвы развивал мысль о том, что сельское хозяйство будет совершенствоваться по мере успехов науки. С ним вместе развертывал свою научную работу по агрономии Я. А. Липовский.
Говоря о развитии в первую половину XIX в. русской научной мысли, необходимо особо подчеркнуть те достижения, которых добился замечательный русский математик Н. И. Лобачевский (1793-1856). В бытность свою студентом Лобачевский был чуть ли не исключен за «вольнодумство и мечтательное о себе самомнение, упорство», «за возмутительные поступки... оказывая которые в значительной степени явил признаки безбожия». В 23 года Н. И. Лобачевский стал экстраординарным профессором Казанского университета, позднее в течение девятнадцати лет он был его ректором и сделал очень много для развития Казанского университета. Н. И. Лобачевский совершил целый переворот в математической науке, создав новую пространственную геометрию, в корне отличную от «евклидовой» геометрии. Значение его работы было столь велико, что Лобачевского ученые других стран справедливо называли Коперником в области геометрии. Но значение его работ было оценено лишь после его смерти. Под конец жизни он был отставлен не только от должности ректора, но даже и поофессора.
М. В. Остроградский (1801-1862) был выдающимся математиком не только в России, но и признанным авторитетом среди математиков всего мира. Он был избран академиком Римской, Туринской академий, членом-корреспондентом Парижской академии наук. Во многих случаях он опережал развитие математической мысли Запада. Так, в 1840 г. Парижская академия объявила премию за решение проблемы, которую, как оказалось, Остроградский решил за шесть лет до этого. Результаты работ Остроградского вошли в учебники по математике. М. В. Остроградский был избран академиком в России по прикладной механике в 1830 г., т. е. вскоре после своего возвращения из Франции, где он до этого работал и занимался в течение пяти лет.
Выдающимся математиком был также П. Л. Чебышев, (1821-1894). Его плодотворная научная деятельность развертывалась и во второй половине XIX в., но началась она с 40-х годов XIX столетия. Ему принадлежат многочисленные труды во всех отраслях математики и прикладной механики. Работы П. Л. Чебышева оказали большое влияние на развитие мировой математической науки.
Существенный вклад в развитие научной мысли в России внес выдающийся русский астроном В. Я. Струве, который был первым директором Пулковской обсерватории, открытой в 1839 г. Пулковская обсерватория была по своим масштабам крупнейшей в мире. В области развития химических знаний велики заслуги ученого Н. Н. Зинина (1812-1880), который основал целую школу русских химиков. Им был найден способ получения анилина из бензола, способ превращения горчичного масла в бензол. Его работы играли большую роль в области производства анилиновых красок. Н. Н. Зинин был энтузиастом своего дела, он развертывал свою работу в крайне неблагоприятных условиях. Хотя его лаборатория получала всего 30 рублей в год на работу и помещалась в двух комнатах, она, несмотря на это, была центром, где группировались все лучшие научные силы по химии. Известными учеными-химиками в то время были Соловьев, Щепнев и Гесс.
Следует указать также на успехи в развитии технической мысли русских инженеров и техников. Несомненно, что условия для развития технической мысли в России были весьма неблагоприятными. Промышленное развитие России отставало; машины, в большинстве случаев ввозились из-за границы, так как в правительственных кругах существовало явное недоверие к технической мысли русских ученых. И тем не менее в ряде случаев русские инженеры и техники, порой самоучки, совершили ряд открытий в области техники, имеющих мировое значение.
Особенно большое значение имели открытия выдающегося русского металлурга - инженера П. П. Аносова. Он заложил основы высококачественной металлургии и впервые применил микроскоп для исследования металла, положив начало микроанализу металлов. Русские изобретатели первой половины XIX.B. обеспечили наилучшее литье стали. Обуховская сталь была самой первосортной сталью в мире. Русский техник - инженер Д. К. Чернов превратил литье стали в науку, разработав теорию критических температур, от которых зависит качество стали. В. С. Пятов в 1859 г., т. е. за 25-30 лет до Круппа и Гарвея, предложил Морскому ученому комитету способ упрочения металла для производства брони. Братья Дубинины, крепостные крестьяне, изобрели в начале 20-х годов XIX в. способ очищения черной нефти; они были первыми в мире основателями керосинового производства.
Мастер Фролов разработал проект постройки рельсовых дорог с конной тягой.
Отец и сын Черепановы в 1833-1834 гг. построили на Нижне-Тагильском заводе первую в России железную дорогу.
Русский ученый-физик В. В. Петров открыл в 1802-1803 гг. электролиз и на несколько лет раньше англичанина Деви создал электрическую дугу. Он же первый в мире сконструировал самую крупную в мире гальваническую батарею.
П. Л. Шиллинг изобрел в 1812 г. способ взрывания подводных мин с помощью электричества. В 1832 г. он создал первый в мире электромагнитный телеграф, опередив на пять лет американца Морзе.
Б. С. Якоби в 1850 г. изобрел первый в мире буквопечатающий телеграф. В 1834 г. он вместе с Э. X. Ленцем первый в мире построил магнито-электрический двигатель и пустил в 1838 г. по Неве работающую на электрическом двигателе моторную лодку; в 1837-1838 гг. Якоби открыл гальванопластику. Он изобрел способ взрывания мин электромагнитным током на расстоянии, что было применено во время войны 1853-1856 гг.
Значительных успехов достигли русские ученые в области медицины, где в это время началась творческая деятельность знаменитого русского хирурга Н. И. Пирогова.
Н. И. Пирогов (1811-1881) был родоначальником научной хирургии и основоположником военно-полевой хирургии.
Пирогов прославил русскую медицину. Он имел необычайно широкую практику хирурга во время Крымской войны 1853-1856 гг., франко-прусской войны 1870 г. и русско-турецкой войны 1877-1878 гг. В то время как западные клиницисты не могли определить местонахождение пули у раненого в свое время Гарибальди, Пирогов не только установил это, но и извлек ее. Пирогов, обогащенный громадным опытом работы во время обороны Севастополя, создал новую школу в области хирургии; он первый ввел сестер милосердия, он широко применял хлороформ во время операций. За время своей работы в качестве хирурга он произвел 12 000 вскрытий. Не боясь ничего, он в 1848 г. вскрыл 800 трупов холернобольных. Им написаны в первой половине XIX в. такие капитальные труды, как «Полный курс прикладной анатомии человеческого тела», «Анатомические изображения наружного вида и положения органов, заключающихся в трех полостях человеческого тела», «Топографическая анатомия по распилам через замороженные трупы» (4 тома) и другие работы. Он был знаменитым, признанным не только в России, но и в Европе ученым.
Известную роль в развитии медицинской науки сыграл С. П. Боткин, бывший в тесной связи с кругом Герцена. Он намного лет раньше западных ученых-врачей провел дифференциальную диагностику сердечной и бронхиальной астмы; разработал диагностику и клинику блуждающей почки и т. д. Выдающимся клиницистом был М. Я. Мудров. Профессором Московского университета был известный врач Иноземцев.
В области педагогики развернул свою научную деятельность выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский (1824-1870). Ушинский развил новые идеи в педагогике, отвергая методы воспитания, практиковавшиеся в крепостное время... Он создал руководство по преподаванию «родного слова». Он написал статью «О народности в общественном воспитании», труд «Человек как предмет воспитания».
Крупнейших успехов достигла в это время русская географическая наука. В 1803-1806 гг. Лисянский и Крузенштерн на кораблях «Надежда» и «Нева» совершили кругосветное путешествие, сделав при этом много открытий. В 1820 г. Лазарев и Беллинсгаузен открыли Антарктику. Невельский и Путятин установили, что Сахалин - остров. Головнин выполнил важные исследования в районе Командорских и Южных Курильских островов и в других местах. Большие открытия сделали в своих плаваниях Врангель, Литке и Коцебу. Проводил исследования в Средней Азии Г. Карелин, который начиная с 20-х годов XIX столетия в течение нескольких десятилетий совершал экспедиции в Казахстан и Среднюю Азию.
В области социально-экономических наук исключительно большое значение имели материалистические воззрения революционных демократов Герцена и Белинского, о чем подробно шла речь ранее.
В области экономических наук надо указать на относительно широкое распространение в то время в России взглядов английского буржуазного политэконома Адама Смита. Но в то же самое время в России имели значение работы Мордвинова - либерала, сторонника протекционизма, критиковавшего Смита, работа декабриста Тургенева «Опыт теории налогов», экономические работы декабристов. Серьезное значение имели тогда также труды проф. К. Н. Арсеньева, В. П. Андросова, Д. П. Журавского по экономике и статистике народного хозяйства.
В области исторической науки в начале XIX в. была написана Н. М. Карамзиным «История государства Российского». Она сыграла большую роль для пробуждения интереса к русской истории. Недаром Пушкин говорил, что Карамзин открыл читателям русскую историю, как Колумб открыл Америку. Однако эти положительные моменты ни в какой мере не снимают того факта, что история освещалась Карамзиным с дворянских позиций. Она была историей царей и царствований, а не народа.
Начинают свою деятельность представители буржуазной школы в русской историографии - Чичерин и С. М. Соловьев. Концепция Чичерина и Соловьева отражала взгляды либеральной буржуазии. Несколько особое место как историк занимал Грановский, лекции которого по истории Запада выходили объективно по своему значению за рамки его умеренных взглядов.
Против дворянской и буржуазной историографии выступают Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов. Они, в противовес дворянской и буржуазной историографии, выдвигали на первый план изучение истории народов, они во многом продвинули вперед историческую науку, приближались в ряде положений к историческому материализму, но встать на его позиции не могли и остались в конечном счете по своим взглядам на закономерности исторического развития человеческого общества в рамках идеализма.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.