Оформление движения декабристов. «Союз спасения» и «Союз благоденствия»
И. В. Кузнецов, В. И. Лебедев. Пособие для учителей "ИСТОРИЯ СССР. XVIII - середина XIX вв".
Учпедгиз. Москва, 1958 г. OCR Detskiysad.Ru Публикуется с небольшими сокращениями
Ранние преддекабристские организации оформляются в 1814-1815 гг. Они носили полулегальный характер и создавались в виде офицерских артелей. В Семеновском полку происходило постепенное сближение между собой группы передовых, революционно настроенных офицеров - будущих декабристов: Сергея Трубецкого, Матвея и Сергея Муравьевых-Апостолов, Якушкина и других лиц. В 1814 г. они образовали «Семеновскую артель», в которую входило, как указывает М. В. Нечкина, 15-20 человек. Другая артель была создана из офицеров генерального штаба и именовалась «Священная артель». Ее основали Александр и Михаил Муравьевы, Бурцов, Семенов, Колошин, Пущин, Кюхельбекер и другие лица. Члены артели жили на одной квартире, имели общий стол. В казармах и дома они вели разговоры о самых животрепещущих вопросах того времени: о положении крестьян, о крепостном состоянии, о жестоком обращении с солдатами, о 25-летнем сроке службы. Создание офицерских артелей способствовало оформлению движения декабристов, в них велись политические разговоры о неудовлетворительности существующего порядка.
К организациям, предшествовавшим оформлению движения декабристов, следует отнести также «Орден русских рыцарей», основанный Орловым и Дмитриевым-Мамоновым. Некоторые исследователи утверждали, что этот орден сложился по примеру немецкой организации Тугендбунд. Но это опровергали участники самого движения. Давыдов, отрицая утверждение о подражании декабристов немецкому Тугендбунду, заявил: «Извините, господа! Не к немецкому Тугендбунду, а просто к бунту я принадлежал».
Программа «Ордена русских рыцарей» предполагала ограничение самодержавия и установление аристократической конституции в России. Власть царя должна была быть ограничена сенатом, в который должны войти 200 наследственных пэров и вельмож, 400 представителей дворянства и 400 представителей народа.
Это общество просуществовало недолго. Участники этой организации, Орлов и другие, вошли в «Союз спасения».
«Союз спасения» оформился в феврале 1816 г. и просуществовал до осени 1817 г. Основоположниками его были Н. и М. Муравьевы, Трубецкой, М. И. и С. И. Муравьевы-Апостолы, Пестель, Якушкин и другие, т. е. лица, входившие в офицерские артели. Общая численность союза достигала 30 человек. Устав «Союза спасения» до нас не дошел, но из свидетельств его членов видно, что участники организации давали клятву при вступлении в общество; за нарушение тайны и измену они подлежали смерти; в обществе члены его делились на бояр, мужей и братьев, уделялось большое место пропагандистской деятельности. Участники «Союза спасения» осуждали крепостное право и самодержавие. По вопросу о политическом устройстве России среди членов «Союза спасения» не было единства. Большая часть этой организации, сопяасно показаниям Пестеля, вначале была склонна к конституционной монархии, другая же часть стояла за республику.
Мысль о республиканском устройстве России была, по словам Пестеля, раньше всех из декабристов высказана Новиковым - племянником знаменитого просветителя XVIII в. Вскоре сторонником республиканского устройства России стал Пестель и другие лица. Якушкин предлагал совершить убийство царя, выполнение чего он брал на себя. Но в то время как одна часть «Союза спасения» была настроена радикально и революционно, другая часть придерживалась умеренных взглядов. В силу идейных разногласий «Союз спасения» осенью 1817 г. распался. После этого было создано так называемое «Военное общество», которое было переходным к новой организации. Для выработки ее устава была создана комиссия из четырех лиц: Никиты и Михаила Муравьевых, князя Трубецкого и Петра Волошина.
Вновь созданная организация стала именоваться «Союзом благоденствия», оформилась она в 1818 г. К «Союзу благоденствия» примыкало легальное литературное общество «Зеленая лампа», в которое входил и Пушкин. Кроме того, с ним были, по-видимому, связаны и нелегальные общества Ф. Глинки и Перетца, а также «Измайловское общество», существовавшее в Измайловском полку.
Согласно уставу, во главе «Союза благоденствия» стоял Коренной совет. Общее число членов союза достигало 200 человек. Члены «Союза благоденствия» осуждали крепостничество и самодержавие, но по вопросу о путях переворота и формах политического устройства России в «Союзе благоденствия», так же как и в «Союзе спасения», не было единства. Пестель в своих показаниях прямо говорит, что «у нас имелось разногласие» и что «сие разногласие относится преимущественно до средств, коими произвести перемену в России, и до порядка вещей и образа правления, коими бы заменить существовавшее правительство». Умеренная группа, представленная Трубецким, Михаилом Муравьевым, стояла за конституционную монархию. Более радикальная группа во главе с Пестелем - за республику. Влияние этой группы возрастало.
Для того чтобы не отпугивать умеренных, либерально настроенных членов союза, в первой части устава обязанности члена «Союза благоденствия» ограничивались лишь всякого рода человеколюбивыми, нравственными и просветительными целями, не ставя открыто вопроса о государственном перевороте. Этот документ получил название «Зеленой книги».
Эта часть устава дошла до нас. В нем говорилось, что «Союз благоденствия» в святую себе вменяет обязанность распространение между соотечественниками истинных правил нравственности и просвещения...» В этой части устава имеется пункт, в котором в умеренной форме осуждается крепостничество. В уставе говорится, что члены общества «истребляют продажу крепостных людей в рекруты; отклоняют вообще от продажи их поодиночке, стараясь вразумить, что люди не суть товар и что только простительно одним народам, не просвещенным светом христианства, почитать подобных себе собственностью...» Что касается второй части устава, то она не дошла до нас и была ли утверждена или нет и в каком виде,- сказать трудно, и между историками на этот счет имеются разногласия.
Предполагается, что в ней открыто шла речь об уничтожении крепостничества и самодержавия. При этом по последнему вопросу между умеренными и республикански настроенными «ленами общества имелись разногласия. Умеренно настроенные члены общества стояли за конституционную монархию, другие - за республику.
В 1820 г. сторонники революционных воззрений берут верх. При обсуждении доклада Пестеля на совещании Коренной управы все участники этого совещания высказались за республиканский образ правления. Пестель в своих показаниях говорит: «Князь Долгоруков, по открытии заседания, которое происходило на квартире у полковника Глинки, предложил думе просить меня изложить все выгоды и невыгоды как монархического, так и республиканского правления, с тем чтобы потом каждый член объявил свои суждения и свои мнения. Сие так и было сделано. Наконец, после долгих разговоров прение закончено, объявлено, что голоса собираться будут таким образом, чтобы каждый говорил, чего он желает: монарха или президента, а подробности будут со временем определены. Каждый при сем объявлял причины своего выбора, а когда дело дошло до Тургенева, тогда он сказал по-французски: «Le president sans n'hrase's», то есть президент без дальнейших толков. В заключение приняли все единогласно республиканское правление. Во время прений один Глинка говорил в пользу монархического правления, предлагал императрицу Елизавету Алексеевну».
Однако некоторые из присутствовавших нетвердо стояли на этих позициях и часть из членов союза, не бывших на заседании, стояла за умеренные действия и конституционную монархию.
Умеренная группа, получив сведения, что правительство узнало о существовании общества, приняла меры к ликвидации «Союза благоденствия», которая была осуществлена на съезде в Москве в январе 1821 г. Пестель на этом съезде не был, его туда не пригласили, видимо, сознательно. От южан были Бурцов и Комаров. Когда Пестель узнал о роспуске «Союза благоденствия», то не согласился с этим и организовал на юге новое общество, известное в литературе под названием «Южного общества» декабристов.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.