И. В. Кузнецов, В. И. Лебедев. Пособие для учителей "ИСТОРИЯ СССР. XVIII - середина XIX вв".
Учпедгиз. Москва, 1958 г. OCR Detskiysad.Ru Публикуется с небольшими сокращениями
«Южное общество» декабристов оформилось в начале 1821 г. Душой и руководителем его был Пестель - одна из самых выдающихся фигур среди декабристов.
Павел Иванович Пестель родился в Москве 24 мая 1793 г. Отец его был в последнее время своей службы генерал-губернатором Сибири.
В 1811 г. Пестель блестяще окончил Пажеский корпус.
В 1812 г., принимая участие в Бородинском сражении, он был ранен. За отличие и храбрость он получил в награду золотую шпагу. Пестель участвовал в походах в Европу. По возвращении оттуда он служил в Кавалергардском полку, затем в Мариупольском. В 1821 г. Пестель в чине полковника был назначен командиром Вятского полка. Пестель принимает активное участие в декабристском движении с самых первых его шагов. К 1820 г. Пестель становится решительным сторонником республики. «Я сделался в душе республиканцем и не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правлении»,- говорил он на допросе. Не желая мириться с роспуском «Союза благоденствия», он основывает «Южное общество». «Южное общество» имело три управы: Тульчинскую, которой руководил Пестель, Каменскую во главе с Давыдовым и Васильковскую во главе с Сергеем Муравьевым-Апостолом и Бестужевым-Рюминым.
В 1822 г. «Южное общество» созвало съезд в Киеве. На нем обсуждались тезисы, или основные положения, «Русской Правды» - так называл Пестель разработанный им проект конституции.
В 1823 г. на съезде «Южного общества» декабристов проект «Русской Правды» был принят в качестве программы. Но на этом работа над текстом «Русской Правды» не прекратилась. Вопрос о времени написания Пестелем «Русской Правды» и особенно отдельных ее частей до сих пор является предметом исследования. У Пестеля, как известно, имеются два документа, представляющие собой проект его конституции. Первый документ имеет название «Русская Правда, или Заповедная Государственная грамота великого народа российского, служащая заветом для усовершенствования государственного устройства России и содержащая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления». Этот документ вместе с некоторыми другими черновыми, недоработанными набросками к нему был зашит в клеенку и зарыт членами «Южного общества» в селе Кирнасовка, откуда был извлечен во время следствия. «Русская Правда» в первой редакции была написана в 1822 г., затем уточнялась в 1823 г. и завершена была, по-видимому, в своей основе в 1824 г. В этом же году был съезд «Южного общества» декабристов, а также Пестелем велись переговоры по программным вопросам с представителями «Северного общества». Но в течение 1824 и 1825 гг. Пестель продолжал работать над текстом «Русской Правды», о чем свидетельствует наличие в ней пункта об уничтожении гильдейского положения, вышедшего в конце 1824 г., а также прямое заявление Пестеля следственным органам: «в 1825 г. «Русская Правда» не писалась уже так ловко, как прежде. От меня часто требовали ею поспешить, и я за нее принимался, но работа уже не шла, и я ничего не написал в течение целого года, а только прежде написанное кое-где переправлял». Опираясь на это положение и на ряд других моментов, М. В. Нечкина и С. М. Файерштейн в своих работах, опубликованных в «Очерках из истории движения декабристов», высказывают, и не без известного основания, мысль о том, что в дошедшем до нас тексте «Русская Правда» совмещает в себе по сути дела две редакции. Первые разделы «Русской Правды» даются в более поздней беловой редакции. В них имеются более последовательные и революционные формулировки (о дворянстве, о крестьянстве и др.). Но Пестель не смог отредактировать заново весь текст «Русской Правды», и последующие ее части остались в более ранних формулировках, имеющих менее революционное содержание. Этим М. В. Нечкина и С М. Файерштейн объясняют наличие в «Русской Правде» известных противоречий между разными пунктами ее.
Такое же противоречие наблюдается между первыми пунктами текста «Русской Правды» и другим документом, названым Пестелем «Конституция - Государственный завет», в каждом разделы о дворянстве, крестьянстве также даются в менее революционной постановке, нежели в первых параграфах русской Правды». Предполагается, что «Конституция - Государственный завет» была продиктована Пестелем Бестужеву-Рюмину в 1825 г. для ознакомления «Соединенных славян» с конституцией «Южного общества» декабристов.
М. В. Нечкина считает, что этот документ излагал основные пункты конституции, принятой «Южным обществом» декабристов на съезде в 1823 г. ввиду того, что последний вариант «Русской Правды» (редакция ее набело) не был еще закончен в 1825 г. и Пестель в «Государственный завет» включил то, что было принято раньше. Отсюда ясно,- пишет она,- что в тот день 1825 года, когда Бестужев-Рюмин, присоединивший «Общество соединенных славян» к «Южному обществу», обратился к Пестелю с просьбой дать ему требуемую «славянами» конституцию, принятую «Южным обществом», Пестель продиктовал основное содержание принятой в 1823 г. «Южным обществом» конституции. Ибо другой какой-либо принятой «Южным обществом» конституции не существовало, какая бы работа ни велась над новой, еще не принятой программой, нельзя было выдавать ее за принятую. Пестель продиктовал Бестужеву-Рюмину содержание того конституционного документа, который был принят «Южным обществом». Это и был конституционный вариант 1823 года.
Эти особенности, связанные с происхождением документов, относящихся к «Русской Правде», конечно, можно также объяснять просто-напросто непоследовательностью взглядов Пестеля, но предположение М. В. Нечкиной и С. М. Файерштейна о том, что Пестель в последней редакции давал более революционные формулировки, также не лишено серьезных оснований.
К чему же сводятся основные положения проекта конституции Пестеля, изложенные им в «Русской Правде» и в «Конституции - Государственном завете»?
Проект конституции Пестеля, известный под названием «Русская Правда», провозглашал буржуазную республику.
Пестель считал, что для осуществления конституции власть должна относительно длинный период времени принадлежать временному революционному правительству, облеченному диктаторскими полномочиями. Временное революционное правительство обязано было обеспечить введение конституции, установленной в соответствии с основными положениями «Русской Правды».
«Итак, «Русская Правда»,- пишется в ней самой,- есть наказ или наставление временному Верховному правлению Для его действий, а вместе с тем объявление народу, от чего он освобожден будет и чего вновь ожидать может».
Выборы органов власти по проекту конституции Пестеля должны были проводиться на демократических основаниях. Избирательными правами должны были пользоваться все сословия, никаких ограничений имущественным цензом в «Русской Правде» Пестеля не устанавливалось. Избирательные права предоставлялись только мужчинам в возрасте свыше 20 лет. Однако лица, поступившие в личное услужение, избирательных прав лишались.
Верховная власть, по проекту конституции Пестеля, должна разделяться на законодательную, верховно-исполнительную и блюстительную. Первая поручается Народному вечу, вторая - Державной думе и третья - Верховному собору.
«Народное вече» является законодательным органом, оно должно состоять из представителей народа, избираемых на пять лет; ежегодно 1/5 часть членов Народного веча должна переизбираться. По конституции Пестеля, никто не имеет права распускать Народное вече. Оно представляет волю народа в государстве, и только ему принадлежит право объявлять войну и заключать мир.
Державная дума - орган исполнительной власти - должна была состоять из пяти членов, избираемых на пять лет. Ежегодно один из ее членов должен был переизбираться. Члены Державной думы избираются Народным вечем из числа кандидатов, выдвинутых по одному от каждой губернии. Державная дума является постоянным органом управления, ей подчиняются все министерства. Она имеет свою канцелярию и управляет страной: ведет войну, переговоры, но не заключает мира и не объявляет войны. Главой Державной думы является тот ее член, который находится в ней пятый год.
Верховный собор является органом блюстительной власти. Он должен был состоять из 120 членов, называемых «боярами». Члены Верховного собора назначаются пожизненно. Они, как говорится в проекте конституции Пестеля, не могут участвовать ни в органах законодательной власти, ни в органах исполнительной власти; их обязанность должна состоять только в наблюдении за соблюдением законов. Закон, принятый Народным вечем, получает силу после утверждения его Верховным собором. Однако надо иметь в виду, что Верховный собор, по проекту конституции Пестеля «...не рассуждает о сущности предметов, но смотрит на одни формы, дабы во всем соблюдено законное; после сего утверждения получает закон свою действительную силу. Сам же собор не действует». В конституции Пестеля указывается, что для наблюдения за законностью действий исполнительных органов власти Верховный собор назначает по одному генерал-прокурору в каждое министерство и в каждую область. Верховный собор имеет своей задачей удерживать в пределах законности Народное вече и Державную думу. Следует отметить, что Верховный собор назначает главнокомандующих действующими армиями.
По проекту конституции Пестеля, власть в Российской республике должна быть строго централизована. Федеративное устройство конституция Пестеля отрицала. Российское государство должно было делиться на десять областей, в каждую область должно входить по пяти губерний. Кроме областей, должны еще существовать три удела.
«Уделы суть столичный, в коем пребывает и сосредоточивается государственное правление - Нижний Новгород или Москва, Донской и Киргизской»,- так поясняется этот вопрос в тексте «Русской Правды». Что касается национального вопроса, то он решался Пестелем в значительной мере в духе дворянской ограниченности. По «Русской Правде», все «иноплеменные» народы должны делиться на две категории: народы, которые не могут пользоваться самостоятельной независимостью, и народы, которые могут ею пользоваться. Право на независимость Пестель признавал только за Польшей. При условии, если в Польше будет одинаковая власть с российской, и при условии заключения ею тесного союза с Россией как на мирное, так и на военное время, Польше предоставляется самостоятельность, «независимое существование». Границы Польского государства должны быть особо определены по «правилу благоудобства для России». Надо указать, что расчет на переворот в Польше у декабристов был не случайным. «Южное общество» декабристов находилось в связи с польской революционной организацией, именуемой «Патриотическое общество». Оно вело переговоры с ее представителями о совместных выступлениях и взаимной поддержке друг друга.
В отношении остальных народов, входящих в состав Российской империи, в «Русской Правде» говорилось, что они не могут пользоваться «самостоятельной независимостью» и не могут составлять особых государств, а должны входить в один народ; «надо,- говорится в «Русской Правде»,- все различные оттенки в одну общую массу слить». Декабристы как дворянские революционеры не могли понять значение права наций на самоопределение. Но надо сказать, что Пестель был противником насильственной русификации народов России и полагал, что для всех должны быть одни законы.
Перед государственной властью, по конституции Пестеля, ставилась задача добиваться «возможно большего благоденствия» для «всех и каждого». На этой основе должны быть уничтожены всякого рода сословные привилегии и различия, в том числе и дворянское сословие.
Все люди в Российском государстве должны, по «Русской Правде», представлять собой одно сословие, называемое «гражданским». Все должны быть равны в своих правах.
Это сказано в первых главах «Русской Правды». Однако вместе с этим в тексте «Русской Правды» имеются формулировки, допускающие отступление от сказанного выше в отношении полного уничтожения дворянского звания. В другом месте «Русской Правды» говорится о том, что дворянское звание может сохраняться и даже даваться в том случае, если оно «...основанием своего существования имеет услуги, им (т. е. тем или другим человеком) отечеству оказанные». Такие дворяне, конечно, не пользуются правами прежнего дворянства вплоть до владения крепостными, но само звание сохраняют, и должны освобождаться «от некоторых тягостных повинностей». Чем объясняется это противоречие?
Возможно, тем, что Пестель сохранил этот пункт в старой редакции; а возможно и то, что это было следствием дворянской ограниченности декабристов.
Элементы такой же непоследовательности имеются в «Русской Правде» по вопросу о порядке и сроках отмены крепостничества в России и в отношении к помещичьему землевладению. Главный пункт об отношении декабристов к крепостничеству сформулирован в «Русской Правде» очень четко и ясно. Из него следует, что члены «Южного общества» декабристов были решительными противниками крепостного строя. Этот пункт гласит: «Рабство должно быть решительно уничтожено, и дворянство должно непременно отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми». При этом там же указывается, что отмена крепостных отношений должна быть осуществлена Верховным временным правлением «в скорейшем времени, решительными и действительными средствами».
Между тем в других местах указывается, что освобождение должно быть постепенное. В «Конституции - Государственном завете» пишется: «6». Переход из нынешнего положения в порядок, здесь предлагаемый, есть постепенный. У нынешних помещиков земля откупается оброком или работою летнею». В «Русской Правде» говорится о том, что разработка проектов освобождения крестьян поручается «грамотным» дворянским собраниям и что они должны руководствоваться следующими тремя главными правилами: «1) освобождение крестьян не должно лишать помещиков дохода, ими от поместий получаемого; 2) освобождение не должно производить волнений и беспорядков в государстве, для чего и обязывается верховное правление беспощадную строгость употреблять против всяких нарушителей общего спокойствия; 3) освобождение сие должно крестьянам доставить лучшее положение противу теперешнего, а не мнимую свободу им даровать».
Объяснить это также, по-видимому, следует тем, что вначале взгляды Пестеля и членов «Южного общества» были более умеренными, а затем развивались в сторону все большей революционности.
По «Русской Правде» Пестеля, освобождение крестьян предусматривалось с землей.
«Земля,- говорится в «Русской Правде»,- есть собственность всего рода человеческого, и никто не должен быть от сего обладания ни прямым, ни косвенным образом исключен». Вместе с этим надо отметить, что Пестель подходил к этому вопросу несколько утопически; он считал, что возможность иметь надел из фонда общественной земли предотвратит нищенство и обеднение в стране. В «Русской Правде» говорится: «Каждый россиянин будет совершенно в необходимости обеспечен и уверен, что в своей волости всегда клочок земли найти может, который ему пропитание доставит и в коем он пропитание получать будет не от милосердия ближних и не оставаясь в их зависимости, но от трудов, коих приложит для обрабатывания земли, ему самому принадлежащей, яко члену волостного общества наравне с прочими гражданами».
Общественный земельный фонд, представляющий национализированную часть земли, должен составиться из общественных земель, которые полностью или частично переходят в этот фонд, а также за счет частичной безвозмездной конфискации крупных помещичьих латифундий и изъятия за выкуп части помещичьих земель.
По проекту конституции Пестеля, безвозмездному отчуждению подлежала половина земли у помещиков, имевших свыше 10 тыс. десятин земли. В имениях размером от 5 до 10 тыс. десятин отчуждалась половина земли за выкуп или за возмещение помещика казенными землями в другом месте. Таким образом, не все помещичьи имения уничтожались полностью, и помещики сохраняли часть своей земли. В этом сказалась дворянская ограниченность во взглядах декабристов как дворянских революционеров, которые не шли по пути полной ликвидации помещичьего землевладения.
Помимо общественного земельного фонда, по «Русской Правде» Пестеля, должен быть создан также земельный фонд, который может находиться в частных руках на правах собственности и должен служить для «получения изобилия», т. е. богатств. Сюда относятся все частновладельческие, а также неконфискованные помещичьи земли; участки, выделяемые зажиточным крестьянам сверх положенного минимального надела, а также покупные земли. В этом ясно сказывается тенденция содействия развитию крупного предпринимательского земледелия.
Следы противоречий редакции текста «Русской Правды» ясно сказываются также и в вопросе об освобождении государственных крестьян. В первой редакции «Русской Правды» 1822-1823 гг., сохранившейся на отдельных листках, устанавливался 10-15-летний срок их освобождения. Там говорится: «4. Крестьяне казенных поместий или селений продолжают обрабатывать как общественные, так и казенные земли теперешним яорядком и платить казне тот же оброк за оные, который и ныне платят.
5. Сей порядок будет продолжаться десять или пятнадцать лет сряду, а после сего срока не будут крестьяне никакого оброка платить за общественную землю».
В новой же редакции (1824) этот пункт выглядит так: «1. Признать, объявить, провозгласить всех казенных и удельных крестьян вольными и никакого рода крепости более не подлежащими...» Здесь нет переходного срока в 10-15 лет, а казенные и удельные крестьяне сразу же переходят в свободное состояние.
В отношении дворовых людей устанавливается два пути их освобождения - выкуп или освобождение по истечении определенного срока службы помещику. Что касается крестьян, прикрепленных к заводам, то в «Русской Правде» предусматривается замена их вольнонаемными людьми или преступниками разного рода. Первое предложение, безусловно, соответствовало бы требованиям экономического и политического развития страны, и совершенно не в том направлении идет второе предложение. Оно также вытекает из дворянской ограниченности мировоззрения декабристов.
В «Русской Правде» Пестеля подчеркивается необходимость развития промышленности, торговли, намечается необходимость принятия мер, «которые торговлю обеспечили бы и остальным отраслям промышленности не вредили бы». Пестель осуждает «аристокрацию богатств» в еще более резкой форме, нежели феодальную. Однако это не меняет того обстоятельства, что конституция Пестеля носит буржуазный характер, и не случайно в ней провозглашалось положение о неприкосновенности частной собственности. В «Русской Правде» сказано: «Право собственности или обладания есть право священное и неприкосновенное, долженствующее на самых твердых положительных основах быть утверждено и укреплено». Это положение типично для всех буржуазных конституций. В конституции Пестеля провозглашалась также свобода печати, вероисповедания, занятий, передвижения.
Таковы основные программные положения «Южного общества» декабристов, изложенные в «Русской Правде» Пестеля. Главным из них были требования об установлении республиканского образа правления, демократического строя и ликвидации крепостничества.
С «Южным обществом» декабристов слилось незадолго ло восстания основанное самостоятельно и независимо от него «Общество соединенных славян».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.