И. В. Кузнецов, В. И. Лебедев. Пособие для учителей "ИСТОРИЯ СССР. XVIII - середина XIX вв".
Учпедгиз. Москва, 1958 г. OCR Detskiysad.Ru Публикуется с небольшими сокращениями
В литературе о декабристах представители реакционных взглядов для дискредитации движения выдвинули версию о том, что декабристы якобы не имели под собой в России никакой почвы и что их движение целиком и полностью было привнесено с Запада и носило подражательный характер.
Начало такой версии положил упомянутый выше Корф. В своем пасквиле на декабристов барон Корф писал: «Горсть молодых безумцев, незнакомых ни с потребностями науки, ни с духом и истинными нуждами народа, дерзостно мечтали о преобразовании государственного устройства».
Далее Корф утверждал, что это движение декабристов есть зараза «извне принесенная» и что революционный дух, «внесенный горстью людей, заразившихся в чужих краях новыми теориями, пустил несколько ложных ростков и внушил нескольким злодеям и безумцам мечту о возможности революции, для которой, благодаря богу, в России данных нет».
Но еще А. И. Герцен в своих работах о декабристах разоблачил эту лживую версию барона Корфа, в той или иной степени и форме перекочевавшую на страницы дворянской и буржуазной историографии. А. И. Герцен, подчеркивая революционный, героический характер движения декабристов, одновременно писал о том, что это движение имело глубокие основания для своего возникновения в русской действительности того времени. Герцен заявил: «Тайнее общество составилось не из одного подражания западным тайным обществам, а потому, что русский ум искал выхода из невыносимого общественного положения». Конечно, Герцен - по своему мировоззрению социалист-утопист - не мог тогда дать вполне научный анализ причин возникновения движения декабристов, это можно сделать только на основе марксизма-ленинизма, но он ясно понимал, что оно было вызвано самой жизнью, а не является «исторической случайностью», как это утверждал позднее известный буржуазный историк Ключевский.
Предпосылки, обусловившие зарождение движения декабристов, коренились прежде всего в социально-экономической обстановке того времени. Социально-экономическое положение страны характеризовалось глубокими противоречиями между выросшими на новой капиталистической основе производительными силами и старыми феодальными производственными отношениями. Это противоречие нашло свое выражение в росте в недрах старой феодально-крепостнической формации новых капиталистических отношений, в разложении крепостничества. Декабристы как передовые представители своей эпохи чувствовали и понимали прогрессивность растущих капиталистических отношений и невозможность сохранения старых, феодально-крепостных. Российская действительность давала им для этого достаточно материала.
Конечно, декабристы как передовые представители своего времени не могли не замечать этих прогрессивных явлений. Они понимали, что крепостной труд являлся препятствием на пути дальнейшего развития страны.
Рост новых производительных сил выражался в это время также и в начале применения на отдельных предприятиях машин. Более широкое применение машин началось с 30-40-х годов XIX в., то есть непосредственно в период оформления декабризма, машины уже начали вводиться в хлопчатобумажной и других отраслях промышленности. В эти же годы усилился процесс замены водяных двигателей паровыми, что также способствовало повышению производительности труда. Но широкое применение машин тормозилось феодально-крепостническими отношениями, что было очевидно для декабристов, тем более, что они изучали экономическое развитие передовых капиталистических стран Европы. Аналогичные явления наблюдали они и в отношении сельского хозяйства.
Одно время среди крепостников появились помещики, которые стали выписывать из-за границы сельскохозяйственные машины (молотилки, веялки и пр.). К числу таких помещиков принадлежал даже Ростопчин, московский генерал-губернатор в 1812 г.
Но вскоре Ростопчин, как и многие другие помещики-крепостники, пришел к выводу о нецелесообразности использования сельскохозяйственных машин, так как нельзя было успешно сочетать применение машин с крепостным трудом. Такие помещики говорили, что если применять машины, то тогда их крепостным нечего будет делать зимой. Зачем молотилка, когда можно всю зиму заставлять крепостных молотить цепами помещичий хлеб?
При крепостном труде использование машин в сельском хозяйстве не давало эффекта. Управляющий степными вотчинами Юсупова, Чугин, сообщал в 1826 г., что молотильная машина обмолачивает в один час две копны, т. е. производительность ее была весьма низкой, а веяльные машины, писал он, «оказались совсем плохи». Дело тут, конечно, было не столько в их технических несовершенствах, сколько в невозможности при крепостничестве иметь квалифицированного рабочего, работающего на основе экономической заинтересованности (вольнонаемного), а не крепостного крестьянина, работавшего на помещика в силу внеэкономического принуждения.
Следовательно, для развития производительных сил в сельском хозяйстве необходимо было ликвидировать крепостничество. Но помещики-крепостники не понимали и не хотели этого понять.
Характеризуя настроение подавляющей части дворян, Якушкин писал: «Все почти помещики смотрели на крестьян, как на собственность, вполне им принадлежащую, и на крепостное состояние, как на священную старину, до которой нельзя было дотронуться без потрясения основы государства». Декабристы были противниками таких реакционных и консервативных помещиков.
Помещики-крепостники в своей массе стремились получить побольше дохода не путем применения вольнонаемного труда и машин, а путем увеличения барщины, расширения своей и сокращения крестьянской запашки, путем усиления репрессий в отношении крестьян и т. д., словом, за счет повышения эксплуатации крестьян. Но этим они еще больше подрывали крестьянское хозяйство, доводя его до полного разорения и обнищания.
Крестьянские массы отвечали на это усилением борьбы против помещиков. Положение в стране обострялось, и помещичий гнет и насилие становились невыносимыми. Поэтому декабристы как передовые люди своей эпохи понимали, что сохранение крепостных отношений невозможно, и решительно выступали за отмену крепостничества. Декабристы хотя и были дворянами, но, поняв прогрессивность капитализма по сравнению с феодально-крепостническим строем, перешли тем самым на позиции буржуазной идеологии.
Декабристы понимали также, что дальнейший прогресс в экономическом и политическом развитии России наталкивается на преграду в лице самодержавного строя, что необходимо устранить эту преграду.
Фактором, который способствовал созреванию и пробуждению идеологии декабристов, была Отечественная война 1812 г. Война 1812 г. свела декабристов лицом к лицу с народом, заставила их глубже вдуматься в тяжелое положение угнетенных масс. В войне 1812 г. участвовали Пестель, Якушкин, Муравьев-Апостол, Раевский, Трубецкой, позднее Рылеев и другие декабристы. Они проявили себя в этой войне храбрыми патриотами, людьми передовыми, сторонниками изменения феодально-крепостнических порядков. Декабрист Муравьев-Апостол писал: «Мы дети 1812 года. Принести в жертву все, даже самую жизнь ради любви к отечеству было сердечным побуждением нашим». Декабрист Михаил Фонвизин заявлял о том, что великие события Отечественной войны породили в нем готовность и желание бороться против самодержавия и крепостничества в России. Очень ярко об этом сказал декабрист Александр Бестужев: «Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то народ русский впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости сперва политической, а впоследствии народной».
Следовательно, война 1812 г. способствовала началу пробуждения свободомыслия среди будущих декабристов.
После изгнания Наполеона из России декабристы ждали изменений. Декабрист Штейнгель писал: «Все, казалось, предвещало эпоху, от которой начнется период внутреннего переустройства». Но ожидания не сбылись. Внутри страны декабристы наблюдали жестокие аракчеевские порядки, которые не могли их не возмущать. Декабристы столкнулись с тем, что офицеры - герои Отечественной войны 1812 г. - попадали под опалу за нарушение палочной дисциплины. Многие из них бросали военную службу. Рылеев, мотивируя свою отставку, писал: «Для нынешней службы нужны подлецы, а он таковым, к счастью, быть не может и потому уходит в отставку». Декабрист Якушкин в своих «Записках» указывал, что тогда «на каждом шагу встречались Скалозубы не только в армии, но и гвардии». Служба в гвардии стала для него «несносна».
Декабристы резко осуждали 25-летний срок службы, аракчеевские военные поселения. Декабрист Александр Беляев писал: «Закрепощение крестьян, 25-летний срок солдатской службы считались и были в действительности бесчеловечными». Декабрист Батеньков, служивший у Аракчеева, пишет, что он видел в военных поселениях «страшную картину несправедливости, притеснений, наружного обмана, низостей - все виды деспотизма». Пестель называет военные поселения ужасным игом, Рылеев подчеркивал, что «военные поселения всегда недовольны своим состоянием».
Декабристы воочию наблюдали волну широко растущего возмущения среди военных поселян и среди солдат и это, несомненно, окрыляло их планы военного переворота. Хотя декабристы и были далеки от народа, но на оформление их революционной идеологии влияла также революционная борьба крестьянских масс, а она, как мы видели в предыдущей главе, нарастала.
Осуждение реакционных порядков, господствовавших тогда в стране, борьба против крепостничества, естественно, подводили декабристов к борьбе против самодержавия. Декабристы убедились, что все разговоры Александра I о преобразованиях были пустой болтовней, что Александр I оставляет незыблемым крепостной строй, и власть дворян над крестьянами. Они не могли мириться с этим и как передовые люди своей эпохи, понявшие причины экономического застоя и политической реакции в стране, встали на путь революционной борьбы против крепостничества и самодержавия.
Таким образом, мы видим, что движение декабристов зародилось не случайно, а имело глубокие основания в экономической и политической действительности России. На оформление революционной идеологии декабристов оказывали влияние также и их предшественники и ряд современников, которые отрицательно относились к существовавшим тогда порядкам. Показания многих декабристов ясно говорят о влиянии на оформление их взглядов лекций проф. А. П. Куницына, проф. Арсеньева, проф. Германа, произведений Княжнина, Д. И. Фонвизина, революционных стихов Пушкина, ходивших в рукописи по рукам, «Горя от ума» Грибоедова и произведений других авторов.
Особенно существенное влияние оказывало такое произведение Радищева, как его книга «Путешествие из Петербурга в Москву». П. А. Бестужев показал на следствии, что свободолюбивые мысли у него зародились под влиянием чтения рукописных произведений, в том числе и книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». В. И. Штейнгель говорил на следствии, что «Путешествие из Петербурга в Москву» способствовало у него развитию его либеральных понятий. О том же заявлял Кюхельбекер. Н. И. Тургенев прочитал книгу Радищева еще 17-летним юношей, в 1807 г.
Однако надо иметь в виду также и то, что декабристы были наиболее просвещенными и образованными людьми своей эпохи; они внимательно следили за развитием передовой революционной мысли и событий на Западе и осуждали реакционные порядки не только в России, но и в Европе.
Так, Каховский указывал на то, что пока в Европе шла борьба с Наполеоном, монархи воспламеняли народы Европы «воззванием к свободе и гражданскому бытию». Но когда Наполеон был низвергнут, «монархи соединились в Священный союз, и скоро увидели народы, как много они обмануты. Монархи лишь думали об удержании власти неограниченной, о поддержании расшатавшихся тронов своих, о погублении и последней искры свободы и просвещения».
В противовес этому декабристы и все передовые слои того времени приветствовали развертывание революционных событий на Западе. Эти революционные события укрепляли их взгляды на необходимость и возможность революционного переворота в России.
Пестель говорил в показаниях: «Происшествия 1812, 1813, 1814 и 1815 годов, равно как и предшествовавших и последовавших времен, показали столько престолов, столько царств уничтоженных, столько новых учреждений, столько царей изгнанных, столько возвратившихся или призванных и столько опять изгнанных, столько переворотов произведенных, что все сии происшествия ознакомили умы с революциями и удобствами оные производить».
«От одного конца Европы до другого,- говорит он,- везде одно и то же, от Португалии до России, не исключая ни единого государства, даже Англии и Турции - сих двух противоположностей, дух преобразований заставляет, так сказать, везде умы клокотать».
Декабрист А. Беляев писал в своих записках, что «... революция в Испании с Риего во главе, исторгнувшая прежнюю конституцию у Фердинанда, приводила в восторг таких горячих энтузиастов, какими были мы и другие». Чаадаев в письме к брату в 1820 г. писал: «Это (революция в Испании) прекрасный аргумент в пользу революции».
Не меньшее впечатление производили и революции в Италии - в Неаполе и Пьемонте. Не случайно генерал-адъютант Васильчиков писал П. Волконскому, что революционные события в Италии пользуются большой популярностью и сочувствием в армии и что поход русских войск для подавления революции в Пьемонте вызовет недовольство. В своем письме он заявлял: «Люди благоразумные в отчаянии, но большая часть молодежи в восторге ото всего, что происходит, и не скрывает своего образа мыслей. Обстоятельства более чем затруднительны, недовольство всеобщее, и незбежность жертв для ведения войны, необходимость которой не очевидна простым смертным, должна, несомненно, произвести дурное впечатление».
Но западные революционные события лишь укрепляли сложившиеся на почве русской действительности революционные убеждения декабристов. Это обстоятельство игнорировалось такими буржуазными историками, как Корнилов, который в своем курсе лекции писал, что декабристы слепо копировали немецкий Тугендбунд, греческую тайную организацию-гетерию и организацию карбонариев в Италии. Это, безусловно, не соответствовало действительности.
Семевский в своем исследовании «Политические и общественные идеи декабристов» лишь частично, но также неправильно оспаривал утверждения декабриста Завалишина, который в своих записках писал о том, что несправедливым является мнение о возникновении движения декабристов на почве западного влияния. Семевский соглашается с мнением Завалишина о том, что побуждение к преобразованию государства «истекало вполне из данного положения государства и общества», но что касается до средств и тактики революционной борьбы, то, по мнению Семевского, это было заимствовано декабристами с западных образцов. Он стремится это доказать ссылками на то, что декабристы изучали произведения передовых западных мыслителей, изучали конституции других стран, тактику революционной борьбы и т. д.
Слов нет, многие декабристы внимательно изучали произведения передовых мыслителей Запада и развитие демократических, революционно-просветительных идей в Западной Европе. Пестель, например, изучал Вольтера, Дидро, Кондильяка, Гольбаха, Гельвеция, Руссо, Беккария, Бентама, Сисмонди и других. Н. И. Тургенев был глубоко образованным экономистом, он изучил произведения Адама Смита, Сея, сам написал книгу «Опыт теории налогов». Он изучает книги об английской конституции, а также книги Дэстю де Траси, Бенжамена Констана о французской конституции; М. Бестужев-Рюмин изучал Вольтера; Рылеев - Монтескье, работу де Лольма об английской конституции и другие произведения; Борисов 2-й читал Вольтера, Гольбаха, Гельвеция; Поджио - Сея и Бентама; Крюков - Беккария, Вольтера, Гольбаха, Гельвеция и других и т. д. Многие декабристы знакомились с конституциями ряда государств, тем более что тексты многих из них печатались тогда в журнале «Дух журналов».
Но это знакомство с демократическими, материалистическими и революционно-просветительными идеями Западной Европы не определяло само по себе взгляды декабристов, а только укрепляло их революционные настроения, сложившиеся на основе российской действительности. Точно так же сам тип созданной ими организации, а также программные документы декабристов определялись не подражанием западным образцам, а особенностями русской действительности, классовым положением самих декабристов и ходом исторических событий в России. Именно эти последние моменты были решающими в оформлении движения и идеологии декабристов. Декабристы были пламенными революционными патриотами своей родины, которые вступили в борьбу с самодержавием и крепостничеством не во имя подражания Западу, а во имя правильно ими понятых потребностей общественного развития России. Революционные движения на Западе только способствовали вызреванию их революционной идеологии.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.