8-й класс. При изучении «Слова о полку Игореве» учитель имеет возможность кратко повторить и закрепить с учениками материал по устному народному творчеству, который изучался в младших классах, вспомнить сказки, былины. Надо подчеркнуть, что «Слово о полку Игореве» по своей идейной сущности близко к фольклору. Созданное тогда же, когда зарождались эпические сказания, былины о Садко и Василии Буслаеве, оно было первым письменным литературным памятником Древней Руси. Это было время, когда произошел окончательный распад Киевского государства и возник ряд княжеств, оспаривающих друг у друга первенство. Автор «Слова» призывает к единению русской земли перед нашествием монголов.
Это выдающееся художественное произведение было не единственным творением искусства той поры. Создавались великолепные памятники древнерусского зодчества (архитектуры), прославлявшие мощь и силу русской земли.
Учитель проводит беседу о древнерусском искусстве (на это отводится около 15 минут) и увязывает ее с историей открытия и изучения «Слова о полку Игореве». Можно показать фотокопии первого издания «Слова», Мусин-Пушкинского списка, сделанного для Екатерины II, раскрыть историческую картину эпохи. Желательно рассказать об идейно-литературной борьбе, возникшей вокруг «Слова», об участии в ней А. Пушкина, В. Белинского, широкого круга любителей древнерусской литературы.
Подготовив детей к восприятию произведения, учитель переходит к непосредственной работе над «Словом».
Чтение «Слова» должно идти параллельно с тщательной работой над языком произведения. По интонационной выразительности, богатству лексики, разнообразию синтаксического построения он очень близок к языку устной народной поэзии. Учитель может предварительно составить план «Слова», вывесить его на доске или предложить учащимся записать в тетради, чтобы можно было к нему обращаться в процессе чтения и анализа текста.
В ходе комментированного чтения можно использовать иллюстрации В. Фаворского, раскрывающие основные эпизоды произведения. В гравюрах В. Фаворского изображения Игоря, Ярославны, Буй-Тура Всеволода, их дружин, Святослава Киевского поражают глубиной раскрытия человеческих характеров и настроений. Эпизоды битв, солнечного затмения передают весь драматизм повествования. Небольшие орнаменты и заставки (боевые стяги, свитки) выполнены в духе древнерусского искусства.
Кроме В. Фаворского, к «Слову» обращались многие художники — Н. Калита, М. Грачев, Д. Моор, а также художники прикладного искусства, воссоздавшие сюжеты «Слова» на фарфоре, хрустале и т. д. Следует рассказать восьмиклассникам, что первыми и древнейшими иллюстрациями к «Слову» считаются миниатюры Радзивилловской летописи XV века, восходящей к оригиналу XII века. Они изображают отдельные эпизоды похода Новгород-Сиверских князей («Войско Игоря Святославича захватывает половецкие вежи»; «Битва Игоря Святославича с половцами», «Кони русских изнемогли в битве», «Стяги» и др.). Миниатюры помогут учащимся лучше понять поэтические образы «Слова», эпоху, в которую оно создавалось.
Комментируя вступление «Слова о полку Игореве», можно продемонстрировать репродукцию с картины В. Васнецова «Вещий Боян». Народному певцу посвящены произведения многих художников: гравюра Н. Соколова (начало XIX века), литография М. Зичи «Боян вещий», рисунок В. Шварца «Боян» и др. Советские художники В. Фаворский и М. Грачев, каждый по-своему, проиллюстрировали «Слово», создав яркий образ Бояна. Картина В. Васнецова — не иллюстрация. Художник создал как бы собирательный образ, отразил в нем свое понимание личности вещего Бояна.
На высоком холме, вокруг которого до самого горизонта расстилается степь, а над ней высокое, светлое небо, сидят Бонн и его слушатели. Ветер шевелит волосы на голове Бояна, который рассказывает притихшим слушателям «о делах давно минувших дней, преданьях старины глубокой». Вся картина наполнена светом, воздухом, пронизана поэтическим настроением.
Другое полотно В. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» — гимн храбрости и мужеству русских воинов. Художник воссоздал трагическую, но в то же время и поэтическую картину поля битвы, на котором за Русскую землю пали ее сыновья.
Один из центральных эпизодов «Слова» — «Плач Ярославны» — всегда производит большое впечатление на учащихся. Раскрыть женский образ помогут иллюстрации В. Фаворского или М. Грачева, репродукции с картин В. Перова или И. Горюшкина-Сорокопудова.
В. Перов сосредоточил все свое внимание на образе страдающей Ярославны: в отчаянии заломлены руки, запрокинута голова. Мы как будто слышим жалобы, упреки и молитвы княгини, обращенные к природе: ветру, Днепру, «к светлому-пресветлому солнцу». Она молит их не только о спасении Игоря, но и его дружины.
По-иному решает картину И. Горюшкин-Сорокопудов. Он тщательно выписывает пейзаж и окружающие Ярославну предметы: широкую ленту реки, колокольни, чуть чернеющие в Путивле, избы, башню на крепостном валу, деревянный помост, на котором вдали, спиной к зрителю, стоит Ярославна. Она как бы сливается с пейзажем, и мы здесь уже не слышим отчаянной мольбы и крика, которые явно ощутимы в картине В. Перова. Княгиня словно молча ждет. Ее настроение и состояние передаются через пейзаж, композиционно связанный с фигурой Ярославны.
Эти две работы, написанные в разное время (В. Перов создал свою картину в 1880 году, И. Горюшкин-Сорокопудов в 1904 г.) и различные по манере, раскрывают каждая по-своему поэтический образ Ярославны — символ верной и любящей женщины.
На заключительном занятии рекомендуем рассказать, что «Слово о полку Игореве», благодаря его высокой идейности, выразительности и музыкальности языка, привлекало внимание многих русских поэтов. Его переводили В. Жуковский, Л. Мей, А. Майков, И. Козлов, подготовительную работу к переводу сделал А. Пушкин. «Слово о полку Игореве» переводили Т. Шевченко, Панас Мирный. Образы «Слова» вошли в творчество многих русских писателей и поэтов. Их мы находим в произведениях А. Радищева («Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам»), В. Жуковского («Певец во стане русских воинов»), А. Пушкина («Руслан и Людмила»), К. Рылеева («Боян», «Владимир Святой»), А. Островского («Снегурочка»), А. Блока, В. Брюсова, И. Бунина, И. Франко.
Образы «Слова о полку Игореве» использовали в своем творчестве и советские поэты: Э. Багрицкий, А. Прокофьев, П. Тычина, М. Рыльский, М. Бажан, Л. Первомайский и др.
Чтобы углубить материал и увязать его со смежными видами искусства, рекомендуем на внеклассных занятиях провести беседы на такие темы:
1. Своеобразие и особенности архитектуры Киевской Руси, Новгорода, Владимира.
2. Иллюстрации художников Палеха — И. Голикова, И. Вакурова, И. Исакова — к «Слову о полку Игореве». Можно поручить отдельным учащимся подготовить доклады по этой теме.
3. Опера А. Бородина «Князь Игорь».
Однажды В. Стасов предложил А. Бородину сценарный план для оперного сюжета «Слово о полку Игореве». Композитор очень увлекся этой идеей и начал работать над либретто и музыкой. Он писал оперу около 18 лет, но смерть помешала ее закончить. А. Глазунов, записавший по памяти вступление оперы, которое он много раз слушал в исполнении А. Бородина, закончил оперу. Кроме того, на основе авторских набросков он дописал недостающие эпизоды (в III акте). Н. Римский-Корсаков инструментировал большую часть оперы и закончил финал 1 акта — сцену набатного звона.
Главное действующее лицо в опере «Князь Игорь» — народ. В неторопливом, как рассказ Бояна, течении действия раскрывается несокрушимая сила русского народа, его патриотизм. Мощно и ярко звучат оркестр и хор в прологе «Солнцу красному слава!» Пролог хорошо определяет былинно-эпический склад всей оперы. Музыкальные образы героев оперы А. Бородин создает на песенно-былинной основе пролога. Ария Игоря (II акт) «Ни сна, ни отдыха» разносторонне раскрывает облик главного героя, поэтому ее тоже надо прослушать, определить основной музыкальный тон (мужественная, суровая, полная героического пафоса мелодия), высоту голоса (баритон).
В ариозо «Немало времени прошло с тех пор» (1 акт) перед нами возникает полный нежности, женственности и в то же время волевой образ Ярославны. Необычен по характеру музыки «Плач Ярославны» (IV акт), полностью построенный на литературном тексте «Слова о полку Игореве». Прослушав «Плач», учащиеся должны определить голос (сопрано) и музыку (интонации народных причитаний, «плачей», украинских «дум»), ее то сдержанно-строгий, то страстно-взволнованный характер.
Характеристика оперы будет неполной, если не сказать о русских художниках, писавших декорации к первым постановкам оперы. Это были К. Коровин, Н. Рерих.
В 1909 году в Париже в декорациях Н. Рериха шли «Половецкие пляски» из «Князя Игоря». Это было зрелище, полное стремительного движения, музыки, красок. В 1914 году Н. Рерих осуществляет полную постановку оперы «Князь Игорь». Он создает поэтические эскизы декораций «Путивль», «Терем Ярославны», «Половецкий стан», «Плач Ярославны», «Двор Галицкого». Перед нами возникают картины древней русской земли, могучие крепостные стены, деревянные постройки, белокаменные соборы с златоглавыми куполами. Рерих сумел передать в декорациях самое характерное в древнерусской архитектуре, поэтому они воспринимаются как законченные исторические композиции. С постановками «Князя Игоря» связаны имена таких великих русских певцов, как Л. Собинов (Владимир Игоревич) и Ф. Шаляпин (князь Галицкий). В «Князе Игоре» пели выдающиеся оперные артисты более позднего поколения: С. Лемешев, А. Пирогов, М. Михайлов, А. Иванов. Желательно показать ученикам портреты прославленных актеров.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.