Изображение бесправия и угнетения народа, страстное желание революционного освобождения его от ига крепостничества и капиталистического хищничества составляют главный пафос творчества Некрасова. Историю и современное состояние общества великий поэт революционной демократии воспринимал как борьбу. «Самый принцип борьбы и социального антагонизма определяет собой в поэзии Некрасода все его оценки...».
Вполне естествен поэтому тот большой интерес, который проявлял поэт к вопросам войны и восстания. Некрасов был современником двух войн: Крымской (1853—1856) и русско-турецкой (1877—1878), явился очевидцем в 60-х годах роста революционных выступлений в России. Проблемы, связанные с этими важнейшими явлениями общественной жизни, отражались в таких произведениях, как «Орина, мать солдатская», «14 июня 1854 года» («Великих зрелищ, мировых судеб»), «Внимая ужасам войны», «Саша», «Несчастные», «Тишина», «О поводе», «Газетная», «Балет», «Знахарка», «Коробейники», «Суд», «Дедушка», «Русские женщины», «Современники»; поэт неоднократно обращался к этим вопросам и в поэме «Кому на Руси жить хорошо».
Известно, что в творчестве Некрасова нашли свое отражение события войны 1812 г., но особенно много поэт размышлял о тех
войнах, свидетелем которых ему пришлось быть. В марте 1854 г. издатели «Современника» обратились с ходатайством в Министерство народного просвещения о том, чтобы им разрешили «присоединить к существующим в «Современнике» отделам отдел известий военных и политических».
Мастерски применяя фольклорные приемы, Некрасов создает произведения, удивительно близкие народному духу. В стихотворениях «Несжатая полоса», «Внимая ужасам войны» и др. Некрасов правдиво и ярко показал, каким тяжелым бременем легла война на плечи народа. В поэме «Коробейники» (1861) о Крымской войне говорилось, что она «проклятая», отнимает у крестьян кормильцев, что виноват в ней царь. При всей лирической насыщенности «Коробейник» этот народный отклик на неудачную Крымскую войну, который сказался в произведении, ясно свидетельствует о широком круге явлений тогдашней жизни, захватываемых в поэме:
Подошла война проклятая
Да и больно уж лиха,
Где бы свадебка богатая —
Цоп в солдаты жениха!
Царь дурит — народу горюшко!
Точит русскую казну,
Красит кровью Черно морюшко,
Корабли валит ко дну.
Перевод свинцу да олову,
Да удалым молодцам.
Весь народ повесил голову,
Стон стоит по деревням.
В стихотворении «Осень» (1877) Некрасов дал оценку русско-турецкой войне 1877 г. Эта война воспринималась поэтом как всеобщее горе: дневное солнце кажется темным, «как в ночи», из проносящихся на заре вагонов слышны человеческие стоны, люди не в силах оставаться дома, озабоченные мыслями о своих родных и близких, отправленных на войну. Симпатизируя простым людям, Некрасов готов был разделить с ними чашу страданий, стремился в действующую армию. В письме к И. С. Тургеневу 30 июня 1855 г., будучи больным, поэт писал: «Хочется ехать в Севастополь. Ты над этим не смейся. Это желание во мне сильно и серьезно, — боюсь не поздно ли уже будет?» (X, 222). В стихотворении «Тишина» он восхищался подвигами рядовых матросов и солдат — подлинных защитников Севастополя, который в глазах поэта оставался «твердыней избранной славы»:
Народ-герой! в борьбе суровой
Ты не шатнулся до конца,
Светлее твой венец терновый
Победоносного венца!..
Три царства перед ней стояло,
Перед одной... таких громов
Еще и небо не метало
С нерукотворных облаков!
В ней воздух кровью напоили,
Изрешетили каждый дом
И, вместо камня, намостили
Ее свинцом и чугуном.
Там по чугунному помосту
И море под стеной течет.
Носили там людей к погосту,
Как мертвых пчел, теряя счет...
(II, 44)
В стихотворении «Тишина» Некрасов воссоздал вдохновенный образ разрушенной твердыни Севастополя. Величественные события требовали ярких, гиперболически сильных сравнений, метафор. В рецензии на книгу Ив. Ваненко «Осада Севастополя, или Таковы русские», помещенной в «Современнике», Некрасов писал о том, что во всей Европе не найдется писателя, смогущего «произвесть что-либо равняющееся величию совершающихся перед нами событий». Такой книгой, по мысли издателя «Современника», могла быть только «Илиада» (IX, 264). Из всего написанного о героической обороне Севастополя Некрасов выделял произведения Л. Н. Толстого (IX, 305). Поэт сильно чувствовал трагическую атмосферу Крымской войны.
Как известно, Н. Г. Чернышевский в связи с Крымской войной писал в одном из первоначальных вариантов романа «Пролог» о том, что он желает поражения царскому правительству. Это была позиция последовательного революционера-демократа, высшее проявление истинного патриотизма. Чтобы понять отношение Некрасова к войне в период Севастопольской обороны, следует помнить, что охваченная пожаром войны Россия для поэта являла образ исстрадавшегося, истекающего кровью народа. Некрасов мысленно и воочию видел «деревни и села, в которых плачут матери-старухи, жены, качающие люльку, ожидая кормильцев и защитников — отцов, братьев, сыновей... несжатые крестьянские полоски, исхудавшую скотину, неурожаи, голод».
Благородная вера Некрасова в нравственные силы народа-богатыря, определившая революционно-демократический характер его патриотизма, сказалась на личных его поэтических откликах и личных признаниях. Это видно из стихотворения «14 июня 1854 года». Об этом же он писал И. С. Тургеневу 6 октября 1854 г. (X, 206), то же самое мы находим и в сохранившемся стихотворном наброске:
О, не склоняй победной головы
В унынии, разумный сын отчизны.
Не говори: погибли мы, увы! —
Бесплодна грусть, напрасны укоризны.
(I, 419)
И в дальнейшем, в ноябре 1877 г., когда под натиском русских войск пали турецкие крепости Каре и Плевна, Некрасов писал:
Так запой, о поэт! чтобы всем матерям
На Руси на святой, по глухим деревням,
Было слышно, что враг сокрушен, полонен,
А твой сын — невредим — и победа за ним,
«Не велит унывать, посылает поклон».
(II, 533)
Ненависть поэта не только к внутренним врагам народа — эксплуататорам и угнетателям, но и к внешним — захватчикам — выливалась у него в еще большую ненависть к бюрократическому самодержавию, виновному в гибели десятков тысяч воинов-тружеников, Некрасов страстно желал гибели крепостническому строю, называл Николая I «палачом», «мстительным трусом и мучителем».
До 1874 г. в России существовала рекрутчина. Армия, созданная на основе этой системы, была армией феодально-крепостнического типа. Рекрутчина давила на податные сословия, лишая семьи их кормильцев. Тяжелое бремя рекрутчины отразилось в поэзии Некрасова, как всегда точно воспроизводящей реальные события.
В стихотворениях «Тишина», «Балет» рассказывалось о плаче жен й матерей во время рекрутских наборов. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» (гл. IV, «Доброе время — добрые песни») о рекрутском наборе говорилось как о самом страшном несчастье: «И ужас народа при слове набор подобен был ужасу казни». Тема рекрутчины нашла у Некрасова дальнейшее развитие и детализацию. В этой же поэме рассказывалось, как помещик Поливанов «сбыл» в рекруты племянника Якова Верного — Гришу, надеясь сделать наложницей его невесту; несправедливо «забрили лоб» сыну Ненилы Власьевны. В поэме «Дедушка» описано, как помещик остановил венчание и приказал сдать в солдаты деревенского парня-жениха, а его невесту взял к себе в девичью. Некрасов говорит и о том, что помещики пытались отправить в армию больных или увечных («Эй, Иван»). Крестьянским общинам и посадским людям в XIX в. разрешалось представлять в армию наемных рекрутов, однако когда они этих рекрутов нанимали, необходимость больших расходов подрывала их экономическое благосостояние («Знахарка»). Несмотря на то что стихи эти («Знахарка». — А. К.), как считал сам Некрасов в письме к Н. А. Добролюбову от 1 января 1861 г., «просто плохи, а пущены для последней строки» (II, 650), в них хорошо схвачена и передана одной деталью единственная возможность освободиться от рекрутчины, которая в свою очередь вела к подрыву и полному разорению крестьянского хозяйства.
Вспоминая нравы, господствовавшие в армии Александра I и Николая I, герой «Дедушки» говорит: «Ну, я как в наше-то время! Что ни начальник, то зверь». Это чисто народная оценка «начальства», и любопытно отметить, что Некрасов вложил ее в уста бывшего офицера-декабриста. Изменилось ли отношение Некрасова и его героев к «начальству» в более позднее время? После отмены крепостного права в русской армии произошли некоторые изменения: в 1864 г. были учреждены юнкерские училища, увеличено число военно-учебных заведений, введены новые правила в Николаевской академии генерального штаба. Все это привело к некоторому росту образованности офицеров. Однако перемены были несущественными. Принцип комплектования офицерского корпуса остался прежним — классовым, он приводил к обособлению офицеров в особую касту, ядро которой составляли наиболее реакционные представители дворянства. Офицер для Некрасова — это «любезник и танцор, гремящий саблей», «красивый дикарь» (из поэмы «Мать»), шулер («Газетная»). Известно, что до 1863 г. в русской армии применялись шпицрутены. Существовали и другие истязания, казалось бы, менее жестокие, на первый взгляд, но также кончавшиеся иногда смертью наказуемого. О телесных наказаниях Некрасов писал много: о них поведал возвратившийся из Сибири ссыльный (Дедушка); виртуозным мастером «драть» оказывается офицер Шалашнинов — один из персонажей поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
О жестоких наказаниях в армии мы узнаем из стихотворения Арина, мать солдатская. О том, что наказание палками перенести не легче, чем попасть под вражеские пули, пелось в «Солдатской» песне («Кому на Руси жить хорошо»): «Пули немецкие, пули турецкие, пули французские, палочки русские». Это близко к пословице, бытовавшей в армейской среде во времена Павла I: «Солдат должен бояться палки капрала больше, чем пули врага». (Предание говорит, что автором ее был прусский король Фридрих II.) Некрасов показывает, что в деспотическом обществе все основано на страхе: страх присущ не только угнетенным, но и угнетателям; не только солдатам, но и офицерам-дворянам. Страх, разлагая нацию, приводил не только к трусливости как черте характера, но и к другим отрицательным качествам: жестокости, подлости, эгоизму. В обществе, основанном на страхе, не может быть чести. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» в главе «Последыш» разоблачалось само понятие дворянской, офицерской чести как этической категории. Сыновья «последыша» — гвардейские офицеры — в нравственном отношении оказались ниже крестьян, обманув их, не дав обещанных заливных лугов.
Все ли офицеры были такими бесчестными? Конечно, в своих произведениях Некрасов обобщал и типизировал. Мы знаем, что среди лучшей части русской интеллигенции, в том числе военной, были независимо мыслящие люди, глубоко преданные своему народу, честные и принципиальные. Таковым был, например, адмирал П. С. Нахимов, герой Севастополя, о котором Некрасов говорил, что он дорог народу (IX, 323), таков великий русский хирург Н. И. Пирогов, основоположник военно-полевой хирургии. В своей рецензии на статью «Десять дней в Севастополе», которая появилась в журнале «Московитянин», Некрасов много места уделил Н. И. Пирогову, привел слова одного из офицеров: «....когда он (Пирогов.— Л. К.) делает операцию, надо стать на колени». Поэт убежден, что эта деятельность «составит одну из прекраснейших страниц в истории настоящих событий». Некрасов отметил подлинную народность великого хирурга.
Поэт понимал, какую роль играло консервативно настроенное офицерство в сохранении самодержавия и крепостничества. Наряду с помещиками, чиновниками и представителями нарождающейся буржуазии оно представляло главную опасность для народа. По мнению поэта, офицеры современной армии не унаследовали у декабристов ни чести, ни представлений о гражданском долге. Некрасов знал, что среди гвардейских офицеров имелись люди, не брезговавшие даже исполнением жандармских функций. В 60— 90-е годы среди либерального офицерства появилось много «любителей фразы». О встречах с подобными краснобаями-офицерами на гарнизонной гауптвахте поэт рассказывал в одном из стихотворений. Терпеть их пустые разговоры было труднее, нежели переносить сырость, голод и различные невзгоды заключения. Иные офицеры были опасны «не только врагам» («Современники», ч. II): среди них было много доносчиков и шпионов.
Рассматривая народ как основную движущую силу истории, Некрасов с большим сочувствием изображал представителей народа — солдат. Солдаты в его произведениях — это «народные типы» наряду с крестьянами, городской беднотой, строителями железной дороги, каменотесами, коробейниками, работниками. Солдат — это тот же крестьянин, одетый в военный мундир. Некрасов отчетливо осознавал, что в капиталистическом городе и солдата, и бедняка ждала одинаковая судьба:
Часто гибнут теперь; подождем —
Часовой ли замерзнет, бедняга,
Или Ванька...
(«О погоде», ч. II)
Образ вызывающего сочувствие забытого или замерзнувшего часового в русской литературе имел старую традицию. О брошенном на произвол судьбы без всякого награждения солдате писали Державин и Гоголь. У Некрасова этот образ получает дальнейшее развитие:
Ну-тка, с редута-то с первого номеру,
Ну-тка, с Георгием — по миру, по миру!
Помощник лекаря «забраковал» раны солдата, и тот не получил положенного «пенциона»:
Полного выдать не велено.
Сердце насквозь не прострелено!
Много места изображению психологии солдатской массы уделил Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Солдаты — это «люди малые»:
У нищих, у солдатиков,
Не спрашивали странники,
Как им — легко ли, трудно ли
Живется на Руси?
Солдаты шилом бреются,
Солдаты дымом греются,
Какое счастье тут?..
Встреченный крестьянами — героями поэмы старый солдат Овсянников счастлив тем, что уцелел в двадцати сражениях и в мирное время, будучи «ни сыт, ни голоден», нещадно битый палками, также не поддался смерти. Участник героической обороны Севастополя, он рассказал странникам о подвигах, совершенных рядовыми солдатами и матросами во время Крымской войны:
Только горами не двигали,
А на редуты как прыгали!
Зайцами, белками, дикими кошками.
Там и простился я с ножками,
С адского грохоту, свисту оглох,
С русского голоду чуть не подох!
(«Солдатская»)
Некрасов с присущим ему поэтическим чутьем показывает, что только простые люди могут понять страдания обиженного властями воина и помогают ему, кто чем может: «груздочками», караваем хлеба, ковшом воды:
...уж двинулся
К служивому народ.
Все дали: по копеечке,
По грошу, на тарелочках
Рублишко набрался...
Цельность характеров и душевное благородство рядовых солдат, дающиеся поэтом выразительными штрихами, еще сильнее обнажают черствость и эгоизм их офицеров. В поэме «Русские женщины» имеется примечательная в этом смысле сцена, когда княгиня Волконская на пути в Сибирь, к мужу, в одном из сел встретилась с конвоем, сопровождающим обоз с серебром. На вопрос княгини о здоровье декабристов офицер, взглянув «нахально», зло и сурово ответил:
...я их не знаю — и знать не хочу,
Я мало ли каторжных видел!..
Напротив, «какой-то» солдат нашел доброе слово и рассказал о ссыльных, что знал («Здоровы!— сказал он;— я видел их всех, живут в руднике Благодатском!..»).
Некрасов писал, что образ простого солдата должен занять в русской литературе подобающее место, и осуждал А. Бестужева-Марлинского за то, что в его произведениях солдаты и офицеры являлись «в несвойственной им мантии средневековых воинов». И как он обрадовался, прочитав повесть Л. Н. Толстого «Рубка леса»! В «Заметках о журналах за сентябрь 1855 года» Некрасов сравнивал это произведение с «Записками охотника» И. С. Тургенева, создавшего галерею народных характеров, о которых до этого не знали в русской литературе. Л. Н. Толстой, по словам Некрасова, «представляет... несколько типов русских солдат, типов, которые могут служить ключом к уразумению духа, понятий, привычек к вообще составных элементов военного сословия. Еще несколько таких очерков, и военный быт перестанет быть темною загадкою» (IX, 332).
В этих же «Заметках» Некрасов сообщал читателям о публикации рассказа «Восемь месяцев в плену у французов», подчеркивая при этом, что автор его — «лицо новое: это армейский солдат, уроженец Владимирской губернии, города Шуи, Таторский. Под Альмой ему двумя пулями пробило руку, он попал в плен, был в Константинополе, был в Тулоне, потом возвращен уже без руки в Одессу... Рассказ его представляет несомненные признаки наблюдательности и юмора — словом, таланта... Даровита русская земля!» (IX, 332:). В дальнейшем Некрасов продолжал публиковать в «Современнике», в литературной записи одесского литератора Н. П. Сокальского, рассказы рядовых солдат и матросов. Так появились очерки и воспоминания очевидцев — «Госпиталь в Константинополе», «Жизнь на севастопольской батарее» (рассказ матроса), «Синопское сражение...». Немало суровой правды было в этих непритязательных рассказах. «И потому-то, — справедливо заканчивает исследователь,— военные очерки и рассказы «Современника», по выражению Панаева (в письме к Толстому), с жадностью читала вся Россия».
Русский солдат, под серой шинелью которого поэт видел простого крестьянина, терпел немалое зло от различного рода хапуг — представителей поднимающейся буржуазии. Некрасов одним из первых в русской литературе поднял тему капиталистического хищничества, его предательской роли по отношению к судьбам Рвссии. В поэме «Недавние времена» рассказано о завсегдатаях клуба, которые жадно внимали новостям о ходе Крымской войны и интересовались не героическими подвигами ее участников на поле боя, а делами тех, «кто нагрел свои гнусные руки, у солдат убавляя паек». В поэме «Современники» рассказано о заводчике, который построил броненосец, камнем пошедший на дно, изготовил гранаты, поранившие своих же солдат; упомянуто о французских промышленниках, поставивших своей армии в 1871 г. во время франко-прусской войны «глиняные пули». Это последнее обстоятельство русскими читателями могло бить воспринято как намек. Ведь и в России во время Крымской войны «предприимчивые» дельцы ухитрялись посылать в действующую армию гнилые продукты, прелые шинели, вместо кремней для ружей — деревянные чурки.
Многие строки поэзии Некрасова рисуют армию как орудие государственной системы, служащее для подавления и «усмирения» народа. До Некрасова писатели почти не обращали внимания на эту карательную функцию армии в интересах самодержавно-крепостнического государства. В раннем стихотворении «Бунт» содержится описание расправы над вабунтовавшимяся крестьянами. В отрывке из «Современников» имеется намек на расстрел восставших крестьян в селе Бездна:
Путь, отечеству полезный,
Ты геройски довершил,
Ты не дрогнул перед бездной,
Ты...
(III, 401)
Исследователи показали, что Некрасов описал здесь пир, устроенный по случаю успешного подавления восстания в селе Бездна.
Ненавистью к помещикам пронизаны речи Якима Нагого и Матрены Тимофеевны в поэме «Кому на Руси жить хорошо», активным бунтарем становится Савелий — богатырь святорусский, разбойнику Кудеяру прощаются все грехи за убийство изверга — пана Глуховского. В пятой главе поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Некрасов описал дорогу, по которой едут крестьяне, акцизные чиновники и пересыльные поляки. Иногда по этой дороге проходит воинская команда для подавления крестьян, взбунтовавшихся «в избытке благодарности». Выступления крестьян жестоко подавлялись войсками, однако внутренняя логика развития образов солдат у Некрасова убеждает в том, что скоро этому наступит предел: со временем солдаты поймут, кто их враг, и станут на сторону народа. В главе «Пир на весь мир» проводится мысль о перерастании крестьянского недовольства в революцию. Однако, делая ставку на крестьянскую революцию, Некрасов не обольщался в отношении ее сроков. Через многие его стихотворения проходит тема «тишины», «спящей страны»:
Но спит народ под тяжким игом,
Боится пуль, не внемлет книгам.
О Русь, когда ж проснешься ты...
(«Несчастные»)
(Аналогии этому можно видеть в стихотворениях «В столицах шум, гремят витии...», «Тройка», «Размышления у парадного подъезда», в «Песне Еремушки».) В стихотворении «Саша» поэт говорил о «столетиях», необходимых для того, чтобы из «раба» сделать «человека»; в «Железной дороге» выражалась уверенность в том, что русский народ проложит себе «широкую, ясную» дорогу, но до этой поры не доживет ни сам поэт, ни мальчик Ваня. Только в конце жизни у Некрасова в песне Гриши Добросклонова звучит мысль о том, что революция назревает. До этого сознание необходимости революции и убежденность в отсутствии необходимой революционности в народе были главным противоречием мировоззрения и творчества поэта.
Кто же должен возглавить революцию? В XVIII в. А. Н. Радищев, говоря о крестьянском восстании, полагал, что военными отрядами восставших должны руководить образованные, передовые дворяне-офицеры. Но вот произошло восстание 14 декабря 1825 г. Оно закончилось поражением героической кучки офицеров-дворян, не сумевших привлечь на свою сторону народ. Некрасов создает образы «народных заступников», вышедших не из среды дворян, а из народа,— таков разночинец Гриша Добросклонов. Подобно декабристам, он может попасть в Сибирь, но это его не страшит, он верит в революцию, которая поднимет весь народ: «Рать поднимается неисчислимая, сила в ней скажется несокрушимая».
Значение поэзии Н. А. Некрасова трудно переоценить. Его стихи читали пролетарии, крестьяне и солдаты. О патриотическом воздействии поэзии великого демократа на военных хорошо рассказал Г. В. Плеханов: «Я был тогда в последнем классе военной гимназии. Мы сидели после обеда группой в несколько человек и читали Некрасова. Едва мы кончили «Железную дорогу», раздался сигнал, звавший нас на фронтовое ученье. Мы спрятали книгу и пошли в цейхгауз за ружьями, находясь под сильнейшим впечатлением всего только что прочитанного нами. Когда мы начали строиться, мой приятель С. подошел ко мне и, сжимая в руке ружейный ствол, прошептал: «Эх, взял бы я это ружье и пошел бы сражаться за русский народ!» Эти слова, произнесенные украдкой в нескольких шагах от военного начальства, глубоко врезались в мою память...».
23 августа 1860 г. Добролюбов писал Некрасову о том, что тот обладает качествами, которые сделали Гарибальди вождем национальной революции в Италии. Он рекомендовал поэту «быть Гарибальди в своем месте». Имя Гарибальди в это время было очень популярным. Народный герой Италии, борец против феодально-абсолютистского строя и иноземного порабощения высадился в Южной Италии и 7 сентября 1860 г. с победой вступил в Неаполь. Успеху борьбы Гарибальди содействовали восстания крестьян. Некрасов выполнил завещание горячего пропагандиста идей революционной борьбы — Добролюбова. Его стихи поднимали на революционную борьбу широкие массы не только крестьян и городской бедноты, но и солдат, раскрывая им глаза на действительную сущность войны, показывая, кто является их врагом, а кто другом.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.