Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Проблемы войны и мира в творчестве Л. Толстого


А. И. Кузьмин, "Героическая тема в русской литературе"
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Л. Толстой открыл собой целую эпоху в истории развития мировой художественной мысли. Деятельность его протекала в период подготовки русской буржуазно-демократической революции и, как указывал В. И. Ленин, не могла не отразить «некоторые хотя бы из существенных сторон революции». Ленин писал, что произведения Толстого «заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе. Эпоха подготовки революции в одной из стран, придавленных крепостниками, выступила, благодаря гениальному освещению Толстого, как шаг вперед в художественном развитии всего человечества». Несмотря на отрицательное отношение к методам революционной борьбы, Толстой был одним из передовых деятелей этой эпохи. Начало его творческой деятельности совпало с подъемом русского освободительного движения, а закончилось незадолго до революции 1917 г. Толстой глубоко сочувствовал народу и неустанно думал об облегчении его жизни, мечтал о торжестве правды и добра. Глубокое отражение в его творчестве нашли вопросы мира и войны, защиты отечества от иноземных захватчиков, подлинного и мнимого патриотизма.
В мае 1851 г. Толстой со своим старшим братом Николаем уехал на Кавказ и поселился в станице Старогладковской, на левом берегу Терека, где в это время стояла 20-я артиллерийская бригада. Об обстоятельствах отъезда, о настроениях, которые он испытывал, Толстой рассказал позднее в набросках «Казаков», в сцене отъезда Оленина. Поездка эта сыграла значительную роль в жизни писателя; как волонтер Толстой принимал участие в военных операциях против горцев. Сдав экзамен на звание юнкера, он был принят на военную службу фейерверкером 4-го класса (младшим офицером артиллерии). Кавказ, его природа, быт и нравы простых людей - гребенских казаков и солдат - произвели на молодого Толстого неизгладимое впечатление. Толстой подружился со старым казаком Епифаном Сехиным, воспрвизведенным позднее в повести «Казаки» под именем дяди Ерошки. Здесь, среди своих новых друзей и знакомых, в одном из чеченских селений были написаны первые произведения Толстого: «Детство», «Отрочество», «Набег», сделаны первые набросни «Казаков». Уже в них проявилась оригинальность таланта великого писателя: искусство психологического анализа, умение обнаружить и описать тончайшие и глубокие переживания человека на поле боя.
В начале своей литературной деятельности Толстой писал: «Война всегда интересовала меня. Но война не в смысле комбинаций великих полководцев - воображение мое откавывалось следить за такими громадными действиями: я не понимая их,- а интересовал меня самый факт - убийство. Мне интереснее знать: каким образом и под влиянием какого чувства убил один солдат другого, чем расположение войск при Аустерлицкой или Бородинской битве.
Для меня давно прошло то время, когда я один, расхаживая по комнате и размахивая руками, воображал себя героем, сразу убивающим бесчисленное множество людей и получающим за это чин генерала и бессмертную славу. Меня занимал только вопрос: под влиянием какого чувства решается человек без видимой пользы подвергать себя опасности и, что еще удивительнее, убивать себе подобных...».
Здесь Толстой как бы отталкивался от раздумий героев зрелого Лермонтова. Подобные вопросы писатель ставил во многих произведениях и в различные периоды жизни решал их по-разному. Толстому война противна потому, что несет людям смерть. Он убежден, что люди, принимающие в ней участие, «стараются заглушить в себе голос совести» (46; 155).
«В своей оценке Кавказской войны молодой Толстой показал себя зрелым и честно мыслящим художником. Главный пафос его рассказов - осуждение войны, как явления, противоречащего сознанию и совести всех участвующих в ней рядовых людей. Но ставя вопрос: на чьей стороне справедливость - бедного ли горца, защищающего землю от разорения, или «адъютанта, который желает только получить поскорее чин капитана и тепленькое местечко»,- Толстой отвечал на него в духе сочувствия горцам и решительного осуждения царской военщины.
Толстой отрицал войну, как явление, резко враждебное человеку, дисгармонирующее с «примитивной красотой и силой» вечно живой и прекрасной природы. «Как могли люди среди этой природы не найти мира и счастья... - писал Толстой в одном из черновых вариантов «Набега».- Война? Какое неприятное явление в роде человеческом. Когда рассудок задает себе вопрос: справедливо ли, необходимо ли оно? внутренний голос всегда отвечает: нет».
В произведениях этого периода писателя занимала проблема назначения, которое должен человек выполнить в жизни. Он полагает, что только сильные, волевые люди способны сыграть ту высокую роль, которая определена человеку. Есть два вида храбрости: моральная, которая обусловлена нравственными побуждениями человека - чувством долга перед родиной, ответственностью перед товарищами, и физическая, когда человек рискует жизнью из-за материальных соображений - желания получить награду или денежное вознаграждение. Истинной является храбрость моральная, она воспитывается в человеке постепенно, в результате преодоления трудностей. В рассказе «Набег» Толстой анализирует высказывание древнегреческого философа Платона: храбрость - это знание того, чего нужно и чего не нужно бояться. Толстой полемизирует с А. А. Бестужевым-Марлинским и его подражателями, которые рисовали необыкновенных героев, фантастические приключения, выстрелы из засады, бешеную скачку на коне. В. Г. Белинский, отмечая в свое время некоторые положительные стороны подобной романтики, писал: «Это не реальная поэзия - ибо в них нет истины жизни, нет действительности такой, как она есть, ибо в них все придумано... ибо в них нет глубокости мысли...». Вместо выдуманных героев Толстой познакомил читателей с реальными людьми, исполненными житейских забот и совсем не героическими с виду.
Так, одним из главных героев «Набега» является капитан Хлопов: «В фигуре капитана было очень мало воинственного; но зато в ней было столько истины и простоты, что она необыкновенно поразила меня,- пишет Толстой.- «Вот кто истинно храбр»,- сказалось мне невольно.
Он был точно таким же, каким я всегда видал его: те же спокойные движения, тот же ровный голос, то же выражение бесхитростности на его некрасивом, но простом лице; только по более, чем обыкновенно, светлому взгляду можно было заметить в нем внимание человека, спокойно занятого своим делом» (3; 37). Хлопов - труженик войны, бедняк, который, подобно коменданту Белогорской крепости капитану Миронову, живет на жалованье.
«Зачем вы здесь служите?»- спрашивает его автор. «Надо жо служить,- отвечал он с убеждением.- А двойное жалованье для нашего брата, бедного человека, много значит». Кроме себя, Хлопов содержит старуху мать и сестру, посылая им деньги. Капитан храбр, он был четыре раза ранен, но никому, даже матери, не сообщил об этом. Солдатами он командует так, что они понимают его без слов, лишь только в редких случаях «прикрикивая на тех, которые поднимали головы» и подвергали себя ненужной опасности. Здесь налицо единение командира и солдат. Фамилию своему герою Толстой выбрал не случайно: фамилия «Хлопов» близка к слову «холоп» - дворовый крестьянин. У Толстого в «Набеге» есть замечательное суждение, раскрывающее взгляд писателя на природу ложного и действительного героизма. Сравнивая поступки своего капитана с действиями «героев», Толстой пишет: «Француз, который при Ватерлоо сказал: «La garde meurt, mais ne se rend pas»,- и другие, в особенности французские герои, которые говорили достопамятные изречения, были храбры и действительно говорили достопамятные изречения: но между их храбростью и храбростью капитана есть та разница, что, если бы великое слово в каком бы то ни было случае даже шевелилось в душе моего героя, я уверен, он не сказал бы его: во-первых, потому, что, сказав великое слово, он боялся бы этим самым испортить великое дедо, а во-вторых, потому, что, когда человек чувствует в себе силы сделать великое дело, какое бы то ни было слово не нужно. Это, по моему мнению, особенная и высокая черта русской храбрости...» (3;37).
В «Рубке леса» Толстой показывает, что офицеры-гвардейцы, принадлежащие к знати, разительно отличаются от армейских офицеров. Аристократов презрительно называют «бонжурами» и не любят. Исключение составлял ротный командир Волхов. «Он имел состояние, служил прежде в гвардии и говорил по-французски. Но, несмотря на это,- прибавляет Толстой,- товарищи любили его». Волхов признается автору, что не может переносить опасности, «не храбр», со страхом ожидает того часа, когда его рота должна будет выступить в поход. Он давно бы просил перевода в более безопасное место, но сделать это не позволяет ему честолюбие: он не покинет Кавказ до тех пор, пока не станет майором и не получит орден. В «Рубке леса» Толстой разоблачил показную храбрость и равнодушие к опасности, проявляемые офицерами друг перед другом, в то время как их внутренний голос говорит им обратное.
В галерее художественных типов, воспроизведенных Толстым, нашлось место и находящемуся на русской службе иностранцу; капитан Крафт является предшественником многих персонажей романа «Война и мир». Примечательно отношение Крафта к солдатам: в отличие от старых, заслуженных русских офицеров Крафт кричит на солдат, подгоняет, грозит «изрубить». Он приписывает себе подвиги, которых не совершал.
В «Рубке леса» Толстой раскрывает психологию не только офицеров, но и солдат. Они являются носителями истинной храбрости. Писатель делит их на три типа: покорных, начальствующих и отчаянных. Среди «покорных» он выделяет людей хладнокровных, спокойно относящихся ко всем превратностям судьбы. Из «начальствующих» и «отчаянных» примечательны веселые, жизнерадостные солдаты, отчаянные забавники. Таков солдат Чикин, который веселит своими шутками весь взвод; на привале вокруг него тотчас собирается группа молодых, недавно пришедших на службу новобранцев, которым он рассказывает сказки про «хитрого солдата и английского милорда», представляет немца либо татарина, сопровождая эти рассказы веселыми комментариями, от которых всем становилось смешно и весело. Упоминая рассказ про английского милорда, Толстой, вероятно, имел в виду знаменитого «Мальбрука». В Чикине было много комического от природы; он любил прибаутку; непосвященным в солдатскую жизнь он рассказывает, что на утро и вечер дают «по чашке щиколата на солдата», что существуют на Кавказе «тавлинцы, что в каменных горах живут и камни заместо хлеба едят... по одном глазу на лбу, и шапки на них красные». Образ неунывающего в различных обстоятельствах солдата найдет дальнейшее развитие в русской литературе. В советской поэзии он близок к образу Василия Теркина Твардовского.
Толстой изобразил солдат смелых, со спокойной выдержкой. Таков храбрый бомбардир Антонов; раненный, он не оставил в бою орудия и без прикрытия отстреливался от наседавшего противника. Солдаты знают о его расторопности и уме, полагают, что он давно был бы фейерверкером, если бы не «карахтер». Время от времени Антонов сильно пьет, «не признает власти» и, несмотря на привязывание к орудию и другие наказания, продолжает буянить.
Встречаются у Толстого солдаты «покорные, хлопотливые»; таков, например, украинец Веленчук, «не слишком ловкий солдат, но простодушный, добрый, чрезвычайно усердный, хотя большей частью некстати, и чрезвычайно честный». Словно предчувствуя смерть, Веленчук, всегда равнодушный к опасности, недоумевает, почему не стреляют по противнику картечью; охватившее его нервное состояние создает у читателя чувство тревоги, убеждает, что с этим солдатом должно что-то случиться. Глубоко правдивым является образ старого солдата «дяденьки Жданова», который знает, как нужно общаться с людьми: со старшими он холодно-почтителен, сдержан и с отцовской любовью и вниманием относится к новобранцам. Он может прочитать рекруту нотацию, но и всегда готов помочь ему. «Он из меня человека сделал»,- говорит о нем с благодарностью солдат Максимов. Каждый солдат наделен у Толстого яркой индивидуальностью, самобытным характером и вызывает уважение.
В «Рубке леса» Толстой выразил свое понимание национальных особенностей характера русского солдата. «Дух русского солдата не основан так, как храбрость южных народов, на скоро воспламеняемом и остывающем энтузиазме: его так же трудно разжечь, как и заставить упасть духом. Для него не нужны эффекты речи, воинственные крики, песни и барабаны; для него нужны, напротив, спокойствие, порядок и отсутствие всего натянутого. В русском, настоящем русском солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, желания отуманиться, разгорячиться во время опасности, напротив, скромность, простота и способность видеть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера» (3; 70-71).
Толстой рассказывает о раненом солдате, который в первые минуты жалел о пробитом полушубке; о ездовом, который, выбравшись из-под убитой лошади, прежде всего расстегнул подпругу, чтобы снять седло. Солдаты у Толстого обладают подлинной храбростью: они понимают серьезность боевой обстановки, никто из них не хочет умирать, но они преодолевают страх смерти и честно выполняют свой долг.
Войну на Кавказе Толстой увидел глазами простых солдат и армейских офицеров, которые совершали длительные походы, ежечасно и ежеминутно рискуя жизнью. Перед русскими читателями впервые предстал русский солдат с его думами, с его мудрым отношением к жизни и смерти, с его смекалкой и юмором, с его метким и выразительным языком. Внешняя сторона батальных событий Толстого интересовала мало. Рассказывая в «Рубке леса» об атаке конницы, о которой распорядился генерал, Толстой писал: «Зрелище было истинно величественное... мне казалось лишним - и это движение, и одушевление, и крики. Невольно приходило сравнение человека, который сплеча топором рубил бы воздух».
Как и Лермонтов, Толстой противопоставляет войне мир и покой природы: «Картина ночи исполнена пафоса прославления жизни, радости земного бытия». «Природа дышала примирительной красотой и силой. Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете, под этим неизмеримым звездным небом? Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Все недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой - этим непосредственнейшим выражением красоты и добра» (3; 29).
Некрасов, получив рукопись «Рубки леса», писал автору: «В этом очерке множество удивительно метких заметок, и весь он нов, интересен и делен. Не пренебрегайте подобными очерками: о солдате ведь наша литература доныне ничего не сказала, кроме пошлости. Вы только начинаете, и в какой бы форме ни высказали Вы все, что знаете об этом предмете,- все это будет в высшей степени интересно и полезно».
Н. Г. Чернышевский в статье 1856 г. отметил две главные особенности дарования Толстого: способность улавливать «сам психический процесс, его формы, его законы, диалектику души» и «непосредственную высоту нравственного чувства». Эти замечания отражают самую суть дарования писателя. Примечательно внимание Толстого к деталям, характеризующим состояние человека в бою. Воля к жизни у солдат-героев «Рубки леса» проявляется во многих психологических подробностях: в инстинктивном стремлении не смотреть на убитого или раненого, отвращении к месту, где был убит товарищ, в привычке не говорить в боевой ситуации о трудностях, в потребности облегчить душу после тяжелого переживания каким-нибудь разговором на посторонние темы.
Героическая оборона Севастополя в период Крымской войны произвела на Толстого сильное впечатление.
В письме к брату он рассказывал: «Дух в войсках свыше всякого описания. Во времена древней Греции не было столько геройства. ...Чудное время!.. Я благодарю Бога за то, что я видел этих людей и живу в это славное время» (59; 281-282).
Если на Кавказе Толстой в какой-то степени беспристрастно описывал военные действия, то здесь, в осажденном Севастополе, грандиозность исторических событий, безмерность человеческого горя захватили писателя целиком, сделали страстным соучастником всего происходящего. Впервые в художественной литературе писатель представил войну «не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами, а... войну в настоящем ее выражении - в крови, в страданиях, в смерти...». Толстой решительно выступил против поэтизации войны писателями-романтиками. Война, по мысли Толстого, это прежде всего тяжелый, изматывающий труд. При беглом взгляде на осажденный город создается впечатление, что все перепуганы, растеряны, не знают, что делать, однако впечатление это обманчиво, каждый занят своим делом, выполняет его четко и уверенно: «вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом».
Штабс-капитан Михайлов отправляется ночью на передний край, боится, что его убьют, и в то же время думает о славе и карьере. Он вспоминает жену своего приятеля и мечтает о том, как она прочтет в «Инвалиде» рассказ, как Михайлов первым захватил неприятельскую пушку и получил георгиевский крест. «По старому представлению», он должен получить чин капитана, много офицеров в этом году перебито, многих перебьют, этак он может стать майором, затем подполковником, может быть даже полковником... Жизнью своих товарищей готов Михайлов заплатить за осуществление своих честолюбивых мечтаний. Калугин вдохновляется про себя рассказом об адъютанте-французе, который, «передав приказание, марш-марш, с окровавленной головой подскакал к Наполеону.
- Vous etes blesse? - сказал ему Наполеон.
- Je vous demande pardon, sire, je suis tue, - и адъютант упал с лошади и умер на месте.
Ему показалось, это очень хорошо, и он вообразил себя даже немножко этим адъютантом...» (4; 39).
Юнкер Пест в атаке «был в таком страхе», что он решительно не помнил, что делал: «...Он шел как пьяный. Но вдруг со всех сторон заблестело мильон огней, засвистело, затрещало что-то; он закричал и побежал куда-то, потому что все бежали и все кричали». В общей свалке, в темноте он заколол какого-то человека, как оказалось француза, а потом хвастал, «как он вел всю роту, как ротный командир был убит, как он заколол француза и что ежели бы не он, то ничего бы не было и т. д.».
Ротный командир Лисинковский проявляет отменную храбрость, но оказывается, что он перед «делом» напивается «мертвецки». Считая, что большинство офицеров стремятся «лихоимством и угнетением» нажить больше денег, Толстой особенно резко относился к генералам. Однако в «Севастопольских рассказах» у Толстого не все офицеры трусы. Безыменный капитан «в штаб-офицерской шинели, с большими усами и Георгием» «шесть месяцев командовал этой одной из самых опасных батарей, - и даже, когда не было блиндажей, не выходя, с начала осады жил на бастионе и между моряками имел репутацию храбрости». Другой офицер, штабс-капитан Иванов, получив контузию, возвращается разыскивать Праскухина в такое место, куда никто, кроме него, не решается пойти из-за страшного обстрела.
В конечном счете судьба родины находится в руках простых людей. «Взглядитесь в лица, в осанки и в движения этих людей: - говорит Толстой о защитниках четвертого бастиона,- в каждой морщине этого загорелого скуластого лица, в каждой мышце, в ширине этих плеч, в толщине этих ног, обутых в громадные сапоги, в каждом движении, спокойном, твердом, неторопливом, видны эти главные черты, составляющие силу русского,- простоты и упрямства... здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили еще следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства».
В русском солдате для писателя воплотились качества всего русского народа. Силу русского народа невозможно поколебать, пишет Толстой, не потому, что в Севастополе много орудий, траншей, окопов, а потому, что непоколебим дух народа. Все, что делают его защитники, еще далеко до предела, они могут сделать во сто крат больше, и не потому, что рассчитывают получить новый крест или звание. На них не производят впечатление угрозы и наказания. Главной причиной деятельности всех защитников является «чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого,- любовь к родине».
До Толстого в мировой литературе никто так не писал о солдате, может быть, только Лермонтов. Толстой видел и много трагического, что вскрыла Крымская война. Самодержавный строй и экономическая отсталость России привели к тому, что армия нуждалась в самом необходимом: не хватало оружия, снарядов и патронов, продовольствия, медикаментов. В военном ведомстве царили бюрократизм и казнокрадство, осажденным не могли оказать действенной помощи извне. В рассказе «Севастополь в мае» Толстой показал эти граничащие с преступлением злоупотребления в армии. Через весь рассказ проходит осуждение войны вообще. Используется аргумент, которым пользовались в предшествующие столетия: война враждебна природе, противоестественна. Толстой уверен, что назначение человека заключается в том, чтобы делать добро людям.
Рассказ «Севастополь в мае» из-за обличения войны, разоблачения честолюбия, эгоизма и ограниченности, царящих в среде офицеров, вызвал резкое осуждение цензуры. Председатель цензурного комитета Мусин-Пушкин приказал: «Эту статью (за) насмешки над нашими храбрыми офицерами, храбрыми защитниками Севастополя, запретить и оставить корректурные листы при деле» (4; 390).
Рассказ был опубликован значительно позднее с большими цензурными купюрами под названием «Ночь весной 1855 года в Севастополе». Толстой записал в дневнике: «Вчера получил известие, что Ночь изуродована и напечатана. Я кажется сильно на примете у синих за свои статьи, желаю, впрочем, чтобы всегда Россия имела таких нравственных писателей; но сладеньким уж я никак не могу быть, и тоже писать из пустого в порожнее - без мысли и, главное, без цели» (47; 60).
Толстой принимал участие в неудачном сражении при Черной речке 4 августа 1855 г. и явился соавтором песни, сатирически высмеивающей бездарное командование, погубившее многие тысячи жизней:

Как четвертого числа
Нас нелегкая несла
Горы отнимать...

Для бессмысленного сражения не нужно большого ума:

Туда умного не надо,
Ты пошли туда Реада,
А я посмотрю...

Победа на Черной речке окрылила союзников. На следующий день началась самая ожесточенная, пятая по счету бомбардировка Севастополя, длившаяся 20 суток. Только за четыре дня с 24 августа артиллерия союзников выпустила по городу около 150 тысяч снарядов; город пылал, 27 августа был предпринят отчаянный штурм. Атаки противника были встречены артиллерийским и ружейным огнем и в штыки. Русские войска героически сопротивлялись на Малаховом кургане, контратакуя французов, но под натиском многотысячной армии защитники кургана вынуждены были отступить. В ночь на 28 августа русские взорвали на южной стороне все укрепления и перешли на северную сторону Севастопольской бухты. Закончилась осада, длившаяся 349 дней, обессилившая защитников Севастополя, опустошившая войска противника (союзники потеряли убитыми и ранеными 73 тысячи человек). Вторгшиеся на чужую землю интервенты вынуждены были отказаться от больших наступательных операций.
В последнем, итоговом рассказе севастопольской трилогии «Севастополь в августе 1855 года» Толстой, уже испытавший горькую истину от сознания того, как вели себя люди дворянского круга в Крымской войне, задумывается над тем, смогут ли эти люди в потенции преодолеть свою деградацию нравственности, он пишет о долге человека перед родиной. Нравственная сущность человека проявляется в особенно острые, переломные моменты истории,- когда на родной земле находятся враги и их нужно изгнать.
Писатель убежден, что «на дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя; но искра эта устает гореть ярко,- придет роковая минута, она вспыхнет пламенем и осветит великие дела». Человек должен стремиться быть лучше, чем он есть, не поддаваться слабости, сохранять достоинство даже в самые тяжелые моменты своей жизни. В рассказе даны фигуры братьев Козельцовых, представляющие лучшую часть севастопольского офицерства, каждый из которых по-своему стремится быть мужественным до последнего мгновения жизни. Юный Володя Козельцов убежден, что «совестно жить в Петербурге, когда... умирают за отечество», он просится в действующую армию - в Севастополь.
Толстой полагает, что люди умирают так, как они жили. Примечательна в этом смысле смерть одного из персонажей рассказа «Севастополь в мае» ротмистра Праскухина. Праскухин - честолюбец и карьерист. На Севастопольском бульваре, на людях, он старается быть ближе ж аристократам Гальцину и Калугину, он не подал руки штабс-капитану Михайлову, хотя часто встречался с ним на бастионе, пил его вино и был должен «по преферансу». («Не зная еще хорошенько князя Гальцина, «ему не хотелось изобличить перед ним свое знакомство с простым пехотным штабс-капитаном...») На четвертом бастионе, где Праскухин оказался рядом с Михайловым, разорвалась бомба. За несколько мгновений до смерти Праскухин успел подумать, не напрасно ли он струсил, - может быть, бомба упала далеко», но, увидев «в аршине от него» светящуюся трубку, его охватил ужас, он подумал, кого убьет, его или Михайлова. Если убьет одного Михайлова,- прорывается сквозь страх в сознании Праскухина,- то он будет рассказывать, как шли рядом, Михайлова убило, а его кровью забрызгало. В эти последние мгновения Праскухин вспоминает про свой денежный долг Михайлову и еще один - в Петербурге, вспоминает про любимую женщину и многие пустяки. Однако «с этими и тысячами других воспоминаний чувство настоящего - ожидания смерти и ужаса - ни на мгновение не покидало его». Праскухин умирает, и ему кажется, что солдаты «кладут на него камни».
Каждый из севастопольских рассказов Толстого имеет самодовлеющую художественную ценность, и все они вместе составляют единое целое. Главная тема их - героизм русского народа - в каждом рассказе решается по-своему. В первом рассказе показаны только герои, во втором - герои и трусы, в третьем рассказе нет ни героев, ни трусов, показаны выполняющие свой трудный долг перед родиной люди.
В «Севастопольских рассказах» Толстой создал классические образцы очерка-рассказа о войне. Его художественные образы исполнены психологической глубины, обладают громадной силой типизации и обобщения. В конце рассказа «Севастополь в мае» Толстой писал, что главным героем его повествования является правда. Писатель-гуманист взял на себя смелость вынести на всеобщий суд войну, показать противоречие исторической эпохи - творческую энергию и высокий патриотический дух народа и несостоятельность правящих классов в решении одного из главных вопросов времени - защиты родины.
Вопреки официальной пропаганде Толстой показал страшную правду войны. Он провел своего читателя на изрытую снарядами набережную Севастополя, в блиндажи и на артиллерийские платформы бастионов, в госпиталь, где сбившиеся с ног врачи и сестры оперировали и перевязывали раненых. Одним из первых в мировой литературе Толстой рассказал о фронтовом госпитале: «Теперь, ежели нервы ваши крепки, пройдите в дверь налево: в той комнате делают перевязки и операции. Вы увидите там докторов с окровавленными по локти руками и бледными угрюмыми физиономиями, занятых около койки, на которой, с открытыми глазами и говоря, как в бреду, бессмысленные, иногда простые и трогательные слова, лежит раненый, под влиянием хлороформа. Доктора заняты отвратительным, но благодетельным делом ампутаций. Вы увидите, как острый кривой нож входит в белое здоровое тело; увидите, как с ужасным, раздирающим криком и проклятиями раненый вдруг приходит в чувство...» (4; 8-9).
Проходя дальше по разным местам осажденного Севастополя, рассказчик вместе с читателем постепенно постигает, в чем состоит героизм участников обороны, поступки которых так далеки от шаблонных представлений о стойкости и мужестве.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +