Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Героическая тема в творчестве М. Ю. Лермонтова (продолжение)


А. И. Кузьмин, "Героическая тема в русской литературе"
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

После победоносно завершенной войны 1812 г. декабристы убедились в способности русского народа к самостоятельным действиям и к самоуправлению. Пример последнего они нашли в древнерусском вечевом строе. Декабристы смело и решительно выступили против норманской «теории», они не верили в установление власти Рюрика «с общего согласия», на чем настаивал Карамзин. С пропагандой образа Вадима - смелого борца с варягами - выступил в начале 20-х годов «первый декабрист» В. Ф. Раевский.
В душе Лермонтова преломилось все, чем тогдашняя передовая Россия с ее историческими воспоминаниями давала себя особенно спльно почувствовать. Лермонтов не искал объяснений и оправданий существующему, как это сделал, например, Н. М. Карамзин в своей «Истории». Взгляды Лермонтова были далеки также и от общефилософских положений «разумной действительности» Белинского известного периода. Отрицание традиционных воззрений выливалось у Лермонтова в мечты о героическом прошлом своей родины. Поэт рисует в своих произведениях необычайно активных людей, в которых живет чувство свободы. Он мечтал о герое-борце, смело утверждающем жизнь или гордо погибающем, преодолевая препятствия.
Взгляды Лермонтова носили яркую политическую окраску. Откликаясь на Июльскую революцию во Франции в стихотворении «30 июля» - (Париж) 1830 года», в стихотворном наброске «Новгород» и других произведениях поэт призывал погибель на голову «тирана». Стихотворение «Новгород» было прямо обращено к декабристам. В то время с древним Новгородом связывались представления лучшей части русского общества о свободе, народном правлении, вече.

Сыны снегов, сыны славян,
Зачем вы мужеством упали?
Зачем?.. Погибнет ваш тиран,
Как все тираны погибали!..
До наших дней при имени свободы
Трепещет ваше сердце и кипит!..
Есть бедный град, там видели народы
Все то, к чему теперь ваш дух летит.

Возможно, что стихотворение «Новгород» непосредственно связано с написанной в то же время поэмой «Последний сын вольности». Строки поэмы прямо намекают на ссыльных дворянских революционеров, и в изгнании не оставивших мысли о борьбе с царизмом:

Но есть поныне горсть людей,
В дичи лесов, в дичи степей;
Они, увидев падший гром,
Не перестали помышлять
В изгнанье дальном и глухом,
Как вольность пробудить опять;
Отчизны верные сыны
Еще надеждою полны...

Как и декабристов, Лермонтова занимала тема борьбы древнего Новгорода за независимость. Тема Новгорода как тема историческая, но связанная с идеями вольности и свободы, в дальнейшем не раз найдет себе выражение - не только в ранней лирике, но и в период расцвета лермонтовского творчества - в стихотворении «Поэт» (1830).
В поэме «Последний сын вольности» Лермонтов завершил разработку сюжета о Вадиме Новгородском в русской литературе. В противовес охранительной идеологии Вадим мыслился передовой русской литературой как выразитель свободолюбивых традиций, как борец за вольность и справедливость. Лермонтов вслед за Рылеевым и Пушкиным представил своего героя поборником вольности, борцом против тирании. Тема личная у Лермонтова переплетается с общественной: Вадим, вступивший в поединок с Руриком, надругавшимся над Ледой, воспринимается как герой, вставший за гражданские права. В раскрытии этого образа Лермонтов не порывает еще с традициями романтического стиля. Однако стремление поэта к всесторонней обрисовке фигуры Вадима глубже, чем у декабристов: здесь и драматизм положений, и сочетание патриотического пафоса с любовной страстью...
В истории средневековой России Лермонтова интересует сам факт возможности мятежа, трагическая коллизия между исторически необходимым требованием и практической невозможностью его осуществления. Вадим, «последний вольный славянин», терпит поражение в смертельной схватке потому, что он один открыто восстает против тирана. И в этом сказалось вполне трезвое отражение исторической реальности.
В поэтических картинах поэмы наблюдается своеобразное переплетение устной традиции, фольклорных мотивов с романтическими тенденциями. В духе романтизма описывает Лермонтов идеальный, как ему казалось, общественный строй Новгорода до прихода варягов; в этом же духе изображает поэт отношения между Вадимом и Руриком; восстание против иноземного ига в произведении дается как «акт единоборства» (Л. Черепнин) Вадима с Руриком; для лермонтовского героя важен тот факт, что имя и деяния его не будут преданы забвению после его смерти, и т. д. В то же время любовный мотив поэмы, осложняющий месть Вадима, строится на устной традиции.
Лермонтов был убежден, что человек должен быть свободным от всякого насилия, в какой бы форме оно ни проявлялось. Борьба за человеческое достоинство и независимость стала главной темой «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Это произведение создано на основе народных исторических песен и преданий.
Историзм поэмы проявляется в разных аспектах авторского повествования. В произведении правдиво отображены бытовые отношения русских людей той эпохи. Старая Москва, ее прошлое вместе с образами песен н былин воплотились в творческом замысле «Песни».
Но главное в поэме - характеры людей, трагедия Калашникова, произвол Ивана Грозного. Именно здесь следует искать раскрытие социальных противоречий того времени. Общественно-исторический смысл лермонтовского произведения заключается в изображении открытого протеста скромного горожанина против притязаний знатного опричника и царского любимца - конфликт, осмысленный поэтом социально.
Сущность образа Калашникова, с которым связано героическое начало в поэме, раскрывается не столько на основе развития характера, сколько в противопоставлении его другому контрастному образу. Контраст углубляется, когда дело доходит до взаимоотношений, до самого действия.
Образ Калашникова - это образ цельной прямолинейной натуры, уверенной в справедливости своих нравственных принципов. «Это один из тех упругих и тяжелых характеров, - писал Белинский, - которые тихи и кротки до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут». Создавая образ смелого купца, Лермонтов стремился воплотить в нем свои понятия о чести и справедливости, достоинстве человека, свои эстетические и этические принципы.
В характере Калашникова есть немало черт, родственных другим лермонтовским героям: смелость и решительность Мцырп, твердость Арсения, оскорбленное чувство Вадима Новгородского, сила и самопожертвование солдат «Бородина», внутреннее благородство героя «Завещания», вольнолюбие лирического героя поэта.
Но есть у Степана Парамоновича черта, свойственная, пожалуй, только ему одному - какое-то особенное, непреходящее целостное чувство родной земли, на которой он вырос, со всеми ее радостями и болями, героизмом и трусостью, свободолюбием и произволом. Вот эта цельность реального мышления Калашникова обусловливает историческую конкретность образа.
Степан Калашников в отличие от романтических героев Лермонтова не думает о том, сохранится ли его «я» после физической смерти. Но безымянная могила Калашникова с «кленовым крестом», над которой «гуляют-шумят ветры буйные», побуждает живых к жизни:

И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек - перекрестится,
Пройдет молодец - приосанится,
Пройдет девица - пригорюнится,
А пройдут гусляры - споют песенку.

Подвиг Степана Калашникова, жертвы самодержавного произвола, в глазах простого люда выражает высшие критерии человеческой нравственности и поведения. Участь Калашникова не только трагична. Простые люди, идущие мимо могилы, испытывают не только чувство сострадания, по и великую гордость за человека из народа, который не покорился Грозному царю и смертью защитил свои идеалы.
Гибель Калашникова исторически вполне закономерна. Но трагическая история, рассказанная Лермонтовым, свидетельствует также о том, что монархическому произволу общество всегда противопоставляет множество бунтарей.
Бунтарем по самому складу своего творчества был и Лермонтов. Его стихи на смерть Пушкина были восприняты как политическая прокламация и с припиской «Воззвание к революции» были доставлены Николаю I. Объективное значение этого стихотворения соответствовало этой характеристике: Лермонтов предрекал неминуемое отмщение за гибель поэта «свету завистливому и душному», «толпе», окружившей трон. Аристократия и чиновно-бюрокра-тическая верхушка понимали, что под словами «божий суд» поэт имел в виду отнюдь не только небесный суд. Еще в стихотворении «Новгород» (1830), обращаясь к «сынам славян»-декабристам, Лермонтов открыто предрекал гибель самодержавия: «Погибнет ваш тиран, как все тираны погибали!..»
От «Смерти поэта» тянутся нити к «Думе», где Лермонтов гневно обвиняя свое поколение в неспособности ни к подвигу, ни к действию. В стихотворении «Поэт» Лермонтов свое время назвал изнеженным веком, когда поэзия утратила призывный боевой характер и променяла свою власть на «злато». Гордый и простой язык поэзии стал скучен, людей тешат «блески и обманы». Поэт уподобляет себя пророку и мечтает об ином, героическом времени:

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..

Не видя в своих современниках душевной силы и целости натуры, Лермонтов находит богатырей духа в безвестном воине, который «спит последним сном» («Могила бойца»), в муже юной славянки, вставшем за «честь» «в ряду бойцов против татар» («В избушке позднею порой»), в Мстиславе и его товарищах, борющихся за свободу и национальную независимость.
Страх за «ошибки отцов», боязнь повторить их подвиг, показанные Лермонтовым на примере современного ему поколения, не могли заставить лучших людей общества отказаться от повторения декабристского примера. Но они уже начали трудно и сложно осознавать ту истину, что путь к уничтожению самодержавного произвола лежит через овладение сердцем народа. В этом смысл известного высказывания Добролюбова о Лермонтове. По поводу «Родины» поэта, в которой он порывает с официальной идеологией, начисто отрицает символы «квасного» патриотизма и дает свое понимание отчизны и народа, критик писал: «Лермонтов... умевши рано постичь недостатки современного общества, умел понять и то, что спасение от этого ложного пути находится только в народе», он «...понимает любовь к отечеству истинно, свято и разумно».
Замыслы Лермонтова требовали, чтобы частная жизнь его героев вошла в большую историческую жизнь русского народа. К проблеме народа Лермонтов подошел еще при жизни Пушкина - сначала в юношеских драмах и лирике, затем в прозе, в незавершенном романе из времен Пугачевского восстания.
Во время пребывания в Тарханах Лермонтов слышал устные рассказы и народные предания о Пугачевском восстании от сельских старожилов. Пугачевцы после занятия 1 августа 1774 г. Пензы прошли в нескольких километрах от Тархан. Среди дворян, убитых во время «черного года», многие находились в родстве с бабкой Лермонтова или в числе ее хороших знакомых.
Великой заслугой Лермонтова явилось то обстоятельство, что он сумел возвыситься над кастовыми предрассудками своего сословия, своей родни, проклинавшей Пугачева, и правдиво расскаэаз о событиях, составивших неотъемлемую часть истории России.
Свидетельство А. Меринского, товарища Лермонтова по военной школе, подтверждает тот факт, что Лермонтов работал над темой о Вадиме и пугачевцах в то время, когда Пушкин обратился к народному восстанию. В советское время И. Л. Андроников высказал предположение, что в основе «Вадима» Лермонтова и «Дубровского» Пушкина лежал один и тот же реальный факт - судебный процесс между тамбовскими помещиками, поручиком И. Я. Муратовым и гвардии подполковником С. П. Крюковым г. Но «Дубровский», с которым «Вадим» имеет фабульное сходство, хотя и был окончен в феврале 1833 г., в печати появился только в 1841 г., что свидетельствует о самостоятельной разработке Лермонтовым темы крестьянского бунта.
Крестьянское восстание, на фоне которого развертывается судьба романтического героя, представлено в романе как объективная общественная закономерность, когда у народа истощается терпение и взрыв становится неизбежным. «Умы предчувствовали переворот и волновались, - пишет Лермонтов о событиях за два месяца до появления Пугачева. - ...Каждая старинная и новая жестокость господина была записана его рабами в книгу мщения, и только кровь его могла смыть эти постыдные летописи. Люди, когда страдают, обыкновенно покорны; но если раз им удалось сбросить ношу свою, то ягненок превращается в тигра; притесненный делается притеснителем и платит сторицей - и тогда горе побежденным!..» Находясь в своей деревне, помещик жил среди врагов. Когда войска Пугачева приблизились к владениям Палицына и иужно было найти какого-нибудь преданного человека, то оказалось, что найти такого невозможно. Одного из слуг Палицын прибил до полусмерти, и он ненадежен, другой давно желал бы своему барину «нож в бок за жену свою». Сильно и эмоционально Лермонтов нарисовал сцену восстания, неудержимое народное негодование.
Иными словами, поэт не ограничивается в романе показом необычайной силы и интенсивности только личного начала. Он стремится к раскрытию исторического содержания борьбы между помещиками и крестьянами, к правдивому изображению основного конфликта крепостной России. Лермонтов ставит в «Вадиме» вопрос о праве народа на восстание. Сравнивая отношение Лермонтова, декабристов и Пушкина к пугачевскому движению, можно увидеть, что у автора «Вадима» нет мысли о том, что из-за жестокости нужно отвергнуть революцию. Хотя Лермонтов «относится к революции без всякой излишней чувствительности», в то же время он «видит в ней историческую необходимость». Авторские ремарки в «Вадиме», прерывающие рассказ о событиях, не оставляют сомнения в том, что юный Лермонтов находил справедливыми мотивы и цели Пугачевского восстания, понимал его классовые корни. Мысль о неизбежности и оправданности народной мести, выраженная в лермонтовском романе, не заслоняет, однако, идеалистических взглядов юного романиста, поручающего роль руководителя восставших крестьян романтику Вадиму, одиночке, оторвавшемуся от своего класса и примкнувшему к пугачевцам. Индивидуалисту Вадиму глубоко чужды народные цели и интересы. Социальная ненависть в глазах Вадима имеет положительный смысл лишь тогда, когда она является средством для достижения лично им задуманного.
Лермонтов трактует характер и историю Вадима как бы в двойном освещении: Вадим предстает как романтический герой, во многом принципиально справедливо восстающий против традиционных норм действительности, учиняющий над ней суд во имя свободы и независимости человека; но вместе с тем его протест в конечном счете ограничен рамками собственной индивидуалистической концепции и сама живая действительность вершит суд пад романтическим героем-индивидуалистом. Мятеж Вадима именно поэтому имеет предел, он ущербен. И замысел Вадима осуществляется только в тех случаях, когда он смыкается с действиями массы. Проблему сильной личности, находящейся в резком конфликте с обществом, Лермонтов решал не только на историческом, но и на кавказском материале. Героическая тема проникает кавказские поэмы Лермонтова. Кавказ для Лермонтова - «суровый край свободы». Поэт романтизирует горцев: в правом бою они умеют «умереть со славой», сражаются без страха. При создании произведений и характеров героев поэт широко использовал не только литературные источники, но и свои личные впечатления, полученные от пребывания на Кавказе в разное время.
Во времена Лермонтова обстановка на Кавказе была напряженной. Колониальные порядки, вводимые русскими чиновниками, вызывали со стороны народов Кавказа вооруженное сопротивление, но возглавляли его князья, недовольные ущемлением своих феодальных прав. Русское правительство строило крепости и укрепленные линии, содержало Отдельный кавказский корпус, которым долгое время командовал генерал А. П. Ермолов. На свою сторону царское русское правительство привлекало местную знать, сохраняя ее сословные привилегии, иногда беря на воспитание в закрытых дворянских военно-учебных заведениях молодых отпрысков знатных фамилий. Измаил-Бей, герой одноименной поэмы Лермонтова, имеет своего исторического прототипа: это Измаил-Бей Атажукин - кабардинец, при Екатерине II он служил в русской армии, принимал участие в штурме Измаила.
Суворов в одном из донесений отметил доблесть «подполковника князя Измаил-Бея». Он был награжден Георгием 4-й степени. В семье тетки Лермонтова М. А. Шан-Гирей его знали: Измаил-Бей был награжден одновременно с ее отцом А. В. Хастатовым.
Двоюродные братья деда Лермонтова Н. Д. и В. Д. Арсеньевы также принимали участие в этом штурме. Возвратившись на Кавказ, Измаил-Бей примкнул к вооруженному восстанию 1794-1795 гг. и после подавления его сослан в Екатеринослав, затем поселился в Петербурге. В записке на имя Александра I он разработал рекомендации мирного привлечения горцев на сторону России.
В 1804 г. Атажукин был послан на Кавказскую линию. В поэме «Измаил-Бей», написанной по семейным преданиям и устным горским сказаниям, а также по журнальным материалам, рассказано о восстании горцев в 1803 г. в связи со строительством Кисловодской крепости, когда местные князья и духовенство подняли кабардинцев, абазин, ногайцев, чтобы переселиться из района Пятигорска, где проходила Кавказская линия, в горы, еще не освоенные русскими.
Возглавил восстание двоюродный брат Измаил-Бея - Росламбек Мисостов. Образ Измаил-Бея, несмотря на то что при создании его Лермонтов использовал фактический материал, близок герою его юношеской лирики своим одиночеством и исключительностью.
Характеру его присуща раздвоенность: он воспитывался в Петербурге, среди русских, однако, вернувшись на родину, примкнул к восставшим. Он радушно встретил русского офицера - своего соперника и личного врага - в мирной обстановке, у костра, а потом убил его в бою. Приняв участие в борьбе с русскими, Измаил-Бей гибнет от руки своего единомышленника - завистливого Росламбека. Когда верные ему черкесы расстегнули чекмень убитого, то увидели на груди женский локон и русский орден: «белый крест на ленте полосатой» (георгиевский крест). Черкесы прокляли Измаил-Бея.
На кавказском материале Лермонтов написал поэму «Мцыри» (1839). Как и Измаил-Бей, молодой горец Мцыри попал в плен к русским, но не в светскую среду, а в монастырь. Он стремится к свободе, к борьбе «в краю отцов»:

В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.

Обстановка одиночества, тюрьмы наложила свою «печать» на характер Мцыри. Он нелюдим и горд, но не сдается, не пасует перед обстоятельствами, а вступает в героическую борьбу с ними и гибнет. Мцыри, по выражению Белинского, был «любимым идеалом» Лермонтова. Этим образом поэт ответил на ту духовную жажду героики борьбы, которую испытывали передовые люди в эпоху, последовавшую за разгромом декабристов. Мцыри был сродни декабристскому герою, с его стремлением умереть за свободу. В условиях торжества реакции в этом образе усилилось трагедийное начало. Режим Николая I сдедал романтическую мечту о победе добра над злом еще более желанной, более страстной. В поэме Лермонтов стремится к философскому углублению идеи свободы личности и конкретизации сюжета.
Одновременно с работой над драмой «Мцыри» Лермонтов продолжал работать над «Демоном». Белинский высоко ценил эту поэму за «пламенную защиту человеческого права на свободу».
В поэме показана недостаточность индивидуалистического протеста и отрицания, проводится мысль о том, что для борьбы с несправедливостями жизни необходимы иные пути. Образ Демона диалектически противоречив и сложен, ему присущи титаническая внутренняя сила и трагическое бессилие.
«История души человеческой», раскрытая в романе «Герой нашего времени», прозвучала приговором всему общественному строю николаевской России.
В лермонтовском романе столичному офицеру, способному глубоко чувствовать и размышлять, человеку с острым умом, но не знающему, к чему приложить свои силы, противостоит простой армейский офицер - «несветский», скромный человек, тип «старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах». Лицо «того человека загорело и сурово, манеры простоваты и грубы, но у него чудесная душа, золотое сердце.
Максим Максимыч много лет провел на Кавказе, привык к горцам, спокойно рассказывает об их нравах и обычаях. Выразителен язык штабс-капитана; слова и понятия военного быта (пришел транспорт с провиантом, становятся в две шеренги) сочетаются у него с местными словами (кунак, сакля, бешмет, гяур, калым), содержатся в нем и просторечия (не тем будь помянут, животики надорвешь от смеха).
Качества, присущие Максиму Максимычу, в развитом виде Лермонтов представил в небольшом очерке под названием «Кавказец», написанном в 1841 г. Герой его ничем не примечательный русский офицер, для которого война на Кавказе стала повседневным делом. Еще учась в корпусе, он прочитал пушкинского Кавказского пленника и «воспламенился страстью к Кавказу». Приехав в полк, он мечтает о подвигах, о пойманных горцах, славе и генеральских эполетах. Через пять-шесть лет боевой жизни этот юношеский задор проходит, кавказец смеется над новичками, готовыми рисковать жизнью без нужды, становится спокойным и по-настоящему храбрым. В нем вырабатываются типические черты, присущие русскому человеку на военной службе. Эти черты начали прививаться в солдатской службе еще в петровское время и в окончательные формы отлились при Суворове и Кутузове.
Кавказец, как и Максим Максимыч, - штабс-капитан либо майор. Он с уважением и любовью относится к Кавказу и горцам, среди которых приходится жить. «Не зная истории России и европейской политики, - говорит Лермонтов о своем герое, - он пристрастился к поэтическим преданиям народа воинственного. Он понял вполне нравы и обычаи горцев, узнал по именам их богатырей, запомнил родословные главных семейств... Он легонько маракует по-татарски...» Сам Лермонтов с большим интересом и уважением относился к культуре кавказских народов и вывел распространенный тип русского офицера времен кавказских войн. Многие из этих людей оседали на новых для них местах и роднились с местным населением.
В творчестве Лермонтова нашла место тема осуждения трусости и измены. В условиях николаевской реакции она воспринималась как осуждение тех, кто старался уйти от борьбы за освобождение родины от деспотизма. В 1839 г. поэтом была написана «горская легенда» «Беглец». Горец Гарун покинул поле битвы, где погибли его отец и два брата. Тщетно надеется трус найти приют и спасение у друга - храброго воина Селима, у своей любимой девушки, у матери. Все его отвергают. Девушка поет «песню старины»:

...Своим изменивший
Изменой кровавой,
Врага не сразивши,
Погибнет без славы,
Дожди его ран не обмоют,
И звери костей не зароют...

Даже любящая мать отказывается от своего сына-труса.
Значительным событием в истории всей русской поэзида стало написанное Лермонтовым незадолго до смерти стихотворение «Валерик» (1840). Если в «Бородине» Лермонтов впервые в русской поэзии изобразил героем простого солдата, то в «Валерике» («Я к вам пишу случайно, право...») он впервые дал будничную картину войны. Произведению придана форма письма к любимой женщине. Этот традиционный жанр получил широкое распространение еще в XVIII в. Лермонтов обратился к нему потому, что он позволял создать произведение, проникнутое интимной взволнованностью и лиризмом.
Несмотря на наличие формальных признаков, «Валерик» благодаря своему реалистическому характеру произведение глубоко новаторское. Поэт правдиво и точно описывает исполненную боевых тревог жизнь: военный лагерь («...Кругом белеются палатки; казачьи тощие лошадки стоят рядком, повеся нос; у медных пушек спит прислуга...»), слышен разговор воинов о былых сражениях, в нем нет присущих романтическим произведениям восхвалений и патетики («Вот разговор о старине... как там дрались, как мы их били, как доставалося и нам...»).
Раздаются обычные слова команды при подъеме отряда в поход. Читатель как бы подготавливается этой картиной к рассказу о кровопролитном столкновении с горцами. Сражение описано с документальной точностью: показались значки горцев, на опушке леса появился мюрид, приглашая кого-либо из русских сразиться с ним на поединке. Его вызов принял казак, началась перестрелка. Сражение представлено подобно ряду картин, сменяющих одна другую, и, как в «Бородине», с точки зрения не полководца, а рядового участника:

Едва лишь выбрался обоз
В поляну, дело началось;
Чу! в арьергард орудья просят;
Вот ружья из кустов выносят,
Вот тащат за ноги людей
И кличут громко лекарей;
А вот и слева, из опушки,
Вдруг с гиком кинулись на пушки;
И градом пуль с вершин дерев
Отряд осыпан. Впереди же
Все тихо - там между кустов
Бежал поток. Подходим ближе.
Пустили несколько гранат;
Еще подвинулись: молчат...
Вдруг залп... глядим: лежат рядами,
Что нужды? здешние полки -
Народ испытанный... «В штыки,
Дружнее!» - раздалось за нами...
«Ура!» - и смолкло. «Вон кинжалы,
В приклады!» - и пошла резня.
И два часа в струях потока
Вой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь...

В стихотворении рассказано, как плачут солдаты, видя умирающим своего командира («Стояли усачи седые... И тихо плакали...»). Описана не красота боя, а психическое состояние его участника. Картина боя притупила все его чувства:

Меж тем товарищей, друзей
Со вздохом возле называли;
Но не нашел в душе моей
Я сожаленья, ни печали.
Уже затихло все; тела
Стащили в кучу: кровь текла
Струею дымной по каменьям...

Взволнованно, со всеми «прозаическими» подробностями описана смерть. Лексика стихотворения проста, нет ничего возвышенного, все обыкновенно, нет героической декламационности, сам поэт называет свое повествование «бесхитростным». Фразы не укладываются в строки, а переходят, как в прозаическом повествовании, из одной в другую: подлежащее и сказуемое, определение и определяемое слово отделяются.
В этой кажущейся «приземленности» поэтического рассказа внутренняя взрывная сила, эмоциональная напряженность, которую поэту трудно сдержать. Он жаждет поделиться своими впечатлениями, раскрыть самую сущность явления, вызвать ответные эмоции.
В «Валерике» нет той героической воодушевленности, которая пронизывает каждую строчку «Бородина». Если в последнем стихотворении участники Бородинской битвы сознательно идут на смерть во имя свободы и независимости своего отечества, то в «Валерике» мы видим уже не бой, а «резню».
Картины битвы заставляют подумать о вечной красоте мирной природы и ненужности войн:

И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет!.. небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он - зачем?»

Белинский считал это лермонтовское стихотворение одним из лучших, отмечая «стальную прозаичность выражения», которая стала возможной у Лермонтова благодаря способности прямо смотреть на вещи, нисколько не приукрашивая истину. Эту точность батальной картины во всех деталях и сходную по общему впечатлению позднее мы встретим в рассказах Л. Н. Толстого.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +