Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Героическая тема в творчестве М. Ю. Лермонтова


А. И. Кузьмин, "Героическая тема в русской литературе"
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Причины обращения Лермонтова к героическим страницам русской истории многозначны. Характеризуя мировоззрение и эстетические взгляды Лермонтова, рассматривая его идейную и творческую эволюцию, мы должны иметь в виду обстоятельства как его личной жизни, так и те общественные обстоятельства, которые способствовали формированию передовых идей поэта, способствовали концентрации и развитию определенных тем в его творчестве.
Лермонтов родился в год, когда русские войска победоносно завершили борьбу с Наполеоном. Лермонтову было 11 лет, когда на Сенатской площади произошло вооруженное выступление дворянских революционеров. Менее 50 лет отделяло Лермонтова от времени Пугачева.
В 16 лет Лермонтов услышал об Июльской революции во Франции. Почти одновременно он стал свидетелем крестьянских волнений в России.
Две войны - Пугачевское восстание и война с Наполеоном - явились для Лермонтова, впрочем, как и для многих его мыслящих современников, основным содержанием тех первых рассказов, которые формируют сознание ребенка и навсегда отлагаются в памяти. О том, что именно эти два события оставили неизгладимый след в русской истории, в умах общества и народа, хорошо сказал А. И. Герцен. «Русский народ помнит лишь о Пугачеве и 1812 годе», - писал он в брошюре «О развитии революционных идей в России» спустя почти 40 лет после сражения при Бородине.
Среди других исторических тем, которые Лермонтов воплотил в своем творчестве, тема Отечественной войны 1812 г. занимает особое место.
Эпоха 1812 г., в которой сплелись узловые историко-философские, общественно-политические, нравственно-этические проблемы века, интересовала Лермонтова по многим причинам. Во-первых, война 1812 г. со всей ясностью показала великую и грозную силу народа - подлинного победителя наполеоновских полчищ; во-вторых, изображение героических событий того времени заключало, по словам Белинского, «жалобу на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел» ; в-третьих, 1812 г. и последовавшие за ним трагические для русского общества коллизии усилили внимание Лермонтова к Наполеону, личность которого своеобразно преломлялась в сознании и творчестве поэта.
Лермонтов, как известно, вырос и вращался в среде, в которой было много непосредственных участников освободительной войны против Наполеона и восстания 14 декабря 1825 г.
Отец Лермонтова принимал участие в военных действиях 1812 г., братья бабушки поэта - Дмитрий Алексеевич и Афанасий Алексеевич Столыпины - проявили себя в этой войне храбрыми и опытными военачальниками. О войне Лермонтов слышал дома, у своих друзей и знакомых, на лекциях в Московском университете, в Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, куда был принят в ноябре 1832 г.
Наиболее сильное впечатление на юного Лермонтова произвели рассказы о Бородинской битве и пожаре Москвы. Впоследствии Лермонтов устами студента Заруцкого в драме «Странный человек» так оценивал эти незабываемые героические события недавнего прошлого: «А разве мы не доказали в 12 году, что мы русские? Такого примера не было от начала мира! Мы современники и вполне не понимаем великого пожара Москвы; мы не можем удивляться этому поступку; эта мысль, это чувство родилось вместе с русскими; мы должны гордиться...»
Одним из ранних лермонтовских произведений, посвященных Бородинскому сражению, было стихотворение «Поле Бородина» (1831), в котором поэт выразил решимость русских отстоять родную землю. Уже в этом юношеском стихотворении в качестве рассказчика выступал непосредственный участник исторического для судеб России сражения. Но образ лермонтовского героя лишен здесь исторической конкретности, поэт не свободен еще от романтической патетики. Сюжетное повествование от первого лица не дает возможности читателю, безусловно, определить, кто этот человек: солдат или офицер, пехотинец или артиллерист («Мы... штыки вострили...» и «Я, голову подняв с лафета»).
Его речь далека от разговорной, народной речи, которой проникнуто более позднее стихотворение «Бородино». В «Поле Бородина» встречаются книжные слова, навеянные поэзией Жуковского: «...вождь... перед полками», «могильной сени», «сынов полночи», «роковую ночь». Проблема романтического героя обусловила особенности лермонтовской патетики в его раннем историческом наброске о битве при Бородине: обнаженность конфликтов и остроту положений, возвышенность речи, яркость художественных деталей, романтическую символизацию. Эпическая разработка патриотической темы оказалась не под силу юному поэту.
Но, несмотря на романтические условности, «Поле Бородина» выгодно отличалось от всего, что было написано об этом сражении раньше. У Лермонтова нет созерцательности и отрешенности, присущей поэзии Жуковского, герои его активные, живущие напряженной духовной жизнью люди. Еще поэты-арзамасцы провозгласили необходимость сочетания историзма и поэтической фантазии. В стихотворении «Поле Бородина» наряду с поэтическим вымыслом имеются реалистические подробности. Так, герой говорит, что в ночь перед сражением «шумела буря до рассвета». Однако в данном случае это не только художественная деталь, но и реальный факт. В «Записках» участницы сражения Н. А. Дуровой, опубликованных в журнале «Современник» (1836, т. III), сказано, что ночь перед Бородинским сражением была бурной и холодной («Холодный пронзительный ветер леденит тело мое... Вечером вся наша армия расположилась биваками близ села Бородина... В эту ночь... шалаш паш был сделан a jour и ветер свистал сквозь него, как сквозь разбитое окно...»).

Пробили зорю барабаны,
Восток туманный побелел...

Современники - участники сражения отмечали, что утра 24-26 августа были туманные. В августе по утрам на Бородинском поле и сейчас, как правило, долго стелется туман.
В 6 часов началось сражение: под прикрытием тумана французы заняли село Бородино. Однако попытка овладеть Багратионовыми флешами была отбита. В стихотворении рассказчик вспоминает: «Шесть раз мы уступали поле врагу и брали у него». В 7 часов утра начали атаку войска маршалов Нея и Даву. Ней захватил флеши, но к 9 часам утра был выбит войсками Багратиона. Через час, в результате кровопролитной схватки, флеши оказались опять у французов. В 11 часов, получив подкрепления, Багратион второй раз овладел флешами, но был смертельно ранен, а войска его понесли большие потери.
Непрерывным атакам подвергалась батарея Раевского: в 6 часов утра французы начали обстреливать ее из 120 орудий, в 10 часов ее безуспешно атаковала дивизия Брусье. В 11 часов атака была повторена при поддержке дивизии Морана, французы овладели батареей, но были выбиты благодаря действиям генерала Ермолова. В 15 часов французы вновь атаковали батарею; в бою с обеих сторон участвовало 35 тысяч солдат и около 300 орудий. В 16 часов русские вынуждены были отойти, но с наступлением темноты опять захватили прежние позиции. Батарею атаковали несколько раз и менее крупными силами. Боевые порядки воюющих стояли тесно на открытой местности, сражались упорно. Наполеон потерял убитыми 58 тысяч человек, русские - 44 тысячи. В стихотворении говорится об этом напряжении боя:

На пушки конница летала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Из архивных материалов видно, что Лермонтов использовал для этого стихотворения фактические данные. В одном из рукописных списков стихотворения 2 в конце имеется запись: «К обработке этого сюжета относится и сохранившаяся записка о Бородинском сражении «Le champ de Borodino» (записка на французском языке излагает рассказ о сражении). В другой тетради эта же записка подписана поэтом: «М. Lermontoff».
Отечественной войне 1812 г. посвящено и стихотворение Лермонтова «Два великана», в котором в фольклорно-аллегорических образах дана борьба русского народа против Наполеона. В 1832 г. Лермонтов присутствовал в Петербурге при установлении Александровской колонны на площади перед Зимним дворцом. Этот памятник, созданный по проекту архитектора Монферрана, прославлял Александра I. На барельефе пьедестала крылатые женские фигуры держат бронзовую доску с надписью: «Александру Первому благодарная Россия». Установка Александровской колонны проходила торжественно в присутствии более ста тысяч войск и многочисленных масс народа. Стихотворение «Два великана» как бы полемизировало с официальными торжествами, на которых Александра I прославляли как спасителя России и Европы.
К образу «Ивана Великого» - «старого русского великана», с которым захотел померяться силами заморский удалец, Лермонтов обратился не случайно. Московский Кремль, в противовес официальному Петербургу с его Александровской колонной, олицетворяет у поэта славу русского народа. Стихотворение написано в фольклорной традиции: сражение русской и французской армий представлено как единоборство богатырей. «Русский витязь», подобно былинному Илье Муромцу, обладает громадной физической силой. Ему достаточно было «тряхнуть главою», чтобы окончательно повергнуть своего врага.
Несмотря на то что стихотворение «Два великана» декларативно, не дает глубокого представления о сложных и напряженных событиях «грозы военной», примечательно оно в высшей степени тем, что здесь впервые у Лермонтова появляется образ «сниженного» Наполеона. Поэт называет его «трехнедельным удальцом», «дерзким», с «рукою дерзновенной». И хотя романтическая концовка стихотворения, звучащая явным диссонансом, далеко не случайна, фигура Наполеона, окрашенная в сознании поэта в революционные и трагические тона, продолжала волновать его до конца жизни - идея патриотизма, тема родины выражены здесь с большой силой. Для Лермонтова уже в ранний период не было сомнений в том, что свобода народа превыше всех страстей, побед и поражений, душевных переживаний одного человека, даже если этот человек - Наполеон. Характерно, что не только в «Бородине», но даже в «Поле Бородина» просто нет Наполеона. Образ романтического героя, каким представлял себе поэт Бонапарта, противоречил бы идее народной войны против захватчиков.
Гордое восхищение поэта Кремлем, убеленным сединами столетий, «московскими стенами», которые были колыбелью патриотизма Лермонтова и которые стали могилой для Наполеона, звучит в лирических отступлениях в поэме «Сашка»:

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,
Как русский, - сильно, пламенно в нежно!
Люблю священный блеск твоих седин
И этот Кремль зубчатый, безмятежный.
Напрасно думал чуждый властелин
С тобой, столетним русским великаном,
Померяться главою и - обманом
Тебя низвергнуть...

В нерушимости Кремля русский народ видел залог непобедимости России. Отступая из Москвы, Наполеон распорядился взорвать башни и кремлевские стены, но героические усилия простых русских людей предотвратили их разрушение. Французы успели взорвать только Водовзводную башню. Колокольня «Иван Великий» дала трещину из-за того, что взорвали пристроенную к ней звонницу.
Кровную связь с Москвой Лермонтов ощущал постоянно. «Москва моя родина и такою будет для меня навсегда», - признавался он. В 1834 г. в своем школьном сочинении «Панорама Москвы» юный поэт эмоционально и сильно скажет о том, как, «облокотясь на узкое мшистое окно», он смотрел с вершины Ивана Великого на Поклонную гору, «откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидел его вещее пламя: этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение».
В другом месте, описывая повидавший виды старый московский дом на Пятницкой, Лермонтов говорит о «сердитом» Кремле, который каждый раз напоминает поэту о том, как

...Жалок и печален
Исчезнувших пришельцев гордый след.
Вот сабель их рубцы, а их уж нет:
Один в бою упал на штык кровавый,
Другой в слезах без гроба и без славы.
Ужель никто из них не добежал
До рубежа отчизны драгоценной?
Нет, прах Кремля к подошвам им пристал,
И русский бог отмстил за храм священный...
Сердитый Кремль в огне их принимал
И проводил, пылая, светоч грозный...
Он озарил им путь в стени морозной -
И степь их поглотила, и о том,
Кто нам грозил и пленом, и стыдом,
Кто над землей промчался, как комета,
Стал говорить с насмешкой голос света.

В 1837 г., в двадцатипятилетнюю годовщину Отечественной войны, Лермонтов написал свое знаменитое «Бородино». Стихотворение это является великим фактом русской литературы прошлого века, оно вошло в сокровищницу русской поэзии. Вопреки своему малому объему оно является в сущности целой поэмой об Отечественной войне 1812 г., поэма эта написана в духе народной песни и прекрасно воспроизводит живую народную речь. В этом стихотворении воплотилось многое из того, над чем упорно размышлял поэт в последние годы жизни: и раздумья об исторических путях своей родины, и опыт непосредственных наблюдений над жизнью крестьянской массы, народа, взятого в один из напряженных моментов его истории. Гражданская направленность идеологии Лермонтова проявилась здесь с исключительной силой.
Впервые в русской литературе поле битвы описано было здесь с позиции рядового солдата. В литературе о Лермонтове уже отмечалось, что стихотворение целиком построено на реальных фактах. Большой знаток творчества Лермонтова, Н. Л. Бродский отметил точность, с какой Лермонтов употребил в этом произведении не только каждый образ, но и слово. Стихотворение начинается с вопроса, волновавшего всех русских патриотов: почему Москва была отдана неприятелю:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?

Москву в 1812 г. отдали французам, но не сдали. «Сдачи Москвы не было», - писал С. Глинка. Ростопчин в 1812 г. утверждал: «Москва была отдана за Россию, а не сдана на условиях. Неприятель не вошел в Москву - он был в нее впущен - на пагубу нашествия». В народной песне того времени говорилось:

Хоть Москва в руках французов,
Это, братцы, не беда:
Наш фельдмаршал, князь Кутузов
Их на смерть впустил сюда...

Воспроизведение Лермонтовым сюжетного повествования говорит о том, что поэт в момент написания «Бородина» зрело представлял себе не только внешнюю сторону, но и внутренние пружины военной кампании 1812 г. Отступая перед численно превосходящим противником, русская армия вступала с ним в сражения, изматывая и уничтожая его силу:

Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!..

Солдаты и офицеры русской армии жаждали генерального сражения, многие были недовольны отступлением. Армия и народ роптали, в стихотворении об этом сказано:

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют что ли командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

Уступая требованиям армии, Александр 18 августа 1812 г. назначил Кутузова главнокомандующим вооруженными силами России. Кутузов решил найти выгодную позицию и дать сражение. Он выбрал ее у села Бородино.
«Позиция, в которой я остановился при селе Бородино, одна из наилучших, какую только на плоских местах найти можно... Желательно, чтобы неприятель атаковал нас в сей позиции, тогда имею я большую надежду к победе», - писал Кутузов Александру I. Наполеон тоже стремился к генеральному сражению, чтобы уничтожить русскую армию. 24 августа у Шевардинского редута произошло кровопролитное сражение между частями русских и французов. Емко и лаконично передает Лермонтов настроение двух противостоящих лагерей в ночь перед решающим боем. Отношение к войне как к серьезному делу исключает всякую суету и праздность. В этом смысл следующих лермонтовских строк:

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

А. Марлинский в «Отрывке из несочиненного еще сочинения» писал: «Солдаты заботливо чистили ружья, точили штыки и, готовясь к смерти, надевали чистые рубашки. Шепотом завещали они землякам отнести поклон: кто - к жене, кто - к брату, кто - благословение детям, если вынесет бог из сражения и службы. Многие менялись крестами и образами. «Крестовый брат! не выдай!»- говорили они друг другу, прощаясь.
«Братья товарищи! не поминайте лихом!»
Они знали, что завтра будут драться на пороге Москвы, а Москву каждый считал воротами в дом свой, но это не был страх, то не было отчаяние - то была гордая решимость умереть за свою отчизну, и умереть не напрасно».
Лермонтов устами старого солдата, которому он доверил повествование, говорит о единстве духа русского народа в Бородинскую битву:

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! Не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»

Неверно было бы полагать, что Лермонтов, разрабатывая героико-патриотическую тему в «Бородине», не помнил о социальных антагонизмах. За примерами далеко ходить не надо. Лермонтов осознавал, что война с Наполеоном, сплачивая силы нации для действенного отпора, не могла в то же время разрешить ни одного сколь-нибудь серьезного социального противоречия в России. Мысль Лермонтова следует читать так, что личное достоинство, отвага, признанные свойства русского человека, во всей своей силе раскрывшиеся на Бородинском поле, всеобщее единение перед лицом врага явились единственным условием возможности победы.
Наполеон решил главную массу своей армии направить на деревню Семеновское и Курганную батарею Раевского - прорвать центр русской позиции, обойти левый фланг и отрезать ее от Москвы. В 6 часов с батареи генерала Сарбье раздался первый выстрел, Семеновские флеши начали обстреливать 102 орудия:

...Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнуло перед нами,
Все побывали тут.

В атаке на батарею Раевского участвовали пехота и кавалерийские дивизии. Решающую роль в Бородинском сражении сыграла артиллерия: с русской стороны стреляло 640 орудий, со стороны французов - 507. На каждую минуту боя приходилось 100 выстрелов.

...И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Хотя сам Лермонтов не был артиллеристом, как Л. Толстой, однако он хорошо знал о действиях артиллерии. Русские пушки стреляли отлично. Начальник русской артиллерии 1-й армии двадцативосьмилетний генерал-майор А. И. Кутайсов 25 августа передал на свои батареи приказ: «Подтвердить от меня во всех ротах, чтобы они с позиций не снимались, пока неприятель не сядет верхом на пушки... Пусть возьмут нас с орудиями, но последний картечный выстрел выпустите в упор, и батарея, которая будет таким образом взята, нанесет неприятелю вред, искупающий вполне потерю орудий».
На другой день Кутайсов был убит, но артиллеристы его сражались мужественно. Ф. Глинка в своих воспоминаниях приводит слова очевидца: «Русские пушкари были примерно верны своему долгу. Брали редуты, ложились на пушки и не отдавали их без себя. Часто, лишась одной руки, канонир отмахивался другой». По свидетельству современника, утром 27 августа Наполеон, объезжая заваленное трупами поле, приказывал переворачивать тела павших, чтобы посмотреть, отчего погибали его солдаты. Почти все были скошены осколками артиллерийских снарядов.
Под прикрытием своей артиллерии французы пошли на Семеновские флеши, надеясь овладеть ими в штыковом бою. Багратион, командовавший левым крылом русской армии, разгадал их маневр и контратаковал.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..

«...Нет языка, - вспоминал Ф. Глинка в «Очерках Бородинского сражения», - чтобы описать эту свалку, этот сшиб, этот ужасный треск, это последнее борение тысячей!.. Тысячи расшибались на единицы, и каждая кружилась, действовала, дралась! Это была личная, частная борьба человека с человеком... и русские не уступили ни на вершок весов».
Героизм русских войск смутил Наполеона, маршалы просили ввести в бой старую гвардию, перед императором лежали горы трупов, а вдали он увидел готовую к сражению русскую армию. «Я не хочу истребить мою гвардию, - ответил он. - За 800 лье от Парижа не жертвуют своим последним резервом».

Вот смерклось. Выли все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны -
И отступили басурманы.

В 12 часов ночи у Кутузова был собран совет, решили отступить: «...невозможно защищать с 45 тысячами те места, которые заняты были 96 тысячами, особенно когда у Наполеона целый гвардейский корпус еще не участвовал в сражении». Утром Наполеон вышел из палатки и увидел огромное поле, покрытое трупами. Русская армия ушла. 9 сентября Кутузов издал приказ, который заканчивался словами: «...ныне, нанеся ужаснейшее поражение врагу нашему, мы дадим ему с помощью Божьею конечный удар. Для сего войска наши идут навстречу свежим воинам, пылающим тем же рвением сражаться с неприятелем».
Как выше уже было сказано, главным героем «Бородина» является не романтический герой, наделенный титаническим характером и напряженной мыслью, а простой человек - представитель солдатской массы. Для русской литературы это было открытием. В стихотворении Лермонтову удалось создать глубоко народный образ рассказчика - артиллериста «дяди», спокойного, не теряющего присутствия духа в любой обстановке. Этот человек совершает подвиг не в одиночку, а вместе со всеми, со всей армией.
Рассказывая о сражении, он не отделяет себя от таких же, как он, представителей народа, чаще говорит «мы», чем «я». Он чувствует свою силу, ему свойственно народное чувство юмора («постой-ка, брат, мусью!», «угощу я друга»).
Раньше, в многочисленных конфликтных ситуациях, Лермонтов романтически противопоставлял одинокого героя войску:

Один лишь воин, окруженный
Враждебным войском, не хотел
Еще бежать. Из мертвых тел
Вокруг него была ограда...
(«Ангел смерти»)

Он там, как дух, разит и невредим,
И все бежит иль падает пред ним.
(«Измаил-Бей»)

В «Поле Бородина» поэт сделал попытку показать бой не как действие героя и толпы, а как массовое сражение. Но у юного поэта Бородинская битва явилась одновременно ареной патриотической войны и воплощением демонической активности героя. В стихотворении же «Бородино» он развертывает поистине эпическую картину: исход сражения зависит от армии, всего народа, от духа этого народа. В «Бородине» герой руководствуется чувством верности и любви к родине, он готов отдать свою жизнь за нее. Готовность к подвигу отличает всю армию, весь народ:

Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Артиллерист из «Бородина» более прост и доступен, чем ранний романтический герой Лермонтова, более глубок и человечен, скуп на слова. Он не только храбрый, но и великодушный, гуманный человек. Построив стихотворение как рассказ участника сражения, Лермонтов отказался от субъективно-лирического способа изложения, постарался объективно раскрыть психологию героя его же словами. В них нет выспренности и патетики; прямо и точно называются вещи и явления: «большое поле», «бивак открытый», «молча отступали», «утро осветило пушки», «забил заряд я в пушку туго». Речь рассказчика изобилует разговорными оборотами: «ушки на макушке», «французы тут, как тут», «ломить стеною», «леса синие верхушки», в «Бородине» до предела лаконичен пейзаж, в нем выделяется самое главное. Для изображения боя минимально используются средства традиционной поэтики. Композиция стихотворения сюжетно и психологически последовательна.
Стихотворение «Бородино» подготовило появление героев-солдат Л. Толстого в рассказах «Набег», «Рубка леса», в романе «Война и мир». Смысл лермонтовского произведения проступает особенно очевидно из противопоставления предшествующего поколения молодому. «Вся основная идея стихотворения, - подчеркивал В. Г. Белинский, - выражена во втором куплете, которым начинается ответ старого солдата...»

- Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Отличительные стороны народного бытия и сознания, по Лермонтову, явились основой того героического духа, обусловили эпическую широту и мощь, богатырство характеров, которые навсегда закрепились в памяти последующих поколений.
Лермонтов принадлежал к тому поколению людей, которые в ранней юности пережили восстание декабристов. «Все мы были слишком юны, чтобы принять участие в 14 декабря, - писал А. И. Герцен. - Разбуженные этим великим днем, мы увидели лишь казни и изгнания. Вынужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои мысли - и какие мысли!.. то были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости. Свыкшись с этими чувствами, Лермонтов не мог найти спасения в лиризме... Мужественная, печальная мысль всегда лежит на его челе, она сквозит во всех его стихах».
Уже в первых своих лирических стихотворениях Лермонтов заявил о себе как о борце с деспотизмом и произволом. В стихотворении «Портреты» (1829) он называет себя «свободы другом». В «Жалобах турка» он проклинает страну, где «стонет человек от рабства и цепей». В стихотворении «1831-го июня 11 дня» поэт писал:

Никто не получал, чего хотел
И что любил...

Аналогичные призвания в стихотворении «Нет, я не Байрон» (1832), где поэт признавался в «разбитых надеждах», в «Монологе», в котором содержатся жалобы на безвременье, в стихотворениях «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь». Но неприятие окружающей действительности привело поэта не к «уходу» в мир внутренних переживаний, а к активному протесту, к осознанию необходимости борьбы. То же стихотворение «1831-го июня 11 дня» проникнуто верой в «бунт» как следствие «страданий роковых»:

Под ношей бытия не устает
И не хладеет гордая душа;
Судьба ее так скоро не убьет,
А лишь взбунтует...

Утверждалась мысль, что только в борении, в действии суть истинной жизни. «Мне нужно действовать» - так кратко и сильно выразил семнадцатилетний поэт обуревавшее его чувство. Лермонтов, опередивший свободой чувств далеко свое время, должен был борьбой добыть возможность утвердить эти чувства. «Первые годы, последовавшие за 1825-м, были ужасны». Народ угнетен, человек оскорбляем и угнетаем самодержавно-полицейским режимом. Пусть Пушкин верил иногда в «рабство, падшее по манию царя», Лермонтов писал о том времени, когда «царей корона упадет». Только что в этом направлении была сделана попытка декабристами, но их дело надо продолжить.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +