Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

А. С. Пушкин: историческая правда и поэтический вымысел


А. И. Кузьмин, "Героическая тема в русской литературе"
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Говоря о героической теме в творчестве Пушкина, следует подчеркнуть, что сущность пушкинского реализма, его сила заключается не только в критике социальных несправедливостей действительности, в обличении крепостнического дворянства, но и в том, что реализм писателя по сути своей был утверждающим. «Величайшей заслугой Пушкина, как справедливо отмечается в одной из работ, является создание целой галереи разнообразных положительных образов и героических характеров.
Среди них: героические характеры - Пугачев и Кирджали, благородные мстители - Дубровский и Сильвио, пламенная патриотка Полина («Рославлев»)...»
. К названным именам можно добавить еще ряд героических образов, созданных поэтом, в том числе (вернее, одним из первых!) образ лирического героя пушкинской поэзии, характернейшей чертой которого является «пафос патриотизма и свободолюбия, утверждение гражданской доблести, бесстрашия и стойкости. Создание этого образа, - пишут авторы названной выше работы, - «было особенно важным в обстановке дикого, террористического режима царской России, особенно в годы последекабрьской реакции, когда нужно было обладать стоической силой сопротивления, чтобы не спасовать, не сдаться, не впасть в уныние...
Черты героического характера как типические национальные черты своего народа и лучших людей своего поколения Пушкин воплотил в своем творчестве».
Произведения великого поэта, проникнутые идеями служения родине и борьбы за свободу, отразили национальный подъем, наступивший после 1812 г., в них сказались положительные и отрицательные моменты в идеологии дворянского периода освободительного движения в России. Взгляды Пушкина на крестьянскую революцию значительно отличались от взглядов Радищева, однако сам Пушкин в четвертой строфе первоначальной редакции «Памятника» писал: «...вслед Радищеву восславил я свободу».
...В 1811 г. Пушкин был привезен в Царское Село и начал учение в лицее. Через год, когда поэту было тринадцать лет, началась Отечественная война. Патриотический подъем, всколыхнувший всю страну, захватил и юных лицеистов. Близкий друг Пушкина И. И. Пущин писал об этом времени: «Жизнь наша лицейская сливается с политической эпохой народной жизни русской: приготовилась гроза 1812 года. Это событие сильно отозвалось на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они проходили мимо самого лицея: мы всегда были тут, при их появлении выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечной молитвой, обнимались с родными и знакомыми; усатые гренадеры из рядов благословляли нас крестом. Не одна слеза тут пролита... Когда начались военные действия, всякое воскресенье кто-нибудь из родных привозил реляции. Кошанский читал их нам громогласно в зале. Газетная комната никогда не была пуста в часы, свободные от классов: читались наперерыв русские и иностранные журналы при неумолкаемых толках и прениях: всему живо сочувствовали у нас...»
В Царское Село, в соседствующий с лицеем Екатерининский дворец привозили Александру I вести с фронтов. Офицеры и фельдъегеря делились новостями со знакомыми и близкими; их рассказы передавались из уст в уста. Пушкин с большим вниманием воспринимал все, что касалось исторической трагедии, разыгравшейся на полях сражений. Под напором численно превосходящего противника русские армии вынуждены были отступать. Наконец начали поступать сведения об ударах, наносимых противнику.
Лицеисты воспринимали их с восторгом. Профессора вместе с лицеистами следили за ходом дел и событий: «Опасения сменялись восторгами при малейшем проблеске к лучшему...» Современники писали о том, что Пушкин с жадностью прислушивался ко всему, что говорило о самопожертвовании русских солдат и офицеров: «Лицо его краснело... глаза его блистали и вдруг часто он задумывался».
Многое Пушкин мог слышать о войне против Наполеона от своих московских и петербургских друзей, среди которых имелось немало участников сражений. Имена Жуковского, Вяземского. Батюшкова, братьев Давыдовых, Каверина, Чаадаева, братьев Раевских, Катенина, Ф. Глинки, Ф. Толстого, Кривцова, М. Орлова, Грибоедова, Перовского, Инзова и др. неотъемлемы от жизненной судьбы поэта. Одних Пушкин знал еще в лицее, с другими познакомился позднее. Юный лицеист посещал стоявших в Царском Селе офицеров гусарского полка: Чаадаева, Каверина, героя Бородина Н. Раевского...
Непосредственно связанным с темой Отечественной войны 1812 г. было стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», написанное юным поэтом по предложению профессора Галича для публичного экзамена и под которым он впервые поставил свою полную подпись - Александр Пушкин. Стихотворение было прочитано на экзамене 8 января 1815 г. в присутствии многочисленных приглашенных гостей, среди которых был и Державин.
Пушкин в своих интереснейших воспоминаниях, относящихся к концу 1835 г., так описал обстановку экзамена: «...Это было в 1815 году, на публичном экзамене в Лицее. Как узнали мы, что Державин будет к нам, все мы взволновались... Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвислы... Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен в русской словесности. Тут он оживилея, глаза заблистали; он преобразился весь. Разумеется, читаны были его стихи, разбирались его стихи, поминутно хвалили его стихи. Он слушал с живостию необыкновенной. Наконец вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда цошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел меня обнять... Меня искали, но не нашли...» (VIII, 65-66).
Получив задание выступить на официальном торжестве со стихотворением, Пушкин должен был создать произведение в высоком стиле, соответствующем моменту. Пушкин своеобразно сочетал в нем все достижения героической поэзии XVIII в. и открывал новые пути развития батальной темы. В своем стихотворении Пушкин отметил, что минувшее столетие отличалось войнами. Героическая тема заняла в русской литературе XVIII в. главенствующее положение:

О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир...
(I, 84-85).

В стихотворении образно говорилось о Северной войне («Где, льва сразив, почил орел России мощный...»), в нем имелись конкретные детали, намекающие на Кагульское и Чесменское сражения. В «Воспоминаниях в Царском Селе» прославлялось екатерининское время, принесшее победы русскому оружию. Развязывание войны в начале нового столетия Пушкин относит на счет Наполеона - «коварством, дерзостью венчанного царя». На протяжении всего поэтического повествования пушкинские характеристики личности Наполеона остаются неизменными: «вселенной бич», «тиран», «надменный галл». У юного поэта здесь еще нет того двойственного отношения к деятельности Бонапарта, которое мы встречаем в более позднем стихотворении «Наполеон» (1821) а намек на которое имеется в его знаменитом стихотворении «К морю» (1824).
В царскосельских «Воспоминаниях» война показана в духе традиций классицизма: «И села мирные, и грады в мгле пылают, и небо заревом оделося вокруг...»; грохочет на холмах «военный гром»; «пылает брань»; «в сгущенном воздухе с мечами свищут, и брызжет кровь на щит» и т. д. Стихотворение близко к оде «на случай» не только темой: прославлением монархини и полководцев, но и композицией, «приступами», «парением», употреблением риторических вопросов и восклицаний, большим количеством церковных славянизмов. Использован весь арсенал поэтических средств предшествующей литературы: битва - это грозный пир; в делах людей принимают участие небожители («Но сильного в боях небесный вседержитель лучом последним увенчал...»). К державинскому образу близко описание некоего обобщенного образа «росса», который «сидит в безмолвии, склоняя ветрам слух». Побежденные враги - «тени бледные погибших чад Беллоны»,

В воздушных съединясь полках,
В могилу мрачную нисходят непрестанно
Иль бродят по лесам в безмолвии ночи...
(I, 85)

В отличие от большинства произведений предшествующей литературы стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» воспринималось все же как новаторское: оно отличается глубоко личной, лирической трактовкой военной темы. В поэтическую ткань повествования введены автобиографические мотивы - детские воспоминания о Москве, о сожалении юного поэта, что ему не пришлось служить в это время в армии:

Края Москвы, края родные,
Где на заре цветущих лет
Часы беспечности я тратил золотые,
Не зная горести и бед,
И вы их видели, врагов моей отчизны!
И вас багрила кровь и пламень пожирал!
И в жертву не принес я мщенья вам и жизни;
Вотще лишь гневом дух пылал!..
(I, 86)

Уже в этом стихотворении Пушкин отметил всенародный характер войны против Наполеона. Официальные историки и поэты писали в то время, что войну Россия выиграла благодаря Александру I. Позднее в одной из своих статей - в «Северной пчеле» печально знаменитый своей беспринципностью и казенно-патриотическим настроением Ф. Булгарин утверждал: «спрашивается, кто же спаситель России? Ответ находится на медали 1812 года: бог! Но кто исполнял волю божию на земле? - император Александр! Слава господу на небеси, а на земли царю русскому слава!»
Русскому крестьянству французская агрессия несла еще более тяжкий гнет, чем тот, которым подвергался он у своих помещиков. Наполеон и не помышлял об отмене крепостного права, к уже существующей кабале он прибавил бы новую. Русскому народу были понятны цели борьбы с захватчиками. В «Воспоминаниях в Царском Селе» говорится о том, что для спасения родины на борьбу с захватчиками поднялся весь народ:

Страшись, о рать иноплеменных!
России двинулись сыны;
Восстал и стар и млад; летят на дерзновенных.
Сердца их мщеньем зажжены,
Вострепещи, тиран! уж близок час паденья!
Ты в каждом ратнике узришь богатыря,
Их цель иль победить, иль пасть в пылу сраженья...
(I, 85-86)

В «Воспоминаниях в Царском Селе» Пушкин творчески использовал и достижения поэтов начала XIX в., прежде всего Батюшкова. К стихотворному посланию Батюшкова «К Дашкову» близко описание сожженной Москвы, общий элегический тон стихотворения, предромантический пейзаж: «тихая луна», «покров угрюмой нощи», седой туман, древние сосны, «сребристые облака». Однако в отличие от Батюшкова Пушкин не сожалеет о безвозвратно ушедшем героическом прошлом и прославляет героику настоящего. В стихотворении элегическая тема развивается в тему мажорную, историческая элегия объединяется с героической одой. Общий тон стихотворения способствовал тому всеобщему воодушевлению, которое охватило русское общество в связи с победным окончанием войны. По свидетельству лицейского друга поэта И. И. Пущина, «в этих великолепных стихах затронуто все живое для русского сердца». «Слушая знакомые стихи, - вспоминает далее Пущин о том неизгладимом впечатлении, которое произвело чтение Пушкина,- мороз по коже пробегал у меня. Когда же патриарх наших певцов в восторге со слезами на глазах бросился целовать и осенил кудрявую его голову, мы все под каким-то неведомым влиянием благоговейно молчали. Хотели сами обнять нашего певца, его уже не было, он убежал...».
Традиции классицистической оды проявились в стихотворениях Пушкина «Наполеон на Эльбе» (1815) и «Александру» («Утихла брань племен...»), где Пушкин писал о всемирно-исторической роли русского народа, освободившего Европу:

Народы, падшие под бременем оков,
Тяжелой цепию с восторгом потрясали
И с робкой радостью друг друга вопрошали:
«Ужель свободны мы?.. Ужели грозный пал?..»
(I, 154)

О недавнем подвиге русского народа поэт говорит в стихотворении «Клеветникам России» (1831), которое, как и «Бородинская годовщина», было направлено против угрозы интервенции, против тех, кто «анафемой грозит России»:

...в бездну повалили
Мы тяготеющий над царствами кумир,
И нашей кровью искупили
Европы вольность, честь и мир...
(III, 223)

Война 1812 г. отразилась во многих произведениях Пушкина, среди них: «Наполеон», VII и X главы «Евгения Онегина», «Рефутация г-на Беранжера» (стихотворение, не предназначавшееся к печати), «Перед гробницею святой», посвященное памяти Кутузова, «Бородинская годовщина», «Полководец», «Метель», «Рославлев», записка «О народном воспитании», «Была пора: наш праздник молодой...» - неоконченное стихотворение к годовщине лицея 19 октября 1836 г. и др.
Историческое значение эпохи 1812 г. во всем объеме открылось Пушкину в более зрелые годы, когда война и последовавшие за ней «походы русской армии за границу пробудили политическое и национальное сознание многих русских людей, захваченных грандиозными событиями, обнаружили великие силы, таившиеся в русском народе.
«Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то русский народ впервые ощутил свою силу, тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной», - свидетельствует декабрист Александр Бестужев.
Россия, на которую весь мир смотрел как на освободительницу Западной Европы, по-прежнему оставалась отсталой, крепостнической страной. Возвращаясь на родину, русские люди снова попадали в тяжкую обстановку самодержавно-крепостнического строя, полицейско-чиновничьего произвола. Все сильнее слышался ропот недовольства. Особенно волновалось крестьянство, ожидавшее по окончании войны с Наполеоном отмены крепостного права...
Усилился рост освободительных, антикрепостнических настроений среди передовой образованной дворянской молодежи. С 1816 года начинают возникать тайные политические общества, ставившие своей целью распространение свободомыслия и борьбу с правительством Александра I, проводившим все более реакционную внешнюю и внутреннюю политику.
Молодой Пушкин становится поэтическим выразителем вольнолюбивых, либеральных, как тогда говорили, устремлений передовой патриотически настроенной дворянской молодежи». Если у раннего Пушкина тема Отечественной войны 1812 г. разрабатывается в национально-историческом аспекте (в произведениях этого периода контрастно противопоставлены, с одной стороны, «сыны России», «русский», «росс», а с другой - «надменный галл», «галлы хищные», «враги отечества»), то позднее в связи с ростом у поэта гражданских настроений и осознанием им роли народа в истории появляется социальный аспект в произведениях конца 20-х - начала 30-х годов («Рефутация г-на Беранжера» и особенно «Рославлев»). К мыслям о войне 1812 г. Пушкин возвращался всю жизнь, чему в немалой степени способствовали его многочисленные встречи с участниками наполеоновских войн: в 1820-1821 гг. в Кишиневе он слышал рассказы отставного полковника Алексеева о Бородинской битве и взятии Парижа, об этом же он беседовал в гостинице Демута в 1834 г. с Раевским и Граббе, через два года в этой же гостинице он встречался с «кавалерист-девицей» Надеждой Андреевной Дуровой.
Переодевшись в мужскую одежду, Дурова служила в армии и принимала активное участие в сражениях при Фридланде, под Смоленском, при Бородине, служила ординарцем у Кутузова. Пушкин одобрительно отозвался о воспоминаниях Н. А. Дуровой, опубликованных в 1836 г. в журнале «Современник». Выход первого тома отдельного издания ее «Записок» он также отметил заметкой в «Современнике». Один из номеров этого журнала Пушкин посвятил описанию борьбы с Наполеоном.
Начало наполеоновских войн, как уже говорилось, отражено и в пушкинском романе «Рославлев» (1831), одной из главных проблем которого является идея истинного патриотизма. «В «Рославлеве», - подчеркивается в цитируемой выше обзорной статье о творчестве поэта, - Пушкин разоблачает антипатриотическое поведение дворянского общества в 1812 году, характерное и для 1830- 1831 годов. Работа Пушкина над романом была одним из эпизодов борьбы поэта с антинациональным космополитизмом дворянской знати, ее преклонением перед всем иностранным».
В этом прозаическом опыте свое понимание патриотизма Пушкин противопоставлял трескучему шовинизму Загоскина с его одноименным романом. Здесь мы встречаем глубокое понимание Пушкиным общественного настроения в пору 12-го года, яркую картину русского общества накануне нашествия, предвосхищающую описания Л. Толстого в романе «Война и мир». Жанр произведения - записки дамы - помог автору передать психологию героев романа, однако ограничил его возможности. Подобно Батюшкову и Д. Давыдову, Пушкин высмеял модников, которые из патриотических чувств высыпали из табакерок французский табак и начали нюхать русский, отказались от французского вина, «закаялись говорить по-французски» и «стали проповедовать народную войну, собираясь на долгих отправиться в саратовские деревни».
Полина, в душе которой зреет тайное намерение пробраться во французский лагерь и убить Наполеона, с гневом и презрением отвергает плоские шутки и хвастовство ростопчинских афишек. Она горда тем, что русские пошли даже на сожжение Москвы, лишь бы изгнать из своей земли неприятеля...
Москву Пушкин любил, о той роли, которую она сыграла в 1812 г., он вспоминал в уже упоминавшихся стихотворениях «Наполеон», «Клеветникам России», в VII главе «Евгения Онегина». В этой главе взволнованное обращение поэта к древней столице естественно и органично перерастает в чувство гордости героическим поведением патриотов - жителей города, в «грозном пламени» которого рушились тщеславные мечты «нетерпеливого героя»:

Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
(V, 156)

В стихотворении «Наполеон на Эльбе» пожар Москвы олицетворяется с «тучей грозной», из которой на французов «грянул мести гром». Первоначальные строки «Бородинской годовщины» обращали память современников к недавнему героическому прошлому, когда русские твердо «грудью приняли напор» чуть ли не всей Европы. В стихотворении «Наполеон» «окровавленные снега» России, «провозгласившие» гибель наполеоновской армии, соотносятся с знаменитой пушкинской строфой о Наполеоне, значение деятельности которого поэт осмысливает не только в том, что его поражение показало мощь и силу русского народа, но раскрыло перед самим народом его историческое величие, явилось героическим примером его порыва к свободной жизни:

Хвала!..
Он русскому народу
Высокий жребий указал
И миру вечную свободу
Из мрака ссылки завещал. (II, 65)

В романтической повести «Метель» Пушкин немногими выразительными штрихами описал завершение войны, когда оставшиеся в живых участники военной кампании возвращались из заграничного похода: «Война со славой была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Музыка играла завоеванные песни «Vive Henri-Quatre», тирольские вальсы и арии из Жоконда. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собой, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество. Как сладки были слезы свидания. С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви...» (V, 112).
Пушкин, поэтически воспроизводя отдельные моменты войны 1812 года, остановил свое внимание и на некоторых ее участниках, дал портреты таких выдающихся ее деятелей, как Кутузов и Барклай-де-Толли, которых поэт называл «начальниками наших народных сил». Первые 18 строк стихотворения «Перед гробницею святой», посвященного М. И. Кутузову, были напечатаны Пушкиным в «Современнике» (1836, т. 4), в «Объяснении» по поводу стихотворения «Полководец», которое было опубликовано в предыдущем, третьем томе журнала.
Стихотворение «Перед гробницею святой» было написано в июне 1831 г., когда неясен был исход польского восстания. Об этом, в частности, свидетельствует письмо самого Пушкина Е. Хитрово, написанное им в сентябре 1831 г. (см. X, 844).
Западноевропейские политики, выражая волю определенных кругов и играя на сложной международной обстановке, в своих статьях о России писали о «русском варварстве», о том, что Россия враждебна европейской культуре. В западных странах сложилось мнение, что русская армия ослаблена, не имеет талантливых полководцев. Такие высказывания оскорбляли национальное достоинство русских. В одном из писем Пушкин писал: «Того и гляди навяжется на нас Европа».
Знакомый Пушкина, встретив в те дни поэта на прогулке, был обеспокоен его мрачным настроением. «Отчего невеселы, Александр Сергеевич?» - спросил он. «Да все газеты читаю». - «Что же такое?» - «Да разве вы не понимаете, что теперь время чуть ли не столь же грозное, как в 1812 году». Стоя «с поникшею главой» перед гробницей Кутузова в Казанском соборе, поэт думал о подвиге великого полководца, который в грозном 1812 г. отозвался на голос «народной веры». Кутузов для Пушкина - великий полководец:

...сей властелин,
Сей идол северных дружин,
Маститый страж страны державной,
Смиритель всех ее врагов,
Сей остальной из стаи славной
Екатерининских орлов.
(III, 220)

Позднее, в 1836 г., в связи с опубликованием стихотворения о Барклае-де-Толли «Полководец», когда нашлись люди, обвинившие Пушкина в умалении роли Кутузова, поэт, как уже говорилось, в журнале «Современник» напечатал «Объяснение», в котором писал о великом доверии, которое вызывал Кутузов у русского народа: «Один Кутузов мог предложить Бородинское сражение, один Кутузов мог отдать Москву неприятелю, один Кутузов мог оставаться в этом мудром деятельном бездействии, усыпляя Наполеона на пожарище Москвы и выжидая роковой минуты: ибо Кутузов обличен был в народную доверенность, которую так чудно он оправдал!..
Слава Кутузова не имеет нужды в похвале чьей бы то ни было, а мнение стихотворца не может ни возвысить, ни унизить того, кто низложил Наполеона и вознес Россию на ту степень, на которой она явилась в 1813 году» (VII, 484, 485).
Пушкину были знакомы обстоятельства личной жизни Кутузова, он знал, с каким ликованием встретили армия и народ назначение его главнокомандующим. Поэт дружил с дочерью великого полководца - Елизаветой Михайловной, вышедшей замуж за генерала и дипломата Хитрово. Занимаясь исследованием французской революции, Пушкин пользовался книгами Елизаветы Михайловны.
Другой исторической фигурой, которая увлекала Пушкина, был М. Б. Барклай-де-Толли, русский полководец, герой Отечественной войны, командующий 1-й западной армией, который вывел русские войска из-под удара численно превосходящей армии Наполеона. К. Маркс писал: «Великой заслугой Барклая-де-Толли является то, что он не уступил невежественным требованиям дать сражение, исходившим как от рядового состава русской армии, так и из главной квартиры, он осуществил отступление с замечательным искусством, непрерывно вводя в дело некоторую часть своих войск, с целью дать князю Багратиону возможность соединиться с ним и облегчить адмиралу Чичагову нападение на тыл противника». Барклая-де-Толли осуждали за это отступление все, даже Багратион. Трагически одинокая фигура полководца была близка Пушкину, особенно остро испытывавшему в конце жизни чувство враждебности окружавшего его светского общества.
Весной 1835 г. при посещении Военной галереи 1812 г. в Зимнем дворце Пушкин среди других портретов деятелей Отечественной войны работы художника Дау увидел портрет Барклая-де-Толли, который поразил его. Поэт отозвался стихотворением «Полководец», в котором рассказал о трагическом жребии человека, принесшего себя в жертву России и оказавшегося не понятым современниками:

О вождь несчастливый!
Суров был жребий твой:
Всё в жертву ты принес земле тебе чужой.
Непроницаемый для взгляда черни дикой,
В молчанье шел один ты с мыслию великой...
И долго, укреплен могущим убежденьем,
Ты был неколебим пред общим заблужденьем;
И на полупути был должен наконец
Безмолвно уступить и лавровый венец,
И власть, и замысел, обдуманный глубоко, -
И в полковых рядах сокрыться одиноко.
Там, устарелый вождь, как ратник молодой,
Свинца веселый свист заслышавший впервой,
Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, -
Вотще!..
(III, 331)

Современники вспоминали, что на Бородинском поле Барклай в парадном мундире, при орденах и орденской ленте, в украшенной плюмажем шляпе впереди полков бросался в атаку и, казалось, действительно хотел смерти. Несколько раз под ним убивали лошадь. В 1813 г., командуя одной из русских армий, он овладел крепостью Торн, отличился в сражениях при Кенигсварте, Лейпциге и Париже.
Таким образом, своей характеристикой Барклая Пушкин восстановил историческую справедливость. В 1836 г. поэт посетил мастерскую скульптора Б. И. Орловского, где видел памятники Барклаю и Кутузову, позднее поставленные перед Казанским собором. В стихотворении «Художнику» поэт вновь повторил характеристику полководцев: «Здесь зачинатель Барклай, а здесь совершитель Кутузов».
Пушкин не мог пройти мимо фигуры Александра I в связи с войнами, которые велись в его царствование. Первый и самый тяжелый решающий период Отечественной войны связан у Пушкина с именами Кутузова и Барклая; во втором периоде, когда русские войска освободили Европу и заняли Париж, несколько выдвинулась фигура Александра I. Поэт говорит об Александре I только на этом последнем этапе войны. В 1815 г. в стихотворении «На возвращение государя императора из Парижа...» поэт характеризует Александра I как спасителя Европы. В стихотворении «Была пора: наш праздник молодой...» (1836) император представлен как покоритель Франции («Он взял Париж...»).
Таковой изображена общественно-историческая роль Александра I, силами законов истории призванного сыграть объективную роль судьи над Наполеоном. Однако Пушкин никогда не мог простить царю ни поражения под Аустерлицем, ни неудач начала войны 1812 г. Личные качества русского императора, его роль как полководца не вызывали восхищения поэта. Лучшее свидетельство тому - пушкинский стихотворный памфлет «На Александра I»:

Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал,
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел -
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел.
(II, 360)

В стихотворении сатирически подчеркнута маниакальная любовь Александра I к вахтпарадам и разводу караула, которую он приобрел на гатчинском плацу в дни юности, во время царствования Павла I. Отмечено участие в конгрессах реакционного Священного союза, призванного подавить национально-освободительное движение народов Европы. Портрет получил существенные дополнения в X главе «Евгения Онегина»:

Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда.
Его мы очень смирным знали,
Когда не наши повара
Орла двуглавого щипали
У Бонапартова шатра...
(V, 209)

Раздумья о войне 1812 г. вызвали у Пушкина повышенный интерес к личности Наполеона. Отношение и оценка его деятельности у поэта менялись. В 1814 г., когда еще были свежи впечатления от войны, Наполеон в стихах Пушкина представлен как «вселенной бич», коварный и дерзостный враг, в его руке кровавый меч («Воспоминания в Царском Селе»). В неоконченной лицейской поэме «Бова» Наполеон сравнивался с царем Дадоном, который «венец со скипетром не прямой достал дорогою». В стихотворении «Принцу Оранскому» (1816) строка «Оковы свергнувший злодей» обращена к Наполеону, покинувшему остров Эльбу. Однако в эти характеристики Пушкин вкладывал смысл, отличный от поношений бежавших из Франции роялистов, для которых Наполеон - божий бич, посланный французам за казнь короля, за революцию. Для роялистов Наполеон - апокалиптический всадник, которому дана власть умерщвлять «мечом и голодом, мором и зверями земными». У Пушкина слово «бич» обозначало военную силу Наполеона, те бедствия и страдания, которые он принес народам своими войнами. Он попрал правду, законы и веру, т. в. нравственные основы общества.
В стихотворении «Наполеон на Эльбе», написанном в самом начале периода «ста дней», когда Наполеон, тайно оставив Эльбу, высадился во Франции 1 марта 1815 г., фигура императора французов зарисовывается в мрачных романтических тонах: Наполеон - «губитель», честолюбец, «он новую в мечтах Европе цепь ковал...». В то же время Наполеон - баловень счастья и богини войны Беллоны.

О счастье! злобный обольститель,
И ты, как сладкий сон, сокрылось от очей,
Средь бурей тайны мой хранитель
И верный пестун с юных дней!
(I, 123)

Б. Г. Реизов полагает, что Пушкин отразил здесь легенду, распространенную среди наполеоновских солдат, о том, что в походах и сражениях Бонапарта сопровождало мифическое существо - маленький «Красный человечек» и давал ему советы.
В мае 1821 г. Наполеон умер. Отныне он стал историей. В связи с ярко выраженной монархистской деятельностью Священного союза для Пушкина пришло время философски и исторически осмыслить значение деятельности Наполеона. В стихотворении «Наполеон», написанном по получении известия о смерти Наполеона, о скончавшемся в неволе императоре говорилось, что он «великий человек», «баловень побед», над урной, где лежит его прах, почила ненависть народов и горит луч бессмертия. Поэт вспомнил недавнее время, когда «при громах силы роковой» падали царства, над «обесславленной землей» летали наполеоновские орлы и на племена победитель налагал свой «ярем державный». Наполеон смирил буйность обновленного революцией народа и ценой военной славы купил его свободу.
В чем же величие его жизни?
Главное в деятельности Наполеона, по мысли Пушкина, это перемена исторических судеб народов. Поэт говорит, что Наполеон дал возможность русскому народу осуществить свою историческую миссию и освободить другие народы. Пушкин понимал, что война 1812-1814 гг. имела историческое значение в пробуждении национального самосознания русского народа. Но главная мысль стихотворения заключалась в противопоставлении олицетворяющего индивидуализм, презирающего человечество Наполеона и самоотверженности русского народа. Наполеон смирил революцию, повел человечество к войне, послушные его «своенравной воле» шумели бедой знамена. Он все делал для своего честолюбия, но не знал, что был игрушкой в руках истории:

Надменный! кто тебя подвигнул?
Кто обуял твой дивный ум?
Как сердца русских не постигнул
Ты с высоты отважных дум?

Поход в Россию переменил его судьбу. Образ России в стихотворении Пушкина близок к образу, который создал Ломоносов. Невозможно победить «бранную царицу». Наполеон столкнулся с Немезидой («И длань народной Немезиды подъяту видит великан»), богиней, карающей за высокомерие и надменность, мстительницей за попранные права.
К 1824 г. относится необработанный стихотворный набросок Пушкина «Зачем ты послан был и кто тебя послал?», в котором отражены раздумья поэта об исторической судьбе Наполеона:

Зачем ты послан был и кто тебя послал?
Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель?
Зачем потух, зачем блистал,
Земли чудесный посетитель?
(II, 182)

На этот раз поэта интересовали нравственные результаты, к которым пришло французское общество в итоге военной диктатуры Наполеона. Беспрерывные завоевательные войны не могли пройти бесследно: в обществе распространился разврат, люди потеряли представление о моральных ценностях: дружбе, любви, добре. Однако и реставрация Бурбонов не принесла Франции ничего хорошего. Она лишь показала всему миру отвратительное лицо реакции. В неоконченном стихотворении «Недвижный страж дремал на царственном пороге» (1824), которое при жизни Пушкина по цензурным основаниям не печаталось, поэт подчеркивал, что Священный союз монархов удушил революционные движения на юге Европы. Пушкин здесь писал о Наполеоне как о «чудном муже», наследнике «мятежной вольности», «всаднике», перед которым склонялись цари. Призрак Наполеона, изображенный поэтом, явился грозным предупреждением Александру I, поправшему свободу народов Европы.
В связи с Отечественной войной 1812 г. у Пушкина обострился интерес к французской революции 1789 г. Ему были известны сочинения Монтескье, Руссо, Гельвеция, Гольбаха, Вольтера. В планах задуманных исследований, в статьях 30-х годов Пушкин рассматривал XVIII в. как эпоху, когда появился «дух исследования и порицания»: Вольтер принес в жертву демону смеха и иронии все высокие чувства; Дидро, Руссо и другие передовые умы столетия пошли во след этому великану. «Старое общество созрело для великого разрушения». Мирабо - «пламенный трибун, предрекший перерождение земли...»
Отношение к революции у Пушкина менялось. В оде «Вольность» (1817), в которой отразились характерные для того времени политические доктрины, Людовик XVI изображен как жертва беззакония, сложившая голову на «плахе вероломства». Молодой Пушкин выразил здесь свои политические взгляды, сложившиеся отчасти в результате лекций Куницына о «естественном праве», отчасти под влиянием бесед с Н. И. Тургеневым. Пушкин обыграл в этом стихотворении слова Мирабо, сказанные перед приходом Людовика XVI в Национальное собрание: «Молчание народов пусть послужит уроком королям!»

Восходит к смерти Людовик
В виду безмолвного потомства...
Молчит закон - народ молчит,
Падет преступная секира...
(I, 322)

Через несколько лет в стихотворении «Наполеон» (1821) революция 1789-1793 гг. уже представляется как «волнение бурь народных», пробуждение от рабства. Казнь короля связывалась теперь с неизбежным началом великогс дня свободы, воспринималась как эпизод в великом обновлении народа. Через четыре года в стихотворении «Андрей Шенье» (1825) Пушкин написал о революции, что она разметала «позорную твердыню» самовластья, но на место свергнутых монархов избрала в цари нового «убийцу с палачами». Пушкин, осуждая якобинцев за развязанный, по его мнению, террор, переосмыслил здесь историческую роль поэта и представил его как певца свободы, проявившего высокое гражданское мужество в борьбе с диктатурой, хотя в действительности художественный образ был далек от реального Шенье. «Он бросил несколько памфлетов в лицо якобинцам и был за это казнен» - писал А. В. Луначарский. Элегические настроения в произведении сменяются патетикой там, где говорится о торжестве свободы:

И час придет... и он уж недалек:
Падешь, тиран! Негодованье
Воспрянет наконец. Отечества рыданье
Разбудит утомленный рок.
(II, 263)

Пушкин одобрительно отзывался об убийстве рабочим Лувелем претендента на французский престол из рода Бурбонов - герцога Беррийского (13 февраля 1820 г.). В театре Пушкин демонстративно публично показывал портрет Лувеля с надписью: «Урок царям». Возможно, что о кинжале Лувеля («Кинжал Л...») говорится в X главе «Евгения Онегина». Пушкин рассматривал как акт революционного патриотизма убийство реакционного писателя Коцебу немецким студентом Зандом в 1819 г.

О юный праведник, избранник роковой,
О Занд, твой век угас на плахе;
Но добродетели святой
Остался глас в казненном прахе, -
(II, 38)

писал Пушкин в стихотворении «Кинжал» (1821). Эпиграмма Пушкина «На Аракчеева», вызванная восстанием в военных поселениях в Чугуеве в июле 1819 г., гласит:

В столице он - капрал, в Чугуеве - Нерон:
Кинжала Зандова везде достоин он.
(I, 440)

Говоря о первоначальном периоде французской революции, Пушкин полагал, что нечто подобное должно произойти в России, когда придет время уничтожить феодально-крепостнический режим. Поэт был убежден, что революционный процесс, затронувший Францию в 1789 г., скажется и на других странах. Его ожидания оправдались: в январе 1820 г. на острове Леоне испанский полковник Риего поднял восстание, требуя восстановления относительно демократической конституции 1812 г. Риего освободил из тюрьмы борца за независимость генерала Квирогу, арестованного в 1815 г. В России молодые офицеры с волнением и тревогой следили за разворачивающимися революционными событиями. Они полагали, что офицерский заговор в интересах народа больше всего подходит им для свержения самодержавия.
За политические стихи Пушкин был сослан в 1820 г. на юг. Оказавшись в Бессарабии, он попал в расположение Второй армии, штаб которой находился в Тульчине. Здесь было руководимое П. И. Пестелем Южное общество декабристов. Пушкин встречался со многими декабристами, которые оказали большое влияние на его идейное развитие. 9 апреля 1821 г. поэт записал в кишиневском дневнике: «Утро провел с Пестелем; умный человек ва всем смысле этого слова... Мы с ним имели разговор метафизический, политический, нравственный и проч. Он один из самых оригинальных умов, которых я знаю...» (VIII, 17).
П. И. Пестель именно в это время создавал Южное общество декабристов и работал над проектом социально-экономических и политических преобразований, названным «Русской правдой». Посещал Пушкин к имение Давыдовых Каменку, где был расположен другой центр декабристов.
Надежды Пушкина обрели еще большую реальность, когда вслед за испанской революцией в июле 1820 г. вспыхнула революция в Неаполе, возглавляемая лейтенантом Морелли, а в августе этого же года полковник Сепульведа произвел военный переворот в Португалии. В письме к Н. И. Гнедичу 4 декабря 1820 г. Пушкин писал, намекая на события в Испании: «... нюхайте гишпанского табаку и чихайте громче, еще громче» (X, 21). В послании «В. Л. Давыдову» (1821) поэт вспоминал своих друзей по Каменке и их разговоры:

...Спасенья чашу наполняли
Беспенной мерзлою струей
И на здоровье тех и той
До дна, до капли выпивали!..
Но те в Неаполе шалят,
А та едва ли там воскреснет...
(II, 42)

Те - это итальянские карбонарии, в июле 1820 г. возглавившие революцию в Неаполе, которая спустя восемь месяцев была подавлена австрийскими войсками. Та - политическая свобода, уничтоженная тираническими режимами.
В Кишиневе в доме генерала И. Н. Инзова друзья и недруги Пушкина не один раз слышали высказывания поэта о неминуемости революции. П. И. Долгоруков - чиновник бессарабского наместника вспоминал, как однажды за столом среди гостей Пушкин говорил: «Прежде народы восставали один против другого, теперь король неаполитанский воюет с народом, прусский воюет с народом, гишпанский тоже: нетрудно расчесть, чья сторона возьмет верх».
В стихотворении «К Овидию» (1821) Пушкин сравнивал свою судьбу с сосланным в свое время в эти края римским поэтом. Сопоставление судьбы Овидия и собственной участи с подчеркиванием нежелания Пушкина обращаться к милости императора, его непримиримость явственно звучат в стихотворении. В послании «Чаадаеву» (1821) он пишет о своей верности идеям свободы, в конце послания «В. Л. Давыдову» опять выражает надежду на то, что

...мы счастьем насладимся.
Кровавой чаши причастимся...

В стихотворении «Кинжал» Пушкин восхваляет насильственное свержение тиранического деспотизма, хотя осуждает «исчадье мятежей» - якобинцев.
В октябре 1820 г. он написал стихотворение «Дочери Карагеоргия», посвященное сербскому вождю Георгию Черному, семья которого жила в Хотине, недалеко от Кишинева. Двойственная трактовка образа («преступник и герой, и ужаса людей, и славы был достоин»), проходящая через все стихотворение, не ослабляла ярко выраженного, романтического свободолюбивого порыва. В Кишиневе Пушкин встретился с князем Александром Ипсиланти-младшим - руководителем греческого национально-освободительного общества «Фелике Гетерия», основанного для борьбы с турецким игом.
Александр Ипсиланти был офицером русской армии, принимал участие в войне 1812 г. Весной 1821 г. он поднял восстание против турецкого правительства. Перед греками был пример Стефана Мавромихали (1740-1801), во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. поднявшего успешное восстание майнотов против турок и в 1775 г. переселившегося с несколькими тысячами греков в Россию, в Балаклаву.
«Греческое войско» Мавромихали участвовало на стороне русских в войнах с турками в 1777-1778 и 1787-1791 гг. Пушкин писал: «Первый шаг Александра Ипсиланти прекрасен и блистателен. ...Мертвый или победитель, отныне он принадлежит истории - ...завидная участь» (X, 24). Пушкин сравнивал повстанцев с древнегреческими героями Леонидом и Фемистоклом. По свидетельству современников, Пушкин вел журнал греческого восстания, от которого сохранились фрагменты.
2 апреля 1821 г. в дневнике он записал о своей твердой уверенности в победе Греции («...между пятью греками я один говорил как грек: все отчаивались в успехе предприятия... Я твердо уверен, что Греция восторжествует...», VIII, 17).
В это время Пушкин с жадностью слушал рассказы и песни о народных героях - борцах с турецким игом: болгарском герое бим-баше Савве и вожде румынского крестьянства Владимиреску, который в 1806-1812 гг. во время русско-турецкой войны, командуя добровольческим отрядом румын, вместе с русскими сражался против турок.
Тудор Владимиреску блокировался в 1821 г. с А. Ипсиланти, однако вследствие разногласия с ним был схвачен его сторонниками и казнен. Турки заманили в Бухарест и казнили Савву. 7 мая Пушкин послал письмо А. Ипсиланти, как свидетельствует запись в дневнике, «с молодым французом, который отправляется в греческое войско» (VIII, 18).
Можно думать, что поэт просил принять его в повстанческую армию добровольцем. В стихотворении «Война» (1821), вызванном греческим восстанием, раздумья Пушкина о возможной гибели в бою не останавливают его порыва, к «высокому стремленье».
В связи со слухами о посылке бригады русских войск генерала П. С. Пущина на помощь повстанцам было написано стихотворение «Генералу Пущину», где героическая тема соотносится с понятием «свобода». В стихотворении «Гречанка верная! не плачь, - он пал героем!» поэт глубоко скорбит с женщиной, потерявшей мужа на войне за свободу Греции, за «великое, святое дело». Эмоционально сильно и мужественно говорит поэт о неизбежных жертвах в борьбе за свободу, призывая живых довершить начатое:

Гречанка верная! не плачь, - он пал героем!
Свинец врага в его вонзился грудь.
Не плачь - не ты ль ему сама пред первым боем
Назначила кровавой чести путь?

В этих словах поэта, исполненных сдержанной нежности и личного мужества, звучит непреоборимая вера в конечное торжество справедливого дела людей, защищающих свободу своей страны.
Из-за отсутствия единства между греками и молдавскими крестьянами восстание А. Ипсиланти в июне 1821 г. было подавлено. Однако национально-освободительная борьба не прекратилась. В результате победы России в войне с Турцией в 1828- 1829 гг. Греция освободилась от султанского ига. У Пушкина было желание написать поэму о восстании гетеристов, от нее сохранился план да несколько начальных строк.
«Песни западных славян» Пушкина рассказывали о жестокости и вероломстве турок, одна из них близка к Валашской народной песне о гибели бим-баши Саввы, которую распевали во время пребывания поэта в Кишиневе. Мрачное настроение Пушкина, вызванное неудачными восстаниями в Испании, Греции и других западноевропейских странах, отразилось в его стихотворениях «Свободы сеятель пустынный», «Кто, волны, вас остановил», «В. Ф. Раевскому» и др.
Пушкин сочувственно отнесся к Июльской революции 1830 г. во Франции, когда был свергнут Карл X с его реакционным режимом. Июльская революция была значительным шагом вперед в историческом развитии всех народов Европы: во Франции был ликвидирован режим реставрации, непоправимый удар испытал Священный союз, поднялась новая волна национально-освободительного и либерально-демократического движения в Европе. Пушкин сожалел, что во Франции власть достанется «королю с зонтиком под мышкой» (X, 834), олицетворявшему умеренность и мещанство.
Самые горькие мысли у Пушкина вызывала мысль об угнетенном состоянии родного народа, поэта возмущал произвол «барства дикого» в собственной стране. Уже в послании «Лицинию», написанном в 1815 г., в иносказательной форме содержался призыв к борьбе с «деспотом» и его любимцем («Я рабство ненавижу», «кипит в груди свобода»). Проблема рабства поднимается здесь не в социальном, а в моральном аспекте: говорится о развращающем влиянии самовластья с неизбежным для него фаворитством, о падении общественных нравов.
Пушкин писал применительно к истории России XVIII в. о том, что Екатерина II «развратила» государство. В пушкинских «Заметках по русской истории XVIII века» (1822) по-радищевски беспощадно оценивается царствование Екатерины II, которую поэт называет «Тартюфом в юбке и в короне», обличая за жестокую расправу с Радищевым и другими передовыми русскими писателями.
«...История, - подчеркивал Пушкин, - оценит влияние ее царствования на нравы, откроет жестокую деятельность ее деспотизма под личиной кротости и терпимости, народ, угнетенный наместниками, казну, расхищенную любовниками... ничтожность в законодательстве, отвратительное фиглярство в сношениях с философами ее столетия...» (X, 128).
В 1823 г. по поводу напечатанного А. Бестужевым критического обзора «Взгляд на старую и новую словесность в России» Пушкин упрекнул его в том, что тот не назвал имени Радищева: «О «Взгляде» можно бы нам поспорить на досуге...- писал Пушкин из Кишинева в Петербург. - Покамест жалуюсь тебе об одном: как можно в статье о русской словесности забыть Радищева? кого же мы будем помнить? Это умолчание не простительно... от тебя его не ожидал» (X, 61).
Особенно много о Радищеве, его героической жизни Пушкин думал в период создания «Капитанская дочка» в незаконченном «Путешествии из Москвы в Петербург» (1833-1835) и в не пропущенной цензурой статье «Александр Радищев» (1836), главной целью которой было снять запрет с имени Радищева.
Во время восстания декабристов Пушкина в Петербурге не было, он жил под надзором в Михайловском. Суд над декабристами, среди которых были друзья поэта, произвел на Пушкина огромное впечатление. Он приготовился к худшему. Правительство послало в Псковскую губернию агента проверить, не призывал ли Пушкин крестьян к «вольности». Никаких прямых улик об участии Пушкина в движении у правительства не было. Покорившись необходимости, поэт не отступил от своих взглядов, декабристы на всю жизнь остались для него «друзьями, братьями, товарищами». В стихотворении «В Сибирь» (1827) он выразил убежденность в победе их дела, в «Арионе» заявил о том, что остался верен их идеям («Я гимны прежние пою...»). О декабристах он писал в X главе «Евгения Онегина», где

...Лунин дерзко предлагал
Свои решительные меры...
Меланхолический Якушкин,
Казалось, молча обнажал
Цареубийственный кинжал...
Хромой Тургенев им внимал
И, плети рабства ненавидя,
Предвидел в сей толпе дворян
Освободителей крестьян.
(V, 212)

Поэт полемизировал с декабристами, пытавшимися ограничить поэзию областью возвышенного, высокого, иронизировал над их призывом писать оды, которые в то время уже никто не хотел читать, но это отнюдь не означало отхода от общественной, героической тематики.
В изображении героического Пушкин трансформирует старые и создает новые поэтические жанры. Он придал политически-оппозиционный характер своим анакреонтическим стихам, насытил общественным содержанием интимную лирику и тем самым снял традиционный «спор Ломоносова с Анакреонтом». Жанр дружеского послания под пером Пушкина превращается в страстный, окрашенный революционной романтикой гражданский призыв к деятельности и борьбе. Пушкин создает произведения лаконичные, пропагандирующие революционные идеи. Он уничтожает границы между высокими и низкими темами и соответствующими им поэтическими жанрами, умеет переселиться в чуждое ему миросозерцание и раскрыть его глубины. Пушкин освободил поэзию от шаблонов и формализма классицистов, от фальши сентименталистов и придал ей искренность и свободу выражения человеческих чувств.
В стихах Пушкина уменьшается употребление античных собственных имен и церковнославянизмов, зато все чаще звучат народные выражения, раньше встречаемые в литературе главным образом у И. А. Крылова. Гоголь в статье «Несколько слов о Пушкине» выделял точность, емкость пушкинского художественного мышления: «Слов немного, но они так точны, что обозначают все. В каждом слове, бездна пространства, каждое слово необъятно, как поэт».

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +