Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Патриотическая тема в русской литературе в начале XIX века


А. И. Кузьмин, "Героическая тема в русской литературе"
Изд-во «Просвещение», М., 1974 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

В начале XIX в. стареющий М. М. Херасков в традиционных формах выразил надежды определенных кругов русского общества на миролюбие вступившего на престол Александра I:

Не жаждущий народов кровью
Ты дружбой, милостью, любовью
Пленишь и победишь весь свет.

В 1803 г. вышло «Рассуждение о мире и войне», составленное по книге французского писателя-сентименталиста Бернардена де Сен Пьера «Sur la paix eternelle». В нем осуждались войны, рассказывалось о бедствиях военного времени, проводилась мысль о том, что, ведя постоянно войны, люди перестают ощущать их зло и жестокость. В следующем, 1804 г. в журнале «Северный вестник» была помещена рецензия, в которой выход упомянутого выше «Рассуждения...» признавался полезным и своевременным. Вывод автора рецензии сводился к следующему: «Привыкли мы к войне от невежества, отвыкнуть от нее должны с истинным просвещением».
Подобные пацифистские настроения появились главным образом в среде дворянской молодежи. На протяжении всего XVIII в. в русской литературе военная тема сосуществовала наряду с темой прославления мира. Это обстоятельство было обусловлено теми противоречивыми процессами, в русле которых шло развитие русского общества. В начале прошлого века, по свидетельству одного из современников, «во всех петербургских обществах толковали о политике... Это было в духе времени. Существовали две партии: мирная и военная. Одна хотела нейтралитета и мира с Францией, другая желала спора с Англией и войны с Францией». В придворных кругах мечтали о продолжении «века Екатерины»; вступивший на престол в марте 1801 г. Александр I объявил, что управлять страной будет по законам и «по сердцу покойной государыни».
Освободительное движение народов Европы, разочарование в результатах французской революции показали слабые стороны идеалов Просвещения. Изменения, к которым привела буржуазная революция, «оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей». Романтизм, явившийся своеобразной реакцией на первую буржуазную революцию, был проникнут отрицанием современной действительности, писатели-романтики критиковали капиталистическую цивилизацию с ее угнетением личности и культом денег.
Поиски своих идеалов представители этого движения находили либо в поэтизации средневековья, монархии и религии, либо в утопиях по поводу будущего - мечтах о создании такого общественного порядка, в котором не было бы эксплуатации и войн и все были счастливы. Большую роль в развитии романтизма сыграли национально-освободительные войны европейских народов против наполеоновской Франции, которые носили двойственный характер: с одной стороны, способствовали национальному возрождению этих народов, с другой - влекли за собой попытки восстановления монархических режимов. Известное единство идеалов представителей национально-освободительного движения и литературного течения романтизма привело к тому, что наиболее значительные произведения прогрессивных романтиков были пронизаны духом борьбы за независимость, выражали действительные чаяния народов, воспевали героизм и душевное благородство, идею независимости человека. Появление романтизма как литературного направления было подготовлено также сентиментализмом с его повышенным интересом к внутреннему миру человеческой личности, психологизмом, культом «чувствительности».
В первые годы господства романтизма в русской литературе героическая тема становится особенно важной и актуальной. Более того, под влиянием реальной действительности, особенно в связи с результатами Отечественной войны 1812 года в передовых кругах русского общества меняется взгляд на историю, по-другому начинают оцениваться движущие силы исторического процесса. «До сих пор история писала только о царях и героях,- говорил Н. А. Бестужев.- О народе и его нуждах, его счастье или бедствиях ничего не ведали. Нынешний только век понял, что сила государства составляется из народа».
Элементы романтического восприятия героической темы содержались уже в незаконченной героико-исторической поэме А. Н. Радищева «Песни, петые на состязаниях в честь древним славянским божествам» (1800-1802). В поэме, проникнутой патриотическим пафосом, рассказывалось о героической борьбе славян-новгородцев с иноземными завоевателями, утверждалась мысль о блестящих победах, которые одержит русский народ в будущем. Находясь под впечатлением только что опубликованного «Слова о полку Игореве», Радищев сделал попытку воспроизвести героический стиль древнерусской поэзии и создать поэму об исторической судьбе славянских народов. Для этой цели он использовал отдельные выражения «Слова» (вступают в златые стремена, идут стязи и др.), выражения народно-поэтического творчества (булатные копья, звонкие гусли), смешал различные стихотворные размеры, полагая, что таким образом можно лучше воссоздать характер русской эпической поэмы.
Организованное поэтами-радищевцами в 1801 г. Вольное общество любителей словесности наук и художеств высказывало идеи всеобщего равенства. Члены его полагали, что для борьбы с тиранией хороши все средства, вплоть до кровавой расправы (например, «Ода Калистрата» И. М. Борна). В «Оде достойным», написанной под впечатлением убийства Павла I, А. X. Востоком осуждал людей пассивных, остающихся в «виновном бездействии», и прославлял самоотверженных героев, жертвующих жизнью для того, чтобы избавить сограждан от бедствия.
Первооткрывателем романтизма в русской поэзии был В. А. Жуковский. В своих ранних произведениях, вслед за поэтами и философами XVIII в. он развивал мысли о ненужности завоеваний, о преходящем характере мирской славы. Таковы его стихотворения «К Тибуллу на прошедший век» и «Мир», написанные в 1800 г. Первое он адресовал римскому поэту I в. до нашей эры, другу Горация - Альбию Тибуллу. Известно резко отрицательное отношение Тибулла к императорскому режиму, который установился в древнем Риме после республики. Несмотря на то что Тибулл принадлежал к кружку полководца Мессалы Корвина, он осуждал войны, воспевал идиллическую сельскую жизнь и любовь, отмеченную легкой грустью и задушевностью.
Прошедшему XVIII в. Жуковский здесь дает оценку, близкую радищевской. Исчезнув «в бездне вечности», это столетие, по словам поэта, оставило

Могилы, пепел, разрушенье,
Пучину бедствий, крови, слез -
Вот путь его и обелиски.

В этом стихотворении выражена мысль, которая в дальнейшем пройдет и через многие другие произведения Жуковского: человек может сохранить о себе добрую память только добрыми делами и любовью к миру, а не к войне. Спустя несколько лет к творчеству Тибулла обратился К. Н. Батюшков и перевел из его первой книги десятую элегию. В ней проводились идеи, покорившие Жуковского: поэт не хочет воевать, не хочет увенчаться славою и быть убитым, он просит «кровавого Марса» уйти от мирных алтарей. Он счастлив любовью к своей Ливии и хочет быть мирным земледельцем. В элегии содержались раздумья о происхождении войн; человек, который первым изготовил оружие, изгнал мир и открыл двери в ад. Люди были счастливы в те времена, когда жили в бедности и простоте и поклонялись домашним пенатам.
В стихотворении «Миру», написанном в преддверии наполеоновских войн, Жуковский обратился к поэтам с призывом воспевать «тишину», при которой безмятежно процветает человечество, покрыты жатвою нивы, воин, обученный убийству, кладет «под мирты» меч и вступает в союз с природой. Поэт просит мир воцариться и на поле битвы, где развеваются военные знамена, где братья поражают братьев, разъяренные кони топчут поверженных всадников, гремит оружие, льется кровь, к небесам поднимаются стоны несчастных жертв. Если поэтов-классицистов увлекала античная мифология и патетика библейских образов, то романтикам ближе иные настроения и взгляды. Жуковский задается вопросом: кто дал человеку в руки оружие, кто назвал завоевателя владыкой жизни? Ответ выдержан в духе буддийской философии: как может человек быть владыкой чужой жизни, когда он и над своей жизнью не властен. Подобно стихотворению «К Тибуллу», в этом произведении внушалась мысль о том, что только злодей может искать славы на поле брани. В заключение поэт обращался к России с просьбой прекратить в новом столетии войны, быть героиней не войны, а мира, перековать свой меч на плуг и воевать не с людьми, а с человеческими страстями.
Через четырнадцать лет, когда уже отгремели пушки на поле Ватерлоо, Жуковский вновь возвратился к этим настроениям. В стихотворении «Завоевателям» он писал о времени, которое стерло в гробовую пыль всемогущих полководцев, «опустошителей земли»; в стихотворении «Теон и Эсхин» (1814) поэт рассказал о том, что нетленны только любовь и «возвышенные мысли»; в стихотворении «Подробный отчет о луне» (1820) мирная природа, которая не знает человеческих бед, противопоставлена силе рока, влекущего людей к войне.
Романтики широко пользовались образами кельтского народного эпоса из «Песен Оссиана». Это особенно ярко проявилось в стихотворениях, посвященных наполеоновским войнам.
В конце 1805 г. русское общество получило известие о сражении под Аустерлицем, которое принесло победу Наполеону над русско-австрийскими войсками. Из-за ошибок, допущенных союзным командованием, и фактического отстранения от руководства Кутузова русские потеряли более 20 тысяч убитыми и ранеными и вынуждены были отступить. Потери французов были вдвое меньше. Возвратившийся из-за границы Александр I считал себя «более побежденным, чем его армия», убедился в своей неспособности командовать войсками. Только благодаря храбрости русских солдат Наполеону не удалось окружить и уничтожить главные силы всей союзной армии. Вскоре после этого сражения Жуковский написал «Песнь барда над гробом славян победителей» (1806).
Стихотворение было напечатано в журнале «Вестник Европы». С первых строк Жуковский переносил читателя в романтическую обстановку древней Шотландии: ночной лес, поднимающийся туман, сквозь бегущие облака проглядывает луна, освещая все неверным, зыблющпмся светом. Горит костер. Певец призывает ударить «во звонкий щит». Перед покоящимися на щитах убитыми воинами седой «вещий бард» играет на лире, ему воем отзывается «смятенный бор»:

О, страшный вид попранных боем!
Тот зыблется в крови, с глухим кончаясь воем!
Тот, вихрем мчась, погиб бесстрашных впереди;
Тот шуйцей рану сжав, десной изнеможденной
Оторванну хоругвь скрывает на груди;
Тот страшно восстенал, на копья восхищенной,
И, сверженный во прах, дымясь, оцепенел...
О мужество славян! о витязей предел!

Жуковский прославлял юного храбреца, павшего на поле боя. Мысль поэта сводилась к тому, что лучше героически умереть в молодые годы, чем жить так, как живет израненный, оставленный всеми старый воин. Стихотворение это перекликается с произведениями на сходную тему, распространенными в литературе XVIII в.: могилу павших посетят дева и юноша, придет старец и своей песней прославит тех, кто геройски погиб.
Значительное место в стихотворении Жуковского отведено пейзажу, он вдохновляет поэта, рождает воспоминания; перед исступленным взором поэта-барда проносятся сонмы воинственных призраков, которые взывают к отмщению. Рисуется картина гибельного разрушения и рабства, которые принесло военное поражение народам. К «сынам возвышенных славян» с мольбой об освобождении взывают матери, «чада», отцы, девы. Врага нужно разбить не только потому, что это жизненно необходимо для отечества, но и во имя любви этих людей. Личное чувство становится, таким образом, источником подвига, имеющего общественно-историческое значение.
В духе поэтов XVIII в. вспоминается здесь о победах, которые были одержаны русскими войсками над турками и шведами. Наряду с некоторыми архаическими приемами, которые использовали еще поэты-классицисты, в стихотворении содержались новые детали, присущие романтическому восприятию героического. Многое тем не менее оставалось за пределами слова. Сложные исторические события передавались неточно, намеками. Читателю предоставлено самому догадываться, кто с кем сражался. В подзаголовке указано: «над гробом славян-победителей», но из текста явствовало, что победили не «россы», а кто-то другой, кому удалось надеть ярмо на народы, кому следует отомстить за смерть. Стихотворение проникнуто таинственностью, недосказанностью. Погибшие воины одержали победу моральную, они мужественно пали, сожженные небесными громами. В другом месте сказано, что причиной их гибели было коварство, воины попали в ловушку; конкретно же о коварных поступках врагов ничего не говорится. Правда, в этом и не было нужды.
Современники знали, что в сражении под Аустерлицем Наполеон обманул союзников: создавая видимость слабости своих войск, он приказал отходить. Парламентер французов, направленный к русским для переговоров, разговаривал так, что у последних создалось впечатление, будто и в самом деле Наполеон стремится избежать сражения. Усыпив бдительность своих противников, Бонапарт обошел их войска главными силами и нанес страшный удар.
В стихотворении имелись и другие намеки на конкретные обстоятельства: рассказано, в частности, о том, что один из убитых воинов лежит, прижав к груди знамя. Жуковский намекал здесь на солдата Емельянова, совершившего подвиг. Слова «О юноша, о ты, бессмертно приобщенный!» относятся к умершему от ран молодому офицеру Новосильцеву. В стихотворении «Песнь барда над гробом славян-победителей» отражены сложные, глубокие и противоречивые переживания автора. Все стихотворение представляет собой поток душеизлияний, мистических видений, восторгов. Большую роль при этом играло эмоциональное значение слова, которое в контексте приобретало новый смысл, подчас далекий от его широко принятого конкретного значения. Патетическую напряженность авторскому повествованию придавали восклицания, риторические вопросы, повторения, эмоционально-оценочные эпитеты: страшные, грозные, мрачные, окровавленные, воспламенении, орланы, пленительны и др.
«Песнь барда...» пользовалась большой популярностью у современников: среди читателей было много родственников и близких участников аустерлицкого сражения. Александр I мог воспринять это стихотворение как упрек в свой адрес,- вина за поражение лежала на нем. В. Г. Белинский писал в статье «Русская литература в 1841 году»: «Оригинальные произведения Жуковского представляют собой великий факт и в истории нашей литературы, и в истории эстетического и нравственного развития нашего общества; их влияние на литературу и публику было безмерно велико и безмерно благодетельно. В них, еще в первый раз, русские стихи явились не только благозвучными и поэтическими по отделке, но и с содержанием. Они шли из сердца к сердцу; они говорили не о ярком блеске иллюминаций, не о громе побед, а о таинствах сердца, о таинствах внутреннего мира души...».
Следуя философии немецкого философа Бутервека, последователя Канта, Жуковский понимал искусство как созерцание окружающего мира. Для него поэзия - «небесной религии семья», «лекарство душ», однако не всегда его искусство было пассивным созерцанием. 12 июня 1812 г. началась война России с Францией. Император французов решил силой оружия объединить под своей властью все народы Европы, а Париж сделать столицей мира. Россию он решил расчленить на несколько зависимых государств, лишить выхода к Балтийскому и Черному морям, отобрать Прибалтику, выделить в вассальное государство Украину под названием «Наполеонида».
Наполеон говорил: «Покой в Европе может быть установлен только с воцарением одного императора, одного главы, у которого под начальством будут короли, который распределит государства между своими наместниками».
Наполеон перешел Неман, имея более чем 600-тысячную армию, которая включала в себя «двунадесять языков» - немцев, итальянцев, голландцев, людей самых различных национальностей из покоренной Бонапартом Европы. Русских было втрое меньше, но за спиной русской армии стоял народ. Любовь народа к своему отечеству, его мужество и самоотверженность в этот период напряженных для России испытаний явились великим, решающим фактором сохранения государственной целостности и национальной независимости. Люди, которые раньше боялись солдатчины, охотно шли в армию, брались за оружие, чтобы изгнать интервентов. Известно, например, что крестьяне Тамбовской губернии плясали от радости, когда их брали рекрутами в армию, - так велико было чувство ненависти к завоевателям. Стендаль, побывавший в России с армией Наполеона, писал о том, что в этой стране он встретился с настоящим патриотизмом: крепостные крестьяне сами сжигали свои дома, вооружались кто чем мог и уходили в леса, чтобы продолжать борьбу.
Жуковский в первые же дни войны «уехал в Москву и 12 августа вступил в Московское ополчение в чине поручика. В день Бородинского сражения он находился в резерве, в двух верстах от боя; после оставления Москвы был прикомандирован к штабу М. И. Кутузова...». В стихотворении «Подробный отчет о луне. Послание к г. и. Марии Федоровне» (1820) он вспоминал о своем пребывании в военном лагере («когда пылала пред Москвою святая русская война»).
В Тарутине, в штабе Кутузова, Жуковский написал свой знаменитый патриотический гимн, романтическую оду-элегию «Певец во стане русских воинов». Тарутинская оборонительная позиция русской армии (21 сентября - 11 октября 1812 г.) была расположена по обеим сторонам старой Калужской дороги. Здесь армия получала подкрепление, создавались добровольные отряды ополчения, одних донских казаков пришло 22 полка. Жуковский встречался в Тарутине со многими генералами - прославленными полководцами Отечественной войны. Здесь, в Тарутине, он воочию видел, как после тяжелого морального поражения, связанного с оставлением Москвы, креп и рос дух русской армии.
События современные связаны в «Певце во стане русских воинов» с историей России. В стихотворении ощутимы традиции классицизма: защитниками родины названы великие князья и цари: Святослав, Дмитрий Донской, Петр I, выдающийся полководец Суворов. Тени их появляются на небесах и увлекают полки живых. Назывались и живые современники поэта, среди них «русский царь», т. е. Александр I, за ним «ратные и вожди». Как и у Державина, каждому полководцу давалась краткая характеристика. Первым назван «герой под сединами» (М. И. Кутузов) - отмечался его опыт, хладнокровие. Жуковский вспомнил об орле, который пролетел над полководцем на поле боя:

О диво! Се орел пронзил
Над ним небес равнины...

О знаменитом полководце А. П. Ермолове сказано, что он «витязь юный», Раевский храбр («Он первый грудь против мечей с отважными сынами»), Милорадович стремителен, Витгенштейн - спаситель Петербурга, Коновницын спокойный и смелый в бою.
Такими же, как у Державина, изобразительными средствами из арсенала народной поэзии характеризуется Платов. Поэт поднимает кубок за отечество, к которому воины испытывают сыновнюю любовь, предлагает почтить память погибших героев: Кульнева, Кутайсова, Багратиона. Вновь, как и в «Песне барда...», Жуковский призывал живых воинов отомстить врагам, которые в конце концов падут вместе со своим царем-злодеем.
Традиции одической поэзии XVIII в. сказались в патриотическом пафосе стихотворного гимна Жуковского, в средствах поэтического повествования. Битва - это «пир кровавый», артиллерийская стрельба традиционно изображалась, как перуны, солдаты - витязи, их командиры - вожди и т. д. В оде содержалась присущая классицизму дидактика и пафос - «витийственность», «парение». Лексика произведения изобиловала славянизмами: брань, очи, чада, длань, держава, рать, фиал. Давался обобщенный, лишенный национального колорита образ родины: царский трон, прах царей и предков, могилы отцов, но вместе с тем это и «милый дом», где воинов ждут жены и чада, «поля, холмы родные, родного неба милый свет...»
И все же «Певец во стане русских воинов» - произведение в стиле романтизма. В нем подчеркнуто личное отношение поэта к описываемым событиям, передается внутренний мир человека, его непосредственное чувство. Используя, как было сказано выше, традиции классицизма, поэт своеобразно их изменил и переработал. Жуковский «внес в произведение, близкое оде по. всему строю, и по теме, и по стилистическим частностям, элементы элегии. Самый образ родины окрашен в «Певце...» в элегические тона:

Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные,
Родного неба милый свет,
Знакомые потоки,
Златые игры первых лет
И первых лет уроки,
Что вашу прелесть заменит?
О родина святая,
Какое сердце не дрожит,
Тебя благословляя?

И образность (особенно эпитеты), и общий тон воспоминания роднят эту строфу с элегиями».
Элегическая песнь звучит в военном лагере среди тишины, воцарившейся на поле битвы. Земному миру противопоставляется мир потусторонний. При лунном свете мелькают тени героев прошлого. На подвиг воинов воодушевляет «образ милой». Наряду с конкретными реалиями здесь много намеков; образ девушки, «обрученной сердцем» с воином, оказывается изображенным на «бранных знаменах»:

Она на бранных знаменах,
Она в пылу сраженья...
Отведай, враг, исторгнуть щит,
Рукою данный милой;
Святой обет на нем горит:
Твоя и за могилой!

Таким образом, Жуковский объединил в этом произведении эпические и лирические элементы.
В стихотворении содержались художественные детали, которые позднее развил Пушкин в «Полтаве». Такова, например, строфа, в которой рассказывалось о начале битвы. У Жуковского день сражения кончался зарей, у Пушкина - начинался.
В основе произведения «Певец во стане русских воинов» лежал распространенный в литературе того времени жанр застольной песни. В это время Пушкиным были написаны «Пирующие студенты» (1814), годом раньше Батюшков создал пародию «Певец в Беседе Славянороссов» с подзаголовком «Эпико-лиро-комико-эпородический гимн» (1813), в которой много от баллады.
Литературоведы назвали «Певца...» Жуковского лиро-эпической рапсодией, сплетающей разнообразные стилевые и жанровые элементы. Произведение это пользовалось у современников большим успехом, оно сразу же разошлось в тысячах списков, его читали у походных костров, заучивали на память. И. Лажечников специально остановился на нем в «Походных записках русского офицера». «Читая изображение лучших полководцев нынешней войны, думаешь, что Певец в самом деле родился в шумном стане военном, вырос и воспитался среди копий и мечей, сопровождал храбрых в грозные, кипущие битвы, замечал отличительные черты их мужества и ныне их воспевает...
Труд сей принадлежит постоянному обитателю мирного кабинета»,- удивлялся Лажечников.
События войны 1812 г., образ М. И. Кутузова привлекали Жуковского и позднее. В ноябре 1812 г. произошло сражение под Красным, где русская армия нанесла французам тяжелое поражение и лишила Наполеона возможности сосредоточить свои отступавшие войска. Кутузов хотел перерезать им путь и разбить по частям. Послание Жуковского «Вождю победителей», обращенное к М. И. Кутузову, было написано поэтом как раз после сражения под Красным.
Следует отметить, что эпистолярный жанр «послания» вообще пришел на смену впитавшей в себя героическую тему оде после «открытия человека» сентименталистами. Он отличался доверительной интимностью и бытописью. В оде, как известно, материал излагался декламационно, ораторски. Ода была заполнена словесными и художественными штампами, прославляла государство и его героев, что, естественно, определяло традиционную структуру и стиль одического произведения. В послании возвышенный пафос заменился широким изображением бытовых сторон. Официальному тону здесь противопоставлен тон интимный. Поэзия шла по пути создания «конкретного стиля», к выявлению образа лирического героя. Поэты нового времени были настроены против агитационной декламации. Они рассматривали войну не как агитационно-политическую, а как эстетическую тему. Их батальные послания походили на картины или гравюры, в которых сражение давалось как одно изявлений окружающего мира: без всякой моральной или политической его оценки. Присущий жанру послания интимный тон давал возможность описывать подробности, не связывая их ни с дидактизмом, ни с декламацией.
В «Вождю победителей» говорится о триумфальном шествии Наполеона, которому покорились многие «цари-рабы» и даже Россия вынуждена была склониться на «низкий мир». Однако именно в России завоевателя ждала «грозная судьба», все его победы были совершены лишь для того, чтобы еще больше подчеркнуть величие «старца», «вождя славян» - Кутузова, который «едва дружины двинул», как обратил врагов в бегство.
Стихотворение «Вождю победителей» написано в значительной степени в традициях оссиановской поэзии. Войска - это дружины, вооруженные щитами и мечами; французы - «кичливые разбойников орды», русские - орлы, благословляемые громами. Кутузов - «вождь», «посол Судьбы»; Наполеон - надменный хищник. Победа олицетворяется в виде венцов.
Однако в отличие от поэтов-классицистов, воплощавших в своих произведениях абстрактные высокие чувства, в стихотворном послании Жуковского при всей его отвлеченности и обобщенности показаны сложные переживания человека.
Кутузов - это не только грозный для врагов герой «величавый», «старец-вождь», но и мирный человек, который, победив врага, расстанется с оружием и, возвратившись домой, будет наслаждаться радостями мирной жизни. Победы его будут увенчаны не только всеобщим триумфом, но и добрым словом женщины-матери, которой он сохранил детей. Поэт не только прославлял победу, но и философски размышлял о смысле мирной жизни людей, занятых сельским трудом. Это вело к более конкретному, наполненному большим количеством реалий изображению героической темы.
В упомянутом выше стихотворении «Подробный отчет о луне», написанном в форме послания, дана проникнутая лиризмом картина военного лагеря, в котором уже не античные воины, а простые ратники; вот казак в косматой бурке, подле коней спящие уланы, усталые стрелки припали головами к пушкам. Над всем этим «рдеет луна», вдали видны дымные биваки французов и рядом «забытые в пыли» тела убитых. Как и другие произведения Жуковского, это стихотворение отличают обилие и своеобразие метафор, приподнятость авторских интонаций, риторические вопросы и восклицания. Жуковский с его порывом к неопределенному идеалу (Белинский) придавал большое значение настроению человека, его духовной жизни. Он утверждал, что нравственная значительность внутреннего мира не зависит от социального положения человека. Не случайно в своих стихотворениях он писал чаще не о победителях, а о павших, вызывая сочувствие к безвременно погибшим молодым жизням. В. Г. Белинский, видя историческую заслугу Жуковского в том, что он «одухотворил русскую поэзию романтическими элементами», писал, что муза Жуковского «дала русской поэзии душу и сердце» и что «без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
Одним из талантливых поэтов начала XIX в., посвятившим героической теме много произведений, был Константин Николаевич Батюшков (1787-1855). Его стихотворения первого периода творчества прославляли наслаждения радостями жизни, воспевали любовь и дружбу.
Любимый герой поэта - свободный, независимый человек, оставивший развращенный свет и удалившийся в уединенный сельский домик для философских раздумий, земных радостей. Надо сказать, что при всей наивности ранние эпикурейские настроения поэта имели «глубоко прогрессивное значение, в них заключены внутреннее неприятие религиозно-ханжеских взглядов, ограничивающих свободу личности, и демократические элементы антифеодального образа мыслей». В одном из своих программных стихотворений («Мои пенаты») Батюшков «с гордостью говорит, что к его хижине «не сыщет ввек дороги богатство с суетой, с наемного душой развратные счастливцы, придворные друзья и бледны горделивцы, надутые князья», но всегда найдет приют простой человек: прохожий калека, раненый воин, пожелавший обогреться у очага поэта. Таким образом, эпикурейство поэта связано с его вольнодумством и либерально-демократическими настроениями».
1812 г. вызвал в творчестве поэта военные темы, события той эпохи существенным образом сказались на лирическом содержании произведений Батюшкова, расширив их идейно-тематически и жанровый диапазон. Еще в 1807 г. сотенным начальником в Петербургском милиционном батальоне поэт принимал участие во второй войне России против Франции, в битве при Гейльсберге (Пруссия) был тяжело ранен, и его, полумертвого, нашли на поле боя среди убитых. В 1808-1809 гг. во время войны со Швецией он совершил поход в Финляндию и на Аландские острова. В 1812 г., захваченный патриотическим подъемом, Батюшков, будучи в отставке, решил вновь пойти на военную службу: «Я решился, и твердо решился, - писал он в октябре 1812 г. П. А. Вяземскому, - отправиться в армию, куда и долг призывает, и рассудок, и сердце, сердце, лишенное покоя ужасными происшествиями нашего времени».
В марте 1813 г. Батюшков был зачислен в Рыльский пехотный полк адъютантом к известному генералу Н. Н. Раевскому, с ним он совершил военную кампанию 1813-1814 гг. Поэту пришлось стать участником великих исторических событий: сражаться под Дрезденом, Теплицем, Лейпцигом, наблюдать сражение при Фер-Шампенаузе, на дороге в Париж 13 марта 1814 г., когда конница союзников наткнулась на корпуса маршалов Наполеона Мормона и Мортье и, атаковав, нанесла им поражение.
Батюшков писал Н. И. Гнедичу 27 марта 1814 г.: «Зрелище чудесное! Вообрази себе тучу кавалерии, которая с обеих сторон на чистом поле врезывается в пехоту, а пехота густой колонной, скорыми шагами отступает без выстрелов, пуская изредка батальный огонь. Под вечер сделалась травля французов. Пушки, знамена, генералы, все досталось победителю». После нескольких стычек перед русскими с высот Монтреля открылась столица Франции. Солдаты говорили: «Слава богу! Мы увидели Париж с шпагою в руках! Мы отомстили за Москву» (III, 251-252).
Батюшков еще дальше развивает жанр «послания»: в «Послании к Хлое» (1804-1805) он высмеял аристократов - салонных хвастунов, сатирически заострив фигуру хвастуна-вояки, грозящего взять Амстердам и Париж. Стихотворение имело в виду тех великосветских крикунов, которые недооценивали военный гений Наполеона и осуждали русских за поражение под Аустерлицем.
К. Н. Батюшков требовал от поэта правдивости изображения. «Живи, как пишешь, и пиши, как живешь», - поучал он. Некоторые его произведения носят автобиографический характер. В стихотворном послании «К И. А. Петину» (1810) - офицеру, участнику нескольких сражений - появляются некоторые «бытовые подробности»: И. А. Петин участвовал в «деле» со шведами при Идесальми, Батюшков в это время оставался в резерве и ожидал возвращения своего друга («Ты на кивере почтенном лавры с миртом сочетал, я в углу уединенном незабудки собирал. Между тем как ты штыками шведов за лес провожал, я геройскими руками... ужин вам приготовлял...» (I, 91).
Суровая действительность войны, связанные с нею неизбежные страдания внесли в поэзию Батюшкова трагические ноты. Напряженное звучание героико-патриотическая тема приобретает в его послании «К Дашкову», написанном в 1813 г.
В это время русское общество все еще находилось под впечатлением московского пожара 1812 г. По дорогам России брели беженцы, возвращавшиеся на пепелища. Батюшков три раза посетил сожженную Москву. Он писал Е. Г. Пушкиной из Петербурга, перефразируя «Плач» из библии: «Всякий день сожалею о... Москве, о прелестной Москве: да прилипнет язык мой к гортани моей, и да отсохнет десна моя, если я тебя, о Иерусалиме, забуду. Но в Москве ничего не осталось, кроме развалин» (III, 220). В послании «К Дашкову» поэт раскрывает свое душевное состояние при виде страдающей родины:

Мой друг! Я видел море зла
И неба мстительные кары,
Врагов неистовых дела,
Войну и гибельны пожары;
Я видел сонмы богачей,
Бегущих в рубищах издранных,
Я видел бледных матерей,
Из милой родины изгнанных;
Я на распутья видел их...
(I, 151)

От лица пострадавших Батюшков гневно клеймит завоевателей. Он отвергает совет Дашкова продолжать интимную лирику, отчетливо осознает свою гражданскую миссию поэта в годину тяжких испытаний, выпавших на долю народа и общества:

А ты, мой друг, товарищ мой,
Велишь мне петь любовь и радость,
Беспечность, счастье и покой
И шумную за чашей младость,
Среди военных непогод,
При страшном зареве столицы
На голос мирныя цевницы
Сзывать пастушек в хоровод,
Мне петь коварные забавы
Армид и ветреных Цирцей
Среди могил моих друзей,
Утраченных на поле славы!..
Нет, нет, талант погибни мой
И лира, дружбе драгоценна,
Когда ты будешь мной забвенна,
Москва, отчизны край златой!
(I, 152)

Перечислив темы, которые увлекали его в первый период творчества, - гедонизм, наслаждение любовью и радостями жизни, Батюшков говорит, что не может продолжать их, пока родина находится в опасности. В отличие от Жуковского, создавшего в «Певце во стане русских воинов» вдохновенные эпические стихи, исполненные огня, движения и силы, послание Батюшкова, насколько это позволял жанр. произведения, исполнено проникновенного лиризма.
В «Моих пенатах», написанных Батюшковым двумя годами ранее послания «К Дашкову», в преддверии событий 1812 года, имеется примечательное место, проясняющее отношение поэта к войнам вообще:

В углу, свидетель славы
И суеты мирской,
Висит полузаржавый
Меч прадедов тупой.

Двойственное восприятие здесь поэтом меча - орудия войны («свидетель славы и суеты мирской») - в послании «К Дашкову» заглушается чувством мести к врагам родного отечества.
Раздумьями поэта о гибели «Великой армии» и войнах вообще проникнута историческая элегия «Переход русских войск через Неман» (1813). Нашествие закончилось, русская армия освободила родную землю и вступила на чужую территорию. Поэт изобразил военную дорогу, по которой прошла отступающая армия, снежную равнину, покинутые села, чернеющие на снегу трупы, у потухающего костра недвижно сидит одинокий беглец, «смутный взор вперив на мертвы ноги». Здесь мы находим и распространенный в поэзии романтиков «туманный месяц». Подобную картину часто изображали живописцы-баталисты того времени. В «Переходе русских войск через Неман» наряду с печальными картинами, характерными для военного времени, сказалось также патриотическое воодушевление поэта, его вера в могучие силы народа и будущее России.
В жизни Батюшкова был период, когда друзья решили, что он бросил поэзию. В своем послании «К Батюшкову» (1815) Пушкин, обеспокоенный молчанием поэта, призывал последнего слагать стихи, посвященные событиям, которые имели поворотное значение и в его собственной судьбе:

Поэт! в твоей предметы воле!
Во звучны струны смело грянь,
С Жуковским пой кроваву брань
И грозну смерть на ратном поле.

Батюшков откликнулся на пушкинское послание целым рядом стихотворений. Почти все они окрашены в элегические тона. Героическая тема в них осложнена раздумьями о быстротечности жизни, тоской по оставленной родине.
В 1814 г. во время заграничного похода Батюшков написал элегию «Пленный». На этот раз была использована тема, широко распространенная в народной песне. Пленный казак вспоминает на берегу Роны отчизну, родной Дон. Тоска, грусть одинокого человека в стихотворении ассоциируются с образом снега. Пленного не радуют ни красавицы, ни природа чужой страны. Он вспоминает «отчизны вьюги, непогоду», покрытый «ярким снегом» кров родного дома, красу девицу. Если в отрывке «Переход русских войск через Неман» снег олицетворял безнадежность, то здесь его образ связан с воспоминаниями о родине. «Какие радости в чужбине! Они в родных краях...» - эти слова являются лейтмотивом не только «Пленного», но и других произведений, созданных Батюшковым за границей.
Непосредственным толчком к написанию этого стихотворения послужил рассказ Льва Васильевича Давыдова (брата поэта-партизана Дениса Давыдова), служившего, как и Батюшков, адъютантом у генерала Н. Н. Раевского. Об этом свидетельствует и А. С. Пушкин в своих заметках на полях 2-й части «Опытов в стихах и прозе» К. Н. Батюшкова: «Лев Васильевич Давыдов в плену у французов говорил одной женщине: «rendez-moi mes frimas». Батюшкову это подало мысль написать своего «Пленного» (VII, 573). Этот же рассказ использовал и П. А. Вяземский в стихотворении «Русский пленный в стенах Парижа».
Находясь длительное время за границей, сам Батюшков отчаянно тосковал по России, по снегу, о чем пеодно-кратно писал в своих письмах друзьям. Образ пленного казака еще лишен многих конкретных черт, это скорее сентиментально настроенный юноша, но не человек из народа. «Он,- замечает Пушкин о «Пленном»,- неудачен, хотя полон прекрасными стихами - Русский казак поет, как трубадур, слогом Парни, куплетами французского романса» (VII, 573). Однако следует отметить, что в развитии героической темы в творчестве Батюшкова это стихотворение оставило свой след.
В «Переходе через Рейн» (1816-1817), который создавался «в период уже начавшейся реакции, видна характерная для этого времени противоречивость во взглядах Батюшкова: в элегии наряду с военными картинами, отражающими патриотический дафос, даны скорбные раздумья автора об исчезнувших временах героического прошлого». Читатель вновь встречался здесь с раздумьями поэта о «сынах снегов», пришедших с «морей, покрытых льдами». Стихотворение проникнуто авторской мыслью об исторических судьбах народа, о войнах и завоеваниях. Это своеобразная лирическая исповедь. На Рейне поэт вспоминает завоевателей Арминия и Цезаря, которые воевали на этих берегах, вспоминает тевтонских рыцарей и «нового Аттилу» - Наполеона. И хотя в этом произведении сильно выражены традиции одической поэзии XVIII в. с ее патетикой и приподнятостью (недаром современники рассматривали это произведение как оду), общий тон произведения романтический, он позволяет отнести его к жанру «исторических элегий». Здесь опять фигура одинокого всадника, стоящего, опершись на копье, вспоминающего родную реку. Русская армия представлена как армия-освободительница, принесшая долгожданную свободу закабаленным народам. Еще недавно берега Рейна стонали под ордами чужеземцев и земледельцы с ненавистью смотрели на завоевателей, но все переменилось с приходом русских...
Участвуя во многих походах, Батюшков хорошо познал, что такое война. В дождь и непогоду, в жару и холод, пешком и на лошади приходилось преодолевать бездорожье. В марте 1807 г. в послании «Н. И. Гнедичу» Батюшков изобразил «печальную картину» походной жизни. В июне того же года он признавался Гнедичу: «Ах, Николай, война дает цену вещам! Сколько раз, измоченный дождем, голодный, на сырой земле, я завидовал хорошей постели...» (III, 13). Однако от других поэт тщательно скрывал тяготы походной жизни.
В 1815 г. Батюшков написал статью «Ариост и Тасс», где отмечал: «Сколько описаний битв в поэме Торквато!» и приводил отрывок из «Освобожденного Иерусалима»: «Желаете ли видеть поле сражения, покрытое нетерпеливыми воинами,- картину единственную, величественную. Солнце проливает лучи свои на долину; все сияет: и оружие разноцветное, и стальные доспехи, и шлемы, и щиты, и знамена. Слова поэта имеют нечто блестящее, торжественное, и мы невольно восклицаем с ним: «Bello in si bella vista anco e l'orrore».
«Красота ужаса» (Б. Эйхенбаум), изображение войны как необычного зрелища привлекали Батюшкова. Пушкин тонко почувствовал образы, вдохновившие Батюшкова, и, по-видимому, не одобрил подобную трактовку войны. Он отметил это место припиской: «Подражание старым трубадурам».
Восторженное описание военного лагеря и «кровавой драки» Батюшков дал и в послании «К Н. М. Муравьеву» (1817):

...Как весело перед строями
Лететь на ухарском коне
И с первыми в дыму, в огне,
Ударить с криком за врагами...
(I, 271)

Это отношение к войне как к красивому параду было воспринято и Баратынским. Примечательно, что Баратынский тоже прибегнул в данном случае к жанру «послания».
Батюшков ввел в поэзию описания движения войска на переправе, на марше, в бою. Вот, например, эпизод из «Перехода через Рейн»:

И се подвигнулись: валит за строем строй,
Как море шумное, волнуется все войско;
И эхо вторит крик геройской,
Досель не слышанный, о Рейн, над тобой!
Твой стонет брег гостеприимной,
И мост под воями дрожит!
(I, 180)

В стихотворении «К Н. М. Муравьеву» (1817) нарисована картина движения войска в атаке:

Колонны сдвинулись как лес,
И вот... О зрелище прекрасно!..
Идут. Безмолвие ужасно!
Идут, ружье наперевес;
Идут... Ура! И все сломили,
Рассеяли и разгромили.
Ура! Ура!- и где же враг?
Бежит... А мы в его домах...
(I, 271)

Примечательно это молчаливое шествие войск в начале атаки, которое мы находим еще в античном эпосе.

продолжение ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +