Кризис классицизма в России начинается с демократизацией общественной мысли. «В течение четырех десятилетий (XVIII в.- А. К.) классицизм был господствующим литературным направлением, с середины 60-х годов положение начало меняться. Все менее могла отвечать требованиям времени литература классицизма. Писатели-просветители и писатели-разночинцы стали искать иных путей в искусстве. Развертывавшаяся общественная борьба предъявляла новые требования к писателям...». У людей появились сомнения в справедливости социального устройства, основанного на деспотическом правлении. Господствующим стало убеждение, что человек должен быть свободным, ибо таковым он является по своей природе; для этого необходимо освободиться от оков деспотического абсолютизма, от сословных предрассудков с их условными, ограничивающими понятиями чести и нравственного долга. Человек взаимодействует с обстоятельствами, находится под их впечатлением, он вправе сам решать, что должен делать. Нужно дать ему возможность проявлять свои индивидуальные качества. Понятие государства в художественной литературе все чаще заменяется понятием отечества, нации. Истинная любовь к родине возможна только в таком обществе, где нет деспотической власти, где люди свободны и не являются ни подданными, ни рабами, но равноправными гражданами. Если предшествующие писатели принимали войну как нечто неизбежное, то просветители ставили вопросы о причинах войн, пытались понять, что представляют собой они с точки зрения этики, критиковали захватнические войны. Русские просветители, как и их западноевропейские единомышленники, верили во всемогущую силу человеческого разума и объявили неразумными феодальные пережитки, разработали теорию «просвещенного абсолютизма», полагая, что на основе их сочинений и рекомендаций монархи издадут законы, преобразующие нравы людей. Заслугой просветителей было отстаивание интересов широких масс, хотя в большинстве своем они не понимали, что народные массы представляют великую историческую силу. Просветители стремились создать национальную литературу.
В борьбе русских крестьян с угнетателями-помещиками рождались революционные традиции. Скрытая, но не прекращающаяся борьба трудящихся масс вылилась в конце XVIII в. в крестьянскую войну под руководством Пугачева, явившуюся рубежом двух этапов русского Просвещения. Просветители в России верили в духовные силы народа и главной своей целью считали просвещение, которое должно было привести к социальному обновлению России, к освобождению крестьянства, составляющего большинство населения. Несмотря на дворянскую ограниченность взглядов русских писателей-просветителей, веривших в мирное разрешение социальных антагонизмов (за исключением А. Н. Радищева - идеолога крестьянской революции), можно видеть, что Просвещение в России развивалось в борьбе с крепостничеством и деспотизмом Екатерины II, с легендой о том, что она является «просвещенным монархом».
Философ-экономист Я. П. Козельский, правовед С. Е. Десницкий и другие деятели русского Просвещения развивали идеи справедливого общественного устройства, уделяя при этом много внимания вопросам войны и мира, которые в описываемое время имели актуальное значение.
Своеобразие русского Просвещения заключается, в частности, в том, что возглавили его представители не буржуазии, а лучшие люди из дворян, много думавшие о духовном обновлении русского народа.
Вопросам войны и мира, проблеме армии и народа много внимания уделяли писатели-дворяне Н. И. Новиков и А. Н. Радищев, Д. И. Фонвизин и И. А. Крылов. Однако эта сторона их деятельности еще недостаточно освещена исследователями.
Н. И. Новиков служил в гвардии, хорошо знал армейскую жизнь, но он мечтал о служении «общей пользе»; увидев, что армия ее не дает, вышел в отставку. Он посвятил себя литературной деятельности, однако в отличие от многих литераторов XVIII в. обратился не к поэзии, а к прозе. В слоях демократического читателя XVIII в. бытовали и пользовались успехом прозаические жанры. Их отвергала поэтика классицизма, но именно в прозаических жанрах, опиравшихся на недворянского читателя, начали вызревать третьесословные и демократические тенденции. Если поэты-классицисты прославляли подвиги царей, полководцев, вельмож, прославляли подвиги русской армии вообще, то просветители-прозаики обратили свое внимание главным образом на социальные противоречия.
Как относился Н. И. Новиков к войне, какую оценку он дал войнам, которые велись в его время,- вот вопросы, которые мы постараемся осветить.
В 1781 г. Н. И. Новиков предпринял трехтомное «Московское ежемесячное издание», где были опубликованы прозаические и стихотворные переводы различных авторов. Здесь же был напечатан трактат «Рассуждение о войне», переведенный с французского Петром Калягиным. Автор его отмечал страшное зло, которое приносит война людям: «Согласен я в том,- писал он,- что, рассуждая о злосчастных действиях, производимых войною, природа человеческая ее устрашается; разбросанные члены по полям, свирепость солдат, умывающихся в крови неприятельской, оставленные вдовы и сироты без помощи, город в пламени, вопль изгнанных жителей из своих жилищ суть предметы, принуждающие содрогаться от страха». О связанных с войной бедствиях говорилось и в другом произведении, напечатанном в «Московском ежемесячном издании»,- «Письме от сына, умирающего на сражении, к отцу». В то же время в «Рассуждении о войне», о котором говорилось выше, утверждалась мысль о необходимости войн, направленных на «справедливое защищение утесненных против неправедного утеснителя». Автор, высказывая эту мысль, следовал основоположнику теории международного и естественного права голландскому юристу Гуго Гроцию, учение которого было популярным среди просветителей. Гуго Гроций признавал право «вооруженной рукой отражать насилие начальствующих лиц». Основываясь на теории Общественного договора, он считал, что деспотизм должен быть устранен насилием. Причиной, побуждающей к войне, утверждалось в «Рассуждении о войне», напечатанном в «Московском ежемесячном издании» Н. И. Новикова, должны быть не честолюбие и слава властителей и полководцев, не стремление их обогатиться за счет побежденного, а любовь к отечеству. Войны, начатые во имя удовлетворения честолюбия и захвата чужих земель, признавались несправедливыми и сурово осуждались. «Как, люди разве сотворены только к удовольствованию честолюбия одного из них? - восклицал автор «Рассуждения...».- Нет, нет, кровь человеческая весьма дорога, чтобы быть ей проливаемой беспрестанно для удовольствия желающего прославиться одного владетеля тщеславящегося». Войны справедливые избавляют людей от страданий, поэтому беды и несчастья, связанные с ними, не так чувствительны. Благодаря освободительной войне утвердилась Голландская республика - имелась в виду Нидерландская буржуазная революция XVI в., как известно, первая успешная буржуазная революция в Европе. Автор «Рассуждения...», говоря о справедливых войнах, утверждал, что они избавляют общество от опасных для его спокойствия элементов, заставляют служить дворян (которые утопают в роскоши, а роскошь развращает людей), развивают науки физику, механику, дают возможность проявиться смелости, самопожертвованию, великодушию, щедрости, помогают выдвижению талантливых полководцев из среды простых людей. Предводительствующие войсками военачальники должны обладать многими талантами и знаниями, предприимчивостью, благоразумием, умением быстро принимать решения. Участвовать в справедливой войне не только необходимо, но и почетно. Еще в 1770 г. в «Историческом приключении», опубликованном в журнале Н. И. Новикова «Пустомеля», было рассказано о некой девице Миловиде, любящей молодого Добросерда. Она принесла свою любовь в жертву патриотическому долгу. В «Кратких повестях» («Московское ежемесячное издание», ч. I) читателя знакомили с подвигом капитана фон Астаса, который погиб, спасая свой полк. В этом же сборнике было опубликовано переведенное с немецкого языка «Письмо Стратона к сыну» и «Письмо от сына, умирающего на сражении, к отцу». В первом содержался призыв отца к сыну «защищать отечество». Автор писал: «любовь к отечеству» почетна, она «вместилище всех добродетелей и должна быть основана не на корыстолюбии, а на чувстве долга». Во втором смертельно раненный сын с восторгом писал о том, что он выполнил свой долг, храбро сражался и, умирая, вынес «окровавленное знамя». Он писал: «Знаменитая смерть! Не на мягкой постеле, в покое, не в неспособии отечеству, не без славы. Я умираю на ратном поле...» Эти слова, учитывая их притягательное звучание, имели особенно глубокий смысл. У читателей «Московского ежемесячного издания» мог возникнуть вопрос: всякое ли государство нужно защищать с таким самоотвержением, как этого требовал Стратон? Н. И. Новиков не давал на этот вопрос прямого ответа. Стратон писал, что государство - это всеобщее счастье, оплот жизни. «Не наслаждаемся ли мы равными выгодами, равным покоем, равной безопасностью и равно свободным владением собственности?» - спрашивал он. Этот риторический вопрос был исполнен большого значения для сословного, военно-феодального государства, каким была Россия. Кто же является настоящим защитником государства? Н. И. Новиков, который выступил против сословных предрассудков, писал, как бы отвечая на этот вопрос, что «последний мужик, ежели только чистое имеет сердце, может лучше истину чувствовать», нежели благородный дворянин. В «Московском ежемесячном издании» рассказывалось о дворянах, которые использовали всяческие поводы к тому, чтобы не исполнить своего долга на военном поприще. Еще раньше тема исполнения дворянами своего воинского долга перед государством была поставлена в сатирических журналах.
Кажется, нет такой стороны жизни русской армии, которой не коснулся бы Н. И. Новиков. Он критиковал злоупотребления, совершаемые дворянами во время рекрутских наборов. В это время многие помещики устраивали свои темные дела. Хищения и обман были настолько распространенными, что правительство в XVIII в. вынуждено было запретить на период наборов продажу крепостных. О рекрутчине писали многие русские писатели и общественные деятели. Вопрос этот имел важное значение и на протяжении XIX в. Н. А. Добролюбов показал основную причину зла, коренящегося в «ненормальности всего общественного устройства», т. е. в крепостном праве. В журнале «Трутень» (1769, лист XXV) Н. И. Новиков рассказал о том, как помещики обходили запрещение правительства: эти «забывшие честь и совесть» люди совершали незаконные сделки, прибегая к помощи судебных чиновников. Подобный вопрос поднимался и в известных «Письмах к Фалалею» («Живописец», ч. I): вышедший в отставку грубый солдафон Ерлолай Терентьевич в письме к племяннику с завистью и злорадством писал о некоем Авдуле Еремеевиче, который, если бы его не сменили, «гораздо понагрел руки около нынешних рекрутских наборов».
Главной обязанностью дворянина XVIII в. была военная служба. Еще Петр I писал о том, что дворянство «ради службы благородно и от подлости отлично». Правительство беспокоилось, чтобы его офицеры и чиновники были грамотными. В свое время Петром I на дворян была возложена обязанность учиться грамоте, цифири, геометрии. При преемниках Петра I законом 1737 г. на смотрах дворянам устраивались экзамены по чтению, письму, арифметике и геометрии; выдержавших экзамен отпускали домой, где они должны были учиться географии, истории и фортификации; провалившихся отдавали в школы. Какое воспитание дворянские недоросли получали в своих поместьях от заезжих учителей, известно из литературы XVIII в. Писал об этом и Н. И. Новиков. Устами некоего Доброхотова он рассказал в «Живописце» о молодом человеке, который учился у своего отца-дворянина. Этот «учитель» сам ничего не знал и, естественно, ничего не мог рассказать путного своему ученику, кроме стародавних историй о Ставучанской баталии (205). В «Трутне» было опубликовано письмо, где сообщалось о том, что и в кадетском корпусе молодой человек ничему путному выучиться не сможет. Эпистолярная форма повествования, к которой в литературе XVIII в. прибегали для раскрытия души и характеров героев, бралась Н. И. Новиковым для показа общественных отношений. В «Живописце» (ч. 1, гл. «Автор к самому себе») Н. И. Новиков предоставил слово офицеру Худовоспитаннику. Он показал, какое зло несет с собой отсутствие просвещения. Необразованный офицер - явление, особенно страшное в жизни государства, где главную роль играла армия. Худовоспитанник не признает наук; он говорит, что они не сделают его более смелым, не научат исполнять лучше должность, а, наоборот, смягчат сердце. От мягкосердечия же, по его представлению, недалеко до трусости. Это - извращенное понимание некультурным человеком вопроса, волновавшего многих просветителей, которые желали не только сделать всех людей образованными, но и смягчить их нравы. «Вся моя наука,- говорит Худовоспитанник,- состоит в том, чтобы уметь кричать: пали! коли! руби! и быть строгу до чрезвычайности к своим подчиненным» (102). Новиков поставил здесь и вопрос о подлинной и мнимой храбрости. Отдельные высказывания Худовоспитанника, как и его суждение в целом, не имеют по существу ничего общего с истинной храбростью, необходимой воину на поле боя. Его храбрость оборачивалась трусостью, прикрываемой насилием над подчиненными. Писатель показывает, что даже в том случае, если Худовоспитанник выполнит свой долг на войне и будет сражаться с неприятелем, его невозможно ни наградить, ни повысить по службе. Полк ему доверить нельзя, он ничего не умеет, «опричь науки рубить шпагою»; его можно наградить деньгами, но это его не удовлетворит, ибо он считает, что был хороший офицером, может быть еще лучшим начальником. Особенно страшен Худовоспитанник, когда, затаив «обиду», уходит в отставку и приезжает в свою деревню (по словам автора, «в другую неприятельскую землю, а именно в свое поместье»). Ирония переходит здесь у Н. И. Новикова в сарказм. Сатирик показывает, к каким отвратительным явлениям приводит невежество. Худовоспитанник, подобно тому как собирал контрибуцию с побежденного противника на войне, с чрезвычайной жестокостью собирает непомерные подати с крестьян: «Там рубил неверных, а здесь сечет и мучит правоверных. Там не имел он никакия жалости; нет у него и здесь никому и никакой пощады: и если бы можно ему было со крестьянами своими поступать в силу военного устава, то не отказался бы он их аркебузировать. Там отнятием неприятельских земель служил он отечеству, а здесь отнятием оных у маломощных своих соседей делается преступником законов отечества». Сатирический пафос писателя, направленный на осмеяние крепостнического общества и офицеров его армии, проявляется здесь особенно ярко. Перед читателями «Живописца»
вставал образ грубого, неотесанного служаки-армейца. Не беда, что по отношению к реально существующим типам в нем были несколько сдвинуты жизненные пропорции, присутствовал гротеск.
Речь Худовоспитанника определялась его ограниченным социальным кругозором и слабым умственным развитием. Так, характеристика жестокости усугублялась словом «аркебузировать», т. е. расстрелять из аркебузы - старинного ружья. Это малоупотребительное, устаревшее слово напоминало о временах варварского средневековья, когда были в ходу аркебузы, и всесильные феодалы «аркебузировали» крестьян. Людей, подобных Худовоспитаннику, было много. Н. М. Карамзин в «Историческом похвальном слове Екатерине И», говоря о значении указа о вольности дворянской, вынужден был признать, что, получив возможность оставить военную службу, дворяне поселялись в поместьях, где вели праздную и малополезную для государства жизнь, занимались охотой, «которая приятным образом напоминала им воинскую деятельность»; Россия в отдаленных губерниях представляла «картину феодальных веков Европы». У Н. И. Новикова мы находим и другого «героя», близкого по своему характеру к Худовоспитаннику. Это молодой дворянин, носящий имя Молокосос. «Я не хочу тратить времени для наук,- Молокосос как бы продолжал мысли Худовоспитанника,- они мне не нужны. Чины получаю я по милости моего дядюшки, гораздо еще преимущественнее перед теми, которые в науках погубили молодые свои лета». Заметим, что награждение чинами и знаками отличия за взятки в армии XVIII в. было весьма распространенным явлением и нашло отражение не только в мемуарной литературе, но и в произведениях, созданных в солдатской среде. Выведенные Н. И. Новиковым персонажи были условны, но читатели узнавали в них черты реальных людей, встречаемых в жизни. Образы, созданные писателем-просветителем, были шире, чем их жизненные прототипы.
А. П. Сумароков в «Эпистоле II о стихотворстве» рекомендовал представить труса и хвастуна предметом сатирического осмеяния:
Трус, пьян напившися, возносится отвагой
И за ребятами гоняется со шпагой...
Однако только просветители и безыменные авторы из разночинной среды подошли к этому вопросу под социальным углом эрения. В XVIII в., как и во всякое другое время, среди мужественных и храбрых офицеров имелись люди, которые стремились спрятаться за спинами товарищей. По мнению Н. И. Новикова, особенно много трусов было среди малообразованных дворян. В листе III «Трутня» (1770) были опубликованы «портреты», среди которых был портрет, близкий тому, который нарисовал А. П. Сумароков.
Трус, по словам автора, «беспрестанно говоря» о войне, рассказывает о сражениях, в которых он не находился. За всякую безделицу сердится и, разгорячась, тот час грозит шпагой».
В «Письмах к Фалалею», о которых уже говорилось, бывший драгунский ротмистр Трифон Панкратьевич, жуликоватый, грубый и необразованный, учит сына, как бросить военную службу, обнаруживая при этом свою примитивную жизненную философию. («...Кабы не было войны, так бы хоть и послужить можно было, это бы свое дело; а то вить ты знаешь, что нынече время военное; неровно как пошлют в армию, так пропадешь ни за копейку. Есть пословица: богу молись, а сам не плошись; уберись-ка в сторонку, так это эдоровее будет. Поди в отставку да приезжай домой: ешь досыта, спи сколько хочешь, а дела за тобой никакого не будет: Чего тебе лучше этого? За честью, свет, не угоняешься; честь! честь! худая честь, коли нечего будет есть. Пусть у тебя не будет Егорья, да будешь ты поздоровее всех егорьевских кавалеров...» и т. д.) Н. И. Новиков изобразил комическую ситуацию, раскрыл внутреннюю противоречивость явления. Фалалей - дворянин на военной службе. Армия и существует для того, чтобы во время войны воевать, основное назначение военного человека - участвовать в сражениях, где, естественно, могут ранить или даже убить. И в этот ответственный для государства момент, когда идет война, офицер советует другому офицеру бросить военную службу. Позднее Н. М. Карамзин писал о дворянстве, которое в силу своего рождения и положения в обществе должно жертвовать «не только спокойствием жизни, но и самой жизнью», а посему является предметом государственной благодарности. Плохо служили государству изображенные Новиковым дворяне. Трифон Панкратьевич, как видим, рекомендовал Фалалею использовать возможности, предоставленные дворянам указом 1762 г. возвратиться в деревню, где можно есть досыта, спать сколько угодно и ничего не делать. «Письма к Фалалею», явившиеся большой художественной удачей их автора, близки по своему содержанию к анонимному сатирическому произведению рукописного сборника XVIII в. «Послание к господам трусам». Автор этого произведения в отличие от героя сатиры Н. И. Новикова богатый, умеющий ценить радости городской и усадебной жизни помещик, бывший офицер советовал бросить военную службу, потому что приятнее проводить время на балах, маскарадах и вечеринках, нежели на войне, лучше веселиться за пиршественным или ломберным столом, нежели подвергаться опасностям походной жизни. Трифон Панкратьевич из «Писем к Фалалею» приводил другие аргументы, он писал сыну о том, что за изуродованного воина не захочет пойти замуж ни одна невеста и лучше остаться без георгиевского креста и быть здоровым, чем с наградой, но больным и увечным. Бывший драгунский ротмистр советовал, освободиться от военной службы с помощью лекаря, как это проделывали в его время («отнесешь ему барашка в бумажке, да судье другого, так и оставят за болезнями»). Такие же рекомендации давал молодым людям и анонимный автор «Послания к господам трусам». В данном случае сатира Новикова и неизвестного автора произведения рукописного сборника смыкались. Созданные вскоре после указа, освобождавшего дворян от обязательной военной службы, эти произведения приобретали особенное звучание.
Н. И. Новиков коснулся в своих журналах важной темы - обойденного наградами офицера, заслуги которого власти не оценили по достоинству. Эту тему поднимали анонимные авторы демократической литературы. На эту тему писали Г. Р. Державин, М. И. Веревкин и многие другие. Новиков использовал для этого пародийный жанр «объявления». В заметке «Ведомости» в журнале «Трутень» (1769, лист IV) было напечатано объявление о том, что освободилось место, дающее две тысячи «безгрешного» дохода, и три претендента оспаривают его друг у друга. Первый дворянин «без разума, без науки, без добродетели и без воспитания», владелец двух тысяч душ, имеющий знатную родню, он рос среди нянек и шутих, с детства был записан в службу и, сидя в поместье, «чрез предстательство» получал чины. Второй искатель - дворянин без связей, «поведения доброго, разума хотя не пылкого, однако наукою подкрепленного», прилежно исполнял свою должность в полку, знает человеческий характер, наказывает по справедливости, живет по достатку - средне, крестьян не грабит, купцов не обманывает. «Благополучно бы было наше государство, - пишет автор заметки, - ежели бы таких дворян гораздо побольше у нас завелось». Третий претендент по происхождению «подлый», родители его добродетельные и честные мещане. От природы он человек умный, много учился в России и за границей; он благоразумен, правдолюбив, человеколюбив, всюду, где ему приходилось бывать, он делал добро: «благополучны были те люди, которыми он повелевал; неустрашимы были те солдаты, которыми он предводительствовал, и неприятель всегда разбит, с которым он сражался». Он живет скудно, потому что не имеет никаких доходов, кроме жалованья; вдобавок часто дают о себе знать раны. Читателям предлагалось сделать выбор самим, кто из трех претендентов получит хорошо оплачиваемое место. Для сатирического изображения офицеров-дворян Н. И. Новиков пародийно использовал канцелярский язык различного рода казенных документов с их церковными славянизмами и тяжелым синтаксисом. Иногда для речевой характеристики персонажей брались, наоборот, просторечные слова и обороты речи. В отличие от «высокого стиля» одической поэзии Н. И. Новиков мало пользовался метафорической речью и тропами.
Н. И. Новиков показал, что подлинным героем важных исторических событий, тяжелых и кровонролитных войн, в которых пришлось участвовать русской армии, были не те, кто прикрывался благородством происхождения, кому посвящались многочисленные оды классицистов. Выдающийся просветитель, высоко ценя заслуги русской армии, средствами сатиры разоблачил пустоту, присущую многим представителям дворянства. О храбрости русских солдат он писал, используя жанр сатирических корреспонденций-ведомостей.
В журнале Н. И. Новикова «Пустомеля», в «Ведомостях из Константинополя» сообщалось, что одно лишь «слово российский солдат наихрабрейшего турка приводит в трепет». Почему это происходит? В публикации «Тайные серальские известия» сообщалось о том, что у султана были собраны многие мудрецы, которые должны были объяснить причины подобной храбрости и которые в конце концов «заключили, что храбрость сия и неустрашимость происходит от завивания и пудрения волос». Поэтому, сообщалось далее, султан потребовал от некоторой «доброжелательной державы», чтобы для турецкой армии выписали парикмахеров, пудры и помады. Читатель понимал, что парикмахеры - это многочисленные французские офицеры, которые посылались в турецкую армию в качестве консультантов и советников. Французы были законодателями мод. В XVIII в. в Париже печатались многочисленные издания, посвященные «волосоподвивателъной науке». В опубликованном в «Пустомеле» сообщении «Из некоторого европейского города» рассказывалось о том, что по требованию Порты заготавливается много пудры и помады, набирают парикмахеров, хотят послать несколько тысяч книг о парикмахерском искусстве. Известно, что французская помощь не спасла Турцию во время первой турецкой войны, как и в последующие войны, от поражений на суше и на море. Турок начали бить не только русские войска, но и греческие повстанцы: «Окрестности Дуная горят, Морея пылает, Дарданеллы трясутся, и Стамбул трепещет. Повсюду в турецких областях российский летает орел, неся с собой ужас и смерть». В дальнейших сообщениях в Пустомеле иронически говорилось, что, за бесполезностью «парикмахеров», в Турции решено использовать их для строительства флота, а вместо разбитых войск набрать новые из женщин - обитательниц сераля. «Неизвестно, кто будет предводительствовать победоносными сими войсками; и в народе о том еще разные носятся слухи»,- многозначительно заключал автор сообщения. В последнем отрывке Новиков иронизирует - становится на точку зрения простака, ведет речь от имени мнимого глупца, для того чтобы усилить нужное ему впечатление неразумного поведения турецкого султана. Ведь известно, что ирония как «способ доказательства и убеждения доводит данное до абсурда, для того чтобы ярче выявить действительность».
Патриотизм Н. И. Новикова был действенным. Он требовал от сограждан активной помощи отечеству, и в этом выдающийся просветитель перекликался со многими передовыми писателями своего времени. Своими многочисленными изданиями Новиков способствовал воспитанию новых граждан - патриотов, чуждых сословным предрассудкам. В противоположность официальной педагогике он стремился воспитать из юного поколения не верноподданных рабов, а сознательных, членов общества. Взгляды его в какой-то мере созвучны лучшим русским людям - участникам наполеоновских войн и тем, кто с оружием в руках вышел на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 г.
Н. И. Новиков обладал целостной концепцией войны и мира. Он развил учение о справедливых и несправедливых войнах. Используя разнообразные художественные средства, он подвергнул уничтожающей критике устройство русской армии с ее рекрутскими наборами, невежеством офицеров-дворян, взяточничеством и лихоимством. Сатирически высмеивая действительность как некое несовершенство, писатель противопоставлял ей идеальное общественное устройство, где эти пороки и недостатки отсутствовали. Как это часто имело место в сатире, Н. И. Новиков не называл этого устройства. Некоторые из русских просветителей наряду с авторами произведений народной литературы такое общественное устройство находили в казацкой вольнице. Подобно многим просветителям XVIII в., Н. И. Новиков был еще далек от революционных выводов, признававших истинным патриотом протестанта, борца, бунтаря.
Вопросы войны и мира занимали и крупнейшего сатирика русского Просвещения Дениса Ивановича Фонвизина. Фонвизин ненавидел не только самодержавный деспотизм, тупость и невежество помещиков. Он критиковал грубость и малокультурность офицеров, выступал против войн вообще. В 1761. г. Д. И. Фонвизин перевел басни основоположника датского просветительства Людвига Гольберга. Некоторые из них были направлены против войн. Так, в басне «Военный суд над зайцем» рассказывалось о том, как судили за дезертирство зайца. В басне «Война зверей против людей» высмеивались военные союзы, которые существуют только до тех пор, пока они взаимовыгодны. Как только государства приступают к разделу добычи, союзники становятся врагами. В басне «Междоусобная война у муравьев» подверглись осмеянию те малые государства, которые сами целиком зависели от великих держав и начинали войну из-за пустяков. Людвиг Гольберг знал нравы военных XVIII в., он родился и вырос в семье выслужившегося из солдат офицера.
Вопросы войны и мира занимали большое место и в трактате аббата Куайэ, который Фонвизин перевел на русский язык вслед за баснями Гольберга. Полное название этого труда: «Торгующее дворянство, противоположенное дворянству военному, или Два рассуждения о том, служит ли то к благополучию государства, чтобы дворянство вступало в купечество?» Этот перевод раскрывает общественно-политические взгляды не только автора, но и переводчика. Призывая дворян заниматься коммерцией, Куайэ выступал против войн вообще. Куайэ писал: «Деньги, сей тиран нынешнего света, распространили власть свою повсюду с тех пор, как в употреблении введен стал порох и огнестрельное оружие...». Все войны требуют больших расходов, но особенно много денег берет морская война, ибо на море «не может войско содержаться ни грабежом, ни пожарами, ни зимними квартирами на земле неприятельской». Дворянство глубоко заблуждается, если полагает, что может служить только оружием.
Писатели XVIII в. все чаще приходили к мысли, что современные войны утратили «рыцарский характер», когда успех решался личным мужеством, отвагой и умением бойца, войны все больше походят на хладнокровно рассчитанное, исполненное жестокости убийство. Это признавал даже такой видный теоретик и пропагандист войн, как Фридрих II. Аббат Куайэ писал, что увлечение войной и военной службой присуще не зрелому, трезвомыслящему человеку, а восторженной юности. Молодых людей привлекает военная жизнь тем, что позволяет проводить время в праздности и забавах. Готовя себя к военной карьере, дворяне, по словам Куайэ, с детства увлекаются оружием и охотой, привыкают к азартным играм, изысканному столу, богатой одежде, обижают соседей, опустошают поля, обирают крестьян, «вместо права употребляют насилие» и в армию приходят вполне погибшими людьми. Взгляд на войну как на увлечение, достойное лишь незрелого юноши, разовьют писатели XIX в. Куайэ утверждал, что война - это источник разорения и страдания людей. Войны, являющиеся причиной общественного несчастья, не могут делать чести людям. В трактате аббата Куайэ снова ставился вопрос о подлинном и мнимом героизме. Автор утверждал, что сделать плодородными новые земли более почетно, чем воевать. Законодатель, который смог бы населить степи от Бордо до Байоны, по мысли Куайэ, сделал бы для Франции больше, чем победитель во многих войнах.
Куайэ призывал к миру; сейчас нужно не воевать и не убивать людей, призывал он, а умножать народонаселение, пахать землю и обогащаться своими трудами. Время Людовика «многолюбезного» должно быть «временем философии, коммерции и прямого благополучия». Автор трактата выступал за равновесие сил в Европе, которое одно спасет народы от войны; в мирных соглашениях между государствами он видел гарантию от возникновения военных конфликтов: «Договоры оканчивают более споры, нежели пушки, и до тех пор стада будут спокойны, пока львы будут в оковах». Взгляды, высказываемые Куайэ, были близки многим просветителям XVIII в., разделял их и Фонвизин.
В произведениях, написанных самим Фонвизиным, читатель знакомился с персонажами-дворянами, состоящими на службе в армии или находящимися в отставке. В 1769 г. писатель закончил комедию «Бригадир». Она «родилась в атмосфере жарких споров депутатов Комиссии по сочинению нового Уложения о правах дворян. Фонвизин показывает, как паразитические условия существования помещиков воспитывают не только тупого, невежественного и жестокого тунеядца, но и холодного, расчетливого эгоиста, циника и развратника, ярого ненавистника отечества, бездушное существо...» Чин бригадира был самым высоким для дворянина среднего достатка и способностей. По свидетельству П. А. Вяземского, после постановки этой комедии самое воинское звание бригадира было дискредитировано, оно стало синонимом грубого военного служаки, с презрением отвергающего всякое образование. Так, Иван Ильич, отец Сашки - героя одноименной поэмы Лермонтова, «уволен был в отставку бригадиром» и «был врагом писателей и книг». В произведениях Фонвизина встречаются и другие, не менее выразительные образы офицеров. Таков, например, пьяница-философ унтер-офицер из «Послания Ямщикову»:
Натуры пасынок, проказ ее пример,
Пиита, философ и унтер-офицер!..
Как погреб начинен и пивом и вином
И днем и нощию объятый крепким сном,
Набивший нос себе багровый, лучезарный...
В комедии «Добрый наставник» фигурирует племянник генеральши Халдиной унтер-офицер Дурашкин, самая фамилия которого раскрывает его внутреннюю сущность. Вместе с Новиковым Фонвизин критиковал обычай получать воинские звания и награды не за службу, а по знакомству. Сколько злого сарказма в образе судьи Сорванцова, который рассказывал, как «он служил отечеству», сидя дома. Родители каждый год «выхаживали» ему паспорт для продолжения наук, а он их и не начинал изучать. Сорванцов «не знал, не ведал, как вдруг очутился в отставке капитаном», завел псовую охоту, ездил цугом, «стал помаленьку продавать людей на службу отечеству».
Среди многочисленных персонажей Фонвизина имеются и положительные герои-офицеры. Таков Нельстецов (комедия «Выбор гувернера»), умный, образованный офицер, с «великой похвалой» служивший на войне, «враг праздности». Нельстецов привык честно служить отечеству, а не выклянчивать чины и ордена в передних вельмож. В отличие от других помещиков Нельстецов небогат - у него «маленькая деревенька». При распространенности злоупотреблений в России того времени этот непохожий на других дворян и чиновников человек должен был вызывать к себе неприязненное отношение со стороны начальства и «плохо кончить». Вероятно, поэтому он и показан Фонвизиным не на службе, а в отставке. Не захотел служить и вышел в отставку «без деревень, без ленты, без чинов» и один из главных героев знаменитого «Недоросля» - прогрессивно настроенный передовой дворянин Стародум. В речах Стародума слышится прямое осуждение крепостнических порядков. Он уехал в Сибирь, «в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества».
В «Недоросле», этой, по словам А. С. Пушкина, «комедии народной», в лице Правдина и Стародума «впервые на сцене появились положительные герои, которые действуют, осуществляя свои идеалы на практике. Правдин не только возмущается порядками в имении Простаковой, но и предпринимает реальные шаги к ограничению власти помещиков и... достигает этого. Правдин действует так потому, что верит - его действия против рабовладельцев... есть «исполнение тем самым человеколюбивых видов вышней власти», то есть Правдин глубоко убежден в просвещенном характере екатерининского самодержавия. Он объявляет себя исполнителем его воли - так обстоит дело в начале комедии. Вот почему Правдин, зная Стародума, требует от него, чтобы тот шея служить ко двору. «С вашими правилами людей не отпускать от двора, а ко двору призывать надобно». Стародум недоумевает: «Призывать? А зачем?» И Правдин, верный своим убеждениям, отвечает: «Затем, зачем к больным врача призывают». И тогда Стародум, политический деятель, уже понявший, что вера в Екатерину не только наивна, но и губительна, разъясняет Правдину: «Мой друг, ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится».
Фонвизин заставляет Стародума разъяснить не только Правдину, но и зрителям, что вера в Екатерину бессмысленна, что легенда о ее просвещенном правлении лжива, что Екатерина утвердила деспотический образ правления, что именно благодаря ее политике может процветать в России рабство, могут хозяйничать жестокие Скотинины и Простаковы, которые прямо ссылаются на царские указы о вольности дворянства. Правдин и Стародум по своему мировоззрению - воспитанники русского дворянского просвещения. Два важнейших политических вопроса определили программу дворянских просветителей в эту пору: а) необходимость уничтожения крепостного права мирным путем (реформа, воспитание и т. д.); б) Екатерина не просвещенный монарх, а деспот и вдохновитель политики рабовладения, и потому с нею необходимо бороться. Именно эта политическая мысль была положена в основание «Недоросля...»
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.