Военные испытания, которыми так богат XVIII в. и время Петра I в особенности, отразились в русской литературе и повлияли на ее характер.
К началу века в русской литературе отчетливо проявились черты барокко с присущими этому стилю напряженностью чувства, динамизмом, усложненностью поэтических образов и языка, причудливостью метафор и аллегорий, мозаичностью. В русской литературе барокко не ограничивалось придворно-схоластической поэзией, как это считалось раньше. Ритмичность и сложный метафоризм, контрастность неожиданных сравнений и живописность присущи некоторым жанрам литературы петровского времени.
В 1700 г. началась Северная война России против Швеции за выход к Балтийскому морю. Дальнейший отрыв от мировых морских путей грозил России экономическим закабалением. Правительство Петра I было заинтересовано в пропаганде Северной войны и использовало для этого все возможности. Русскому народу нужно было объяснить причины и цели войны, укрепить уверенность в победе, помочь найти для нее эффективные средства. Шведское правительство в свою очередь издавало специальные манифесты и реляции, оправдывавшие политику Карла XII и обвинявшие в агрессии Петра I и его союзников. У русского правительства не было печатного органа, который пропагандировал бы его политику. Таким органом могла быть газета. 16 декабря 1702 г. Петр приказал «по ведомостям о воинских и всяких делах, который подлежат для объявления Московского и окрестных государств людям, печатать куранты, а для печатных курантов, ведомости в которых приказах о чем ныне какие есть и впредь будут, присылать из тех приказов в монастырский приказ, без мотчания, а из монастырского приказа те ведомости отсылать на печатный двор». Как видим, главной причиной для издания первой русской газеты Петр I считал «воинские дела». 27 декабря 1702 г. был издан «Юрнал или поденная роспись, что в мимошедшую осаду, под крепостью Нотебурхом чинилось сентября с 26-го числа в 1702 году». 2 января 1703 г. вышла газета. В виде особых прибавлений к ней печатались сообщения о победах, одержанных русскими войсками, о трофеях и пленных, о триумфальных праздниках по поводу этих побед. Читателя убеждали в том, что в России имеются все возможности для будущей победы. «На Москве вновь ныне пушек медных и гаубиц и мортиров вылито 400, - сообщалось в одном из первых газетных номеров, - те пушки ядром по 24, по 18 и по 12 фунтов, гаубицы бомбами пудовые, полупудовые и мортиры бомбами девяти-, трех- н двухпудовые и меньше. И еще много форм готовых великих и средних к литью пушек, гаубиц и мортиров. А меди ныне на пушечном дворе, которая приготовлена к новому литью, больше 40 000 пуд лежит». В газете писали об олонецком попе Иване Окулове, который собрал отряд в тысячу человек и напал на шведов, уничтожив четыреста пятьдесят солдат; сообщалось о подготовке в России будущих офицеров и многом другом. Петр I лично руководил составлением «Ведомостей», правил корректуру, указывал, что нужно перевести из голландских газет. Авторы газетных сообщений воздействовали на читателей не только прямыми призывами, но и косвенно, предоставляя определенные факты и давая возможность самим читателям сделать выводы. Газета с ее яркой публицистической направленностью приучала читателя к новому языку, новым темам, отчасти и к новым художественным приемам. Она как бы подготавливала русское общество к восприятию произведений новой художественной литературы. И все же военная тема не нашла в ней творческого воплощения. «Ведомости» ограничивались краткой, основанной на фактах и документах информацией.
Наибольшую роль в популяризации Северной войны играли публичные реляции о сражениях, которые вела русская армия. В них сообщалось о действиях войск, о численности боевых отрядов и армий, о ходе боя, о трофеях, пленных и потерях. О неприятельских войсках в реляциях упоминалось только в той мере, в какой это было необходимо для выяснения общей картины. Всего во время Северной войны было издано шестнадцать реляций. Они писались близким к народному языком, отличались занимательностью изложения и образными сравнениями. Составители реляций видели свою задачу не только в подаче информации с театра военных действий, но и в воспитании военных и гражданских доблестей. Любопытно отметить, что как раз официальные сообщения были облечены в форму, которая могла заинтересовать читателя и была доступной широким массам служилых людей, купечеству и ремесленникам. Одному из своих приближенных Петр I наказывал, чтобы он писал реляции понятным для простолюдинов языком, не употреблял иностранных слов и терминов. Сам Петр писал реляции образные и доступные для понимания различными слоями народа. В лаконичной форме они давали как бы предметный урок воинской доблести, героизма и инициативы. Некоторым из них была присуща ирония, шутливый характер изложения напряженных событий; другие выдержаны в стиле сдержанном и строгом.
В одной из самых ранних реляций Петра I, описывающей осаду шведской крепости Нотебурх, рассказывалось, как русские начали рыть близ ее стен окопы, а пришедшие ночью на борту двух судов шведы захотели узнать, «какие гости в их соседство пришли». Здесь употребляется распространенное еще в древнерусской литературе и народном творчестве сравнение врагов с гостями, а поля битвы - с кровавым пиром. (Подобное сравнение было использовано Петром I и позднее: в письме сенату из Дербента он также называл неприятеля гостями, которых хорошо приняли, проводили кавалерией и т. д.) Русские предложили шведам сдаться. Комендант Нотебурга в «Юрнале» изображен учтивым и вежливым кавалером, какого можно было встретить на петровских ассамблеях (он благодарил русских «за милостивое объявление» подвергнуть его крепость жестокой осаде, на что «...соответствовано ему на сей комплемент пушечного пальбою и бомбами со всех наших батарей разом»). Не без насмешки изложен и эпизод, связанный со взятием этой крепости. Через несколько дней после начала осады, когда шведский гарнизон испытал многочисленные бедствия от артиллерийского обстрела, пожаров и нехватки продовольствия, комендант попросил русское командование выпустить из Нотебурга офицерских жен (претерпевающих, по его словам, «великие беспокойства от огня и дыму»). Ответ был выдержан все в том же «галантном» тоне. Сообщалось, что русские пришли не для того, чтобы разлучать жен с мужьями, а если жены шведских офицеров хотят выехать из крепости, то им предлагалось «и любезных супружников с собой вывести купно...» Ирония, таким образом, снижала врага, освобождала от страха перед ним. Как видим, зачатки иронии, которая получила столь широкое распространение в XVIII в. в публицистике Н. И. Новикова, А. Н. Радищева, Д. И. Фонвизина и о которой Герцен писал, что она «родная» «утешительница» и «мстительница», содержатся уже в реляциях петровского времени.
В отличие от других литературных документов той эпохи ни в одной из реляций мы не найдем обидных или оскорбительных слов в адрес противника, нет здесь и умаления его военной силы. Известно, что Карл XII в свою очередь с уважением относился к Петру I, как к «самому честному из своих противников».
Петр понимал и хотел, чтобы это поняли и его сподвижники, что Россия имеет дело с сильным, опасным, опытным врагом. Не преуменьшая сил противника, нужно было показать, какими способами можно его одолеть. В реляциях шведы предстают перед нами как смелые, верные своему воинскому долгу люди. В журнале о взятии шведской крепости Ниеншанц рассказано, как русские предложили капитулировать осажденному гарнизону. Как и при осаде Нотебурга, шведы благодарили за предложение, но сдаться отказались - «крепость вручена им королем для обороны, и они будут ее оборонять».
При взятии города Юрьева русские высоко оценили храбрость своих противников и, как сказано в реляции, не только отпустили их домой, но и возвратили оружие: «... ради мужественного их супротивления позволено офицерам шпаги и третьей доли солдатам ружья...»
Подробно останавливались авторы реляций на тех событиях, где русским удалось проявить военную смекалку и отвагу. В «Юрнале» об осаде Нарвы, изданном в форме плаката, кроме необходимых для каждой реляции сведений о трофеях и количестве русских войск, принимавших участие в осаде, впервые был изложен ставший впоследствии широко известным эпизод с переодеванием русских полков. Русские узнали, что на помощь осажденному гарнизону идут шведские войска. Несколько полков были срочно переодеты в шведскую военную форму и направлены к крепости. Шведский гарнизон принял их за своих, вышел из крепости и попал в засаду. «...В залоге поставленные драгуны под командою полковника Рена, також и Преображенского полку солдаты выскоча, на них напали, и до самого контрошкарпа рубя и побивая их гнали, и несколько сот побили, и многих в полон взяли...» («Книга Марсова...». СПб., 1713). Весь рассказ в целом (мы привели лишь заключительный отрывок из него) имел своей целью показать, в каких неожиданных случаях можно применить военную хитрость. Как известно, эпизод с переодеванием русских войск нашел отражение и в замечательном романе А. Н. Толстого «Петр I».
Дошедшие до нас документальные свидетельства Петровской эпохи многократно подтверждают тот факт, что от русских людей не скрывали трудностей, которые приходилось переносить в этой войне армии и населению. Так, например, в реляции о взятии Ревеля рассказывалось о пагубных последствиях из-за недостатка в питье и продовольствии. Осажденные собирали дождевую воду и копали колодцы. От большого скопления людей в городе вспыхнула эпидемия. В другой реляции сообщалось о болезнях, которые обрушились на русскую армию. При осаде Выборга русские войска готовы были «есть мертвых лошадей и потом, конечно, отступить назад». В реляции можно было прочитать драматический рассказ о том, как ожидали кораблей с продовольствием голодные, стоящие друг против друга воюющие армии. Любопытно отметить, что изнурительное стояние войск под Выборгом нашло отзвуки и в народных песнях.
Реляции, повторяем, рассказывали не только о сражениях, заканчивавшихся победой. Из «доношения» о схватке русских войск со шведами при Мурмьце, включенного в реляцию, читатели явственно могли осознать те пагубные последствия, к которым привела проявленная на поле боя чрезмерная горячность одного из военачальников. Сообщалось об атаке войск фельдмаршала Шереметева на неприятеля, который стоял «в крепких местах». Русская армия была уже близка к победе, когда «из средины строю нашего без ведома Фелтмаршалка полковник Игнатьев из линии за неприятелем далее погнался». Стоявшие в прикрытии шведы отбросили русских драгун, Игнатьев, командир их, был смертельно ранен, а «полк его в конфузию приведен: и пехоту нашу тем посмял». Сражение продолжалось, ободренные отступлением драгун шведы с новой силой ударили на русские полки и вынудили их отступить («...принуждены мы уже в руках своих имеюще победу оставить...»). В реляции признавалось, что «неприятельская пехота сильней нашей...», и выражалась надежда на успехи в других баталиях».
Все сказанное свидетельствует, что реляции преследовали и дидактические цели.
Мы уже говорили, что Петр I придавал большое значение тому, как будут реляции составлены. В некоторые из них, такие, как «Юрнал» о взятии Нарвы, он собственноручно вносил добавления и изменения. Другие были составлены им самим. Так Петр написал реляцию о знаменитой битве при Лесной 28 сентября 1708 г., когда 12-тысячный летучий отряд русской армии, состоящий из посаженной на подводы пехоты, кавалерии и артиллерии, разбил 16-тысячный шведский корпус А. Левенгаупта, шедший на соединение с главными силами шведов. «...Одиннадцать тысяч осталися на месте сражения мертвы и ранены... с российской стороны побитых было три тысячи человек и еще более раненых...» - пишет историк XVIII в. Шведы потеряли тогда 7300 телег с амуницией, съестными припасами и деньгами, много пушек и знамен. Петр I назвал битву при Лесной «матерью полтавского сражения». Первое описание ее было составлено им «з боевого места в 29 день сентября 1708 г.» и послано Ф. Ю. Ромадановскому; оно представляло лишь краткое сообщение. Приблизительно этот же текст был опубликован в «Ведомостях» 6 октября. Более обстоятельная реляция написана Петром позднее: 26 октября 1708 г. было напечатано «Объявление баталии меж его царским величеством российским и шведским генералом графом Левенгоптом при Лесной, от Пропойска в двух милях сентября в 28 день 1708 году». Эта реляция предназначалась для подклейки к плану сражения. В отличие от уже упомянутых реляций акцент сделан на решение тактических задач. События здесь изложепы сухо, деловито. Рассказывается, как у деревни Долгие Мхи русская армия настигла стоящего за рекой неприятеля; шведы пододвинули к берегу пушки и пехоту и начали стрелять по русской коннице. Русская артиллерия заставила их замолчать и прогнала пехоту. На другое утро, когда были наведены мосты, русские последовали за отступающим противником и нашли его в «порате Стоящего» у деревни Лесной. Несмотря на яростную атаку, наши «хотя с утратою, однакож неприятелю места не уступили, но мужественно бились». Описывается перегруппировка сил, после которой началось главное сражение; вскользь говорится о храбрости солдат и офицеров («...превеликой, жестокой был бой, что и пехота палашами рубилась...»).
Подобно «Объявлению баталии» при Лесной была освещена решившая исход всей Северной войны знаменитая Полтавская битва. Популярный в XVIII в. военный теоретик Фридрих II писал, что к этому времени русская армия была хорошо вооружена, имела обученных солдат, «страшную артиллерию» и выбрала хорошее местоположение, она «не была уже более то дикое Карлом при Нарве рассеянное сборище». Под Полтавой была уничтожена главная шведская армия, взяты в плен ее талантливые генералы и сама Швеция потеряла значение великой державы. В кругу европейских государств на одно из первых мест выдвинулась Россия. Петр I сразу оценил громадную значимость этого события. В письме к Ф. М. Апраксину 27 июня 1709 г., отправленном с поля боя, он писал: «Ныне уж совершенной камень во основание Санкт-Петербургу положен». В этот же день Петр I отправил письмо царевичу Алексею «о зело превеликой и нечаемой виктории, которую господь бог нам через неописуемую храбрость наших солдат даровати изволил с малой войск наших кровию». 2 июля в «Ведомостях» это письмо было напечатано. 8 июля Петр I собственноручно написал сообщение о победе у Переволочной, где была взята в плен отступившая с полтавского поля шведская армия во главе с генералом Левенгауптом, хорошо обученная и водруженная.
В «Объяснительной» реляции о «главной баталии меж войск царского величества российского и королевского величества свойского, учинившейся неподалеку от Полтавы. Сего иуня в 27 день 1709-го лета», как и в предыдущем «Объявлении баталии», подробно изложена тактика сражения. Рассказывалось о том, как 20 июня русская армия форсировала реку Ворсклу и пошла на постепенное сближение с противником. 25 и 26 июня Петр I провел рекогносцировку и велел готовиться к атаке неприятеля. «Однакож оной по своей обыкновенной запальчивой отваге, в том нас упредил», и 27 июня утром «почитай при бывшей еще темноте... на нашу кавалерию, как конницею, так и пехотою своею, с такою Фуриею напал...» Не без гордости рассказано, как героически вела себя русская армия. В девятом часу утра началась генеральная баталия, которая, «хотя и зело жестоко во огне оба войска бились, однакож далее двух часов не продолжалась, ибо непобедимые господа шведы скоро хребет показали...» Заметим, кстати, что в Европе заранее были уверены в победе шведов и в зарубежной печати публиковались соответствующие материалы об этом.
В заключение следует отметить, что большинство петровских реляций привлекало внимание читателей к отдельным явлениям военной жизни, которые представлялись их авторам наиболее знаменательными и важными. События описывались так, как они непосредственно явились их современникам, в них не присутствует художественный вымысел, как это имело место в произведениях художественной литературы. Публицистичность реляций, пропаганда новых идей выражались не посредством деклараций, а фактами. В этом отношении они содержали богатейший материал для последующих художественных обобщений.
Реляции в основном писали просто, без излишнего употребления иностранных слов. Иноязычные слова (аккорд, апроши, вахта, коммуникация, рекогносцировка, редут, резерв и др.), которые включались в реляции, в большинстве случаев не являлись профессионализмами, а обозначали новые, только что вошедшие в обиход понятия, без которых невозможно было обойтись. Не злоупотребляли составители реляций и славянизмами; такие слова, как крупно, чаем, оные, токмо, зело и им подобные, в контексте теряли свою обособленность и не утяжеляли речи. Иногда вслед за непонятным словом давалось его пояснение. Так, в «Обстоятельной реляции...» о взятии Выборга за словом брешь следовало объяснение: «А имянно разбитое место было по фортации от нашей стрельбы...» Образные сравнения (осада Юрьева: «Сей огненной пир пребывал от вечера даже до другого дня...»), лирические эпитеты мужественные сердцем, счастливая победа, жестокая стрельба, жестокое распаление, мужественное сопротивление и т. п. приближали реляции к художественному произведению. Однако до подлинного творчества было еще далеко. Реляции тем не менее выгодно отличало отсутствие присущих поэзии той поры риторических похвал монарху. Они прославляли не Петра I и не его полководцев, как это делалось во многих панегерических песнях, торжественных «словах» и проповедях, а русскую армию, Россию. Правдиво воспроизводя картину войны, реляции не только выполняли свое прямое назначение, но и заменяли отсутствующий в литературе того времени художественный очерк. Следует отметить, что перу самого Петра I было свойственно литературное изложение с использованием сравнений и эпитетов и в официальных документах. Так, в сообщении о Нарвском разгроме он образно писал, что сражение это «яко младенческое играние было», победа шведов, «печально чувственная», помогла русским осознать необходимость серьезной военной подготовки («неволя леность отогнала и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудила»).
Пропаганда Северной войны шла широким фронтом, захватила и другие формы литературного творчества. Большую роль в ней сыграли «слова» и «речи» церковных проповедников. В XVIII в. при подавляющей неграмотности населения многие важные правительственные мероприятия доводились до сведения народа через служителей церкви. Проповедь произносилась в храме за литургией и ставила своей целью разъяснять слушателям догматы христианства. Однако очень часто церковная проповедь служила политическим целям. Как жанр литературного искусства проповедь имела широкое распространение еще в период Киевской Руси, затем исчезла и появилась вновь только в конце XVI в. Слагались проповеди по определенной форме, зафиксированной впоследствии М. В. Ломоносовым в его «Кратком руководстве к риторике». Обычно в проповеди приводился какой-либо текст из священного писания, который назывался темою, в дальнейших частях проповеди эта тема развивалась: излагались причины данного события, обстоятельства, при которых оно возникло, и т. д. М. В. Ломоносов разделял все проповеди на похвальные и увещевательные. В обоих случаях проповедники пользовались приемами ораторского искусства и воздействовали не только на разум, но и на чувства слушателей. Один из теоретиков церковной проповеди определял проповедь как «акт художественного словесного представления или воспроизведения содержания личного миросозерцания проповедника перед слушателями». Наиболее знаменитыми проповедниками петровского времени были воспитанники Киевской духовной академии. Наряду с богословскими науками воспитанники изучали древние и новые языки. Здесь проводились диспуты на различные богословские и философские темы. В XVII в. это было самое крупное учебное заведение Северо-Восточной Руси. Знаменитый проповедник петровского времени Феофан Прокопович преподавал в академии пиитику и риторику. В Киеве учились и такие известные иерархи церкви, как Гавриил Бужинский, Стефан Яворский, Феофилакт Лопатинский. Все они обратили на себя внимание царя своими проповедями, прочитанными по поводу событий, связанных с войной: Феофан - речью на Полтавскую победу («Панегирикос или слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе»), Стефан - проповедью на погребении воеводы Шеина, Гавриил - многочисленными проповедями, посвященными военным победам, Феофилакт описал торжественную встречу Петра I после Полтавской победы. Вызванные Петром I в разное время в Петербург, они выступали как проповедники-публицисты, прославляли политику царя-реформатора и критиковали его противников. Проповеди Феофана Прокоповича были не только построены по законам настоящего ораторского искусства, но и отличались простотой стиля и глубиной содержания. Они, как правило, состояли из двух главных частей: общей, в которой говорилось о причинах, приведших к данному событию, и конкретной, поясняющей первую.
Какое же толкование нашла Северная война в «речах» Феофана? Прежде всего интересно, как он объяснял ее причины.
В «Слове похвальном на день рождества... вел. кн. Петра Петровича» Феофан говорил о том, что шведы отняли у России берега «Ингрии и Карелии». В проповеди, посвященной Ништадтскому миру, он подчеркивал, что Россия была изолирована от морских путей, от «честной с лучшим светом коммуникации», и через эту войну получила земной и водный путь и в иные государства и оградила себя от неожиданного нападения соседей. Точно такими же причинами объясняли войну и единомышленники Феофана - Стефан Яворский и Гавриил Бужинский.
Большое место при объяснении причин войны уделялось факторам моральным. Феофан, например, много говорил о «гордыне» шведов, стремясь таким образом вызвать гнев исполненных религиозного смирения слушателей. Шведы «безмерно кичитися и гордитися и народи презирати навыче». Русских, по словам Прокоповича, они считали слабыми и отсталыми: «...соседи наши не могут извинитися от гордости, осуетившиися бо высокоумием своим ... народ наш, яко немощный и грубый, презирали». Напоминалось и об обидах, нанесенных русскому царю. В марте 1697 г., отправляясь в первое заграничное путешествие, Петр I остановился в Риге. Комендант города не разрешил царю осмотреть крепость, учинил ему «обиды» и «афронт». В «Слове похвальном о баталии Полтавской...» Феофан напомнил об этой «укоризне и гонению смертному» на Петра. Как видим, официальные представители церкви объясняли возникновение войны не гуманными мистическими проявлениями «господней воли», а вполне реальными экономическими и политическими причинами.
Правительственные документы того времени (назовем хотя бы записку Ф. Салтыкова «Изъявления прибыточные государству» и вышедшее в 1717 г «Рассуждение...» П. Шафирова), в которых содержится официальный взгляд на русско-шведские отношения, подтверждают то обстоятельство, что в объяснении причин Северной войны проповедники церкви придерживались петровской точки зрения. Они обрушивали на головы шведов проклятия и не скупились при этом на библейские и исторические аналогии. Вместе с тем некоторые из них, и прежде всего проницательный Феофан Прокопович, указывали и на сильные стороны противника и тем самым раскрывали трудности борьбы с ним. Феофан прямо призывал покончить с недооценкой шведов, которые обогнали русских «как во всех прочих учениях, так и в воинском искусстве»; уже «не вчера» у них в школах, и в сенате, и на практике изучают «философию политическую», но особенно много преуспели они в делах военных. У шведов были усвоившие свой и иностранный опыт искусные военачальники, сильное, выносливое, хорошо обученное войско: «рядовой воин был сильный и во всяких трудах и безгодиях терпеливый». Для ведения войны, указывал Феофан Прокопович, Швеция имела деньги и первоклассное вооружение. Как и другие захватчики, шведы не гнушались грабежами: «Кий град и кий дом избежа опасной и многоочной его ненасытности?»- восклицал Феофан. Он обвинял их в ограблении Польши, Саксонии, Курляндии и Силезии.
Большое значение в проповедях Ф. Прокоповича уделялось «моральному духу»: «...что всего есть большее, вси равно и по государе и по отечестве своем ревнующым». Слова эти, очевидно, адресовались противникам Петра I внутри России, группировавшимся вокруг старинных боярских семей и царевича Алексея. Эта консервативная оппозиция, как известно, всячески противодействовала реформам Петра I и мешала ему вести войпу за выход России к Балтийскому морю.
Феофан стремился растолковать важность петровских мероприятий для укрепления страны и для военной победы. Он гордится тем, что Россия занимает огромное пространство. По его словам, благодаря политике Петра I страна преобразилась: на месте грубых хижин построены светлые палаты; там, где были леса, выросли города и крепости, созданы новые правительственные учреждения. Одновременно Феофан ратовал за просвещение народа - устройство школ, печатание книг, развитие искусства: «Уже и свободные учения полагают себе основания, идеже и надежды не имеяху, уже арифметическия, геометрическия и протчия философския искусства, уже книги политическия, уже обоей архитектуры хитрости умножаются».
Гневными словами осуждает Феофан предательство гетмана Мазепы: «...скверное лице, мерзская машкора, струп и студ твой, Малая Россие, измена Мазепина. О врага нечаянного! О изверга матери своея! О Иуды новаго! Ниже бо да возмнит кто излишнее быти негодование Иудою нарицати изменника». Поступок Мазепы Феофан образно сравнивает с поведением супостата, который во время пожара бросает в горящий дом сено и солому или во время бури пробивает в корабле бреши. «Пси не угризают господий своих, звери свирепыя питателей своих не вредят; лютейший же всех зверей раб, пожела угристи руку ею же на толь высокое достоинство вознесен...». Не менее гневными словами поносят изменника Стефан Яворский и другие проповедники. Правда, при этом они не раскрывали причин измены гетмана: произошла ли она из чувства личной неприязни к Петру, желания возвыситься и стать независимым властителем либо по другим мотивам. Феофан убеждал своих слушателей в непобедимости России: несмотря на стечение гибельных обстоятельств, недруг наш «побежден есть тогда, егда мняшеся победу в руках держати».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.