Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Повесть «Перепутье». Сборник стихотворений «Дни печали»


И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

В 1900 году Франко написал новую повесть «Перепутье», в которой отразил галицкую действительность 80—90-х годов. Главный герой повести, Евгений Рафалович, — адвокат, выезжает в села, выступает на вечах, защищает права трудящегося крестьянства. Его работа в небольшом провинциальном городе сразу же натолкнулась на противодействия и козни представителей местной аристократии, польской шляхты и местных правительственных учреждений, считавших себя хозяевами положения.
Франко выводит целую галерею типов, представляющих собой морально вырождавшуюся польскую шляхту и другие слои буржуазной интеллигенции. Среди них колоритно обрисован предводитель дворянства Брыкальский, промотавший свое имение и поправляющий свои дела за счет присвоенных общественных крестьянских денег.
Рядом с ним стоят бургомистр г-н Россельберг и ростовщик Вагман, который говорит о себе: «Я — ростовщик. Теперь скажу вам больше: я раскинул сети по всему уезду. Не найдете здесь помещика, не найдете арендатора, не найдете чиновника, который не сидел более или менее у меня в кармане. А надо вам знать, что кто хоть раз попадется мне в руки, тот разве только чудом может вырваться. У меня есть способы, есть тайные сообщники, советники и помощники...»
Среди таких волков, как их называет автор, и приходилось работать Рафаловичу. Этот честный, преданный своему делу человек делает все, чтобы помочь крестьянам выпутаться из когтей помещиков, ростовщиков, старосты и других эксплуататоров. Трудно приходится Рафаловичу осуществлять свои планы. Он не находит поддержки даже среди тех, права которых он пытается защищать, ибо крестьянство настолько запугано и так обмануто представителями власти, что и к адвокату, как к «господину», относится с большим недоверием.
Рафалович не находит путей к сердцам бедного крестьянства, его программа действий не выходит за строго легальные рамки. В этом слабость положительного героя произведения.
Повесть Франко, в которой дана яркая реалистическая картина жизни галицкого села, написана с большим мастерством. Она печаталась на страницах «Литературно-научного вестника» в 1900 году и имела громадный успех среди украинских читателей. В этом же году вышел из печати сборник стихотворений Франко «Дни печали», в который вошли также поэмы «Иван Вышенский» и «На Святоюрской горе».
В сборнике содержится ряд стихотворений интимной, любовной лирики, близких по своим мотивам к стихотворениям из книги «Увядшие листья», но преобладают в нем общественные темы. Сборник отражает боевое настроение поэта, его непримиримость к болезненной раздвоенности, свойственной буржуазной интеллигенции эпохи империализма.
Настроениям пресыщенной, декадантствующей буржуазии Франко противопоставляет мораль трудящихся, а обязанность и цель поэта, дающие ему и воодушевление и жизнь, видит в служении народу, общественным интересам:

Копайтесь, белоручки,
Копайтесь, неврастеники, в своих
Сердцах, своей мечты отребья в кучки
Сгребайте, чувств неуловимых мир
Улавливайте! Это ваши штучки!
Общественное дело хлопотливо,
Но благодарно, и притом оно
Имеет свойство заполнять ревниво
Всю жизнь, всю страсть направить на одно;
Все силы, мысль, стремленье молодое
Но дна исчерпать лишь ему дано.
(Перевод В. Цвелева.)

Франко рисует жизнь нищего, темного галицкого села, показывает нужду и страдания трудящегося крестьянства:

В село ходил. На сердце гнет тяжелый
От тех картин лежит и до сих пор...
Все на работе, дети — босы, голы,
У хат толкутся, оглашая двор,
Младенец плачет, — мать далеко, в поле,
На лавке дед, и немощен и хвор;
И кашляет и стонет он от боли,
Но некому воды подать сейчас!
Не знаю сам — войти мне в хату, что ли?
(Перевод Б. Иринина)

В поэме «Иван Вышенский» (1900) Франко воспевает благородный поступок жертвования личными интересами ради общественных. Аскет-схимник Вышенский, узнав о страданиях своего народа, который подвергся нашествию врагов, порывается к активному действию и осуждает избранный им путь спасения собственной души:

Разве вправе ты, несчастный,
Глиняный сосуд разбитый,
Думать о своем спасенье,
Там, где гибнет весь народ?
(Перевод Б. Турганова)

В поэме «На Святоюрской горе» (1900) воссоздан эпизод из освободительной борьбы украинского народа, когда Богдан Хмельницкий, полный гордости за свой героический народ, дает достойный ответ иезуитам в храме святого Юра. Хмельницкий смеется над польскими панами, пытавшимися усыпить его бдительность, ложью и подкупом расположить его к себе:

На словах в любви клянется,
А за пазухою — нож...
Побледнел, дрожишь: не бойся!
Знаю вас не первый год!
Да ведь это ж — езуитской
Вашей школы цвет и плод!
(Перевод Б. Турганова.)

В поэме «На Святоюрской горе» Франко впервые в украинской литературе создал реалистический образ Богдана Хмельницкого, показал его как выразителя и защитника интересов народа, вставшего на борьбу за свое освобождение.
Значение сборника «Дни печали» в развитии украинской литературы было огромно. Он был проникнут идеей борьбы за единство украинского народа и освобождения от социального и национального угнетения. Сборник разоблачал декадентов, указывал писателям путь служения интересам народа.
Наряду с оригинальным творчеством Франко в это время много работал над переводами, в частности в 1901 году перевел сборник стихотворений известного чешского поэта Гавличека-Боровского, к которому написал предисловие.
В 1902 году по всей Галиции прокатилась волна рабочих забастовок и крестьянских волнений. Во Львове забастовка рабочих, требовавших повышения заработной платы и обеспечения работой, закончилась кровавым столкновением с полицией. Полиция стреляла в толпу бастующих, несколько человек было убито, многие ранены. Выступления рабочих и крестьян глубоко взволновали писателя. Он горячо поддержал восставших. В венской рабочей газете «Die Zeit» Франко описал эти события в статьях «Львовские волнения», «Польская политика», «Крестьянские восстания».
В 1902 году вышел из печати сборник рассказов Франко «Хороший заработок» («Добрий заробок»). В Петербурге в переводе на русский язык был напечатан сборник рассказов «В поте лица». Связи с передовыми кругами России и Украины накануне революции 1905 года помогают писателю глубже понять экономическое и политическое положение в Восточной Галиции и на Украине, правильно оценить деятельность буржуазных либералов и националистов.
В обстоятельном исследовании «Из последних десятилетий XIX века», написанном в 1901 году и прочитанном в том же году на собрании трудящихся в городе Перемышле, Франко с революционно-демократических позиций оценил политическую жизнь в Галиции 80—90-х годов XIX столетия. На ряде убедительных фактов писатель показал губительную деятельность националистов П. Кулиша, М. Грушевского, В. Барвинского, А. Конисского и других.
В этой работе Франко писал: «В начале 80-х годов приехал во Львов Кулиш, бывшее божество галицких украинофилов. Приехал из хутора и гнусавит «sui generis» хуторскую философию... «Только с хуторов может прийти обновление, отсюда повеет истинным украинским духом».
И Кулиш сразу же поспешил дать нам образцы этой хуторской философии и поэзии, да такой, что вся Украина только руками развела».
Но Кулиш прибыл во Львов не только как «апостол хуторской философии». У него была, говорит Франко, иезуитская миссия — подчинить общественно-политическое движение в Галиции польской шляхте, придушить прогрессивные демократические силы.
В 1902 году вышел из печати сборник рассказов «Панталаха и другие рассказы». В предисловии к сборнику Франко коротко рассказал о кровавых событиях, происходивших в этом году во Львове, а также о событиях последних дней, о бунте заключенных в Бригидках.
«Тот факт, — писал Франко, — что о его причинах стало известно всем, свидетельствует, что давнее горе не совсем еще прошло... старая рутина хозяйничает себе по-старому, топчет человеческие души и гасит последние искры человечности там, где в интересах общественности и гуманности следовало бы поддержать их и раздувать в яркое пламя».
В рассказе «В тюремном госпитале», написанном в 1902 году, Франко создал реалистический образ тюрьмы, как символа темной силы, которая душит народные массы. В это время были написаны также рассказы «В кузнице», «В столярной мастерской» и другие.
Среди историко-литературных и научных работ, написанных в этот период, следует назвать хотя бы такие: «Хуторные огарки» (П. Кулиша), «Лукьян Кобылица», «Эпизод из истории Гуцульщины», «Наша поэзия в 1901 году», «Михаил Старицкий».
В эти годы Франко проявлял большой интерес к творчеству А. М. Горького, произведения которого читал в зарубежных журналах и в журнале «Жизнь». В 1900 году в «Литературно-научном вестнике» был напечатан рассказ Максима Горького «Челкаш». После появления «Песни о Буревестнике» в «Жизни» (1901) она в том же году была напечатана и в «Литературно-научном вестнике».
Несомненно, что немалая роль в напечатании стихотворения Горького принадлежала Франко. При его поддержке были изданы во Львове и другие произведения русского писателя. Ему близко было творчество М. Горького своей органической связью с народом, своей революционной идейностью и, наконец, своей непримиримостью к декадентству.
В 1902 году Франко прочитал рассказ Горького «Перед лицом жизни», который настолько взволновал его, что он тут же перевел его на немецкий язык и отправил в венскую газету «Die Zeit». Перевод Франко не был напечатан только потому, что ранее рассказ Горького уже был опубликован на страницах этой газеты.
Большой интерес представляет сообщение корреспондента газеты «Новости дня», который в 1902 году встретился с Франко во Львове. В беседе с корреспондентом Франко говорил о своем глубоком интересе к Горькому, проявил всестороннее знакомство с его творчеством. В корреспонденции, напечатанной в газете «Новости дня» 3 ноября 1902 года, говорилось: «Мы долго беседовали о русской литературе, которую Франко, имеющий некоторые связи с русским литературным и журнальным миром, превосходно знает, как и владеет вполне правильно русским языком. Говоря же о русской литературе, мы, конечно, не могли не заговорить о Горьком.
Франко не замедлил зло вышутить коллег из «русофильского лагеря», напечатавших, или, вернее, перепечатавших, вследствие своей неосведомленности, в своем органе «Галичанин» глупейшую статью о Горьком с полным, что называется, разносом этого талантливого писателя. Сам же Франко очень ценит Горького и ставит его произведения высоко.
«Заслуги Горького, — говорит Франко, — еще тем велики, что своим страстным призывом к борьбе и протесту он сумел увлечь за собой русскую публику и убил таким путем декадентство, развивавшееся уже одно время, — в мелкой, правда, степени, — в России и имевшее своих адептов».
Продолжая популяризировать творчество М. Горького среди украинских читателей, Франко в 1902 году напечатал в «Литературно-научном вестнике» его рассказ «Макар Чудра», в 1903 году — «Двадцать шесть и одна». Ярким проявлением общности взглядов Франко и Горького на развитие литературного процесса является также выступление украинского писателя против поэта-декадента М. Вороного, пытавшегося отвлечь украинских поэтов от реальной действительности и социальной проблематики. Творчество Горького помогало Ивану Франко решительно бороться с реакционными тенденциями в украинской литературе и, в частности, с декадентством.
В ответ на «Манифест» М. Вороного (1902), в котором воспевалась идея «чистого искусства», свободного от какой бы то ни было зависимости и связи с реальной жизнью и социальной средой, Франко выступил с поэмой «Лесная идиллия».
В «Посвящении Миколе Вороному», написанном в 1900 году и напечатанном в «Литературно-научном вестнике» в 1903 году, Франко зло высмеял и разоблачил не только украинских декадентов, но и западноевропейских поэтов-модернистов, выступавших под лозунгом «чистого искусства». Франко иронизировал над призывами Вороного:

Из песен выбросьте, поэты,
Тенденциозные приметы —
И социальное звучанье,
И всенародное страданье,
И пререкания с толпою,
И громкие призывы к бою...

Резко обрывая его фальшивый голос, Франко излагал свой взгляд на роль поэта в обществе: поэт должен активно вторгаться в жизнь, болеть за нужды народа, служить народу и учиться у него:

Нет, век не тот, не та година!
И наша песня — не перина
И не больничное лежанье,—
Она вся — страсть, и вся — желанье,
И вся — огонь, и вся — тревога,
И вся — борьба, и вся — дорога,
Исканья, поиски, погони
К заре на дальнем небосклоне.

Разоблачая напыщенность и словесную трескотню декадентских стихов, Франко говорил, что истинная поэзия, служащая интересам народа, несет в каждом слове огонь правды:

Слова — полова,
Но есть огонь в одежде слова —
Все та же сказочная фея,
Живая искра Прометея.
(Перевод Л. Длигача)

Кроме этих стихов, Франко в это время написал: «Когда б ты знал, как много значит слово», «Новейшие гайдамаки», «Моему читателю», «Цехмейстер Куприян» и другие, которые позднее вошли в сборник «Semper tiro».
Он перевел также из Некрасова: «Зеленый шум», «Ночь», «Неизвестному другу», «Забудь», «С работы».
В Ростове-на-Дону в издательстве «Донская речь» вышли отдельными выпусками его рассказы в переводе на русский язык «Сам себе виноват», «Хороший заработок», «На дне»; перевод рассказов был сделан Лесей Украинкой, которая была связана со многими прогрессивными русскими журналами.
В 1903 году вышел сборник Франко «Из бурных лет», в который были включены рассказы «Резуны» и «Гриць и панич». Само название сборника и события, описанные в нем (восстание в Западной Галиции в 1846—1848 годах), свидетельствуют об органической связи писателя с современной ему жизнью.
Приближение революционных событий в России, на которые Франко возлагал большие надежды, забастовка львовских рабочих и крестьянские волнения 1902 года в Галиции вызвали у писателя настоятельное желание напомнить галицкой молодежи, а также демократической интеллигенции о революционных событиях в Галиции и Польше, происходивших в середине XIX века. Это была весьма актуальная и совершенно новая тема в украинской литературе. В предисловии к сборнику Франко писал, что герой его рассказа «Гриць и панич» был организатором революционного движения в Турецком уезде. «Последнее упоминание о нем было в правительственном сообщении об убитых во время обстрелов Львова и борьбы на баррикадах 1 ноября 1848 года».
Стихотворения этого периода также были наполнены предчувствием будущей революционной грозы и решимости к борьбе. Франко смело подымает свой голос против угнетателей трудящихся, воспевает борцов за интересы народа.
Летом 1903 года Франко встречался во Львове с Лесей Украинкой, которая возвращалась из Сан-Ремо и на несколько дней остановилась во Львове. Все свое время она провела в обществе Франко и Павлика. Франко и Павлик познакомили Лесю Украинку со всеми изданиями, вышедшими во Львове, и рассказали о деспотическом характере и поведении идеолога украинского национализма Грушевского, возглавлявшего журнал «Литературно-научный вестник».
Характерно, что Леся Украинка не приняла приглашение Грушевского, который настоятельно просил ее посетить его дом. Вернувшись в Киев, в письме от 19 июня она писала Франко: «Я заметила, что в этот мой приезд во Львов не все наши общие знакомые обходились со мной по-старому и мало кто был таким приветливым, как вы, чувствовалась какая-то нарочитая холодность и как будто бы предубеждение».
Действительно, националистический лагерь отнесся к Лесе Украинке весьма предубежденно и холодно, особенно после ее отказа посетить дом Грушевских. Дружба же ее с Франко стала еще более крепкой.
С этих пор писатель почти каждый год встречался с Лесей Украинкой в Карпатских горах в селе Криворивни, куда он, начиная с 1901 года, приезжал на отдых. В своих письмах Леся Украинка называла Франко «дорогим товарищем» и своим учителем.
Зимой 1903 года во Львов приезжал Николай Лысенко. Франко принял деятельное участие в подготовке празднования по случаю тридцатипятилетней музыкальной и творческой деятельности Лысенко. В «Литературно-научном вестнике» он напечатал статью под заглавием «Праздник Лысенко в Австрии», в которой дал всестороннюю характеристику его музыкальной деятельности, указав, что оригинальное музыкальное творчество Лысенко выросло в тесной связи с украинской народной песней.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +