«Что такое прогресс?». «Южнорусская литература» (1904). «К истории социалистического движения»
И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Под влиянием нарастающих революционных событий в России и связи с передовыми кругами Украины, а также под влиянием произведений Маркса и Энгельса Франко в 1903 году написал исследование «Что такое прогресс?» («Що таке поступ?»), в которем пытался дать, обзор развития общественной мысли и прогрессивного движения с древнейших времен и до последних дней. Наиболее выдающимся явлением современности, писал Франко, является социалистическое движение. Пересказывая основные положения «Капитала» Маркса и отдельных работ Энгельса, Франко широко освещает основные этапы деятельности основоположников марксизма. В этой работе он писал: «Маркс и Энгельс еще в 1848 году выступили с призывом: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» Они указывали, что нужда фабричных рабочих везде во всем мире одинакова, значит и интересы их одинаковы. Пролетарии-рабочие не имеют оснований для вражды, не имеют причин для войны между собой».
Но правильно излагая в своей брошюре отдельные положения из «Капитала» и «Манифеста Коммунистической партии», Франко в то же время высказывает ряд неверных мыслей в истолковании марксистского учения. В частности, критикуя Лассаля и его идею о будущем социалистическом государстве, Франко переносит свои неверные критические замечания и в адрес Энгельса. Этот факт говорит о том, что Франко горячо стремился популяризировать марксизм, к которому относился с большим вниманием, но в силу политической и экономической отсталости Галиции в истолковании марксистского учения допускал ошибки.
Но несмотря на это, брошюра имела большой успех среди читателей, знакомила их с основными положениями «Капитала» Маркса, с деятельностью коммунистов. Не случайно киевский цензор С. Щеголев, который запретил распространение брошюры на Украине и в России, расценивал ее как призыв к свержению существующего строя. В заключении цензора читаем: «Усматривая в брошюре призыв к свержению общественного современного строя и возбуждение среди рабочего класса вражды к работодателям, я считал бы, что брошюра... подлежит запрещению».
В 900-х годах имя Франко как писателя и ученого было широко известно среди прогрессивных кругов России. В начале 1904 года писатель получил приглашение С. А. Венгерова принять участие в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, издававшемся в Петербурге. Венгеров предложил ему написать обширный раздел об украинской литературе, назвав его «Южнорусская литература». Франко принял это предложение и сразу же взялся за работу.
В 1904 году Франко на три недели выезжал в Италию, посетил Венецию, Рим и Флоренцию. Он знакомился с памятниками культуры и искусства, с красивейшей природой, сделал много зарисовок, которые в свое время использовал в своих художественных произведениях. Возвратившись из Италии, Франко писал А. Крымскому, что он уже выслал Венгерову обзор всей древней литературы до Котляревского и тот, как видно из его письма, остался весьма доволен. Усиленно работая над разделом для энциклопедии, Франко в 1904 году прочитал во Львове на так называемых научных курсах сокращенный курс украинской литературы с древних времен до конца XIX столетия.
Важное место в научных работах Франко занимали социально-политические вопросы. Писатель внимательно следил за развитием освободительного движения в России, читал статьи и научные труды по истории и теории социализма. Он перечитывал все, что выходило из печати по этому вопросу в России, Германии, Австрии, Англии и Франции, и прочитанное стремился сделать достоянием широких кругов читателей, познакомить их с общественной и политической жизнью России и Европы.
В третьей книге «Литературно-научного вестника» за 1904 год Франко выступил со статьей «К истории социалистического движения». Несмотря на то, что статья прошла редакцию Грушевского и в целом ряде мест была «исправлена», она все же сохранила основные мысли Франко. Самым ценным в этой статье, напечатанной незадолго до начала революционных событий в России, было то, что Франко обращал внимание украинской общественности на деятельность социал-демократической партии и, в частности, русских социал-демократов и призывал читателей принимать активное участие в этом движении. Он впервые называет русскую социал-демократическук партию центром революционного движения в России. Делая короткий исторический экскурс и характеризуя зарождение социал-демократического движения в Европе, Франко писал, что Маркс и Энгельс положили начало этому движению в Германии. «Эта партия, — отмечал он, — является сегодня, можно сказать, центром социалистической организации и социалистического движения всего мира и своим австрийским крылом, к которому принадлежат также социалистические организации австрийских провинций, захватывает немного и нашу страну, в то время как второе ее крыло, русское, играет теперь выдающуюся роль в революционном движении также на русской Украине. Поэтому-то вполне естественно, что социализм и социалистические организации заслуживают самого большого внимания у каждого образованного украинца, интересующегося общественными делами и не желающего блуждать на ощупь в сутолоке новых фактов и противоречивых взглядов и теорий».
Большой интерес представляла и та часть статьи, в которой Франко выступал с осуждением ревизионистов и бернштейнианцев, фальсифицирующих труды Маркса. В подтверждение этого он приводит статью буржуазного социолога В. Черкезова, которая, говорит Франко, «была предшественницей писаниям Бернштейна и немецких ревизионистов. Теперь г. Черкезов возвращается к той же самой теме — критике социал-демократизма — с другой стороны и берется доказывать, что большая часть положений Коммунистического манифеста Маркса и Энгельса позаимствована, без указаний источников, а по мнению г. Черкезова даже искажена и бессистемно передана из другого манифеста, написанного в 1843 году ученым-фурьеристом Виктором Консидераном». Приводя параллельно тексты двух манифестов, Франко все время доказывает необоснованность обвинений Черкезова. Правда, в конце статьи совершенно неожиданно он сбивается на поверхностное, объективистское сравнение, которое указывает, что, отстаивая марксистское учение от догматического его истолкования, он и сам не воспринял и не уяснил его в целом. Желая подтвердить свою приверженность к марксизму, Франко в последнем абзаце статьи указывает на мировое значение деятельности Маркса и Энгельса. Он пишет, что, делая некоторые свои замечания, он не думал умалять значение научного социализма для развития общества. Статья заканчивалась словами: «Все, что здесь было сказано, не имеет своей целью уменьшить научные заслуги и историческое значение Маркса и Энгельса».
Большой интерес представляла и статья Франко «Социальное движение, социальный вопрос и социализм». Поводом к ее написанию было выступление митрополита А. Шептицкого — известного агента Ватикана, который сделал попытку открыто вмешаться в политические дела. В своем послании Шептицкий заявил, что самым большим грехом для верующего является ослушание правительственных властей, а еще большим — бунт против существующего строя. Полемизировать с митрополитом Шептицким по важнейшим вопросам политики было весьма смелым шагом со стороны Франко и совершенно необычным явлением в Галиции. Ведь Шептицкий, будучи духовным наставником всей Галиции, имел неограниченную духовную и светскую власть. И несмотря на это, Франко решительно осудил его призыв к повиновению широких масс трудящихся и его реакционную проповедь, будто бы «борьба во имя социального равенства может толкнуть наш народ в бездну несчастья».
Тонко полемизируя с Шептицким, изыскивая форму для разоблачения его реакционной проповеди, Франко выбивает оружие из его рук и доказывает, что к восстаниям и непослушанию, к революции народ приводят сами господствующие классы, реакционные правительства. «Восстания, революции, — писал Франко, — нападения на господствующие классы были в этом столетии вызваны почти без исключения по инициативе самих властей, государственными покушениями, систематическими злоупотреблениями и долголетним угнетением».
Правда, официальная цензура, а особенно внутри-редакционная, установленная со стороны Грушевского, заставила Франко в ряде мест статьи создать видимость почтительного отношения к особе Шептицкого, показать, что автор не намеревается поколебать его авторитет перед массой верующих. Иначе статья Франко никогда не была бы напечатана в Галиции. Это помогло писателю обойти цензуру и разоблачить реакционную проповедь митрополита Шептицкого. Он писал: «Здесь же было бы уместным задать нашему архипастырю несколько нескромных вопросов: гнуть спину под несправедливостями и злоупотреблениями является счастьем или несчастьем? Подавлять в себе чувство справедливости и обиды является счастьем или несчастьем?.. А с другой стороны, в какую бездну несчастья привело бы наш народ его духовное стремление к безудержной (хотя, разумеется, не безумной и не безопасной) борьбе против всякой несправедливости и притеснений».
Тонко и глубоко раскритиковав попытку Шептицкого опорочить социалистическое движение, Франко прямо сказал, что митрополит Шептицкий взялся не за свое дело, что он в этих вопросах очень плохо разбирается. Не без иронии Франко писал: «Взявшись лечить социальные болезни, все-таки нужно иметь о них хоть какое-нибудь элементарное понятие». Советы митрополита Шептицкого лечить социальные болезни «божественной справедливостью», покорностью и послушанием Франко называл насквозь реакционными и враждебными народу. Социалисты, говорит Франко, свою борьбу за устранение социального неравенства основывают на научной теории Маркса, который раскрыл источники капиталистического накопления в присвоении труда рабочих. «На этой «теории прибавочной стоимости», — писал Франко, — Маркс обосновал свою критику капитализма и свой взгляд на генезис капитала. Чтобы устранить это несоответствие, социалисты добиваются обобществления производительных сил, чтобы прибавочная стоимость, которую создает труд, не попадала в частные руки, а шла на пользу общества». Эта статья, опубликованная в Галиции накануне революции 1905 года в России, сыграла большую роль в разоблачении религиозных догматов о том, что установившееся социальное неравенство является вечным и неизменным. Статья пробуждала в массах революционное сознание и способствовала назреванию протеста против существующих капиталистических порядков.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.