Переписка с В. Д. Бонч-Бруевичем. Связь с социал-демократической группой «Жизнь» в Лондоне и газетой «Искра»
И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Расширяя свои связи с передовой общественностью России, в 1897 году Франко начал переписываться с членом московского социал-демократического кружка «Рабочий союз» В. Д. Бонч-Бруевичем, который в это время выехал за границу для налаживания связи с Г. В. Плехановым. Через Плеханова Бонч-Бруевич узнал о Франко и Павлике и сразу же установил с ними связь. В своих воспоминаниях «Моя переписка с Иваном Франко» Бонч-Бруевич пишет, что Плеханов, знакомя его с товарищами, которые помогали в работе группе «Освобождение труда», назвал в первую очередь Ивана Франко и Михаила Павлика, живших в Галиции. «Там живет, — говорил Плеханов, — Иван Франко, очень интересный человек, который все больше и больше склоняется к социал-демократии, изучая марксизм, а его близкий товарищ Павлик тоже внимательно изучает марксистскую теорию и даже издал «Эрфуртскую программу» на русском языке в своем переводе... Я очень советую вам списаться с тем и другим. Сошлитесь на меня, что я дал вам их адреса, и поддерживайте с ними знакомство. Им следует посылать нашу литературу и всеми мерами пытаться направлять на наш социал-демократический путь».
Эта беседа с Плехановым и послужила собственно основанием для длительной творческой связи Бонч-Бруевича с И. Франко. В 1897 году Бонч-Бруевич обратился к Франко с письмом и сразу же получил от него ответ. Он выслал Ивану Франко сборник русских стихотворений — «Избранные сочинения русской поэзии», предназначенный для широких масс трудящихся и содержащий много запрещенных русской цензурой произведений. Этот сборник познакомил писателя с неизвестными ему до сих пор произведениями русских поэтов. В ответ Франко послал Бонч-Бруевичу свой сборник рассказов «В поте лица. Картинки из жизни рабочего люда», вышедший из печати в 1890 году. Рассказы Франко заинтересовали Бонч-Бруевича, и он начал переводить их на русский язык. «От его произведений, — писал Бонч-Бруевич, — веяло новым духом, духом борьбы и протеста широких народных масс».
Произведения Франко знакомили Бонч-Бруевича с конкретной галицкой действительностью, с жизнью крестьянства, рабочих и интеллигенции. Свои переводы Бонч-Бруевич послал в Петербург и просил издательство напечатать весь сборник «В поте лица». Но царская цензура не допустила произведения Франко к печати. Редакции газет и ряда русских журналов, таких, как «Мир божий», «Жизнь», «Новое слово», приняли рассказы Франко, но цензурой на них был наложен запрет. В секретных донесениях цензора Дроздова, в которых излагались причины запрещения рассказов, переведенных Бонч-Бруевичем, Франко именовался как «австрийский социал-демократ». В 1897 году в «Вятской газете» был напечатан лишь один его рассказ в переводе Бонч-Бруевича — «История моей соломорезки».
В 1898 году Бонч-Бруевич выслал в редакцию «Жизнь» рассказ Ивана Франко «На дне», но и на этот раз цензура не дала разрешения его печатать. «Через своих знакомых, — писал Бонч-Бруевич, — я посылал рукописи во многие цензурные комитеты под всякими вымышленными фамилиями переводчика, но их запрещали из-за тенденциозного содержания рассказов Ивана Франко, который цензурным комитетам был известен как австрийский социал-демократ».
Связь с Бонч-Бруевичем помогла Франко ближе познакомиться с русским освободительным движением и деятельностью русской социал-демократии, о которой он уже имел сведения от своих русских корреспондентов, участвовавших в работе журнала «Жизнь и слово». От Бонч-Бруевича Франко получал все издания русской социал-демократической группы, выходившие за границей, среди них и газету «Искра». Таким образом, Франко в это время имел непосредственную связь с русской социал-демократией. «С 1900 года, — писал Бонч-Бруевич, — начала издаваться ленинская «Искра». С первого номера газеты, даже начиная с заявления редакции о ее выходе, я всегда высылал Ив. Франко номер за номером, а также все главнейшие издания революционной социал-демократии, в том числе произведения В. И. Ленина «Что делать?» и «Шаг вперед — два шага назад».
В 1902 году в Лондоне была основана социал-демократическая организация «Жизнь». Сюда переехали основные сотрудники редакции издававшегося в Петербурге легального журнала «Жизнь», на страницах которого, как известно, выступали В. И. Ленин, Г. В. Плеханов, В. И. Засулич и А. М. Горький. Последний был его постоянным сотрудником и принимал участие в редактировании журнала. С июня 1901 года журнал был закрыт царским правительством. Непосредственной причиной этому было появление на страницах «Жизни» «Песни о буревестнике» А. М. Горького.
В Лондоне начал выходить фактически новый журнал «Жизнь» как орган социал-демократической организации. Деятельное участие в журнале и в социал-демократической организации принимал также и Бонч-Бруевич. В передовой статье первого номера новой «Жизни» говорилось: «Подцензурная «Жизнь», полностью приостановленная 8 июня 1901 года «совещанием четырех министров», превратилась в «Жизнь» свободную. Директор департамента полиции Зволянский и руководимые им министры Сипягин, Победоносцев, Муравьев и Ванновский не убили «Жизни», они освободили ее».
Бонч-Бруевич познакомил редакцию новой «Жизни» и товарищей, входивших в социал-демократическую организацию «Жизнь», с произведениями И. Франко и его деятельностью в Галиции. Группа русских социал-демократов в редакции «Жизнь» пригласила Франко принять участие в работе журнала. Ему были посланы два первых номера журнала и официальное приглашение редактора В. Поссе. В письме Поссе говорилось: «Вы, наверное, слышали, что «Жизнь», запрещенная в июне прошлого года «четырьмя министрами», возобновилась в Лондоне как орган вновь созданной организации «Жизнь»... Цель этого письма, как вы могли уже догадаться, — привлечь вас к нашему общественному делу, как ценного сотрудника. Я — давний поклонник вашего таланта. Ваше сотрудничество было бы одинаково ценным как в беллетристическом, так и в политическом отделе». Франко быстро откликнулся на приглашение редакции «Жизнь» и через некоторое время прислал сюда большую корреспонденцию под заглавием «Из Галиции», в которой рассказывалось о тяжелом положении галицких трудящихся и о репрессиях австрийского правительства. Из-за большого размера статья не была напечатана в двух ближайших номерах журнала и позднее была передана Бонч-Бруевичем в редакцию «Искры». Бонч-Бруевич пишет, что «Владимир Ильич довольно одобрительно отнесся к этой корреспонденции и намеревался ее напечатать фельетоном в одном из номеров «Искры». Но в связи с наплывом предсъездовских материалов она не могла быть напечатана в полном объеме и, как можно полагать, была помещена в номере 26 «Искры» от 15 октября 1902 года в значительно сокращенном виде, без подписи. На страницах «Искры» Франко рассказывал о социальном и национальном угнетении трудящихся, о стачках крестьян и сельскохозяйственных рабочих в Галиции, о продажности галицкой буржуазной интеллигенции и т. д. Наряду с этим он говорил о новых людях, вышедших в своей массе из бедной крестьянской среды и ставших на борьбу с клерикализмом и эксплуатацией, защищающих интересы народа. Эти люди близко стоят, писал Франко, к русским социал-демократам, горячо поддерживают их борьбу. Характеризуя жизнь трудящихся в Галиции, автор писал: «Помещики и попы являются полными господами этой австрийской провинции; в руках одних вся власть, все депутатские места, вся администрация, весь суд; другие завладели умом и душой крестьянина. И те и другие, и помещики и попы связаны между собою крепкими узами — эксплуатацией крестьянской нищеты и темноты».
Вскоре, как известно, «Искра» перешла в руки меньшевиков. В этот сложный период борьбы с оппортунистами и меньшевиками Лениным было написано выдающееся произведение «Шаг вперед — два шага назад». Эта работа была сразу же напечатана и, несмотря на препятствия со стороны меньшевиков, разослана за границей и переправлена в Россию. С целью наиболее широкой популяризации и быстрейшего ее распространения экспедиция напечатала специальную карточку, в которой излагалось краткое содержание работы В. И. Ленина «Шаг вперед — два шага назад» и заглавия основных глав работы. Эта карточка рассылалась многим адресатам и книжным магазинам в России и за границей. Среди этих адресатов был и Франко, который получил карточку из экспедиции «Искры». На ней значилось:
«Русская социал-демократическая рабочая партия.
Экспедиция.
Вышла из печати и поступила в продажу новая книга Н. Ленина «Шаг вперед — два шага назад».
Далее излагалось краткое содержание книги. Эта карточка сохранилась в бумагах Франко. Экспедиция русской социал-демократической партии присылала ему такие же карточки и на другие свои издания. Франко выписывал социал-демократическую литературу; многие брошюры, изданные «Искрой» и «Жизнью», он бережно сохранял в своей библиотеке. Бонч-Бруевич в своих воспоминаниях писал: «Таким образом, ясно, что Иван Франко был знаком с содержанием этой книги Владимира Ильича и почти наверное читал ее, так как он всегда подписывался на новые издания РСДРП».
В это же время Франко наладил связи и с рядом других русских журналов и газет, выходивших в Петербурге и Москве. В частности, в 1899 году он печатал корреспонденции в петербургской газете «Северный вестник». Здесь он освещал деятельность демократической интеллигенции в Галиции, приводил яркие факты о тяжелых притеснениях трудящихся со стороны польской шляхты, характеризовал галицкую реакционную интеллигенцию. Франко внимательно следил за назреванием революционных событий в России, в меру своих сил и возможностей давал на страницах «Литературно-научного вестника» информацию об общественно-политической и литературной жизни в России и, в частности, о рабочем революционном движении. Правда, националистическое руководство редакции всячески срывало эти планы Франко, не разрешало ему выступать с обстоятельными политическими статьями, имеющими революционно-демократическое содержание. Лишь в отдельных случаях писателю удавалось напечатать ту или иную статью в «Литературно-научном вестнике» и высказать свои взгляды. В большинстве же случаев в тексты его статей вмешивались Грушевский и другие редакторы журнала. Часто они вычеркивали целые абзацы, пытались придать его статьям буржуазно-националистическую окраску. Особенно нетерпимо они относились к тем местам его статей, где говорилось об интернациональных связях трудящихся и о равенстве наций. Но Франко, будучи в окружении идеологов национализма, всегда оставался интернационалистом, резко критиковал их «теории» превосходства одних наций над другими. Эти взгляды нашли свое наиболее полное выражение в письме к Масарику (1901), в котором Франко говорил, что нельзя быть прогрессивным человеком, социалистом или радикалом и игнорировать или притеснять развитие какой-нибудь национальности. Развитие национальности должно идти неразрывно с развитием свободы взглядов и свободы политической. «Нация, которая во имя или государственных или каких-либо других интересов угнетает, душит и задерживает свободное развитие другой нации, копает могилу сама себе и той державе, которой будто бы должно служить это угнетение», — писал Франко.
В ряде статей («Интернационализм и национализм в современных литературах», «Из чужих литератур»), напечатанных в «Литературно-научном вестнике», Франко разоблачал как националистические «теории», так и космополитический нигилизм. Он писал: «Каждый выдающийся современный писатель, будь он славянин или немец, француз или скандинавец, является как бы деревом, которое своими корнями впивается как можно глубже и крепче в свою родную национальную почву, стремится всосать в себя и переварить в себе наибольшее количество его живительных соков, а своим стволом и кроною утопает в интернациональной атмосфере идейных интересов, научных, общественных, эстетических и моральных устоев».
Художественное творчество Франко было образцом и в этом отношении. Стоя обеими ногами на национальной почве, описывая жизнь украинского народа, защищая интересы трудящихся города и села, Франко впитывал в себя передовые идеи человечества, творчески усваивал все лучшее, что было достигнуто мировой литературой. Живя в Галиции, он был связан с передовыми писателями и учеными России, Польши, Германии, Чехословакии, Венгрии и других стран. Он поддерживает связь с прогрессивными русскими и украинскими писателями и учеными, переписывается с Лесей Украинкой, Михаилом Коцюбинским, А. Пыпиным, Бодуен де Куртене, А. Веселовским, Бонч-Бруевичем, редакциями прогрессивных русских журналов.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.