И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Выход из печати в начале 1887 года сборника стихотворений «Вершины и низины» явился выдающимся событием в творчестве Франко и в истории украинской литературы. После «Кобзаря» Т. Г. Шевченко это была первая книга, которая так же, как «Кобзарь», своим идейным содержанием и тематическим богатством, а также разнообразием и оригинальностью художественной формы открывала новую эпоху в развитии украинской литературы. Сборник «Вершины и низины» обогащал украинскую поэзию новыми художественными образами и революционно-демократическими идеями. В украинской поэзии появляются образы революционера, пролетария, безработного. Пафос сборника — призыв к борьбе против эксплуататорского помещичье-капиталистического строя. Значительное количество стихотворений, напечатанных в сборнике, ранее уже публиковалось в журналах и газетах. Но многие произведения (например, поэма «Панские забавы», 1887) были напечатаны впервые.
Сборник открывался программным стихотворением «Гимн» («Вечный революционер»), в котором воспевается бессмертная сила народа, вставшего на революционную борьбу против угнетения, рабства и насилия. Революционный дух народа, говорит поэт, вечно жив и бессмертен, он зовет массы на бой:
Он не умер, он живет!
Сотни лет назад рожденный,
Он восстал, освобожденный,
Силой собственной идет.
Он окрепнул, он шагает
В те края, где рассветает,
Словом зычным, как трубою,
Миллионы кличет к бою...
Поэт призывал не страшиться преследований клерикалов, не бояться репрессий правительства, смело идти в бой за права униженных и оскорбленных, за интересы трудящихся.
Не сгибаться, а бороться,
Пусть потомкам, не себе,
Добывая жизнь в борьбе.
(Перевод Б. Турганова.)
Таким же программным и политически страстным стихотворением были и «Каменоломы», в котором созданы образы отважных революционеров. В образе серой гранитной скалы олицетворен капиталистический строй — мир угнетения и рабства:
Я видел странный сон. Казалось, предо мною
Необозримые раскинулись края,
А я стою в цепях над площадью глухою,
Под высочайшею гранитною скалою,
И рядом тысячи похожих на меня.
И каждое чело невзгоды жизни взрыли,
У каждого в глазах огонь любви горит,
И каждого из нас оковами сдавили,
И плечи мы свои под тяжестью склонили,
И некий страшный груз — один — всех тяготит.
(Перевод Н. Ушакова.)
Но уже поднялись на борьбу новые люди — революционеры, поборники свободы и правды. Им предначертано разрушить эту скалу. Эти отважные воины сами вышли из народа, они тысячами нитей связаны с массами. Цель их борьбы — счастье трудящихся. Все они сплочены единой революционной идеей и верой в успех своего дела.
В цикле «Думы пролетария» нашла отражение связь поэта с рабочим движением. Франко выступает как выразитель и защитник интересов рабочего класса и беднейшего крестьянства, а также сельского пролетариата.
Этот цикл наиболее полно раскрывает идейное содержание всего сборника. В «Думах пролетария» Франко впервые в украинской литературе говорит от имени угнетенного пролетариата, выражает его думы и стремления. Поэт представил капиталистическое общество, состоящее из двух непримиримо враждебных классов — трудящихся и эксплуататоров, капиталистов. Трудящиеся встали на борьбу за новый, социалистический строй.
Затем, что властвует богач
И гнется труженик немой...
Затем, что тунеядцы пот
И кровь рабочую сосут...
Затем, что льют живую кровь
Для прихоти царей, господ;
Живут, как боги, палачи,
И хуже пса — бедняк живет.
(Перевод В. Цвелева.)
Большой интерес представляет цикл «Веснянки». Он поражает богатством ритмики и строфики, широким и разнообразным использованием поэтических форм: сонетов, терцин, октав, белого стиха, которые автор так мастерски сочетал с народно-песенными формами. Поэт рисует картины родной природы, но в каждую из них вкладывает аллегорический смысл. В стихотворении «Удивлялась зима» показаны две борющиеся силы — весна и зима. Весна — это пробуждающаяся воля народа к борьбе за свое освобождение; в образе зимы представлены силы реакции, угнетавшие народ.
Поэт обращается к земле, которая олицетворяет образ народа, просит у нее дать ему силу для дальнейшей борьбы:
Дай мне, земля, в эти мрачные годы,
Силы, бурлящей в твоей глубине,
Силы стоять на защите свободы
Каплю хоть мне!..
Дай мне огня, чтоб словам вспламеняться,
Души будить громовую дай власть,
С правдой лишь знаться, с неправдой сражаться
Вечную страсть!
(Перевод Е. Нежинцева.)
В цикле «Сонеты» Франко создал образ кровавого боя, «огненной силы», которая уничтожит старый мир насилия и эксплуатации. Он показал, какой страх наводит эта пробуждающаяся революционная сила на его идейных противников — клерикалов и всех эксплуататоров трудящихся:
Вы так страшитесь грозного мгновенья,
Когда из всех сердец, как божий гром.
Вдруг грянет правда и стальные звенья
Спадут с земли, как смытые дождем?
Вы так боитесь, чтобы наводненье
Кровавое не обвалило дом
Блестящего прогресса, лишь каменья
Кой-где оставив на пути своем?
Не бойтесь! Ведь в кровавом том напоре
Не сгинет мысль, и правда, и добро:
Привольней им, светлее на просторе.
Не бойтесь! Шелуху, а не ядро
Волна расколет, гневно подымаясь,
Ядро лишь крепче станет, очищаясь!
(Перевод Е. Нежинцева.)
Своим революционным содержанием сборник «Вершины и низины» был направлен против собственнического общества, против рабства и угнетения. Многие стихи сборника напоминали читателям об их обязанности — бороться за светлое будущее против существующего капиталистического строя.
На страницах реакционной печати появились рецензии представителей «народовского» лагеря, в которых они пытались не допустить сборник «Вершины и низины» в крестьянскую избу, не дать его в руки рабочего.
В журнале «Заря» выступил Гр. Цеглинский с широкой рецензией на сборник, в которой обвинил Франко в попытке утопить весь мир в море крови и в призыве к всемирной революции. Особенное недовольство у охранителя рутенско-церковной морали вызвали стихотворения «Гимн», «Сонеты», «Думы пролетария», «Беркут», «Песня и труд» и другие, в которых поэт касался современной ему жизни в Галиции.
Цеглинского больше всего раздражало то, что Франко свои произведения посвятил изображению реальной жизни трудящихся, показал страшную нужду, голод и мытарства крестьянства и рабочих. Эти стихотворения он назвал натуралистическими упражнениями, «низинами» творчества Франко. Приводя отрывок одного из сонетов, в котором поэт представляет читателям капиталистический строй, как строй, основанный на эксплуатации и власти небольшой кучки предпринимателей, Цеглинский иронически говорит: «Вот ведущая мысль всех мелких стихотворений; как катехизис, который подсчитывает все грехи и зло этого мира: голод, холод, стоны, труд, мозоли, неволю, цепи, разруху, убийства, обиды, налоги и подати... Зло в мире уж настолько велико, что поэта не радует и красота природы».
Цеглинский не может простить поэту того, что он поднял свой голос против святыни «народовцев», против моральной основы галицкого общества — церкви и ее духовных отцов. По утверждению поэта, пишет дальше Цеглинский, «нет правды ни на научных кафедрах, ни на амвонах, с которых лишь льется темнота на ясный свет! («Думы пролетария»)». Во всех случаях, говорит с возмущением рецензент, поэт видит единственную причину зла: «неволя, тьма, дармоедство бар и богачей, неправда и т. д.». Такими, дескать, общими фразами оперирует поэт. А почему бы ему, пишет далее Цеглинский, не обратиться со словами милосердия и призывом к добродетели «к господам, чтобы не «сосали человеческой крови и человеческого пота», к старшим образованным братьям, чтобы занялись судьбой обездоленного народа». Вместо этого, игнорируя самый испытанный и надежный метод борьбы против неправды и обиды, Франко-де стал на губительный для себя и всего общества путь — на путь революционный. Поэт не любит милосердия и для лечения всех язв общественной жизни знает единственный универсальный способ лечения — революцию: «И поэт любит представляться таким кудесником, как вот в Каменоломах, Беркуте, Песне и труде, Гимне вместо пролога и др. Этим универсальным средством против всякого человеческого горя является: ре...во..лю...ци...я! Поэт любит это слово как в прозаических, так и в поэтических своих работах; он любуется им, играется, как малое дитя стрельбой... Ему, как ребенку, и в голову не приходит, что эта революция может придушить и его друзей — народ; пролитие крови не пугает его (Сонеты V, ст. 56), он уверен, что и культура не погибнет».
Враждебно был встречен сборник «Вершины и низины» и официальными кругами царской России. Царская цензура запретила распространение книги в России и на Украине. Цензор Дроздов так характеризовал сборник: «Автор изображает положение малороссов в Австрии и России в самом мрачном свете, как находящихся в неволе, в тюрьме, в цепях и гибнущих с голода. Он приглашает их «сеять думы вольные», выступить на борьбу со своими угнетателями, то есть с правительством и всеми сильными и богатыми людьми, «добывать волю», жертвовать за народ своей кровью и спалить огнем то, чего нельзя смыть кровью... выступает ярым защитником лиц, стремящихся путем насильственного переворота изменить существующий общественный строй. Царя он сравнивает с хищным беркутом, который впоследствии и сам должен будет погибнуть от руки тех, кровь которых он пьет».
Для прогрессивной и демократической части общества Восточной Галиции и всей Украины сборник «Вершины и низины» стал настольной книгой, идейным оружием. Именно в нем были воплощены идеалы, стремления и надежды народа. Сборник очень скоро разошелся в Галиции, часть тиража, несмотря на запрещение царской дензуры, была переправлена на Украину и в Россию. Книга передавалась из рук в руки. Один из современников поэта — действительный член АН УССР А. Крымский — вспоминал впоследствии: «Сборник стихов «Вершины и низины» многими переписывался и заучивался на память». М. Коцюбинский, высоко ценивший поэтическое слово Франко, с восхищением писал о сборнике «Вершины и низины»: «Вместе с верой в человека в душе Франко живет вера в светлую будущность нашей земли. Она придет, эта новая жизнь, придет в мир новое добро, надо только разбить твердую скалу неправды и пробиться к свету, хотя бы пришлось устлать костями путь к новой жизни. Могучим аккордом звучит эта святая вера в стихотворении Франко «Каменоломы».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.