Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Выход из редакции журнала «Заря». Программа журнала «Прогресс» («Поступ»)


И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Столкновения с «народовцами», членами редакции «Зари», продолжавшиеся в течение всего 1886 года, окончились полным разрывом Франко с редакцией журнала. В сентябре он был выведен из состава редакции, кроме того были сняты из печати его статьи, «Народовцы» обвинили Франко в том, что он поместил в «Заре» будто бы аморальные сатирические стихи украинского поэта-сатирика Степана Руданского.
Действительные же причины разрыва с Франко были иные. Официальные и неофициальные редакторы журнала — А. Борковский, Гр. Цеглинский, Ем. Калитовский и другие идейные вожди «народовского» лагеря — видели, что благодаря работе Франко направление журнала начало постепенно меняться. Все чаще и чаще в нем появлялись такие произведения русских и украинских писателей, которые по своему идейному содержанию совсем не отвечали воззрениям «народовцев».
На страницах журнала благодаря усилиям Франко было напечатано стихотворение Некрасова «На смерть Шевченко», не опубликованное даже в России. Франко поместил его без перевода, на русском языке, и снабдил своими примечаниями. Он писал: «Из С.-Петербурга мы получили приведенное выше прекрасное, до сих пор еще не опубликованное стихотворение Н. Некрасова, со следующей припиской: «Покойный Н. А. Некрасов дня 26 декабря 1876 года, за год до своей смерти, совершенно уже слабый, продиктовал своей сестре А. А. Будкевич стихотворение «На смерть Шевченко». Надеемся, что мысли великорусского «певца народного горя» о жизни украинского борца за свободу и счастье народа имеют большой интерес».
Как текст стихотворения Некрасова, так и примечания Франко были живым свидетельством неразрывных, кровных связей между двумя дружескими народами. Франко говорил об идейном единстве двух гениев русского и украинского народов, ставил рядом Некрасова — «великорусского певца народного горя» и Шевченко — «украинского борца за свободу и счастье народа» и тем самым выступал против националистических теорий обособленности украинской литературы от русского литературного процесса и общественной жизни.
Повесть Свидницкого «Люборацкие», разоблачающая жадность и бескультурье сельских священников, также пришлась не по вкусу «народовцам», отстаивавшим незыблемость авторитета церкви и духовенства, которое считало себя наставником народа.
В переводе Франко в «Заре» был напечатан «Премудрый пескарь» Салтыкова-Щедрина и другие его произведения. За три года сотрудничества в журнале Франко опубликовал в нем многие свои статьи, которые меньше всего могли нравиться «народовцам»: «Шевченко — герой польской революционной легенды», «Материалы к истории украинской литературы XVIII века», «К биографии Осипа Бодянского», о творчестве Анатолия Свидницкого и ряд других статей и рецензий.
«Народовцев» пугала возрастающая популярность Франко среди широких кругов читателей. Никто из редакторов «Зари» не получал столько писем, как Франко. К нему писали со всех уголков Украины, обращались по всем вопросам работы журнала, считая его первым лицом в редакции.
«Народовские» вожди, которые давно уже собирались отстранить Франко от работы в журнале, искали только повода, чтобы расправиться с ним. Но если раньше «народовцы» вынуждены были до некоторой степени считаться с Франко, так как его участие в работе журнала обеспечивало значительный рост популярности «Зари» среди читателей и резкое увеличение числа подписчиков, то теперь, когда «Заря» снова крепко стала на ноги, Франко был лишним.
К тому же в газете «Край» продолжали печататься статьи Франко, в которых он довольно нелестно отзывался о «народовцах». В одной из статей приводились крайне реакционные высказывания известного деятеля «народовского» лагеря, отца Пелеша, который призывал своих соратников действовать «на почве костела католического, на почве австрийской».
Эту точку зрения, говорил Франко, полностью разделяет и «народовская» газета «Дело». Приводя отрывок из корреспонденции «Дела», в котором говорилось, что «народовцы» в ближайшее время развернут еще более активную деятельность, Франко не без иронии писал: «Слова эти не требуют ни комментариев, ни анализа; интересно знать, в каком направлении более энергичную работу развернут галицкие «народовцы» — в направлении католическом или австрофильском».
«Народовцы» окончательно убедились, что им не удастся приручить Ивана Франко, который использовал любую возможность, чтобы критиковать их взгляды на страницах петербургских, варшавских и венских изданий, высмеивал их в своих художественных произведениях. Франко нельзя купить за деньги, нельзя приручить — к такому выводу пришли «народовские» заправилы, и в сентябре 1886 года он был выведен из состава редакции «Зари».
В журнале появились клеветнические рецензии на его произведения. Показательна в этом отношении рецензия на альманах «Ватра», вышедший в 1887 году в г. Стрые и подготовленный к печати при горячем участии и помощи И. Франко. Альманах открывался стихотворениями Шевченко, за ними следовали рассказ Панаса Мирного — «Ловы», Франко — «Миссия», сатирические стихи С. Руданского, В. Самийленко, рассказ Мордовцева и другие произведения. Альманах объединял наиболее прогрессивных украинских писателей обеих частей Украины и представлял собой новое явление в литературной жизни Галиции.
Рассказ «Миссия», в котором с такой силой была разоблачена галицкая действительность, вызвал бурную реакцию в «народовском» лагере. В «Деле» и «Заре» появились резко отрицательные рецензии, в которых «народовцы» критиковали не только этот рассказ, но пытались зачеркнуть все творчество писателя. Один из патентованных «народовских» критиков Гр. Цеглинский объявил, что произведения Франко не жизненны, а выдуманы писателем, являются результатом его больной фантазии: «Герои в рассказах Франко, рабочие ли, господа ли, священники, или хлебопашцы — это не люди, вышедшие из объективной действительности, а люди лишь по имени реальные, всем же своим психическим складом и мировоззрением выдуманные, фантазией писателя субъективно переделанные».
Таким пытались представить Франко «народовцы» перед лицом широких кругов читателей. Не по вкусу пришелся им и его рассказ «Чума», в котором писатель реалистически нарисовал портреты «отцов церкви», духовных наставников народа. Он показал, что вся господствующая верхушка общества служит австрийскому правительству и католическому Риму. Многие священники Галиции и верховоды «народовского» лагеря увидели собственный портрет в образе главного персонажа рассказа — отца Гаудентия — верного слуги Ватикана.
«Народовцы» задались целью изолировать Франко от его читателей и от всей общественной и литературной жизни. Об этом красноречиво свидетельствовала рецензия Гр. Цеглинского.
Лишившись заработка и возможности печатать свои статьи и художественные произведения, Франко в конце 1886 года активно принимается за организацию журнала «Прогресс». Он обращался к друзьям и знакомым с просьбой принять участие в новом издании и высказать свое мнение о его направлении. В письме к одному из своих друзей Б. Познанскому он писал 24 октября 1886 года: «С начала нового года задумал я издавать на собственные средства ежемесячный журнал «Прогресс». Какова будет его судьба, не знаю, обстоятельства наши в Галиции таковы, что крайне необходимо как-нибудь вырваться из окружающего болота».
Франко подготовил программу нового издания, которая была напечатана в виде брошюры. В обращении к подписчикам сообщалось, что с 1 января 1887 года начнет выходить во Львове под редакцией Ивана Франко ежемесячный литературно-научно-политический журнал «Прогресс» объемом не менее пяти печатных листов.
Редакция журнала, говорилось далее, ставит своей целью объединить силы украинского народа, разъединенного несколькими границами, бороться за интересы народа, улучшение его экономического положения, повышение культуры и образования.
Теоретической основой журнала будут: «В делах политических — свобода личности, общины, национальности, свобода слова, образования, печати, собраний и обществ с гарантией этой свободы... В делах общественных поставить интересы простого трудового народа выше всех других».
Эта программа была самым прогрессивным для того времени явлением в общественной жизни и деятельности украинского народа. Она была разослана всем редакциям украинских газет и журналов, всем общественным организациям и просветительным обществам. Ее получили «народовцы» и деятели киевской «Громады».
В среде «народовцев», а также среди большинства деятелей киевской «Громады» она вызвала растерянность и опасения. Они немедленно отмежевались от программы Франко, а ее автора осудили как крайне левого социалиста. Представители националистического лагеря — Конисский, Антонович, Кулиш, а в Галиции — Цеглинский, Партицкий, А. Барвинский, Огоновский и другие — прилагали все силы, чтобы не дать Франко в руки самостоятельное издание. «Народовцами» были приведены в действие все пружины, вплоть до полиции. Из письма Франко к Драгоманову видно, как были напуганы деятели киевской «Громады». Он писал: «Конисский решительно отказался от всякого сотрудничества, в Киеве трепещут...»
Результаты деятельности «народовцев» немедленно сказались — программа «Прогресс» была конфискована полицией. Франко фактически было запрещено издавать журнал с программой, объявленной в печати. Конфисковав программу «Прогресса», полиция дала понять Франко, что все книги этого издания также будут конфискованы.
Франко принял решение издавать хотя бы непериодическое издание, два сборника в год, по двадцати пяти — тридцати печатных листов. Направляя программу «Прогресса» Э. Ожешко, он писал: «Правда, первоначальное намерение — издавать «Прогресс» в форме месячника — под давлением наших фатальных цензурных обстоятельств подверглось изменению настолько, что, вместо месячника, я вынужден издавать сборник большего объема (двадцать пять — тридцать печатных листов) хотя бы два раза в год».
В этих сборниках Франко иамечал печатать драму Паласа Мирного «Лимеривна», стихи С. Руданского, произведения Э. Ожешко, М. Павлика, О. Терлецкого и свои.
Будучи перегруженным журнальной и газетной работой и хлопотами о новом издании, Франко имел мало времени для творческой деятельности. В этот период были написаны рассказы «Миссия», «Рубщик» и «Довбанюк», была начата, но не закончена повесть «Не спросивши брода». В этом же году Франко написал комедию «Рябина», в которой зло высмеял воспеваемую «народовцами» идиллию сельской жизни. В лице сельского кулака, старосты Рябины, и общественного писаря Перуна он показал сельских эксплуататоров, которые грабят и обманывают крестьянские массы, присваивают их деньги, внесенные на покрытие налогов.
В 1886 году были опубликованы литературно-критические статьи и исследования Франко: «К библиографии произведений Ст. Руданского», «Осип Юрий Федькович», в варшавском журнале «Правда» была напечатана статья «Украинская литература» и другие работы.
Наряду с этим в 1886 году Франко усиленно готовил к печати сборник стихов «Вершины и низины».

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +