Второй приезд в Киев. Женитьба на Ольге Хорунжинской
И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
С тяжелым настроением выехал Франко в начале мая 1886 года в Киев. Он продолжал питать надежду, что в Киеве ему удастся найти себе опору в борьбе с галицкой реакцией. И он действительно получил горячую поддержку в своих начинаниях со стороны некоторых прогрессивных украинских деятелей. Это относится в первую очередь к Н. Лысенко, с которым Франко часто встречался и во второй свой приезд в Киев. Лысенко как передовой человек своего времени прекрасно понимал Франко и сочувственно относился к его планам основания объединенной прогрессивной газеты. Он обещал писателю принять участие в его будущем издании, а также привлечь к нему внимание своих ближайших друзей.
Н. В. Лысенко много играл для Франко и своей вдохновенной музыкой доставил ему немало счастливых минут. Здесь же присутствовала и Ольга Хорунжинская, которая уже с прошлого приезда Франко в Киев стала для него близким человеком. Лысенко играл отрывки из своих опер «Ночь перед рождеством», «Утопленница» и из новой оперы «Тарас Бульба», над окончанием которой композитор в то время работал. Франко особенно взволновала опера «Тарас Бульба». Он писал: «Ее отдельные части, которые я имел возможность прослушать (первое действие для фортепьяно, исполненное самим композитором, и дума о буре на Черном море, соло для баритона), производят необыкновенно сильное впечатление».
С этого времени у Франко с Лысенко установилась еще более тесная дружба. Лысенко часто обращался к нему с просьбой помочь в издании тех или иных книг украинских авторов, запрещенных царской цензурой. Писатель всегда охотно выполнял его просьбы, посылал ему свои новые книги и все интересующие его галицкие издания. Н. Лысенко с большим благоговением относился к поэтическому творчеству Франко, написал музыку ко многим его стихотворениям, в том числе к гимну «Вечный революционер».
Встречи с людьми, связанными с деятельностью киевской «Громады», произвели на писателя еще более тягостное впечатление, нежели в прошлом году. Особенно тяжелое чувство вызвала встреча с П. Кулишем, который открыто показал свое враждебное отношение к революционному демократу Франко.
В письме к Драгоманову Франко писал: «Как мне кажется, даже в сравнении с прошлым годом, общий уровень взглядов скорее упал, нежели повысился. В старшей громаде неурядица и раздел на кружки, которые врозь кое-что и делают, но к совместным действиям не способны. Среди молодежи разобщенность еще большая, личные перебранки и равнодушие».
Отдыхом от тяжелых дел и ежедневных хлопот, которые преследовали писателя в Киеве, были для него встречи с Ольгой Хорунжинской. Вечерами они ходили вместе по склонам Днепра, Франко читал девушке стихи русских и украинских писателей, в том числе и свои собственные. Здесь, у берегов Днепра, они мечтали о будущей совместной жизни, обсуждали план обширного сборника его стихотворений — «Вершины и низины», издание которого брала на себя Хорунжинская. Они мечтали со временем издавать солидный журнал, который объединял бы прогрессивных писателей Украины и Восточной Галиции. Вместе с Ольгой Федоровной Франко бывал в семье ее дяди — Е. К. Трегубова. Они посещали также дом Петра Антоновича Косача — отца Леси Украинки, которой в то время было лишь четырнадцать лет. По всей вероятности, здесь и произошла первая встреча Франко с будущей выдающейся поэтессой, стихи которой он уже печатал в журнале «Заря».
В лице Ольги Федоровны Франко приобрел истинного друга, с которым делил все радости и невзгоды. Приняв решение связать с нею свою жизнь, писатель поступил так же, как в свое время с Ольгой Рошкевич. Накануне брака он изложил ей свои взгляды по важнейшим вопросам общественно-политической и культурной жизни, говорил, что главной целью его жизни является работа на пользу народа. 29 октября 1885 года он писал О. Хорунжинской: «Я люблю ходить прямыми дорогами и вижу, что они чаще всего ведут к цели». 6 апреля, накануне своего приезда в Киев, он послал Хорунжинской обширное письмо, в котором опять высказывал мысль о том, что в будущей их жизни главное место должен будет занять труд во имя великой идеи: «Жизнь только тогда будет жизнью, если ее движущей силой явится идея».
В середине мая Франко женился на Хорунжинской, прожил с ней несколько дней в Киеве, после чего выехал во Львов. Ольга Федоровна, получив в качестве приданого скромную сумму около трех тысяч рублей, старалась создать в доме хотя бы минимальный уют и необходимые условия для творческой работы писателя.
Трезво оценивая свое положение в редакции журнала «Заря» и предвидя полный разрыв с «народовцами», Франко в это время пытался расширить свои связи с русскими и польскими изданиями. Он много писал в петербургскую газету «Край» и журнал польских позитивистов «Правда». В «Крае» была напечатана его большая статья, в которой было показано истинное лицо галицких клерикалов, как верных слуг австрийского правительства и католического Рима. Статья вызвала в среде «народовцев» очень много шума и новую волну нападок на писателя. Говоря о клерикальной интеллигенции Галиции, Франко писал, что «она растет и укрепляется все больше и больше, будучи поддержана правительством, польской шляхтой и Римом».
Франко был введен в состав редакции польской газеты для крестьян «Друг народа» («Przyjaciel Ludu») и журнал «Общественный обозреватель» («Przeglad spoleczny»), которые выходили во Львове. Здесь он печатал статьи на экономические и общественно-политические темы. К этому периоду относится также начало связи писателя с польскими журналами «Голос» («Glos»), «Ateneum» и другими, которые выходили в Варшаве. С этого времени имя Франко стало широко известно польским читателям, особенно среди прогрессивной части общества.
Польская писательница Элиза Ожешко, прочитав рассказы Франко, напечатанные в польских журналах, обратилась к нему в 1886 году с письмом, в котором просила прислать несколько своих рассказов для перевода на польский язык. С этих пор установилась дружеская связь между двумя талантливыми писателями украинского и польского народов. В своих письмах Франко знакомил Элизу Ожешко с наиболее важными явлениями в украинской литературе, давая оценку художественным произведениям, которые интересовали ее. Он сообщал ей о тяжелых условиях работы в «Заре» в окружении «народовцев». «Положение мое в этой газете, — писал Франко, — странное, я как будто бы являюсь редактором, а в действительности не имею ни малейшей возможности печатать то, что бы мне хотелось».
С болью в сердце писатель рассказывает Э. Ожешко о положении трудящихся в Галиции, дает яркий портрет галицкой буржуазной интеллигенции. «Хотя и мало у нас интеллигенции, да и та разбита на атомы, враждует между собой.... Невежественная и необразованная не только с точки зрения науки, а даже в общественном смысле, она не знает, к чему примкнуть: куда идти, за какими людьми. Несчастье в том, что большая часть нашей интеллигенции — священники».
В письмах к Э. Ожешко Франко характеризовал также и прогрессивную, демократическую молодежь, которая с 70-х годов выступила на арену политической борьбы. К этой молодежи Франко причислял и себя. Это новое поколение, кроме защиты своих национальных прав, «добивалось практической защиты интересов народа в области экономической и социальной, добивалось служения интеллигенции интересам трудящихся...»
Говоря далее о невероятно тяжелых условиях работы в Галиции, Франко подчеркивал, что оружия не складывает и надеется, что его борьба принесет еще успехи. Он писал, что часть статей, которая не может быть по цензурным условиям напечатана в Галиции, направляется им в Петербург или Варшаву. И тут же высказывал сожаление, что эти статьи, будучи напечатаны на польском языке, не доходят до широких кругов крестьянства и украинских рабочих. Правда, они очень озлобляют его идейных противников, которые тут же мстят ему за это и преследуют на каждом шагу.
В творческом плане переписка с Э. Ожешко также дала немалые результаты: польская писательница перевела несколько рассказов Франко, которые были напечатаны затем в польских журналах.
Такую же живую связь поддерживает Франко и со многими литераторами Галиции, живущими на периферии, особенно с литературной молодежью. С ними он советовался по ряду вопросов общественной и литературной жизни и помогал им в их творчестве. Ярким примером этому может служить его переписка с Наталией Кобринской, которая, по совету Франко и при его прямой поддержке, организовала «Общество украинских женщин», готовила к печати литературный альманах, в котором принимали участие преимущественно писательницы демократического лагеря.
Н. Кобринская в своих письмах называла Франко главой украинской литературы, отцом украинской молодежи в Галиции. Франко много помогал ей в ее творчестве, поддерживал дружеские отношения. Вернувшись из Киева, он рассказал ей о своих встречах с деятелями «Громады», высказал свое недовольство их поведением и особенно, встречей с П. Кулишем. В письме к Н. Кобринской он писал: «С Кулишем я не только не переписываюсь, но, больше того, удостоился его высочайшей немилости за рецензию на его «Хуторскую поэзию» в «Свете».
Франко переписывается с издателем и редактором литературного альманаха «Ватра» («Костер») Владимиром Левицким (Василием Лукичем). Он предлагает ему только что оконченный рассказ «Миссия», разоблачающий кровавую политику Ватикана и деятельность его агентов-иезуитов в селах Галиции. В письме к В. Лукичу Франко писал в 1886 году: «Из моих вещей у меня готова большая новелла «Миссия»; содержание ее — миссия иезуитская на Полесье». Франко советует Лукичу поместить в альманахе произведения Т. Г. Шевченко, Панаса Мирного и других прогрессивных писателей и высказывает надежду, что альманах будет «первым толчком к новому, более свободному и более прогрессивному движению».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.