Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Первая поездка в Киев (1885). Встреча с Н. В. Лысенко


И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Готовясь к изданию своей газеты, Франко решил посетить Киев и попытаться найти там поддержку для будущего издания. Киев, как культурный и политический центр Украины, давно уже привлекал внимание писателя. Он неоднократно высказывал желание посетить Киевский университет, поработать в киевских библиотеках.
Ему необходимо было подобрать и прочитать ряд книг, которых не было во Львове. А главное — его интересовали люди. Франко горел желанием завязать новые знакомства, встретить людей, не похожих на галицких клерикалов, окружавших его во Львове.
Он надеялся завязать новые политические связи, так как связь с Драгомановым, который был оторван от конкретной украинской действительности, все больше и больше не удовлетворяла Франко. Ему нужен был другой человек, стоящий ближе к народу, знающий его запросы и насущные нужды.
Франко искал связи с политической партией, борющейся за интересы трудящихся и за объединение всех прогрессивных сил Украины. В конце февраля 1885 года писатель впервые приехал в Киев. Встреча с деятелями киевской «Громады» — В. Антоновичем, А. Конисским и другими — окончательно убедила Франко, что «Громада» занимает реакционные националистические позиции, а большинство ее деятелей, как и галицкие «народовцы», только прикрываются фразами о любви к народу.
Конисский и Антонович склоняли Франко к сотрудничеству с «народовцами», советовали издавать новую газету в «народовском» духе, обещая в этом случае ему моральную поддержку и материальную помощь. Франко отклонил их предложение. Для него стало ясно, почему Конисский и Кулиш, бывая во Львове, всегда проявляли большие симпатии к «народовскому» лагерю и поддерживали его во всем.
Впоследствии Франко писал о результатах этой поездки: «Весной 1885 года я первый раз поехал в Киев, стараясь склонить тамошних людей, чтобы помогли основать новую газету литературную. Главная польза поездки заключалась в том, что я распознал людей; что же касается газеты, то немного вышло хорошего».
Все же посещение Киева было очень полезным для Франко. Здесь он встретился с людьми, которых так давно искал. Это, в первую очередь, относится к его личному знакомству с известным украинским композитором Николаем Витальевичем Лысенко (1842—1912). Франко с глубоким уважением относился к творчеству Лысенко. Еще в журнале «Свет» он напечатал о нем очерк и биографию, где говорилось о громадном значении творчества талантливого композитора для развития украинской культуры.
Во время своего пребывания в Киеве Франко ежедневно посещал семью Лысенко. Их сроднила общая любовь к народу, его творчеству и особенно к народным песням. Писатель знал их так много и так хорошо исполнял, что Лысенко часами слушал его. Он записал от Франко десятки народных песен Западной Украины, в частности два варианта песни о легендарном народном герое, опришке Олексе Довбуше, песни «Ой там за горою, за кремiнною», «Пливе качур по Дунаю», «Жалi моi жалi, «Бескиде зелений» и другие.
В свою очередь Лысенко играл для Франко свои музыкальные произведения, в том числе песни на слова Т. Г. Шевченко. Много песен, записанных от Франко, композитор со временем напечатал в своих сборниках народных песен.
В 1885 году в Киеве Франко познакомился в доме Е. К. Трегубова, преподавателя коллегии Павла Галагана, с Ольгой Федоровной Хорунжинской, которая впоследствии стала его женой. Ольга Хорунжинская была скромной и начитанной девушкой, училась в это время на женских курсах. С ней Франко несколько раз встречался и в доме Н. В. Лысенко. Она пела украинские народные песни под аккомпанемент Н. В. Лысенко, декламировала стихотворения Шевченко и Франко.
Возвратившись из Киева, Франко горячо взялся за подготовку издания новой газеты, которую предполагал назвать «Братство». Это символическое название должно было отражать стремление писателя объединить прогрессивные и демократические силы Надднепрянской и Надднестрянской Украины.
Франко разработал программу этой газеты, в которой говорилось: «Желал бы я удовлетворить давно назревшую потребность в газете, которая, объединяя все лучшие литературные и научные силы нашей обширной Руси — Украины, служила бы полным выражением литературно-научной и общественной работы всего нашего народа, стремилась бы проводить эту работу в живой связи с такой же работой наших близких и дальних соседей на востоке и западе Европы и вместе с тем ставила бы перед собой цель — пробуждать во всех частях и окраинах нашей земли чувство народного единства...»
Франко хотел привлечь к участию в будущей газете прогрессивных писателей и общественных деятелей славянских и европейских стран и, в первую очередь, русских писателей. В конце своей программы он писал, что в газете будут печататься материалы «о наших близких и дальних соседях, а именно — великороссах, белорусах, поляках, словаках и чехах».
Любопытно, что и в данном случае М. Драгоманов попытался отвергнуть программу Франко и рекомендовал в основу издания положить «либерализм в его наиболее последовательной форме — федерализма в делах государственных». Франко отбросил его предложение, касающееся идейного содержания газеты, но название, предложенное Драгомановым, — не «Братство», а «Прогресс» («Поступ») — принял.
Вскоре после этого во Львов прибыл А. Конисский, который собрал «народовскую» молодежь, издателей «Зари» и «Дела». Франко в это время был в селе. Конисский пытался всеми мерами укрепить редакцию «Зари» и сохранить ее прежнее направление. Он отклонил кандидатуру Франко в качестве одного из редакторов журнала. «Народовцы» вместе с Конисским отказались также поддерживать планируемое Франко издание газеты «Прогресс». Выполнив поручение киевской «Громады» как нельзя лучше, Конисский возвратился в Киев.
Франко и до приезда Конисского знал, что «народовцы» не поддержат его нового издания, что все его мероприятия по основанию издания «встретят горячую вражду, и они начнут против него агитировать».
Все лето писатель прожил в селе. За это время он отправил много корреспонденции в Петербург, в газету «Край», и Варшаву, в журнал «Правда». В них Франко характеризовал реакционную деятельность «народовцев» и «москвофилов» и их различных просветительных обществ, газет и журналов. В это лето к нему приезжал М. Павлик, с которым Франко провел немало счастливых минут среди прекрасной природы Прикарпатья.
В беседе с Павликом Франко снова высказался за перенесение их деятельности в промышленный район Дрогобыча и Борислава. Павлик поддерживал эти планы, но вместе с тем он, так же как и Драгоманов, нетерпимо относился к участию Франко в «народовской» печати. Франко доказывал Павлику, какую громадную пользу можно извлечь из этого, и считал преступлением пассивно наблюдать за распространением «народовской» печатью реакционных взглядов среди читателей Галиции.
В сентябре 1885 года писатель вернулся во Львов. И совсем неожиданно для него «народовцы» предложили ему редактировать журнал «Зарю». Им нужен был опытный редактор, который сумел бы поднять упавшую за последнее время популярность «Зари» среди читателей. При всем своем отрицательном отношении к Франко «народовцы» вынуждены были пойти на это, так как знали, что его имя обеспечит успех журнала.
Им было хорошо известно также, что Франко крайне заинтересован в получении такой трибуны, как журнал «Заря». Но чтобы не дать ему возможности сделать издание органом социалистической молодежи, они поставили писателю условием просмотр всех его статей и материалов, предназначенных для печати в «Заре».
Франко вынужден был принять это предложение. Он все же надеялся, что ему удастся привлечь к участию в «Заре» наиболее прогрессивных украинских писателей. И действительно, ему многое удалось сделать. Сам он писал об этом: «Моими усилиями в этом году «Заря» обогатилась ценными материалами из Украины, в том числе обширной повестью Свидницкого «Люборацкие», которая была украшением этого журнала, далее солидным сборником не опубликованных до сих пор сатирических стихотворений Руданского... Неизвестный из Петербурга прислал на мое имя стихотворение Некрасова на смерть Шевченко... Через мои руки также был получен для «Зари» перевод прекрасного рассказа Короленко «Лес шумит».
Франко прилагал все усилия, чтобы придать «Заре» более прогрессивный характер и привлечь к участию в работе журнала русских, украинских и других славянских писателей. Ему, в частности, удалось привлечь чешского этнографа Франтишека Ржегоша (1857—1899) и напечатать его статью, посвященную творчеству чешского писателя Святоплука Чеха. В журнале была широко представлена русская литература, печатались произведения русских писателей в переводе на украинский язык.
Кроме упомянутых выше рассказа Короленко и стихотворения Некрасова, в 1884—1885 годах было напечатано стихотворение в прозе И. Тургенева, сказка Салтыкова-Щедрина «Самоотверженный заяц», «Пропавшая грамота» Н. Гоголя, письмо И. Тургенева к Драгоманову, в котором русский писатель сочувственно отзывался о произведениях Федьковича и вообще об украинской литературе.
Тут же печатались произведения Шекспира, Марка Твена и других писателей в переводе И. Франко.
Благодаря стараниям Франко в 1884 году в журнале «Заря» были напечатаны первые стихотворения Леси Украинки — «Ландыш» («Конвалiя»), «Сафо», стихотворения Климентии Попович, Ульяны Кравченко и Наталии Кобринской. В 1885 году здесь впервые выступил Осип Маковей, был напечатан рассказ Наталии Кобринской «Ради куска хлеба» и первые стихотворения украинского поэта Владимира Самийленко.
Иван Франко много внимания уделял литературной молодежи, бережно и внимательно выращивал молодых писателей. Печатая их произведения, он посылал им подробнейшие свои замечания и советы. Поместив в «Заре» первые стихи Климентии Попович, Франко писал: «Из ваших попыток вижу, что у вас есть поэтический талант, только слаба еще форма, вам необходимы упражнения в прозодии и чтение выдающихся поэтических образцов. Поэзия ставит теперь перед своими поклонниками большие требования, — содержание и форма должны быть глубоко продуманы, изучены и приведены в полнейшую гармонию».
Франко прививал молодым писателям свои революционно-демократические взгляды на литературу и ее задачи в обществе. В другом письме к Попович он писал: «Поэзия в наше время перестала быть развлечением бездельников, а стала великим делом, гражданской службой».
В письме к молодой поэтессе Ульяне Кравченко Франко излагал основные положения революционно-демократической эстетики и говорил, в частности, о том, что нужно «писать и в поэзии и везде только правду». В этот же период Франко вел переписку с Наталией Кобринской, приглашал ее принять участие в планированном им новом издании «Прогресс».
Тяжелый, изнуряющий труд, а главное интриги, которые непрерывно велись вокруг Франко со стороны «народовского» лагеря, истощали силы писателя, мешали его творческой работе. В течение 1885 года Франко создал несколько стихотворений, которые частично печатались в «Заре», из прозаических произведений в это время он не написал почти ничего. Из печати вышел сборник рассказов «Галицкие картинки», а также рассказы «Два приятеля», «Хороший заработок», «История моей соломорезки», «Сам виноват» и повесть «Удав» — в переводе на польский язык; все это было написано в предыдущие годы.
Важное значение для развития реалистического театра на Украине имела статья Франко, напечатанная в «Заре», — «Украинский театр в Галиции». Рассказывая о возникновении и развитии галицкого театра, Франко показывал это развитие в теснейшей связи с русским и украинским театром, раскрывал влияние, которое оказали на галицкую драматургию такие драматические произведения, как «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, «Наталка-Полтавка» и «Солдат-волшебник» («Москаль-чарiвник») Котляревского.
Большая и плодотворная работа Франко в редакции «Зари» не вызывала одобрения со стороны лидеров «народовского» лагеря. Все статьи Франко подвергались строжайшему контролю, а часто и отклонялись. В начале 1886 года «народовцы» усилили свой контроль, стали еще больше придираться к Франко. Он явно почувствовал назревание конфликта и неминуемого разрыва с «народовцами». Теперь они уже не удовлетворялись проверкой статей Франко, напечатанных в «Заре», а потребовали просмотра его статей, которые направлялись в журналы и газеты Петербурга и Варшавы, а также печатались во львовских польских изданиях.
За статью «Растерянность в партии народовцев», напечатанную в петербургском «Крае», «народовцы» чуть было не изгнали Франко из «Зари». В письме к О. Пчилке он так описал условия своей работы в журнале: «Мое дело представлять редакционному комитету материал, который должен быть принят (а может быть и не принят) в «Зарю», править рукописи и вести корректуру. За собственные работы мне отдельно не платят... При таком плачевном редакторстве мне, конечно, нужно искать заработка... За мою корреспонденцию в «Крае» народовцы подняли большой шум, хотели вторично уволить меня, да, кажется, одумались».
В это тяжелое для Франко время немало переживаний доставлял ему М. Драгоманов, который все время упрекал его в том, что «Заря» печатает много материалов об украинской культуре и литературе и не ориентируется на европейскую культуру. Это издание, писал Драгоманов, которое читают лишь ограниченные люди на Украине — «тридцать мастодонтов», лишь тогда станет настоящим журналом, «... когда «Заря» будет хотя бы в чем-нибудь дополнять петербургские и московские журналы и будет европейским журналом более, нежели русские».
Драгоманов ни во что не ставил всю ту громадную и невероятно трудную работу, которую делал Франко. Отвечая на письма Драгоманова, Франко писал: «Вчера получил ваше письмо и очень погрустил, прочтя его. Неужели-таки ни частицы доброй воли вы в «Заре» не видите? Неужели-таки одни только мастодонты на Украине и в Галиции ее читают?»
Отвергая незаслуженное обвинение Драгоманова, Франко обращал его внимание на те произведения украинских и русских писателей, которые печатались в «Заре», указывал на громадное их значение в жизни украинского народа и в развитии украинской демократической культуры и литературы.
Драгоманов обвинял Франко и в том, что он не публикует своих протестов против «народовцев» на страницах их же изданий. Он требовал от Франко собирать на площадях Львова митинги и протестовать против засилия «народовцев». Все это свидетельствует о полном незнании условий работы в Галиции, где «народовцев» поддерживали австрийские власти и польская шляхта. Франко терпеливо объяснял Драгоманову положение дел и указывал на его неправильное понимание ряда вопросов общественной жизни Галиции.
В марте 1886 года он писал Драгоманову, что после того, как он потерял надежду иметь свою газету, перед ним стояла дилемма — выехать в село и совершенно не выступать в печати «...или присоединиться к какой-нибудь работе и хотя бы как-нибудь направлять ее к лучшему. И если я выбрал второе, то опять-таки не по своей только воле, а по требованию молодежи и делегатов украинцев (то есть представителей Надднепрянскрй Украины. — И. Б.), и если до сих пор нахожусь в «Заре», то, конечно, не из-за личных амбиций и не из-за платы (я получаю за свою работу 25 гульденов), а для того чтобы выполнить требование тех людей, которые мне доверились и у которых я вижу добрую волю работать по мере сил и способностей».
Франко разъяснял Драгоманову, что сейчас невозможно надеяться на быструю победу в борьбе с «народовским» лагерем. Нужна длительная и упорная работа, которую он и выполняет в меру своих сил. «Как трудно мне, — писал Франко, — тянуть лямку вместе с такими людьми...»
Но он готов был отдать все свои силы для служения великому делу, которое дороже и роднее ему всего на свете. Деятельность «народовцев» в Галиции Франко в письме к Драгоманову называл «иезуитством в политике и литературе».
Драгоманов же продолжал обвинять писателя в переходе на позиции «народовцев». «Мы теперь разного поля ягоды», — писал он в апреле 1886 года, считая себя поборником прогрессивного дела, а Франко — представителем реакционного лагеря.
Франко отвечал Драгоманову: «Значит, война за личные дела, так как война за дела политические меня совершенно не касается, ибо я к народовскому лагерю не принадлежу».

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +