Жизнь в Нагуевичах. «Галицкие картинки». «Думы на меже». Брошюра «О труде»
И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
14 апреля 1881 года Франко выехал в Нагуевичи. «Не имея средств к существованию во Львове, - писал он,— я уже в великий пост 1881 года вернулся в село Нагуевичи, где вначале жил под жандармским надзором и где жандарм советовал мне вступить к василианам».
Вскоре по приезде в село Франко заболел тифом, а после выздоровления работал на полевых работах. После тяжелого физического труда, поздно вечером, он брался за перо. В это время он усиленно работал над переводом «Фауста» Гете и над предисловием к «Фаусту», который должен был выйти во Львове отдельной книгой. Наряду с этим он продолжал писать повесть «Борислав смеется». В Нагуевичах был создан также цикл стихотворений «Галицкие картинки», где реалистически показана трагедия крестьянской жизни. Много времени писатель уделял подготовке материалов для журнала «Свет» и газеты «Praca», с которой он не прерывал связи. При такой невероятной загруженности Франко находил время и для чтения книг и изучения экономических, исторических и философских трудов русских и западноевропейских ученых. Большой интерес он проявлял к работам Герцена, Чернышевского, стремясь глубже познакомиться с передовой мыслью России и русским революционным движением.
В письме к И. Белею, который после его отъезда в село вел все дела в редакции журнала «Свет», Франко писал: «Герцен занимает все мои свободные минуты, и я много из него беру — для выработки взглядов на общественно-политическую жизнь Европы».
С особым увлечением Франко читал произведения Шевченко; он не только зачитывался ими сам, но читал их и крестьянам, которые часто заходили к нему побеседовать. В том же письме Франко сообщал Белею: «Перечитываю том «Кобзаря». Не можешь себе представить, какое впечатление произвел здесь второй том на наших людей, которые были у нас в гостях. Я читал им некоторые мелкие вещи — Марию, Сон, Кавказ и другие. Просто поражались, как могло быть на нашем языке написано что-либо подобное!» Пребывание в сельской местности не оторвало Франко от жизни рабочих. Живя в Нагуевичах, он нередко бывал в Дрогобыче, который находился совсем неподалеку от села, встречался со многими рабочими, которые считали его родным человеком, делились с ним своими невзгодами и радостями, видели в нем действительного защитника своих интересов. Они читали произведения Франко, статьи, помещенные в газете «Praca» и в свою очередь давали ему много новых материалов для его будущих корреспонденции. Эти посещения нефтяных промыслов и беседы с рабочими были лучшим источником творческого вдохновения писателя в работе над повестью «Борислав смеется».
В июле 1881 года редакция газеты «Praca» издала отдельной брошюрой на польском языке ряд статей Франко, печатавшихся в газете под рубрикой «Рабочий вопрос». Брошюра имела название «О труде» и была издана анонимно. В ней были разделы: «Кто является рабочим?», «Как возник наемный труд?», «Что приносит нам труд?», «На кого мы работаем?», «Чья вина?» и другие.
Брошюра была продолжением работы по популяризации произведений Маркса и Энгельса, которую писатель начал в «Катехизисе экономического социализма» и в программе «Чего хочет «Галицкая рабочая партия»?» Сюда вошли даже отдельные части его «Катехизиса», но в брошюре Франко более конкретно и четко сформулировал вопрос о непримиримости классовых интересов. «Рабочий, — писал он, — вырабатывает шелка и бархаты, самые тонкие полотна и роскошные кружева, а сам ходит в лохмотьях; строит дворцы, а живет в пещерах; сеет пшеницу, а ест отруби».
На понятном для трудящихся языке Франко говорит о причинах нищеты и бесправия народа. Он подчеркивает, что коренным образом улучшить положение можно не путем частных реформ, а лишь после свержения всего капиталистического строя. Кто виновен в том, что рабочие и беднейшее крестьянство живут в нищете? — спрашивает писатель. И отвечает: «Виновен весь общественный строй» строй, удачно названный капиталистическим, так как капитал в нем играет первую роль. Пока существует этот строй, — нечего и думать об улучшении положения в пользу рабочего (именно о решительном и полном улучшении)».
В брошюре Франко заметно, однако, и некоторое влияние теорий буржуазных социологов. В частности, в ней проявилось нечеткое понимание учения Маркса о рабочем классе, в который Франко зачислял и мелкого ремесленника и бедного крестьянина. Нечетко были сформулированы и отдельные положения марксистской политэкономии.
Но в целом брошюра Франко «О труде», которая в популярной форме характеризовала основные черты капиталистического производства и ставила вопрос о неизбежности гибели капиталистического строя, имела огромное значение, неся в массы трудящихся ненависть к капиталистам и всем эксплуататорам. Не случайно реакционная пресса враждебно встретила эту книгу, увидев в ней пропаганду социалистических идей с «примесью коммунизма».
Работу в газете «Praca» Франко считал самой почетной и ответственной. Сообщая позже Рошкевич о своем сотрудничестве в газете и о напечатании в ней его статьи «Наука и ее отношение к классу трудящихся», Франко писал, что собирается опубликовать ряд подобных статей. «Теперь просмотрю по порядку все науки и должен буду изложить главные мысли каждой из них в форме, понятной для рабочих. Это будет работа не легкая, но, выполненная по частям, она, очевидно, приведет к чему-нибудь. Кроме того, нужно будет в «Praca» собирать материал из жизни, корреспонденции и статистические данные о жизни рабочих, — вот целая программа морго редакторства». Брошюра «О труде» была частью этой программы.
Франко выступал перед рабочими не только со статьями, но и с лекциями и беседами. Он рассказывал о революционном движении в Европе и в России, очень часто читал им произведения Шевченко и других украинских писателей.
Пребывание в селе Нагуевичи дало возможность Франко глубже познакомиться с жизнью угнетенного и отягощенного многочисленнчми государственными повинностями и налогами галицкого крестьянства, которое, кроме проповеди сельского священника, ничего не слышало и не читало. С болью в сердце Франко описал в своем цикле «Галицкие картинки» горемычную жизнь бедного крестьянина, гибнущего в когтях ростовщика и кулака. Все, что увидел он во время своего пребывания в Нагуевичах, он рассказал читателям в ряде стихотворений, написанных здесь в 1881 году: «В кабаке», «Пасха», «Бабка Митриха», «Думы на меже», «Думы над мужицкой нивой» и другие.
Вот типичная картина, нарисованная Франко: крестьянин-бедняк долго судился с господами, которые ограбили его, забрали у него поле. Но он не нашел правды, остался нищим. Горе загнало его в кабак.
Как он ни бился, ни старался,
Да только наша не взяла:
И правды панской не дождался
И разорился сам дотла.
Скотину, хату, поле, сад —
Все отсудили, все забрали...
И в белый свет, в кромешный ад
Со всей семьей его погнали.
Родные дети в наймах мрут,
Горячка бьет жену больную...
(Перевод М. Исаковского.)
Жизнь, полная нечеловеческого труда, нужда и слезы, темнота и беспросветное горе, эти неотступные спутники бедного крестьянина, глубоко волновали Франко, который понимал, что капиталистическая система и частная собственность являются главной причиной нищеты народа. Погоня за наживой и страсть к обогащению кулаков и капиталистов — вот главное социальное зло. Единственный выход из этого — распахать межу, объединить крестьян в единый трудовой коллектив. Эти мысли рождаются у поэта при виде высохшей, истощенной нивы крестьянина-бедняка, которая не может даже прокормить своего горемычного хозяина. Все это нашло поэтическое воплощение в цикле стихов «Думы на меже». Перед взором поэта предстало будущее социалистическое общество, где не будет частной собственности на землю, где все будут трудиться в едином коллективе.
Я думал о будущем братстве людей,
Я звал это время прийти поскорей.
Безмежные видел я в мыслях поля:
Трудом обновленная общим земля
Кормила народ мой, свободный, счастливый.
Украина ли это? Твои ль это нивы,
Впитавшие крови и пота немало?
Да, это Украина родная моя!
И лютая боль в моем сердце стихала.
Но вдруг, пишет дальше поэт, исчез светлый образ, и он снова увидел вокруг себя страшную картину людского горя и нищеты:
Виденье исчезло. Гляжу я. Вон там
За межи сцепилися Гриць и Степан;
Там дед пашет поле и слезно скорбит
О сыне, что в Боснии дальней убит;
Отец там на сына топор поднимает;
Там мачеха бедных сирот проклинает...
О край мой родимый, забытый всем светом!
(Перевод П. Семынина.)
Столь же тяжела и жизнь бориславских рабочих. В стихотворении «Максим Цюник» из того же цикла «Галицких картинок» поэт показал трагедию этой жизни. В примечании к стихотворению говорится о Максиме Цюнике: «Так звали рабочего из Нагуевичей, который погиб в Бориславе, работая в штольне. Штольня, плохо построенная, обвалилась посредине так, что засыпанному в глухом конце рабочему осталось еще вокруг немного свободного места. Девять часов слышен был оттуда крик несчастного, и девять часов слушали тот крик надсмотрщики». Но никто не спас пострадавшего, там он и умер.
Девять, друг, часов кричал ты,
Когда штольня обвалилась,
Где копейку добывал ты,
Девять, друг, часов страдал ты...
Девять, друг, часов такого
Умирания... Сурово
Чересчур для рядового
Бедняка, кто ввек не знал
Девяти часов счастливых,
Девяти обнов красивых
И под гнетом дней тоскливых
Жизнь не жил, а умирал!
(Перевод В. Цвелева.)
Живя в Нагуевичах, Франко следил за литературной, научной и политической жизнью Европы, за достижениями передовой общественной мысли. В Нагуевичах он закончил свою статью «Мысли об эволюции в истории человечества», заключительная глава которой была помещена в одиннадцатом — двенадцатом номере журнала «Свет». Любопытно, что и в этой статье мы находим неоднократные ссылки на Маркса, в тех случаях, когда речь идет о перспективах борьбы рабочего класса. В конце статьи Франко писал: «Во имя свободы, равенства и братства подняли голову и рабочие, поднялись на борьбу, из которой рано или поздно выйдут победителями. А тогда свобода, равенство и братство станут общим достоянием всего человечества, так как рабочие — это человечество».
Не имея под руками необходимой литературы, даже произведений русских и украинских писателей, Франко написал в Нагуевичах ряд литературно-критических статей, посвященных творчеству выдающихся русских и украинских мастеров слова. Здесь было создано им одно из интереснейших исследований творчества Т. Г. Шевченко — «Дополнения к оценке поэзии Тараса Шевченко» («Причинки до оцшення поезп Тараса Шевченка»), которое было напечатано в этом же году в журнале «Свет». Исследование имело две части: первая — «Гайдамаки», вторая — «Темное царство». В этой работе Франко первым в украинской критике дал глубокий анализ творчества Шевченко, показал роль прогрессивных кругов России и передовой русской общественной мысли в идейном формировании молодого Шевченко. Он, в частности, указал на громадное значение произведений В. Белинского для творчества великого Кобзаря. «Чтобы вполне оценить, — писал Франко, — что это был за перелом, надо вспомнить, что Шевченко жил тогда в Петербурге, вращался в кругу высокообразованных людей, свободный и любимый своими земляками и чужими. Надо вспомнить, чем было для русской литературы начало сороковых годов и какие мысли занимали тогда умы передовых русских людей, высказывались в передовой русской печати... Тем более, что смелое, горячее слово Белинского прибавляло им ясности и широты».
В Нагуевичах была написана статья «Михаил Евграфович Салтыков (Щедрин)». Направляя эту статью в журнал «Свет» И. Белею, Франко писал: «Не лучше ли было бы, печатая Щедрина, дать что-нибудь из его произведений в переводе? Я считаю, что неплохо было бы перевести и напечатать об Угрюм-Бурчееве из «Истории одного города»... Следует заметить, что «Угрюм-Бурчеев» не кто иной, как царь Николай».
Из этой статьи Франко видно, что он глубоко знал творчество русского сатирика. Известно, что уже в предыдущий период он переводил Салтыкова-Щедрина и считал его для себя образцом. На ряде сатирических произведений Франко, таких, как «Рутенцы», поэма «Ботокуды», «Дума о Маледикте Плосколобе» и других, заметно влияние творчества великого русского писателя. Франко рассматривал творчество Щедрина в связи со всем прогрессивным движением в России, с историей борьбы угнетенных масс за свое освобождение. В этой статье он писал: «И в самом деле, жизнь и творчество Щедрина так же тесно, так же неразрывно связаны с развитием всей общественной жизни России, как следствие с причиной, как отражение в зеркале с подлинным лицом. Все его сочинения — это материалы для биографии не столько самого писателя, сколько того великого чудища, которое зовется Российской империей».
Громадная литературная, научная и журналистская деятельность не приносили Франко почти никакого заработка. Терпя тяжкую нужду, не имея средств для самых насущных личных потребностей, он в первую очередь заботился о приобретении средств для журнала «Свет». Например, готовя к печати перевод «Фауста», он надеялся весь гонорар вложить в издание журнала. Туда же шли и жалкие гроши, которые причитались писателю за печатание в других изданиях. Франко жил в Нагуевичах в большой нужде, зарабатывал себе кусок хлеба тяжелым физическим трудом. Осенью 1881 года он писал Белею: «Еду, кажется сегодня, в Дрогобыч, хоть, правду говоря, не знаю еще, у кого занять сапоги, так как мои туфли разлезлись совсем... Одежды нет, сапог нет, долги стоят и лают... Впрочем, на дворе слякоть, распутица прервала нам полевую работу. Снег закрыл было и отаву, и картофель, и зелень в огороде, — фасоль, соя вся вымерзла, отдали коровам. Грустно теперь на селе». Франко продолжал напряженно работать: продолжал эпопею «Борислав смеется», написал много стихотворений и публицистических статей. Его произведения были исполнены ненависти к темному царству капитализма, веры в победу трудящихся.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.