И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Несмотря на большие усилия и активную поддержку студенческой молодежи, издание журнала «Новая основа» не осуществилось. Галицкая реакция делала все, чтобы лишить Франко самостоятельного печатного органа. Не имея своего журнала, Франко использовал для печатания своих статей и отдельных произведений «народовскую» печать — газету «Дело». Задержка с изданием «Новой основы» наводила его на мысль — шире использовать «народовские» издания для пропаганды своих взглядов.
Тяжелые материальные условия заставили Франко в начале 1880 года «наняться», как он писал, «...к подлому «Делу» вести хронику — другой работы Барвинский не хотел дать». «Народовцы» боялись печатать статьи Франко, публиковали лишь короткие заметки в разделах хроники и за это платили мизерную сумму: одну треть копейки за строку. Этих денег едва хватало на хлеб. Но после выхода из печати тринадцатого выпуска «Малой библиотеки», в которой была помешена резко критическая статья Франко «Редакция «Правды» в борьбе с ветряными мельницами», Барвинский перестал платить и эти жалкие копейки.
Клерикальная печать в это время выступила с рядом статей, в которых пыталась очернить галицкую студенческую молодежь, а особенно Франко, за пропаганду произведений Маркса. «Народовская» «Правда» на все лады высмеивала Франко и его единомышленников за то, что они будто бы превратили личность Маркса и его «Капитал» в икону, которой поклоняются. В примечаниях к одной своей статье «Правда» пыталась с реакционных позиций критиковать основные положения экономического учения Маркса и, в частности, теорию стоимости. Франко оказался в сложном положении: ему негде было выступить с опровержением этих антинаучных измышлений. Он написал статью, в которой разоблачил реакционную суть писаний, направленных против Маркса, и предложил ее нескольким газетам, но ее отказались печатать. Тогда Франко поместил эту статью в тринадцатом выпуске «Малой библиотеки». Критикуя авторов «Правды», он писал: «Речь там идет об опровержении Марксовой теории стоимости. Редакция «Правды» твердо убеждена, что все социалисты со своим Марксом не знают и забыли теорию стоимости. Да и куда им, неучам, знать ее, если они придерживаются «устарелой теории Адама Смита». Им кажется, что «стоимость товара равна количеству труда, вложенного в этот продукт».
После детальной критики положений редакции «Правды» Франко говорит, что редакция берется судить о тех вопросах, в которых сама совершенно не разбирается. И поэтому «вместо того, чтобы доказать социалистам их грубое непонимание экономических законов, она только показала еще нагляднее свое собственное невежество».
Особенно много внимания в «Малой библиотеке» Франко уделял популяризации произведений русских писателей. В конце 1879 — начале 1880 года в этой серии вышли переводы статей «Пчелы» Д. И. Писарева, «О значении авторитета в воспитании» Добролюбова. В небольших предисловиях Франко давал общую оценку творчества русских революционных демократов — Белинского, Чернышевского, Добролюбова, Писарева и Щедрина, причем Белинского он называл «гениальным отцом новейшей критики и литературы».
Писатель продолжал принимать активное участие в работе польской газеты «Praca», выступал перед рабочими и крестьянами. В одном из писем к М. Павлику он описывал рабочее собрание, на котором присутствовал, и высказывал сожаление о том, что они не имеют своего печатного органа, где можно было бы широко освещать жизнь рабочих: «Если бы было издательство, то наши взялись бы за более глубокое изучение жизни рабочих (помещения, питание, заработок и т. д.)». С этой целью Франко широко использовал газету «Praca», в которой из номера в номер печатал статьи, корреспонденции, посвященные вопросам рабочего движения, условиям труда и жизни рабочих Галиции. Материалом для его статей были факты и наблюдения, полученные им во время частых выездов в Борислав, Дрогобыч и другие места.
Франко до последней минуты не терял надежды на то, что ему удастся все же начать издание «Новой основы». В начале 1880 года он намечал даже поездку в Россию, считая, что это ускорит подготовку нового издания. Но отсутствие средств расстроило эти планы. Тяжелое материальное положение заставило Франко на несколько месяцев покинуть Львов и выехать в село Березово-Нижнее. Там он рассчитывал пробыть несколько месяцев у своего товарища по гимназии Геника и поработать над повестью «Борислав смеется». Он писал М. Павлику: «Некуда мне деваться, так что я вынужден с 1 марта ехать на село, и именно в ваши края, в Березово, к Генику, может быть, хоть там буду иметь возможность закончить какую-нибудь большую повесть».
Но жандармы, которые следили за каждым шагом Франко, не дали ему возможности осуществить эти намерения. В марте 1880 года он был вторично арестован. Сам писатель рассказывал об этом эпизоде: «Зимой 1880, не имея никаких средств, чтобы жить во Львове, поехал я на село в Коломыйский уезд, где должен был получить частную лекцию. Во время поездки на место моего назначения меня задержали жандармы в местечке Яблоневе, арестовали и отправили в Коломыю. Почему? Недалеко, в Косове, было совершено преступление: крестьянин стрелял в старосту, правда не убил его, но все-таки ранил. Крестьянин и его сообщники были арестованы... И только потому, что я случайно попал в уезд, хотя и в место довольно отдаленное от Косова, для этих господ было вполне естественным впутать и меня в коломыйскую историю, хоть я не имел никакого понятия о ней. Ведь я был тоже социалист! И, таким образом, вынужден был снова подвергнуться уголовному аресту».
Три месяца ареста были не только временем новых физических и моральных страданий Франко, когда его снова держали в самых тяжелых условиях, относились к нему как к уголовному преступнику. Это была и серьезная жизненная школа. В тюрьме он встретил новых людей, которые стали со временем героями его произведений, лучше узнал их безрадостную жизнь, их страдания... Здесь еще больше утвердились его революционно-демократические убеждения.
Повесть «На дне», написанная сразу же после выхода из тюрьмы, отражает настроения Франко в этот период. Размышления и думы героя повести Андрея Темеры раскрывают перед нами мучительные поиски путей борьбы sa новое общество, которые, однако, он четко себе еще не представлял. Но герой воодушевлен идеей борьбы за свободу: «Дело твое, хотя оно ведет ко всеобщему братству и всечеловеческому счастью, — разве не потому оно тебе так мило, так дорого в эту печальную минуту, что оно твое дело, что в нем сходятся все твои мысли, желания, убеждения и цели, что работать и даже страдать за него доставляет тебе удовольствие?»
В тюрьме Андрей Темера видит вокруг себя людей, «которые на это дно общественного гнета не принесли с собой ничего, ничего: ни мысли ясной, ни счастливых воспоминаний, ни блестящих, хотя бы и обманчивых надежд!»
Его не покидает тревога за судьбу этих белых рабов, которых угнетают алчные предприниматели, помещики и правительство. Это нагляднее всего убеждает его в том, что «нужна разрушить тяжелую стену угнетения!» Он твердо верит в победу свободы над тиранией. «Но нет, — говорит герой повести, — недолго продлится господство силы! Со всех сторон встают живые умы и расшатывают эту стену, которая тысячи лет заграждала глаза людям. Когда бы поскорее последний удар! Когда бы поскорее свобода, ясная, как день, широкая, как мир...»
Отсутствие в Галиции организованного промышленного пролетариата, экономическая и политическая отсталость края — все это привело к тому, что Франко не смог понять одно из кардинальных положений марксизма — о гегемонии пролетариата в борьбе за социалистическое общество. Его герой Андрей Темера, шагая в полутемном каземате, мучительно раздумывал над вопросами: «А может быть, все эти наши мысли, наши стремления, наша борьба, может быть все это только одно великое заблуждение, каких тысячи до сих пор буйным вихрем прошумели над человечеством? Может быть, наш труд ни на что не годится? Может быть, мы мостим дорогу не там, где нужно, строим город на необитаемом острове?.. Ах, такая мысль терзает сердце, грызет мозг! Да что ж, и это возможно!»
Но и в этих болезненных исканиях и сомнениях чувствуется твердость воли, вера в победу начатого дела.
Если даже избранный им путь окажется неправильным, рассуждает Темера, мы вернемся назад и снова будем искать пути борьбы за счастье и освобождение трудящихся. После тяжелых раздумий он приходит к выводу: «А пока что нужно идти вперед. Только бы освободиться! Что можно будет сделать, то и сделаем».
В тяжелых условиях тюремного режима Франко продолжал творчески работать. Он записал много народных песен и рассказов из уст заключенных, создал ряд стихотворений, которые вошли в сокровищницу украинской литературы: «Вечный революционер», «Товарищам» и много других. В них воплощен непокоренный дух и бунтующая душа поэта, призывающего к борьбе за счастье, прогресс и волю. «Вечный революционер» стал гимном всей украинской демократической общественности. Это произведение проникнуто пафосом революционной борьбы и верой в победу революционных масс:
Вечный революционер —
Дух, зовущий нас к походу
За прогресс, добро, свободу, —
Он — бессмертия пример.
Ни поповские проклятья,
Ни тюремные объятья,
Ни штыки отрядов царских,
Ни разгул плетей жандармских.
Ни шпионы всей земли
В гроб титана не свели!
Он не умер, он живет!
(Перевод Б. Турганова.)
6 июня 1880 года, спустя три месяца после ареста, Франко был отправлен по этапу к месту жительства в село Нагуевичи. Это было тяжелое испытание, которое окончательно подорвало силы писателя. «Это путешествие, — писал Франко, — по полицейским участкам в Коломые, Станиславе, Стрые и Дрогобыче относится к самым тяжелым моментам в моей жизни. Уже в Дрогобыч я приехал с высокой температурой. Здесь засадили меня в яму, описанную в моей новелле «На дне», а оттуда в тот же день по протекции отправили пешком вместе с полицейским в Нагуевичи. По пути нас настиг дождь и промочил до нитки. Я заболел сильной лихорадкой, прожил неделю дома в очень тяжелой обстановке, вернулся в Коломыю, чтобы уехать к Генику, прожил там страшную неделю в гостинице, написал повесть «На дне» и на последние деньги выслал ее во Львов, после этого жил три дня, имея лишь три цента, найденные на берегу Прута в песке, а когда и их не стало, я заперся в своей комнате в гостинице и лежал полтора дня в горячке...»
Старик, сторож гостиницы, спас Франко от голодной смерти. Он носил ему ежедневно по нескольку ложек супа и по кусочку хлеба. Через некоторое время один из товарищей Геника, посланный им, разыскал Франко, дал ему денег, помог ему достать паспорт и добраться до Березова. Здесь Франко прожил несколько недель в гостеприимной семье Геника. Здоровье его начало поправляться, но тут снова вмешался староста, которого тревожило пребывание «известного социалиста» на территории уезда. Жандармы снова арестовали писателя и доставили в Коломыю к старосте. В летнюю жару гнали его пешком. Тяжелой была эта дорога, после которой, пишет Франко, у него на всех пальцах обеих ног отпали ногти.
Увидя в руках Франко паспорт, староста разозлился, так как формально он не имел права его арестовывать. Но, несмотря на это, он потребовал, чтобы Франко немедленно выехал за пределы Коломыйского уезда и никогда больше сюда не возвращался. Писатель вынужден был выехать в Нагуевичи, где ничего утешительного он не мог для себя найти, не имел возможности по-настоящему отдохнуть и подлечиться. Чтобы не умереть с голоду, Франко должен был заниматься физическим трудом, а свободные от полевых работ часы, преимущественно вечера, отдавал художественному творчеству. В таких условиях он продолжал работу над повестью «Борислав смеется».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.