Изучение произведений Маркса и Энгельса. «Катехизис экономического социализма»
И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
В 1878 году Франко, принимавший активное участие в рабочем движении Галиции, близко сошелся с польскими социалистами. Через одного из них — Б. Лимановского, статьи которого печатались в «Молоте», он познакомился с рабочим типографии Данилюком, который готовился к выпуску рабочей газеты «Praca» («Труд»); первый номер этой газеты вышел 1 июля 1878 года.
Франко вошел в состав Рабочего комитета, руководившего в то время рабочим движением и фактически осуществлявшего издание газеты «Praca». Он принимал весьма активное участие в работе газеты, выступал со множеством статей и широких информации о жизни рабочих Борислава, Дрогобыча. «Praca» была первой рабочей газетой, издававшейся во Львове на польском языке. Она играла большую роль в организации и расширении рабочего движения в Галиции. На страницах газеты систематически, в популярной форме излагались отдельные вопросы экономического учения Маркса.
В этот период Франко начал более глубоко изучать «Капитал» Карла Маркса и отдельные работы Энгельса, печатавшиеся а немецких журналах, а также выходившие в Женеве в переводе на русский и польский языки. Особый интерес у Франко вызвал «Капитал» Карла Маркса, который, как известно, находился в его личной библиотеке еще накануне ареста в 1877 году. Франко увлекала железная логика мышления Маркса и глубокий анализ капиталистического общества. Теория стоимости Маркса помогла Франко понять экономическую основу капиталистического общества и прийти к выводу о неизбежной гибели этого строя, на смену которому придет новое, социалистическое общество.
О своем особом интересе к «Капиталу» Франко неоднократно писал Ольге Рошкевич, проживающей в селе Лолин. Говорил он об этом и со своими ближайшими друзьями Павликом и Терлецким, убеждая их в необходимости популяризации работ Маркса и Энгельса среди трудящихся Украины. Франко неоднократно высказывался о своем желании перевести на украинский язык и издать «Капитал» К. Маркса.
Со временем он выступил в газете «Praca» с несколькими популярными статьями, в которых знакомил читателей с «Капиталом» и излагал в доступной для рабочих форме отдельные положения этого труда.
Однако эти статьи были лишь частью замыслов Франко — написать большую работу, посвященную «Капиталу». 20 сентября 1878 года в письме к Ольге Рошкевич Франко довольно пространно изложил свои взгляды на общественно-политическую жизнь и настоятельно рекомендовал ей познакомиться с «Капиталом» Карла Маркса и другими его работами, которые он посылал ей вместе с письмом. «Я убежден, — писал в этом письме Франко, — что экономическое положение народа — это главная база всей его жизни, развития, прогресса. Если экономическое положение плохое, то говорить о прогрессе, науке — пустой разговор. Я убежден, что современное экономическое положение всех культурных народов весьма плохое во многих отношениях, а больше всего из-за имущественного неравенства и из-за резкого разделения на касту богатых, преимущественно пользующихся достижениями науки и культуры, и касту бедных, которых каждый новый шаг к прогрессу только сильнее угнетает. Такое экономическое положение не является вечным и неизменным. Оно создалось в процессе исторического развития и точно так же должно исчезнуть и уступить место другому, более совершенному, справедливому, более человечному. Я убежден, что великая, всемирная революция постепенно разрушит существующий теперь порядок и установит новый».
Из письма видно, что Франко в ряде вопросов стоял на марксистских позициях и хотя не был последовательным марксистом, правильно понимал законы общественного развития. Так, например, весьма показательно в этом отношении его утверждение о том, что материальная жизнь общества, экономическое положение народа является основой его развития и прогресса. Он также понял закон о преходящем характере капиталистического способа производства, на смену которому приходит более совершенный — социалистический способ производства, причем Франко понимал, что переход к новому общественному строю может совершиться только революционным путем. Возлагая надежды на революцию, которая должна уничтожить капиталистическую эксплуатацию и имущественное неравенство, сделать средства производства общественным достоянием, Франко в то же время говорит о громадном значении «культурных, научных и политических» фактов. «Я, — писал он, — понимаю под революцией именно целый большой ряд таких культурных, научных и политических фактов, будь они кровавые или и совсем нет, которые меняют все существующие до того времени понятия и основу и весь ход развития того или иного народа поворачивают совсем на другую дорогу».
Кроме работ Маркса и Энгельса, Франко в это время читал работы западноевропейских утопистов, что также в какой-то степени отразилось на формировании его взглядов. Он внимательно следил за всеми новинками не только в литературе, но и в экономической науке, социологии и философии.
Свою критику капиталистического строя и частнособственнического способа производства Франко почерпнул из «Капитала» Карла Маркса. Этот труд был настольной книгой писателя. Не случайно в письме к О. Рошкевич Франко рекомендует «Капитал» как одну из лучших экономических работ, которую ему приходилось до сих пор читать. Это письмо к Рошкевич отражает сложный процесс постепенного усвоения Иваном Франко отдельных положений научного социализма. Рекомендуя О. Рошкевич «Капитал», Франко очень сожалел, что эта книга будет мало понятна для неподготовленного читателя. Он поставил перед собой цель — изложить ее содержание в доступной и совершенно понятной для рабочих и крестьян форме. Частично он выполнил эту задачу: на протяжении трех месяцев — октября, ноября и декабря — написал на польском языке популярную брошюру «Что такое социализм?», которую потом в своих письмах называл «Катехизисом экономического социализма».
В начале брошюры Франко дал яркую характеристику капиталистического общества с его социальным угнетением, имущественным неравенством и эксплуатацией человека человеком. Он раскрыл источники прибыли и невероятных накоплений капитала в руках кучки предпринимателей. В общих чертах автор изложил основные экономические условия будущего социалистического общества. В ряде мест он пересказывал в популярной форме отдельные положения «Капитала» К. Маркса.
Франко много и напряженно работал над «Катехизисом», неоднократно перерабатывал его, стараясь на понятном для трудящихся языке изложить сложные теоретические вопросы. В одном из писем к О. Рошкевич писатель так характеризовал свою работу: «Этот катехизис стоит мне много труда, так как уже третий раз его перерабатываю, — и должен он содержать всю теорию в ее главных положениях и наиболее понятно изложенную».
Двадцать шестого декабря Франко сообщал О. Рошкевич о том, что работа над «Катехизисом» уже окончена и что он высылает ей один экземпляр брошюры. Она была издана Львовскими печатниками в начале 1878 года. Чтобы дезориентировать полицию, издатели указали совершенно произвольные выходные данные. На брошюре значилось, что она издана в Лейпциге в 1878 году. Она быстро разошлась в Галиции и Польше, отдельные экземпляры ее появились и за границей. «Эта работа, — пишет современный польский исследователь, — имела громадное вначение для пробуждения сознательности рабочего класса Галиции. Написанная в популярной форме, она была распространена также и за границей среди варшавских социалистов и среди польской социалистической эмиграции где выполняла важную роль как орудие массовой агитации».
Определение социализма, данное писателем в «Катехизисе», почти полностью совпадает с его определением в письме к О. Рошкевич. «Социализм, — писал Франко, — это стремление устранить всякое общественное неравенство, всякую эксплуатацию и всякую нищету...»
Франко дает глубокий анализ капиталистического производства, определяет источники доходов и прибылей капиталистов. Без рабочих, пишет Франко, нет капитала. Лучшая ткацкая фабрика представляет капитал только тогда, когда для нее в каком-то крае есть рабочие и есть сырье для переработки. Если же перенести ее в безлюдную пустыню или закопать в землю, то она перестанет быть капиталом. Таким образом, капитал создается трудом рабочих, из части их труда, присвоенного капиталистами. «Большие капиталы в руках таких единиц,— писал дальше Франко, — могли возникнуть только через эксплуатацию труда других, то есть через частичное присвоение того, что выработали другие».
И дальше Франко прямо ссылается на Маркса: «Знаменитый немецкий социалист Карл Маркс ясно доказал, что именно из таких только прибавочных стоимостей, отнятых у рабочих, родились все капиталы».
В следующем разделе Франко дает объяснение отдельных вопросов политэкономии, разъясняет рабочим, что такое товар, стоимость, объясняет закон Рикардо о заработной плате, характеризует армию безработных, которые являются неотъемлемым спутником капиталистического производства. В новом, социалистическом обществе, говорит далее Франко, будут действовать совершенно другие законы, направленные на удовлетворение потребностей трудящихся. «Идея социализма, — подчеркивал он, — стремится к общей свободе всех людей, к равенству их не только перед законом... Идея социализма стремится, наконец, к всеобщему братству (федерации) людей с людьми и народов с народами, как вольных с вольными и равных с равными, стремится этим самым к упразднению всякого подданства, всякой политической зависимости, всякого угнетения народа народом и к упразднению войн, которые чужды человеческой природе, уничтожают прогресс, делают человека диким».
В предпоследнем разделе «Катехизиса» Франко ставит вопрос: «А возможен ли социализм у нас, в Польше, и в частности в Галиции?» И отвечает: «Как везде, так и у нас есть эксплуататоры и эксплуатируемые — есть трудовой класс по селам и городам, положение которого не только не лучше, а часто даже хуже, чем где-либо... Большая часть нашего сельского населения — это в полной мере пролетариат, а вторая часть — полупролетариат... О городских рабочих, совершенно ясно, нужно сказать то же самое, только в большей степени. Как видим, почва для социализма у нас есть достаточная».
В заключительном разделе Франко затронул один из кардинальных вопросов общественно-политической жизни Галиции. Он осудил националистические тенденции «народовцев» и польской шляхты, стремившихся отвлечь внимание трудящихся от классовой борьбы, отравить их сознание националистическим угаром. Он решительно выступил против буржуазно-националистического лозунга — «обособленности и самостоятельности». Он писал: «Какая польза будет нашему народу от того, что наши налоги вместо русского или прусского будет брать и растрачивать правительство, состоящее из наших собственных господ, заботящихся, как и русские и прусские, о себе самих, а не о народном добре?»
Пересказывая в весьма популярной форме основные положения «Капитала», Франко стремился разъяснить рабочим и крестьянам, что существующий капиталистический строй неминуемо должен быть заменен новым — социалистическим. Правда, и в этой брошюре Франко проявил непоследовательность и нечеткое понимание путей перехода к новому обществу. Но, несмотря на это, брошюра сыграла огромную роль, несла в массы трудящихся общие представления о капиталистическом строе и капиталистической эксплуатации. В письме к Рошкевич Франко писал, что «рабочие очень хвалят» его «Катехизис», читают брошюру с большим интересом.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.