Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

«Колокол» («Дзвiн»), «Молот»


И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г.
OCR Detskiysad.Ru
Приведено с некоторыми сокращениями

Чтобы спасти «Друга общества» от конфискаций и преследований клерикалов и полиции, Франко с Павликом вынуждены были сделать его непериодическим изданием и дать ему новое название. Третий выпуск был назван «Колокол» («Дзвiн»), возможно под влиянием журнала Герцена (Франко был хорошо знаком с этим изданием).
В «Колоколе» был сохранен тот же формат и пагинация, что и в «Друге общества». Издание имело такое же революционно-демократическое содержание, как и два предыдущих. Четвертый выпуск вышел под заглавием «Молот». Франко готовил его самостоятельно, так как Павлик выехал в это время за границу в Женеву, чтобы избежать тюремного заключения за опубликование рассказа «Ребенщукова Татьяна».
Новым и смелым вызовом консервативной части галицкой интеллигенции была статья Франко «Критические письма о галицкой интеллигенции», напечатанная в сборнике «Молот». Франко разоблачал в ней антинародный характер реакционных партий Галиции — буржуазно-монархической — «москвофилов» и буржуазно-националистической — «народовцев». Он указывал, что в основе взглядов «москвофильской» и «народовской» интеллигенции лежит идеология эксплуататорского класса.
Франко раскрыл в этой статье реакционность буржуазного национализма. Характеризуя столпов общества, так называемых «отцов народа», как любили они себя называть, он разоблачал их псевдонародность и угодничество перед австрийским правительством.
«Если присмотреться к ним ближе, — писал Франко, — то увидим, что один удостоился звания «пророка» не за свою деятельность, а за свои деньги, другого величают «отцом Руси» за его немецкий титул «барон», третий славится тем, что умеет обманывать народ в глаза псевдонаукой и псевдонародолюбием, а за глаза называет этот самый народ «хамами и скотами».
С такой же беспощадностью Франко критиковал и буржуазные просветительные общества Галиции, которые именовали себя народными, преимущественно по той же причине, что имеют «также претензию к народному грошу». Больше всего досталось буржуазно-националистическому обществу «Просвита», вокруг которого группировалась реакционная «народовская» интеллигенция.
Франко рассказал об одном собрании общества «Просвита», на которое были приглашены и некоторые крестьяне. После долгих и скучных докладов крестьянам был задан вопрос — чего бы они хотели от «Просвиты»? Каких книг? Крестьяне оживились и, подумав, сказали: «Да мы бы просили, если можно такую книжку... чтобы там были наши права, чтобы так народ не обдирали».
Такой книжки еще нет, говорит он далее, но если бы и появилась, то «народовцы» не дали бы народу эту книжку в руки.
Много смелых, критических мыслей высказал Франко и о реакционном режиме, господствовавшем в Австро-Венгрии, в том числе и в Галиции. Реакционная политическая система Меттерниха, говорил автор, пыталась китайской стеной отгородить Австрию от «пагубного» влияния революционного Запада. Но 1848 год «потряс искусственное здание мудрого политика, пробил брешь в стене, и волна свежего, революционного воздуха ударила на Австрию. Ее эхо пролетело и над нашим краем, но так слабо, так вяло, что скорее похоже было на пародию революции, нежели на революцию... Зародились у нас общества, как будто бы демократические, но мы и сами видим, что наш демократизм не особенно-то нам по душе, — что демократизм в теории у нас одно, а на деле, в практической жизни — другое».
Говоря о западноевропейском буржуазном либерализме, Франко показывает определенное сходство его с галицкими буржуазными партиями. «В теории, — писал он, — свобода, равенство и братство, а на деле «святое право собственности», «свободное соглашение» с голодным рабочим, а в конце концов большое, широкое и глубокое я, которое охватывает, прикрывает и подавляет всю прославленную свободу».
Далее Франко пишет, что либерализм на галицкой почве еще более реакционен, нежели на Западе. Он зародился здесь и вырос из «мутной смеси клерикализма, узкоглядства и мертвого формализма». Галицкие либералы, говорит он, еще большие собственники и эксплуататоры, еще более тупые и ограниченные, чем остальные. Они боятся всякой смелой мысли, «в каждом, чуть-чуть живом, нерутинерском слове видят революцию, развал порядка, веры, моральности».
Эти черты являются типичными и наиболее характерными для обеих галицких партий — «москвофилов» и «народовцев». «Я не отрицаю, — пишет Франко,— что каждая из них имеет некоторые особенности, что собственно в одной преобладает смесь клерикально-консервативных, а во второй национально-консервативных элементов».
Таким образом, Франко в этой статье вскрыл классовую сущность буржуазного либерализма, снял с либералов маску народолюбия и показал их как собственников и эксплуататоров. Здесь впервые сказалось знакомство Франко с отдельными работами Маркса и Энгельса, в которых определялись основные черты буржуазного либерализма.
Говоря о сущности либерализма, Франко подчеркивает, что либералы любят говорить о свободе и равенстве, но достаточно заикнуться об истинной свободе и равенстве, как все они восстанут против вас. Достаточно хотя бы упомянуть о самом больном вопросе для трудящихся — о их стремлениях сделать все земли и фабрики общественной собственностью, как сразу слетят все маски народности и перед вами предстанет собственник.
«Что, — закричит либерал, — а это по какому праву? Да это же нарушение святого права собственности! Право собственности — это естественное право, — мы за право собственности, сударь, мы не радикалы, не красные!»
Следует сказать, что до появления статьи Франко ни в одном украинском издании не была дана столь всесторонняя и правильная характеристика деятельности и общественно-политического лица «москвофилов» и «народовцев».
В «Молоте» было помещено также сатирическое стихотворение Франко «Дума о Науме Безумовиче». В этой сатире автор создал образ буржуазного либерала, показал тип рутенца. Сатира была адресована одному из «святых отцов Руси» Наумовичу (выведенному под именем Наума Безумовича) и перекликалась со статьей Франко.

Се там славнi «батьки Русi», —
Се новi у нас героi,
Се надiя нам — вони нас
Виведуть з бiди староi.
О, вони нам, бра, очистять
Не лиш тiло, але й духа
Вiд пиянства, вiд лiнивства,
I вiд грунту, й вiд кожуха —
Геть обчистять!

Наум Безумович, разглагольствуя в австрийском парламенте о защите интересов народа, в то же время клялся в своей преданности австрийской монархии:

Ми австрiйськi патрiоти,—
Ми для Австрii готовi
Не то грошi, — кров вiддати,
Якоби було треба кровi
Що ми скажем, люд то зробить
Лиш як слiд його стиснути.
Край великий, — сто мiльонiв
Можна буде ще добути!
Хоче грошей пан мiнiстер,
Як ми смiемо не дати?
За мiнiстром голосуем
Бо ми руськi депутати!

Перед читателем во весь рост, во всей своей неприглядности встал «народолюбец» без маски. Многие «народовцы» и «москвофилы» узнали себя в этой сатире.
В сборнике «Молот» была помещена обширная статья Франко «Литература, ее назначение и важнейшие черты». Она явилась своеобразным литературно-эстетическим манифестом демократической молодежи и утверждала революционно-демократическое направление в украинской литературе.
Кроме критики основ идеалистической концепции искусства, Франко изложил в ней главные черты революционно-демократической эстетики: народности, идейности и реализма прогрессивной украинской литературы.
Франко дал достойный отпор «народовцам», группировавшимся вокруг националистического журнала «Правда», в котором была напечатана статья украинского писателя Нечуя-Левицкого (1838—1918), посвященная основным проблемам развития украинской литературы. Она содержала в себе враждебную тенденцию по отношению к передовой русской литературе.
Редакция, очевидно, приложила немало стараний, чтобы придать этой статье ярко выраженное реакционное направление, пыталась искусственно обособить украинский литературный процесс, оторвать его от общих с Россией исторических и экономических условий.
Решительно осуждая националистическую тенденцию редакции «Правды», Франко писал, что автор статьи «старательно доказывает, что украинская литература должна быть совершенно самостоятельной и обособленной от русской. Для кого должна существовать эта обособленная литература? Для одной ли интеллигенции? Очевидно — нет, потому что интеллигенция, если уж она хочет быть интеллигенцией, не может замкнуться в тесном кругу одной литературы, но обязана изучать, читать и сравнивать и произведения других литератур, русской, немецкой, французской и проч.».
Франко разоблачает и другую попытку реакционного журнала — представить русскую прогрессивную литературу как союзника русского царизма, угнетавшего народы России, в частности и украинский народ.
«Разумеется, — писал Франко, — русское государство, его жандармы и чиновники и подавление ими всякой свободной мысли — одно дело, а русская литература с Гоголями, Белинскими, Тургеневыми, Добролюбовыми, Писаревыми, Щаповыми, Решетниковыми и Некрасовыми — совершенно иное дело».
Больше всего вызывает удивление, пишет Франко, вывод автора статьи о том, что нужно восставать не против московского, государства и его жандармов и чиновников, а против русской литературы и русских писателей. Франко осуждает автора статьи за то, что он пытается представить дело так, будто бы нет ничего общего между двумя братскими — русской и украинской — литературами, что эти литературы должны развиваться обособленно одна от другой. Он призывает украинских писателей ближе познакомиться с реалистической школой передовых русских писателей — Писарева, Островского, Добролюбова, Герцена, у которых есть чему поучиться.
Далее Иван Франко говорит об основных особенностях реалистического направления, о большом значении литературы в жизни общества. Литература должна быть поборником интересов и прав народа, должна «сближать интеллигенцию с народом». С такой же решительностью Франко выступил против основных положений идеалистической эстетики и в первую очередь — против теории чистого искусства и буржуазного понимания свободы литературы, якобы независимой от общества н стоящей над партиями.
«Литература, — писал Франко, — стоящая над партиями, — это только ваш сон, это ваша фантазия, а на деле такой литературы не было никогда. А ваши вечные законы эстетики, это, — да простит всевышний меня и вас, любезных, — старый хлам, который спокойно догнивает на свалке истории и который пережевывают только некоторые наемные ослы-литераторы... У нас единственный эстетический кодекс — жизнь. Что она свяжет — то и будет связано, а что она развяжет — то и будет развязано».
В этой статье Франко выступил уже как человек, глубоко усвоивший эстетические теории революционных демократов Белинского, Шевченко, Чернышевского и Добролюбова. Он творчески развивал их основные положения в своеобразных условиях Галиции.
Такими же новыми по содержанию были и художественные произведения, напечатанные в сборниках «Колокол» и «Молот». Они утверждали революционно-демократическое направление, разоблачали угнетателей трудящихся, призывали народ к борьбе за новую жизнь. Программным произведением, своеобразным гимном демократических сил Украины было стихотворение Ивана Франко «Каменоломы», напечатанное в сборнике «Колокол». Оно укрепляло веру в победу, способствовало сплочению молодежи и революционно настроенной интеллигенции.
В образе гранитной скалы поэт олицетворяет социальное и национальное угнетение, деспотизм австрийской монархии, помещиков и капиталистов. Против этой темной силы встали отважные сыны народа, несокрушимые борцы-революционеры, которые призваны разрушить страшную скалу и завоевать счастливое будущее.

У каждого в руках железный тяжкий молот,
И голос прогремел, как будто гром в горах:
«Врубайтесь в горный склон! Да не смутит вас голод,
И жажда, и труды, и душный зной, и холод!
Дано вам превратить скалу вот эту в прах!»
И всем нам верилось, что нашими руками
Мы разобьем скалу и камни раздробим.
Что кровью собственной, своими костяками
Дорогу, укрепим, и в новый день за нами
Иная жизнь придет и станет свет иным.
(Перевод Н. Ушакова)

Образ титана-каменолома, образ революционера типичен для творчества Франко этого периода. Страстный призыв к борьбе против угнетения и деспотизма был проникнут революционной идеей, стремлением завоевать свободу и счастье народов. Он знаменовал собой новый этап в жизни и творчестве писателя, ставшего в ряды борцов, которые «кровью собственной», собственной жизнью добудут новую жизнь.
В «Молоте» был помещен также рассказ «Моя встреча с Олексой», который содержал в себе немало автобиографических моментов из жизни Франко после выхода из тюрьмы. В рассказе высказаны некоторые представления автора о будущем социалистическом обществе: все будут работать, земля будет принадлежать коллективу, обрабатывающему ее, не будет эксплуататоров и эксплуатируемых. Все содержание рассказа направлено на отрицание основ существующего строя и, в частности, капиталистических отношений в деревне.
Здесь чувствуется сходство взглядов Франко со взглядами утопического социалиста Чернышевского. Главный герой рассказа Мирон в разговоре с Олексой говорит: «Социализм, — ответил я, — эта такая наука: вот если, к примеру, приходится людям обрабатывать поле по кусочкам, каждому от себя, отдельно, так вот, чтобы обрабатывать вместе, чтобы все поле сбить в один общественный клин и чтобы работали на нем все вместе; что уродится, тоже целиком идет в общественный амбар, а потом общественное управление делит, каждому по тому, как работал: работал больше, больше получает, работал меньше, так и получает меньше».
Далее делается вывод, что в новом обществе не будет ни бедных, ни богатых, а будут все равноправные труженики. При таких условиях, говорит автор, каждый честно работающий человек будет жить в полном достатке, не узнает нужды, которую мы наблюдаем сейчаз сплошь и рядом. Здесь, конечно, не было четкого представления о будущем социалистическом обществе, о путях перехода к нему, но новое общество, в котором будет устранено социальное угнетение, противопоставлялось существующему капиталистическому строю, разделяющему людей на бедных и богатых.
Сочувствием к судьбе трудящихся проникнуто напечатанное в сборнике стихотворение Томаса Гуда «Песня о рубашке» в переводе Ивана Франко, повесть М. Павдика «Пропащий человек» и другие произведения. В конце сборника «Молот» была помещена библиография. Среди книг и брошюр назывались следующие издания: «Суд над Чернышевским», «Что делать?» (Женева, 1876), «Письма без адреса» (издание «Вперед»), «Община и государство», «Сытые и голодные» (издание газеты «Работник», Женева), «Земля и воля», «Социально-революционное обозрение», № 1, 1878 (изд. Петербургской вольной типографии) и много других изданий.
Сборники «Колокол» и «Молот», так же как и журнал «Друг общества», были конфискованы. Но значительная часть тиража разошлась в Галиции или была переправлена через границу на Украину. Эти издания способствовали активизации демократических элементов, поднимали их на борьбу, рождали страх у реакционеров. Молодому Франко и его отважным соратникам это придавало силы, воодушевляло их на новые подвиги.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +