Журнал «Друг общества» («Громадський друг»). «Товарищам из тюрьмы». «Моя встреча с Олексой»
И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Лишенный каких бы то ни было средств к существованию, Франко после выхода из тюрьмы поселился на квартире у Павлика, разделяя с ним все жизненные невзгоды и материальные затруднения. Но и в этих трудных условиях они настойчиво искали путей для связи с прогрессивной молодежью и готовились к изданию нового журнала. В скором времени вокруг Франко и Павлика снова собрался кружок студенческой молодежи, которая чувствовала настоятельную потребность активной борьбы с галицкой реакцией. С большими трудностями Франко и Павлику удалось добиться печатной трибуны. На средства, полученные частично из Женевы от Драгоманова и других земляков, Франко и Павлик основали ежемесячный журнал «Друг общества», который, как пишет сам Франко, имел «довольно острое, свежее и ярко социалистическое содержание». Он был направлен против господствующей в Галиции клерикально-буржуазной идеологии, против галицкого рутенства. На страницах журнала открыто защищались права трудящихся. Выход первого номера журнала в апреле 1877 года с программным стихотворением Ивана Франко «Товарищам из тюрьмы» произвел на клерикально-буржуазные круги впечатление разорвавшейся бомбы. Казалось невероятным, что вчерашние заключенные, изгнанные из общества и, по их расчетам, надолго вышедшие из борьбы, снова осмелились поднять свой голос против, господствующего строя. На первой же странице нового журнала демократическая молодежь провозглашала, что борьба не закончена, что она только начинается, и начинается с новой силой, на новой, близкой к социалистическим идеям основе. В стихотворении Франко открыто заявил о новом этапе борьбы, призывал к сплочению рядов борцов за дело трудящихся:
К битвам новым лежит нам дорога —
Не за царство тиранов, царей,
Не за церковь, попов или бога,
Не за власть кровопийц-богачей.
Наша цель — это счастье людское,
Светлый разум без веры в богов,
Братство крепкое и мировое
И свободные труд и любовь!
Нужно твердо в бою нам держаться,
Не смущаясь, что пал первый ряд.
Хоть по трупам вперед продвигаться,
Ни на шаг не ступая назад.
(Перевод С. Городецкого.)
В очерке-памфлете «Патриотические порывы», помещенном в журнале, Франко едко высмеял клерикальную галицкую интеллигенцию и попов, которые отбирали у трудящихся последние гроши, заработанные потом и кровью. Деньги собирались с «патриотической» целью на издание реакционной газеты «москвофилов» — «Слово». Франко писал в очерке: «Казалось, что достаточно в руке сжать этот гульден, чтобы закапала из него горячая человеческая кровь, чтобы раздались из него стоны и вздохи тысяч несчастных, замученных, которые в те гульдены и в мелкую монету вложили по частице своей жизни, своего сердца... Они попадут в руки «благородных» редакторов и «издателей-патриотов», которые в свою очередь мило их растратят в кабаках, кафе и других, не менее чем сами они «благородных» местах».
А в это время, пишет далее Франко, у крестьянина умирает от голода жена. Священник требует денег, в противном случае он отказывается хоронить покойницу...
Такой была показана галицкая действительность С такой предельной ясностью предстали перед читателями и «просветители» народа «москвофильского» лагеря — Наумович, Дидицкий, Плошанский, Зубрицкнй, которые много потрудились над тем, чтобы отравить сознание трудящихся религиозным дурманом.
Франко разоблачал перед читателем аморальность и алчность «отцов церкви». «У этих людей, — писал он, — которые сами проповедуют отречение от роскоши света, нет и капельки стыда протягивать руку за последним кровавым грошом народа, тащить так нагло, дерзко».
Очерк Франко «Патриотические порывы» вызвал возмущение галицких реакционеров. С церковных амвонов читались проповеди, в которых Франко провозглашался отреченным от церкви, безбожником и государственным преступником. Сельские священники запрещали крестьянам читать произведения Франко и даже называть его имя в беседе с соседом. Франко снова почувствовал, что над его головой сгущались черные тучи. Но он был непримирим. С первых шагов литературной и общественной деятельности писатель раз и навсегда определил свое отрицательное отношение к церкви и высшему духовенству, которое занимало господствующее положение в общественной жизни Галиции.
В «Друге общества» была напечатана статья немецкого буржуазного экономиста и социолога, типичного реформиста Альберта Шефле «Что такое социализм?». Статья была далека от научного социализма. Автор высказывал лишь отдельные пожелания, направленные на смягчение социальных бедствий путем реформ, проводимых правительством. Этот факт ярко свидетельствует о том, что Франко и Павлик не уяснили еще принципов научного социализма и не смогли критически отнестись к социологическим работам буржуазных экономистов и социологов. Несмотря на то, что статья Альберта Шефле не представляла никакой угрозы господствующему строю (подобные работы свободно печатались на территории всей Австрии и Германии), галицкие клерикалы использовали заглавие статьи для того, чтобы начать новое преследование Франко и его изданий. Во всей реакционной печати появились пасквили против Франко, его называли опасным политическим преступником, социалистом. Первый номер «Друга общества» был конфискован. Но из шестисот экземпляров журнала, напечатанных в типографии, полиция захватила лишь девяносто два, остальные Франко и Павлик успели разослать подписчикам.
Фактически журнал был конфискован не за наличие в нем статьи Шефле, а за боевой дух и революционно-демократическое содержание произведений Франко, направленных против социального угнетения и клерикальной идеологии. Несмотря на то, что Франко не стоял на позициях научного социализма, что он только приступил к изучению произведений Маркса и Энгельса, в глазах клерикалов он выглядел опаснейшим пропагандистом социализма. Сам же Франко в это время писал, что он был социалистом по симпатии, но был далек от понимания основ научного социализма.
За Франко и Павликом был усилен полицейский надзор. Каждый их шаг был известен полиции. Клерикалы распространяли слухи, будто бы после конфискации «Друга общества» Франко и Павлик снова арестованы, что их на этот раз будут судить как государственных преступников и что им грозит строжайшее наказание — виселица. «Но, несмотря на это, Франко продолжал работать с еще большей энергией. Большую помощь и моральную поддержку оказывала ему передовая студенческая молодежь, которая не поддавалась запугиваниям полиции и клерикалов. О тяжелых условиях жизни и работы в это время Франко писал в одном из своих писем: «Я, откровенно говоря, после Ивановой хаты ни одного дня не отдохнул и хожу теперь, как пришибленный, — несколько слов не могу связать. Просто прихожу в отчаяние. А тут еще наши домашние шпионы следят за каждым нашим шагом и портят остатки хорошего настроения. По городу каждый раз ходят удивительные сказки: что нас уже арестовали, — или: будут арестовывать, остерегайтесь, — то вешать будут, то — процесс затеют...»
Молодежь, которая довольно близка к «Другу общества», продолжал Франко, также преследуют, угрожают арестами, а некоторых тянут и на допросы в полицию. «Ну, ад да и только, — пишет он далее. — А тут еще приходится заботиться о куске хлеба, вернее жить с той счастливой надеждой, что через неделю-другую останешься без куска хлеба, лишишься всего».
Не жалея ни времени, ни здоровья, рискуя даже свободой, Франко готовил к изданию вторую книгу «Друга общества». Вокруг этого издания писатель пытался сплотить как можно больше передовой молодежи и демократической интеллигенции. Он прилагал все силы, чтобы удержать издание журнала. В письме к Драгоманову он писал: «А «Друг общества» следовало бы удержать, — учащаяся молодежь льнет к нему, читает, из рук в руки передает и думать начинает. — Думать! Нечто необычное в роду рутенском!»
После напряженной работы Франко и Павлика вышла в том же 1878 году вторая книга «Друга общества». В ней была напечатана повесть Франко «Удав» («Boa constrictor»), которая продолжала Бориславский цикл, начатый еще в 1876 году. Франко создал реалистический образ хищника-капиталиста Германа Гольдкремера, эксплуатировавшего рабочих. Как громадный удав, стиснул этот хищник в своих кольцах села и промышленные центры Прикарпатья, питался кровью тысяч трудящихся, которые толпами шли к нему на промыслы. Автор показал жизнь рабочих, которые под тяжестью непосильного труда и нечеловеческих условий жизни теряли даже внешнее подобие человека: «Черные, вымазанные с ног до головы нефтью и глиной, как вороны; на них рваные лохмотья — не то кожа, не то какое-то невиданное полотно,— от них за сто шагов разит невыносимым зловонием нечистоты, кабака, распутства! И голоса у них нет, это не человеческие голоса, а какой-то крик глухой, хриплый...»
Так выглядели жертвы капитализма Но они начинают уже понемногу прозревать, находить пути к освобождению от тисков удава. В этом номере «Друга общества» был напечатан также рассказ М. Павлика «Ребенщукова Татьяна», в котором автор затрагивал вопрос о свободе брака. «Это лишь попы выдумали такие грехи, — писал Павлик, — жить свободным браком может каждый честный человек». И дальше Павлик подробно рассказывает о том, как священники запугивают людей адом и обвиняют их в тысяче грехов, а сами в это время дерут семь шкур с бедного крестьянина. Они говорят: «Дери хлопа, как вербу, сдерешь одну шкуру — другая нарастет». В журнале была напечатана статья Франко «Жизнь и быт современного крестьянина на Украине и во Франции», а также статья буржуазного социолога Ф. Ланге «Рабочий вопрос и его значение в настоящем и будущем». Статья Франко на ряде убедительных фактов показывала причины обеднения галицкого крестьянства, разорение опутанных долгами мелких крестьянских хозяйств, хищничество ростовщиков, помещиков и предпринимателей, которые живут за счет трудового крестьянства, забирают у него все, что он производит на своих истощенных крохотных наделах. Капиталистический уклад жизни окончательно разорял мелкие крестьянские хозяйства и порождал тысячную массу полупролетариата. В статье приводились также интересные факты бедственного положения крестьянства Франции.
Как первый, так и второй выпуск «Друга общества» были необычным явлением в Галиции. Они произвели впечатление бури, которая с корнем выкорчевывала и ломала вековые традиции и моральные основы «тихого галицкого рая».
Против «Друга общества» с новой силой восстали все реакционные силы Галиции. Ненависть и страх перед возрастающим в Галиции революционно-демократическим движением и новой интеллигенцией, выступившей на арену политической борьбы, объединила «москвофилов» и «народовцев». Они чувствовали, что их незыблемый авторитет может пошатнуться, что они могут потерять всякое влияние на многотысячную массу угнетенного крестьянства.
Каких только мер они не принимали против Франко и Павлика, какое оружие не было использовано против них! Вся реакционная печать Галиции требовала конфискации журнала «Друг общества» и запрещения Франко издавать свою газету или журнал. «Народовцы» Называли Франко агентом русского царя, характеризовали его деятельность как влияние «московских интриг». Известный деятель «народовского» лагеря Ем. Партицкий на страницах «Газеты школьной» пытался очернить журнал «Друг общества» и не допустить его распространения среди читателей. Партицкий писал, что «Друг общества» издается на деньги, полученные из Петербурга.
Второй выпуск «Друга общества» также был конфискован формально за опубликование в нем будто бы аморального рассказа «Ребенщукова Татьяна». Павлик был осужден на шесть месяцев тюремного заключения. Но истинная причина конфискации заключалась, конечно, не в рассказе, а в самом содержании сборников. Это подтверждалось теми репрессиями, которые были применены к редакции «Друга общества». Полиция наводнила типографию шпионами и обещала уплатить двести гульденов тому, кто укажет, где был спрятан тираж второго выпуска издания. Работая в исключительно трудных условиях, под строжайшим надзором полиции, Франко ухитрился распространить значительную часть тиража. Несмотря на репрессии и запугивания полиции, «Друг общества» стал очень популярным изданием среди прогрессивных кругов на Украине. Из письма Павлика узнаем, что «Друг общества» передавали из рук в руки, читали с громадным интересом: «Молодежь из сочувствия, старики и «народовцы» со злости, а кроме того, народ». Это издание действительно представляло собой новый этап в развитии прогрессивной общественной мысли на Украине и сыграло большую роль в организации демократической молодежи.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.