Дрогобычская гимназия. Первые преподаватели-друзья
И. Басс. «Иван Франко»
Гос. изд-во художественной литературы, М., 1957 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
Мать и отчим Гаврилик, выполняя волю отца, старались все сделать для того, чтобы Ивась продолжал учиться.
Осенью 1867 года мальчик был определен в дрогобычскую гимназию. Описывая Дрогобыч того времени, Франко отмечал, что город был больше похож на глухое местечко, в нем не было ни одной публичной библиотеки, ни одного просветительного общества. Оторванность от духовной жизни налагала свою печать и на гимназию. «Учителя, — писал Франко,— попадавшие сюда, особенно молодые, те, которые не имели своей семьи, а другие хотя и женатые, но более слабого характера, быстро забывали о всяких научных интересах и запивали... часто приходили в класс в пьяном виде, и, разумеется, такой уж была и их наука».
Много в гимназии было такого, что Франко встречал уже в начальной школе. Он наблюдал многочисленные сцены грубых и недостойных поступков преподавателей, а также гимназистов старших классов, которые брали с них пример. Пьянство, разврат, пренебрежение к науке и культуре, отсутствие интереса к книгам были обычным явлением среди преподавателей гимназии. Была в первых классах и «ослиная скамья», на которой Ивась просидел первый год учебы. Большинство учителей видели в нем только хлопского сына.
Но здесь же, в гимназии, юный Франко узнал настоящих людей, которые много сделали для него, горячо заботились о его образовании и воспитании. В отличие от нормальной школы некоторые преподаватели гимназии были людьми всесторонне развитыми. Они прививали ему любовь к книге и жажду к знаниям, ввели в чарующий мир поэзии. Это были в первую очередь преподаватели Эмерик Турчинский и Эдвард Гиккель.
В гимназии, где Франко учился с 1867 по 1875 год, он изучал классические языки, всемирную историю, естествознание, математику, физику и другие предметы.
Будущий писатель проявил незаурядные способности и знания. Вскоре он получил «вторую локацию», то есть отличие перед другими учениками. Он обладал такой памятью, что мог слово в слово повторить любой урок, прочитанный преподавателем в классе. Франко усердно занимался, внимательно изучал латинский, греческий и немецкий языки. Начиная с пятого класса гимназии он читал в оригинале произведения Шиллера и многих других западноевропейских писателей.
Характеризуя среду, которая окружала его в гимназии, Франко писал: «Товарищеской, духовной жизни, каких-то общих духовных интересов почти не было. Читали ученики очень мало. Библиотека гимназии была очень бедна».
Учителя Гиккель, Турчинский и Михонский являлись исключением среди преподавателей дрогобычской гимназии. Они заботились о воспитании учеников и приобретении ими знаний. Этими качествами особенно отличался преподаватель зоологии и ботаники Гиккель. Но Гиккель вскоре заболел и умер. Место преподавателя зоологии и ботаники занял Турчинский. Как и его предшественник, он сразу же стал любимцем класса, отцом и другом многих учеников и в первую очередь Франко. Он нередко выступал в защиту гимназистов на заседаниях клерикального учительского совета. Турчинский часто водил учеников на экскурсии в лес и в степь. По дороге он рассказывал много интересных подробностей из жизни птиц и лесных зверей, раскрывал тайны природы.
В 1896 году Франко напечатал в польской газете «Курьер львовский» (Kurjer Lwowski) воспоминания о Турчинском. Он писал, что в лице Турчинского ученики имели «не только настоящего преподавателя, но и искреннего друга, снисходительного и всегда готового дать совет и утешить». Франко характеризовал его как умного, образованного педагога, лекции которого обогащали учеников знаниями, расширяли их кругозор.
В третьем классе гимназии Франко сблизился с преподавателем Михонским, образ которого он воссоздал в своем рассказе «Борис Граб».
Михонский преподавал в гимназии математику, логику и психологию, он был всесторонне развитым человеком, хорошо знал литературу. Часто он приглашал Франко к себе на дом, давал ему книги. Михонский всегда оставался воспитателем, стремился научить гимназистов самостоятельно и критически мыслить. Гимназия, говорил Михонский, это лишь подготовительный этап к жизни, здесь ученики лишь готовят себя к будущей деятельности, обогащают себя знаниями. Только там, за дверью гимназии, начинается настоящая наука: тут лишь гимнастика, выработка способностей, среди которых самым дорогим является способность самостоятельного мышления. «Он, — пишет Франко,— старался по возможности придать мышлению и науке живое направление, свободное от школьного педантизма и заскорузлости».
Благодаря Михонскому Франко уже в третьем классе гимназии прочитал основные произведения Гете, Шиллера, Лессинга, Виланда и других писателей. В пятом — седьмом классах он читал в оригинале Мольера, Расина и Корнеля.
Михонский приучал Франко к аккуратности не только в работе и занятиях, но и в быту. Он заботился об его здоровье, прививал любовь к физическому труду. Но больше всего он помог ему в работе над книгой. Он учил Франко не удовлетворяться поверхностным восприятием описываемых событий, а стремиться познать «внутреннюю структуру, так сказать, технику произведения, потом составные части, из которых оно скомпановано, как бы его химию; далее сам процесс его создания, его связь с тем временем, которое взял автор из прошлого, из своей современности, далее придешь к оценке самых основных идей». «Одиссея» была первым таким произведением, на котором Михонский учил будущего писателя проникать во внутренний смысл книги. Франко несколько раз читал «Одиссею» и, рассказывая Михонскому о прочитанном, каждый раз находил все новые и новые моменты, которых не замечал раньше.
Знакомя Франко с творчеством выдающихся писателей, Михонский предостерегал его от пагубного влияния немецкой идеалистической эстетики. Одну из книг по вопросам эстетики, которая случайно попала в руки Франко, Михонский назвал вздором, говорил, что это не научная работа, а выдумка от начала и до конца. Он советовал юноше больше читать художественные произведения и на основе их вырабатывать свои собственные эстетические взгляды, смотреть на книгу собственными глазами, а «не сквозь окуляры немецких псевдоэстетических формул».
Обладая исключительной памятью, Франко к лекциям не готовился, все свободное время использовал для чтения книг и для подготовки своих товарищей-одноклассников.
Будучи в пятом классе, Иван Франко начал собирать собственную библиотеку, которой пользовались и его ближайшие товарищи. К нему на квартиру сходились ученики, и здесь устраивались коллективные читки книг. Чаще всего читал вслух сам Франко. После прочтения книги устраивались ее обсуждения, которые нередко переходили в горячие дискуссии. Вспоминая об этом периоде жизни, Франко писал: «Я приобрел любовь к книгам и начал собирать свою собственную библиотеку, которая к концу моего гимназического периода выросла до пятисот томов. Эта библиотека, в которой, кроме разных классических авторов, было собрано немало и таких книг, которых не было в гимназической библиотеке, или каких нельзя было получить в ней, сделалась центром небольшой группки учеников».
Особенно старательно Франко собирал первые украинские издания, которые для Галиции в то время были большой редкостью. Уже в эти годы, предшествовавшие юношескому периоду, Франко проявлял большой интерес к украинской и русской литературе, в частности, к творчеству Т. Г. Шевченко, И. П. Котляревского, Марко Вовчок. Но книги этих писателей отсутствовали в дрогобычской гимназии. Не было здесь и произведений Пушкина, Лермонтова, Гоголя, о которых знал Франко из рассказов преподавателей. С любовью к книге и жаждой знаний, зародившимися еще в детские годы, Франко вступил в новый период жизни — юность.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.