Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Вступление к изучению творчества Фонвизина


Е. А. Акулова, "Фонвизин в школе"
Изд-во Учпедгиз, Л., 1957 г.
Публикуется с некоторыми сокращениями
OCR Detskiysad.Ru

Идейный пафос художественных произведений Фонвизина заключается в смелом и гневном обличении крепостничества и самодержавного режима Екатерины II. Политические взгляды сатирика сложились в обстановке широко развернувшейся классовой борьбы крестьян против помещиков; как писатель Фонвизин формировался в то время, когда определялись основные черты русской национальной литературы.
Творчество Фонвизина во всем своем многообразии может быть глубоко понято, если оно будет воспринято в многочисленных связях с русской действительностью той эпохи, в которую жил автор «Недоросля». Чтобы ученики овладели идейным богатством этой комедии, увидели ее сатирический блеск, особенности языка, учитель рассказывает им в классе о жизни крепостного крестьянина, о развитии общественной борьбы в 60—80-е гг., о художественной разработке крестьянской темы в литературе, о глубоких традициях русской сатиры, о тенденциях развития литературного языка.
Школьники узнают от учителя, что в России того времени не было единой культуры, не было и единого потока в развитии литературы. В ней четко обозначались две линии: прогрессивная литература с явно выраженной демократической направленностью и реакционная литература, поставленная на защиту правительственной политики. Эти цели и определяют содержание вступительных уроков, которые, примерно, могут быть проведены по такому плану:
1. Самодержавно-крепостнический режим в России в царствование Екатерины II.
2. Общественно-политическая борьба в последней трети XVIII века.
3. Художественное творчество народа и его публицистика.
4. Идейно-художественное богатство прогрессивной литературы,
а) Патриотические и антикрепостнические идеи.
б) Расцвет сатиры и развитие реалистических начал,
в) Многообразие жанров, сближение языка литературных произведений с живой разговорной речью.
5. Реакционная литература, защищающая самодержавно-крепостническую политику.
Для вступительных занятий мы отводим два часа, потому что включаем в них и тему о сатире, которую по школьной программе рекомендуется осветить в обзорной лекции. Мы считаем, что именно перед изучением «Недоросля» вполне уместно дать учащимся хотя бы очень общие сведения о сущности сатиры.
Совершенно ясно, что на этом уроке не прозвучат имена всех известных писателей XVIII века, не будут освещены многие историко-литературные события эпохи, так как задача лекции строго ограничивает учителя в отборе материала. Пусть не смущает учителя и то, что мы рекомендуем кратко сообщить ученикам о существовании реакционной литературы, выражающей интересы господствующего класса. Об этом следует говорить, чтобы школьники получили правильное представление о развитии литературного процесса.
Литературная и служебная деятельность Фонвизина протекала в 60—80-е гг. XVIII в. Реформы Петра I способствовали развитию экономики, культуры, росту национального самосознания русского человека, но, направленные на укрепление государства помещиков и торговцев, они значительно ухудшили жизнь крепостных крестьян. В царствование преемников Петра I положение крепостных стало еще более тяжелым, а защита интересов помещиков подтверждалась целым рядом государственных документов.
Так, в 1762 году изданный «Манифест о вольности дворянской» предоставлял дворянам большие льготы. Указами 1765—1767 гг. Екатерина II еще более увеличила зависимость крепостных крестьян от помещиков, которые получили право без всякого суда ссылать своих рабов на каторгу, а холопам запрещалось подавать жалобы государыне.
Власть крепостников над крестьянами стала безграничной. Некоторые помещики требовали от своих крепостных пятидневной и шестидневной барщины; рабочий день крестьянина продолжался «...в апреле и сентябре по 11—13 часов, а в летние месяцы по 14—16 часов». (1) Жизнь дворовых крестьян также была тяжелой и бесправной. Число их в помещичьих усадьбах доходило до больших размеров; например, у помещика Головина насчитывалось более 300 дворовых, у графа Орлова дворня состояла почти из 500 человек. (2) За знатными барами тянулись средние и мелкие дворяне. Помещики по своему усмотрению переселяли крепостных из одного места в другое, закладывали, отдавали в приданое. При этом крепостники не считались с личными интересами крестьян, с их родственными отношениями: разлучали детей и родителей, мужей и жен. «К концу царствования Екатерины продажа людей в розницу приняла самый позорный вид: людей продавали буквально наравне со скотом». (3) Наказания крестьян были очень жестокими. Историк В. И. Семевский указывает такие факты: пьяному барину захотелось, чтобы всех дворовых выпороли, и его приказ был выполнен; разгневанная барыня заставила высечь сразу 80 крепостных женщин за то, что они не набрали ей земляники.
Закон разрешал помещику обращать крестьян в фабричных рабочих. Продолжительный рабочий день на фабриках и заводах, полное отсутствие минимальной заботы о технике безопасности, тяжелые наказания — все это дополняет картину жизни крепостного рабочего екатерининского времени.
Положение крестьян становилось еще более тяжелым в связи с изменившимся международным положением России. Получив в результате военных действий выход к Черному морю, она начала вести оживленную торговлю. «Со времени Петра, — писал Ф. Энгельс, — началась внешняя торговля России, которая могла вывозить лишь земледельческие продукты. Этим было вызвано угнетение крестьян, которое все возрастало по мере роста вывоза, ради которого оно происходило, пока Екатерина не сделала этого угнетения полным и не завершила законодательства. Но это законодательство позволяло помещикам
----------------------------------
1. В. И. Семевский. Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. СПб, 1903, т. I, изд. 2, стр. 67
2. Там же, стр. 142.
3. Там же, стр. 169.
----------------------------------
все более притеснять крестьян, так что гнет все более и более усиливался».
Проводниками политики Екатерины II были многочисленные государственные чиновники, среди которых процветало казнокрадство, взяточничество. Служебные места продавались за деньги; каждый губернатор, каждый чиновник, имеющий власть, превращался в деспота. Картина государственной жизни дополнялась разгулом фаворитизма при дворе императрицы. Смысл фаворитизма заключался в том, что люди, связанные личными отношениями с императрицей, приобретали большую власть и злоупотребляли ею. Не личные заслуги определяли место человека в придворном кругу, а случай, близость к императрице.
Люди, пользовавшиеся ее расположением, покровительствовали своим родственникам, предоставляли им возможности занять высокое положение в обществе, увеличить свои богатства. История сохранила сведения о фаворитах Екатерины II Потемкине, Безбородко, Зубове, которым она так щедро дарила земли и крестьян, что четверть миллиона крепостных принадлежала только одному Потемкину.
Политика Екатерины II вызывала законное недовольство крепостных крестьян, направляла их на путь открытой борьбы. Выражая свой протест, они убегали от помещиков, жгли их усадьбы, поднимали восстания. За одно десятилетие, с 1762 по 1772 г., в России произошло около 40 крупных крестьянских бунтов. Волнения крестьян заставили Екатерину II искать различные способы для сохранения «порядка» в стране.
Известно, что императрица любила представлять себя «философом на троне», широко рекламировала свою «материнскую» заботу о подданных, создала Комиссию по составлению нового Уложения, написала для Комиссии «Наказ», который изобиловал либеральными фразами. Однако известно и то, что Екатерина II распустила Комиссию, как только некоторые депутаты поставили вопрос о серьезных общественных реформах, прежде всего — о смягчении крепостного права.
В 1773 г. вспыхнула народная война против помещиков, возглавляемая Емельяном Пугачевым. В тех местах, где он проходил, народ встречал его и присоединялся к нему; среди восставших крепостных было немало рабочих и представителей угнетенных национальностей. Народное движение становилось все шире и шире. Против стихийно восставших крестьян были направлены императорские войска, и в результате продолжительной борьбы победа оказалась на стороне помещиков. В 1775 г. Пугачев был казнен. В усадьбах крепостники жестоко расправлялись с «бунтовщиками». Крестьян избивали до смерти, сотнями ссылали на каторгу. Были изданы указы и положения, способствовавшие еще большему укреплению помещичьего государства, усилению власти дворян-крепостников. Активное, хотя и стихийное участие крестьянской массы России в общественной борьбе 60—70-х гг. говорило о возросшем самосознании русского народа. Оно находило свое выражение и в народном творчестве, и в немногочисленных памятниках письменной крестьянской литературы, и в речах крестьянских депутатов в Комиссии по составлению нового Уложения, и в манифестах Пугачева. В поэтических образах песен воссоздается картина жизни угнетенного народа, любовно рисуется образ Емельяна Пугачева. Верно передано настроение крестьян безыменным писателем в «Плаче холопов», написанном около 1767— 1769 гг. Автор «Плача» осуждает антинародный характер государственных законов, жестокость помещиков, мечтает о воле.
Ах! когда б нам, братцы, учинилась воля,
Мы б себе не взяли ни земли, ни поля.
Пошли б мы, братцы, в солдатскую службу
И сделали б между собою дружбу,
Всякую неправду стали б выводить
И злых господ корень переводить.
Несмотря на то, что в «Плаче холопов» отражалась слабая сторона крестьянского движения — вера крестьян в «доброго царя», — все же это произведение сурово обличало крепостнический режим.
Речи депутатов в Комиссии по составлению нового Уложения и манифесты Пугачева явились образцами народной публицистики. В числе депутатов Комиссии не было крепостных, но имелись представители государственных крестьян, пахотных солдат, однодворцев (так называлась социальная прослойка, состоящая из потомков служилых людей, имевших некоторые дворянские права, но, как и крестьяне, плативших подушную подать и владевших одним двором). Посланец Архангелогородской провинции Иван Чупров говорил о нищете крестьян, у которых «на плечах ладной одежды нет», нередко нет и хлеба к обеду. Более решительно и требовательно звучал голос народа в манифестах Пугачева, в составлении которых принимали участие казак Иван Почиталин, Максим Шигаев, Горшков, Подуров и, видимо, многие другие из числа восставших. Манифесты, написанные просто, обращались непосредственно к народу, призывали его к восстанию, которое понималось как отмщение; предлагалось «...раззорителей крестьян ловить, казнить и вешать».
Не осталась безучастной к судьбе и борьбе народа лучшая часть дворянской и демократической интеллигенции. Еще в 1760-е годы выступили профессоры Московского университета — Десницкий, Аничков и др. Они горячо пропагандировали просвещение, верили в то, что с его помощью можно добиться социально-политических преобразований, глубоко сочувствовали крестьянству, называя крепостное право рабством. Народное движение 1773— 11775 гг. значительно активизировало деятельность русских просветителей. Они широко развернули издательскую работу, дали читателям много журналов, книг по различным вопросам. Известными деятелями русского просвещения являются Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, А. Н. Радищев, И. А. Крылов.
Напряженная общественная борьба в России 60—80-х гг. определила не только развитие русской политической мысли этих десятилетий, но и характер журналистики и идейную направленность художественной литературы и творческие задачи театра.
Жизнь крепостного крестьянина, отношение помещиков к своим рабам, галломания дворян, самодержавная политика, бюрократический государственный аппарат — вот основные проблемы, привлекающие внимание передовых писателей. Они с помощью художественного слова утверждали идеи патриотизма, обличали произвол. Идея отрицания крепостнического режима зрела в широких родных массах и, подхваченная прогрессивными писателями, властно вошла в художественную литературу. Эту мысль в рассказе учителя следует особенно выделить, так как она характеризует основную особенность русской литературы. В теплых сочувственных тонах рисовался писателями крепостной крестьянин, правдиво изображалась нищета народа. В журнале Новикова «Живописец» был напечатан «Отрывок путешествия в И*** Т***», автор которого не только дал описание деревни Разоренной, но и назвал виновников разорения: «Не пропускал я ни одного селения, чтобы не распрашивать о причинах бедности крестьянской. И слушая их ответы, к великому огорчению, всегда находил, что помещики их сами тому были виною», — рассказывал путешественник.
Образы жестоких невежественных крепостников — предшественников Скотинина и Простаковой — мы встречаем на страницах журнала Новикова «Живописец», где, наряду с другими произведениями, печатались «Письма к Фалалею». Фалалей, дворянский сын, служил в Петербурге и получал письма от своих родственников. Эта переписка знакомила читателей не только с суровым отношением помещиков к крестьянам, но и характеризовала грубость нравов в крепостнической среде. Наиболее полно и глубоко жизнь крестьян была отражена в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева. Нищими, бесправными, но нравственно здоровыми и духовно богатыми встали перед читателями крестьяне — герои знаменитого произведения, автор которого, осудив самодержавие и крепостничество, открыто выступил на защиту русского порабощенного народа, увидел его несокрушимую силу. Радищев связал свои представления о богатстве и расцвете родины с необходимостью борьбы за свободу крестьян, оправдал право народа на свержение всего самодержавно-крепостнического строя.
Не только художественная литература, но и театр стремился к сближению с жизнью. До 60-х годов зритель видел на сцене драматические произведения Сумарокова, не отражающие полностью социальных конфликтов действительности, или иностранные пьесы, которые не имели никакой связи с русской жиэнью и часто преследовали лишь развлекательные цели. Как тот, так и другой тип пьес не мог уже удовлетворить растущих запросов зрителя. Создание национального репертуара являлось большой общественной задачей, а разрешение ее на этом этапе развития русской литературы мыслилось так: рекомендовалось брать иностранные пьесы и переделывать их, «склонять» на русские нравы, наполнять по возможности содержанием, взятым из русской жизни. Такую точку зрения защищал демократически настроенный драматург В. И. Лукин (1737—1794). Однако, в это же время начинают звучать со сцены и вполне оригинальные русские пьесы. Настроения крепостного народа в какой-то степени отразились в комической опере М. И. Попова «Анюта».
Наиболее яркой в идейном отношении является песня крестьянина Мирона:
Боярская забота:
Пить, есть, гулять и спать;
И вся их в том работа,
Штоб деньги собирать.
Мужик сушис, крушиса,
Потей и роботай;
И после хош взбесиса,
А денешки давай.
Для театра предназначалась и комическая опера И. А. Крылова «Кофейница», верно воспроизводившая картины крестьянской жизни. Автор хотел напомнить зрителям, что личная судьба крепостных полностью зависела не только от произвола помещиков, но и от их приказчиков.
Рост антикрепостнических настроений в писательской среде имел благотворное влияние на жизнь театра этой эпохи. Театральная сцена становилась трибуной, с которой звучало горячее слово, обличающее социальные пороки. В это время Фонвизин создал свою знаменитую комедию «Недоросль», и ее постановка стала большим событием в истории русского театрального искусства.
Яркой чертой произведений передовых писателей, современников Фонвизина, являлась резко выраженная сатирическая направленность их творчества. Учитель, рассказывая ученикам о русской сатире, должен стремиться к тому, чтобы они поняли, как глубоки корни литературной сатиры, каковы ее основные эстетические принципы, каковы условия ее развития. Во время урока не обязательным является использование всех иллюстраций, которые даем мы, можно привлечь и другие примеры, убедительно подтверждающие выдвинутые положения.
Термин «сатира» — латинского происхождения, он означает один из видов лирики, в котором осмеивается то или иное общественное явление, но очень часто сатирой называются произведения любых жанров, если в них изображаются в смешном виде события и люди. Сатира может иметь прогрессивный и реакционный характер. Она может осмеивать отживающее, социально вредное, но может быть использована и как средство борьбы с новым, передовым. Оттенки сатирического смеха очень многообразны: смех может быть мягким, дружелюбным и тогда именуют его юмором; смех может быть суровым, беспощадным, ядовитым, и тогда он получает название сарказма. Характер смеха зависит от того, какое явление жизни — важное или незначительное — карается писателем, а также и от того, как писатель относится к изображаемым событиям — высмеивает ли он с целью частичного их улучшения или, ядовито издеваясь над объектами сатиры, не мирится с их существованием, полностью их отрицает. Общественная ценность сатиры в том и заключается, что она отрицает то, что враждебно прогрессу, и в этом отрицании уже утверждается новое, противоположное осмеиваемому.
Сатира берет свое начало в устном народном творчестве, которому, как установлено советской наукой, издавна были свойственны элементы сатиры, резко проявившиеся в XVII веке — в эпоху больших социальных потрясений и острых классовых противоречий. До нашего времени дошли сатирические пословицы и поговорки в записях XII и начала VIII вв., и мы видим, что в народной сатире смех направляется на богача, судью, попа, купца, барина, т. е. на тех людей, которые в жизни выступают как враги трудящихся масс. «Богата хоть дурака, всяк почитает» — говорит пословица; остроумно характеризуется в народном афоризме взяточник судья: «Брюхо, что неправедной судья и молча просит». Звучит насмешка над попом: «Поп любит блин, а ел бы один», а порой она переходит в гневное осуждение: «Попам да клопам жить добро». Смеется народ над купцом: «Рассыпал гость товар, да запел как комар». Правдиво передают пословицы социальные противоречия жизни и остроту общественных отношений: «У богатого все в масле, а у голодного в кашу нет». «Раб госпоже, что мед на ноже».
Сам народ в пословицах дал очень меткую и верную оценку остроты и силы слова: «...Не все плечьми, иное и речьмш», «Слово не стрела, а пуще стрелы», «Холопье слово, что рогатина».
В сказках, песнях, драматических сценках, записанных уже в более позднее время собирателями и любителями устного народного творчества, по-прежнему сатирически рисуются те же персонажи. Так, в одном из драматических народных произведений барин изображается с «большим брюхом», эта портретная деталь подчеркивает привычку героя к праздной жизни. В развитии действия этого игрища есть такой момент, когда скоморохи — актеры народного театра — гоняют барина из стороны в сторону и кричат: «Добрые люди, посмотрите, как холопы из господ жир вытряхивают». В народной песне петровского времени сатира направлялась и на князя: о князе Меньшикове поется: «Заедает вор-собака наше жалованье». Иногда сатирически изображался и сам царь.
Сила народной сатиры заключается в правдивом изображении не случайных, мелких, ничтожных явлений жизни, а в верном воспроизведении типического. С едкой насмешкой в сатирических произведениях перечисляются не личные, а общественные пороки людей: жестокость, произвол, тунеядство, взяточничество и т. д. В народном творчестве определилось общественное значение смеха, установились критерии отбора слов для сатирической раскраски образа: широко использовалась социальная терминология, обозначающая принадлежность людей к верхушке общества, например: «князь», «барин» или указывающая тот круг лиц, которые являлись проводниками политики верхов, например, «поп», «судья» и т. п. Дли сатирической характеристики осмеиваемых подбирались грубые слова, например, богач — «дурак» (скаэка — «Сердитая барыня»), капрал — «чорт», «подлец» (драматическая сценка «Петрушка, он же Ванька Рататуй»), необходимыми оказывались слова, обозначающие преступления, так князь Меньшиков «вор», дьякон — вор; (сказка «Поп и дьякон»). Сатирические образы людей сближались с животными, насекомыми, переосмысленные названия которых часто имели оттенок брани — например, князь — собака. С помощью этих языковых средств характеризовалась социальная сущность определенных общественных кругов, живущих за счет других: так, купец сопоставлялся с комаром, поп — с клопом.
Народная сатира имела очень большое значение для развития литературы. Народ своими произведениями воспитывал в писателях уменье видеть мир, внушал им критерии оценки общественных явлений, требуя правдивого и сурового их осуждения, учил осмеивать не случайное, а типическое, разумно использовать для этого многообразие смеха, знакомил с принципами создания образа и отбора слов из национального языка, передавал искусство сообщать слову стилистическую многогранность.
Прогрессивные русские писатели творчески восприняли художественный опыт народа и одновременно с этим чутко прислушивались к тому, что создавалось им в каждую новую эпоху.
Сатирические штрихи встречались в литературе XVI в. (напр., Письма Грозного к Курбскому) и даже более раннего времени; в эпоху XVII века значительно увеличились ряды писателей-сатириков, возросло количество сатирических произведений. Источник, питавший их, был тот же, который определял обличительную направленность устного народного творчества. Этим источником была русская действительность той поры, когда демократическая часть общества начала активно выступать в классовой борьбе.
Русская сатира не гасла и в новых исторических условиях, в XVIII веке. Петровские реформы порождали острые социальные конфликты. Частые смены царствующих лиц после смерти Петра I, появление оппозиционных настроений в кругах передового дворянства, народные движения — все эти события, вызванные определенными причинами, говорят нам о том, что в общественной жизни этого столетия многое было достойно порицания. Русский сатирик XVIII века, верный традициям народной сатиры, обличал социальные пороки верхов, зло смеялся над невежеством духовенства, дворян, над произволом, царящим в помещичьей усадьбе, над чиновниками, которые продавали правосудие, над придворными Екатерины II, которые, обкрадывая государственную казну, утопали в роскоши, над самой императрицей, которая старалась не вамечать увеличивающихся беззаконий и государственных преступлений. Об этом говорили в своих произведениях прогрессивные писатели XVIII века: Кантемир, Фонвизин, Новиков, Крылов, Радищев.
Сатирически были освещены многие пороки русской жизни XVIII века, но, как отмечал Добролюбов, «...никогда почти не добирались сатирики до главного, существенного зла, не разражались грозным обличением против того, от чего происходят и развиваются общие народные недостатки и бедствия», хотя «Гораздо далее всех обличителей того времени ушел г. И. Т., которого «Отрывок из Путешествия» напечатан в «Живописце» (стр. 179—193). В его описаниях слышится уже ясная мысль о том, что вообще крепостное право служит источником зол в народе». Несмотря на свою ограниченность, сатира этого столетия имела огромное значение для развития литературы, которая все глубже и глубже проникала в закономерности изображаемой ею жизни, постепенно приближаясь к реализму; в творчестве одного из основоположников русского классицизма, сатирика Кантемира, уже были заметны тенденции реалистического изображения мира; в комедиях Фонвизина, в сатирической журналистике они получили еще более определенное выражение. В самом конце 60-х и в начале 70-х гг. большой общественный вес имели сатирические журналы Новикова, а в конце 80-х годов журнал Крылова «Почта духов». Кантемир, Новиков, Крылов закладывают основы теории сатиры, впервые в ее истории выдвигая положения о связи творчества писателей с жизнью, о правдивом ее изображении, о гражданском долге сатирика.
Русская сатирическая литература 60—80-х гг. XVIII в. поражает богатством жанров: в печати появлялись статьи, очерки, письма, басни, послания; даже хвалебная ода под пером Державина приобретала сатирические краски. Значительно пополнилась галерея сатирических образов: читатель встретил на страницах сатирических произведений крепостника-помещика, галломана, щеголей и щеголих.
Общее направление в развитии литературы 60—80 гг. XVIII в. приводило к сближению литературного языка с разговорной речью, к отрицанию законов, установленных классицизмом, требующих строгого отбора определенного лексического материала для каждого жанра. В текст художественных произведений смело вводились элементы устного народного творчества, живая разговорная речь, обильно расцвеченная диалектизмами. Так, например, в «Отписках крестьянских», опубликованных в «Живописце», староста писал барину: «С Филаткою, государь, как позволишь? денег не плотит, говорит, что взять негде: он сам все лето прохворал, а сын большой помер, остались маленькие робятишки, и он нынешним летом хлеба не сеял, некому было землю пахать, во всем дворе одна была сноха, а старуха его и с печи не сходит». От этих слов веет суровой правдой. «Отписки» поражают простотой повествования, сказавшейся и в синтаксисе (простые и сочиненные предложения, частые повторения зачинательного союза «а» и т. д.), и в разговорной лексике («робятишки», «помер», «прохворал» и др.).
Сатирики XVIII века, используя художественный опыт народа и писателей предшествующего века, при создании литературных образов охотно отбирали из национального языка бранную лексику, социально-политическую терминологию, переосмысленные названия животных. Этот лексический материал значительно увеличивал сатирическое звучание образа.
В творчестве прогрессивных писателей 60—80 гг. оформлялись основные черты русской национальной литературы: стремление к верному изображению жизни, внимание к судьбам парада, гражданский пафос, острота социальной сатиры, связь с народным творчеством и живым разговорным языком. Поэтические законы классицизма теряли свое значение, и литература стремилась вступить на путь реализма, именно — критического реализма.
Однако, сложная, полная социальными противоречиями общественная жизнь России этого времени вызывала развитие и другой, реакционной линии в русской литературе. Растущее недовольство крестьянских масс, расцвет сатирической журналистики, подвергавшей обличению отдельные проявления самодержавно-крепостнического режима, развитие публицистической демократической мысли, вызревание антикрепостнических идей в русской драматургии — все это заставило Екатерину II активно защищать свою политику не только силой военного оружия и государственных законов, но и художественным словом, которое она направляла против передовых писателей — Новикова, Фонвизина. По ее указаниям прекращалось издание сатирических журналов. Сама Екатерина II писала журнальные статьи, фельетоны, сказки, драматические произведения. В крайне тенденциозных комедиях «О время!», «Именины госпожи Ворчалкиной», «Передняя знатного боярина» она изображала всех недовольных существующим режимом в образах брюзжащих женщин, праздношатающихся людей и тунеядцев. Содержание екатерининских комедий должно было убедить общество в том, что вся государственная машина работает в полной исправности, что нет серьезных причин для недовольства.
Творчество Екатерины II выражало официальное, правительственное направление в литературе, защищающее самодержавно-крепостнический режим. В этом лагере писателей Екатерина II не была одинокой. Народное восстание, потрясшее всю Россию, еще более усилило охранительную литературу. Многие представители дворян, отрицательно настроенные к режиму Екатерины II, после крестьянской войны изменили свое отношение к нему. К числу таких людей принадлежал, например, В. И. Майков (1728—1778), поэт и драматург XVIII в. После казни Пугачева он написал пастушескую драму с музыкой «Деревенский праздник или увенчанная добродетель». Эта идиллия служила реакционным политическим целям: послепугачевская русская деревня представлена так, что у зрителей-читателей должно было создаться впечатление о полном благополучии в жизни крестьян. По воле автора, они поют:
Мы живем в счастливой доле,
Работая всякий час.
Жизнь свою проводим в поле
И проводим веселясь.
Такое изображение жизни крепостных не соответствовало подлинной действительности и противоречило складывающимся традициям прогрессивной литературы.
Екатерина II окружила себя поэтами, которые льстиво хвалили ее, как «мудрую законодательницу», как «мать отечества». Художественное мастерство придворных поэтов Екатерины II было очень невысоким. И если идейно-эстетическое наследство передовой литературы этих десятилетий с благодарностью принято лучшими русскими писателями последующих эпох, то «творчество» Екатерины II и окружающих ее писателей, никак не связанное с жизнью народа, заслуженно забыто.
Примерно так можно провести вступительную лекцию перед изучением творчества Фонвизина. Затронув в ней большой круг вопросов, мы лишь напомнили учителю о главных событиях общественно-политической и литературной жизни 60—80-х гг. XVIII столетия. Мы не обязываем учителя на уроке называть все даты, имена и факты, приведенные нами. За словесником, конечно, остается право привлечь для своей лекции и другие сведения из истории этой эпохи, но их следует отбирать, не забывая о цели урока.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +