Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >>

Численность и структура советской семьи


А. Г. Харчев, "Брак и семья в СССР"
Изд-во "Мысль", г. Москва, 1979 г.
OCR Detskiysad.Ru
Публикуется с некоторыми сокращениями

Вернуться в оглавление книги...

Превращение брака в основанный на личном выборе добровольный союз мужчины н женщины, в котором нравственные отношения первенствуют пад другими, вызвало изменение всех сторон жизни семьи. Преодоление классового и национального антагонизма, противоположности между городом и деревней, умственным и физическим трудом обусловливает в свою очередь общую для всех районов и социальных групп страны направленность данных изменении. Это относится прежде всего к численности семьи.
В 1939 г. средний размер семьи в СССР (по количеству совместно проживающих ее членов) равнялся 4,1 человека, в том числе в городе - 3,6, в деревне - 4,3 человека. По переписи 1970 г., средний размер семьи сократился до 3,7 человека, причем в городе он составлял 3,5, в деревне - 4,0 человека (1). Следовательно, разница между численностью городской и сельской семьи только за последние 30 лет уменьшилась с 0,7 до 0,5 человека.
Это уменьшение идет в основном за счет сельской семьи. Численность же рабочей семьи сохраняет относительную стабильность в пределах не только последнего двадцатилетия, но и в течение гораздо более длительного времени. В 1897 г. она равнялась 4,4, а к 1923 г. стабилизировалась на современном уровне (3,5) (2).
Следовательно, семьи, включающие в себя одну брачную пару, составляют 79,6, а две и более брачных пар - 3,7% всех семей. 16,7% всех семей являются неполными. Среди них наиболее типична семья, состоящая из матери и детей.
На средний размер семьи влияют прежде всего наличие или отсутствие в семье старших родственников, что определяется двумя обстоятельствами: продолжительностью жизни последних и характером отношений между старшим и младшим поколениями в каждой родственной группе и в обществе в целом. Так как в 1926-1927 гг. продолжительность жизни в нашей стране составляла всего 44 года (4), тогда было гораздо меньше, чем теперь, супружеских пар, у которых были живы родители мужа или жены.
------------------------------------
4. См. Народное хозяйство СССР в 1974 г., с. 172.
------------------------------------
Поэтому, например, снижение среди городского населения РСФСР в период 1926-1970 гг. доли полных семей, хотя бы включающих в себя одного из родителей супругов или других родственников, с 17 3 до 14,9% (5) далеко не адекватно отражает истинные масштабы процесса нуклеаризации семьи. Снижение смертности при прочих равных условиях повышает долю сложных семей и уменьшает долю неполных семей (вдовых).
Процесс разъединения поколений родственников по разным семьям происходит во всех странах мира по мере их индустриализации и урбанизации. При этом в буржуазном обществе он стимулируется ослаблением «традиционных родственных связей» между поколениями. «Комплекс ценностей,- пишет А. Грин,- так переменился, что молодью люди не чувствуют больше никаких обязанностей по отношению к стареющим родителям. Правительственные органы расширяют программы их обеспечения, учитывая всевозрастающее число людей, не склонных принимать на себя такую ответственность. В то же время с каждым годом растет число людей, нуждающихся в домах для престарелых» (6).
Подобные коллизии усугубляются тем, что, как отмечает английский геронтолог С. С. Харрис, «роль пожилого человека в семье снова становится для него центральной из-за утраты им экономической позиции в обществе и (или) потому, что ему не хватает материальных ресурсов, необходимых для его участия в более широкой общественной деятельности. В самой семье пожилой человек также уже не играет активной роли и становится потребителем как различного рода услуг, так и материальных ресурсов, в то время как раньше он являлся одним из «поставщиков», а не получателем. В том случае, когда социальные изменения делают его запас социальных знаний неподходящим для настоящих условий, он теряет свой авторитет, который эти знания некогда ему создавали, так же как и авторитет, который вытекал из его роли поставщика, а не получателя. Отсюда следует, что большая зависимость
-----------------------------
5. См. Васильева Э. К. Семья и ее функции, с. 44.
6. Green A. W. Sociology, p. 280-281.
-----------------------------
от семьи, характерная для пожилого возраста, пе является благоприятной. Пожилой человек сталкивается внутри семьи с теми же проблемами, с которыми он не справлялся в более широком окружении» (7).
Таким образом, исследования последнего двадцатилетия фиксируют относительно стабильную в со временных капиталистических странах тенденцию к взаимоотчуждению взрослых детей и их родителей, источником которой является надеине экономической ценности старшего поколения для семьи и для общества, моральная деградация последнего, делающая невозможной сохранение нравственных связей между поколениями в условиях ослабления их экономической взаимозаинтересованности. В результате процесс территориального разделения родительской и сыновней (дочерней) семей приобретает все большие масштабы, увеличивая количество живущих в почти полной социальной изоляции стариков (8).
В СССР в семьях, включающих в себя одну супружескую пару, только в 20,1% присутствуют прочие родственники и даже в семьях, состоящих из матери или отца с детьми,- только в 21,8%. Семьи,
----------------------------------
7. См. 9-й Международный конгресс геронтологов 2-7 июля 1972 г., Т. 2. Киев, с. 259.
8. По всей вероятности, инициатива в этом исходит преимущественно от младшего поколения. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие данные А. Жирара (Национальный институт демографических исследований, Франция): опрос представителей старшего поколения выявил, что значительная часть их выразила желание жить со своими взрослыми детьми (23% тех, кто еще работает, и 33% неработающих и пенсионеров), а многие отказались отвечать на этот вопрос (соответственно 27 и 21%), что вызвано, очевидно, скрытой обидой на детей, не разделяющих такого желания. Определенно заявили о намерении жить отдельно от взрослых детей лишь 50% работающих родителей и 40% неработающих и пенсионеров. Правда, в Австрии, по данным проф. Л. Розенмайера (Исследовательский центр социальной науки при Венском университете), только 24% представителей старшего поколения желали жить вместе с семьями детей, что примерно соответствует реальному соотношению между семьями, включающими в себя представителей старшего поколения, и семьями, состоящими только из супругов и их детей. Но по тем же данным, более чем 33% стариков, живущих вместе со своими взрослыми детьми, «желали бы расторгнуть это тесное каждодневное сотрудничество».
---------------------------------
где супруги проживают с обоими родителями одного из них, составляют лишь 3,7 % всех семей. Их поля выше в Средней Азии (Узбекская ССР - 74%), в Армении (8,3%). Но и в этих республиках преобладает нуклеарная семья, и больший средний размер семейной группы обусловлен преимущественно тем, что в каждом из типов семьи там просто больше детей. В большинстве случаев проживание в семье представителей старшего поколения обусловлено со стороны супругов заинтересованностью в помощи по ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми, со стороны старшего поколения - боязнью одинокой старости и желанием помочь в воспитании внуков.
За период между переписями 1959 и 1970 гг. число одиноких людей в возрасте 40-49 лет значительно сократилось, однако в возрасте 50 лет и старше оно выросло на 3,5 млн. человек, или более чем в 2 раза (9).
В большинстве случаев с супругами живет мать одного из них, так как средняя продолжительность жизни женщин в СССР на 7 лет выше, чем мужчин, и одиноких тещ и свекровей значительно больше, чем тестей и свекров. Кроме того, в утилитарно-бытовом отношении именно бабушки для семьи гораздо ценнее дедушек.
Совместное проживание родителей и их детей, состоящих в браке, обычно не является морально-психологической необходимостью (по крайней мере для детей). Более того, при отсутствии утилитарно-бытовой заинтересованности старшее и особенно младшее поколения стремятся жить отдельно друг от друга. Это происходит не только тогда, когда взрослые дети уезжают далеко от родительского дома, и не потому, что в малой, живущей на заработную плату семье старики становятся экономической «обузой». Часто родители и их взрослые дети живут в одном городе и даже районе, по в разных квартирах. Еще чаще старики получают достаточную пенсию или дети посылают им ежемесячно такую же
------------------------------
9. См. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г. М., 1962, табл. 6; Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г., т. VII, табл. 34.
------------------------------
(или даже большую) сумму денег, какую они затрачивали бы на их содержание в своей семье, но и те и другие не считают целесообразным съехаться под одну крышу.
Чем же вызвано это стремление к отделению?
Перед тем как ответить на данный вопрос, нам хотелось бы привести мнение о нем одной умудренной жизнью старушки, записанное Татьяной Тэсс. «Меня, между прочим, многие спрашивают, почему я с детьми не живу. А я считаю так: если есть возможность, лучше жить самостоятельно. Посудите сами. У дочки, к примеру, муж человек хороший, но вспыльчивый. Порох! Пока я в гостях, это одно дело. А если жить у них? Первая же ссора, и готово: «Мама, видите, какой у него характер?» Они через час помирятся, а у тебя на душе камень, и зять косится. Или, допустим, я у сына. Он с работы приходит поздно, невестка уже спит. Я его дожидаюсь, чай вскипячу: сядем с ним, он мне все расскажет - и про работу, и про домашние дела. Он, еще когда мальчиком был, всем со мной делился. Утром невестка спрашивает: «Что это ты стал такой разговорчивый? Со мной все молчишь, а с матерью рта не закрываешь. Откуда только слова берутся? Вот вам и все! Сами понимаете, что было бы, если бы я у них жила. А так - погостила, внуков обшила, невестке платок связала... И все рады!» (10)
Социологические исследования обнаружили не только существование возможности психологической напряженности в отношениях между супругами и их родителями, но и определенное различие в их установках, касающихся семейной жизни. По данным опроса молодоженов, проведенного в середине 70-х годов в Эстонии, только 12% респондентов намерены полностью следовать в своих взаимоотношениях примеру родителей, примерно 60% намерены делать это лишь частично, а остальные хотели бы жить совсем иначе, чем родители (11).
Как отцы, так и дети обычно отдают себе отчет в том, что совместная жизнь требует приспособле-
---------------------------------
10. «Известия», 2 июня 1961 г.
11. Tavit A., Tiit E. Vanemate perekonnaelu laste abieluja perekonnaideaali kujundajana. - «Perekonna probleemid», 111. Tartu, 1978.
---------------------------------
ния старшего поколения к новым и необычным для него обстоятельствам: самостоятельности детей, их жажде независимости, а подчас даже и главенства с их стороны, а главное, к тому факту, что у сына появился человек, с которым он находится в более близких и интимных отношениях, чем с родителями. В результате то, что со стороны старших кажется естественным и необходимым (например, опекать сына или дочь в их действиях, давать им разного рода советы), со стороны младших, особенно зятя или невестки, рассматривается как назойливое и нежелательное вмешательство в их внутренние дела.
Даже при самых хороших взаимоотношениях родителей и их взрослых детей и самом большом взаимном уважении друг к другу совместная жизнь в силу указанных обстоятельств чревата возможностью взаимных трений, обид и даже ссор. Здесь действует своего рода психологическая закономерность, состоящая в том, что два интимных отношения, из которых одно не является следствием и дополнением другого (как, например, супружеская любовь и любовь к детям), не могут быть полностью согласованы между собой в пределах одной интимной группы. Если же родители или один из них живут с состоящими в браке детьми в силу утилитарно-бытовой необходимости, согласование этих отношений имеет в какой-то мере принудительный характер: старшие вынуждены все время сдерживать себя, чтобы не создать впечатления вмешательства в супружеские дела, а младшие делают это, чтобы не ранить самолюбие родного, нужного им человека.
Таким образом, в СССР стремление поколений к территориально-бытовому отделению друг от друга обусловлено прежде всего духовным обогащением личностей, связанных брачными, семейными узами, и выдвижением этого духовного элемента на первый план семейной жизни. Когда этот элемент был всецело подчинен экономической необходимости, «соперничество» интимных, морально-психологических связей внутри семьи, во-первых, не имело существенного значения в ее жизни, во-вторых, не могло привести к «размежеванию» этих связей. Когда же семья перестала быть собственнической ячейкой и превратилась преимущественно в морально-психологический союз, указанная выше закономерность получила полную свободу для своего проявления и действия. Безусловно, в советском обществе нет антагонизма между «отцами» и «детьми», однако каждое поколение, поскольку оно несет на себе печать духовной жизни своего времени, все же отличается в какой-то мере от предшествующего. Эти различия обусловлены в первую очередь стремительным культурным ростом народа в условиях социализма. Чем быстрее этот рост, тем реальнее возможность отставания от него отдельных лиц. В районах, где наиболее живучи патриархально-религиозные традиции, носителями которых являются, как правило, представители старшего поколения, на этой почве до сих пор возникают иногда даже трагические коллизии, приводящие к полному разрыву семейного единства.
Повышение образовательного уровня населения (а оно осуществлялось непрерывно на протяжении всей истории советского общества) происходило в первую очередь за счет обучения молодежи. Только за время с 1959 по 1976 г. на каждую 1000 населения в возрасте 10 лет и старше количество людей с высшим и средним (полным и неполным) образованием увеличилось: в городских поселениях -с 469 до 711, в сельской местности - с 256 до 354 (12). Следовательно, в этот период для многих миллионов советских семей было характерно различие в образовательном уровне младшего и старшего поколений. Кроме того, с течением времени в условиях господства единого коммунистического мировоззрения происходило и происходит изменение индивидуальных вкусов, моды и т. д., что может приводить к возникновению некоторой «эстетической дистанции» между поколениями.
Отношения «отцов» и «детей» в СССР характеризует прежде всего преемственность революционных традиций, общность целей и жизненных идеалов. Но при этом отцы могут, например, предпочи-
-------------------------------
12. См. Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. М., 1977, с. 14.
-------------------------------
тать танцевать танго, а дети - шейк, отцам может больше нравиться один стиль мебели, детям - другой и т. д. Наконец, следует учитывать различия, порождаемые тем, что среди людей, принадлежащих к разным поколениям, ветераны обычно имеют больший опыт и жизненную закалку, чем те, кто следует за ними. Хотя значение этого фактора не следует преувеличивать, он также в отдельных случаях может вызвать различие мнений, оценок, суждений в отношениях менаду «отцами» и «детьми».
Следовательно, поскольку социализм обеспечивает политическое и моральное единство общества, он ликвидирует былое противоречие между поколениями; остаются лишь различия в образовании, вкусах, опыте и т. д. Поскольку же он увеличивает значение морально-психологического элемента в брачно-семейных отношениях, семейная жизнь становится более «чувствительной» к воздействию с этой стороны. Чтобы решить поставленный вопрос более конкретно, обратимся к данным, о характере взаимоотношений между родителями и их взрослыми детьми в случаях как совместного, так и раздельного их проживания.
В современных буржуазных странах стариковское чувство собственной «ненужности», бесполезности для сыновней или дочерней семьи и соответственно обоюдная неприязнь и враждебность поколений наиболее ярко проявляются в отношениях между родителями и их так называемыми детьми по закону, т. е. мужем дочери или женой сына. В статье с выразительным названием «Осложнения неизбежны» американские социологи С. и Э. Дюваль пишут: «Лишь один из четырех состоящих в браке людей не имеет неприятностей из-за своих «родственников по закону»... В семьях с наиболее тесными семейными связями (у евреев, например, или в некоторых семьях со старым укладом) эта проблема особенно обостряется, когда имеют место «смешанные браки»» (13). Э. Богардус приводит наиболее часто встречающиеся ответы на вопрос: «Что мешает успешной семейной жизни?», в числе которых
-----------------------------------
13. Problems of Family life and How to Meet Them, p. 129.
-----------------------------------
на втором месте «тещи», на четвертом - «семья мужа» (14).
Сравним эти данные с теми, которые получены нами при опросе рабочих Кировского завода и фабрики имени Желябова в Ленинграде, проживающих с родителями мужа или жены. Лишь 26% опрошенных заявили, что они находятся в плохих отношениях со своими «родственниками по закону». Остальные 74%, т. е. трое из четверых, не имеют от них никаких неприятностей. Пропорция, таким образом, получается обратная американской. Причем плохие отношения наиболее характерны для тех семей, в которых старшее поколение представлено также супружеской парой. Там же, где с семьей живет лишь мать жены или мать мужа, ссоры гораздо более редки (примерно в 15 случаях из 100).
Изучение в 1977 г. 176 молодых семей в г. Москве показало наличие определенных напряжений в отношениях между супругами и их родителями также примерно у 25% опрошенных семей (чаще между одним из супругов и родителями другого). Частые конфликты между супругами из-за отношений с родителями бывают в 18% семей. 11,3% опрошенных отметили, что все осложнения в семье происходят из-за вмешательства родителей (15).
Согласно результатам этого же исследования, доля мужчин и женщин, удовлетворенных браком, выше, если молодая супружеская пара проживает с родителями жены. Конфликты менаду молодыми супругами и их родителями более часты в тех случаях, когда они живут вместе с родителями мужа.
По мере того как повышается уровень благосостояния и культуры людей и увеличиваются возможности выбора или способа организации своей жизнедеятельности и своих взаимоотношений, вероятность конфликтов между супругами и их родителями неуклонно уменьшается.
Опрос, проведенный сектором социальных проблем семьи и быта ПСИ АН СССР в 1973 г. (выборка - 500 нуклеарных семей, Москва), показал, что,
--------------------------
14. Bogardus E. Sociology, p. 89. 15. См. Родзинская И. Ю. Влияние старшего поколения на стабильность молодой семьи. - Взаимоотношение поколений в семье. М., 1977, с. 89.
--------------------------
если родители супругов проживают на расстоянии, не превышающем 30 минут езды, постоянные и регулярные контакты с ними поддерживают свыше 60% семей. Когда же на дорогу к дому родителей уходит от получаса до часа, доля семей, поддерживающих постоянные контакты, сокращается до 30%. Редко встречаются с родственниками в первом случае 10% семей, во втором -30% (16). О содержании взаимоотношений между супругами и их родителями можно судить по единственному пока в нашей стране исследованию В. С. Шапиро (выборка - 1400 человек пенсионного возраста, г. Москва, 1973-1975 гг.).
Таким образом, можно констатировать, во-первых, обоюдный характер помощи, во-вторых, большую активность в этом плане старшего поколения вплоть до того, что лиц, не оказывающих никакой поддержки другой стороне, среди молодых супругов оказалось примерно в 3 раза больше, чем среди пенсионеров.
Итоги московских исследований в целом подтверждают данные, полученные в 1966-1972 гг. социологами Ленинградского зонального научно-исследовательского проектного института типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий. Согласно этим данным, в 82% семенных групп встречи родственников происходят чаще 1 раза в неделю, причем в каждую пятую
--------------------------------
16. См. Янкова З. А. Взаимоотношения нуклеарной семьи со старшим поколением и родственниками. - Там же, с. 97.
--------------------------------
семью члены старшего поколения приезжают ежедневно. При этом чаще встречаются семьи, живущие относительно недалеко.
Встречи между родственниками происходят по разным мотивам: уход за ребенком (50% всех контактов), совместный отдых (20%), помощь в домашнем хозяйстве (16%). «Поездки родственников по другим причинам (получить совет, сходить по поручению, ухаживать за больными, отвезти ребенка к родителям) распространены гораздо меньше. В подавляющем большинстве случаев для встреч с родственниками едут лица старшего поколения - 2/3 встреч происходят в квартире нуклеарной семьи» (17).
В результате исследования выяснилось также, что в условиях, благоприятных для общения, проживает наименьшая доля семейных групп - примерно 1/3, а почти 2/5 вынуждены тратить на дорогу к своим родителям или детям от 0,5 до 1,5 часа.
Это свидетельствует о том, что закономерное для социализма систематическое улучшение условий жизни семьи должно уже сейчас подкрепляться специальными мерами, которые бы максимально благоприятствовали внутрисемейной и межсемейной взаимопомощи, в частности, учетом желания родственников жить в одном доме или микрорайоне.
Те тенденции, которые присущи взаимоотношениям между супругами и их родителями в современном советском городе, в значительной мере характерны и для деревни.
В. Ю. Крупянская при описании жизни колхозной семьи в селе Вирятино отмечает два типа отношений между родителями и детьми. Один из них имеет своим источником социалистическую экономику деревни и характеризуется тем, что место былой соподчиненности поколений и неприязни (а подчас и вражды) между ними заняли основанные на чувстве родства сотрудничество и добровольное признание младшими авторитета старших. Невестка также «перестала быть чужаком, принимается ро-
--------------------------------
17. Ружже П. Л.. Елисеева П. П., Кадибур Т. С. Опыт исследования семенных групп. - «Социологические исследования», 1976, № 1, с. 115.
--------------------------------
дителями мужа как дочь, и на нее распространяется общая забота семьи» (18).
Ко второму типу принадлежат семьи, в которых попытки к установлению новых порядков наталкиваются на «консерватизм» взглядов и привычек стариков, старающихся распоряжаться заработком младшей четы. В таких семьях продолжают существовать «отдельные пережитки старых большесемейиых традиций». Однако в подобных случаях молодое поколение обычно использует первую представившуюся возможность, чтобы отделиться от старшего (19). Это отделение, а подчас даже лишь перспектива его в значительной мере нейтрализуют возникающие конфликты в крестьянской семье и способствуют установлению отношений, удовлетворяющих обе стороны.
В восточных районах страны, где патриархально-иерархические традиции в семейной жизни были еще более сильными, в настоящее время наблюдается «сочетание целого ряда традиционных, издавна установившихся обрядов и привычек с вторгшимися в семейную жизнь новыми веяниями, вызванными прогрессом в области социальных отношений и ростом культуры» (20). Воспитываемое с детства почитание старших, уважение к ним не только не уменьшилось с уничтожением частной собственности и связанных с ней деспотических порядков в семье, но, наоборот, обогатилось за счет общего роста нравственной культуры населения и лишилось тех элементов страха и лицемерия, которые неизбежно примешивались к этим чувствам прежде.
Территориально-бытовое отделение взрослых детей от родителей также не означает разрыва или даже ослабления родственных связей между ними. Этнографическая экспедиция в Дархан отметила, что там «не знают случаев, чтобы кто-нибудь из взрослых детей бросил на произвол судьбы своих родителей-стариков» (21). По свидетельству М. А. Бикжановой, в случае разделения старшего и младшего
-------------------------------
18. Село Вирятино в прошлом и настоящем, с. 215.
19. См. там же, с. 214.
20. Абрамзон С. М. и др. Быт колхозников киргизских селений Дархан и Чичкан, с. 223.
21. Там же, с. 225.
-------------------------------
поколений «между родственными семьями продолжает существовать тесная связь, все они поддерживают стариков-родителей. Чтобы последние не чувствовали себя одинокими, с ними постоянно живет один из внуков» (22).
Существенно изменилось в крестьянской семье на востоке СССР и отношение к «родственникам по закону». «От прежнего подчиненного положения невестки,- пишет М. А. Бикжанова,- не осталось и следа, особенно в тех случаях, когда она активно трудится в колхозе» (23). Улучшение положения невесток отмечает и дархано-чичканская экспедиция, однако она одновременно констатирует, что «в некоторых семьях келин (24) все еще находится в подчинении у свекрови, не имеет права чем-либо распоряжаться», причем «эти факты не всегда возбуждают общественное внимание; людям, стремящимся возродить старые «порядки», удается избежать сурового осуждения со стороны общественности» (25).
Взаимоотношения поколений в советской семье не могут в принципе зависеть от того, в однородном или смешанном браке состоят взрослые дети, ибо, как уже отмечалось, классовые, национальные, религиозные и прочие социально-групповые предрассудки в СССР в основном преодолены. Но в той мере, в какой они еще сохраняются в отдельных семьях, смешанные браки молодежи могут стать причиной ее разногласий или даже конфликтов со старшими.
Преобладание во взаимоотношениях родителей и нх взрослых детей социалистической тенденции обусловливает то, что процесс «разделения поколений» в СССР существенно отличается от соответствующего процесса в США и других буржуазных странах. Там взрослые дети не чувствуют никаких обязанностей по отношению к стареющим родителям; здесь и мораль, и общественное мнение, и государство требуют уважения к старости, ее моральной, а если это необходимо, и материальной поддержки. Там «духовно-психологическая дистанция»
------------------------------
52. Бикжанова М. А. Семья в колхозах Узбекистана, с. 129.
23. Там же, с. 105.
24. Келин - по-киргизски невестка.
25. Абрамзон С. М. и др. Быт колхозников киргизских селении Дархан и Чичкан, с. 223.
------------------------------
между поколениями зачастую принимает форму идейного антагонизма или презрения к родителям как к «людям низшего класса»; здесь она остается в пределах неантагонистических различий, хотя в целом ее влияние на взаимоотношения «отцов» и «детей» еще значительно. Там разделение поколений ведет к отчуждению, а подчас и полному разрыву между ними; здесь оно, как правило, выступает лишь в качестве условия новой стабилизации: родители и их взрослые дети освобождают друг друга от своего повседневного и непосредственного присутствия, но морально-психологическая близость между ними сохраняется, а подчас и укрепляется.
В буржуазном обществе трудно установить такую близость, ибо там роль морально-психологического фактора во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, подчас сведена до минимума. Цинизм и богатство нравственно-эмоциональной жизни несовместимы. В советском обществе уже один факт отсутствия частной собственности резко увеличивает ценность самой личности человека и межличностных отношений между людьми...
Помимо территориального разделения «отцов» и «детей» на уменьшение численности семьи в какой-то мере влияет и уменьшение рождаемости, которая закономерно ведет к росту бездетных и однодетных семей. Как и нуклеаризация семьи, этот процесс влечет за собой уменьшение роли отношений между поколениями, в частности между дедами (бабушками) и внуками (внучками) в структуре семейных групп.
Снижение рождаемости наблюдается в последние десятилетия во всех индустриальных странах. В Англии смертность уже превысила рождаемость; США занимают одно из первых мест в мире по числу бездетных семей; в Скандинавских странах отмечается снижение числа зарегистрированных браков для возрастной группы 20-24 года вследствие тенденции не регистрировать фактические браки и воздерживаться от деторождения. Для многих стран Европы и Северной Америки характерно повышение (до 28-35 лет) возраста женщин, в котором они рожают первого ребенка. Если возраст вступления в брак в этих странах в основном остается стабильным, то число рождений первого ребенка женщинами в возрасте до 25 лет резко падает (26).
Сопоставляя реальные тенденции к уменьшению количества детей, а следовательно, численности семьи в высокоразвитых капиталистических странах, американский «Статистический бюллетень» пишет: «Очевидно, женщины планируют меньшее число детей, чем они реально хотели бы иметь, если бы позволили обстоятельства» (27). Согласно последним исследованиям (1972 г.), идеальное количество детей в семье составляло в США в среднем 2,9, в то время как еще в 1968 г. оно равнялось 3,4. В Западной Европе этот показатель варьировался от 3,0 (Норвегия) до 2,5 (Бельгия), в Южной Америке - от 3,9 (Венесуэла, Колумбия) до 2,9 (Аргентина, Бразилия), в Азии - без КНР - от 5,0 (Ирак, Индонезия) до 2,8 (Япония), в Африке - от 5,9 (Кения) до 3,2 (Марокко).
В дальнейшем журнал предвидит сохранение существующих ныне показателей в странах Азии, Африки и Латинской Америки и еще большее сокращенно идеальных, а следовательно, и реальных размеров семьи в высокоиндустриальных государствах.
Пытаясь объяснить эту тенденцию, американские социологи Л. и А. Дей выдвинули гипотезу, согласно которой в странах, где осуществляется контроль над рождаемостью, последняя будет самой низкой при двух полярных условиях: когда возможности для удовлетворения индивидом (исключая его семейный статус) своих личных нужд и интересов или очень широки, или очень узки. В первом случае рождаемость будет низкой, так как индивид, имея широкие возможности для интересующей его деятельности вне семьи, не испытывает большой потребности в детях. Во втором случае рождаемость тоже не может быть высокой, так как ограниченность жизненных возможностей порождает страх перед «лишними детьми». Поэтому относительно высокая рождаемость встречается между двумя этими полюсами континуума.
--------------------------------
26. «World Medicine», 1978, vol. II, N 15, p. 36.
27. «Statistical Bulletin», 1978, vol. 59, N 1, p. 10.
--------------------------------
He ставя под сомнение основные положения этой гипотезы, необходимо вместе с тем конкретизировать ее по крайней мере в двух направлениях.
Первое: внесемейные интересы мужчины и женщины неодинаково влияют на уровень рождаемости. При всей своей занятости профессиональной работой мужчины обычно склонны планировать большее количество детей в семье, чем женщины, ибо главная тяжесть ухода за детьми и их воспитания падает на матерей. Поэтому падение рождаемости корродируется с расширением внесемейных интересов именно женщин, поскольку, чем шире возможности женщины вне семьи, тем больше и острее она ощущает противоречия между стремлением реализовать их и теми затратами времени и сил, которых требует материнство.
Второе: узость возможностей в сфере внесемейной деятельности может быть следствием как социально-экономических условий, так и индивидуальных особенностей человека, в частности ограниченности его способностей к такой деятельности. И тогда вступает в действие не только фактор, указанный Л. и А. Дей («страх перед лишними детьми»), но и установка на компенсацию своей пассивности вне семьи активностью в выполнении семейных ролей. Если человек способен установить противоречие между этими факторами, чувствовать себя ответственным за благополучие будущих детей и предвидеть, что, чем больше их у пего будет, тем хуже станет экономическое положение его семьи, то указанная установка может не проявиться в действии. Если же всего этого у него нет, то она неизбежно актуализируется; не случайно люди с признаками умственной отсталости при самых узких возможностях проявления себя вне семьи отличаются, как правило, чрезвычайно высокой рождаемостью.
Планирование семьи в социалистических странах происходит под непосредственным влиянием в основном того же круга факторов, что и в остальном мире: уровня благосостояния населения и профессиональной трудовой деятельности женщин, степени эффективности и доступности средств контроля над рождаемостью, индустриализации и урбанизаций, продолжительности жизни и детской смертности. Поэтому в демографической литературе различаются два типа воспроизводства населения, относительно независимые от социально-экономической системы: традиционный и современный, или рациональный. Причем «переход к современному типу воспроизводства населения в капиталистических условиях совершался или совершается лишь у относительно небольшой части населения земного шара. У большинства же населения мира этот переход начался после того, как прогрессивная роль капитализма была исчерпана, и связан с некапиталистическим развитием» (28).
Рациональный тип воспроизводства характерен и для большинства регионов нашей страны. По расчетам А. Г. Волкова, уменьшение рождаемости в СССР в 60-е годы является на 75% результатом ее сознательного ограничения (29). При этом правомерным и желательным с точки зрения интересов общества будет, по-видимому, переход от естественной, неограпичиваемой многодетности не к ««естественной» однодетности (где-то в пределе)» (30), а к семье с двумя-тремя детьми с обязательным учетом все более явственно заявляющей о себе потребности повышения качества народонаселения, т. е. в первую очередь снижения показателей умственной отсталости и других форм психических аномалий.
Предположение о двух-трехдетной семье как оптимальной модели подтверждается приводимыми В. А. Борисовым данными, согласно которым за период с 1966 по 1969 г. среднее ожидаемое количество детей осталось практически неизменным, в то время как их среднее идеальное число увеличилось с 1,87 до 2,35 (респондентки - жительницы Москвы в возрасте до 39 лет) (31). Это увеличение могло бы быть даже большим, если бы не одна психологическая деталь: одновременно с систематическим улучшением жилищных условий населения возрастает
--------------------------------
28. Вишневский А. Г. Демографическая революция. М., 1976, с. 50.
29. См. Волков А. Г. О некоторых причинах снижения коэффициента рождаемости. - Изучение воспроизводства населения. М., 1968, с. 181.
30. Борисов В. А. Перспективы рождаемости. М., 1976, с. 186.
31. См. там же, с. 208.
---------------------------------
количество людей, которые оценивают свои собственные жилищные условия (а значит, и предпосылки рождения детей) как неудовлетворительные. Только за период с 1966 по 1969 г. оно, по данным В. А. Беловой и Л. Е. Дарского, увеличилось в 2 раза. «По-видимому, в сложившейся ситуации одна и та же семья, которая живет в одних и тех же условиях, еще несколько лет назад считала свои жилищные условия вполне приемлемыми, а сейчас, когда многие из ближайшего окружения улучшили свои жилищные условия, уже находят их неудовлетворительными» (32).
Реальное число детей в советской семье в настоящее время существенно меньше идеальной «модели», о чем свидетельствует прежде всего преобладание, особенно в западных регионах страны и больших городах, однодетных и бездетных семей. Численность, а следовательно, и структура семьи не только зависят от рождаемости, но и оказывают обратное влияние на нее. Известный американский социолог Р. Хплл выделяет, например, шесть изменений указанных параметров, которые ведут к изменениям репродуктивного поведения (33).
1. От закрытой к открытой системе выбора партнера.
В большинстве стран произошел заметный сдвиг, состоящий в переходе от браков, заключаемых по указанию старших (предписанием или запретом), к открытой системе выбора молодыми людьми друг друга в качестве партнера. Некоторые ученые приписывают именно этому повышение возраста вступления в брак и появления первого ребенка.
2. От обмена приданым и выкупом за невесту при вступлении в брак и жесткой системы наследования к более неформальной передаче имущества от поколения к поколению.
С тех пор как приданое, выкуп за невесту и жесткая система наследования уступили место вложе-
-----------------------------------
32. Белова В. А., Дарений Л. Е. Статистика мнений в изучении рождаемости. М., 1972, с. 123.
33. См. Хилл Р. Семейные решения и общественные мероприятия. - Доклад на XII Международном семинаре по исследованию семьи. М., 1972, с. 9-10.
-----------------------------------
ниям в образование для каждого ребенка, чтобы облегчить его последующее включение в профессиональную и классовую структуру, наблюдалось заметное повышение стоимости воспитания детей и их социального устройства. Новобрачных удерживает от раннего и слишком частого обзаведения детьми понижение их жизненного уровня, после того как они оставляют родительский дом.
3. От централизованной расширенной семейной структуры, состоящей из трех поколений и контролируемой старшим поколением, к децентрализованным нуклеарным единицам, в которых брачные узы ставятся выше родовых и которые добровольно связаны с кругом родственников как необязательной и дополнительной системой.
4. От половых отношений, связанных исключительно с производством потомства, к сексу как выражению супружеской любви, скрепляющему супружеские отношения. По мере того как браки, заключаемые на основе любви, вытесняют браки, заключаемые по выбору старших, и по мере того как контрацептивные средства позволяют не связывать половые отношения с рождением детей, супруги получают возможность отграничить секс для воспроизводства от секса как выражения любви и привязанности.
5. От развода, совершаемого по инициативе мужа по причине бездетности жены пли несовместимости с ее родителями, к разводу, вызванному супружеской несовместимостью.
Поскольку даже в буржуазно-демократических государствах законодательства были пересмотрены в том направлении, чтобы дать обоим супругам одинаковое право возбуждать дело о разводе, изменились и основания для развода, которые раньше сводились главным образом к бездетности или неудовлетворенности отношениями между поколениями. Женщины могут теперь решать сами, оставаться или не оставаться в браке с не удовлетворяющим их мужчиной и, в случае сохранения брака, иметь или не иметь от него детей.
6. От семейных форм, институционализирующих сугубо дифференцированное разделение труда между полами, к интеграции супружеских ролей и высокой степени их взаимозаменяемости.
Достоинством предлагаемого Р. Хиллом анализа является то, что структура семьи берется им во взаимосвязи с поведением лиц, ее составляющих, на самом деле, семья как микроструктура испытывает максимальные воздействия социальной макроструктуры не в каждый данный момент, а лишь на решающих стадиях своего становления и развития: выбор будущего супруга, формирование системы ценностей, на основе которой он осуществляется, процедура заключения брака и т. д. Эти факторы по сути дела выступают как главные опосредующие звенья взаимодействия макроструктуры и семьи. Отсюда зависимость внутрисемейных отношений не столько непосредственно от отношений общесоциальных, сколько от определяемых ими, но не тождественных им ценностей, на основе которых создается семья, и способов, которыми она консолидируется. И если, говоря о влиянии на структуру семьи изменений технического, демографического, экологического характера, исследователи имеют основание делать акцент (как и поступает Р. Хилл) на тенденции, относительно независимые от социально-экономического строя, то, решая вопрос о системе ценностей как предпосылке становления и развития данной структуры, нужно исходить уже из качественных различий тех социально-экономических условий, в которых живет семья.
Как уже отмечалось, до победы социализма брач-но-семейные отношения в различных районах и у различных классов России находились на разных этапах развития. Однако подавляющему большинству населения был присущ патриархальный тип организации семьи и семейной власти.
Это означало, что члены семей резко делились на тех, кто осуществлял семейную власть, и тех, кто лишь подчинялся ей. Сама эта власть имела принудительно-экономический характер и сосредоточивалась, как правило, в руках мужчины, владевшего собственностью или являвшегося «главным добытчиком» в семье. Моральный авторитет главы семьи держался в основном на его экономическо-правовом единовластии, ибо право в свою очередь закрепляло эту автократическую структуру семейных отношений.
Члены семьи, зависящие от «хозяина» и подчиненные ему, также находились друг с другом в иерархических отношениях: женщины подчинялись мужчинам, младшие - старшим. Поскольку власть главы семьи была почти безгранична и в экономическом, и в моральном отношениях, а право могло противостоять ей лишь в случае судебного установления факта нарушения закона, она зачастую превращалась в прямой произвол, особенно по отношению к женщинам и детям.
В современном капиталистическом обществе, как утверждает большинство западных социологов, патриархально-автократическая структура семьи сменяется так называемой демократической. В докладе Р. Хилла «Последние данные мировой прикладной социологии семьи» об этом говорилось как о «всеобщей тенденции индустриального общества». Согласно определению Э. Богардуса, «демократическая семья - это такая семья, в которой муж и жена делят власть более или менее поровну в соответствии с предварительным решением о разделении труда. Это такая группа, в которой жизнь основана прежде всего не на страхе и силе власти, а на взаимном уважении и привязанности» (34).
В качестве главных стимулов «демократизации» семейной жизни в буржуазном обществе выдвигаются: развитие промышленности, «общая демократизация» экономической и социальной жизни, рост индивидуализма и эмансипация женщин.
Большой толчок к изменению структуры семьи в капиталистическом мире дала вторая мировая война. В этом отношении представляют интерес данные о западногерманской семье, приводимые X. Шельским. Известно, что брачно-семейные отношения в довоенной Германии отличались большей консервативностью и авторитарностью, чем в других буржуазных странах. Фашизм с его насильственно-тоталитарной системой общественного регулирования всячески поощрял и усиливал эти традиции. Тем не менее, по словам Шельского, более половины всех современных западногерманских се-
--------------------------
34. Bogardas E. Sociology, p. 105.
--------------------------
мей «представляют собой сообщества равных; 11 - 16% семей находятся в переходном состоянии, и только 25% семей можно считать патриархальными» (35).
Несколько иная картина рисуется в сравнительно недавно вышедшей в США монографии «Структура роли и анализ семьи» (36). В ней также констатируется, что в настоящее время в американской семье происходит изменение ролей кормильца и домохозяина; большинство женщин и мужчин считают, что жена должна принимать участие в обеспечении семьи, а муж в домашнем хозяйстве. Однако эмпирические исследования не дают доказательств, что эти «теоретические» ориентации реализуются на практике. Доля супругов, осуществляющих равное разделение ролей, составляет менее 5% всех обследованных семей.
Эти данные в какой-то мере отражают объективное положение в области семейных отношений на Западе, но они не указывают, каким классам буржуазного общества в первую очередь свойственна тенденция к демократизации семьи. Шельский, в частности, ограничивается лишь общим замечанием, что «можно отметить более стойкое приспособление к равноправным отношениям в семьях более квалифицированных профессиональных групп» (37). Далее он отмечает, что «крестьяне и люди земледельческих профессий живут большей частью патриархальной семьей».
Вообще, даже если судить по данным западных социологов, чем сильнее семья связана с частной собственностью и чем большую роль играют в ней имущественные отношения, тем она меньше предрасположена к демократизации. «Несмотря на отмену в 1938 г. статьи закона о полновластии мужа,- отмечает Андре Мишель,- женщина, вышедшая замуж на условии общности имущества супругов, продолжает оставаться неправоспособной... Юридический статут замужней женщины допускает ряд принижающих ее моментов: дело не ограничивается
------------------------------
35. Sociologie comparee de la famille contemporaine. p. 78.
36. Structure of the Roles and Analysis of the Family. N. Y., 1976, p. 78.
37. Там же, с. 79.
------------------------------
тем, что ее лишают права распоряжаться как общим, так и своим собственным имуществом; мужу принадлежит и монопольное право родительской власти, он может принимать решения относительно семьи и детей, а женщина неправомочна им воспротивиться. Юридически в браке она существо бесправное и подчиненное» (38).
Только при социализме создаются все необходимые предпосылки для действительной демократизации, а если сказать точнее - эгалитаризации семейной структуры. К ним относятся: уничтожение частной собственности, благодаря чему семейные отношения перестали быть как бы продолжением собственнических отношений; несравненно более последовательное, чем в условиях буржуазной демократии, проведение в жизнь принципа равноправия женщин с мужчинами; преобладание норм комму-пистпчоской морали, проникнутой идеями коллективизма и гуманизма и требующей не лицемерного «поклонения» женщине, а подлинного уважения к ней как к человеку и равноправному члену общества; господство социалистического права, не только не поддерживающего патриархальность, авторитарность и деспотизм в семье, а активно борющегося с ними.
Однако социальные изменения, их масштабы и формы зависят не только от объективных, но и от субъективных факторов, в данном случае от того, как указанные достижения советского общества отразились в индивидуальном сознании людей, насколько полно и разумно члены семьи используют возможности социализма для совершенствования внутрисемейных отношений. Поэтому в решении вопроса о структуре семьи, как и в решении других социологических проблем, мало установить общий характер тенденции, нужно проанализировать и ее конкретно-групповые проявления.
Различия между авторитарно-иерархической и демократической (эгалитарной) структурами семьи фиксируются двумя видами показателей: распределением ролей в семье и распределением семейной
-----------------------------
38. Michel A. Functions et structure de la famille. Paris, 1960, p. 120.
-----------------------------
власти, отражаемым, с одной стороны, в мнениях на этот счет самих супругов, с другой - в том, насколько каждый из них участвует в принятии и осуществлении наиболее важных для жизнедеятельности семьи решений.
Преимущества равного участия супругов в выполнении их обязанностей по отношению к семье видны с достаточной определенностью. Причем, по-видимому, можно говорить не только о воздействии характера распределения ролей на удовлетворенность браком, но и об обратной связи этих двух факторов. Данное обстоятельство говорит о некорректности попыток исследователей установить прямую зависимость между структурой семьи и заработной платой каждого из супругов. Такая зависимость может иметь место лишь в семьях с низкой нравственной и общей культурой, поскольку с повышением культурного уровня человека усиливается понимание ценности и самого домашнего труда (а следовательно, и экономического вклада женщины в семейное благосостояние, если она даже не работает на производстве), и роли жены в поддержании благоприятной для обоих супругов психологической атмосферы.
Следовательно, данные Н. Г. Юркевича позволяют сделать заключение, что в условиях социализма по мере роста культуры населения все большее влияние на структуру семьи будет оказывать не баланс вкладов мужчины и женщины в общественный бюджет, а экономические и духовные ценности, необходимые для гармонического супружества, для формирования и укрепления чувства удовлетворенности браком.
Проведенные в 60-х и 70-х годах исследования проблемы главенства в семье показали, что, хотя в настоящее время в большинстве семей сохраняется «персональная власть» мужа, она основывается уже не на принуждении, а скорее на моральном авторитете и его необходимости для сплочения и функционирования семейной группы. Такая власть уже не может в принципе перейти в произвол или деспотизм, не имеет традиционно-обязательного характера и предполагает если не выбор, то согласие на нее остальных членов семьи. При этом очень часто за формальным главенством мужа скрывается фактическое равноправие супругов или даже преобладание воли жены в решении основных внутрисемейных вопросов. Нередко это равноправие сочетается со своеобразным распределением «сфер влияния» в тех или иных областях жизнедеятельности семьи. Так, муж часто не вмешивается в повседневные хозяйственные расходы семьи, но зато претендует на решающее слово, когда речь идет, например, о покупке крупных вещей. Иногда имеет место сравнительно устойчивое преобладание одного из супругов в решении таких вопросов, как досуг, летний отдых семьи, контроль за поведением и учебой детей, выбор их будущей специальности и т. д.
Преимущественно моральный характер главенства в семье и факты различия между главенством формальным и фактическим в настоящее время имеют место как в городе, так и в деревне, как в русских, так и в национальных регионах. Так, например, обследование 1001 сельской семьи, осуществленное в Дагестане С. Ш. Гаджиевой, показало, что 823 из них возглавляются мужчинами и 178 - женщинами. В последнем случае большинство семей являются неполными; 13 семей включают обоих супругов, но в них мужья или не работают , сельскохозяйственном производстве и соответственно не пользуются правами члена колхоза, или же болеют в течение продолжительного времени. Далее С. Ш. Гаджиева отмечает, что ее непосредственные наблюдения, дополнительные беседы с членами обследуемых семей, опрос информаторов и т. д. свидетельствуют о том, что «главенство мужа зачастую носит формальный характер, за которым скрывается фактическое равноправие супругов во всех сферах семейной жизни. Мужа называют главой семьи, кроме того, часто по традиции. В действительности же руководящую роль в семье играет женщина» (40).
Вместе с тем в этнографической литературе есть указания и на сохранение более «традиционного» типа мужской власти в семье. Как пишет, например, А. И. Вишняускайте, в большинстве литовских колхозных семей семейная касса находится еще в ведении мужа. «Глава колхозного двора, по правилам, не должен тратить общее имущество на свои личные нужды. Однако на практике это правило редко соблюдается, так как в большинстве случаев отец не обязан давать отчет ни жене, ни детям» (41).
Эти выводы подтверждаются и конкретизируются более поздними (первая половина 70-х годов) исследованиями, проведенными в другом регионе. На основании опроса 1226 рабочих ряда промышленных предприятий и совхозов Киргизии, дополненного хронометражем затрат времени, установлено, что в 17,2% семей русской и в 16,8% семей киргизской национальности мужья самостоятельно производят те виды домашних работ, которые ранее считались традиционно «женскими»: уборка помещения, мытье полов, стирка белья (в основном с помощью стиральной машины), приготовление пищи и т. д. Совместное участие мужчин с их женами в перечисленных видах бытового труда обнаружено в 47,8%
---------------------------------
40. Современная культура и быт народов Дагестана. М., 1971, с. 192.
41. Семья и семейный быт колхозников Прибалтики, с. 49.
----------------------------------
семей русской и в 47,6% семей киргизской национальностей. «В сельской же семье доля участия мужчин обеих национальностей в упомянутых видах бытового труда резко падает, доходя до 1,3% (у русских) и 0,7% (у киргизов) при индивидуальном участии и до 28% (у русских) и 31,1% (у киргизов) в кооперации «муж - жена». Правда, активность мужчин - и киргизов, и русских - заметно повышается при выполнении таких видов домашних работ, как уход за животными, работа в саду, ремонт квартиры, и других, требующих значительных затрат физических сил (42).
Приведенные данные - еще одно доказательство того, что интенсивность процесса эгалитаризацтш структуры советской семьи мало зависит от национальной принадлежности супругов, но существенно различается в зависимости от социального статуса и особенно места проживания. Среди городских промышленных рабочих он идет быстрее и полнее, чем среди рабочих совхозов.
Хотя распределение ролей между мужем и женой в семье не всегда тождественно структуре «семейной власти», эти два показателя в принципе совпадают, особенно если принимать во внимание не только мнение супругов о главенстве в семье, но и степень фактического влияния каждого из супругов. Последнее измеряется в современной социологической литературе через такие индикаторы, как фактическое распоряжение деньгами, организация семейной жизни, принятие решений. По данным Н. Г. Юркевича, от 40 до 60% обследованных им семей характеризуются полным равенством в выполнении той или иной из этих ролей (43).
Вероятно, это заключение имеет под собой почву, ибо как хороший, так и плохой тон супружеских отношений не может не проявляться в разделении ролей и ролевом взаимодействии в семье. В этом плане тезис о взаимном уважении в семье и заботе о воспитании детей как интегрирующей характеристике социалистической семьи можно рассматривать
------------------------------------
42. См. Ячник И. Н. Проблемы организации семейного быта рабочих (на материалах Киргизской ССР). Автореферат канд. дис. Алма-Ата. 1972, с. 18.
43. См. Юркевич Н. Г. Советская семья, с. 189.
------------------------------------
в качестве методологического принципа, из которого следует исходить в понимании и трактовке ее структуры. В самом деле, при всей важности меры участия каждого из супругов в осуществлении прерогатив семейной власти и семейных ролей гораздо важнее установить источник этой меры: является ли она следствием рациональной договоренности между супругами о правах и обязанностях, или же ее создает само супружество как некое новое по отношению к составляющим его людям эмоционально-волевое качество, в котором индивидуальные интересы существуют в «снятом виде» в интересах семьи. В последнем случае семейные роли и прерогативы власти становятся подчиненным отношением: в нем супруги представляют уже не только лично себя, но и друг друга, поэтому для них не имеет значения, кто и насколько распоряжается деньгами или принимает решения. Более того, когда жена, например, планирует расходы или решает вопрос о летнем отдыхе, она думает прежде всего о целесообразности своих решений для семьи, о том, чтобы оли максимально отвечали интересам мужа и детей. Из этого следует, что замерять структуру семьи процентами участия супругов в тех или иных бытовых акциях - значит исходить из модели брачно-семейных отношений, которые еще нельзя назвать социалистическими в полном смысле слова. Такие отношения скорее можно назвать переходным типом: женщина в них уже не угнетена, ее экономические и моральные позиции достаточно прочны, она пользуется равноправием и способна отстаивать свои права, но эти объективные возможности нового социалистического типа супружества еще не реализованы или реализованы лишь частично в браке, в повседневной жизни семьи.
Эти замечания призваны не только уточнить некоторые выводы, которые могут быть сделаны на основании изучения структуры семьи методами простых замеров участия супругов в делах семьи, но и показать, что применение такого подхода к более высокому типу организации семейной жизни может дать неожиданный (и по сути дела неверный) результат: обнаружить в семье регрессивные структурные изменения, «узурпацию власти» одним из супругов и т. д., коль скоро справедливость в семейной жизни будет продолжать ассоциироваться лишь с равным распределением прав и обязанностей.
Структура семьи не только отражает социальную структуру, но и «приспосабливается» к характеру брачно-семейных отношений, к способностям, интересам, качествам каждого из их «компонентов». И чем полнее реализуются в семье создаваемые социализмом объективные возможности, нормы и ценности коммунистической морали, тем большее значение в формировании и развитии семейной структуры приобретает этот личностный фактор. Поскольку же супруги могут в различной степени обладать качествами, необходимыми для эффективного выполнения тех или иных семейных ролей, постольку требование равного их участия и их активности в этом деле может нанести ущерб интересам семьи, а следовательно, и самим супружеским отношениям. Поэтому высшей справедливостью в данном конкретном случае будет не равное распределение ролей и прерогатив семейной власти, а такое их распределение, которое обеспечивает максимально эффективное функционирование семьи как оплота личного счастья людей и коллективной воспитательницы молодого поколения.
Личностный фактор в структуре семьи проявляется также в феномене, который можно назвать «инерцией ухаживания». Суть его состоит в следующем. Поскольку супружеские отношения, как было установлено выше, складываются под влиянием не только условий, в которых начинает свой путь новая семья, но и опыта добрачного ухаживания, атмосфера этого самого романтического периода человеческой жизни сохраняется и в браке. Сколько времени это продолжается, в каких формах проявляется - зависит от множества обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка. Однако сам факт «инерции ухаживания» зафиксирован не только гипотетически, но и эмпирически. Так, в ленинградском и костромском исследованиях (1968-1970) было установлено, что мера помощи мужа жене в ведении домашнего хозяйства находится в прямой зависимости от количества детей в семье и в обратной - от возраста жены, обычно коррелирующегося с продолжительностью брака (коэффициенты соответственно равны -0,46 и 0,06) (44).
В 1971 г. М. А. Абдурахимовым (Дагестан) были опубликованы данные, в какой-то мере подтверждающие этот вывод (45).
Таблица (правда, косвенно) также показывает, что с годами и частота обращения мужа за советом к жене, и ее влияние на сознание и поведение своего супруга убывают. Разумеется, приведенные данные не могут претендовать на всесторонние доказательства существования «инерции ухаживания» и ее влияния на отдельные аспекты структуры семьи. Однако в той мере, в какой они позволяют предположить наличие такого влияния, мы вправе сделать вывод о необходимости учета рассмотренного феномена при решении задачи укрепления брачно-се-
----------------------------------
44. Степень линейной связи определялась с помощью коэффициента корреляции, но так как величина его была достаточно мала, то для большей достоверности подсчитывался критерий согласия X2.
45. См. Абдурахимов М. А. Преодоление пережитков прошлого и становление новой морали в семейном быту в период строительства коммунизма. Автореферат канд. дис. Махачкала, 1971, с. 13.
----------------------------------
мейных отношений. Конкретно речь должна идти о расширении (путем совершенствования системы воспитания молодежи и подготовки ее к браку) круга ценностей, управляющих брачно-семейными отношениями, так как затухание «инерции ухаживания» может рассматриваться как симптом того, что мотивы, обусловившие брачный выбор мужчины, не развивались и не обогащались опытом семейной жизни, что, следовательно, эмоциональные ресурсы брака были бедны для того, чтобы не только компенсировать закономерное привыкание супругов друг к другу, но и придать привычке характер не менее прочной и глубокой, чем первоначальная страсть, привязанности.
Структура семьи, будучи во многом производной от добрачных отношений и таких характеристик брака, как его мотивация, степень адаптированности супругов к новым условиям жизни, в свою очередь оказывает сильное влияние на все грани семейной жизнедеятельности. Сам же термин «жизнедеятельность» отражает как динамические аспекты структуры семьи, так и функционирование ее в качестве малой социальной группы и ячейки общества.
В современной научной литературе проблема функций семьи ставится в плоскости ее связи, с одной стороны, с потребностями общества, с другой - потребностями личности. Отсюда следует вывод, что, во-первых, семья является многофункциональным социальным образованием и количество ее функций не поддается однозначному ограничению (всегда можно найти какое-то неучтенное систематизатором проявление семейной активности, которое можно трактовать как отдельную функцию); во-вторых, все функции семьи можно разделить на две группы: функции личностной и функции общественной ориентации. Это разделение во многом условно, даже по отношению к капитализму и другим антагонистическим формациям, поскольку личность - явление социальное и обладает лишь относительной самостоятельностью. По отношению к социализму эта условность усиливается, так как здесь необходимо учитывать и принципиальное единство личных и общественных интересов. Поэтому при социализме правомернее говорить о функциях, ориентированных непосредственно на удовлетворение общественных- потребностей, и функциях, социальность которых опосредуется индивидуальными интересами членов семьи.
Разумеется, если в этих интересах индивидуальное вытесняется индивидуалистическим, в функционировании семьи возникают конфликты и противоречия.
Не ставя перед собой задачу рассмотреть все направления жизнедеятельности советской семьи, выраженные в ее функциях, так как эта проблема - предмет специального изучения, мы ограничимся анализом лишь тех из них, которые представляют ныне особую актуальность для решения поставленной Коммунистической партией Советского Союза цели дальнейшего подъема материального благосостояния трудящихся и всестороннего развития личности.

Продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +