Превращение брака в основанный на личном выборе добровольный союз мужчины н женщины, в котором нравственные отношения первенствуют пад другими, вызвало изменение всех сторон жизни семьи. Преодоление классового и национального антагонизма, противоположности между городом и деревней, умственным и физическим трудом обусловливает в свою очередь общую для всех районов и социальных групп страны направленность данных изменении. Это относится прежде всего к численности семьи. В 1939 г. средний размер семьи в СССР (по количеству совместно проживающих ее членов) равнялся 4,1 человека, в том числе в городе - 3,6, в деревне - 4,3 человека. По переписи 1970 г., средний размер семьи сократился до 3,7 человека, причем в городе он составлял 3,5, в деревне - 4,0 человека (1). Следовательно, разница между численностью городской и сельской семьи только за последние 30 лет уменьшилась с 0,7 до 0,5 человека.
Это уменьшение идет в основном за счет сельской семьи. Численность же рабочей семьи сохраняет относительную стабильность в пределах не только последнего двадцатилетия, но и в течение гораздо более длительного времени. В 1897 г. она равнялась 4,4, а к 1923 г. стабилизировалась на современном уровне (3,5) (2).
Следовательно, семьи, включающие в себя одну брачную пару, составляют 79,6, а две и более брачных пар - 3,7% всех семей. 16,7% всех семей являются неполными. Среди них наиболее типична семья, состоящая из матери и детей.
На средний размер семьи влияют прежде всего наличие или отсутствие в семье старших родственников, что определяется двумя обстоятельствами: продолжительностью жизни последних и характером отношений между старшим и младшим поколениями в каждой родственной группе и в обществе в целом. Так как в 1926-1927 гг. продолжительность жизни в нашей стране составляла всего 44 года (4), тогда было гораздо меньше, чем теперь, супружеских пар, у которых были живы родители мужа или жены.
------------------------------------
4. См. Народное хозяйство СССР в 1974 г., с. 172.
------------------------------------
Поэтому, например, снижение среди городского населения РСФСР в период 1926-1970 гг. доли полных семей, хотя бы включающих в себя одного из родителей супругов или других родственников, с 17 3 до 14,9% (5) далеко не адекватно отражает истинные масштабы процесса нуклеаризации семьи. Снижение смертности при прочих равных условиях повышает долю сложных семей и уменьшает долю неполных семей (вдовых).
Процесс разъединения поколений родственников по разным семьям происходит во всех странах мира по мере их индустриализации и урбанизации. При этом в буржуазном обществе он стимулируется ослаблением «традиционных родственных связей» между поколениями. «Комплекс ценностей,- пишет А. Грин,- так переменился, что молодью люди не чувствуют больше никаких обязанностей по отношению к стареющим родителям. Правительственные органы расширяют программы их обеспечения, учитывая всевозрастающее число людей, не склонных принимать на себя такую ответственность. В то же время с каждым годом растет число людей, нуждающихся в домах для престарелых» (6).
Подобные коллизии усугубляются тем, что, как отмечает английский геронтолог С. С. Харрис, «роль пожилого человека в семье снова становится для него центральной из-за утраты им экономической позиции в обществе и (или) потому, что ему не хватает материальных ресурсов, необходимых для его участия в более широкой общественной деятельности. В самой семье пожилой человек также уже не играет активной роли и становится потребителем как различного рода услуг, так и материальных ресурсов, в то время как раньше он являлся одним из «поставщиков», а не получателем. В том случае, когда социальные изменения делают его запас социальных знаний неподходящим для настоящих условий, он теряет свой авторитет, который эти знания некогда ему создавали, так же как и авторитет, который вытекал из его роли поставщика, а не получателя. Отсюда следует, что большая зависимость
-----------------------------
5. См. Васильева Э. К. Семья и ее функции, с. 44.
6. Green A. W. Sociology, p. 280-281.
-----------------------------
от семьи, характерная для пожилого возраста, пе является благоприятной. Пожилой человек сталкивается внутри семьи с теми же проблемами, с которыми он не справлялся в более широком окружении» (7).
Таким образом, исследования последнего двадцатилетия фиксируют относительно стабильную в со временных капиталистических странах тенденцию к взаимоотчуждению взрослых детей и их родителей, источником которой является надеине экономической ценности старшего поколения для семьи и для общества, моральная деградация последнего, делающая невозможной сохранение нравственных связей между поколениями в условиях ослабления их экономической взаимозаинтересованности. В результате процесс территориального разделения родительской и сыновней (дочерней) семей приобретает все большие масштабы, увеличивая количество живущих в почти полной социальной изоляции стариков (8).
В СССР в семьях, включающих в себя одну супружескую пару, только в 20,1% присутствуют прочие родственники и даже в семьях, состоящих из матери или отца с детьми,- только в 21,8%. Семьи,
----------------------------------
7. См. 9-й Международный конгресс геронтологов 2-7 июля 1972 г., Т. 2. Киев, с. 259.
8. По всей вероятности, инициатива в этом исходит преимущественно от младшего поколения. Об этом свидетельствуют, в частности, следующие данные А. Жирара (Национальный институт демографических исследований, Франция): опрос представителей старшего поколения выявил, что значительная часть их выразила желание жить со своими взрослыми детьми (23% тех, кто еще работает, и 33% неработающих и пенсионеров), а многие отказались отвечать на этот вопрос (соответственно 27 и 21%), что вызвано, очевидно, скрытой обидой на детей, не разделяющих такого желания. Определенно заявили о намерении жить отдельно от взрослых детей лишь 50% работающих родителей и 40% неработающих и пенсионеров. Правда, в Австрии, по данным проф. Л. Розенмайера (Исследовательский центр социальной науки при Венском университете), только 24% представителей старшего поколения желали жить вместе с семьями детей, что примерно соответствует реальному соотношению между семьями, включающими в себя представителей старшего поколения, и семьями, состоящими только из супругов и их детей. Но по тем же данным, более чем 33% стариков, живущих вместе со своими взрослыми детьми, «желали бы расторгнуть это тесное каждодневное сотрудничество».
---------------------------------
где супруги проживают с обоими родителями одного из них, составляют лишь 3,7 % всех семей. Их поля выше в Средней Азии (Узбекская ССР - 74%), в Армении (8,3%). Но и в этих республиках преобладает нуклеарная семья, и больший средний размер семейной группы обусловлен преимущественно тем, что в каждом из типов семьи там просто больше детей. В большинстве случаев проживание в семье представителей старшего поколения обусловлено со стороны супругов заинтересованностью в помощи по ведению домашнего хозяйства и уходу за детьми, со стороны старшего поколения - боязнью одинокой старости и желанием помочь в воспитании внуков.
За период между переписями 1959 и 1970 гг. число одиноких людей в возрасте 40-49 лет значительно сократилось, однако в возрасте 50 лет и старше оно выросло на 3,5 млн. человек, или более чем в 2 раза (9).
В большинстве случаев с супругами живет мать одного из них, так как средняя продолжительность жизни женщин в СССР на 7 лет выше, чем мужчин, и одиноких тещ и свекровей значительно больше, чем тестей и свекров. Кроме того, в утилитарно-бытовом отношении именно бабушки для семьи гораздо ценнее дедушек.
Совместное проживание родителей и их детей, состоящих в браке, обычно не является морально-психологической необходимостью (по крайней мере для детей). Более того, при отсутствии утилитарно-бытовой заинтересованности старшее и особенно младшее поколения стремятся жить отдельно друг от друга. Это происходит не только тогда, когда взрослые дети уезжают далеко от родительского дома, и не потому, что в малой, живущей на заработную плату семье старики становятся экономической «обузой». Часто родители и их взрослые дети живут в одном городе и даже районе, по в разных квартирах. Еще чаще старики получают достаточную пенсию или дети посылают им ежемесячно такую же
------------------------------
9. См. Итоги Всесоюзной переписи населения 1959 г. М., 1962, табл. 6; Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г., т. VII, табл. 34.
------------------------------
(или даже большую) сумму денег, какую они затрачивали бы на их содержание в своей семье, но и те и другие не считают целесообразным съехаться под одну крышу.
Чем же вызвано это стремление к отделению?
Перед тем как ответить на данный вопрос, нам хотелось бы привести мнение о нем одной умудренной жизнью старушки, записанное Татьяной Тэсс. «Меня, между прочим, многие спрашивают, почему я с детьми не живу. А я считаю так: если есть возможность, лучше жить самостоятельно. Посудите сами. У дочки, к примеру, муж человек хороший, но вспыльчивый. Порох! Пока я в гостях, это одно дело. А если жить у них? Первая же ссора, и готово: «Мама, видите, какой у него характер?» Они через час помирятся, а у тебя на душе камень, и зять косится. Или, допустим, я у сына. Он с работы приходит поздно, невестка уже спит. Я его дожидаюсь, чай вскипячу: сядем с ним, он мне все расскажет - и про работу, и про домашние дела. Он, еще когда мальчиком был, всем со мной делился. Утром невестка спрашивает: «Что это ты стал такой разговорчивый? Со мной все молчишь, а с матерью рта не закрываешь. Откуда только слова берутся? Вот вам и все! Сами понимаете, что было бы, если бы я у них жила. А так - погостила, внуков обшила, невестке платок связала... И все рады!» (10)
Социологические исследования обнаружили не только существование возможности психологической напряженности в отношениях между супругами и их родителями, но и определенное различие в их установках, касающихся семейной жизни. По данным опроса молодоженов, проведенного в середине 70-х годов в Эстонии, только 12% респондентов намерены полностью следовать в своих взаимоотношениях примеру родителей, примерно 60% намерены делать это лишь частично, а остальные хотели бы жить совсем иначе, чем родители (11).
Как отцы, так и дети обычно отдают себе отчет в том, что совместная жизнь требует приспособле-
---------------------------------
10. «Известия», 2 июня 1961 г.
11. Tavit A., Tiit E. Vanemate perekonnaelu laste abieluja perekonnaideaali kujundajana. - «Perekonna probleemid», 111. Tartu, 1978.
---------------------------------
ния старшего поколения к новым и необычным для него обстоятельствам: самостоятельности детей, их жажде независимости, а подчас даже и главенства с их стороны, а главное, к тому факту, что у сына появился человек, с которым он находится в более близких и интимных отношениях, чем с родителями. В результате то, что со стороны старших кажется естественным и необходимым (например, опекать сына или дочь в их действиях, давать им разного рода советы), со стороны младших, особенно зятя или невестки, рассматривается как назойливое и нежелательное вмешательство в их внутренние дела.
Даже при самых хороших взаимоотношениях родителей и их взрослых детей и самом большом взаимном уважении друг к другу совместная жизнь в силу указанных обстоятельств чревата возможностью взаимных трений, обид и даже ссор. Здесь действует своего рода психологическая закономерность, состоящая в том, что два интимных отношения, из которых одно не является следствием и дополнением другого (как, например, супружеская любовь и любовь к детям), не могут быть полностью согласованы между собой в пределах одной интимной группы. Если же родители или один из них живут с состоящими в браке детьми в силу утилитарно-бытовой необходимости, согласование этих отношений имеет в какой-то мере принудительный характер: старшие вынуждены все время сдерживать себя, чтобы не создать впечатления вмешательства в супружеские дела, а младшие делают это, чтобы не ранить самолюбие родного, нужного им человека.
Таким образом, в СССР стремление поколений к территориально-бытовому отделению друг от друга обусловлено прежде всего духовным обогащением личностей, связанных брачными, семейными узами, и выдвижением этого духовного элемента на первый план семейной жизни. Когда этот элемент был всецело подчинен экономической необходимости, «соперничество» интимных, морально-психологических связей внутри семьи, во-первых, не имело существенного значения в ее жизни, во-вторых, не могло привести к «размежеванию» этих связей. Когда же семья перестала быть собственнической ячейкой и превратилась преимущественно в морально-психологический союз, указанная выше закономерность получила полную свободу для своего проявления и действия.
Безусловно, в советском обществе нет антагонизма между «отцами» и «детьми», однако каждое поколение, поскольку оно несет на себе печать духовной жизни своего времени, все же отличается в какой-то мере от предшествующего. Эти различия обусловлены в первую очередь стремительным культурным ростом народа в условиях социализма. Чем быстрее этот рост, тем реальнее возможность отставания от него отдельных лиц. В районах, где наиболее живучи патриархально-религиозные традиции, носителями которых являются, как правило, представители старшего поколения, на этой почве до сих пор возникают иногда даже трагические коллизии, приводящие к полному разрыву семейного единства.
Повышение образовательного уровня населения (а оно осуществлялось непрерывно на протяжении всей истории советского общества) происходило в первую очередь за счет обучения молодежи. Только за время с 1959 по 1976 г. на каждую 1000 населения в возрасте 10 лет и старше количество людей с высшим и средним (полным и неполным) образованием увеличилось: в городских поселениях -с 469 до 711, в сельской местности - с 256 до 354 (12). Следовательно, в этот период для многих миллионов советских семей было характерно различие в образовательном уровне младшего и старшего поколений. Кроме того, с течением времени в условиях господства единого коммунистического мировоззрения происходило и происходит изменение индивидуальных вкусов, моды и т. д., что может приводить к возникновению некоторой «эстетической дистанции» между поколениями.
Отношения «отцов» и «детей» в СССР характеризует прежде всего преемственность революционных традиций, общность целей и жизненных идеалов. Но при этом отцы могут, например, предпочи-
-------------------------------
12. См. Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. М., 1977, с. 14.
-------------------------------
тать танцевать танго, а дети - шейк, отцам может больше нравиться один стиль мебели, детям - другой и т. д. Наконец, следует учитывать различия, порождаемые тем, что среди людей, принадлежащих к разным поколениям, ветераны обычно имеют больший опыт и жизненную закалку, чем те, кто следует за ними. Хотя значение этого фактора не следует преувеличивать, он также в отдельных случаях может вызвать различие мнений, оценок, суждений в отношениях менаду «отцами» и «детьми».
Следовательно, поскольку социализм обеспечивает политическое и моральное единство общества, он ликвидирует былое противоречие между поколениями; остаются лишь различия в образовании, вкусах, опыте и т. д. Поскольку же он увеличивает значение морально-психологического элемента в брачно-семейных отношениях, семейная жизнь становится более «чувствительной» к воздействию с этой стороны. Чтобы решить поставленный вопрос более конкретно, обратимся к данным, о характере взаимоотношений между родителями и их взрослыми детьми в случаях как совместного, так и раздельного их проживания.
В современных буржуазных странах стариковское чувство собственной «ненужности», бесполезности для сыновней или дочерней семьи и соответственно обоюдная неприязнь и враждебность поколений наиболее ярко проявляются в отношениях между родителями и их так называемыми детьми по закону, т. е. мужем дочери или женой сына. В статье с выразительным названием «Осложнения неизбежны» американские социологи С. и Э. Дюваль пишут: «Лишь один из четырех состоящих в браке людей не имеет неприятностей из-за своих «родственников по закону»... В семьях с наиболее тесными семейными связями (у евреев, например, или в некоторых семьях со старым укладом) эта проблема особенно обостряется, когда имеют место «смешанные браки»» (13). Э. Богардус приводит наиболее часто встречающиеся ответы на вопрос: «Что мешает успешной семейной жизни?», в числе которых
-----------------------------------
13. Problems of Family life and How to Meet Them, p. 129.
-----------------------------------
на втором месте «тещи», на четвертом - «семья мужа» (14).
Сравним эти данные с теми, которые получены нами при опросе рабочих Кировского завода и фабрики имени Желябова в Ленинграде, проживающих с родителями мужа или жены. Лишь 26% опрошенных заявили, что они находятся в плохих отношениях со своими «родственниками по закону». Остальные 74%, т. е. трое из четверых, не имеют от них никаких неприятностей. Пропорция, таким образом, получается обратная американской. Причем плохие отношения наиболее характерны для тех семей, в которых старшее поколение представлено также супружеской парой. Там же, где с семьей живет лишь мать жены или мать мужа, ссоры гораздо более редки (примерно в 15 случаях из 100).
Изучение в 1977 г. 176 молодых семей в г. Москве показало наличие определенных напряжений в отношениях между супругами и их родителями также примерно у 25% опрошенных семей (чаще между одним из супругов и родителями другого). Частые конфликты между супругами из-за отношений с родителями бывают в 18% семей. 11,3% опрошенных отметили, что все осложнения в семье происходят из-за вмешательства родителей (15).
Согласно результатам этого же исследования, доля мужчин и женщин, удовлетворенных браком, выше, если молодая супружеская пара проживает с родителями жены. Конфликты менаду молодыми супругами и их родителями более часты в тех случаях, когда они живут вместе с родителями мужа.
По мере того как повышается уровень благосостояния и культуры людей и увеличиваются возможности выбора или способа организации своей жизнедеятельности и своих взаимоотношений, вероятность конфликтов между супругами и их родителями неуклонно уменьшается.
Опрос, проведенный сектором социальных проблем семьи и быта ПСИ АН СССР в 1973 г. (выборка - 500 нуклеарных семей, Москва), показал, что,
--------------------------
14. Bogardus E. Sociology, p. 89.
15. См. Родзинская И. Ю. Влияние старшего поколения на стабильность молодой семьи. - Взаимоотношение поколений в семье. М., 1977, с. 89.
--------------------------
если родители супругов проживают на расстоянии, не превышающем 30 минут езды, постоянные и регулярные контакты с ними поддерживают свыше 60% семей. Когда же на дорогу к дому родителей уходит от получаса до часа, доля семей, поддерживающих постоянные контакты, сокращается до 30%. Редко встречаются с родственниками в первом случае 10% семей, во втором -30% (16).
О содержании взаимоотношений между супругами и их родителями можно судить по единственному пока в нашей стране исследованию В. С. Шапиро (выборка - 1400 человек пенсионного возраста, г. Москва, 1973-1975 гг.).
Таким образом, можно констатировать, во-первых, обоюдный характер помощи, во-вторых, большую активность в этом плане старшего поколения вплоть до того, что лиц, не оказывающих никакой поддержки другой стороне, среди молодых супругов оказалось примерно в 3 раза больше, чем среди пенсионеров.
Итоги московских исследований в целом подтверждают данные, полученные в 1966-1972 гг. социологами Ленинградского зонального научно-исследовательского проектного института типового и экспериментального проектирования жилых и общественных зданий. Согласно этим данным, в 82% семенных групп встречи родственников происходят чаще 1 раза в неделю, причем в каждую пятую
--------------------------------
16. См. Янкова З. А. Взаимоотношения нуклеарной семьи со старшим поколением и родственниками. - Там же, с. 97.
--------------------------------
семью члены старшего поколения приезжают ежедневно. При этом чаще встречаются семьи, живущие относительно недалеко.
Встречи между родственниками происходят по разным мотивам: уход за ребенком (50% всех контактов), совместный отдых (20%), помощь в домашнем хозяйстве (16%). «Поездки родственников по другим причинам (получить совет, сходить по поручению, ухаживать за больными, отвезти ребенка к родителям) распространены гораздо меньше. В подавляющем большинстве случаев для встреч с родственниками едут лица старшего поколения - 2/3 встреч происходят в квартире нуклеарной семьи» (17).
В результате исследования выяснилось также, что в условиях, благоприятных для общения, проживает наименьшая доля семейных групп - примерно 1/3, а почти 2/5 вынуждены тратить на дорогу к своим родителям или детям от 0,5 до 1,5 часа.
Это свидетельствует о том, что закономерное для социализма систематическое улучшение условий жизни семьи должно уже сейчас подкрепляться специальными мерами, которые бы максимально благоприятствовали внутрисемейной и межсемейной взаимопомощи, в частности, учетом желания родственников жить в одном доме или микрорайоне.
Те тенденции, которые присущи взаимоотношениям между супругами и их родителями в современном советском городе, в значительной мере характерны и для деревни.
В. Ю. Крупянская при описании жизни колхозной семьи в селе Вирятино отмечает два типа отношений между родителями и детьми. Один из них имеет своим источником социалистическую экономику деревни и характеризуется тем, что место былой соподчиненности поколений и неприязни (а подчас и вражды) между ними заняли основанные на чувстве родства сотрудничество и добровольное признание младшими авторитета старших. Невестка также «перестала быть чужаком, принимается ро-
--------------------------------
17. Ружже П. Л.. Елисеева П. П., Кадибур Т. С. Опыт исследования семенных групп. - «Социологические исследования», 1976, № 1, с. 115.
--------------------------------
дителями мужа как дочь, и на нее распространяется общая забота семьи» (18).
Ко второму типу принадлежат семьи, в которых попытки к установлению новых порядков наталкиваются на «консерватизм» взглядов и привычек стариков, старающихся распоряжаться заработком младшей четы. В таких семьях продолжают существовать «отдельные пережитки старых большесемейиых традиций». Однако в подобных случаях молодое поколение обычно использует первую представившуюся возможность, чтобы отделиться от старшего (19). Это отделение, а подчас даже лишь перспектива его в значительной мере нейтрализуют возникающие конфликты в крестьянской семье и способствуют установлению отношений, удовлетворяющих обе стороны.
В восточных районах страны, где патриархально-иерархические традиции в семейной жизни были еще более сильными, в настоящее время наблюдается «сочетание целого ряда традиционных, издавна установившихся обрядов и привычек с вторгшимися в семейную жизнь новыми веяниями, вызванными прогрессом в области социальных отношений и ростом культуры» (20). Воспитываемое с детства почитание старших, уважение к ним не только не уменьшилось с уничтожением частной собственности и связанных с ней деспотических порядков в семье, но, наоборот, обогатилось за счет общего роста нравственной культуры населения и лишилось тех элементов страха и лицемерия, которые неизбежно примешивались к этим чувствам прежде.
Территориально-бытовое отделение взрослых детей от родителей также не означает разрыва или даже ослабления родственных связей между ними. Этнографическая экспедиция в Дархан отметила, что там «не знают случаев, чтобы кто-нибудь из взрослых детей бросил на произвол судьбы своих родителей-стариков» (21). По свидетельству М. А. Бикжановой, в случае разделения старшего и младшего
-------------------------------
18. Село Вирятино в прошлом и настоящем, с. 215.
19. См. там же, с. 214.
20. Абрамзон С. М. и др. Быт колхозников киргизских селений Дархан и Чичкан, с. 223.
21. Там же, с. 225.
-------------------------------
поколений «между родственными семьями продолжает существовать тесная связь, все они поддерживают стариков-родителей. Чтобы последние не чувствовали себя одинокими, с ними постоянно живет один из внуков» (22).
Существенно изменилось в крестьянской семье на востоке СССР и отношение к «родственникам по закону». «От прежнего подчиненного положения невестки,- пишет М. А. Бикжанова,- не осталось и следа, особенно в тех случаях, когда она активно трудится в колхозе» (23). Улучшение положения невесток отмечает и дархано-чичканская экспедиция, однако она одновременно констатирует, что «в некоторых семьях келин (24) все еще находится в подчинении у свекрови, не имеет права чем-либо распоряжаться», причем «эти факты не всегда возбуждают общественное внимание; людям, стремящимся возродить старые «порядки», удается избежать сурового осуждения со стороны общественности» (25).
Взаимоотношения поколений в советской семье не могут в принципе зависеть от того, в однородном или смешанном браке состоят взрослые дети, ибо, как уже отмечалось, классовые, национальные, религиозные и прочие социально-групповые предрассудки в СССР в основном преодолены. Но в той мере, в какой они еще сохраняются в отдельных семьях, смешанные браки молодежи могут стать причиной ее разногласий или даже конфликтов со старшими.
Преобладание во взаимоотношениях родителей и нх взрослых детей социалистической тенденции обусловливает то, что процесс «разделения поколений» в СССР существенно отличается от соответствующего процесса в США и других буржуазных странах. Там взрослые дети не чувствуют никаких обязанностей по отношению к стареющим родителям; здесь и мораль, и общественное мнение, и государство требуют уважения к старости, ее моральной, а если это необходимо, и материальной поддержки. Там «духовно-психологическая дистанция»
------------------------------
52. Бикжанова М. А. Семья в колхозах Узбекистана, с. 129.
23. Там же, с. 105.
24. Келин - по-киргизски невестка.
25. Абрамзон С. М. и др. Быт колхозников киргизских селении Дархан и Чичкан, с. 223.
------------------------------
между поколениями зачастую принимает форму идейного антагонизма или презрения к родителям как к «людям низшего класса»; здесь она остается в пределах неантагонистических различий, хотя в целом ее влияние на взаимоотношения «отцов» и «детей» еще значительно. Там разделение поколений ведет к отчуждению, а подчас и полному разрыву между ними; здесь оно, как правило, выступает лишь в качестве условия новой стабилизации: родители и их взрослые дети освобождают друг друга от своего повседневного и непосредственного присутствия, но морально-психологическая близость между ними сохраняется, а подчас и укрепляется.
В буржуазном обществе трудно установить такую близость, ибо там роль морально-психологического фактора во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, подчас сведена до минимума. Цинизм и богатство нравственно-эмоциональной жизни несовместимы. В советском обществе уже один факт отсутствия частной собственности резко увеличивает ценность самой личности человека и межличностных отношений между людьми...
Помимо территориального разделения «отцов» и «детей» на уменьшение численности семьи в какой-то мере влияет и уменьшение рождаемости, которая закономерно ведет к росту бездетных и однодетных семей. Как и нуклеаризация семьи, этот процесс влечет за собой уменьшение роли отношений между поколениями, в частности между дедами (бабушками) и внуками (внучками) в структуре семейных групп.
Снижение рождаемости наблюдается в последние десятилетия во всех индустриальных странах. В Англии смертность уже превысила рождаемость; США занимают одно из первых мест в мире по числу бездетных семей; в Скандинавских странах отмечается снижение числа зарегистрированных браков для возрастной группы 20-24 года вследствие тенденции не регистрировать фактические браки и воздерживаться от деторождения. Для многих стран Европы и Северной Америки характерно повышение (до 28-35 лет) возраста женщин, в котором они рожают первого ребенка. Если возраст вступления в брак в этих странах в основном остается стабильным, то число рождений первого ребенка женщинами в возрасте до 25 лет резко падает (26).
Сопоставляя реальные тенденции к уменьшению количества детей, а следовательно, численности семьи в высокоразвитых капиталистических странах, американский «Статистический бюллетень» пишет: «Очевидно, женщины планируют меньшее число детей, чем они реально хотели бы иметь, если бы позволили обстоятельства» (27). Согласно последним исследованиям (1972 г.), идеальное количество детей в семье составляло в США в среднем 2,9, в то время как еще в 1968 г. оно равнялось 3,4. В Западной Европе этот показатель варьировался от 3,0 (Норвегия) до 2,5 (Бельгия), в Южной Америке - от 3,9 (Венесуэла, Колумбия) до 2,9 (Аргентина, Бразилия), в Азии - без КНР - от 5,0 (Ирак, Индонезия) до 2,8 (Япония), в Африке - от 5,9 (Кения) до 3,2 (Марокко).
В дальнейшем журнал предвидит сохранение существующих ныне показателей в странах Азии, Африки и Латинской Америки и еще большее сокращенно идеальных, а следовательно, и реальных размеров семьи в высокоиндустриальных государствах.
Пытаясь объяснить эту тенденцию, американские социологи Л. и А. Дей выдвинули гипотезу, согласно которой в странах, где осуществляется контроль над рождаемостью, последняя будет самой низкой при двух полярных условиях: когда возможности для удовлетворения индивидом (исключая его семейный статус) своих личных нужд и интересов или очень широки, или очень узки. В первом случае рождаемость будет низкой, так как индивид, имея широкие возможности для интересующей его деятельности вне семьи, не испытывает большой потребности в детях. Во втором случае рождаемость тоже не может быть высокой, так как ограниченность жизненных возможностей порождает страх перед «лишними детьми». Поэтому относительно высокая рождаемость встречается между двумя этими полюсами континуума.
--------------------------------
26. «World Medicine», 1978, vol. II, N 15, p. 36.
27. «Statistical Bulletin», 1978, vol. 59, N 1, p. 10.
--------------------------------
He ставя под сомнение основные положения этой гипотезы, необходимо вместе с тем конкретизировать ее по крайней мере в двух направлениях.
Первое: внесемейные интересы мужчины и женщины неодинаково влияют на уровень рождаемости. При всей своей занятости профессиональной работой мужчины обычно склонны планировать большее количество детей в семье, чем женщины, ибо главная тяжесть ухода за детьми и их воспитания падает на матерей. Поэтому падение рождаемости корродируется с расширением внесемейных интересов именно женщин, поскольку, чем шире возможности женщины вне семьи, тем больше и острее она ощущает противоречия между стремлением реализовать их и теми затратами времени и сил, которых требует материнство.
Второе: узость возможностей в сфере внесемейной деятельности может быть следствием как социально-экономических условий, так и индивидуальных особенностей человека, в частности ограниченности его способностей к такой деятельности. И тогда вступает в действие не только фактор, указанный Л. и А. Дей («страх перед лишними детьми»), но и установка на компенсацию своей пассивности вне семьи активностью в выполнении семейных ролей. Если человек способен установить противоречие между этими факторами, чувствовать себя ответственным за благополучие будущих детей и предвидеть, что, чем больше их у пего будет, тем хуже станет экономическое положение его семьи, то указанная установка может не проявиться в действии. Если же всего этого у него нет, то она неизбежно актуализируется; не случайно люди с признаками умственной отсталости при самых узких возможностях проявления себя вне семьи отличаются, как правило, чрезвычайно высокой рождаемостью.
Планирование семьи в социалистических странах происходит под непосредственным влиянием в основном того же круга факторов, что и в остальном мире: уровня благосостояния населения и профессиональной трудовой деятельности женщин, степени эффективности и доступности средств контроля над рождаемостью, индустриализации и урбанизаций, продолжительности жизни и детской смертности. Поэтому в демографической литературе различаются два типа воспроизводства населения, относительно независимые от социально-экономической системы: традиционный и современный, или рациональный. Причем «переход к современному типу воспроизводства населения в капиталистических условиях совершался или совершается лишь у относительно небольшой части населения земного шара. У большинства же населения мира этот переход начался после того, как прогрессивная роль капитализма была исчерпана, и связан с некапиталистическим развитием» (28).
Рациональный тип воспроизводства характерен и для большинства регионов нашей страны. По расчетам А. Г. Волкова, уменьшение рождаемости в СССР в 60-е годы является на 75% результатом ее сознательного ограничения (29). При этом правомерным и желательным с точки зрения интересов общества будет, по-видимому, переход от естественной, неограпичиваемой многодетности не к ««естественной» однодетности (где-то в пределе)» (30), а к семье с двумя-тремя детьми с обязательным учетом все более явственно заявляющей о себе потребности повышения качества народонаселения, т. е. в первую очередь снижения показателей умственной отсталости и других форм психических аномалий.
Предположение о двух-трехдетной семье как оптимальной модели подтверждается приводимыми В. А. Борисовым данными, согласно которым за период с 1966 по 1969 г. среднее ожидаемое количество детей осталось практически неизменным, в то время как их среднее идеальное число увеличилось с 1,87 до 2,35 (респондентки - жительницы Москвы в возрасте до 39 лет) (31). Это увеличение могло бы быть даже большим, если бы не одна психологическая деталь: одновременно с систематическим улучшением жилищных условий населения возрастает
--------------------------------
28. Вишневский А. Г. Демографическая революция. М., 1976, с. 50.
29. См. Волков А. Г. О некоторых причинах снижения коэффициента рождаемости. - Изучение воспроизводства населения. М., 1968, с. 181.
30. Борисов В. А. Перспективы рождаемости. М., 1976, с. 186.
31. См. там же, с. 208.
---------------------------------
количество людей, которые оценивают свои собственные жилищные условия (а значит, и предпосылки рождения детей) как неудовлетворительные. Только за период с 1966 по 1969 г. оно, по данным В. А. Беловой и Л. Е. Дарского, увеличилось в 2 раза. «По-видимому, в сложившейся ситуации одна и та же семья, которая живет в одних и тех же условиях, еще несколько лет назад считала свои жилищные условия вполне приемлемыми, а сейчас, когда многие из ближайшего окружения улучшили свои жилищные условия, уже находят их неудовлетворительными» (32).
Реальное число детей в советской семье в настоящее время существенно меньше идеальной «модели», о чем свидетельствует прежде всего преобладание, особенно в западных регионах страны и больших городах, однодетных и бездетных семей.
Численность, а следовательно, и структура семьи не только зависят от рождаемости, но и оказывают обратное влияние на нее.
Известный американский социолог Р. Хплл выделяет, например, шесть изменений указанных параметров, которые ведут к изменениям репродуктивного поведения (33).
1. От закрытой к открытой системе выбора партнера.
В большинстве стран произошел заметный сдвиг, состоящий в переходе от браков, заключаемых по указанию старших (предписанием или запретом), к открытой системе выбора молодыми людьми друг друга в качестве партнера. Некоторые ученые приписывают именно этому повышение возраста вступления в брак и появления первого ребенка.
2. От обмена приданым и выкупом за невесту при вступлении в брак и жесткой системы наследования к более неформальной передаче имущества от поколения к поколению.
С тех пор как приданое, выкуп за невесту и жесткая система наследования уступили место вложе-
-----------------------------------
32. Белова В. А., Дарений Л. Е. Статистика мнений в изучении рождаемости. М., 1972, с. 123.
33. См. Хилл Р. Семейные решения и общественные мероприятия. - Доклад на XII Международном семинаре по исследованию семьи. М., 1972, с. 9-10.
-----------------------------------
ниям в образование для каждого ребенка, чтобы облегчить его последующее включение в профессиональную и классовую структуру, наблюдалось заметное повышение стоимости воспитания детей и их социального устройства. Новобрачных удерживает от раннего и слишком частого обзаведения детьми понижение их жизненного уровня, после того как они оставляют родительский дом.
3. От централизованной расширенной семейной структуры, состоящей из трех поколений и контролируемой старшим поколением, к децентрализованным нуклеарным единицам, в которых брачные узы ставятся выше родовых и которые добровольно связаны с кругом родственников как необязательной и дополнительной системой.
4. От половых отношений, связанных исключительно с производством потомства, к сексу как выражению супружеской любви, скрепляющему супружеские отношения. По мере того как браки, заключаемые на основе любви, вытесняют браки, заключаемые по выбору старших, и по мере того как контрацептивные средства позволяют не связывать половые отношения с рождением детей, супруги получают возможность отграничить секс для воспроизводства от секса как выражения любви и привязанности.
5. От развода, совершаемого по инициативе мужа по причине бездетности жены пли несовместимости с ее родителями, к разводу, вызванному супружеской несовместимостью.
Поскольку даже в буржуазно-демократических государствах законодательства были пересмотрены в том направлении, чтобы дать обоим супругам одинаковое право возбуждать дело о разводе, изменились и основания для развода, которые раньше сводились главным образом к бездетности или неудовлетворенности отношениями между поколениями. Женщины могут теперь решать сами, оставаться или не оставаться в браке с не удовлетворяющим их мужчиной и, в случае сохранения брака, иметь или не иметь от него детей.
6. От семейных форм, институционализирующих сугубо дифференцированное разделение труда между полами, к интеграции супружеских ролей и высокой степени их взаимозаменяемости.
Достоинством предлагаемого Р. Хиллом анализа является то, что структура семьи берется им во взаимосвязи с поведением лиц, ее составляющих, на самом деле, семья как микроструктура испытывает максимальные воздействия социальной макроструктуры не в каждый данный момент, а лишь на решающих стадиях своего становления и развития: выбор будущего супруга, формирование системы ценностей, на основе которой он осуществляется, процедура заключения брака и т. д. Эти факторы по сути дела выступают как главные опосредующие звенья взаимодействия макроструктуры и семьи. Отсюда зависимость внутрисемейных отношений не столько непосредственно от отношений общесоциальных, сколько от определяемых ими, но не тождественных им ценностей, на основе которых создается семья, и способов, которыми она консолидируется. И если, говоря о влиянии на структуру семьи изменений технического, демографического, экологического характера, исследователи имеют основание делать акцент (как и поступает Р. Хилл) на тенденции, относительно независимые от социально-экономического строя, то, решая вопрос о системе ценностей как предпосылке становления и развития данной структуры, нужно исходить уже из качественных различий тех социально-экономических условий, в которых живет семья.
Как уже отмечалось, до победы социализма брач-но-семейные отношения в различных районах и у различных классов России находились на разных этапах развития. Однако подавляющему большинству населения был присущ патриархальный тип организации семьи и семейной власти.
Это означало, что члены семей резко делились на тех, кто осуществлял семейную власть, и тех, кто лишь подчинялся ей. Сама эта власть имела принудительно-экономический характер и сосредоточивалась, как правило, в руках мужчины, владевшего собственностью или являвшегося «главным добытчиком» в семье. Моральный авторитет главы семьи держался в основном на его экономическо-правовом единовластии, ибо право в свою очередь закрепляло эту автократическую структуру семейных отношений. Члены семьи, зависящие от «хозяина» и подчиненные ему, также находились друг с другом в иерархических отношениях: женщины подчинялись мужчинам, младшие - старшим. Поскольку власть главы семьи была почти безгранична и в экономическом, и в моральном отношениях, а право могло противостоять ей лишь в случае судебного установления факта нарушения закона, она зачастую превращалась в прямой произвол, особенно по отношению к женщинам и детям.
В современном капиталистическом обществе, как утверждает большинство западных социологов, патриархально-автократическая структура семьи сменяется так называемой демократической. В докладе Р. Хилла «Последние данные мировой прикладной социологии семьи» об этом говорилось как о «всеобщей тенденции индустриального общества». Согласно определению Э. Богардуса, «демократическая семья - это такая семья, в которой муж и жена делят власть более или менее поровну в соответствии с предварительным решением о разделении труда. Это такая группа, в которой жизнь основана прежде всего не на страхе и силе власти, а на взаимном уважении и привязанности» (34).
В качестве главных стимулов «демократизации» семейной жизни в буржуазном обществе выдвигаются: развитие промышленности, «общая демократизация» экономической и социальной жизни, рост индивидуализма и эмансипация женщин.
Большой толчок к изменению структуры семьи в капиталистическом мире дала вторая мировая война. В этом отношении представляют интерес данные о западногерманской семье, приводимые X. Шельским. Известно, что брачно-семейные отношения в довоенной Германии отличались большей консервативностью и авторитарностью, чем в других буржуазных странах. Фашизм с его насильственно-тоталитарной системой общественного регулирования всячески поощрял и усиливал эти традиции. Тем не менее, по словам Шельского, более половины всех современных западногерманских се-
--------------------------
34. Bogardas E. Sociology, p. 105.
--------------------------
мей «представляют собой сообщества равных; 11 - 16% семей находятся в переходном состоянии, и только 25% семей можно считать патриархальными» (35).
Несколько иная картина рисуется в сравнительно недавно вышедшей в США монографии «Структура роли и анализ семьи» (36). В ней также констатируется, что в настоящее время в американской семье происходит изменение ролей кормильца и домохозяина; большинство женщин и мужчин считают, что жена должна принимать участие в обеспечении семьи, а муж в домашнем хозяйстве. Однако эмпирические исследования не дают доказательств, что эти «теоретические» ориентации реализуются на практике. Доля супругов, осуществляющих равное разделение ролей, составляет менее 5% всех обследованных семей.
Эти данные в какой-то мере отражают объективное положение в области семейных отношений на Западе, но они не указывают, каким классам буржуазного общества в первую очередь свойственна тенденция к демократизации семьи. Шельский, в частности, ограничивается лишь общим замечанием, что «можно отметить более стойкое приспособление к равноправным отношениям в семьях более квалифицированных профессиональных групп» (37). Далее он отмечает, что «крестьяне и люди земледельческих профессий живут большей частью патриархальной семьей».
Вообще, даже если судить по данным западных социологов, чем сильнее семья связана с частной собственностью и чем большую роль играют в ней имущественные отношения, тем она меньше предрасположена к демократизации. «Несмотря на отмену в 1938 г. статьи закона о полновластии мужа,- отмечает Андре Мишель,- женщина, вышедшая замуж на условии общности имущества супругов, продолжает оставаться неправоспособной... Юридический статут замужней женщины допускает ряд принижающих ее моментов: дело не ограничивается
------------------------------
35. Sociologie comparee de la famille contemporaine. p. 78.
36. Structure of the Roles and Analysis of the Family. N. Y., 1976, p. 78.
37. Там же, с. 79.
------------------------------
тем, что ее лишают права распоряжаться как общим, так и своим собственным имуществом; мужу принадлежит и монопольное право родительской власти, он может принимать решения относительно семьи и детей, а женщина неправомочна им воспротивиться. Юридически в браке она существо бесправное и подчиненное» (38).
Только при социализме создаются все необходимые предпосылки для действительной демократизации, а если сказать точнее - эгалитаризации семейной структуры. К ним относятся: уничтожение частной собственности, благодаря чему семейные отношения перестали быть как бы продолжением собственнических отношений; несравненно более последовательное, чем в условиях буржуазной демократии, проведение в жизнь принципа равноправия женщин с мужчинами; преобладание норм комму-пистпчоской морали, проникнутой идеями коллективизма и гуманизма и требующей не лицемерного «поклонения» женщине, а подлинного уважения к ней как к человеку и равноправному члену общества; господство социалистического права, не только не поддерживающего патриархальность, авторитарность и деспотизм в семье, а активно борющегося с ними.
Однако социальные изменения, их масштабы и формы зависят не только от объективных, но и от субъективных факторов, в данном случае от того, как указанные достижения советского общества отразились в индивидуальном сознании людей, насколько полно и разумно члены семьи используют возможности социализма для совершенствования внутрисемейных отношений. Поэтому в решении вопроса о структуре семьи, как и в решении других социологических проблем, мало установить общий характер тенденции, нужно проанализировать и ее конкретно-групповые проявления.
Различия между авторитарно-иерархической и демократической (эгалитарной) структурами семьи фиксируются двумя видами показателей: распределением ролей в семье и распределением семейной
-----------------------------
38. Michel A. Functions et structure de la famille. Paris, 1960, p. 120.
-----------------------------
власти, отражаемым, с одной стороны, в мнениях на этот счет самих супругов, с другой - в том, насколько каждый из них участвует в принятии и осуществлении наиболее важных для жизнедеятельности семьи решений.
Преимущества равного участия супругов в выполнении их обязанностей по отношению к семье видны с достаточной определенностью. Причем, по-видимому, можно говорить не только о воздействии характера распределения ролей на удовлетворенность браком, но и об обратной связи этих двух факторов. Данное обстоятельство говорит о некорректности попыток исследователей установить прямую зависимость между структурой семьи и заработной платой каждого из супругов. Такая зависимость может иметь место лишь в семьях с низкой нравственной и общей культурой, поскольку с повышением культурного уровня человека усиливается понимание ценности и самого домашнего труда (а следовательно, и экономического вклада женщины в семейное благосостояние, если она даже не работает на производстве), и роли жены в поддержании благоприятной для обоих супругов психологической атмосферы.
Следовательно, данные Н. Г. Юркевича позволяют сделать заключение, что в условиях социализма по мере роста культуры населения все большее влияние на структуру семьи будет оказывать не баланс вкладов мужчины и женщины в общественный бюджет, а экономические и духовные ценности, необходимые для гармонического супружества, для формирования и укрепления чувства удовлетворенности браком.
Проведенные в 60-х и 70-х годах исследования проблемы главенства в семье показали, что, хотя в настоящее время в большинстве семей сохраняется «персональная власть» мужа, она основывается уже не на принуждении, а скорее на моральном авторитете и его необходимости для сплочения и функционирования семейной группы. Такая власть уже не может в принципе перейти в произвол или деспотизм, не имеет традиционно-обязательного характера и предполагает если не выбор, то согласие на нее остальных членов семьи. При этом очень часто за формальным главенством мужа скрывается фактическое равноправие супругов или даже преобладание воли жены в решении основных внутрисемейных вопросов. Нередко это равноправие сочетается со своеобразным распределением «сфер влияния» в тех или иных областях жизнедеятельности семьи. Так, муж часто не вмешивается в повседневные хозяйственные расходы семьи, но зато претендует на решающее слово, когда речь идет, например, о покупке крупных вещей. Иногда имеет место сравнительно устойчивое преобладание одного из супругов в решении таких вопросов, как досуг, летний отдых семьи, контроль за поведением и учебой детей, выбор их будущей специальности и т. д.
Преимущественно моральный характер главенства в семье и факты различия между главенством формальным и фактическим в настоящее время имеют место как в городе, так и в деревне, как в русских, так и в национальных регионах. Так, например, обследование 1001 сельской семьи, осуществленное в Дагестане С. Ш. Гаджиевой, показало, что 823 из них возглавляются мужчинами и 178 - женщинами. В последнем случае большинство семей являются неполными; 13 семей включают обоих супругов, но в них мужья или не работают , сельскохозяйственном производстве и соответственно не пользуются правами члена колхоза, или же болеют в течение продолжительного времени. Далее С. Ш. Гаджиева отмечает, что ее непосредственные наблюдения, дополнительные беседы с членами обследуемых семей, опрос информаторов и т. д. свидетельствуют о том, что «главенство мужа зачастую носит формальный характер, за которым скрывается фактическое равноправие супругов во всех сферах семейной жизни. Мужа называют главой семьи, кроме того, часто по традиции. В действительности же руководящую роль в семье играет женщина» (40).
Вместе с тем в этнографической литературе есть указания и на сохранение более «традиционного» типа мужской власти в семье. Как пишет, например, А. И. Вишняускайте, в большинстве литовских колхозных семей семейная касса находится еще в ведении мужа. «Глава колхозного двора, по правилам, не должен тратить общее имущество на свои личные нужды. Однако на практике это правило редко соблюдается, так как в большинстве случаев отец не обязан давать отчет ни жене, ни детям» (41).
Эти выводы подтверждаются и конкретизируются более поздними (первая половина 70-х годов) исследованиями, проведенными в другом регионе. На основании опроса 1226 рабочих ряда промышленных предприятий и совхозов Киргизии, дополненного хронометражем затрат времени, установлено, что в 17,2% семей русской и в 16,8% семей киргизской национальности мужья самостоятельно производят те виды домашних работ, которые ранее считались традиционно «женскими»: уборка помещения, мытье полов, стирка белья (в основном с помощью стиральной машины), приготовление пищи и т. д. Совместное участие мужчин с их женами в перечисленных видах бытового труда обнаружено в 47,8%
---------------------------------
40. Современная культура и быт народов Дагестана. М., 1971, с. 192.
41. Семья и семейный быт колхозников Прибалтики, с. 49.
----------------------------------
семей русской и в 47,6% семей киргизской национальностей. «В сельской же семье доля участия мужчин обеих национальностей в упомянутых видах бытового труда резко падает, доходя до 1,3% (у русских) и 0,7% (у киргизов) при индивидуальном участии и до 28% (у русских) и 31,1% (у киргизов) в кооперации «муж - жена». Правда, активность мужчин - и киргизов, и русских - заметно повышается при выполнении таких видов домашних работ, как уход за животными, работа в саду, ремонт квартиры, и других, требующих значительных затрат физических сил (42).
Приведенные данные - еще одно доказательство того, что интенсивность процесса эгалитаризацтш структуры советской семьи мало зависит от национальной принадлежности супругов, но существенно различается в зависимости от социального статуса и особенно места проживания. Среди городских промышленных рабочих он идет быстрее и полнее, чем среди рабочих совхозов.
Хотя распределение ролей между мужем и женой в семье не всегда тождественно структуре «семейной власти», эти два показателя в принципе совпадают, особенно если принимать во внимание не только мнение супругов о главенстве в семье, но и степень фактического влияния каждого из супругов. Последнее измеряется в современной социологической литературе через такие индикаторы, как фактическое распоряжение деньгами, организация семейной жизни, принятие решений. По данным Н. Г. Юркевича, от 40 до 60% обследованных им семей характеризуются полным равенством в выполнении той или иной из этих ролей (43).
Вероятно, это заключение имеет под собой почву, ибо как хороший, так и плохой тон супружеских отношений не может не проявляться в разделении ролей и ролевом взаимодействии в семье. В этом плане тезис о взаимном уважении в семье и заботе о воспитании детей как интегрирующей характеристике социалистической семьи можно рассматривать
------------------------------------
42. См. Ячник И. Н. Проблемы организации семейного быта рабочих (на материалах Киргизской ССР). Автореферат канд. дис. Алма-Ата. 1972, с. 18.
43. См. Юркевич Н. Г. Советская семья, с. 189.
------------------------------------
в качестве методологического принципа, из которого следует исходить в понимании и трактовке ее структуры. В самом деле, при всей важности меры участия каждого из супругов в осуществлении прерогатив семейной власти и семейных ролей гораздо важнее установить источник этой меры: является ли она следствием рациональной договоренности между супругами о правах и обязанностях, или же ее создает само супружество как некое новое по отношению к составляющим его людям эмоционально-волевое качество, в котором индивидуальные интересы существуют в «снятом виде» в интересах семьи. В последнем случае семейные роли и прерогативы власти становятся подчиненным отношением: в нем супруги представляют уже не только лично себя, но и друг друга, поэтому для них не имеет значения, кто и насколько распоряжается деньгами или принимает решения. Более того, когда жена, например, планирует расходы или решает вопрос о летнем отдыхе, она думает прежде всего о целесообразности своих решений для семьи, о том, чтобы оли максимально отвечали интересам мужа и детей. Из этого следует, что замерять структуру семьи процентами участия супругов в тех или иных бытовых акциях - значит исходить из модели брачно-семейных отношений, которые еще нельзя назвать социалистическими в полном смысле слова. Такие отношения скорее можно назвать переходным типом: женщина в них уже не угнетена, ее экономические и моральные позиции достаточно прочны, она пользуется равноправием и способна отстаивать свои права, но эти объективные возможности нового социалистического типа супружества еще не реализованы или реализованы лишь частично в браке, в повседневной жизни семьи.
Эти замечания призваны не только уточнить некоторые выводы, которые могут быть сделаны на основании изучения структуры семьи методами простых замеров участия супругов в делах семьи, но и показать, что применение такого подхода к более высокому типу организации семейной жизни может дать неожиданный (и по сути дела неверный) результат: обнаружить в семье регрессивные структурные изменения, «узурпацию власти» одним из супругов и т. д., коль скоро справедливость в семейной жизни будет продолжать ассоциироваться лишь с равным распределением прав и обязанностей.
Структура семьи не только отражает социальную структуру, но и «приспосабливается» к характеру брачно-семейных отношений, к способностям, интересам, качествам каждого из их «компонентов». И чем полнее реализуются в семье создаваемые социализмом объективные возможности, нормы и ценности коммунистической морали, тем большее значение в формировании и развитии семейной структуры приобретает этот личностный фактор. Поскольку же супруги могут в различной степени обладать качествами, необходимыми для эффективного выполнения тех или иных семейных ролей, постольку требование равного их участия и их активности в этом деле может нанести ущерб интересам семьи, а следовательно, и самим супружеским отношениям. Поэтому высшей справедливостью в данном конкретном случае будет не равное распределение ролей и прерогатив семейной власти, а такое их распределение, которое обеспечивает максимально эффективное функционирование семьи как оплота личного счастья людей и коллективной воспитательницы молодого поколения.
Личностный фактор в структуре семьи проявляется также в феномене, который можно назвать «инерцией ухаживания». Суть его состоит в следующем. Поскольку супружеские отношения, как было установлено выше, складываются под влиянием не только условий, в которых начинает свой путь новая семья, но и опыта добрачного ухаживания, атмосфера этого самого романтического периода человеческой жизни сохраняется и в браке. Сколько времени это продолжается, в каких формах проявляется - зависит от множества обстоятельств как объективного, так и субъективного порядка. Однако сам факт «инерции ухаживания» зафиксирован не только гипотетически, но и эмпирически. Так, в ленинградском и костромском исследованиях (1968-1970) было установлено, что мера помощи мужа жене в ведении домашнего хозяйства находится в прямой зависимости от количества детей в семье и в обратной - от возраста жены, обычно коррелирующегося с продолжительностью брака (коэффициенты соответственно равны -0,46 и
0,06) (44).
В 1971 г. М. А. Абдурахимовым (Дагестан) были опубликованы данные, в какой-то мере подтверждающие этот вывод (45).
Таблица (правда, косвенно) также показывает, что с годами и частота обращения мужа за советом к жене, и ее влияние на сознание и поведение своего супруга убывают. Разумеется, приведенные данные не могут претендовать на всесторонние доказательства существования «инерции ухаживания» и ее влияния на отдельные аспекты структуры семьи. Однако в той мере, в какой они позволяют предположить наличие такого влияния, мы вправе сделать вывод о необходимости учета рассмотренного феномена при решении задачи укрепления брачно-се-
----------------------------------
44. Степень линейной связи определялась с помощью коэффициента корреляции, но так как величина его была достаточно мала, то для большей достоверности подсчитывался критерий согласия X2.
45. См. Абдурахимов М. А. Преодоление пережитков прошлого и становление новой морали в семейном быту в период строительства коммунизма. Автореферат канд. дис. Махачкала, 1971, с. 13.
----------------------------------
мейных отношений. Конкретно речь должна идти о расширении (путем совершенствования системы воспитания молодежи и подготовки ее к браку) круга ценностей, управляющих брачно-семейными отношениями, так как затухание «инерции ухаживания» может рассматриваться как симптом того, что мотивы, обусловившие брачный выбор мужчины, не развивались и не обогащались опытом семейной жизни, что, следовательно, эмоциональные ресурсы брака были бедны для того, чтобы не только компенсировать закономерное привыкание супругов друг к другу, но и придать привычке характер не менее прочной и глубокой, чем первоначальная страсть, привязанности.
Структура семьи, будучи во многом производной от добрачных отношений и таких характеристик брака, как его мотивация, степень адаптированности супругов к новым условиям жизни, в свою очередь оказывает сильное влияние на все грани семейной жизнедеятельности. Сам же термин «жизнедеятельность» отражает как динамические аспекты структуры семьи, так и функционирование ее в качестве малой социальной группы и ячейки общества.
В современной научной литературе проблема функций семьи ставится в плоскости ее связи, с одной стороны, с потребностями общества, с другой - потребностями личности. Отсюда следует вывод, что, во-первых, семья является многофункциональным социальным образованием и количество ее функций не поддается однозначному ограничению (всегда можно найти какое-то неучтенное систематизатором проявление семейной активности, которое можно трактовать как отдельную функцию); во-вторых, все функции семьи можно разделить на две группы: функции личностной и функции общественной ориентации. Это разделение во многом условно, даже по отношению к капитализму и другим антагонистическим формациям, поскольку личность - явление социальное и обладает лишь относительной самостоятельностью. По отношению к социализму эта условность усиливается, так как здесь необходимо учитывать и принципиальное единство личных и общественных интересов. Поэтому при социализме правомернее говорить о функциях, ориентированных непосредственно на удовлетворение общественных- потребностей, и функциях, социальность которых опосредуется индивидуальными интересами членов семьи.
Разумеется, если в этих интересах индивидуальное вытесняется индивидуалистическим, в функционировании семьи возникают конфликты и противоречия.
Не ставя перед собой задачу рассмотреть все направления жизнедеятельности советской семьи, выраженные в ее функциях, так как эта проблема - предмет специального изучения, мы ограничимся анализом лишь тех из них, которые представляют ныне особую актуальность для решения поставленной Коммунистической партией Советского Союза цели дальнейшего подъема материального благосостояния трудящихся и всестороннего развития личности.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.