«Революция,- писал Маяковский,- и в 29-м длится и ширится». Наступает время первых пятилеток.
На пространствах необъятного Союза Советов в конце 20-х годов развернулось невиданное в истории, величайшее строительство - наступление социализма по всему фронту.
Сталинградский тракторный завод, Днепрострой, Ростовский сельмаш, угольно-металлургические базы в Магнитогорске и Кузбассе, Сясский и Балахнинский целлюлозно-бумажные комбинаты, Нижегородский и Московский автозаводы - все эти гиганты создавались руками советских людей в атмосфере горячего вдохновения,
творческого энтузиазма, и эта созидательная работа по своим масштабам, по небывалым темпам была похожа на чудо. Но то была реальность, конкретно-историческая закономерность победы социалистических отношений, социалистических форм жизни над всем, что отжило, что было обречено историей.
Эти процессы действительности получают свое отражение в литературе: начинается как бы новый этап, новая эра в ее развитии - писатели посещают новостройки, подолгу живут там, становятся участниками строительства, изучают новую технику, быт, природу, а главное - людей, их духовный рост, новые, социалистические качества их характеров.
Горький возглавляет это новое литературно-общественное движение: организует писательские бригады по изучению самых отдаленных местностей, создает журнал «Наши достижения», ведет обширную переписку, поощряет каждого, кто хочет принять участие в великих делах эпохи. Писатель предпринимает поездку по Советской стране, в результате которой появился цикл очерков «По Союзу Советов» о социалистическом строительстве, о трудовой доблести советских людей на солнечном Кавказе и в холодном Мурманске, в Баку и в Сормове, на Днепре и на Волге - в любом краю страны, где кипела стройка, где проводились «смелые, великого значения опыты», строилась новая жизнь.
В очерке о Днепрострое Горький рассказал, как «сотни людей сдирают с земли толстую каменную кожу», как железные челюсти экскаваторов выкусывают землю, а «она кажется легким прахом под руками коллективного человека, который строит для себя новую жизнь». И детски наивной представляется теперь писателю древняя сказка о Святогоре-богатыре, который не мог одолеть «тяги земной».
Горького радует стойкое упорство работы, красота коллективного труда, творческая инициатива, радость овладения новой техникой, пробуждение даже в отсталых, изуродованных старым миром людях чувства незнакомой им раньше гордости, чувства собственного достоинства.
Естественно, органично в книгу очерков о социалистическом строительстве включен очерк о Куряжской колонии, руководимой А. С. Макаренко,- ведь здесь в коллективном труде люди как бы рождались, создавались заново: бывшие беспризорники, бродяги, воришки становились полноценными, трудовыми людьми.
Гигантские успехи социализма способствовали коренному, решающему, революционному перелому в сознании интеллигенции. Старые литературные организации перестали соответствовать новому уровню развития литературы. В связи с этим Центральный Комитет партии 23 апреля 1932 года принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Это было постановление о ликвидации Российской ассоциации пролетарских писателей (РАПП) и о создании единого Союза советских писателей. Это решение способствовало дальнейшему росту, дальнейшим успехам советской литературы. С каждым годом появлялось все больше и больше произведений, рисующих бурный рост социализма в СССР, воспитывающих поколения сознательных строителей нового общества.
Писатели всех республик, входящих в Советский Союз, с чувством большого удовлетворения встретили постановление Центрального Комитета партии.
Так, белорусский писатель Кондрат Крапива пишет в автобиографии:
«В результате постановления ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» и создания единого Союза советских писателей была найдена новая организационная форма, способствовавшая консолидации и творческому расцвету всех писателей, стоящих на платформе советской власти.
Почувствовать себя не «попутчиком», а полнокровным членом писательской семьи было для меня большим моральным удовлетворением».
С воодушевлением и упорством берутся писатели за новые темы, стремятся нарисовать образ героя-большевика - «зодчего новых отношений» (Маяковский), который в тяжелой борьбе со старым строит новую жизнь.
В этих книгах, отражающих новый конкретно-исторический этап жизни советского общества, показан трудовой подвиг коллектива, одухотворенного великой идеей, духовный рост людей в процессе социалистического труда.
В 1932 году выходит знаменитый роман М. Шолохова «Поднятая целина», посвященный социалистическому переустройству деревни - колхозному движению. Раньше, в 1928 году, появился роман Ф. Панферова «Бруски» (первая часть); весь ход действия этого романа, логика образов убеждают, что борьба за колхоз - это «борьба за социализм, за нового советского крестьянина - мастера земли». В 30-х годах выходят остальные три части «Брусков».
В годы первых пятилеток особенно много появилось книг на тему индустриального труда: «Соть» Леонида Леонова, «Время, вперед!» Валентина Катаева, «Большой конвейер» Якова Ильина, «Гидроцентраль» Мариэтты Шагинян, «Энергия» Федора Гладкова, «Похищение Европы» Константина Федина, «День второй» и «Не переводя дыхания» Ильи Эренбурга, «Люди из захолустья» Александра Малышкина, «Танкер Дербент» Юрия Крымова.
В этих романах показан трудовой подъем, который охватил всю страну, небывалые в истории темпы строительства нового, социалистического мира. И. Эренбург, который когда-то в книге «Белый уголь, или Слезы молодого Вертера» писал, что самой высокой темой является отчаяние человека среди антенн и восковых автоматов, теперь благословляет машину, которая находится в руках строителей социализма, закладывающих «фундамент нового мира».
В. Катаев в романе «Время, вперед!» изображает город, возникший по воле большевиков в голой степи. Этот город - сама социалистическая жизнь, щедрая, молодая, цветущая, в противоположность европейским городам-трупам с остекленевшими глазами или новым американским городам, «все покупающим на доллары с беспощадностью нувориша». Катаев показал духовный рост человека в процессе социалистического соревнования.
Советский роман о строительстве социализма - это, прежде всего роман о новых людях, которые духовно растут в процессе труда. Ибо, по справедливому определению Горького, труд в Советской стране - деяние, творчество, которое раскрывает все лучшие качества души человеческой и дает ощущение наибольшей полноты, поэзии жизни. Эта новая, коммунистическая сущность труда противостоит подневольному труду эксплуататорского общества, труду, который подавляет, обкрадывает, обессиливает человека.
Ярким примером поэтизации бездушности, обезличенности труда при капитализме является цикл романов французского писателя Пьера Ампа «Страда человеческая». Амп во всех подробностях показывает производственный процесс, но его меньше всего интересуют люди, их психика, их переживания. Людей не видно в романах Ампа.
Советские романисты ставят в центре повествования человека и строят сюжет так, чтобы наиболее полно и выразительно раскрыть разнообразие и многогранность новых характеров, формирующихся в труде.
Леонов в романе «Соть» правдиво изображает ненависть своего героя-большевика к старому миру. Организатор и строитель бумажной фабрики на реке Соти Увадьев широко «замахнулся на обветшалый мир». Он говорит: «Люблю злых... Тугая, настоящая пружина в них, годная ко всякому механизму. Злых люблю, обиженных, поднимающих руку люблю».
Весь роман проникнут суровой и вдохновенной романтикой борьбы и строительства, горячей и строгой верой в прекрасное будущее советских людей.
В финальной сцене романа Увадьев, глядя на огни Сотьстроя, всем своим существом предчувствует грядущую и окончательную победу нового, социалистического над вековой, упрямой тьмой старозаветной Руси: «...может быть, видел он города, которым предстояло возникнуть на безумных этих пространствах, и в них цветочный ветер играет локонами девочки с знакомым лицом; может быть, все, что видел он, представлялось ему лишь наивной картинкой из букваря... напечатанного «а его бумаге век спустя... Но отсюда всего заметнее было, что изменился лик Соти и люди переменились на ней».
Открытие, познание нового человека, рожденного в огне борьбы и созидания,- благороднейшая задача, возложенная на писателя самой историей.
Гладков, работая над своим романом «Энергия», хорошо знал, что именно эта задача стоит перед ним.
Потому все многоплановое, богатое содержание романа, все характеры, судьбы людей объединены единой темой борьбы за человека, за его достоинство, за безграничное развитие его творческих возможностей.
Для Гладкова процесс социалистической стройки - это прежде всего процесс роста, созидания новых и самых лучших качеств человеческой воли, ума, сердца - обретение людьми верной, единственной настоящей своей судьбы.
«В романе «Энергия»,- говорит Гладков,- меня интересовало отнюдь не строительство, а люди, их судьбы».
Вот это уменье всегда идти от человека, уменье познать сокровенные мечты людей, полет их мыслей, горечь неудач и радость исканий, достижений создали ту одухотворенную лирическую атмосферу романа, которая лучше всего может быть выражена стихами Михаила Исаковского, написанными в те годы:
Наша жизнь поднялась
словно песня большая-большая,-
Та, которую хочется слушать
и хочется петь самому.
С темой социалистического строительства органически связаны темы советского патриотизма, защиты отечества от происков фашистско-империалистическои клики и тема интернациональной солидарности трудящихся.
«Совершенно естественно,- пишет Горький в 1935 году,- встает вопрос: какое право на власть имеет современная буржуазия, уже отрицающая основы своей культуры, разучившаяся хозяйствовать, создающая все более ужасающую безработицу, бесстыдно грабящая для целей войны крестьян, рабочих, колонии, - какое право существовать и властвовать имеет класс, бессмысленно истощающий рабочую и творческую энергию всего мира,- класс количество ничтожный, качественно порочный и преступный? И этот класс держит в своих кровавых руках почти два миллиарда европейских, китайских, индусских, африканских крестьян и рабочих! Мрачная фантастика этого факта будет особенно ясна, если мы поставим рядом с ним другой факт.
Существует страна, где воля и разум всей массы рабочих, крестьян возбуждаются и воспитываются государственно-необходимым трудом, равно полезным для каждой рабочей единицы, и где вся масса трудовой энергии вовлекается в разнообразную работу создания новых условий жизни, то есть новой, социалистической культуры».
Эти слова Горького можно было бы поставить эпиграфом к ряду книг советских писателей, в которых разоблачение буржуазного мира и утверждение социалистической морали - тема столкновения двух миров - является основной темой: В. Маяковский - «Стихи о советском паспорте», «Наглядное пособие», «Два соревнования», А. Фадеев - «Последний из Удэге», П. Павленко - «На Востоке»...
Советская литература, возглавляемая Горьким, ведет страстную, непримиримую борьбу с человеконенавистнической идеологией империализма. На антифашистском конгрессе писателей мира в Париже (1935) раздается громкий, благородный и гневный голос советских писателей, призывающий интеллигенцию всех стран к защите человечества от коричневой чумы, от жестоких сил реакции.
Социалистическое строительство, рост социалистического сознания способствовал и широкому развитию исторической темы, революционной марксистско-ленинской переоценке прошлого.
Горький неоднократно отмечал, что писателю необходимо смотреть на прошлое с высоты идей настоящего, необходимо учиться работать с материалом прошлого. «Нам необходимо,- говорит он на Первом Всесоюзном съезде советских писателей,- знать все, что было в прошлом, но не так, как об этом уже рассказано, а так, как все освещается учением Маркса - Ленина... и как это реализуется трудом на фабриках и на полях,- трудом, который организует, которым руководит новая сила истории - воля и разум пролетариата Союза Социалистических Республик». Такое изучение прошлого поможет нам «шире и глубже понять достижения настоящего и требования будущего».
В годы первых пятилеток выходит в свет четырехтомная эпопея Горького «Жизнь Клима Самгина», «Петр Первый» А. Толстого, «Смерть Вазир-Мухтара», «Пушкин» Ю. Тынянова, «Разин Степан» Чапыгина, «Радищев» О. Форш, «Цусима» Новикова-Прибоя.
В этих произведениях исторические факты берутся в свете больших идей нашей современности, здесь оживают патриотические, героические, гуманистические традиции прошлого.
«На «Петра Первого»,- пишет Алексей Толстой,- я нацеливался давно - еще с начала февральской революции. Я видел все пятна на его камзоле, - но Петр все же торчал загадкой в историческом тумане. Начало работы над романом совпадает с началом осуществления пятилетнего плана. Работа над «Петром» прежде всего - вхождение в историю через современность, воспринимаемую марксистски. Прежде всего - переработка своего художнического мироощущения. Результат тот, что история стала раскрывать нетронутые богатства. Под наложенной сеткой марксистского анализа история ожила во всем живом многообразии, во всей диалектической закономерности классовой борьбы... Меня часто спрашивают - почему я пишу Петра? Потому что мы с вами не свалились с неба на равнины СССР. Чтобы воссоздать художественно нашу эпоху,- ее задачи, поднимающие рабочие массы на борьбу и строительство, своеобразие ее классовой борьбы, человеческие характеры и прочее,- нужно взять ее во всей исторической перспективе. Сегодняшний день - в его законченной характеристике - понятен только тогда, когда он становится звеном сложного исторического процесса».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.