1-й день
Утром — приготовление игрушечных стрел из бумаги со старшими детьми (младшие в это время играют). Воспитательница показывает детям сложенную из бумаги стрелу и предлагает им сделать себе такие же. Она раздаёт детям заготовленные накануне полоски бумаги. Показывает, как полоску бумаги согнуть вдоль пополам, как отогнуть уголки к средней линии, а затем ещё раз сложить каждый уголок вдвое. Воспитательница напоминает детям, что нужно хорошо заглаживать сгибы.
Можно предложить детям раскрасить стрелы цветными карандашами. Например, часть детей раскрашивает уголки стрел в красный цвет, другая часть — в синий или жёлтый.
После занятия дети пускают стрелы на участке или на лугу. Они могут построиться в две линии: у детей, стоящих в одной линии, будут красные стрелы, у других — синие. Дети все вместе пускают стрелы и смотрят, чья улетела дальше.
Во вторую половинудня — игры на участке, чтение потешек.
Воспитательница вызывает мальчика и предлагает ему пройти перед детьми, а сама говорит:
Ходит конь по бережку,
Вороной по зелёному.
Он головушкой помахивает,
Чёрной гривушкой потряхивает,
Золотой уздой побрякивает,
Все колечушки-то — бряк! бряк! бряк!
Золотые они — звяк! звяк! звяк!
Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошко,
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.
Радуга — дуга, Не давай дождя! Давай солнышка — Колоколнышка!
Эти потешки можно прочитать хором.
В заключение воспитательница спрашивает: «А какие вы потешки знаете? Как в играх считаются дети, когда нужно выбрать, кому водить?»
Она вызывает желающих прочитать потешку или считалочку. Напоминает, чтобы дети читали громко, не торопясь.
2-й день
Утром — разучивание со старшими детьми стихотворения Плещеева «Травка зеленеет» (маленькие только слушают).
Воспитательница спрашивает детей: «Когда начинает зеленеть травка, блестеть солнышко, когда прилетают птички?» После ответов детей воспитательница говорит: «Сейчас я прочту вам стихотворение про весну. Оно называется «Травка зеленеет».
Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною, В сени к нам летит.
С нею солнце краше И весна милей... Прощебечь с дороги Нам привет скорей!
Стихотворение читается два раза, затем воспитательница спрашивает: «Дети, кто запомнил, как начинается это стихотворение?» (Некоторые дети говорят одну или две строчки.) Воспитательница помогает вспомнить следующие строчки, спрашивает других детей, напоминает отдельные слова.
В конце занятия она читает всё стихотворение ещё раз.
После занятия проводится игра «У медведя во бору».
Во вторую половину дня — прогулка к реке, игры с водой и песком. По пути к реке воспитательница останавливает детей возле молоденькой ёлочки, предлагает детлм посмотреть, какая ёлка, какого цвета ствол, как на стволе расположены ветки (попарно, ярусами), где ветки длиннее: вверху или внизу, какого цвета хвоя, все ли ветки покрыты хвоей.
3-й день
Утром — рисование.
Воспитательница показывает старшим детям, как рисовать ёлочку, предлагает взять коричневый карандаш для ствола, зелёный для веток, рисовать ветки немного поднятыми, верхние ветки делать короче нижних. Маленькие рисуют дорожки, дождик.
После занятия — игры на участке с мячами, скакалками, вожжами.
Во вторую половину дня — прогулка в поле. Посмотреть колошение ржи. Со старшими детьми вспомнить, какая была рожь, когда приходили в поле прошлый раз; отметить, что рожь выросла, что у нее появились колосья. Предложить всем детям стать около ржи и померяться с нею.
Понаблюдать за жаворонком, послушать его пение. Рассказать детям, что гнездо жаворонка находится во ржи, на земле.
Придя домой, предложить детям послушать «Песню жаворонка» муз. П. Чайковского (в грамзаписи).
4-й день
Утром — игра со старшими детьми «Узнай дерево по листу».
Игра проводится на участке или в лесу, на поляне. Малыши играют в это время поблизости в спокойные игры (с куклами и другими игрушками).
Старшие дети садятся вокруг воспитательницы (на участке — на скамеечке, на поляне — на пеньках, в сухую погоду — на траве). Воспитательница учит детей узнавать деревья по их листьям: «С какого дерева этот лист?» — спрашивает она и показывает по очереди лист липы, лист берёзы (можно показывать и другие листья, если названных деревьев нет на участке). Если дети не знают, она сама говорит, какому дереву принадлежит лист. Затем воспитательница предлагает отдельным детям показать дерево, на котором растёт тот или иной лист.
Потом воспитательница дает каждому ребенку по одному листу и говорит: «Когда я скажу: «Раз, два, три — беги!», вы должны подбежать к дереву, от которого у вас в руках лист: с берёзовыми листьями подбегают к берёзам, с липовыми — к липам. Подбежав к дереву, надо поднять руку с листочком. Я проверю, правильно ли вы сделаете».
Переменив листья в руках детей, воспитательница повторяет игру 2—3 раза.
Во вторую половину дня — игры на лужайке с мячами. С маленькими разучивание стихотворения А. Кузнецовой «На зелёном на лугу»
На зелёном на лугу Пляшет Олечка в кругу. А весёлый хоровод Плясовую ей поёт.
Оля, Оля, веселей! Резвых ножек не жалей — Веселее попляши — Нам платочком помаши.
Заучивание проводится в виде игры. Воспитательница ставит детей в кружок, а одного ребёнка — в середину. Ребёнок пляшет под слова воспитательницы; дети постепенно начинают говорить текст стихотворения. Игра повторяется 2—3 раза.
5-й день
Утром — лепка корзиночек.
Воспитательница показывает, как вдавить шарик пальцем, как скатать столбик и прикрепить его концы к краям корзинки в виде ручки.
После занятия дети играют в игру «Каравай».
Во вторую половину дня — прогулка на луг за цветами.
Подойдя к лугу, показать детям, что среди высокой зелёной травы появилось много цветов разной окраски. Обратить внимание детей на то, что луг стал очень красивым. Назвать вновь распустившиеся цветы: клевер, мышиный горошек, колокольчик. Посмотреть, как шевелится трава от ветра. Предложить детям вдохнуть аромат цветов, показать тот или другой цветок и сказать, какого он цвета. Понаблюдать с детьми бабочек, которые порхают с цветка на цветок. Собрать букет цветов. Посидеть на траве. Повторить стихотворение «Травка зеленеет».
6-й день
Утром — пение. Пройдя бодрым шагом под звуки бубна несколько раз по площадке, дети садятся.
Младшим детям воспитательница предлагает звонко, хорошо спеть песню «Петушок» — сначала всем вместе, затем 2—3 детям.
Старшим детям воспитательница напоминает мелодию народной песни «Веснянка», затем предлагает спеть её с ней вместе. Если кто-либо из старших детей хорошо запомнил мелодию, можно предложить им спеть для всех.
Воспитательница спрашивает, какую песню она пела в прошлый раз («Ходит Ваня»). Затем снова поёт её и предлагает спеть вместе с ней старшим детям.
Потом она объясняет, как можно играть под эту песню. Дети становятся в кружок так, чтобы старшие были вперемежку с младшими. Один из старших детей входит в середину круга. Старшие дети, стоящие в кругу, поют с воспитательницей песню. На слова «Ходит Ваня около кружочка» (два раза) дети, стоящие в кругу, идут в одну сторону, а ребёнок, стоящий в середине круга,— в другую сторону. На слова «Ищет Ваня для себя дружочка» дети идут в обратном направлении. На слова «Нашёл Ваня для себя дружочка» дети останавливаются, опускают руки: ребёнок, находящийся в середине круга, берёт за руку кого-нибудь из детей, стоящих в кругу, и ведет на середину. Все дети хлопают в ладоши, а двое детей в середине круга пляшут, делая знакомые движения. Игра повторяется 2—3 раза, каждый раз поющие называют имя того ребёнка, который находится в середине круга. В конце игры все дети пляшут под плясовую мелодию.
После занятия дети играют на участке с игрушками, песком, строят из кубиков, дощечек.
Во вторую половину дня — прогулка в лес. Сбор цветов, еловых шишек, раскладывание шишек по величине (большие, маленькие).
Проводится игра «Кто скорее соберёт шишки».
Вторая неделя
1-й день
Утром — рассматривание картины «У пристани».
Картина даёт детям представление о перевозке грузов по воде; объяснения воспитательницы помогают детям понять связь колхоза с городом — овощи и фрукты, выращенные колхозниками, перевозятся в город, где рабочие и служащие будут их покупать. При рассматривании картины обратить внимание детей на красоту летнего дня, когда вода прозрачна и неподвижна, как стекло; на яркие краски плодов. Рассматривание этой картины на занятии сопровождается беседой.
Вопросы воспитателя детям:
1. Что здесь нарисовано? (Река.)
2. Что это такое? (Указать на пристань. Пояснить детям, если они не знают, для чего нужна пристань. К пристани пристают пароходы, одни люди сходят с парохода, другие садятся на пароход, рабочие погружают на пароход продукты, товары или разгружают их.)
3. Что видно на берегу? (Арбузы, корзины с помидорами.)
4. Что делает колхозница?
5. Для чего она обшивает корзину с помидорами мешковиной?
6. Кто привёз сюда арбузы и помидоры?
7. Для чего сложили на берегу арбузы и помидоры?
Если дети бывали на пристани, то они смогут ответить на эти вопросы. В противном случае им нужно объяснить: «Колхозники вырастили на своих полях и огородах арбузы, помидоры, огурцы. Они собрали урожай и решили отправить в город на продажу. Они привезли овощи и фрукты к пристани, чтобы погрузить на пароход, а пароход отвезёт всё это в город. Покажите, где ещё колхозники подвезли свои продукты? Что делает девочка, мальчик?»
Если дети были на реке у пристани или ездили на пароходе, то можно предложить им рассказать об этом.
В конце беседы можно задать вопрос: «Что выращивают колхозники нашего колхоза?»
По окончании занятия дети играют на участке в знакомые игры.
Во вторую половину дня — высадка рассады томатов со старшими детьми.
При помощи шнура воспитательница намечает ряды и места, где делать лунки; расстояние между рядами — 60 см, расстояние между растениями в ряду — 30—40 см.
Воспитательница показывает рассаду, называет её, объясняет, как нужно посадить, затем полить её. Дети сажают рассаду в приготовленные лунки и поливают.
В это время младшие дети играют с песком, с игрушками.
2-й день.
Утром — рисование.
Предложить старшим детям нарисовать дерево с зелёными листьями, ствол закрасить в коричневый цвет. Маленькие дети тоже рисуют дерево, но более просто: одна линия — ствол, чёрточки с боков — ветки.
Накануне занятий воспитательница пробует сама изобразить дерево, чтобы на следующий день ей было легче объяснить и показать детям, как рисовать. Сначала коричневым карандашом посередине листа проводятся две линии сверху вниз так, чтобы наверху они сходились, а внизу слегка расходились, — это ствол. Его нужно закрасить коричневым карандашом. Верхние ветки рисуются короче нижних. На ветках нужно изобразить зелёные листья. Под деревом проводится чёрная или коричневая линия — это земля. Если на занятии останется время, можно предложить детям нарисовать травку. После занятия — игры на участке. Игра «У медведя во бору». Во вторую половину дня — прогулка к пруду.
Воспитательница берёт с собой сачок для ловли водных животных (40—50 см длины, диаметр кольца — 20 см), стеклянную банку, небольшой таз и ведёрко.
В пруду можно поймать карася, головастиков, жука-плавунца (крупный жук, который плавает, взмахивая ножками, как вёслами; поднимаясь на поверхность, высовывает брюшко); жука-водолюба (крупный жук, который, поднимаясь на поверхность, высовывает голову) . Около водоёма всегда много стрекоз. На прибрежных растениях иногда удаётся увидеть выход стрекоз из личинок. Это оставляет сильное впечатление и надолго запоминается детьми.
Приведя детей в намеченное место, воспитательница усаживает их на берегу и предлагает посмотреть, какого цвета вода, послушать, как квакают лягушки. Потом она вылавливает водных животных и пускает в таз. Показывая детям головастика жука-плавунца, она называет их, предлагает посмотреть, как они плавают. Рассматривая с детьми лягушку, указывает, что глаза у лягушки большие, выпуклые; передние ноги короче задних, и на задних имеются перепонки, поэтому лягушка может плавать. Воспитательница объясняет, что лягушки полезны: они едят мух, комаров. Затем она отбирает некоторых животных для уголка природы, остальных выпускает обратно в пруд.
3-й день
Утром — приготовление бумажных шапочек. Старшие дети садятся за стол, а маленькие играют с песком, с игрушками. Воспитательница надевает на одного из детей бумажную шапочку, которую она приготовила заранее, и говорит, что сегодня она покажет, как каждый может сам сделать такую же шапочку.
Воспитательница предлагает детям внимательно посмотреть, как надо сложить кусок газеты вдвое, затем ещё раз вдвое и развернуть второй сгиб. Посередине получается линия, которая идёт сверху вниз. Нужно загнуть два верхних угла бумаги к средней линии, загладить ногтем. Потом отогнуть кверху оба нижних края бумаги, которые видны с той и другой стороны шапки наподобие полос. Затем у каждой поднятой кверху полоски надо загнуть уголки так, чтобы вся шапка получилась в виде треугольника. Воспитательница показывает, как уголки полосок наложить друг на друга, аккуратно намазать клеем, заклеить.
Затем она раздаёт большие куски газетной бумаги длиной примерно 40 см и шириной 25 см. Дети делают, как им было показано. В это время на столе расставляют баночки или блюдца с клеем, кладут кисточки. Когда шапки готовы, дети заклеивают уголки, надевают шапки и играют.
Такие же шапочки старшие дети могут приготовить и для малышей, чтобы после занятия всем поиграть вместе.
Во вторую половину дня старшие дети вместе с воспитательницей подвязывают томаты к колышкам. Воспитательница ставит около растений колышки с северной стороны, на расстоянии 10—12 см от стеблей, даёт детям заранее нарезанные куски бечёвки и показывает, как осторожно, не ломая стеблей и листьев, подвязывать растения, чтобы они лучше росли. Маленькие дети играют в это время с песком, с игрушками.
4-й день
Утром — лепка моркови.
Показать детям, как у скатанного из глины столбика один конец закруглить, другой сделать острым. Старшим предложить вылепить корзинку и сложить в неё морковь.
Во время прогулки — игры на полянке: «Зайка серый умывается», «Ходит Ваня».
Во вторую половину дня — прогулка к реке, сбор мелких камешкой, ракушек. Загадать детям загадки:
У двух матерей По пяти сыновей.
(Пальцы на руках.)
Белое поле, чёрное семя: Кто его сеет, тот разумеет.
(Книга.)
Режу, режу, крови нету.
(Нож и хлеб.)
5-й день
Утром — чтение отрывка из поэмы М. Познанской «На родной земле». Старшие дети садятся В а свои места, маленькие в это время играют.
Воспитательница неторопливо, выразительно читает стихотворение.
Вот пришли домой коровы, И телята, и быки. Посмотрите, как здоровы, Как породисты, крепки!
Это — Милка, это — Роза, Это тёлочка Звезда. Привезли их из совхоза В мае месяце сюда.
Молоко у нас густое!.. На завод его сдают. На заводе масло бьют — Золотистое, крутое — И везде, во всём Союзе, В магазинах продают.
Говорят про нас в районе, Что у нас всех лучше кони. Хороши, звонкокопыты, Мчатся мимо табуны.
Кони веселы и сыты — Кари, серы, вороны... Им расчёсывают гривы,
Сыплют доброго овса — Потому они красивы, Тешит взоры их краса. Хоть у нас машин и вволю И горючего полно, А в лесу, в садах и в поле Кони нужны всё равно...
Вот и птичник: куры, гуси — Прямо целый птичий сад! Возле них моя бабуся Кормит маленьких цыплят.
То-то крику, то-то писку! Сбились все в один кружок. А бабуся держит миску, В миске — свежий творожок. Творожок пшеном посыпан.
— Цыпа, цыпа, цыпа, цыпа! Погуляют до заката. Солнце сядет за рекой Поедят опять цыплята, И тогда уж на покой...
Но ягнятам очень жарко — Шубки пышные душны!.. Я остриг бы их, да жалко, Не позволят чабаны.
Не позволят всё равно
Снять до осени руно!..
Шерсти мягкой, шелковистой Мы побольше напрядём. Как навяжем рукавичек — Пограничникам пошлём!
Затем воспитательница разговаривает с детьми о домашних животных, имеющихся в колхозе. После занятия дать детям шишки, камешки, ракушки, показать, какие узоры можно выложить из них на земле, на песке. Потом провести игру «Найди свой домик».
Вовторую половину дня — прогулка на луг за цветами.
Предложить одной группе детей собрать цветы клевера, другой — мышиного горошка, третьей — колокольчиков. Одной группке малышей поручить собрать белые цветы, другой — красные.
Из собранных цветов дети делают букеты, плетут венки. Воспитательница показывает старшим детям, как красивее подобрать цветы, как сплести венок, как сделать красивую шапочку. При плетении шапочки верхушки цветов оставляют свободными. Закончив плести основание шапочки, верхушки всех стебельков соединяют под цветами и перевязывают. Дети надевают шапочки, поют, пляшут. С малышами провести игру «На зелёном на лугу».
6-й день
Утром — пение. Под звуки бубна дети обходят площадку и садятся. Воспитательница предлагает детям послушать новую песню про советских лётчиков, детей и про самолёты нашей любимой Родины.
Она поёт песню «Самолеты» муз. Александрова, а затем даёт послушать эту песню в граммофонной записи. Все дети повторяют песню «Ходит Ваня». Воспитательница напоминает, что петь надо звонко, хорошо.
После этого старшим детям воспитательница предлагает спеть украинскую народную песню «Веснянка». Воспитательница спрашивает у детей: «Как надо спеть слова песни «громко стали голуби ворковать» (ответ детей), «а в лесу подснежники расцвели» (ответ детей). Дети старшей группы поют звонко и выразительно. Можно предложить двум-трём хорошо поющим старшим детям спеть эту песню, а потом всем поплясать.
После занятия — спокойные игры на участке. Кроме обычных игрушек, можно дать для игры вылепленные детьми морковь и корзинки, а также ракушки, камешки и шишки для выкладывания узоров.
Во вторую половину дня — сбор редиски на детском огороде.
Показать детям, как надо собирать редиску. Рассмотреть, какая выросла редиска на огороде. Передать урожай на кухню, чтобы к ужину подготовили редиску в сметане.
Третья неделя
1-й день Утром — игра «Угадай, что мы задумали?»
В игре участвуют все дети. Они садятся вокруг воспитательницы. Один из детей уходит. Все остальные вместе с воспитательницей загадывают какой нибудь предмет. Ушедший входит, и кто-нибудь из детей описывает загаданный предмет, например: «Круглый, красивый, красный и синий, хорошо скачет, а как называется?» (Мячик.) Вначале описание задуманного предмета, делает воспитательница. Игра повторяется несколько раз.
Остальное время до обеда дети проводят на участке: играют, строят, пускают мыльные пузыри.
Во вторую половину дня — игры на поляне, на лугу, новая игра «Гуси-лебеди».
Воспитательница объясняет содержание игры: «Хозяйка кормит, поит своих гусей и бережёт их от волков. Гуси любят хозяйку, слушают её: когда она зовёт их домой, бегут быстро, чтобы волк их не поймал. Большие гуси заботятся о маленьких гусятах, не оставляют их одних. Волк сидит под горой и хочет поймать гусей, но гуси быстро от него убегают».
После объяснения игры воспитательница выбирает одного или двух волков. Вначале хозяйкой бывает воспитательница, а затем по очереди старшие дети. Хозяйка гонит гусей пастись, гуси остаются в поле, щиплют траву, а она возвращается домой. Потом хозяйка зовёт их: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Серый волк под горой». Хозяйка спрашивает гусей: «Что волк делает?» — «Гусей щиплет». Хозяйка снова зовёт гусей: «Ну, бегите же домой». После этих слов гуси бегут домой, а волк их ловит.
Старшие дети должны ловко увёртываться от волка и не попадаться ему (надо договориться заранее, что волк ловит только старших). Игра повторяется раза два с участием малышей, потом они берут игрушки и уходят, а старшие продолжают играть.
2-й день
Утром — рисование.
Дети рисуют, кто что хочет. Чтобы помочь детям придумать содержание рисунка, воспитательница вспоминает с ними, что они видели в лесу, какие рвали на лугу цветы, в какие игрушки играли и т. д. С младшими детьми вспоминает, что они научились рисовать. В конце занятия воспитательница показывает детям их рисунки, отмечает, что у всех нарисовано разное.
После занятия — прогулка в лес, сбор цветов, составление букетов.
Во вторую половину дня — во время прогулки пение с детьми знакомых песен. Сбор сосновой коры для приготовления игрушек-самоделок.
3-й день
Утром — лепка.
Показать, как вылепить редиску: вытянуть у шарика с одного бока острый хвостик. Старшим предложить, кроме редиски, лепить огурцы.
После занятия игры с мячами, игра «Каравай».
Во вторую половину дня — прогулка по улице. Поговорить со старшими детьми о том, из чего делают дом, крышу.
4-й день
Утром — игра «Отгадай, какой цветок».
Дети садятся за столы. У воспитательницы в руках букетик полевых цветов. Она ставит цветы в банку с водой на стол перед детьми, вынимает по одному цветку и спрашивает детей: как называется цветок, какого ои цвета, на что похож, пахнет или нет, где растёт?
Потом воспитательница описывает какой-либо из названных цветов или загадывает загадку о нём, а дети узнают, какой это цветок. Так, например, воспитательница говорит: «Серединка жёлтая, края белые; цветок красивый, похож на солнышко, растёт на лугу». Дети отгадывают: «Это ромашка». Потом трое-четверо детей по очереди описывают какой-либо цветок, а остальные дети слушают их и называют цветы, о которых идёт речь. (Такую же игру можно проводить на лугу, на участке возле клумбы.)
До обеда — игры на участке. Игра «Гуси-лебеди».
Во вторую половину дня дети моют игрушки, вытирают влажной тряпочкой листья комнатных растений (крупные листья фикуса плектогины и др.). По окончании уборки проводится хороводная игра «Ходит Ваня».
5-й день
Утром — чтение рассказа «Кружка молока» Л. Воронковой.
Дети сидят около воспитательницы. Она читает:
— На молочной ферме родилась тёлочка. Она была жёлтая, только глазки чёрные.
— Жёлтая тёлочка. Как золотая зорька! — сказала телятница Настя.
Так тёлочку и стали звать Зорькой.
Тёлочку поставили в деревянную клетку.
Клетки — одинаковые, а жители — разные. Из одного окошка поглядывал чёрный бычок Силач, из другого — пёстрая тёлочка Рябинка. А дальше ещё много было всяких бычков и тёлочек.
Каждый день — и утром, и в полдень, и вечером — приходила к телятам телятница Настя.
Она поила их молоком, давала им сена, чистила их щёткой, меняла подстилку. Скоро наступила тёплая погода, и телят выпустили на солнышко, на зелёную траву... Все они стали прыгать, играть. А наигравшись, легли отдыхать.
Зорьке лежать не хотелось, и она убежала из стада.
Зорька бежала и сама не знала куда. Свернула в ворота и попала на птичий двор. Тут поднялся вокруг неё шум, закричали куры и петухи. Они бросились от Зорьки в разные стороны, бежали, кричали, хлопали крыльями так, что даже перья летели, — вот как испугались Зорьки. А Зорька и сама их испугалась.
Тут прибежал пастушок Ваня и погнал тёлочку в стадо.
Зорька увидела телят, обрадовалась и стала вместе с ними ходить в стаде, щипать свежую травку. На пастбище Зорька подружилась с пёстрой тёлочкой Рябинкой. Они повсюду ходили вместе. Куда Рябинка идёт — туда и Зорька. Куда Зорька идёт — туда и Рябинка. Если отдыхают, то лежат рядышком. А иногда стоят и лижут друг друга.
В полдень пастухи пригоняли телят к реке. Телята пили прохладную воду и отдыхали на берегу, под кустами и под деревьями. В тёплые дни они грелись на солнышке, от дождика прятались в кусты.
Прошло весёлое лето, а за ним зима и весна. Тёлочка Зорька выросла и стала большой коровой, с большими рогами. Но рога у неё выросли только для красоты — Зорька была добрая, смирная и никогда не бодалась.
Потом у Зорьки родился сынок — пёстренький, чёрный с белыми пятнами.
Телятница Настя обрадовалась бычку и сказала:
— Вот Зорьку вырастила, а теперь буду ее сынка растить. Только как мы его назовём?
Подумала, подумала и решила:
— Так и будем бычка звать — Сынок.
Стали Зорьку доить. Надели ей на вымя доилку. Доилка фукает потихоньку: фук-фук, фук-фук, и молоко льётся в бидон. А Зорька стоит спокойно, жуёт и ждёт, когда её подоят.
Много коров на колхозной ферме. И молока в колхозе много. Вот какие большие бидоны налиты молоком!
Молока всем хватает. Пришли за молоком колхозники — всем налили, кому сколько нужно. Потом пришла телятница, взяла молока для телят.
А молока ещё много. Поставили бидоны с молоком на машину и повезли на сливной пункт. А оттуда молоко в большой цистерне отправили в город, в молочную.
Мама пошла в молочную, купила молока и принесла детям:
— Пейте молоко, дети. От молока будете крепкими и здоровыми!
И налила им по полной кружке свежего, густого молока».
После занятия воспитательница проводит на участке игру «У медведя во бору». Во вторую половину дня — прогулка на луг, сбор цветов, плетение венков.
По возвращении с прогулки воспитательница вместе со старшими детьми делает из сосновой коры, лодки с парусами. Дети, которые умеют пользоваться ножом, по показу воспитателя самостоятельно делают форму лодки, другим помогает воспитательница.
Старшие дети вместе с малышами пускают лодки в тазу, наполненном водой.
6-й день
Утром — пение.
Дети садятся на свои места. Воспитательница предлагает им послушать русскую народную песню «Гуси».
1. Гуси, вы, гуси, Серые гуси!
Га-га-га, га-га-га! (2 раза)
2. Где вы бывали, Что вы видали?
3. Мы видали волка, Нёс волк гусёнка.
4. Самого лучшего, Самого большого.
5. Гуси, вы, гуси. Серые гуси!
6. Щиплите вы волка — спасайте гусёнка!
После пения воспитательница спрашивает у детей, о ком поётся в песне, видели ли они гусей, как гуси кричат. После беседы воспитательница ещё раз поёт песню «Гуси». При исполнении песни второй раз, она просит детей вместе с ней петь протяжно припев «га-га-га...»
Воспитательница предлагает спеть песню «Ходит Ваня»: сначала всем детям, затем подгруппе младших, подгруппе старших детей; хорошо поющим детям можно предложить спеть по одному. В заключение песню поют хором.
Затем старшие дети выразительно поют песню «Веснянка», повторяют песню по одному, по двое.
Воспитательница предлагает детям поплясать. Показывает новые движения: помахивание кистями рук, повороты рук, притопывание одной, затем другой ногой. Под музыку «Ах, вы сени» дети разучивают новые и закрепляют знакомые движения.
В конце воспитательница предлагает детям поплясать, кто как хочет.
После занятия — спокойные игры на участке с игрушками, в песочном ящике. Во вторую половину дня — прогулка на ближнюю поляну. Игра «Угадай, что мы задумали».
Четвёртая неделя
1-й день
Утром — разучивание стихотворения «Колокольчики» А. Толстого со старшими детьми. Маленькие спокойно играют поблизости с игрушками.
Воспитательница говорит: «Дети, вы знаете разные цветы, а сегодня я вам прочитаю стихотворение о колокольчиках».
Колокольчики мои, Цветики степные! Что глядите на меня, Тёмно-голубые?
И о чём звените вы В день весёлый мая, Средь некошеной травы Головой качая?
Воспитательница предлагает послушать ещё раз и читает стихотворение 2—3 раза. Затем она спрашивает детей: «А как называются колокольчики в этом стихотворении?» (Дети отвечают.) «А какого цвета колокольчики?» (Дети говорят: «Тёмно-голубые».)
«Кто из вас, дети, сможет прочитать стихотворение?» Сначала воспитательница вызывает тех, кто хочет, а потом и других детей, по своему усмотрению. Дети по одному читают стихотворение. Для лучшего запоминания стихотворения в конце занятия воспитательница читает его снова.
После занятия, во время прогулки, проводится игра «Гуси-лебеди».
Во вторую половину дня на прорулке можно спеть с детьми знакомые песни, с малышами повторить игру «На зелёном на лугу».
Пускание мыльных пузырей.
2-й день
Утром — рисование.
Предложить старшим детям нарисовать домик, дерево, забор. Объяснить детям, чтобы они брали для раскрашивания карандаши разного цвета: коричневый — для ствола дерева, зелёный — для веток, красный или зелёный — для крыши дома. Маленьким предложить нарисовать дорожки, ёлочки, дождь.
После занятия — игры с мячами, прыгалками, вожжами.
Во вторую половину дня со старшими детьми проводится игра «Угадай, кто пришёл». Малыши в это время играют поблизости.
Дети размещаются вокруг воспитательницы. Один из играющих садится возле нее и закрывает глаза. Воспитательница берёт за руку другого ребёнка, подводит к сидящему с закрытыми глазами и спрашивает его: «Миша, угадай, кто к тебе подошёл: это девочка, в косе у неё красный бантик, платье синее с белыми горошками, на ногах голубые носочки». При повторении игры загадывать могут сами дети.
3-й день
Утром — игра «Поручения» (счёт предметов). Дети садятся в кружок. Воспитательница ставит на стол ранее заготовленные коробки с камешками, шишками, желудями и другими мелкими предметами (по 10 штук). Она вызывает кого-либо из детей и предлагает: «Достань из коробки пять шишек!» Вызванный ребёнок медленно и громко отсчитывает предметы: «Одна... две... три... четыре... пять... пять шишек».
Если ребёнок неправильно сосчитал, то воспитательница предлагает ему положить шишки обратно в коробку и пересчитать снова.
Кроме отсчитывания предметов из коробочек, можно поручить пересчитать окна в здании детского сада, столы, стулья, мячи и т. п. Нужно только помнить, что детям 3—4 лет поручается пересчитать не более 3—4-предметов, а детям 5—6 лет — не более 10.
После занятий — игра «У медведя во бору».
Во вторую половину дня — песни, пляски, игры.
Воспитательница предлагает детям старшей группы спеть песню «Веснянка», а затем всем вместе поиграть в хороводную игру «Ходит Ваня». Кто-нибудь из взрослых играет на баяне и поёт русские народные песни: «Светит месяц», «Уж как я ль мою коровушку люблю» и другие.
Воспитательница предлагает детям поплясать под весёлые мелодии: «Ах, вы сени», «Из-под дуба».
Со старшими детьми прополоть грядки на своём огороде; младшие в это время собирают вырванную траву и сносят её в одну кучу.
4-й день
Утром — лепка.
Все дети лепят, кто что хочет. Воспитательница помогает детям придумать, что вылепить, если это кому-либо трудно. Она следит, чтобы дети аккуратно работали с глиной, советует, как вылепить ту или иную форму, как прочнее скрепить части. Старшие дети после лепки убирают со столов дощечки, складывают остатки глины в таз.
После занятий — прогулка на поляну, игра «Зайка серый умывается».
Во вторую половину дня — часть старших детей стирает кукольные платья, другая часть — пускает в тазу с водой лодочки из бумаги, приготовленные заранее воспитателем.
Игра «Кто скорее намотает шнурок?» К забору привязываются два шнура 5—6 м длиной. Двум детям, даются небольшие палочки (10— 12 см), на которые они должны намотать шнур. После того как воспитательница просчитает «один, два, три», дети начинают наматывать шнуры. Тот, кто скорее окончит, считается выигравшим. Игра заканчивается после того, как в ней примет участие 8—10 детей.
5-й день
Утром — игра «Чудесный мешочек».
Воспитательница рассаживает детей полукругом; рядом со своим стулом ставит маленький столик для игрушек, о которых дети будут рассказывать.
Игрушки (большие и маленькие шарики, грибки, мячи, деревянные яйца) укладываются в красивый мешочек. Воспитательница говорит: «Дети, это чудесный мешочек». Заглядывает в мешочек и продолжает; «Там много всяких игрушек. Какие они все красивые! Вам тоже хочется узнать, какие это игрушки? Сейчас ко мне подойдёт Вася, вынет из мешочка ту игрушку, которая ему первая попадётся, и покажет её всем детям».
(Количество игрушек рассчитано на 12—15 детей.)
Ребёнок вынул, например, матрёшку. Воспитательница спрашивает: «Как называется эта игрушка? Расскажи, какой у матрёшки платочек, сарафанчик».
Затем достаёт игрушку другой ребёнок. Воспитательница его спрашивает: «Какую игрушку ты достал? (Шарик.) Какого он цвета? Большой или маленький? Из чего он сделан? Как можно играть с шариком?» Игра повторяется так же и с другими игрушками.
Когда все игрушки взяты из мешочка, воспитательница незаметно кладёт туда ещё игрушку, например кошечку, и говорит: «Подождите, здесь ещё что-то есть. Отгадайте, что здесь, подумайте хорошенько:
Зверь знакомый С шёрсткой гладкой, Спать на печке любит сладко, Выгнет спинку он дугой. Угадайте, кто такой. После того как дети назовут кошку, воспитательница вынимает игрушку из мешочка и показывает всем.
В оставшееся до обеда время дети играют на лужайке, бросают шишки вдаль (шишки приносят с собой в мешочке или корзиночке).
Во вторую половину дня — прогулка в лес, сбор цветов, составление букетов. Игра «Гуси-лебеди».
6-й день
Утром — пение.
Дети ходят под звуки бубна и останавливаются, когда бубен замолкает. Так повторяется 2—3 раза.
Затем дети слушают пение воспитательницей песни «Гуси», старшие дети, подражая гусям, отвечают: «гага-га...» При пении во второй раз все дети протяжно поют: «га-га-га...».
С закрытым ртом, без слов, воспитательница поёт мелодию песни «Петушок». Детям, правильно назвавшим песню, воспитательница предлагает спеть «Петушок» вместе или по одному. Затем поют все дети.
Воспитательница объясняет, как играть в новую игру «Птички и автомобиль». Все дети — «птички» — сидят в своих «гнёздышках» (на стульях) и спят. Когда воспитательница несколько раз встряхнёт бубном, птички просыпаются, вылетают из гнёздышек и летают (бегают), стараясь ни с кем не столкнуться. Когда раздаётся гудок автомобиля (голос воспитательницы), птички быстро улетают в свои гнёздышки. Первый раз автомобиль изображает сама воспитательница. При повторении игры «автомобилем» становится кто-нибудь из старших детей.
После занятия — игры на участке с куклами, песком, кубиками. Во вторую половину дня — прогулка на луг, сбор цветов, плетение венков. Слушание сказки «Три медведя».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.