Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Основные условия правильного воспитания в семье. Продолжение


Л. И. Красногорская. "Роль семьи в воспитании дошкольника"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Ничто так не дезорганизует ребёнка, как отсутствие в семье устойчивых требований к детям и соблюдения твёрдого режима. Дети едят когда попало, встают и ложатся, когда хотят. Один раз с них требуют, чтобы они ложились в 9 часов, а в другой раз забывают об этом требовании. Иногда мать разрешает до обеда съесть булку с маслом, печенье или конфету, а потом упрекает ребёнка за то, что он «кусочничает» и ничего не ест за обедом. Некоторые матери, боясь, как бы не было у ребёнка недоедания, стараются заставить его есть уговорами, угрозами, а некоторые отвлекают его внимание сказками, чтобы как-нибудь сунуть в рот пищу. Советские физиологи экспериментально доказали, что пища, введённая в организм механически, без участия сознания, без аппетита, очень плохо усваивается и, следовательно, не приносит должной пользы.
Такие приёмы не только наносят прямой вред здоровью ребёнка, но и портят его характер.
При такой безалаберности в семье дети часто растут неуравновешенными, капризными, анархичными, беспорядочными, так как у них не вырабатываются привычки к точному времени, к порядку, организованности. Ребёнок не знает, что ему можно, чего нельзя, и плачем добивается выполнения родителями случайно возникших желаний. Отсюда ясно, что установленный для каждого возраста режим, начиная с ясельного, должен осуществляться с большой точностью и мельчайшее его нарушение должно быть отмечено и исправлено родителями. Необходимо в семье с раннего возраста устанавливать и определённые правила поведения детей, определять, что можно и чего нельзя делать. Ребёнок ясельного возраста уже начинает понимать элементарные требования к нему: хочет взять не полагающуюся ему вещь, но при твёрдо сказанном слове «нельзя» опускает руку. Запрещать ребёнку следует очень продуманно, не злоупотребляя. Но там, где нужно, слово «нельзя» должно звучать твёрдо и решительно, и запрещение должно последовательно поддерживаться всеми и всегда. Особенно это важно для малышей, которым ещё нельзя объяснить, в каких особых случаях запрещение может быть снято.
«Любочка очень любит цветы, — рассказывает мать о своей двухлетней дочке. — Она приседает около каждого цветочка, тянется к нему ручонками, качает восхищённо головой, улыбается. С первого дня приезда на дачу мы все внимательно следили, чтобы она не рвала цветы. Как только она протягивала к цветку руку, ей говорили: «Нельзя!» «Нельзя рвать!» Вскоре она привыкла, что цветы рвать не следует. Сегодня я пошла с ней в поле, и мы стали рвать одуванчики. Когда мы вернулись домой, Любочка быстро использовала полученный опыт. Не успела я оглянуться, как головки маргариток и виол уже были в её руках. Так досадно, что достигнутое коллективными усилиями всей семьи было так быстро разрушено моей непоследовательностью».
Уже в младшем дошкольном возрасте нужно приучать детей к правилам вежливости: сказать утром родителям и всем взрослым «доброе утро», а вечером «покойной ночи». При встрече с соседями поздороваться, подать вошедшим стул. Не перебивать, когда взрослые разговаривают. Нормой отношения детей к старшим членам семьи должно быть уважение к их труду, стремление помочь, оказать услугу, бережное отношение к отдыху родителей. «Когда я пришла к Ниночке, — рассказывает Е. И. Баташева,— её мать спала, а она тихонько мыла и вытирала чайную посуду. Девочка радостно бросилась ко мне навстречу и очень тихо сказала: «Идёмте, я покажу вам мой уголок. Пойдём тихонечко-тихонечко, а то мама спит, она пришла с работы, очень устала».
Малыш мало чем может помочь родителям, но он радостно, с любовью выполняет посильные поручения и свои маленькие обязанности. И очень важно, чтобы родители и старшие братья и сестры в этом его поощряли и поддерживали. Лидочке нет ещё двух лет, но она уже «помогает» родителям: не успеет отец или мать войти в комнату, возвращаясь с работы, как она уже идёт навстречу с домашними тапочками в руках. Родители радостно благодарят её за оказанную услугу. Если девочка не замечает прихода отца, он обычно озабоченно говорит: «Как же мне теперь быть, нет моих тапочек, где мне их взять?» Не успеет он проговорить эти слова, как дочка уже шествует со своей ношей, весьма довольная, что без её помощи папа не может обойтись. Охотно «помогает» Лидочка и бабушке: «А кто мне поможет подать на стол ложки?» — скажет бабушка, накрывая на стол к обеду. Девочка с радостью несёт ложки к столу и кладёт одну около другой, приговаривая: «Папа, мама, баба, няня, Саша, Лиля».
Характерной особенностью четырёхлетней Людочки является её стремление «помогать». В семье очень рано начали поддерживать в ней это стремление, хотя её «помощь» и доставляла родителям зачастую много хлопот.
Люда уже с двух лет стремится всем помогать. Стоит только матери взяться за стирку, и она тут как тут: «Я буду помогать». Конечно, её помощь в стирке, где имеешь дело с водой, представляет определённые трудности. Трудно уберечь такую крошку, чтобы она не вымочила платья, не наплескала на пол, но мать всё-таки даёт ей маленький таз и кукольное платье или несколько чистых небольших вещей. Девочка с радостью и усердием полощет в воде мелкие вещи, выжимает, вешает на верёвочку и затем вновь снимает, полощет и вешает.
«Ребёнок занят и доволен, и я время от времени её поощряю, — рассказывает мать. — Хорошо выстирала платочки! Вот какая ты у меня помощница! Какое у твоей Оленьки будет чистенькое платье!
Так же дружно мы шьём. Если моя работа даёт возможность не выпускать Люду из поля внимания, то я иду навстречу её желанию и даю тупую штопальную иголку с двойной ниткой, завязанной на конце узелком, и несколько лоскутиков, которые она усердно нанизывает на иголку. Особенно любила Люда позаниматься с отцом. Должна признаться, что всё это требует большого терпения, но я чувствовала в этом ценные ростки будущего. В четыре года мы уже ощущаем Люду как члена семейного коллектива, а её забота и стремление посильно помочь взрослым доставляют много радости и ей, и нам. Как только кто-нибудь из старших берёт ведро, чтобы пойти к колодцу за водой, она сейчас же берёт леечку и маленький бидончик: «Я тоже принесу маме воды». На днях наша соседка пошла к источнику за ключевой водой. Люда взяла свои ведёрки и попросила взять её с собой. Дорогой, как её ни уговаривали взять только одну леечку, она старательно несла и леечку, и бидончик.
— Я тоже принесу маме воды.
Я с большой радостью отметила её старание. Сейчас же налила из её бидончика и леечки воды в чайник, и несколько раз потом мы подчёркивали: «Какой вкусный чай из ключевой воды! Это Людочка водичку нам принесла». Вчера я стала наливать ей в тарелку сметаны, которую она очень любит, но она меня остановила: «Ты мне много не клади, оставь папе». Её папа иногда утром не успевает позавтракать, так как уходит очень рано. Когда он подходит к её кроватке проститься, она сквозь сон заботливо спрашивала: «А ты успел покушать?» Иногда Люда проявляет даже некоторую находчивость. Я как-то мела пол и забыла взять с собой совок. Собрав в кучку сор, я в затруднении остановилась, не зная, чем мне его собрать. Люда живо подскочила и сунула мне в руки картоночку, которая вполне заменила мне совок». При определении несложных обязанностей ребёнка необходимо очень внимательно учитывать особенности детей дошкольного возраста, конкретные и индивидуальные возможности каждого.
Задача семьи — воспитать удетей радостное, творческое отношение к труду, а таким может быть только посильный труд, подчинённый воспитательным целям, дающий детям удовлетворение и радость оттого, что они приносят пользу и умеют преодолевать трудности.
Не следует требовать от ребёнка многого, но выполнение того, что входит в его обязанности, должно повседневно контролироваться родителями, потому что без систематических упражнений, без приложения усилий к выполнению своих обязанностей, без укрепления чувства ответственности перед коллективом нельзя воспитать у ребёнка ценные волевые и моральные качества.
Требовательность в советских условиях — это не насилие над личностью ребёнка, а доверие и уважение к нему. «Как можно больше уважения и настойчивого, ясного, открытого требования: веди себя так-то и так-то...,— пишет А. С. Макаренко.— В семьях, где продуманно осуществляется эта требовательность со стороны родителей, легко достигается целенаправленность и организованность в выполнении детьми порученных обязанностей».
«Я очень внимательно слежу за тем, чтобы мои дети хорошо выполняли порученное им дело и возложенные на них обязанности, — рассказывает мать троих детей О. И. Кузнецова. — Я редко прибегаю к принуждению, не даю непосильных заданий и очень часто подчёркиваю, что, давая то или другое поручение, я оказываю ребёнку особое доверие.
Когда моей средней дочери исполнилось 4 года и она уже имела многие навыки самообслуживания, я сказала:
— Теперь ты подросла и, наверное, сможешь уже самостоятельно одеваться, убирать в своём уголке, может быть, тебе больше не помогать?
— Можно, можно, — обрадовалась девочка.
Надо было видеть, с каким упорством и старанием она преодолевала такие трудности, как зашнуровывание ботинок, одевание на прогулку, с какой энергией отвергала всякие попытки старшего брата сделать что-нибудь за неё.
Когда моему Серёже исполнилось 6 лет, я сказала: «Ты всегда мне хорошо помогал ухаживать за цветами, теперь, может быть, ты и без меня справишься?» С этого дня мальчик никогда не давал мне возможности умалять его роль в этом деле моим вмешательством.
Даже двухлетняя Лиля не остаётся у нас без дела: как только я снимаю пальто, возвращаясь с работы, она берёт маленькое полотенце, мыльницу и бежит впереди меня к умывальнику. Я стремлюсь к тому, чтобы каждое требование доставляло ребёнку удовольствие ощущать свои силы, гордиться умением преодолевать трудности». Такой стиль требовательности родителей вполне соответствует особенностям дошкольного возраста и отвечает задачам коммунистического воспитания.
Доверие и систематическая требовательность родителей постепенно воспитывают у детей радостное отношение к труду, чувство ответственности перед коллективом, организованность, дисциплинированность, целеустремлённость в достижении намеченной цели, развивают их творчество, инициативу, активность.
Систематическое выполнение детьми несложных поручений, определённых обязанностей в семейном коллективе играет большую роль в воспитании этих ценных качеств, без которых невозможно успешное обучение в школе. Нельзя, однако, не отметить, что в режиме дня дошкольника поручения и трудовые обязанности должны занимать небольшое место.
Родителям никогда не нужно забывать о возрастных особенностях ребёнка. Основным видом деятельности ребёнка-дошкольника является игра, в распорядке дня ребёнка необходимо отводить ей достаточное количество времени.
Игра не только потребность ребёнка, но и одно из основных средств всестороннего воспитания. Игра — основной источник радости детей, а радость необходима для нормального развития ребёнка, как солнце для растения. Дитя, лишённое радости, увядает, как цветок без солнца.
Советский ребёнок должен расти жизнерадостным, ловким, крепким, подвижным. Эти качества в дошкольном возрасте в значительной мере развиваются в подвижных играх детей. Все родители знают, как любят дети игры, связанные с бегом, прыжками («пятнашки», «прыгалки» и др.).
Игры имеют большое значение в воспитании моральных качеств. В играх воспитывается коллективизм, организованность, инициатива. Надо подчиняться правилам игры, считаться с интересами товарищей, выполнять игровые роли, преодолевать препятствия. Дети играют в железную дорогу — им нужны вагоны, семафор, телефон, и они проявляют изумительную находчивость, изобретательность, упорство, чтобы найти выход из затруднений, возникающих в игре.
В зависимости от содержания игр и поведения детей во время игры у них воспитывается то или иное отношение к окружающему, укрепляется тот или иной стиль поведения. Дети любят играть в нашу славную Советскую Армию — защитницу мира, в сталинских соколов — советских лётчиков, в стахановцев, знатных колхозников и т. д. Ребёнок искренне переживает ту роль, которую он выполняет в игре, и эти переживания не проходят бесследно для формирования его личности.
Не проходит игра бесследно и для умственного развития. Хорошая игра требует определённого кругозора, деятельности воображения, умственного усилия. Чтобы отражать в игре окружающую жизнь, как это делают дети, нужно наблюдать, запоминать, воспроизводить виденное. Многие игры требуют быстрой сообразительности, находчивости. Кто прислушивался к разговорам детей во время игры, тот знает, что именно в играх речь ребёнка наиболее свободна и красочна.
Всё это говорит о том, что игра действительно имеет большое значение для всестороннего воспитания детей, но было бы ошибочно думать, что игра воспитывает детей сама по себе, стихийно.
Наоборот, далеко не каждая игра имеет на детей положительное влияние. Вот типичное содержание игр Нели Б. с подружками.
— Здравствуйте! Как поживаете? Что новенького? Ах, у нас сегодня такой шум был в квартире — просто ужас!
— Боже мой, что же случилось?
— Представьте, Пётр Степанович назвал Марию Никифоровну сплетницей... Ах, что было! Что было! Они чуть не подрались.
— Ай-яй-яй! Вы только подумайте! Как же это произошло?..
Что может дать такая игра, какими чувствами обогатить? В ней нет ни педагогически ценного содержания, ни проявления какой-либо инициативы. Изо дня в день Неля и её подружка Маня копируют праздные разговоры квартирных кумушек.
Боря, наоборот, совершенно не интересуется тем, что происходит вокруг него. Его интересуют больше всего заводные автомобили. Их он готов пускать целый день, пока не сломается завод. Сначала его родители думали, что это будущий инженер, но вскоре заметили, что он совершенно равнодушен к механизму автомобиля. Испортился завод — он требует, чтобы купили другой. В такой игре не нужно ни усилия мысли, ни трудового усилия, ни находчивости. Она вполне подтверждает вывод, сделанный А. С. Макаренко из анализа аналогичной игры: «Игра без усилия, игра без активной деятельности — всегда плохая игра».
Руководить играми — это прежде всего обеспечить для них такое содержание, которое способствует всестороннему воспитанию детей, формированию в них лучших человеческих качеств, выявлению самодеятельности, инициативы.
Родители легко могут осуществлять такое руководство, подавая детям хороший пример для подражания, направляя их наблюдения, подбирая соответствующий материал для рассказывания.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +