Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Любуются колхозники на свои поля, А рядом электрические ходят трактора. Заменим электричеством тяжелый труд
людей. Поставим трактора вместо лошадей.
— Неплохо, Коля, но нехватает музыкальности, — сказал Анастасий Фотиевич. — Стихи — это песня. Пушкин писал, что его муза пела. Кто скажет, что значит слово «муза»?
Это сказала Инга. Когда она окончила свои объяснения, Юра С. поднял руку:
— А вот это стихотворение Кольцова, правда, можно петь?
Степь раздольная Далеко вокруг, Широко лежит, Ковылой — травой Расстилается!.. Ах ты, степь моя, Степь привольная, Широко ты, степь, Пораскинулась, К морю Чёрному Понадвинулась!
— Да, ты прав, — одобряет учитель, — эти строки легко положить на музыку.
Каждый день появлялись новые поэты. Анастасий Фотиевич разбирал стихи на уроках, и все ребята участвовали в этих разборах. В классный журнал ставилась отметка за стихотворение, сложенное дома.
Очень много стихов писала Нелли В. Ей долго не давался ритм.
— А ты брось, — советовали ребята, — не пиши.
— Нет, мне очень хочется написать стихотворение,— признавалась девочка. — Я добьюсь.
И она уловила тайну ритма и рифм. Ее стихотворение «Елка» поместили в школьном рукописном журнале. Весь класс радовался за подругу.
Юным стихотворцам уже нехватало книг в школьной библиотеке. По совету Анастасия Фотиевича многие записались в Пушкинскую городскую, где часто проводили конференции читателей, где давно работал литературный кружок. В школе Анастасий Фотиевич устраивал обсуждение книг, особенно любимых ребятами. Как-то Инга сказала ему:
— Мне хочется написать повесть, только я не знаю, о чем. Я так люблю «Молодую гвардию»... Вот если бы написать такую книгу!
Учитель не улыбнулся. Внимательно и серьезно он посмотрел на тоненькую голубоглазую девочку.
— Это большой труд, Инга. Ты мечтаешь о таком труде?
- Да.
Увлечение стихами понемногу проходило, но почти все ребята, писавшие стихи, выступали на школьном конкурсе чтецов. Инга читала отрывок из «Молодой гвардии» Фадеева — «Руки матери». За это выступление она получила пятерку. Остро восприняв мысль художника, девочка сумела по-своему ее передать. Запоминалось чистое, ясное произношение, богатство интонаций, музыкальность Инги. Почти все это можно было уловить в ее сочинениях. Писать о больших чувствах она еще не умела, потому что сама не изведала этих чувств. Ей нравилось описывать школьный сад, рощу, сосны у дороги. На первой контрольной в сентябре она писала, низко наклонившись над партой: «Осень. Прекрасная пора... В раскрытое окно влетает тихий, теплый ветерок и шелестит занавесками. Желтовато-зеленые листья медленно кружатся в прозрачном воздухе и осторожно ложатся на почерневшие поля. Не видно уже того зеленого бархата, который устилал землю в летнюю пору... Идете по лесу, прислушиваетесь и слышите много разнообразнейших, таинственных звуков, которые неуловимы для нечуткого уха. В лесной чаще полутемно, и вдруг... в глаз вам ударяет ослепительный свет...»
Читая сочинения Инги, Анастасий Фотиевич задумывался. Кто знает, быть может, мечта этой девочки — написать книгу, которая взволнует человеческие сердца,— сбудется когда-нибудь. Но как надо беречь этот хрупкий зеленый росток! Его очень легко сломать... И Лызлов помогал своим ученикам избавиться не только от лени, рассеянности, капризов, но и от хвастовства, тщеславия, беспечности.
В июле 1949 года в жизни Лызлова произошло большое событие: он получил звание заслуженного учителя.
В Пушкинской школе номер три был торжественный ьечер: чествовали Анастасия Фотиевича, заслуженного учителя русского языка и литературы.
Взволнованный, поднялся он, чтобы сказать ответную речь. Волнение не помешало ему остаться верным себе.
— Дорогие друзья, — сказал Анастасий Фотиевич, — в нашей стране Коммунистическая партия создает прекрасные условия для работы педагога. Наш долг перед народом и партией — совершенствоваться в своем труде, неустанно работать над собою.
Он вспомнил о письме учительницы Малоземовой, написанном больному Некрасову. Учительница писала поэту, что если бы герои его поэмы «Кому на Руси жить хорошо» встретились с нею, то они нашли бы счастливца, которого искали так долго. Счастьем учительница Малоземова считала свой труд в школе.
— Что же сказать нам, советским педагогам?— спросил Лызлов. — Я считаю, что мы сами обязаны учиться, учиться все время, всегда, если хотим быть действительно счастливыми педагогами, которых любит школа.
И Лызлов, который работал над собою всю жизнь, обещал, что будет «работать больше».
Вскоре произошло другое событие, которое по-новому осветило его работу. И в этом свете он увидел свои ошибки, свои успехи, свое будущее с такой ясностью, что уже не мог не работать лучше, чем прежде.
Были опубликованы труды И. В. Сталина о языкознании. Перечитывая их, Лызлов понял, что получил программу для построения своих занятий в школе.
Никто уже не упрекал его, что он придает грамматике слишком большое значение, увлекается историей языка и хочет вырастить своих учеников поэтами.
На совещании учителей Пушкинского района Лызлов сделал доклад «Преподавание русского языка в школе в свете учения товарища Сталина»... На каждом уроке, в работе над изготовлением наглядных пособий, на литературной конференции, во время подготовки к занятиям ему помогала книга Иосифа Виссарионовича Сталина о языкознании.
Снова, уже на шестом десятке лет своей жизни, Лызлов испытывал творческий подъем. Он был принят в члены Коммунистической партии. Его требовательность к себе еще больше возросла, он был требователен и к другим.
В июне 1953 года Лызлов был избран секретарем школьной партийной организации. Никогда еще в Пушкинской школе номер три не ставился так остро вопрос о воспитательной работе. Педагоги-коммунисты помогали комсомольской организации и пионерским отрядам, изучали их работу, потом рассказывали об этом на пар-тайных собраниях. Анастасий Фотиевич снова и снова напоминал, как важно учителю работать над собою, быть всесторонне развитым человеком, обладать политическими знаниями.
Было проведено собрание педагогов-коммунистов вместе с партийной организацией Пушкинской фабрики «Серп и молот». Дети рабочих и служащих этой фабрики учатся в школе номер три. Директор Василий Гаврилович Сягаев рассказал, как ребята занимаются и ведут себя в школе. Дети коммунистов должны были бы стать примером для других, но пока еще это не так. А можно ли считать хорошим коммунистом человека, не умеющего воспитывать своего ребенка? И родителям надо учиться, надо все время работать над собою, чтобы вместе с учителями вырастить молодых строителей коммунизма. Родители и педагоги согласились с Василием Гавриловичем, что правильное воспитание ребенок может получить только в дружной семье, где нет ссор, грубости, затаенной неприязни, равнодушия. Дети нуждаются в постоянном внимании отца и матери, в дружеском, но строгом контроле. Ребенку нужна ласка и в то же время требовательность родителей. Дома у детей должны быть определенные обязанности, труд так же необходим подростку дома, как и в школе.
Вячеслав Эдуардович Сухотский, преподаватель литературы, сделал на комсомольском собрании доклад: «Моральный облик советского молодого человека». В тот вечер ребята вспоминали и Зою Космодемьянскую, и Олега Кошевого, и комсомольцев, поехавших поднимать вековую целину в Казахстане и на Алтае.
Говорили о своих школьных делах, критиковали грубиянов и лентяев. Грубость, лень, самодовольство — это первые признаки той плесени, которая иногда еще обнаруживается, казалось бы, совсем неожиданно, в глубоких извилинах нашей жизни.
Молодая учительница истории, комсомолка Васина однажды танцовала на школьном вечере «стилем». Эта развязная манера танца давно уже осуждена молодежью и запрещена в танцовальных школах.
— Как будто бы мелочь, — сказал Анастасий Фотиевич Васиной,— а ведь ребята перестанут вас уважать после этого. Надо обдумывать каждый свой шаг,— вспомните, сколько раз я это говорил!
Лызлов говорил так не только Васиной. Секретарь партийной организации, заведующий учебной частью, он всюду, где только было можно, учил педагогов.
А учить приходилось многому. Часто он задавал молодому преподавателю простой, но всегда неожиданный вопрос:
— Чему вы научили детей за полгода? Неопытный педагог начинал вспоминать программу, раскрывал учебники.
— Позвольте, позвольте, — перебивал Лызлов, — это не то. У вас в первой четверти было четыре двойки и во второй — четыре двойки. Не видно движения вперед. Индивидуальные занятия с этими ребятами проводите? Сколько раз вы на пионерских сборах были?
— Анастасий Фотиевич, — эти четыре двоечника мне, видно, в наказание даны. Они просто не хотят учиться, их никто не может заставить!
— Ну нет, — говорил Анастасий Фотиевич, — таких детей не бывает.
И, усадив молодого учителя, он рассказывал историю класса, который несколько лет назад называли «трудным».
В школе уже забыли, что Вера Н. была худенькой, бледной девочкой с угрюмо опущенными глазами. Да была ли она такой? Живой, веселый подросток с ярким, задорно-румяным лицом, Вера Н. с увлечением работала последнюю весну в пушкинском колхозе «Вперед». Девятый класс проходил производственную практику. Сажая землянику в колхозном саду, изготовляя с подругами торфоперегнойные горшочки, Вера решила быть агрономом. Она мечтает поступить в Сельскохозяйственную академию имени Тимирязева. Может быть, это и произойдет через год. Переходя в десятый класс, Вера получила на экзамене по биологии пятерку. На экзамене по литературе Анастасий Фотиевич поставил ей четыре.
Такую же отметку получил и Коля П. Он уже не пишет стихов, но много читает и с успехом избавляется от своих ошибок, с неумолимой точностью записанных в «Книжке учета» Анастасия Фотиевича. Двоек на экзамене по литературе в девятом «А» не было, как и на экзаменах по другим предметам. Лучший класс Анастасия Фотиевича сдал годовые испытания без неудовлетворительных оценок.
Инга приняла твердое решение. Недавно еще она хотела после окончания школы поступить в театральное училище. Теперь это кажется девушке ошибкой. Она сказала своему учителю Лызлову:
— Ведь вы знаете, Анастасий Фотиевич, что я не могу жить без литературы. У меня одна дорога — в МГУ, на литературный факультет...
— Это серьезно говорится? — спросил учитель. — Может быть, вы еще не раз перемените решение?
Глаза, напоминающие лесные колокольчики, потемнели.
— Я ваша ученица, Анастасий Фотиевич. Почему вы не верите, что моя мечта сбудется?
Учитель сказал так искренно, что слова его прозвучали требовательно и строго: — Всегда верил, Инга.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.