Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Потом начались вопросы: «А другие буквы тоже не всегда были такими, как сейчас?», «Почему стали говорить по-другому?»
Лызлов понял, что отступление вглубь истории вызвало у ребят новые мысли, живой интерес к прошлому родного языка. Учитель решил использовать этот интерес. Преподавая грамматику, он стал приводить коротенькие исторические справки, доступные пониманию детей.
Проверяя тетради учеников шестого класса, писавших изложение, Лызлов нашел одну и ту же ошибку у четырех человек. Ребята написали: «Дом был охвачен пламем»...
На уроке русского языка в этом классе Анастасий Фотиевич вызвал ученицу, отличавшуюся умением выразительно читать. На столе у него лежал раскрытый том Пушкина. Показав девочке несколько строк из второй главы «Евгения Онегина», учитель предложил: — Прочитайте.
Тонкий, высокий голосок прозвенел на весь класс:
Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой.
— Какие слова вы слышите здесь первый раз? — спросил учитель ребят.
Одни ответили — «проза», другие — «пламень». Но тут же кто-то крикнул:
— «Пламень» — это одно и то же, что «пламя», все равно...
— Правильно, — сказал Анастасий Фотиевич. — Обычно мы говорим в именительном падеже «пламя», но, как видите, можно сказать и «пламень». А вот, как вы думаете, правильно будет — «знамень»? Можно так сказать?
— Нельзя!
— Можно!
— Ведь нельзя, Анастасий Фотиевич?
— Раньше говорили «знамень». Это старая форма именительного падежа, так же как и «пламень». Теперь мы говорим «пламя» и «знамя», но суффикс «ень» остался в других падежах.
Скоро Лызлов заметил, что дети очень любят эти исторические отступления. Объясняя грамматические правила, он не видел скучающих лиц, опущенных глаз, рук, рисовавших в тетрадях всадников или футболистов. Правила не только запоминались, но и усваивались.
Лызлов замечал, что ученики уже сами ищут логики в грамматических правилах. Зубрить никто не хотел, ребятам понравилось рассуждать. В грамматике они увидели живые мысли.
Это произошло не сразу. Очень много рассказывала Анастасию Фотиевичу о ребятах «Книжка учета ошибок». Открыв «счет» на ученика в пятом классе, учитель вел этот «счет» до тех пор, пока ученик не получал аттестата зрелости. Это не простой учет.
Анастасий Фотиевич записал, что Коля П. путает причастия с прилагательными и в слове «распаханная» у Коли одно «н». Учитель дал мальчику задание повторить правила по правописанию причастий и выполнить дома соответствующие упражнения. Через несколько дней Коля принес тетрадь с упражнениями и получил новое задание. Потом в журнале рядом с Колиной фамилией появилась четверка. Это была оценка его домашней работы. Но через три месяца Коля сделал ту же самую ошибку. И снова он получил задание на дом. Ошибка исчезла, казалось, навсегда. Все-таки Анастасий Фотиевич посоветовал Коле повторить летом, во время каникул, причастия и прилагательные. А осенью в письменной работе Коли П. учитель нашел ту же самую ошибку. И только через год Коля избавился от этой ошибки действительно уже навсегда.
Непрерывное внимание учителя, работа, длящаяся годы, часто необходимы для того, чтобы ученик усвоил трудные для него разделы. Лызлов понял это, ведя записи ошибок.
Скоро он стал обобщать свои записи и сделал немало ценных выводов. «Книжка учета ошибок» подсказала ему, какие правила особенно трудны для ребят, на чем надо задержать внимание учеников, что необходимо углубить, где нужно дать историческую справку.
Однажды Анастасий Фотиевич сказал в Пушкинском отделе народного образования:
— Почти вся моя методика преподавания грамматики построена на учете ошибок учеников.
Да, у него вырабатывалась своя методика — этого нельзя было не признать. Он вступал в годы высокого творческого подъема. Учитель, с такой любовью определявший призвание каждого своего ученика, нашел и свое призвание.
Готовясь к урокам, он переживал те светлые минуты, которые зовутся вдохновением. Его дом в Пушкине, стоявший над речкой Серебрянкой, был полон книг. Но неправильно было бы утверждать, что здесь властвуют только книги. В доме часто слышались музыка и пение, звенели высокие детские голоса. Пела дочь Валя, учившаяся в Пушкинской музыкальной школе, пели ее подруги. Играл на скрипке или на рояле Анастасий Фотиевич. Лызлов, так любивший в свои студенческие годы музыку и пение, остался верен своим привязанностям. Часто он говорил, что музыкальное образование помогает усваивать язык, понимать поэзию, развивает мышление. Если с ним не соглашались, он начинал горячий спор, вспоминал о «кудринских ребятах»... В Пушкинской школе номер два училось много детей, живших возле Кудринской фабрики, расположенной в селе. На фабрике был клуб, известный своим оркестром и хором. В клубе занимался детский хоровой кружок.
— Эти ребята с Кудринки, — говорил Анастасий Фотиевич, — прекрасно, выразительно читают, у них отличное произношение. Мысли свои они передают связно, плавно, логично. Вот вам влияние музыки и пения. Да разве можно оспаривать это влияние? Недаром же древние создали образ сладкозвучного певца Орфея...
И он вспоминал чудесный миф об Орфее, который заворожил своим пением морских чудовищ и спас от смерти героев, плывущих на корабле «Арго» к берегам Колхиды.
— Видите, и в древности очень тонко чувствовали силу воздействия музыки.
Как некогда в Борисове, при самом горячем участии Анастасия Фотиевича был организован в Пушкинской школе хор учеников — мальчиков и девочек, Дети полюбили пение, пели не только в школе, но и дома, на сельской улице, в Пушкинской роще. У Лызлова светлело лицо, когда он прислушивался к детским голосам, звенящим, как мартовские ручьи.
— Пусть больше поют... Отличное занятие.
Он всюду утверждал, что это помогает детям развивать речь.
Над развитием речи ученика Лызлов никогда не переставал думать. Он говорил в шутку, что если молодой Карузо исполнял во сне любимые арии, то ему, Анастасию Фотиевичу, нередко снится, что он объясняет ученику значение приставок или суффиксов.
— Слушайте, ребята: «Путник взошел на гору»... «Мальчик вошел в сад»... «Человек перешел улицу»... «Солдат дошел до границы»... «Неприятель отошел к своим позициям»... «Старик ушел из дома»... «Он вышел из лесу»... «Враг обошел село»... «Ко мне зашел товарищ»... «Он пошел быстрее»...
Это было уже не во сне. На урок русского языка в пятом классе Анастасий Фотиевич принес таблицу, которую он составил дома, чтобы объяснить ученикам значение приставок. Учитель рисования, друг Лызлова, написал таблицу на листе ватманской бумаги черной блестящей тушью. Наглядное пособие было добротным и красивым.
В содружестве с учителем рисования Анастасий Фотиевич создал много таких наглядных пособий. Прежде всего они рождались в его воображении — обычно во время урока или за проверкой ученических тетрадей.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.