Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Беседа на секционных собраниях никогда не ограничивается вопросами теории и практики учительского труда. Здесь говорят о литературе, искусстве, о том, каким должен быть советский учитель в личной жизни.
Кто-то из учителей пожаловался однажды на то, что он не имеет авторитета среди населения.
— А ваш коллектив принимает участие в жизни колхоза? — спросил Александр Александрович. — Нет? Что же удивительного в том, что вы не пользуетесь авторитетом у колхозников? Как же можно учить и воспитывать детей, если вы далеки от интересов, которыми живут их родители? Учитель не может быть оторван от жизни народа. Мы должны изучать агрономию, работать в клубах и избах-читальнях, создавать колхозные кружки самодеятельности. Беритесь за дело горячо, молодо, с душой, и ваш труд оценят.
Много интересного, нового и нужного выносил из занятий секции и сам ее руководитель — Александр Александрович Никольский. Допоздна засиживался он в своей комнате за письменным столом, внимательно изучая вопросы, возникшие на совещаниях, просматривал заметки и коротко записанные им мысли педагогов, намечал новые темы для докладов на секции.
Александр Александрович запомнил волнение Гали. «Какую тему лучше всего поручить ей для доклада?» — думал он.
Никольский не сомневался в том, что девушка захочет и сумеет подготовить самостоятельное выступление.
Кончился урок в десятом классе — последний урок. Через несколько дней начнутся экзамены на аттестат зрелости.
Радостно взволнованная молодежь толпится в коридоре. Пройдет еще месяц, и они навсегда оставят свою школу, своих учителей.
— Неужели все? Неужели не будет больше ни одного урока? Право, мне даже не верится, что это так! — воскликнула русоволосая девушка, окидывая товарищей веселым, возбужденным взглядом.
— Ну, еще, положим, далеко не все, — насмешливо отозвался кто-то. — Сначала сдай экзамены, получи медаль, а потом говори: все!
— Экзамены я сдам. Конечно, сдам! И аттестат не обязательно с медалью, но получу... Уж я чувствую, как быстро пролетит это время! Кончу — сейчас же подаю заявление в Педагогический институт!
— И, конечно, на физмат?
— Ну да, на физмат! Через четыре года я буду учительницей.
— Больше половины девочек идут у нас в педвузы!
— Ну и прекрасно! Это просто очень здорово, что так много учеников из нашего выпуска хотят быть учителями! Ведь это значит, что хорошая у нас школа, хорошие учителя...
— Да, что ни говорите, девочки, а как-то жалко расставаться со школой.
— На мой выбор учительской профессии определенно повлиял пример Александра Александровича... Определенно!
— А ребята идут в технические институты. Это ведь тоже главным образом потому, что они хорошо знают математику.
К выпускникам подошел Никольский.
Учитель дружелюбно приветствует школьников.
— Александр Александрович, мы разговариваем о том, почему у нас чуть ли не все мальчики в технические вузы стремятся...
— Понятно, почему! — перебивает товарища другой ученик. — Потому, что у техники такое будущее! Ведь правда, Александр Александрович? Подумать только, куда мы шагнем через пять лет, — прямо дух захватывает!
Александр Александрович, сопровождаемый молодежью, перешел школьный двор и сел на скамейку возле деревянной изгороди, отделяющей свежевскопанный зеленеющий молодыми саженцами пришкольный участок.
— Что ж, техника — интереснейшая область, — сказал Александр Александрович. — Инженеры нужны стране. Но не нужнее, чем люди всех других специальностей. Надо прежде всего думать о том, где ты сможешь принести наибольшую пользу Родине... В технические институты решили пойти Сережа, Миша, Юра — это я понимаю, это последовательно и совершенно закономерно. Но вот почему, например, тебя, Витя, потянуло туда же, — мне непонятно! Ведь ты, мой милый, едва ли ясно представляешь себе, что такое шуруп или шарикоподшипник, ты гаечного ключа в руках не держал! А ты, Люся? Разве ты интересуешься техникой? Вот не знал!
Все засмеялись.
Вспыхнувшая Люся что-то смущенно бормотала в оправдание.
— Нет, друзья мои, — продолжал Никольский, — многие из вас еще просто не разобрались в своих желаниях, не знают ни себя, ни своего настоящего призвания. А от выбора профессии зависит счастье всей вашей жизни.
Александр Александрович, бросив короткий испытующий взгляд на школьников, заметил у многих растерянные лица.
— А сколько у нас интересных, важных и нужных профессий! Разве вы не подумали о том, что нашей Родине нужны самые разные специальности? Я приветствую тягу девушек в педагогические вузы. Но почему никто не хочет поступить в медицинский институт? Неужели никого не привлекает эта благородная профессия? Разве это менее интересно и важно? Мне даже кажется, что Люсе работа в области медицины подошла бы больше, чем техника, а Вите не плохо было бы сделаться агрономом или лесничим... А? Как вы думаете, ребята?
— Да вот дома говорят, что лучше в технический, потому что инженеры хорошо зарабатывают... — раздался чей-то неуверенный голос.
— Выбирать работу надо только по сердцу, только на такой работе сумеете вы принести максимальную пользу Родине. Вот именно с этой точки зрения, то есть с точки зрения служения Родине и своей личной склонности, должны вы сделать выбор.
— Сделать выбор... Конечно, очень важно сделать выбор, — сокрушенно вздохнула Люся. — Да разве это легко?
— Очень трудно, Люся! — серьезно ответил учитель. — Трудно, но необходимо. Ведь твой выбор определит всю твою жизнь. Любимая работа делает человека счастливым, помогает ему пережить любое несчастье. А в жизни всякое может быть. Я прожил немало на свете и знаю, видел, как любимый труд спасал людей, переживших глубокую личную катастрофу. Любимый труд делает человека стойким и несгибаемым.
— Александр Александрович, я проверяла себя... Я хочу быть учителем.
— Хорошо, если это сознательно... Но хочется мне и предостеречь вас: трудная это работа, ответственная. Надо быть очень строгим и требовательным к себе, чтобы учить других. И самому надо всю жизнь учиться.
— А вы учитесь, Александр Александрович?
— Учусь. Учусь и в Институте усовершенствования, и в школе, и дома. На каждом уроке, уча вас, я учусь сам.
— Что вы, Александр Александрович! Вы ведь не только математику, вы все на свете знаете — и по истории, и по географии, и по литературе, и по химии. Просто удивительно!
Никольский запротестовал:
— Это у вас еще неверный критерий, друзья, — сказал он. — Я только стараюсь знать больше. Учитель обязан знать много, интересоваться всем. Представьте себе, что учитель прекрасно знает свой предмет, но замкнулся в одной этой науке. Его разговоры с вами были бы очень ограничены. Пожалуй, и дружбы с ним у вас не получилось бы.
— Это верно!
Александр Александрович, с минуту помолчав, продолжал:
— Вот еще что хотел я сказать вам, будущим педагогам, инженерам, врачам, агрономам: не стремитесь непременно осесть после окончания института в центральных районах, в Москве или Ленинграде, поезжайте на далекие окраины нашей Родины, не бойтесь отдаленных местностей. Молодость — лучшее время, когда человек может узнать свою страну, свой народ.
— Александр Александрович, конечно, все это, может быть, верно, но согласитесь, что все-таки интересней работать в передовой школе в центре, чем где-то в глуши, на окраине.
— Никогда не соглашусь! Почему интересней? Что значит — передовая школа? В твоих силах сделать ее передовой. А опытные учителя есть везде. Они с любовью помогут тебе; тебе поможет партия! В молодые годы мне долгое время довелось работать в Сибири и в Семиречье. Работал я в селах и рабочих поселках, притом в такое время, когда не было еще у советской школы ни учебных пособий, ни оборудования, ни установившихся программ, когда за отсутствием налаженного транспорта сообщение с центром было делом очень трудным. И все-таки я расцениваю эти годы, как самое прекрасное время в моей жизни. Вы и представить себе не сможете, чем был тогда учитель в деревне. Ведь школьный учитель — это центр культуры в селе. А близость к природе — как это освежает и облагораживает человека!
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.