Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Теперь, после сентябрьского Пленума, всем стало ясно, какая огромная армия хорошо подготовленных работников, специалистов сельского хозяйства нужна стране, как велика роль этих специалистов в росте и процветании нашей Родины. Директор да и все учителя Кунцевской школы не раз задумывались, задавая себе вопрос — чем объяснить отсутствие интереса большой части молодежи к деревне, к колхозу. Случалось, что из года в год из всего выпуска ни один ученик, окончивший школу, не изъявлял желания пойти в среднее или высшее сельскохозяйственное учебное заведение. Нельзя было мириться с таким положением. Ведь школа, и в особенности сельская школа, должна помочь молодежи правильно определить свое призвание, свою будущую профессию в связи с общенародными задачами. Ответственность прежде всего падала на учителей школы. Теперь это начинали сознавать все, но что следовало предпринять, как взяться за дело, — было не ясно.
Директор и классные руководители с некоторой надеждой смотрели на Никольского. Всем было известно, с каким энтузиазмом относится Александр Александрович к работе молодежи в деревне.
— Да, мы виноваты, — говорил Никольский, — мы виноваты в этом равнодушии наших учеников к огромному государственному делу. Техникой интересуются многие. Механизация сельскохозяйственных работ не может не увлечь ребят. Нало только умело взяться за пропаганду... Не интересуются, потому что не знают. Учителя биологии, химии и физики могут сделать многое, вовлекая учащихся в различные кружки, прививая им интерес к нуждам сельского хозяйства. Многое может сделать каждый учитель, каждый классный руководитель. Комсомольцы помогут нам. Умело раскрытые перспективы увлекут ребят. Используем силу своего влияния на наших воспитанников. Ученик верит своему учителю и пойдет за ним.
Александр Александрович Никольский, заслуженный учитель РСФСР, награжденный орденом Ленина, имеющий и другие правительственные награды, не без волнения вспоминает то далекое время, когда он, совсем еще молодым человеком, только что расставшись с университетскими аудиториями, очутился лицом к лицу с жизнью.
Шел 1918 год. Никольский работал тогда в одном из районных отделов народного образования Астраханской губернии. Молодого человека поразила необычайная сила народного духа. Малограмотные, полуголодные люди осаждали отделы народного образования. Молодой учитель почувствовал, насколько велика его ответственность перед народом.
Разнообразные знания, полученные в гимназии и университете, все когда-то виденное, слышанное и прочитанное в книгах, что порой казалось ему ненужным балластом памяти, — все это вдруг приобрело теперь новую неожиданную ценность и значительность. Это был драгоценный фонд, из которого он мог брать нужное и давать тем, кто не хотел ждать. Люди хотели учиться, а у молодого Советского государства не было еще средств, оборудованных помещений, учительских кадров.
Никольский по собственной инициативе организует доклады, лекции, беседы и диспуты. Он разыскивает нужных ему инженеров, врачей, юристов, искусствоведов.
В маленьком рабочем поселке культурная жизнь била ключом. Лекции читались на самые разнообразные темы. Были открыты рабочие вечерние курсы — нечто вроде рабочего университета, вокруг которого сгруппировались лучшие силы местной интеллигенции. Постоянным лектором на курсах был их организатор Никольский. Именно в это время почувствовал он ни с чем не сравнимую
радость служения своему народу. Впервые ярко сказались его организаторские способности, так необходимые учителю.
Эти немногие месяцы работы определили почти весь дальнейший жизненный путь Никольского. Он нашел свое призвание, понял, как много предстоит сделать в области культурного строительства, и почувствовал в себе силы, необходимые для работы в этой области. Тогда он еще не думал о педагогической деятельности. Его больше влекла общественная работа. И позднее, работая в средней школе, он никогда не ограничивал свою деятельность рамками школьных программ и прямых обязанностей учителя математики.
После военной службы Никольский по собственному желанию поехал в Сибирь, в только что очищенную от колчаковцев Омскую область. Осенью 1920 года он с женой-учительницей и маленьким сыном приехал в Омск. Губком направил его на работу в отдел народного образования.
Заведующий губоно торопливо прочитал губкомовскую бумажку. Усталыми глазами, с нескрываемым недоверием посмотрел он на стоящего перед ним невысокого красноармейца в поношенной гимнастерке, туго перетянутой широким ремнем.
— Какое вы получили образование?
— Я окончил университет, — сдерживая невольную улыбку, ответил красноармеец.
— Университет? В самом деле? Очень хорошо! Хмурое лицо заведующего сразу преобразилось. На лице его появилась приветливая улыбка.
— Садитесь, пожалуйста, товарищ! Вы имеете университетский диплом. — Чего же еще лучше! Будете инспектировать школы по губернии. Очень важно. Ваша жена тоже учительница? Хорошо! Так вот что я вам предложу...
Заведующий вытащил из груды бумаг письмо и бросил веселый взгляд на Никольского.
— Есть у нас такое село — Лукьяновка, большое село, в восьмидесяти километрах от Омска. Стоит там школа — земцы еще ее построили. А учить ребят некому. Езжайте в Лукьяновку! Берите бразды правления. Мы вам поможем! Одно условие: школа школой, а инспекторство остается за вами. Вы человек молодой, энергичный, — справитесь!
На другой же день Никольский с семьей и немногочисленными пожитками трясся в телеге по пыльному степному тракту.
В Лукьяновке уже знали о приезде нового заведующего школой. Никольского встретили с радостью. Его ввели в чисто вымытую учительскую квартиру. Ребятишки и взрослые теснились в дверях, разглядывая приехавших. На столе дымилась картошка, стояли кринки с молоком, лежали ломти щедро нарезанного хлеба. Женщины шептались с женой учителя, улыбались ее маленькому сынишке.
Потом председатель сельского Совета, в сопровождении двух крестьян, повел учителя за околицу и показал ему полоску неубранной ржи. Эту рожь крестьяне отдавали приезжему учителю. В то трудное, голодное время, когда на счету был каждый кусок хлеба, это был ценный подарок.
Через несколько дней хлеб артельно скосили, обмолотили и привезли с мельницы мешки душистой ржаной муки. На школьном дворе появилась корова, крестьяне запасли для нее корм. Все они трогательно заботились о семье молодого учителя.
Вскоре начались занятия в школе. Желающих учиться набралось больше, чем могли вместить классы. На одной парте с малышами зачастую сидели тринадцати-четырнадцатилетние подростки.
Днем учились подростки и малыши, а вечером приходили взрослые парни, и Никольский готовил их к сдаче экзаменов экстерном. Взрослые ученики особенно горячо взялись за учебу.
В школе иногда по вечерам собиралась молодежь. Никольский мастерски читал Гоголя.
В один из таких зимних вечеров зародилась у Александра Александровича мысль поставить спектакль. Предложение учителя было принято с восторгом. Подобрали «актеров» и начали репетировать «Ревизора». Никольский исполнял роль Городничего. Потом сыграли «Женитьбу» и несколько пьес Островского. Даже «Короля Лира» поставили на школьной сцене лукьяновские артисты-любители. Старики-крестьяне вытирали слезы умиления. Деревенские бородачи от души трясли руку Никольского.
Любители художественной самодеятельности добровольно отдали из собственных единоличных наделов десять десятин пахотной земли драматическому кружку, сообща обрабатывали ее, собирали урожай. Деньги, вырученные от продажи артельного хлеба, шли на нужды культпросвета.
Ежедневные занятия в школе и большая общественно-просветительная работа не помешали Никольскому взять на себя организацию сельского кооператива и в дальнейшем вести всю его отчетно-бухгалтерскую сторону. Кроме того, он, будучи разъездным инспектором губернского отдела народного образования, исколесил на перекладных вдоль и поперек все степные равнины Омской губернии.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.