Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
В коридоре и в комнате, отведенной под собрание, небольшими группами стояли и сидели учителя. Галя не знала никого здесь и с интересом рассматривала собравшихся. Среди людей самых различных возрастов было особенно много девушек — веселых, нарядных, шумливых. Все они, казалось, беспечно говорили о разных вещах, и никто из них, к удивлению Гали, не имел того серьезного, озабоченного вида, который, по ее мнению, должны были иметь учителя, явившиеся сюда, как и она, за разрешением своих насущных творческих вопросов. Впрочем, таким было только первое впечатление.
Галя заняла место у окна и сейчас же заговорила со своей соседкой, которая, как оказалось, уже не первый год занималась в школе.
Обрадованная Галя забросала соседку вопросами. Ей хотелось узнать обо всем и самой рассказать о своих неудачах.
— Если бы вы только знали, как мне трудно! Мне часто кажется, что я совсем ничего не знаю, ничего не умею и ничему не научу своих учеников. Бывало у вас когда-нибудь такое чувство, Клавдия Ивановна? Ну, в первое время работы, конечно? Казалось вам, что вы не справитесь?
— Вы чудачка, Галя! — спокойно улыбнулась соседка. — Не забывайте, что вы четыре года учились в Педагогическом институте, знаете высшую математику, а ребят вы учите элементарным вещам.
— Знаете, о чем я сейчас думаю? — снова заговорила Галя. — Я думаю, что если бы у меня хватило смелости рассказать здесь, на секции, все откровенно, вот так, как я говорю с вами, то мне бы помогли, меня бы научили! Но мне стыдно, я боюсь показаться смешной... Как вы, все-таки, думаете, Клавдия Ивановна, можно или нет признаться во всем Никольскому?
Клавдия Ивановна снисходительно усмехнулась.
— Отчего же нет... Он очень знающий человек, опытный педагог.
В комнату вошел Никольский, поздоровался с товарищами.
— Как научить ребят пятого класса хорошо решать задачи?— спросила молодая учительница Никольского, когда кончилось обсуждение доклада.
Галя насторожилась.
— Ну, на такой вопрос я не сумею ответить, — улыбнулся Никольский. — Поговорим лучше о том, как подойти к решению задач в пятом классе... Успех дела зависит прежде всего от нас самих. И, например, ни одной задачи не дам классу, если сам не решил ее дома. Нельзя механически, подряд брать задачи из задачника Рыбкина. Наверное, многие из вас уже заметили, что они не всегда расположены по степени трудности. А ведь итти надо от простого к более сложному.
— Я, да и многие другие педагоги убедились, что пятиклассники не могут выполнить требований программы, — сказала Галя и оглянулась на товарищей.
— Неверно, — возразил Никольский. — Это заблуждение возникло на почве неумелого подхода к детям. В нашей работе необходима продуманная постепенность перехода от более простого к более сложному и умение свести весьма сложное к менее сложному. Конечно, сразу это не дается никому. Но простой совет: будьте внимательней к задачам, которые вы предлагаете ученикам в классе.
Галя призналась, что в классе плохо понимают ее объяснения и что она очень волнуется перед каждой контрольной. А когда ставит двойку, то едва сдерживает слезы.
— Особенно тяжело, когда хороший ученик не знает урока и ему приходится ставить плохую отметку...
— И не надо этого делать, — живо отозвался Никольский. — Случайная двойка может вызвать нежелательную реакцию... Отметки должны отражать подлинный уровень знаний. Иногда полезно ограничиться внушением. Не каждое лыко в строку... Я вот родился и вырос еще в прошлом веке. Учась в гимназии, а позднее в университете, я содержал себя уроками в богатых домах — репетиторством. Противное это было занятие. И в классе у меня получалось не очень-то гладко на первых порах. Я был недостаточно строг к себе, невнимателен к ученикам. Мне все казалось, что все неуспевающие ученики — лентяи и лоботрясы, вроде тех маменькиных сынков, которых я натаскивал по математике. Надо было время, чтобы избавиться от этого наваждения. Ведь свою педагогическую деятельность я начал в дореволюционной школе, а в советской школе учить нас, молодых, в те годы было некому. По-старому — было плохо, а как надо делать по-новому — никто не знал. Учились больше на своих же ошибках. С годами у меня выработалась привычка быть взыскательным прежде всего к самому себе, а потом уже к школьникам. Никаких догм, никаких готовых формул на каждый случай жизни в нашем деле не может быть. Основное, что спросится с учителя, — это теоретическая вооруженность и знание детской психологии. Ведь перед вами не абстрактный класс с абстрактными учениками, а живые люди — дети, подростки, юноши, которых мы обязаны знать очень хорошо. Изучив каждого ученика, вы почувствуете себя уверенней и сэкономите время и на опросе и на контроле домашних заданий. Вот и прямая практическая польза для вас самих. Помню, одна старая учительница посоветовала мне читать Ушинского. Я читал с увлечением и не мог оторваться. Партия указала мне путь творческого освоения наследия великого русского педагога.
— Узнаешь каждого своего ученика, как мать знает своего ребенка, — заговорила пожилая учительница, — и сразу все начнешь видеть в другом свете. Тогда далеко не каждая пятерка тебя радует!
Галя с удивлением взглянула на учительницу. «Как же так? — подумала она. — Каждой хорошей отметке в классе я радуюсь больше, чем радовалась собственным успехам на экзаменах в институте...»
Девушка перевела недоумевающий взгляд на Никольского. Но Александр Александрович поддержал учительницу.
— Грош цена тому ученику, — сказал он, — который обладает блестящими способностями, хорошими знаниями, а из школы выйдет индивидуалистом, честолюбцем. Такой человек принесет отечеству больше вреда, чем пользы. Мы с вами воспитатели и должны быть бдительны. Галя почувствовала внимательный взгляд Никольского.
— Я ничего не знаю, ничего не умею, — прошептала она. — У меня совсем нет опыта.
— Ну, это еще не порок, — серьезно заметил Никольский, — опыт у вас появится.
— Мне очень трудно, — вздохнула Галя.
— Вы не одна, вам помогут, — мягко сказал Никольский.— Учитесь, критически используйте наш опыт и сами ищите. — Я стараюсь.
— Вижу, — отозвался Никольский. — Бывает так: усвоит молодой человек в вузе с грехом пополам элементы анализа аналитической геометрии и полагает, что арифметика, начальная алгебра — сущие пустяки для него. Такое педагогическое барство — большое зло в школе. К счастью, такие случаи все же исключение.
— Конечно, исключение! — горячо воскликнула Галя. Заговорили о дисциплине. И снова Галя удрученно
созналась, что ей не удается добиться абсолютной тишины в классе.
— Активная работа всего класса — вот что характеризует внутреннюю дисциплину, — заметил Никольский. — Был у меня такой случай. Решаем задачу в восьмом классе. Задача трудная. В классе тишина. Вдруг, слышу, свист... Это мой ученик, оказывается, насвистывает!
— На уроке? Да за это из школы исключить можно! — возмутилась одна учительница.
— Конечно, это недопустимо, — согласился Никольский. — Хорошо еще, что все были увлечены работой. Я подошел к мальчику — он умолк, смутился. Оказывается, он решил задачу и свистит от радости. Ведь задача-то была трудная! После урока мы с ним мирно поговорили о дисциплине, о его обязанностях по отношению к товарищам. Никаких особых мер воздействия я не применил. Хороший мальчик. Все это говорит о том, как важно нам, педагогам, уметь разобраться в каждом отдельном случае. Надо помнить, что мы имеем дело с детьми. А ведь, что греха таить, забываем мы это частенько.
...Многие учителя увлеченно рассказывали о своей работе в кружках юных математиков.
— Кто будет оспаривать пользу математических кружков в школе? — заметил Никольский. — Но в кружковой работе есть и недостаток. Кружки существуют для немногих, для лучших учеников. А остальные? А весь класс? Нельзя переносить в кружки то, что должно быть сделано в классе.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.