Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Одна женщина, отведя учителя к окну, доверительно рассказала ему о своем намерении сделать сыну новый костюм к выпуску и нетерпеливо ждала одобрения учителя.
— Ведь он уже взрослый, ему хочется одеться...
— Костя у вас всегда хорошо одет.
— Ну, знаете... все-таки мальчик кончает школу! Мы с мужем имеем возможность...
— Ну что же... Я вовсе не против того, чтобы молодежь красиво одевалась. Но... есть здесь одна опасность. Нельзя допускать, чтобы дети привыкали к тому, что им легко дается все желаемое. Пусть чувствуют, что все, что они имеют, достигнуто трудом их родителей, — может быть, путем лишений и ограничений. Я знаю случаи, когда в обеспеченных семьях, у любящих родителей вырастают бездумные белоручки, сытые баричи, привыкшие получать все готовым... Совсем недавно мне пришлось наблюдать, как девушка, вернувшись с прогулки, развалилась в кресле, заявив, что она очень устала. А больная, весь день работавшая мать бегала из комнаты в кухню и обратно, ублажая свою дочку... Известен мне также один молодой человек, который не считает позорным для себя эксплуатировать свою бабушку, покупать на ее пенсию цветы и подарки девушкам, в то время как эта самая бабушка ходит в дырявых башмаках. К сожалению, таких случаев у нас не мало. Это зло, с которым мы должны бороться!
— Да, да... Вы правы, Александр Александрович!
— Обычно родители выдвигают в свое оправдание аргумент, что, мол, у нас было тяжелое детство, так пусть же наши дети пользуются всеми благами жизни... Зачем же их лишать комфорта, если мы имеем возможность?.. Такие любящие родители калечат своих детей. Эгоизм и себялюбие у детей развиваются в наиболее обеспеченных семьях.
— Ах, Александр Александрович! Все, что вы говорите, верно. Но ведь так хочется порадовать детей обновкой! Себе откажешь, а уж ребенка не обидишь...
— Вот это и дурно. Если вы думаете о счастье ваших детей, то не балуйте их, не воспитывайте детей эгоистами. Помните, что писал Макаренко в своей «Книге для родителей»? Если есть в семье возможность сделать только одно, а не два платья, то это платье должно быть сделано матери, но никак не дочери...
— Ну, как же так, Александр Александрович!
— Вот именно так! И поверьте мне, что эгоисты, выращенные вами, останутся эгоистами не только в своей личной жизни, в собственной семье, но и в общественной жизни...
В Кунцевской школе активно работает секция математиков. Этот маленький коллектив — в школе пять математиков — возглавляет Марианна Антоновна. Она принадлежит к тому же поколению старых, беззаветно преданных своему труду людей, что и Александр Александрович. Как и он, Марианна Антоновна глубоко заинтересована воспитанием молодых учителей и так же любовно и ревностно следит за их работой. Такие мастера педагогического труда есть в каждой советской школе, и все они горячо стремятся передать свой опыт в молодые умелые руки.
Но что нужно сделать для того, чтобы завоеванное упорным трудом мастерство учителей старого поколения стало достоянием учительской молодежи?
Никольский, который руководит районной математической секцией, и Марианна Антоновна часто делятся друг с другом мыслями о методике передачи опыта.
— Процесс приобретения опыта происходит у нас недостаточно полноценно и быстро, — говорит Никольский. — Это я вижу по своей работе с учителями района.
— Да, да, — сочувственно кивает седой головой Марианна Антоновна. — Решить вопрос о том, как в более короткие сроки сделать учителей опытными, — очень важно... Доклады, открытые уроки, — нет, это не то...
— Это все нужно, но этого недостаточно, — говорит Никольский. — Мы должны сократить время превращения молодого человека, окончившего институт, в настоящего учителя. Некоторые у нас что-то уж слишком долго ходят в молодых и все хотят получить скидку на молодость. Мое глубокое убеждение, что два года преподавания о школе вполне достаточно, чтобы не считать себя новичком. А за пять лет работы можно в значительной степени овладеть педагогическим наследием учителей старшего поколения. — Все мы хотим быстро сделаться мастерами, да вот не получается!— сокрушенно вздыхает Зоя Федоровна, преподающая математику в пятых классах. — Когда я пришла первый раз в школу, у меня было такое ощущение, что я ничего не знаю и надо мне начинать с азов.
— Так оно и есть, — улыбаясь одними глазами, говорит Александр Александрович. — Молодой человек, окончивший институт, — учитель только в потенции. Работа в школе покажет, какой он учитель: плохой или хороший. Судят нас не по диплому, не по институтским отметкам, а по тому, как мы работаем в классе... Вы прошли эту практику, Зоя Федоровна, и стали хорошим учителем. Если бы вам только побольше спокойствия, выдержки... Нельзя на одних нервах!
Первые два года в школе — это и есть тот заключительный практический период, который формирует педагога. Если учитель с самого начала безответственно подходит к работе, бездумно относится к своим методическим приемам и не ищет новых путей, довольствуясь тем, что у него получается, то в дальнейшем это становится привычкой. Учителю уже трудно отказаться от стиля своей работы. А ведь он порой бывает не совсем правильным.
— Вот именно, — подтверждает Марианна Антоновна. — Самоуспокоенность — страшная вещь в нашем деле...
— И что такое опыт? — продолжает Никольский. — Мы-то с вами знаем, Марианна Антоновна, что всякий бывает опыт. Разве мало среди нас людей равнодушных, закоренелых в своих методических ошибках, не замечающих этих ошибок?.. Без творческой инициативы, без новаторства учителя не получится. Зою Федоровну сделала хорошим учителем не одна практика, — нет, она критически использовала наш опыт, упорно искала, думала, сомневалась, не спала по ночам.
— Правда, Александр Александрович.
— Ну вот, видите... И получился хороший учитель.
Мне думается, Марианна Антоновна, было бы очень ценно, если бы молодые учителя не ленились вести дневник, записывая в нем все вопросы, возникающие в их педагогической практике, все свои трудности и сомнения.
— Да! — отозвалась старая учительница. — Говорить с молодежью надо не вообще, а всякий раз о конкретном случае.
Часто возникали в учительской горячие споры о политехническом методе. Конечно, понимали все, что учитель должен не просто давать урок в классе, следуя общим указаниям программы, учитель должен добиваться от учащихся умения в жизни, на практике применять полученные в школе теоретические знания. Через призму своего предмета каждый учитель стремился внести крупицу политехнизма в общее дело школьного обучения. Для преподавателей биологии, физики и химии вопрос казался яснее и понятнее, но для математика?
— Александр Александрович, что же мы, математики, должны делать на своих уроках, чтобы обучение стало более наглядным? — спрашивала Зоя Федоровна. — Мне представляется это невозможным...
— Наглядные пособия, которые необходимы нам на первых порах, просты, и школа может приобрести их, — ответил Никольский. — Нельзя допускать, чтобы ученик, легко высчитывающий на доске объемы и площади, становился втупик, если вы ему дадите в руки ту же геометрическую фигуру, скажем, трапецию, и попросите определить ее площадь.
— Геометрические фигуры нужны на уроках математики, — согласилась молодая учительница, — это первый шаг... К сожалению, бывает так, что в классе ученик уверенно выводит формулы, решает сложные уравнения, а на практике он беспомощен, не умеет и не знает, как применить эти формулы и общие математические законы в жизни. Мне кажется очень важным, что мы учим теперь школьников производить измерения площади на открытой местности...
— Да, — сказал Никольский. — Это мы делаем... Но лучше, если любой обмер, ну хотя бы обмер пришкольного участка, будет сделан школьниками не ради самого обмера, не ради одной практики, а будет вызван какой-то жизненной необходимостью — скажем, для работы наших юннатов...
Александр Александрович участвует в районных и областных совещаниях учителей по политехнизации школы. Ему самому не раз приходилось выступать по этому вопросу. Многолетний педагогический опыт научил Никольского остерегаться слишком быстрых обобщений и выводов.
— Идея политехнизма, — говорит Александр Александрович, — близка каждому вдумчивому советскому учителю. Школа не может быть оторвана от жизни — Ленин учил нас этому. Но, перестраивая методику преподавания, мы все время должны помнить, что не имеем права принести в жертву качество теоретических знаний... Это ясно. И в науках математических должны мы быть особенно зорки.
Никольский считает, что в свете задач политехнического обучения, поставленных XIX съездом партии, самое важное в преподавании математики для учителей — это безусловная необходимость довести своих учеников до полного понимания того, какое место занимает математика в материалистическом познании мира. Поэтому, добиваясь прочного и глубокого знания теории, учителя должны строить свою работу так, чтобы воспитать в школьниках убежденность, что математические знания являются основой всех естественных наук, техники и сельского хозяйства.
На секционных собраниях математиков района «текущим вопросам» педагогической практики Александр Александрович уделял наибольшее внимание, и время, отведенное на этот пункт повестки, не поддавалось регламенту. Вопросов было всегда много, все их надо было обсудить и на все ответить. А это далеко не так просто.
Учителя района охотно посещали собрания секции. Галя, только весной окончившая Педагогический институт, первый раз пришла в методический кабинет, где раз в месяц происходили совещания математиков.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.