Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
И Никольский, начертив на доске числовую ось, говорит ученикам:
— Если спросить первоклассника, какое число следует после четырех в числовом ряде, он ответит: пять. И будет совершенно прав. Но тот же школьник уже в четвертом классе узнает, что между натуральными числами находятся числа дробные. Позднее возникает понятие об отрицательных, иррациональных и мнимых числах.
Едва ли кто стал бы возражать против уместности и целесообразности такого широкого подхода к математической теме.
Александр Александрович Никольский много лет работает учителем математики в Кунцевской школе. Математика — трудный предмет. Может быть, ни одна наука не требует от школьников такого постоянного внимания, сосредоточенной работы и точной исполнительности. Бывает, что люди, окончившие курс средней школы, так и остаются при убеждении, будто математика — наука сухая и скучная. Но ученикам Никольского и в голову не приходит такая мысль.
— У Александра Александровича всегда интересно и весело на уроке, — говорят школьники. — Требует он здорово, зато и объясняет замечательно. У него слушают все.
Авторитет Никольского среди школьников очень высок. Если на комсомольском собрании стоит вопрос о дисциплине, то все заранее убеждены, что о долге комсомольца никто не скажет доходчивей и лучше, чем Александр Александрович. И комсомольцы часто идут к нему с просьбой выступить на собрании. Никольский выступает, и его выступления, как и беседы с глазу на глаз с провинившимся школьником, лишены назидательности или педантичности. Это задушевный разговор вдумчивого и заботливого старшего товарища с младшими. Его речь, насыщенная конкретными жизненными примерами, увлекает слушателей, и сухие, скучные для многих «правила внутреннего распорядка» приобретают живой смысл, глубокое содержание.
Не удивительно, что после одного такого собрания комсорги классов с особым вкусом . повторяли товарищам римскую пословицу: «Порядок есть душа всех вещей», которую привел в своем выступлении Никольский. Не только учителя математики, но и преподаватели других предметов нередко обращаются за советом к Никольскому. На школьном производственном совещании он выступил с докладом о моральном облике советского учителя, а на педагогическом совете сделал доклад о культуре устной и письменной речи.
— Наши ученики должны говорить не только правильно и ясно, но и образно, — подчеркивает Никольский. — Но для этого мы, педагоги, обязаны с беспощадной строгостью относиться к собственной речи.
Александр Александрович говорит выразительно, умело иллюстрируя свою речь примерами из литературы, истории, общественной жизни.
В школе собирались родители. Одни, не задерживаясь, быстро входили в двери школьного здания, другие, здороваясь и переговариваясь, останавливались на асфальтовой дорожке возле спортивной площадки, где играли школьники.
— Лара! — удивленно воскликнул высокий мужчина, подходя к изгороди, отделяющей спортивную площадку от школьного двора. — Вот ты где, оказывается. А мама ждет и беспокоится!
Девушка пренебрежительно пожала плечами.
— Удивительные люди вы с мамой! Будто мне пять лет... Ну, если ты пришел на собрание, то приготовь, пожалуйста, свои уши для выслушивания всяких жалоб.
Девушка с насмешливой гримасой отвернулась от отца и отошла к играющим. Отец направился к дверям школы.
В Кунцевской средней школе родители каждый месяц встречаются с учителями своих детей.
После доклада и общей беседы родители обычно расходятся по классам, где их встречают классные руководители. С ними можно посоветоваться по вопросам воспитания, узнать, каковы успехи в учебе сына или дочери.
Александр Александрович пришел сегодня позже других учителей. Он заметил, что в углу на задней парте понуро сидит пожилой человек. Никольский узнал отца Лары. Это был высокий, сильный мужчина, и странно было видеть выражение растерянности на его лице.
Впрочем, Александру Александровичу не первый раз приходилось встречать отца Лары в угнетенном состоянии. Никольский ни о чем не спросил его и молча сел рядом с ним за парту.
— Конечно, вы уже догадываетесь, Александр Александрович, о чем я буду говорить с вами! Мы с женой просто в отчаянии. Лара попрежнему невозможна... Что делать? Повлияйте на нее. Она так уважает вас.
Большие внимательные глаза учителя с укоризной смотрели на собеседника. «А почему вас не уважает ваша дочь? Кто же виноват в этом?» — говорил, казалось, взгляд учителя.
— Она ничего не хочет слушать, — продолжал огорченный отец, — не считается ни со мной, ни с матерью, эгоистична до крайности. Я пробую убеждать ее, говорить по-хорошему, а она отворачивается и зажимает уши.
Учитель невольно сделал движение протеста. Отец Лары сказал тихо:
— Это очень тяжело для отца и матери! Трудно понять это, не пережив то, что переживаем мы...
Александр Александрович понимал. За долгие годы работы в школе он много раз сталкивался с таким горем родителей и никогда не оставался равнодушным к нему. Мог ли он помочь этим родителям? Всегда ли помогал им? Не чувствовал ли он порой свое бессилие изменить отношения, создавшиеся в семье учеников? Да, бывало и так. Далеко не всегда его усилия увенчивались победой. Часто все оказывалось гораздо сложнее, чем можно было подумать вначале. Горечь этих неудач не забывалась. Но было и чувство удовлетворения, была уверенность, что добрые зерна дадут свои всходы.
Владеет ли Александр Александрович какими-то своими, выработанными практикой, приемами? Имеет ли он свой метод воздействия? Несомненно, есть такой метод, основанный на убеждении, что если учитель знает психологию детей, если он любит своих воспитанников, то всегда найдет верный путь к их уму и сердцу. Александр Александрович мог бы предъявить большой счет некоторым родителям, которые по неумению, легкомыслию или слабоволию мешали ему в деле воспитания. Он искал дружеских встреч с ними, мог подолгу беседовать, выслушивать их сомнения и жалобы. Он сам советовался с ними, понимая, что только в тесном содружестве семьи и школы заключается успех дела...
Лара была дорога учителю не меньше, чем другие его ученицы и ученики. Сегодня на уроке тригонометрии Александр Александрович остановился возле парты, на которой сидела Лара. Она с готовностью раскрыла тетрадь домашних заданий и вопросительно подняла на учителя красивые, блестящие глаза, очевидно, ожидая его одобрения.
Александр Александрович молчал, не отрывая взгляда от Лариной тетради. Девушка недоумевала. И вдруг, вспыхнув, она быстро отдернула лежащую на чистой странице руку и спрятала ее под откидную доску парты. Учитель спокойно отошел от парты. Лара в замешательстве провела ладонями по пылающим щекам и сейчас же сжала пальцы в кулак. Оказывается, Александр Александрович вовсе не читал ее формулы, а просто рассматривал ярко окрашенные ногти Лары.
Конечно, Александр Александрович нашел подходящий момент для того, чтобы сказать несколько слов о некоторых школьницах, которые благоухают дорогими духами и щеголяют ярким маникюром. Ни одной фамилии не было названо, но всем было понятно, на кого направлена ирония учителя.
После звонка, задержавшись в коридоре, Александр Александрович подошел к Ларе.
— Как здоровье твоей мамы? — участливо спросил он. — Она еще болеет? Вероятно, тебе нелегко одной справляться с хозяйством?
Девушка что-то пролепетала в ответ. Ее полированные ноготки до боли впились в ладонь крепко сжатой руки.
— Может быть, тебе папа помогает хозяйничать на кухне? — спокойно продолжал спрашивать Александр Александрович.
Лара вздернула голову, нервно рассмеялась и отошла к подругам.
Никольский спустился на третий этаж в учительскую. Для него стало совершенно ясно, что дома у Лары неблагополучно.
Сейчас, слушая отца Лары, Александр Александрович вспомнил свой утренний разговор с девушкой.
Отец с надеждой смотрел на учителя. Он верил, что этот немолодой человек с живым и вдумчивым взглядом поможет ему.
— Вы сами отец, Александр Александрович...
— Да... — медленно отозвался задумавшийся учитель. — Я стараюсь представить себе, что бы чувствовал я, если бы моя дочь или мой сын были вот такими...
— Ну что вы! Это невозможно, конечно...
— Не будем говорить обо мне. Жаловаться мне не на что. Но должен сказать, что если дети хорошо относятся к родителям, то это результат огромного труда и постоянной зоркости самих родителей. Само собой ничего не приходит. Нас, учителей, часто нехватает на воспитание собственных детей. В школе даже принято утверждать, что самые трудные дети — это учительские дети... Явление ненормальное! Учитель, перестающий быть воспитателем в собственной семье, не умеющий вызвать к себе уважение собственных детей, — неполноценный учитель и плохой отец.
— ...Трудно, очень трудно, Александр Александрович! А ведь мы с женой так баловали Лару, гордились ее способностями, ни в чем не отказывали ей, делали подарки, давали деньги...
— Да, вы старались сделать из ее жизни сплошной праздник. А ведь мы-то с вами знаем, что далеко не все легко бывает в жизни.
— Мы стремились избавить дочь от тех лишений, которые терпели сами в детстве и юности. Мы думали сделать лучше, а она стала такой эгоисткой...
— Ну, понятно, она чувствует себя центром вселенной. Все для нее, и ничего другим. Не так ли?
— Да, именно так. Свою мать Лара любит, а меня... Право, мне иногда кажется, что она не только равнодушна ко мне, — она ненавидит, презирает меня...
— Видите ли, — раздумчиво заговорил Никольский, — каждый, даже самый молодой и неопытный, учитель знает, что воспитывать, влиять на детей, не чувствуя их уважения к себе, нельзя. Учитель всегда заботится о своем авторитете в классе, контролирует свое поведение вне класса. Он чувствует себя ответственным перед детьми за свою личную жизнь. А вот родители не всегда думают об этом...
Лицо собеседника потемнело.
— Вы простите меня, — мягко сказал Никольский.— Я говорю как товарищ: мы с вами одинаково заинтересованы в успехе дела. Будем действовать согласованно...
...Мы не можем пока еше сообщить читателю, что стало с Ларой. Впереди — большая воспитательная работа.
— Александр Александрович, можно вас на минутку? — окликнула учителя одна из женщин.
Никольский подошел к ней тотчас его окружили родители. Они расспрашивали об учебе и поведении своих детей, рассказывали о себе, советовались.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.