Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Человек и его дело


Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

В Кунцевской школе номер три помещался военный госпиталь. Койки больных и раненых воинов и высокие операционные столы заняли место школьных парт. Непривычная тишина стояла в коридорах. Белые халаты врачей и медицинских сестер мелькали на поворотах лестницы. Во дворе грелись на солнышке выздоравливающие, а длинные санитарные машины чуть ли не каждый день подвозили к крыльцу все новых и новых раненых.
Вернувшиеся из эвакуации ученики занимались теперь в чужих школах. Но все чаще могли ребята любоваться разноцветными огнями фейерверков на московском небе и мечтать о недалеком уже времени, когда снова распахнутся двери их родной школы.
Этот день настал. Из школьного здания вытащили пустые больничные койки, вывезли медицинское оборудование. Через распахнутые окна ветер уносил из классов стойкий запах лекарств. Его сменил крепкий аромат свежей стружки, масляной краски и сырой штукатурки.
На привычные места встали парты и учительские столики. Коридоры и классы наполнились радостным ребячьим гомоном, и учителя озабоченно склонились над классными журналами.
В том году школа с особым волнением готовилась к традиционному вечеру. Четыре учебных года не собирались старые друзья в своей школе. Мало кто знал что-нибудь друг о друге. Не было известно, вернулись ли с фронта старые товарищи по парте.
В конце широкого коридора висит на стене траурно убранный портрет юноши с высоким лбом и ясным, смелым взглядом. У подножья деревянного постамента, на котором стоит гипсовый бюст того же юноши, заботливо разложены под стеклом вырезки из фронтовых газет и Указ о присвоении звания Героя Советского Союза Андрею Расщупкину.
Перед войной Андрей Расщупкин окончил Кунцевскую школу. Студентом первого курса он ушел в армию, окончил школу танкистов, отличился в боях и, участвуя в героическом прорыве нашими войсками немецкого фронта под Тихвином, погиб на своем танке. Сегодня возле «уголка Расщупкина» собрались хозяева и гости первого послевоенного школьного вечера. Радостные возгласы, смех, объятия, слезы. Преподаватели дружески приветствуют своих бывших воспитанников, и те с особым чувством достоинства и легкого смущения пожимают руки своим учителям.
Школьники с уважением рассматривают военную форму большинства собравшихся гостей, их ордена и медали. На груди молодого летчика блестит золотая звезда Героя. Костя Крюков — второй воспитанник Кунцевской школы, получивший это высокое звание. На другом конце широкого коридора появился невысокий человек с темными, едва тронутыми сединой волосами и выразительным взглядом. Он взволнованно и радостно улыбнулся. Это учитель математики Александр Александрович Никольский. Его окружили бывшие ученики. Вместе с ними учитель идет к портрету Андрея Расщупкина.
После короткой речи директора школы Никольский поднимается на подмостки.
Александр Александрович говорит о победе, о радости сегодняшней встречи и тяжелых утратах, которые принесла война. Он говорит о своем ученике Андрюше Расщупкине.
— ...Как живой стоит он передо мной... Я вижу его опрятную серую блузу, зачесанные назад светлые волосы, глаза — смелые и пытливые. Талантливый юноша! Прекрасный товарищ, простой, скромный, исполнительный, честный. Светлый ум и большое душевное благородство... Сегодня Андрея нет с нами, но мы его помним всегда. Он всегда с нами, в нашей школе...
К Никольскому подходит Костя Крюков. Ученик и учитель с одинаковым оживлением начинают говорить о маленьких, как будто уже позабытых, но примечательных событиях школьной жизни. Потом Костя рассказывает о фронтовых эпизодах, и Александр Александрович, слушая его и вглядываясь в мужественное лицо своего ученика, старается найти в нем черты прежнего школьника. Поздно вечером вместе с учителями Кунцевской школы Александр Александрович возвращается домой. Идут молча. Учителя взволнованы. Ими владеет чувство радостного удивления и гордости, вызванное этой первой послевоенной встречей.
Весна. Первый теплый день. В распахнутые окна школы врываются волны чуть влажного солнечного ветра. На площадке второго этажа, у большого зеркала, девочки заботливо оправляют форменные передники.
Зеркало, притягивающее девочек, как магнит, мальчиков оставляет равнодушными. Делая быстрые повороты на площадке, они, не останавливаясь, бегут вверх и вниз по лестницам.
Александр Александрович легко поднимается по ступенькам. Девочки оборачиваются и здороваются с учителем.
Александр Александрович едва успевает отвечать на приветствия школьников. Усмешливый огонек мелькает в темных внимательных глазах учителя, улыбка прячется в уголках рта. Никольский входит в дверь восьмого класса. Школьники дружно встают, затем снова занимают свои места за партами. Сорок пар глаз следят за каждым движением учителя.
Александр Александрович начинает урок, который проходит оживленно, весело и со стороны напоминает умную, увлекательную беседу, одинаково захватывающую всех ее участников. Нужно большое искусство, доступное лишь зрелому мастеру, чтобы так умело сочетать напряженную работу ума с веселой шуткой, тонкой иронией, не нарушая при этом делового настроения и дисциплины класса.
По глубокому убеждению Никольского, хорошее настроение класса всегда способствует лучшему закреплению знаний. Он умеет поддержать живой интерес класса к длительному и трудному процессу накопления знаний, учит школьников чувствовать и ценить силу логической мысли.
— Стоит только запустить предмет — и сразу перестаешь понимать, тогда становится скучно, — сознается один из мальчиков. — Александр Александрович запускать не дает. Вот в чем дело.
— Это верно... — задумчиво говорит девушка. — У меня было раньше так: задачи решать мне нравилось, а по-настоящему понимала не все. И только вот теперь, в десятом классе, я стала по-другому относиться к математике. Я люблю музыку, и мне кажется, что между математикой и музыкой есть много общего. Надо быть поэтом в душе, чтобы вполне оценить математику!
— А кто это сказал? Лобачевский? Нет?
— Лобачевский назвал свою геометрию воображаемой.
— Будто ты одна знаешь!..
Никольский с интересом прислушивался к разговору.
— Софья Ковалевская писала в одном письме, что математика требует большой фантазии, — снова сказала девушка.
— Ты думаешь, что фантазия — это значит вымысел? А это совсем не одно и то же, — заметил один из учеников.
— Да! Ведь об этом как раз пишет Ковалевская. Она говорит, что только по старым понятиям, — понимаешь, даже по тому времени это были старые понятия, — вот по этим понятиям и думали, будто поэт должен непременно сочинять что-то не существующее в природе. А поэт, как и математик, как и ученый, отталкивается от реальности...
Такой разговор десятиклассники вели в школьном коридоре после урока математики, на котором Никольский говорил о том, что марксистская философия учит нас рассматривать логическое познание в тесной связи с жизненными потребностями и практической деятельностью народа.
— Практические потребности людей, вытекающие из основных занятий населения, родили в Египте геометрию, — говорил Никольский. — Древние земледельцы, пастухи-звездочеты, строители пирамид, сами того не ведая, положили начало науке пространственных форм и измерений. Великий философ и математик Эвклид привел в систему обрывки накопившихся к его времени знаний. Люди, создавшие первую геометрию, считали Землю плоской. Позднее человек узнал, что Земля имеет форму шара.
Постепенно понятия о пространстве утратили свою непосредственную связь с опытом и измерением. Лобачевский, создавая свою воображаемую геометрию, связал ее с идеей реального пространства. Без геометрии, вызванной к жизни потребностью практических измерений, не было бы иррациональных чисел...
Преподаватели математики хорошо знают, как развивает и воспитывает ученика математическое образование, как оно дисциплинирует его ум и волю. Учитель может чувствовать себя удовлетворенным, если он сумел развить у своих учеников логически правильное мышление, научил их находить причинную связь вещей, вооружил их прочными вычислительными навыками. Учитель достигает этого, умело оперируя чисто математическими понятиями и формулами.
Многие, зная, что все это имеет громадное воспитательное значение, считают, что едва ли нужно привлекать на уроки математики представления и сведения из другой области знания.
Не так смотрит на свой труд Никольский. Он ставит перед собой более широкую задачу: он уверен, что нельзя замыкаться в рамки одного предмета.
Он дает урок в восьмом классе по теме «Исследование квадратных уравнений по дискриминанту». Тема написана на классной доске. Прежде чем приступить к объяснению математического действия, Никольский раскрывает перед учениками значение слова «дискриминант» — различитель.
Естественно, что возникла необходимость объяснить слово «дискриминация». Так на уроке математики заходит разговор о расовой дискриминации в буржуазных странах.
В программе по математике для десятого класса есть тема «Развитие понятия о числе». Тема большая и серьезная сама по себе, и многие учителя не допускают и мысли о том, что на этом уроке можно и должно говорить о чем-то другом, не имеющем прямого отношения к теме.
— В природе и в общественной жизни нет вечных и непоколебимых истин, — говорит на этом уроке Никольский. — Все движется, все течет. Развиваются общественно-политические формы, развивается сознание, меняются представления и понятия. Многие понятия и представления, которые в известную эпоху были понятиями передовыми, прогрессивными, для нас стали условными и даже реакционными. С развитием сознания человечества менялось также понятие о числе.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +